XII в.) и 364 (п. 1295 г.) – Канонич. сборники; 367 (XIV в.) – Служебник. с) Du Supplement: 67 (1614 г.) – Номоканон Малаксы; 142 (XVI b.) – Евхологий; 1087 (XVI в.) – Номоканон Малаксы. V. Ватиканской библиотеки в Риме : a) Основной: 430 (XV в.) и 504 (XIV в.) – Сборники канонические; 607 (XVI в.) – Сборник молитв; 640 (XV–XVI в.) – Сборник канонический; 778 (XVI в.) – Литургический сборник; 790 (XV в.) – Каноиический сборник; 828 – Кормчая; 850 (XVI в.), (XVI в.), 1114 (XVI в.) и 1122 (нач. XVI в,) – Сборники; (XVI в.) – Канонический сборник; 1217 (п. XIV в.) – Евангелие; 1638 (XVI в.) – Сборник апокрифических молитв; 1545 (XVII) – Номоканон; 1554 (п. X в.); 1833 (п. XII в.), 1872 (п. XIII в.) и 1875 (п. XII в.) – Евхологии. b) Collect. Basilianae Cryptoferratensis 3 : XVIII – 1979 (п. XIV в.) – Евхологий и XLII – 2023 (XVII в.) – Номоканон. c) Collect. Ottobonianae: 192 (XVI в.) – Сборник; 344 (п. XIII в.) – Евхологий; 418 (XV–XVI в.) – Сборник. d) Palatinae: 364 (XVI в.) – Сборник. e) Collect. Pii II – 34 (1542 г.) – Сборник. f) Collect. Reginae Svecorum: 57 (XV–XVI в.) и 182 (XV в.) – Сборники. VI. Библиотеки Barberini . 71 (первой половины XVI в.) – Номоканон; 72 (16°, XV в.) – тоже; 77 (п. VIII–IX в.), 78 (п. XI в.), 79 (п. XI в.), 80 (п. XI–XII в.), 82 (п. XI в.), 85 (XVII в.), 86 (XVI b.), 87 (XVII в.) 88 (XVI в.) – Евхологий; 192 (перг.-бум. XII–XVI в.) – Канонич. сборник; 233 (п. XII в.) – Евхологий; 245 (1528 г.) – Номоканон; 302 (XVI в.) – тоже; 416 (XV в.) – Евхологий (=ρχιερατικν); III / 32 (XVI в.) – Евхологий (в отрывках) 4 .   VII. Библиотеки Афонского Пантелеимоновского монастыря : (XVI в.), 137 (1796 г.) и 139 (1730 г.) – Номоканоны Малаксы; 140 (1599 г.), 143 (XVI в.), 147 (1772 г.), 148 (1783 г.) и 149 (XVII в.) – Номоканоны; 150 (XVII в.) и 151 (XVIII в.) – Номоканоны Малаксы; 151а (XVII в.) и 153 (около 1420 г.) – Номоканоны; 239 (XVIII в.) – Сборник; 307 (XVII в.) – Сборник отрывков из Евхологиев; 311 (XVII в.) ξομολογηστριον; 312 (XVI в.) – Номоканон; 313 (XVI в.) – тоже; 315 (XVII в.) – Евхологий с номоканоном; 316 (XVII b.), 317 (1651 г.) и 318 (XVIII в.) – Номоканоны; 395 (XVI в.) – Сборник 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Для всех православных поместных церквей и всегда обязательны церковные правила, имеющие авторитет законодательства вселенной церкви. В числе этих правил имеются и такие, в которых заключаются положения относительно той или другой стороны брака. Эти правила суть следующие: апостольские 5, 17 – 19, 26, 48, 51 и 61-е; соборов вселенских – четвертого (451 г.) 6, 14 – 16 и 27, шестого (трульского 691 г.) 3, 4, 6, 12, 13, 26, 30, 40, 47, 48, 53, 54, 72, 87, 92, 93 и 98 и седьмого 22-е, и поместных – анкирского (314 г.) 10 – 12, 16, 17, 19, 20 и 25, неокесарийского (314 г.) 1, 4, 9, 10, 14 и 17; лаодикийского (364 г.) 1, 10, 31, 52 – 54 и карфагенского (419 г.) 4, 16, 21, 25 и 102, и св. отцев: Дионисия александрийского († 246) 2 и 3-е, Василия Великого († 379) 4, 6, 9, 12, 18, 22 – 27, 30, 31, 33 – 42, 48 – 50, 52, 53, 58, 67 – 69, 77 – 80, 87, 88, Тимофея († 385) 5, 11, 13 и 15 и Феофила († 412) 5-е александрийских. В этих правилах, между прочим, говорится о существе и святости брака (апост. 5 и 51) и указываются препятствия к заключению брака, именно: отсутствие согласия родителей на брак детей и – господ на брак рабов (Василия Вел. 38, 40, 42), состояние в священном и монашеском чине (апост. 26; IV всел. 6, 14, 16; VI вселенск. 3, 6, 12; неокесарийского 6 и 18; Василия Вел. 6 и 48), родство плотское (VI вселенск. 54, неокесарийского 2-е, Василия Вел. 23, 68, 78, 79 и 87; Тимофея 11-е) и духовное (VI вселенского 53-е), состояние в непрекратившемся браке (VI всел. 87 и Василия Вел. 77) и разность в религии (IV вселенского 14, VI вселенск. 72, лаодикийского 10 и 31). – Все эти правила явились в России в самые первые времена после основания церкви и сохранялись в ней в сборниках во все последующие времена, но не всегда в одинаковой полноте, в одинаковом виде и в одной и той же редакции. В первые времена русской церкви, означенные правила могли перейти к нам лишь чрез посредство таких сборников церковного права, которые употреблялись в греческой церкви в течении VI – X вв. В Греческой церкви были в употреблении 140 в этот период времени два собрания: одно – номоканон или синагогá титулов Иоанна Схоластика; другое – номоканон из XIV титулов с синтагмою, с ним соединенною.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

2246 ν ο ς τ το γνους συγχονται νματα, ν τοτος γμος θμιτος, так выражена основная мысль Василия Великого в τομος’е патриарха Сисиния (Аф. Синт., V, 14. Ср. Кормчую, гл. 51, уп. изд., II, 283). Димит. Сингела μελτη (Аф. Синт., V, 362). Василия Архид. πκρισις (ib. V, 389). Властаоь, В, 8 (ib. VI, 130–132). 2247 Вас. Вел. кан. 79 и 87, Трул. соб. кан. 54. Димит. Хомат., уп. соч. (Аф. Синт., V, 424). Вальсам., упом. соч. (ib. IV, 559). Властарь, В. 8 (ib. VI, 130). Basilicor. XXVIII, 5, 1 (ed. cit. UII, 198). 2248 Кормчая, гл. 48, столб. 7, 12 (из прохирона); гл. 48, зач. 2, 2 (из эклоги). Χροτοδολοο Πρχ. νομικν, σελ, 86. 2249 Патр. Иоанн, Περ κεκωλυμνων γμων (Аф. Синт., V, 54). Димит. Хомат., уп. соч. (ib. V, 424). Властарь, В, S (ib. VI, 130). 2250 Ср. τμος Сисиния (Аф. Синт., V, 14. Кормчая. II, 233). Евстафия Римск., ib. Властарь, ib. Вальсам. σχλιον номоканона, ΧIII, 2 (Аф. Синт., I, 283). 2251 Влластарь, В, 8 (Аф. Синт., VI, 131). Подробности об этом в упом. μελτη Димитрия Сингела (ib. V, 354 и сл.). См. в Кормчей гл. 50: главизна о сродстве яже от двоюродных (II, 206 и сл.). Относительно Греции см. упом. синодальное послание 6 марта 1873 г., России – упом. ук. 19 янв. 1810 г., по которому допускается брак в свойстве после четвертой степени. 2252 Ср. Димитрия Сингела πντησις (Аф. Синт., V, 366). Властарь, В, 8. περ τν κ τριγενεας ( Αф. Синт., VI, 133). Кормчая, гл. 48, столб. 7, 13 и 14, а в отделе о браках 50 главы читаем: «еже от треродных, сие в первом точию степени запрещается по закону, – обычай убо запрещает и прочее» (II, 202). 2253 Это имеет в настоящее время значение везде: Кормчая, гл. 50: «аще от треродных превышает четвертый степень, прощено бывает» (II. 327), что, впрочем, должно понимать так, что брак запрещен до третьей степени включительно (см. замечание на эту ошибку перевода в упом. кн. Павлова, стр. 39 и 40); τμος Константинопольск. патр. Григория 10 февр. 1389 г.; указ Русского Св. Синода 25 апр. 1841 г.; окружн. послание Афинского Синода 6 апр. 1873 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

226 Περ τς νηστεας τν γων ’Αποστλων κα τν Χριστουγννων κα τς Θεοτκου. пост стыхъ Аплъ, и Хртова ржтва, и Престы Бцы. Τ νηστε τν γων ’Αποστλων κα τν Χριστουγννων κα τς Θεοτκου ξηροφαγομεν τς τρες μρας, γουν τ β’, τ παρασκευ κρατομεν τ ψριον κα τ λαιον κα τν ονον, χωρς σθενεας σθομεν δ σπρια χωρς λαου, ς κα ν τ μεγλ τεσσαρακοστ. Ο δ θλοντες εαρεστσαι Θε, μνον κατ σββατον κα κυριακν σθουσι τ ψριον κα τ λαιον. Въ посты стыхъ аплъ, и ржтва Хртова, и бцы, схо мы тр дн, сирчь, понедльникъ, сред и птокъ хранимс рыбы, и масла, и кром немощи, мы же счива без коже и въ великю четыредестниц: же блгогодити Бг, въ сббт и въ недлю токм дтъ рыб и Тоже предписывается в уставе Студийском (Migne, op. cit. col. 1696–1697) и в том позднейшем, который носит на себе имя Антиохийского патриарха Анастасия Синаита (Pitra, Juris t. II, p. 2 79 : ’Απ δ τς β’ ν ρχμεθα τννηστεαν τν γων ποστλων, διατηρομεν ν πσαις τας δ’ κα τας ς’ σν τας β’ τ λαιον κα τ ψριον νευ σθενεας). 227 Περ το πτε κα πο καταλεται νηστεα τς τετρδος κα παρασκευς. когда и гд разршаетс постъ среды и птка ’Ιστον δ κα τοτο, τι καταλεται νηστεα τς τετρδος κα παρασκευς λου το νιαυτο ες χθας μνον ες τς Δεσποτικς ορτς κα τς Θεοτκου. ’Εν δ τχ παραμον τν ατν ορτν ν τετρδι παρασκευ, ο καταλεται νηστεα τ σπρ δι τν πιοσαν ορτν, ς φησιν ερτατος ’Ιωννης πσκοπος Κτρους ν τ κζ’ ατο καννι ες τν Ματθαον. Καταλουσι δ κα λης τς πεντηκοστς τς τετραδοπαρασκευς, ο μν κοσμικο ες ψριον, ο δ μοναχο ες λαιον κα ονπν. Πλν ξγροφαγα τν τοιοτων μερν καταλεται, οχ δ κα νντη μως ες τν κστου γνμην κεται. Τν δ γων ’Αποστλων κα τν γων μαρτρων κα εραρχν ο καταλεται ες ψριον ες τς αυτν ορτς, ν λχωσι τετρδι παρασκευ, ε μ μνον [ες] λαιον κα ονον, κα πλον οδν. Τ δ ψριον σθομεν ες τν γννησιν το Προδρμου κα ες τν ατο ποτομνν λλ δ τοτου ορτ οδαμς, ε μ μνον λαιον κα ονον. ’Ωσατως κα τν δο ποστλων κα πρωτοκορυφαων Πτρου κα Παλου καταλομεν [ες] χθας, ς φησιν γιος Θεδωρος Στουδτης ες τ αυτο τυπικν.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

302 Clemens Alex., “Strom.” lib. VII [Migne, s. g., t. 9, col. 401—557]. — Origen., hom. X in Levit. [Migne, s. g. t. 12, col. 525—529]. — Tertull, “De jejun.” c. 14 [Migne, s. l., t. 2, col. 973, 974]. — Epiphan., “Haeres.” LXXV, в. 6, exposit fidei n. 22 [Migne, s. g., t. 42, col. 509—512 и col 825—828]. См. “Прав. испов.,” ч. I, отв. 88. 303 Α ф. Синт., II, 89. См. 218-е правило в Номоканоне при Большом требнике и толкование проф. А. С. Павлова этого правила о средах и пятницах, когда нет поста, а именно на пасхальной, духовской и мясопустной седмицах, и когда в эти дни случится Рождество или Богоявление. Ср. “Новая Скрижаль,” II, гл. 9, §§ 12—17. 304 “ Πρ ав. испов.,” ч. I, отв. 88. Ο рождественском посте см. Анастасия Синаита, антиох. патриарха, “О четыредесятнице” (Аф. Синт., IV, 583); об Апостольском посте у того же Анастасия в том же сочинении; об Успенском посте у Никона (Аф. Синт., IV, 589—591), у Анастасия Кесарийского в Палестине (Аф. Синт., IV, 585—588) и в упом. соч. Анастасия Синаита; о посте в день Воздвижения и Усекновения главы Иоанна Крестителя в упом. соч. Никона и в посланиях антиох. патриарха Вальсамона о постах (Аф. Синт., IV, 565—579). См. “ Ηο вая Скрижаль,” II, гл. 9, §§ 1, 10. 305 Аф. Синт., IV, 488. 306 Α ф. Синт., II, 90. 307 Аф. Синт., II, 91. На вопрос архиепископа Константина Кавасилы относительно пресного хлеба, употребляемого римо-католиками при совершении литургии, охридский архиеп. Димитрий Хоматиан отвечает, ссылаясь на данное Ап. правило (Аф. Синт., V, 430—433). Ср. мою книгу «Кирил и Memoдuje и истина npabocлabлja» (Задар, 1881), и в этой книге главу об евхаристийном хлебе (стр. 79—99). 308 Arnob., “Adv. gent.” IV, 34—35 [ Μ igne, s. l., t. 5, col. 1069—1071]. — August., “De civit. Dei,” VI, 8 [Migne, s. l, t. 41, col. 186, 187]. — Lactan., VI, 20 [Migne, s. l., t. 6, col. 705—713]. — Tertull., “Apolog.” c. 15, “De cul. foem.” c. 11 [Migne, s. l., t. 1, col. 357—363 и col. 1329, 1330]. — Minucius Fel, “Octav.” c. 25 [Migne, s. l, t. 3, col. 315—320]. — Clem. Alex., “Strom.” lib. VII [Migne, s. g., t. 9, col. 401—557]. — Origen., “Contra Cels.” III, 3 [Migne, s. g., t. 11, col. 924—925]. — Gregor. Naz., “Orat. IV” [Migne, s. g., t. 35, col. 532—664]. — Euseb., “Hist. eccl.” VIII, 14 [Migne, s. g., t 20, col. 781—788]. — Sozom., “Hist. eccl.” I, 7 [Migne, s. g., t. 67, col. 873—876]. — Theodoret., “Hist. eccl.” II, 3, III, 21—22 [Migne, s. g. t. 82, col. 996 и col, 1120]. — Kufin., “Hist. eccl.” II, 12, 14 [Migne, s. l., t. 21, col. 522, 523].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3710...

   Там же. С. 62—63.    Там же. С. 68. Таинство брака Брак в Древней Церкви    Канонические сборники Православной Церкви оперируют определением брака, предложенным римским юристом Модестином (III в.): «Брак — это союз мужчины и женщины, общение жизни, соучастие в божеском и человеческом праве». Данное определение содержится в «Номоканоне» Патриарха Константинопольского Фотия (IX в.), в «Синтагме» Матфея Властаря (XIV в.), в греческих правовых сборниках Византии, в том числе в «Прохироне» Василия Македонянина (867—886 гг.), перевод которого составил 49 главу «Кормчей Книги». В «Кормчей» определение брака дано в следующей редакции: «Брак есть мужеве и жене сочетание, сбытие во всей жизни, божественныя и человеческия правды общение». В греческом «Номоканоне» это определение сопровождается замечанием об основных свойствах брака: физическом (моногамный союз лиц разного пола), этическом («общение жизни» — общение во всех жизненных отношениях) и религиозно-юридическом («соучастие в божеском и человеческом праве»).    Христианская Церковь, позаимствовав определение брака из римского права, сообщила ему христианское осмысление, основанное на свидетельстве Священного Писания.    Господь, ссылаясь на закон Моисея, учил: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2:24). «Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:5—6). Спаситель говорил о нерасторжимости брака, который мог быть прекращен только по вине прелюбодеяния одного из супругов: «Кто разведется с женой своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует». (Мф. 19:9).    Апостол Павел придавал браку значение Таинства, ибо уподоблял его тайне единства Христова в Церкви. «Жены, — писал он в Послании к Ефесянам, — повинуйтесь своим мужьям, как Господу; потому что муж есть глава жены, как и Христос Глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5:22—25, 31—32).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4122...

Таинство брака Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Брак в Древней Церкви Канонические сборники Православной Церкви оперируют определением брака, предложенным римским юристом Модестином (III в.): «Брак - это союз мужчины и женщины, общение жизни, соучастие в божеском и человеческом праве.» Данное определение содержится в «Номоканоне» Патриарха Константинопольского Фотия (IX в.), в «Синтагме» Матфея Властаря (XIV в.), в греческих правовых сборниках Византии, в том числе в «Прохироне» Василия Македонянина (867-886 гг.), перевод которого составил 49-ю главу «Кормчей Книги.» В «Кормчей» определение брака дано в следующей редакции: «Брак есть мужеве и жене сочетание, сбытие во всей жизни, божественныя и человеческия правды общение.» В греческом «Номоканоне» это определение сопровождается замечанием об основных свойствах брака: физическом (моногамный союз лиц разного пола), этическом («общение жизни» - общение во всех жизненных отношениях) и религиозно-юридическом («соучастие в божеском и человеческом праве»). Христианская Церковь, позаимствовав определение брака из римского права, сообщила ему христианское осмысление, основанное на свидетельстве Священного Писания. Господь, ссылаясь на закон Моисея, учил: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2:24). «Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:5-6). Спаситель говорил о нерасторжимости брака, который мог быть прекращен только по вине прелюбодеяния одного из супругов: «Кто разведется с женой своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует.» (Мф. 19:9). Апостол Павел придавал браку значение Таинства, ибо уподоблял его тайне единства Христова в Церкви. «Жены, - писал он в Послании к Ефесянам, - повинуйтесь своим мужьям, как Господу; потому что муж есть глава жены, как и Христос Глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее... Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5:22-25, 31-32).

http://sedmitza.ru/lib/text/432452/

106 Сама заповедь имеет глубоко нравственное значение. Проблема морально- нравственного звучания, когда за понятием свободы стоит христианская заповедь: «возлюби ближнего своего….». По сути – это ядро нравственности в христианстве. Категория и понятие любви является психологически-нравственным нервом вероучения. 107 Иоанн Постник в 582–596 гг. был патриархом Константинопольским. Им составлен покаянный номоканон, или епитимийник, который отличается значительными послаблениями епитимий, в сравнении с теми, что налагались по рекомендациям Отцов Церкви. Вопросы Кирика отражают заинтересованное внимание древнерусских духовников к заповедям этого автора. Епитимийник Иоанна Постника вошел в состав «Устюжской Кормчей» XIII в. 109 Повторное возвращение к теме прелюбодеяния и согрешения в Великий пост . Прежде ответ на это уже был дан. Попущается супругам, а в отношении других более строгое регулирование. Запрещение усложняется другими запретами. Перечисляется, что надо исполнять, чтобы очистить свой нрав перед Церковью, чтобы вместо греховных проявлений появилась любовь к ближнему. Вот в чем нравственный резон по отношению к согрешающему. 110 Нравственная установка здесь базируется на заповедях Св. Писания, освящающих брак: Ср.: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» ( Быт. 2, 24 ); «И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Матф. 19, 6 ); «И прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть» ( Мк. 10,8 ); «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» ( Еф. 5, 31 ). 111 Если нарушается норма церковных установлений, то это блуд. Но если есть разрешение духовника, послабляющего строгие установления для супругов, – это морально допустимо. 112 Продолжение темы о супружеской морали, но в приложение к субботним и воскресным дням, как дням воспоминания о бескровной жертве Христа и его воскресении.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

3.                   Согласно 16-му правилу Халкидонского Собора, 44-му правилу Трулльского Собора, 5-му правилу Константинопольского Двукратного Собора, 18 и 19-му правилам святого Василия Вели­кого, монахам и монахиням запрещается вступать в брак после принесения ими обетов. 4.                   В соответствии с церковным законом, вдовство по­сле третьего брака считается абсолютным препятствием к новому браку. Иначе это правило можно сформулировать таким образом: «Возбраняется вступление в четвертый церковный брак». Церковь также не может одобрять и благословлять супружеские союзы, которые заключаются хотя и в соответствии с действующим гражданским законодательством, но с нарушением канонических предписаний. Т.е. не может быть совершено Таинство венчания над теми, кто хочет вступить пусть и в первый церковный, но уже в четвертый гражданский брак. Однако это не стоит понимать, что Церковь одобрительно смотрит на второбрачие или троебрачие. Церковь не одобряет ни одного, ни другого, а настаивает на пожизненной верности друг другу, основываясь на словах Спасителя: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает… Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19. 6, 9). Церковь видит во втором браке предосудительную уступку чувственности, однако, допускает его, ибо, по слову апостола Павла, «жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия» (1 Кор. 7, 39-40). А на третий брак взирает как на при­нимаемое послабление, на лучшее, чем открытый блуд, основываясь на 50-м правиле святого Василия Великого: «на троебрачие нет закона; по­сему третий брак не составляется по закону. На таковые дела взи­раем как на нечистоты в Церкви, но всенародному осуждению оных не подвергаем, как лучшие нежели распутное любодеяние». 5.                   Препятствием к вступлению в брак является винов­ность в расторжении предыдущего брака. Виновный в прелюбоде­янии, из-за которого расторгнут первый брак, не может вступать в новый брак. Это положение вытекает из евангельского нравст­венного учения и практики Древней Церкви. Данная норма отра­жена и в церковном законодательстве («Номоканон» 11, 1, 13, 5; «Кормчая», гл. 48; «Прохирон», гл. 49. Эта же норма повторена в 253-й статье устава Духовных Консисторий). Однако не только прелюбодеяние может послужить причиной для распадения брака.

http://pravmir.ru/venchanie-chast-2-komu...

   В число таких обетов, по словам Господа нашего, входит девство: «Не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева материнского родились так, и есть скопцы, которые оскоплены от людей, и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19:11-12).    Добровольная нищета, или нестяжание, предложены Господом богатому юноше при условии, что тот исполняет все десять священных заповедей: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19:16-21). Сюда же относится совершенное отречение от собственной воли и послушание духовному наставнику (Мф. 16:24; Мк. 8:34; Лк. 9:23). «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною...» (Мф.16:24; Мк. 8:34; Лк. 9:23).    Посвятившие себя исполнению этих обетов называются монахами (от греч. «монахос» — одинокий, отшельник), или иноками.    Монашество имеет три степени. Трехлетний искус, или степень послушника, служит вступлением в монашескую жизнь, чтобы желающие ее испытали прежде свои силы и лишь после того произносили невозвратные обеты. Послушника, или иначе новоначального, облекают с установленными молитвами не в полное одеяние инока, а лишь в рясу и камилавку, и потому эта степень называется также рясофором, то есть ношением рясы, дабы в ожидании принятия монашеских обетов послушник утверждался на избранном пути.    Собственно иночество разделяется на две степени: малый ангельский образ и великий ангельский образ, или схима. Посвящение себя иноческим обетам именуется пострижением. Клирика постригает епископ, а мирянина — иеромонах, игумен или архимандрит. В Номоканоне сказано: «Мирской поп да не постригает монаха, по завещанию, яже в Никеи Святоаго Собора. Како бо даст иному, егоже сам не имать» (гл. 82).    Пострижение должно совершаться в храме самим настоятелем, рядовые иеромонахи могут постригать только по благословению игумена, архимандрита или епископа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010