Наша русская пословица говорит: ум есть царь в голове, и говорит совершенно справедливо, если понять ее смысл настоящим образом: потому что царь не полагает от себя народной жизни с начала, с ее языком, религией и особенным гением; его законодательство священно для народа как выражение его внутренних потребностей, как образ его духа. Ум есть способность понятий, мыслей, правил, начал и законов, но все это, как общее, он образует из частных случаев и из частных деятельностей, все равно, в области ли физической или нравственной. Нам врождены не правила, не мысли о нравственной деятельности, но самые влечения и стремления к ней. Разум, сознавая нравственные деятельности, сравнивая их, обобщая, поставляет общие нравственные законы о том, что человек должен делать, общие нравственные правила и предписания и общие идеи, в которых мы сознаем существующий нравственный порядок в мире и человеке. Понятно, как необходимы и дороги для нас эти общие идеи: они дают возможность как во всех других случаях, так и в отношении нравственном поступать по определенному, ясно сознанному плану, по ясно сознанным началам с спокойным обозрением целей и средств и всей среды нашей нравственной деятельности; они открывают нашему сознанию нравственную область даже и тогда, когда в нашем сердце иссяк источник нравственности и когда поэтому мы бываем не в силах вступить в эту область, несмотря на то, что имеем самые светлые идеи об ней. Определительно говорит апостол Павел об этом ясном сознании нравственного закона или закона ума и вместе об отсутствии действительного источника нравственности в послании к Римлянам (7, 14–23). Ум, как говорили древние, есть правительственная или владычественная часть души, и мистицизм, который погружается в непосредственные влечения сердца, не переводя их в отвлеченные, спокойные и твердые идеи или начала ума, противоречит свойствам человеческого духа. Но правительственная и владычественная сила не есть сила рождательная; она есть правило, простирающееся на такое содержание нравственного мира, которое рождается из глубочайшего существа духа и в своем непосредственном виде или в первом и основном явлении есть любовь к добру.

http://azbyka.ru/otechnik/Pamfil_Yurkevi...

В новозаветных свящ. Книгах есть правила и распоряжения Апостолов, касающиеся церковного устройства, служащие раскрытию божественных правил Спасителя и применению их к нуждам современного Апостолам общества. Так, напр., мы видим в этих книгах учреждение в Церкви степеней епископа, пресвитера и диакона ( 1Тимоф. 3 гл.; Тит. 1:5 ); и правила введения их в сан ( 2Тимоф. 1:6; 5:22 ; Деян. 6:6 ); правила об обеспечении содержания служащих Церкви (1 Коринф. 9:7–14), о суде епископа над пресвитерами ( 1Тимоф. 5:19 ), об отлучении от Церкви недостойных членов ее (1 Коринф. 5:3–5), о порядке в церковных собраниях (1 Коринф. 14:26–40). о разводах (1 Коринф. 7:10–17), о вторичном браке (1 Коринф. 7:30; 1Тимоф. 5:14 ), о разрешении взаимных споров и тяжб между христианами (1 Коринф. 6:1–7). Наконец, в св. Писании указан руководящий пример для церковной власти в действиях Апостолов, как первых ее иерархов, в отношениях их к пастве, и т.п. Так, показан пример, каким способом должны разрешаться важнейшие церковные вопросы (Деян. Гл. 15), пример пастырской заботы о пастве ( Деян. 20:18–21, 31–35 ), обращение пастырей с пасомыми ( 1Солун. 2:3–12; 2 Коринф. 6:3–6) и друг. Что касается церковных правил, заключающихся в ветхозаветных свящ. Книгах, то нужно сказать, что с окончанием ветхого завета прекратилась обязательная сила и этих законов; это указано и в новозаветном учении ( Евр. 8:10 ; Деян. гл. 15). Они могут иметь лишь историческое значение в науке церковного права. Если некоторые из них приняты христианской Церковью , то свой авторитет они получают от ее законодательной власти (напр. законы о родстве, о неупотреблении в пищу крови, удавленины; см. Деян. 15:19 ). Но и указанные в новозаветных свящ. книгах церковные правила и установления, все ли должны быть неизменными и оставаться неприкосновенными для церковного законодательства? Что неразрывно связано с существом Церкви и ее учением, что относится к ее существенным целям и средствам, что представляет собой общие, основные правила ее устройства и жизни, то всегда остается в ней неизменным, как неизменны в ней истины веры и нравственные правила. Но видимое положение Церкви в его частностях подвержено изменениям соответственно различным обстоятельствам места и времени. Поэтому не могут оставаться вечно неизменными такие церковные установления, указанные в св. Писании, которые состоят только в применении основных начал церковного благоустройства к внешнему положению Церкви, и имеют значение только частное.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

Правила есть, да люди-то к правилам не приготовлены вовсе. Скажут: да и не надо готовиться, надо только правила эти отыскать! Так ли, и удержатся ли долго правила, какие бы там ни были, коли так хочется побежать нагишом? По-моему, одно: осмыслить и прочувствовать можно даже и верно и разом, но сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека. Тут дисциплина. Вот эту-то неустанную дисциплину над собой и отвергают иные наши современные мыслители: «слишком-де много уж было деспотизму, надо свободы», а свобода эта ведет огромное большинство лишь к лакейству перед чужой мыслью, ибо страх как любит человек всё то, что подается ему готовым. Мало того: мыслители провозглашают общие законы, то есть такие правила, что все вдруг сделаются счастливыми, безо всякой выделки, только бы эти правила наступили. Да если б этот идеал и возможен был, то с недоделанными людьми не осуществились бы никакие правила, даже самые очевидные. Вот в этой-то неустанной дисциплине и непрерывной работе самому над собой и мог бы проявиться наш гражданин. С этой-то великодушной работы над собой и начинать надо, чтоб поднять потом нашу «Новь», а то незачем выйдет и подымать ее. Да? Но что хорошо и что дурно — вот ведь чего, главное, мы не знаем. Всякое чутье в этом смысле потеряли. Все прежние авторитеты разбили и наставили новых, а в новые авторитеты, чуть кто из нас поумнее, тот и не верует, а кто посмелее духом, тот из гражданина в червонного валета обращается. Мало того, ей-богу начнет сдирать со спин кожу, да еще провозгласит, что это полезно для общего дела, а стало быть, свято. Как же, в каком же смысле приступить к работе-то над собой, если не знаешь, что хорошо, что худо? Рекомендуем 1 Комментарий Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 658  чел. Всего просмотров 69 млн. Всего записей 2584 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-pisatel...

Там, где это представляется нужным, Зонара указывает на обстоятельства, вызвавшие то или другое правило, объясняет мотивы, руководившие его составителями, так что, при подобном освещении, становится более понятным самое содержание правила (толков. на Апост. пр. 6-е, 10-е, 20-е, 30-е, 35-е, 54-е; 1-го всел. соб. 15-е, 20-е; Халкид. 30-е; Трул. 52-е, 87-е; 7-го всел. 10-е; в хр. св. Ап. 16-е; Лаодик. 5-е, 16-е, 35-е, 57-е: Карф. 16-е (19-е–23-е), 27-е (36-е), 39-е (48-е), 78-е (89-е), 89-е (100-е), 90-е (101-е), 100-е (113-е), 106-е (119-е и 120-е), 117-е, 118-е (131-е и 132-е) 288 , иногда старается объяснить правило на отдельном при мере 289 , и в тех случаях, когда в самом правиле находится ссылка на постановление другого более раннего правила, без точного обозначения какого именно, в своем толковании указывает это правило точно 290 , а также указывает, откуда заимствованы слова св. Писания, если таковые находятся в тексте правила 291 . Конечная цель комментария Зонары состояла в том, чтобы извлечь из объясняемых источников общие догматические положения и показать, как они должны быть применяемы к современной практике. Для этого Зонара сравнивает одни правила с другими и старается примирить встречающиеся в них мнимые или действительные противоречия. Он весьма искусно доказывает, что мысль о противоречии между церковными правилами может возникнуть у читателя в одних случаях вследствие неточности употребленных в тексте правил выражений, так что на самом деле, при более глубоком анализе правил, никакого противоречия не оказывается; в других – вследствие того, что правила, в действительности предусматривающие совершенно различные случаи, только кажутся говорящими об одном и том же. Согласуя кажущиеся противоречия, Зонара выходит, очевидно, из того предположения, что правила содержащиеся в одном кодексе, основанные на одних и тех же религиозно-нравственных принципах, не могут стоять в противоречии друг другу. Зонара ясно высказывает эту мысль в 14-м Апост. пр., говоря: «Не должно думать, что каноны дают противоречивые определения».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

(По поводу современных пессимистических воззрений на семейную жизнь и обусловливаемых ими толков печати о браке и разводе) Содержание На чем основывается церковная юрисдикция в брачных делах? Особый проект Часть I. О предметах духовного суда Глава 1 Часть II. Об устройстве духовных судов Глава 1. Общие правила Глава 2. О духовных судьях Глава 3. О епархиальных судах Глава 4. О судебном отделении Св. Синода и о Соборе Глава 5. О канцеляриях духовно-судебных установлений Глава 6. О внутреннем устройстве духовно-судебных установлений Глава 7. О наказах и отчётах Глава 8. О правах и преимуществах лиц, принадлежащих к составу духовно-судебных установлений, и об ответственности их Глава 9. О надзоре за духовно-судебными установлениями Часть III. О судопроизводстве в духовных судах Раздел I. Общие правила и о подсудности Глава 1. Общие правила Глава 2. О подсудности Раздел II. О порядке судопроизводства о лицах духовного состояния Глава 1. О судопроизводстве непосредственно архиерейском Глава 2. О судопроизводстве у духовных судей Глава 3. О судопроизводстве в коллегиальных духовно-судебных установлениях Отделение 1. О предварительном следствии Отделение 2. О предании суду и о прекращении дел Отделение 3. О порядке производства Раздел III. О порядке судопроизводства по делам брачным и другим, подвергающим виновных открытой церковной епитимии Глава 1. О порядке производства дел о незаконных брачных сопряжениях Глава 2. О порядке производства дел о расторжении браков Глава 3. О порядке производства дел об удостоверении о действительности события браков и о рождении от законного брака. Глава 4. О порядке производства дел о преступных деяниях, подвергающих виновного открытой церковной епитимии Раздел IV. О порядке обжалования приговоров и решений духовных судов Глава 1. Об отзывах и протестах против приговоров и решений неокончательных Глава 2. О частных жалобах Раздел V. Об исполнении приговоров духовных судов Глава 1. О порядке исполнения Глава 2. О судебных издержках     Бракоразводный процесс, всегда бывший одним из живейших вопросов права и политики, в настоящее время вступил, по-видимому, в такую стадию своего движения, которую по всей справедливости можно назвать кризисом его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Первое дает общие формулы, второе показывает способы приеменения их к частным случаям. Заповедь „люби ближнего, как самого себя» есть формула, но совокупность правил, как наставлять русского крестьянина истинам веры и нравственности, т.е., как выражать свою любовь к нему наилучшим образом, есть практическое руководство. Любовь к ближнему выражается в молитве, в религиозном обществе должна выражаться в общественной молитве. Правила о том, как устроять эти молитвенные или богослужебные собрания, составляющиеся под влиянием исторических обстоятельств, и суть правила практические. Прикладных практических наук может быть очень много. Между важнейшими из них являются литургика и церковное право. И та и другая наука заключают в себе многое, относящееся к теоретическому и историческому богословию. Литургика должна не только дать правила совершения богослужений, но должна дать, так сказать, и философию богослужения, в котором религиозные элементы облекаются в художественную форму. Церковное право должно не только представить правила, которые должны осуществлять в своем поведении различные иерархические чины и миряне, правила церковного устройства и правила пенитенсиальные, но кроме всего этого, оно должно подыскать и основание для своих правил, дать им богословско-философскую подкладку. Наука о церковном праве может и критически относиться к тем или иным статьям действующего права, обязательным основанием для нее служат каноны (исследуемые правом каноническим), принимаемые церковью вселенской. И литургика и право должны дать генезис: первая – своего устава, второе – своих правил. В церковном праве практическое богословие соприкасается не только с другими видами богословия, но и с науками не богословскими, именно юридическими. Церковное право связано с этими науками и по своему происхождению, и по своему содержанию. Право есть совокупность правил, устрстраняющих возможность беспорядков в личной и в общественной жизни. При самой идеальной нравственности, если бы люди не установили заранее правил какого-либо общего дела (или как пользоваться нужным всем предметом), когда и как его начинать, кто и какой частью должен заведывать, дело не было бы доведено до конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

5. Сборники общие и специальные. – Говоря о кодификации церковного права и частных сборниках, через составление и развитие которых осуществлялась эта кодификация, мы разумели сборники, имевшие целью представить совокупность действующих постановлений, касавшихся различных сторон строя церковной жизни. Это общие церковно-юридические сборники. От них нужно отличать сборники особенные, относящиеся только к одной какой-нибудь стороне церковной жизни, каковы: покаянные номоканоны или пенитенциалы, касавшиеся только покаянной дисциплины; монастырские уставы, представляющие из себя кодексы, касающиеся только строя жизни монастырской; церковные уставы, определяющие порядок общественного и частного богослужения. Кодексы этих уставов тоже имели частное происхождение, составлялись, дополнялись и изменялись частными лицами, которым принадлежало не только распределение материала этих кодексов, но и самый материал. Из них общее употребление имели церковные уставы 705 , рассмотрение которых относится к литургике, и пенитенциалы. Только этих последних мы и коснемся в нижеследующем обозрении сборников церковного права. § 25. Древнейшие сборники канонов на Востоке 1. Никейские правила, как основание вселенского кодекса. – Первоначальным ядром всех сборников или кодексов, содержавших в себе общеобязательные церковные постановления, послужили 20 правил 1-го вселенского Никейского собора, которые, как и «Никейская вера», т. е. как и символ, пользовались во всей вселенской Церкви наивысшим уважением. К ним вскоре после их издания в разных местах были присоединены правила некоторых поместных соборов как на Востоке, так и на Западе, большей частью в хронологическом порядке. Такие сборники, вследствие присутствия в них общеобязательных Никейских правил, получили потом широкое распространение, а вместе с тем и правила поместных соборов, в них находившиеся, вошли во всеобщее употребление, иногда даже прямо под именем «Никейских правил», с которыми они были соединены в этих сборниках 706 . Таким образом, Никейские правила сделались основанием возникновения общеупотребительного вселенского кодекса соборных правил.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Все лекции цикла можно посмотреть здесь .   Что такое риторика? О риторике существует множество превратных представлений. Часто называют риторикой некую искусственную речь, некую речь, специально предназначенную для того, чтобы кого-то удивить, или кого-то обмануть. Все это не верно. Риторика – это филологическая дисциплина, которая изучает целесообразную речь и речевые отношения в обществе. Было бы неправильно ограничить предмет риторики только устной речью, хотя само по себе слово «риторика» происходит от греческого слова «λω» – «говорю», что собственно исконно родственно русскому слову «речь». Риторика занимается не только устной речью, она изучает любую – письменную, печатную и всякую другую речь, но с точки зрения целесообразности этой речи, то есть, тех целей, которые ставит перед собой говорящий, или пишущий человек. В область исследования риторики, в область ее интересов, входит речь публицистическая, скажем, речь журналиста; речь политическая, скажем речь политика. Но также речь судебная, например, выступление адвоката, или обвинителя адвоката, или прокурора на суде. Речь философская, речь историческая – исторические произведения, различного рода популярная литература, то есть всякая речь, которая содержит не научную, а так называемую риторическую аргументацию, о которой мы с вами скажем позже Риторика включает три основных раздела, которые называются – общей риторикой, частной риторикой и риторической критикой. Общая риторика, как некая дисциплина рассматривает общие правила, общие модели, если угодно, построения связной публичной речи. Собственно, всякое обучение риторики начинается именно с общей риторики. Частная риторика изучает конкретные виды речь. Скажем, риторика судебной речи. А риторическая критика исследует то, как построена та, или другая речь, конкретная речь. Занимается оценкой, анализом и критикой уже созданного высказывания. Соответствующим образом эти три класса речей – общая риторика, частная риторика и риторическая критика складывают то, что называется практическая риторика, или учебная риторика. Помимо этого, существует еще теория риторики, то есть дисциплина, которая изучает систему речевых отношений в обществе. Ясно, что всякая практическая риторика ориентируется на общую риторику, которая нам открывает, разрабатывает общие модели построения речи, общие закономерности построения целесообразной речи. Таким образом риторика оказывается одной из, на мой взгляд, одной из самых важных дисциплин современных, потому что она имеет широкое практическое приложение. Курсы: © Академия журнала «Фома» 2023

http://academy.foma.ru/2016/10/14

Семейство есть государство. Значение главы; все от него; влияние его на нравы. Общие обязанности: экономия. Обучение детей. Разделение полов, послушание. Другие обязанности членов. Воспитание. Взаимное обращение. Обязанности и поведение слуг и рабов. 4 закона, или условия фамильного быта: а) Научение; для этого прежде всего храм предков. Храм (разделяется) на две части: в одной, передней, чествуют Бога и государя, в другой – предков. Жертвенные сосуды Богу и государю за их благодеяния. По сторонам их чествуют святых и доблестных мужей. Утром и вечером жжение свечей и поклоны от главы с другими. 1 и 15 луны прекращаются работы; поклонение в храме и наставления. Можно музыку, в чем наставления. Распределение предков. Жертвы. Трехдневный пост перед жертвой. Обряд чествования предков, кроме того, в 4 времени года. Разделение священных яств. Причины. Учителя. Исполнение общественных добрых дел. Разные наставления. Общие замечания о браках, рождениях, похоронах, вступлении в возраст. Как поступать с нарушителями, б) Питание (содержание); общие земледельческие и ткацкие правила. Агрономические советы. Иметь огород, сад, разных животных. Пользоваться известной погодой для разных занятий. Вспомогательных четыре: платье, пища, помещение, омовение и мытье. Благотворения. в) Запрещение, или предостережение на счет преступлений; разные нарушения правил труда и быта. Наставления ремесленникам и купцам, военным и полиции, против несправедливостей, беззакония, неосторожности, дурных наклонностей, пороков, между прочим, убиения девочек от бедности, бросанием в воду. 58 Против соблазнительных зрелищ, волхвований, колдуний. г) О наказаниях; домашнее и публичное. Соблюдение всего этого – благоденствие. 9) Общественные и семейные отношения. Важность и влияние их: а) государя и подданных; без царя, мир как бы без Бога и человек без разума. Общие обязанности государя к подданным, и обязанности чинов (к нему и народу) и народа к нему. Великолепная картина. Не определены только относительные права и ограничения; одни чудесные советы; б) отношения родителей и детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Kafar...

   Отсюда видно, что где недостает такого важного в строе жизни члена, там можно ли видеть жизнь христианскую, как ей следует быть? — Нет там ее, хоть об ней много толкуют. Б. Правила жизни христианской    Указав строй жизни христиан, Апостол пишет правила для нее, сначала 1) общие для всех христиан, в каком бы состоянии кто ни находился, а потом 2) частные, по состояниям. 1. Правила общие Еф. 4:17-32, 5:1-20    Приступая к изложению сих правил, Апостол ставит во главе их: а) главное начало для вывода их, и в руководство в жизни по ним — Еф. 4:17- 24; и затем уже предлагает 6) самые правила нравственной жизни христиан, яко христиан, — Еф. 4:25-32, 5:1-20.    а) Главное начало Еф. 4:17-24    Это главное начало выходит у него из непосредственно пред сим сказанного. Сказал он пред сим, что Господь дал Церкви и всему роду человеческому особых лиц для научения людей спасению и для руководства на пути к нему, — чтоб мы, люди, не увлекались всяким ветром учения, не жили во лжи человеческой под коварством козней льщения, но, истинствуя в любви, возращали все во Христа — главу Церкви, потому что иначе нельзя быть христианином. По ходу мыслей следовало бы помянуть: вы призваны к сему спасению и вступили на прямой путь к Нему. Но как он неоднократно поминал уже об этом, да и здесь намекает не слегка (ст. 20 и д.), то прямо делает из того вывод: итак, вам не следует уже держаться тех порядков жизни, от которых вы избавлены, а следует все возращать во Христа. Как они были язычники, то Апостол и очерчивает кратко, но полно худобу жизни язычников в нравственно-религиозном отношении, для уяснения — чего же именно удаляться должно (ст. 17—19). То же, как все возращать во Христа, выясняет тем изменением, какое производит благодать в верующих при самом вступлении их в путь вслед Христа, чрез таинства, полагающие начало жизни во Христе (ст. 20—24). То и другое коротко: отложить ветхого человека и облещися в нового. Это и значит — отложить язычество и действовать, как свойственно христианам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2950...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010