Укажем общие христианские правила для оценки каждого рода истинных и мнимых добродетелей с нравственной стороны. Современное ложное учение об эволюции, или самобытном происхождении мира из материи, с отрицанием веры в Бога, Творца и Промыслителя мира, и о безусловном, безостановочном движении мира и человечества к совершенству (прогресс) повело к отрицанию и искажению христианского учения о нравственности и добродетели. Оно же породило и множество дел, несправедливо признаваемых за добрые и безплодных для духа человеческого трудов – за добродетели. Для суждения об этих делах лжеучителей мы находим общее основание в наставлении Иисуса Христа: по плодам их узнаете их (Мат. 7, 16). В век материалистический вся деятельность сынов века сего принимает чувственный плотский характер. Посему, при оценке каждого нового предприятия, или учреждения, ставьте вопрос: что в этом деле имеется в виду для славы Божией, для пользы душ человеческих, для улучшения народной нравственности, по учению и заповедям Христовым? Если в нем ничего подобного нет, признавайте его по качеству не высшим культуры растений, или улучшения породы домашних животных. Если вам укажут в подобных делах на похвальные естественные свойства человеческие – любовь к красоте, к удобствам жизни, на естественную склонность оставлять потомству памятники современного искусства, причисляйте подобную деятельность к разряду тех занятий, которые в слове Божием называются суетою, т. е. напрасною тратою сил человеческих и лет краткой нашей жизни, – как говорит Давид: „только в Боге успокоивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя. Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше. Бог нам прибежище. Сыны человеческие – только суета; сыны мужей -ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты» ( Псал. 61, 8–10 ). Чтобы не ошибиться в суждении о делах человеческих, в забвении о Боге совершаемых, Давид молится: „отврати, Господи, очи мои, чтобы не видеть суеты; животвори меня на пути Твоем» ( Псал. 118, 37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

   Вопрос 173. Должны ли быть какие разговоры во время домашнего псалмопения? Ответ. Не должны, разве у тех, на кого возложено смотрение за благочинием и попечение о делах домашних, да и то по требованию настоятельной нужды, и тогда не без осмотрительности, но с должным наблюдением места, благочиния, степенности и того, чтобы не подать соблазна. Всем прочим необходимо молчание. Ибо если во время собеседования, даже и из тех, кому поручено слово учения, повелевается умолкнуть первому, «Если же другому … будет откровение» ( 1Кор.14, 30 .), то не тем ли паче необходимо молчание во время псалмопения большинству?    Вопрос 180. С каким расположением и вниманием должны мы слушать читаемое нам во время вкушения пищи? Ответ. С гораздо большим удовольствием, чем с каким едим и пьем, чтобы виден был ум, не озабочиваемый телесными удовольствиями, но увеселяющийся более словесами Господними по расположению сказавшего: «слаще меда и капель сота» ( Псал. 18, 11 ).    Вопрос 235. Полезно ли изучать многое из Писаний? Ответ. Поскольку людей можно разделить на два более общие разряда: одним вверено начальство, а другие, при различных дарованиях, поставлены в благопокорности и послушании, то полагаю, что кому поручено начальство и попечение о многих, тот должен знать и изучать обязанности всех, чтобы всех научать воле Божьей, показывая каждому его обязанности. А из прочих всякий, помня, что сказал Апостол: «не думайте более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил» ( Рим.12, 3 ), пусть тщательно изучает и исполняет свои обязанности, ни о чем более не любопытствуя, чтобы соделаться достойным услышать от Господа сии слова: иди, «добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю» ( Матф.25, 21 ).    Вопрос 236. Которые удостоились выучить четыре евангелия, те как должны принимать благодать сию? Ответ. Поскольку Господь изрек: «кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» ( Лук. 12,48 ); то они должны более других бояться и тщиться, как Апостол научил, говоря: «Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами» ( 2Кор.6, 1 ). А это достигается, если верим Господу, Который говорит: «Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете» ( Иоан.13, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Выше приведены общие правила защиты нецерковным человеком своей души от сект. Еще два конкретных совета я могу дать тем, кто хотят знать, как отличить христианство и православие от подделок под них. Если Вы хотите узнать, каково отношение обратившегося к Вам христианского проповедника к Православию - есть совсем простой способ понудить его к честному объявлению его конфессиональной позиции. Попросите его перекреститься. И попросите его поцеловать образок Божией Матери. Если он откажется - значит это представитель одной из многочисленных антиправославно-протестантских общин. А дальше - это уже выбор Вашей свободы: пойдете ли Вы за ним сразу, решите ли действовать так, как рекомендовано в Правиле 7, или вспомните о том, о чем шла речь в Правиле 2. Есть и критерий, по которому можно узнать, насколько Ваш собеседник далек от христианства. Попросите его пояснить - зачем Христос умер на кресте и почему Он называется Спасителем. Христианин скажет, что в конце концов Христос спасает нас от небытия и спасает ценой собственной крестной жертвы. Не-христианин скажет, что Иисус - это Учитель, который спасал нас от тьмы незнания и безнравственности... А вот зачем Он все же пошел на Крест - останется без пояснений. Напомню лишь, что Сам Христос сказал " На час сей Я и пришел в мир " не перед началом очередной проповеди, а перед казнью... Здесь стоит помнить, что хотя у человека есть право проповедовать что угодно - у него нет права (по крайней мере нравственного) на явную ложь. Он может излагать любое воззрение, он не может лишь утверждать, что это (то есть понимание христианства, лишенное понимания Креста) и есть воззрение самого Христа. Я полагаю, что даже в самых светских школах дети всех вер и национальностей должны знать очень близко к тексту, желательно наизусть, один специфически христианский текст. Это - 24 глава Евангелия от Матфея. " Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине, и спросили: скажи нам, когда это будет, и какой признак Твоего пришествия и кончины века? Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Иудеи, поскольку противятся благовестию, стали «враги, ради нас» ( Рим.11:28 ), т. е. язычников, чтобы они пришли к вере и спаслись. Но и иудеев не отвергает Бог совсем, а ждет их обращения, называет их «возлюбленными Божиими ради отцов», т. е. ради избрания их народом Божиим. Итак, «всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» ( Рим.11:32 ). Непостижимость Божественного Промысла о спасении всего мира вызывает у Апостола восторг и славословие: «О бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его... Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки. Аминь» ( Рим.11:33, 36 ). III. НРАВОУЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 1. Общие правила христианской жизни (12 гл.) В основу христианской жизни ап. Павел поставляет любовь, причем вначале любовь к Богу, а затем любовь к человеку ( Втор.6:4–5 ). Но любовь истинна тогда, когда любящий готов пожертвовать всем, даже жизнью, ради любимого им. Поэтому и по отношению к Богу жизнь верующего должна стать жертвой, безраздельным служением Ему: «Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы познавать вам, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» ( Рим.12:1–2 ). Жизнь наша должна быть «жертвой живой» Богу, подобно тому, как в Ветхом Завете отдавали в жертву животное. Само тело (понятие тела (swma) у ап. Павла имеет двоякое значение: а) как «телесная форма», некий организующий принцип, в смысле аристотелевской «формы» (eidoz), которая в то же время есть и ’enielecia (возможность), осуществляющаяся через собственную энергию; б) тело в смысле «материи тела», которая в земной жизни есть sarx – плоть; а в будущей – doxa (слава, свет), весь наш душевно-телесной организм должен стать и этой жертвой, и жертвенником, на котором она приносится. Для вручения себя Богу надо начинать с тела, т.к. грех опирается именно на тело (самоугодие, плотоугодие, страсти), которое и нужно принести в жертву, а не приносить все в жертву телу, как делают язычники: христианин обязан «распять плоть свою со страстьми и похотьми» (1 Гал.5:12), чтобы через смерть греху войти в жизнь вечную.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Здесь, очевидно, вспоминается чудесное услаждение вод Мерры ( Исх.15:23–25 ), но изложено это событие так обоюдно, что как будто не Божественное чудо, а «целебная сила» дерева произвела перемену во вкусе воды, хотя, с другой стороны, отсюда еще далеко до вывода Ейхгорна, будто Сирах старается «рационалистически» излагать библейские события и удалять чудеса. Напротив, в 44–49 главах Сирах точно воспроизводит древние библейские повествования о чудесах (напр., Сир.46:5–7:21, 23; 48:2–11:24 …). Встречаются и моральные воззрения, отличные от канонических писаний. Так, в Сир.12:1–7 читаем: «давай доброму и благочестивому и не давай грешнику». Слишком практично! В Сир.25:9–10 : «девять помышлений похвалил я в сердце моем: это – человек при жизни видящий падение врагов». – Не так учили богодухновенные писатели (ср. Иов.31:29 ; Притч.25:22–23 ). В Сир.30:6 : «благоразумный отец утешается при смерти мыслию о том, что в мудром своем сыне оставил мстителя врагам своим». Сир.30:17 : «лучше смерть, нежели горестная жизнь». Сир.31:24 : «если ты обременил себя яствами, то встань из-за стола и отдохни». Не таковы советы Приточника-Соломона. В Сир.31:32 : «что за жизнь без вина»?.. Еще: «горький да будет плач (над умершим)… по достоинству его, день или два для избежания осуждения, и тогда утешься от печали» (38:17). На показ печаль! Опять и опять видны идеалы жизни иные, чем у канонических писателей. Слишком мелочные советы: «если что выдаешь (прислуге или жене), выдавай весом и по записи» ( Сир.42:6–7 )… Но указывая некоторые «недоумения» в обозреваемой книге, православный богослов должен обратить внимание на то, что в общем все содержание книги, весь ее тон и характер, способ изложения, взгляды и суждения автора чрезвычайно ценны для всякого читателя по своей сердечности, умилительности, поучительности. Следуя мудрым советам и указаниям автора (напр. Сир.42:2 ), и современный христианский читатель его книги, как древний еврей, не ошибется в своих поступках и будет вызывать у благоразумных людей себе не порицание, а полное одобрение и подражание. Начертываемые Сирахом правила жизни, а равно и общие его нравственно-философские принципы остаются и доселе вполне применимыми и полезными в жизни и теоретических воззрениях; нельзя сказать, чтобы они «устарели» и негодны для нашего времени, так как основаны на вечных канонических откровенных воззрениях. Возвышенный «гимн Творцу» ( Сир.42:15–43:36 ) очень близок к каноническим псалмам: сияющее солнце смотрит на все, и все дело его полно славы Господней… Он проникает в бездну и сердце и видит все изгибы их…

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

XV. Учением о наивысшей видимой главе Церкви оттесняется на задний план сознание, что Господь Иисус Христос постоянно пребывает в Церкви, и что Его пребывание в Церкви является действенным, побуждающим, не оставляющим без воздействия церковную жизнь, эту жизнь поддерживающее и её управляющее. XVI. На слова Спасителя «Ты есть Петр, и на этом камне Я создам Церковь Мою» стал ссылаться, защищая свое первенство, только Римский епископ Каллистрат I (217–222). в) О свойствах Церкви 402. Каковы главные свойства Церкви? Главные свойства Церкви таковы, что она есть: 1. Единая, 2. Святая, 3. Соборная (вселенская) и 4. Апостольская. 1. Церковь есть только одна 403. Почему может быть Церковь только одна? Церковь может быть только одна потому, что Господь Иисус Христос говорил всегда только об одной Церкви, об одном ее наивысшем Пастыре, а также основал одну Церковь . Пояснение: Господь Иисус Христос сказал: «Я есмь пастырь добрый... Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит мне привесть... И будет одно стадо и один Пастырь» (Иоанн 10, 14 и 16). Под этим Пастырем Он подразумевал Себя самого. 404. Если Церковь Христова только одна, что необходимо в ней сохранять? Поскольку Церковь Христова только одна, необходимо сохранять в ней внутреннее единство. 405. В чем состоит внутреннее единство Церкви? Внутреннее единство Церкви состоит в том, 1. что ее члены относятся к Господу Иисусу Христу, как к своей общей главе, вместе с которой составляют одно тело, 2. что они исповедуют одно учение, 3. что они освящаются одним Духом Святым, принимая одни и те же святые Таинства, 4. что они соблюдают одни и те же общие правила 406. Отвечает ли учению о единой Церкви православная молитва: «О благосостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех?» Православная молитва: «О благосостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех», т. е. нескольких Церквей, отвечает учению о единой Церкви, так как эта молитва читается за поместные и национальные Церкви, которые являются частями единой Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Ибо, прежде сказав: «внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства» ( Лук.11 39), потом присовокупил: «Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда всё будет у вас чисто», то есть, все то, в чем грешим и лукавствуем, грабя и лихоимствуя. Сие же выражает и Закхей, сказав: «половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» ( Лук. 19, 8 ). Посему все подобные грехи, которые могут быть отплачены, и за которые можно воздать чем либо в несколько крат большим, очищаются сим способом. И сей говорю, способ не сам по себе достаточен к очищению, но предварительно имеет нужду в Божьем милосердии и к крови Христовой, которою «мы имеем искупление» и от всех других грехов ( Еф.1,7 ), творя за всякий грех «достойные плоды покаяния» ( Лук. 3, 8 ).    Вопрос 284. Если братство от бедствий болезни обедняет; то можно ли не сомневаясь принимать от других нужное на потребы? и если это надобно, то от кого должно принимать? Ответ. Кто помнит Господа, сказавшего: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» ( Матф.25, 40 ), тот с особенным тщанием и рачением прилагает великую заботу к тому, чтобы стать достойным наименования братом Господним. Почему, если кто таков, то, принимая, да не сомневается, но да благодарит. А от кого, когда и как надобно принимать, об этом должен судить тот, на кого возложены общие заботы, памятуя Давида, который сказал: «елей же грешнаго да не намастит главы моея» ( Псал.140, 5 ), и еще: «ходяй по пути непорочну, сей ми служаше» ( Псал.100,6 ). Вопросы о любостяжании, многопопечительности и суетности    Вопрос 48. В чем состоит любостяжание?    Ответ. Когда преступает кто предел закона. А сие по ветхому завету значит заботиться больше о себе, нежели о ближнем, ибо написано: «люби ближнего твоего, как самого себя» ( Лев. 19, 18 ); по евангелию же-заботиться о чем-нибудь ради себя сверх необходимого на настоящий день, подобно тому, кто услышал: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» ( Лук. 12, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Ибо казнь греху есть изъятие его " ...» . 2. Из толкования апологетического характера можно привести комментарий на Гал. 2:16  « человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть »:   «Во всей речи этой мысль одна: закон не приводит нас к праведности; почему, уверившись, что ее может подать только Иисус Христос, мы, оставя закон, прилепились к Нему верою. Но святой Павел разнообразно выражает ее, чтоб сильнее напечатлеть ее в памяти. Три раза напоминает о бессилии закона доставить праведность и три раза указывает истинный источник праведности, святости, спасения в Господе Иисусе Христе через веру в Него...   Что разумеется здесь под законом ? Внешний чин, которым определялся строй нравственно-религиозной жизни иудейского народа — обрезание, субботствование, праздники, жертвы, омовения, окропления и подобное. Этот чин отособлял иудеев от всех других народов и составлял их исключительную собственность. Расположения, входящие в состав благочестия и добронравия, каковы: страх Божий, упование на Бога, сострадание, благотворительность, терпение, воздержание, трудолюбие и подобное, — были общие всему роду человеческому, а не одним иудеям принадлежали... Таким образом, не следует здесь разуметь под законом нравственный закон, правила благочестия, добронравия и все добрые дела... Когда Апостолы Собора писали антиохийцам, что они решили ничего не возлагать на верующих из язычников, кроме известных ограничений; то, конечно, не то разумели, что дают им полную свободу от всех правил благочестия и добронравия, но что не обязывают их к исполнению каких-либо законов иудейской внешней жизни, начиная с обрезания (см.: Деян. 15, 24)... Что значит здесь оправдание ? По общему смыслу оправдаться — значит представить уважительные причины, по которым законно с кого-либо снимается взводимая на него вина, и он объявляется правым. В этом смысле оправдание пред Богом не может иметь места... Долги наши неоплатны. Но за всех нас уплатил их правде Божией Господь наш Иисус Христос крестною Своею смертию... (Далее свт. Феофан приводит сравнительный образ). Пусть в каком-либо городе много должников и какой-нибудь богач объявит заимодавцам, разным или одному, что какой должник представит расписку или свидетельство от меня, того долг считать оплаченным из моей кассы, а его свободным от долга. Вот эту расписку или свидетельство от лица Господа и должен каждый грешник представить правде Божией, чтобы стать пред нею свободным от долга грехов своих. Какая же это расписка или свидетельство? Вера в Господа нашего Иисуса Христа. Уверовавший в Господа прав ( оправдан ) пред лицем Бога правды.

http://bogoslov.ru/article/561751

Объяснение текста ведется как с грамматической, так и с логической стороны. В первом отношении Зонара дает множество объяснений отдельных слов и выражений, употребленных в правилах и представлявшихся или не совсем ясными, или допускавшими двоякое понимание 1986 . Во втором отношении он разлагает правило на составные его части и указывает, где нужно, основание (ratio juris), или цель (ratio legis), или повод (occasio legis) 1987 , а также и внутреннее соотношение различных частей правила. При этом все усилие его направлено к тому, чтобы выяснить, чего правило хочет, что оно повелевает и что оно запрещает. Если в понимании правила или отдельных его выражений возможны различные мнения, то Зонара входит в рассмотрение спорного вопроса и приводит существующие на него воззрения 1988 . Зонара никогда не забывает, что он объясняет действующий кодекс и потому никогда не упускает из вида приложимость правила к жизни или значение его на практике, а это побуждает его, с одной стороны, указывать сферу действия того или другого правила, т. е. отмечать правила местные 1989 , имеющие значение для известного времени 1990 или личные 1991 , а с другой – отмечать правила, утратившие силу и потерпевшие ограничение в позднейших правилах 1992 , или не нужные для практики 1993 . Иногда Зонара указывает исключения из правила 1994 . В случае неполноты правила, когда, например, нет санкции, он дополняет его или на основании других правил 1995 , или от себя 1996 . В некоторых случаях он поясняет свои толкования примерами 1997 . Иногда он делает общие выводы или устанавливает общие догматические положения, основываясь на своих толкованиях, как, например, в толковании на 19 пр. седьмого вселенского собора, на 5 Антиохийского, на 98 Карфагенского, 61 Трулльского. Иногда эти положения извлекаются чрез заключение от меньшего к большему («тем более») 1998 , а иногда чрез противоположение 1999 . 6. Выяснение отношений между правилами. – Важнейшим элементом догматической стороны толкований Зонары является, без сомнения, выяснение отношений между соприкосновенными между собою правилами.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Во-первых, позвольте мне отдать дань памяти нашему общему другу Кристофу де Маржери – человеку, который на протяжении всей своей карьеры был приверженцем дружественных и твёрдых отношений между Францией и Россией. (Минута молчания). Благодарю. «Новые правила или игра без правил?» – наш мир становится миром разрывающимся, потому что нарушаются правила. И игра по правилам, спорт по правилам – лучше, чем спорт или игра без правил (я сейчас, конечно, выступаю перед чемпионом по дзюдо). В таком мире вещи становятся более предсказуемыми, более стабильными, более безопасными. Правила необходимы в международных отношениях, и многие правила развивались на протяжении последних веков. Сегодняшние правила закреплены в Уставе ООН и Заключительном акте Хельсинки. Но правила также должны толковаться, и это проблема сегодняшнего дня, потому что каждая нация толкует их в свете своего видения, нет какого-то общего толкования. Вот что произошло в Косово, когда случилось вмешательство Запада, основанное на самоопределении. То же самое произошло в Ливии во имя ответственности по защите, которая была использована для смены режима. То же самое произошло в Крыму во имя самоопределения. И, в конце концов, нет согласия, как и кто должен обеспечивать исполнение. Это очень печальный опыт – односторонняя операция в Ираке в 2003 году, это урок международной коалиции в Сирии, а также в Ираке в этом году. Почему эти правила больше не работают? Существует одна причина, одна главная причина – это чувство унижения и двойные стандарты. Это результат двухвекового доминирования Запада, который отступает под натиском экономического роста и уступает место многополярности. Это результат 20 лет односторонности, которые, с другой стороны, создали новые разочарования, ощущение маргинализации Ближнего Востока, так же как и здесь, в России. Это чувство унижения является результатом хрупкости государств в условиях глобализации. Государства были ослаблены, и в самих нациях чувствовалось ослабление, и появились сомнения в самих нациях. Это создало спираль недоверия. Спираль недоверия перешла в спираль силы и насилия, и в этом контексте многие считали, что сила может быть лёгким путём для разрешения проблем, но таковым она не является, она лишь ослабляет общие правила ещё более до наступления переломного момента.

http://pravoslavie.ru/74624.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010