298 Ср.: Jungmann J. The Place of Christ in Liturgical Prayer. Alba House; N-Y., 1965. P. 225–227. 299 Собрание древних литургий, восточных и западных, в переводе на русский язык. СПб., 1876. Вып. 3. С. 113. Издание сирийского текста см.: Assemani J. S. Bibliotheca Orientalis Clementino- Vaticana. R., 1719. P. 479; Rahmani I. I fasti della chiesa patriarcale Antiochena. R., 1920. P. XXI–XXV. 303 Meester P, de. De monachico statu iuxta disciplinam byzantinam. R., 1942. P. 19 (art. 39 § 3), 247–248. (Sacra Congregazione per la Chiesa Orientale. Codificazione canonica orientale. Fonti. Serie 2. Fasc. 10). 304 Описание различных чинопоследований см.: Arranz M. Les formulaires de confession dans la tradition byzantine//Orientalia Christiana Periodica. 1992. Vol. 58. P. 423–459. 1993. Vol. 59. P. 63–89, 357–386. 305 Arranz M. L’Eucologio Costantinopolitano agli inizi del secolo XI. R., 1996. P. 366–367. Если вторая молитва (К2:1) имеет в послеиконоборческом евхологии лишь одно незначительное изменение, то первая молитва (К1:1а) значительно распространена по сравнению с соответствующей молитвой (К 1:1b) из доиконоборческого евхология (Arranz. Les prières pénitentielles. P. 95, 97, 99–100). 307 Idem. Le preghiere degli infermi nella tradizione byzantina//Orientalia Christiana Periodica. 1996. Vol. 62. P. 344–345. Эта же молитва является второй частью заключительной молитвы из чина елеосвящения («Царю святый, благоутробне и многомилостиве... не полагаю руку мою...». 308 Herman E. Il più antico penitenziale greco//Orientalia Christiana Periodica. 1953. Vol. 19. P. 71–96. Издания текстов древнейшего византийского пенитенциала: Заозерский Н. А., Хаханов А. С. Номоканон Иоанна Постника в его редакциях грузинской, греческой и славянской. М., 1902. C. 3–79 второй пагинации; Arranz M. I penitenziali bizantini: Il Protokanonarion o Kanonarion Primitivo di Giovanni Monaco e Diacono e il Deuterocanonarion o «Secondo Kanonarion» di Basilio Monaco. R., 1993. P. 30–129. (Kanonika; 3). См. также рецензию С. Паренти на издание Арранца, опубликованную в 1995 году в журнале «Byzantinische Zeitschrift» (Bd. 88. S. 2, 474–481), содержащую некоторые уточнения.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

1) Недостаток возраста (defectus aetatis). Само собою понятно что поставляемый на ту или другую церковно-иерархическую степень должен быть в таких летах, чтобы в нем можно было предполагать зрелость ума, твердость убеждений, основательность в суждениях и поступках и понимание принимаемых на себя обязанностей. Понятно также, что возраст рукополагаемого сообразуется с самою степенью, на которую он посвящается. Так, для поставления в пресвитеры соборные правила определяют 30-летний возраст, для поставления в диаконы – 25-летний (неокес. 11, карф. 22, трул. 14). Что касается до возраста лиц, поставляемых в епископы, то он в первый раз точно определен в 123 новелле Юстиниана, в которой, сообразно каноническим правилам относительно низших иерархических степеней (диаконской и пресвитерской), постановлено, чтобы рукополагаемый епископ был не моложе 35 лет и лишь в исключительных случаях не моложе 25. Это определение, принятое в Фотиев номоканон (тит. 1, гл. 23), получило значение церковного закона. Последствием поставления на ту или другую церковно-иерархическую степень до определенного в канонах возраста должно быть, согласно с 15 правилом трульского собора, извержение из сана. Но как это, так и все другие выше поцитованные правила имеют в виду постоянный, обыкновенный порядок поставления иерархических лиц; а могут быть допущены и исключения по особым обстоятельствам, не подходящим под правила, и след. не в противность им: например, по уважению к чрезвычайным духовным дарованиям лица, по необходимости поставления на церковно-иерархическую степень лиц, хотя и не достигших канонического возраста, но достойных этого по своему образованию и личным качествам. В этом отношении сами Апостолы не придавали возрасту рукополагаемых ими лиц безусловного значения: так, Апостол Павел поставил епископом в Ефесе Тимофея, которого он сам называет —8— юным ( 1Тим.4:12 ): а в церковной истории были примеры поставления в епископы даже в 20-летнем возрасте (Niceph. Call. Hist. Eccl. III, 29 ). 2) Недостаток некоторых телесных свойств (defectus corporis). В этом отношении каноны требуют, чтобы рукополагаемый не имел таких физических недостатков, которые препятствовали бы совершению самых функций церковно-иерархической власти. Так 78 апостольское правило устраняет от епископства глухих и слепых, «да не будет препятствия в делах церковных». По смыслу этого общего правила должны быть разрешаемы вопросы о безрукпх, безногих, одержимых падучею или неизлечимою душевною болезнью, хотя специальных постановлений об этом мы и не находим в наших канонических источниках. Впрочем, 79 апостольское правило устраняет от принятия в клир так называемых бесноватых, то есть душевнобольных. Но другие телесные недостатки, не могущие препятствовать священнослужению, напр. Кривизна глаз, хромота, скопчество (насильственное или от природы) не признаются несовместными с иерархическим званием (апост. пр. 78; I всел. пр. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Такого очевидного свидетельства о несомненном и в то же время широком употреблении и применении законов и форм гражданского производства на суде духовном нет нужды подкреплять другими указаниями последующего времени. Ибо достаточно заметить, что именно с этого времени при Константинопольском патриархе, вместо обыкновенного совета пресвитеров, начинает свою определенную и постоянную деятельность патриарший синод, со всеми приемами канцелярского производства, что и около патриарха, по сходству с двором императора, образуется целый двор патриарших сановников, появляются новые и новые церковные и административные должности, и в довершение этого, при первых патриарших сановниках, возникают даже целые, подведомые им, отдельные секреты, учрежденные и образованные по образцу секретов государства. Само собою понятно, что, при таком всестороннем сближении администрации церкви с администрацией государства, и духовный суд не мог отстать от такого всеобщего направления и, в своих формах и обрядах, тоже все более и более сближался с судом государства, усвояя себе его приемы, формы и все судебное производство. Несомненность этого исторического факта до очевидности доказывается тем, что вся ученая обработка церковного права, начиная с самых первых ее опытов, каковы Номоканоны, приписываемые Схоластику и Фотию, представляет собою смешанное изложение церковных правил вместе с законами и постановлениями государства. А это не есть ли ясный знак и очевидное доказательство той мысли, что церковная власть, в действиях своего суда и управлении, кроме правил церкви, непосредственно руководствовалась и законами государства, что требования материального и процессуального гражданского права, находили себе место и применение в суде духовном. Таким образом, представляя себе духовный суд сходным с судом государства, по обрядам и формам своего производства, мы находим уместным, для полноты нашего рассуждения, начертать полную схему производства, употреблявшегося на суде гражданском в греческой империи, как изложена она у Гейба 79  и Молитора 80 .

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

78 На Виленский собор Берында ссылается только однажды – в заметке против 152 (по нынешнему счету 150) статьи Номоканона (о епископах, принимающих перехожих священников без увольнительной грамоты рукоположившего их епископа). 79 См. примеч. к статьям 51, 66, 120, 191. Замечательно, что и сами греки, высоко ценившие издание Леунклавия и даже снимавшие с него копии, называли эту книгу так же «Арменопулом». См. статью Witte в Zeitschrift fur geschichtl. Rechtswissenschaft, Bd VIII, s. 223. Дополнения и поправки: О книге «Арменопула», т.-е. об издания Леунклавия, была речь и на Большом Московском соборе 1666 года, на котором, как известно, присутствовали и восточные патриархи. Последние в одном судебном заседании по делу нашего патриарха Никона , между прочим, прочитали ему «по восточному Номоканону» какие-то правила, «яже слышав Никон... рече, яко многая зде обретаются от Арменопула и суть еретическая»». «Тогда, – продолжают соборные акты, – святейшие патриарси вземше книгу греческую печатаную помяненного Арменопула, начаша целовати. И вопросиша греческих архиереов (других, присутствовавших на том же соборе): приемлют ли того Арменопула книги, яко благочестивые? И вси реша: приемлем и целуем (цитов. изд. акт. соб. 1666–1667 г., стр. 175, примеч. 1 и 2). 81 В пример такого исправления приведем хоть 1-е правило Номоканона по изданию Берынды и Копыстенского: Издание 1620 года Издание 1624 года Иже рукополагай чрез предел, с рукополагаемым да извержется Рукополагай вне своего предела, с рукополагаемым да извержется 82 Берында выразил свое недоумение по поводу этой цитаты тем, что сделал против нее на поле выноску с знаком о о . 84 Разумеется, вероятно, Алексей Аристин, писавший толкования на сокращенный текст церковных правил, какой с этими толкованиями в 1653 году напечатан был в Кормчей. Но Аристин не «составляла никакой «книги правил», разделенных «на грани», т.-е. на титулы. 85 О размере современного спроса на эти издания можно судить по тому обстоятельству, что они уже в XVII веке употреблялись не только непосредственно, т.-е. в печатных экземплярах, но и в рукописных копиях. Нам известны две копии первого издания, сделанные в XVII веке: одна находится в собрании рукописей графа Уварова 563), другая в числе славянских рукописей Венской придворной библиотеки 110). Копии со второго издания не редко встречаются в русских списках синтагмы Властаря XVII в. вслед за известным уже нам Зинаром (Солов, библиот. 687; графа Уварова, 575; Москов. духовн. акад. 53).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Классический церковный писатель о единстве церкви, знаменитый Киприан пишет: Hoc enim vel maxime et laboramus et laborare debemus, ut unitatem a Domino et per apostolos nobis successoribus traditam, quantum possumus, obtinere curemus Potestas peccatorum remittendorurn apostalis data est et ecclesiis, quas illi a Christo missi constituerunt, et episcopis, qui eis ordinatione vicaria successerunt. Hostes autem unius catholicae ecclesiae, in qua nos sumus..., qui apostolis successimus Иероним: Apud nos apostolorum locum tenent episcopi Omnes episcopi apostolorum successores sunt Августин: In apostolorun loco constituit nos Мы могли бы привести еще много свидетельств из святоотеческой литературы, показывающих, что епископская власть в церкви потому законна, что хранит непрерывную преемственность от Апостолов, или апостольских учеников, по настоящее время. Символическое учение об этом нашей церкви изложено в 10 члене Послания восточных патриархов. Оно же имеет решающую силу и ныне в православной церкви, как только поднимается вопрос о том, признать ли, или не признать священство того или другого иноверного религиозного общества, как мы это видели в толковании 47 Ап. правила. Примечания 1. Толкование 6 правила II всел. собора в Аф. Синт., II,182. 2. Аф. Синт., II,252. 3. Номоканон в XIV тит., XII,2 (Аф. Синт., I,261). Алф. Синт. М.Властаря, А,2 (Аф. Синт. VI,74). 4. Аф. Синт., II,183. 5. Аф. Синт., III,199. 6. De schismate donatistarum, I,11 [Migne, s.l., t.11, col.906]. 7. Hom. 11 in epist. ad Ephesios [Migne, s.g., t.62, col.79 и сл.]. 8. Ср. о римско-католиках в толковании 95 трулльского правила (см. m.I, стр.589-591). 9. Epiphan., Наег. 46 (al.66) [Migne, s.g., t.42, col.29 и сл.]; Cyrill. Hierosol., Cat.6 [Migne, s.g., t.33, col.572-80, 593-604); Photii contra Manichäos, lib.IV [Migne, s.g., t.102, col.177 и сл.]. Ср. Walch, Historie der Ketzereien, I,685-875; Neander, Geschichte der christl. Religion, II,186 и сл. 10. Epiphan., Haer. 22 (al.72) [Migne, s.g., t.41, col.695 и сл.]; Tertull., Adver. Marc. [Migne, s.l, t.2, col.246 и сл.]. Cp. Walch, I,488 и сл.; Neander, II,160 и сл.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

24). Это могло бы итти и к объяснению 60 правила, в котором сказано: «Обещавшаяся пребывати в девстве, и от обещания своего отпадшая, да исполнит время наказания, положенное за грех прелюбодеяния " ... Но заключительные слова этого правила, читаемые в греческом подлиннике, не оставляют никакого сомнения в том, что св. отец в настоящем случае имел в виду и монашествующих мужчин: «Тожде и для восприявших обет жития монашеского, но падших»: τ αι κα π τν βον μοναζντων (а не μοναζουαν) παγγελλομνων κα κπιπτντων (а не κπιπτουσν). Принимая во внимание, что 19 и 60-е правила Василия В. находятся в двух разновременно писанных канонических посланиях его (втором и третьем), можно с вероятностно допустить, что св. отец впоследствии изменил свое мнение о монахах, нарушающих обет девства. Позднейшая практика, на которую указывают последние слова настоящей статьи Номоканона, устраняла несогласие между всеми указанными правилами очень просто: строгие правила относила к монахам «великого образа» (схимникам), а снисходительные – к монахам малой схимы (ср. ст. 91). 79 ’Εν τις τολμσ κουρεσαι καλγηρον χωρς ναδχου, γουν χωρς γερντος, καθαιρεσθω, κατ τν β’καννα τς πρωτοδευτρας συνδου κα μαλλον ν δν εναι κα γερντας μο ες τν κουρν, πο θλει ν τν χ ες ποταγν. Аще кто дерзнетъ пострищи монаха без сирчь без старца, да извержетс, по к м правил второпервагсобора: сирчь, аще нсть старецъ кин въ иже бы и имлъ его въ 80 Οδ χωρς δοκιμασας ξεστι κουρεειν μοναχος, ασοφορεν ατος μετ Τρισαγου, λλ μετ δοκιμασας. ’Π δ δοκιμασα τν γνωρμων κα τοπικν γινσθω δι ξαμηνιαου καιρο, πταν συνεδ γομενος τν γνμην τς ρετς ατν κα πιμελεας ε δ ξνοι εσ κα γνριμοι, ντς τριν τν δοκιμασα γινσθω, κατ τος θεους καννας. ’Η δ δοκιμασα ατν ματ λαпκν φορεμτων φελει γνεσθαι, οχ δ μετ καλογερικν. Ε δ τις φωραθεη μελανιμονσαι ασοφορσαι σω τς δοκιμς, κν κα χωρς Τρισαγου, μ τολμηστω ποδσασθαι τοτο πλον ες τ ξς λλ κα κων ναγκασθσεται ποκουρ[ευθ]ναι παρ το κατ τπον πισκπου δι’ πιτιμσεως κα φορισμο, κατ τ γ’ κεφλαιον το ια’ ττλου τν βασιλειν.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

883 г. Номоканон Фотия: «рукополагаемый во епископа пресвитера, диакона или иподиакона должен быть девственником или по девстве женатым однажды на девственнице» 638 . Никто по вступлении во второй брак не должен быть рукополагаем во пресвитера или диакона 639 и мн. др. 884 г. Эпанагога, где в титуле VIII, гл. 3 640 приводится выдержка из 137 новеллы, гл. 2 (Юстиниана), и в гл. 14 641 из 123 новеллы гл. 14 (Юстиниана). 886 г. 3 и 79 новеллы Льва Мудрого о браке после хиротонии 642 . Ок. 900 г. 643 или конец X в. 7 ) Пространная Эпаногога (Epanagoga aucta) в титуле 6, гл. 3, 8–13, где предписывается избирать в епископы имевшего одну жену, не вдову, не разведенную и вообще не запрещенную правилами 644 , а во пресвитера и диакона хиротонисать обещавшихся при свидетелях соблюдать девство или состоящих или бывших мужьями одной жены 645 , иподиаконов впредь запрещается рукополагать до брака и запрещается им вступать в брак после хиротонии, но при хиротонии 646 , а второбрачному и женатому на вдове, разведенной или запрещенной канонами не дозволяется восходить на высшие степени. 647 910–911 г. Василики, где приводятся 12 и 14 главы 123 новеллы, 42 гл. 22 новеллы и 2 глава 137 новеллы Юстиниана 648 . 920 г. «Сокращенная Эклога (ecloga legum in epitome expositarum), где в титуле VIII, гл. 22 говорится, что епископом должно избирать имевшего только одну жену и притом взятую девой и не вдову и не разведенную с мужем, не запрещенную как каноном, так и божественным законом 649 , в главе 46 того же титула запрещается брак после хиротонии диакону и пресвитеру, а в главе 47 запрещается возводить в высшие степени второбрачного чтеца 650 . 967–988. ’Εκλογ κα σνοψις τν βασιλικν. (Synopsis basilicorum), где запрещается брак после хиротонии, возведение в высшие степени второбрачного чтеца 651 и дозволяется клирикам иметь лишь одну жену 652 . X в. Симеон Логофет , Compendium трулльских канонов 3: Второбрачные и нераскаявшиеся священники лишаются степени, а отвергшие от себя зло будут отлучены от священной должности на известное время. Ибо не благословляет раненый и кто вопреки законом заключили браки.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

До 1872 года не был известен в печати греческий текст этого номоканона. Профессор Павлов первый напечатал в этом году греческий текст по одной рукописи, которую он приобрел в Одессе. Затем в 1897 году сделано Павловым новое издание греческого текста уже по шести рукописям. Но издание Павлова далеко не исчерпывает рукописного материала касающегося этого номоканона, а только пролагает дорогу к его разработке. Проф. Павлов издал греческий текст упомянутого номоканона только одного известного состава, того состава, в котором он переведен в XVII в. при русском Требнике. Между тем в рукописях этот номоканон имеет очень разнообразный состав, количество статей или пунктов его варьируется 165–637 (Алмазов. Законоправильник при русском Требнике. Спб. 1902. стр. 69–79). Ясный знак, что греческий номоканон не имел одного неподвижного состава, а с течением времени постепенно дополнялся привнесением нового материала. Точно также в изложении материала замечается разнообразие. Кроме той редакции текста, которую представляет печатный номоканон, в рукописях встречается еще другая редакция, в которой материал изложен более правильным образом, с группировкой его на отделы (о духовниках, об архиереях, о священниках, о низших клириках, о монахах и монахинях, о мирянах и женах). Происхождение этой редакции можно отнести к началу XVII в. Вскоре по происхождении эта редакция одержала верх на практике над первой редакцией, как худшей по изложению. (ibid). История этого номоканона ждет дальнейшей разработки. Материал для этого можно почерпнуть в след. сочинениях: Zacharia von Lingenthal. Die Handbucher des geistlichen Rechts aus den Zeiten des untergehenden bysantinischen Reichs. St. Peterbourg. 1881. Горчаков. К истории эпитимейных номоканонов правосл. церкви Спб. 1874. Павлов. Номоканон при Большом Требнике М. 1897. Суворов. Вопрос о номоканоне Иоанна Постника в новой постановке. Ярославль. 1898. Бердников. По поводу второго издания проф. Павловым Номоканона при Требнике. Казань 1899. Алмазов. Тайная исповедь в православной восточной церкви. Одесса. 1894. Его же. Законоправильник при русском Требнике Спб. 1902. 31. Пидалион

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

26-е апостольское правило, дозволяя брак после хиротонии лишь церковнослужителям, не говорит о следствиях вступления в брак священнослужителей, чем дает повод думать, что в это время церковная практика еще не установилась окончательно. 10-е правило Анкирского собора требуя, так сказать, официального заявления от диакона при хиротонии епископу об избрании брака или безбрачия, в то же время дозволяет отлагать совершение брака на время после хиротонии. На том же точке зрения стоит и Нокесарийский собор, состоявшийся под председательством, вероятно, того же Виталия, епископа Антиохийского, что и собор Анкирский 834 . Запретив брак после хиротонии лишь пресвитерам, собор как бы молчаливо дозволил его диаконам. Впоследствии 10 анкирское правило вошло во многие канонические сборники, принятые всею восточною и отчасти западною церковию, напр. в Понтийский сборник, в номоканон 60 титулов, в свод церковных постановлений, в номоканон 50 титулов. В двух последних памятниках разрешение брака после хиротонии, под условием заявления епископу, было распространено и на пресвитеров. Благодаря включению в номоканон 50 титулов, подучивший весьма широкое распространение и служивший источником действующего церковного права даже в 16 веке 835 , брак после хиротонии дозволяется низшим священнослужителям в весьма позднее время. О распространенности такого брака говорить 3 правило Трулльского собора, 3 и 79 новеллы Льва Мудрого и патриарх Александрийский Марк. Западные писатели утверждают даже, что и в 19 веке у греков диакон не терял иногда своего сана, женившись после хиротонии, а лишь терял право сделаться пресвитером 836 . Обычаем установился даже срок, в течение которого брак после хиротонии дозволялся. Так как заявление при хиротонии о браке епископу приравнивалось к обручению, то и срок этот обычно был таков же, каковой мог быть между обручением и браком, т. е. два года, и лишь Властарь увеличивает его до десяти. Тем не менее, господствующим в церкви был другой взгляд, по которому кандидат священства должен был до хиротонии не только решить вопрос о своем брачном или безбрачном состоянии, но и осуществить это решение.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

В таком количестве глав Номоканоне имеется в рукописях: Афинской Национальной библиотеки – ( σ. ε. 123) 673 (к. XVI в.; Номоканон при Евхологии), ( σ. ε. 242) 792 (XVI в.) и ( σ. θ. 79) 1447 (1552 г., к Номоканону присоединены различные чинопоследования); Афонского Пантелеимоновского монастыря 311 (к. XV-u нач. XVI в., к Номоканону присоединены 2 молитвы и 1 форма свидетельства духовника ставленнику) других Афонских монастырей – мон. Пантократара 71 (по catalogue Lambros-a – 1105. Ркп. XVII в. Гл. 1 « Προομιον. δεχμενος τος λογισμος νθρπων»; гл. 229 соответствует 227 статье текста, принятого теперь в Требнике гл. 230 – « Πτε φειλουσιν ο ρθς μεταλαμβνειν»), 75 (ibid. ... 1109. Ркп. XVII в. Гл. 1. « περ πνευματικν πς δε ατος ε ναι». Гл, 230 – " εχ π το; Μλλοντας μεταλαβεν») и монаст. Дионисиата 224 (ibid. 3758, стр. 369. Ркп. XVI в. и представляет пространный сборник разнообразных статей, в котором Номоканон занимает стр. 124–171. Нач. « Νομοκνων σν Θε γω. δεχομενος τος λογισμος νθρπων». На стр. 130 другое надписание – « Συνοδικο κα ποστολικο κνονες κα το μεγλου Βασιλεου». В указателе сборника, составленного собственно в 1500 г. и по определенному плану игуменом Климентом, Номоканон называется – « πνυ ραον». К Номоканону, как очевидно по плану сборника, – нарочито и непосредственно – при начале предпосылается – « περ ξαγορεσεως Σοφρονου εροσολμων (нач. Πολλο τρποι...», стр. 123–124) и в конце присоединены – « Εκ το κανονικο το γου ωννου το Νηστευτο μειψς ταυτ πρς σνοψιν Ματθαος ( ο Βλασταρης) и две таблицы родства); – Иерусалимской патриаршей библиотеки – 492 ( Π. Κεραμευς, εροσολμ. Βιβλιοθκη – I. Ркп. 1798 г. Надп. Νομοκνων πνυ πλυσιον». Нач. « σεχμενος τος 669 (из собрания лавры св. Саввы Освященного. Ibid. IV, σελ. 642. Нач. » δεχμενος«. К Номоканону сделаны различные дополнения – из Василия В., Афанасия Александрийского  и других). – Сюда же надо присоединить и тот список Британского музея (Cod. graec. Harlcanus, который положен А. С. Павловы м в основу изданного им текста и также разделен на 230 глав. – Более обстоятельное отношение к каноническим кодексам в тех описаниях греческих рукописей, которыми мы располагаем – несомненно – весьма увеличило бы этот список.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010