Книга бытия моего 1878–1884 гг., составляет один moм(IA 13 )из 83 листов белой бумаги листового формата, пронумерованных преосвящ. Порфирием кроме последнего; написана она старческой рукой преосвящ. Порфирия с довольно большими пробелами, иногда в два листа и даже более. Эти пробелы, как видно, автор имел в виду уничтожить впоследствии, дополнив не дописанные места; три листа в конце книги не писаны. Книга как видно из заметки карандашом на заглавном листе, «начата 10-го августа 1884 г.», а «кончена 5-го сентября того же года», т.е. на седьмом году пребывания автора в Москве. Только лл. 11–17 переписаны другой рукой: здесь изложено «особое мнение " преосвященного Порфирия, поданное им 13-го октября 1883 г. в московскую синодальную контору по поводу «решения дела» той же конторой, «о кладбищах, находящихся в трех московских ставропигиальных монастырях», а за этим следует печатное «положение о предметах, требующихся при погребении усопших, и о вкладах и приношениях за оные, по кладбищу одного из московских монастырей», на 2-х листах, которые не входят в счет листов книги. Кроме того между лл. 34–35 и 36 помещены два подлинных письма от игуменьи Флоровского монастыря около Киева Парфении, от 21-го апреля 1879 г., и из Киева от Д. А. Павлово й (22-го ноября 1880 г.); оба эти письма в счет листов не входят. После написания книга пересмотрена: некоторые места исправлены, а другие совсем зачеркнуты. Что же касается ее содержания, то она представляет не дневник, а автобиографические записки преосвящ. Порфирия, как и предыдущая книга; здесь описано пребывание нашего автора в Москве в качестве члена московской синодальной конторы и настоятеля тамошнего Новоспасского монастыря со времени оставления им Киева. Вот что он говорит о своей жизни и о характере своих записок, заключающихся в этой книге: «И так, я вступил на новое поприще моей жизни; и уже седьмой год иду по нему. Не тернисто оно, не стропотно, ровно, гладко, но узко для меня, и было бы весьма скучно без ученых занятий, которым я предался страстно и для которых у меня было много свободного времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

24 мая в нашем классе — выпускной. Дети, а это – 16-летние ученики интерната, выходят во взрослую жизнь. Готовимся к этому событию, и я думаю – люблю ли я их? Буду ли скучать? Что связано у меня с этими детьми? 24 мая в нашем классе — выпускной. Дети, а это – 16-летние ученики интерната, выходят во взрослую жизнь. Готовимся к этому событию, и я думаю – люблю ли я их? Буду ли скучать? Что связано у меня с этими детьми? Кого я сразу, первым вспоминаю, окидывая мысленным взором наш класс? Костика. Этого высокого темноволосого, вечно беспокойного и отпускающего глупые шуточки к месту и не к месту, мальчишку. Это его голос я услышала и вздрогнула в очереди к мощам у Матронушки на Пасху три года назад . Иногда, оказывается, нужно иметь в жизни громкий голос. Потому что тогда тебя может кто-то услышать. Костик тогда говорил своим товарищам: «Я попрошу у святой, чтобы мои папа и мама воскресли…» После этих слов я обратила внимание на эту разношерстную толпу мальчишек и девчонок, воспитанников детского дома. И три последующих года мы с ними дружили. Много воды утекло с тех пор. Очень выросли и вытянулись ребята. Что смогли мы дать им за это время? Удалось ли передать наши знания о Православии, о заповедях Божиих? Ведь, собственно, это и была цель прихода к ним. Не только пообщаться, но и поделиться верой, знаниями какими-то. Признаться, не часто мы с ними ходили в храм. Только несколько экскурсий в монастыри. И ни разу не вывели целенаправленно на литургию, чтобы причаститься, исповедоваться. Но и когда в Новоспасском монастыре дети подходили на помазание, было видно, как они по-разному реагировали: кому-то интересно, а кто-то отказывался. Кто-то подходил формально, а кто-то долго еще расспрашивал обо всём. Недавно за праздничным столом на 8 марта воспитатель сказала о нас своим предыдущим выпускникам, пришедшим поздравить: «Они нам веру не навязывают. А очень тактично и осторожно подводят к ней. И за это им спасибо». А для меня всегда сложно было уловить эту грань — где нужно быть настойчивой   и где уже грань отречения, а где — очень ненавязчивой и тактичной… Например, не всегда мы пели «Отче наш» перед едой. Трудно мне было говорить, что вот так и так — жить плохо. О вреде курения для 15-летних ничего толкового и убедительного я вообще сказать не смогла. Т.к. встречала в ответ хихиканье.

http://pravmir.ru/nash-vypusknoj/

Вообще весьма щедрый на пожалования церквам и монастырям Филарет был особо милостив к Новоспасскому. Там были гробницы предков, подле которых, как патриарху, ему не суждено было лежать. Но читатель уже, наверное, догадывается, что тихая кончина была не для такого человека, как Никитич. Не зря Филарет одного за другим ссылал думных дьяков Посольского приказа, не сумевших создать подходящие условия для вот уже десять лет как решенной войны с Польшей! Не зря изобретал тайнопись для своих заграничных посланцев. Не напрасно потратил уйму средств из скудной еще казны на найм и вооружение первых в России полков «иноземного строя». Ради мечты о реванше — за себя ли больше, или за захваченные неприятелем земли русские — сам шел на меры чрезвычайные. Так, со шведским королем принято было переписываться и договоры заключать новгородским воеводам. Московские власти были слишком заносчивы. А Филарет взял да и написал королю Густаву-Адольфу о дружбе и союзе лично. Скандал! Но храбрый король уже второй год воевал против коалиции, в которую входила Польша. Россия изрядно поддерживала шведов своим дешевым хлебом, финансируя их армию через Амстердамскую биржу. Пора было, по мнению патриарха, и нам поднять меч на отмщение врагу! Чтобы остановить и воспятить победоносное шествие ненавистных католиков, патриарх Московский готов был поддержать мысль об общих интересах православия и протестантизма. Мало того, он энергично добивался вступления в коалицию мусульманской Турции... Весной 1632 г. умер главный враг Филарета, польский король Сигизмунд III Ваза. В Речи Посполитой, по обыкновению, вспыхнула усобица. Русские полки, нарушив Деулинское перемирие, неожиданно перешли границу, отбили множество городов и осадили Смоленск. Командовал главной армией боярин Михаил Борисович Шеин — тот самый, что героически оборонял Смоленск в Смуту и много лет страдал с Филаретом в плену. Я отнюдь не подвергаю сомнению справедливость намерения вернуть России захваченные у нее земли. Но, как писал современник событий, сбылась над Филаретом старая мудрость, что клятвопреступлением не совершить доброго дела.

http://sedmitza.ru/lib/text/439769/

В архитектуре Др. Руси К. встречаются как исключения и, видимо, всегда связаны либо с византийским, либо с западноевроп. влиянием. Примерами служат расположенный на территории Черниговского детинца храм с полуподземной погребальной палатой и храм с К. в Бельчицком мон-ре в Полоцке (оба XII в.). По крайней мере с XVI в. в Московском гос-ве появляется собственная версия решения погребального пространства, к-рая отвечала потребности верующих быть похороненными в храме и позволяла избежать заполнения наоса надгробными памятниками. Умножившиеся подклеты соборов (особенно монастырских), в той или иной мере заглубленные в землю, в XVI-XVII вв. часто служили кладбищами; они образуют прямую параллель с европейскими К., однако в правосл. традиции этот термин к ним не применяют (некрополь боярского рода Романовых в соборе Новоспасского мон-ря; подклет собора в Новодевичьем мон-ре в Москве, подклет собора Покровского мон-ря в Суздале и др.). Важность К. как мистически выраженной части христ. храма вызвала особое отношение к формированию ее пространства. В ней помещался художественно оформленный реликварий или каменный гроб с мощами (рака), а в погребальных К.- целые серии саркофагов, иногда резных, расписных, снабженных надписями. Даже в очень простых и почти лишенных декора церквах К. стремились украсить, в т. ч. используя сполии. И в западно-, и в восточнохрист. традициях К. расписывали и украшали мозаиками; капители столбов, как правило, были резными. В К., как нигде, заметны достаточно прямолинейные попытки отразить в архитектуре богословскую символику, напр., в еп-стве Утрехт в Н. Лотарингии возник оригинальный тип символической планировки К., при к-ром количество стволов опор увеличили с запада на восток (4, 8 и 16). К. предоставляла также исключительные возможности для творчества, выходившие далеко за пределы традиц. областей искусства: из затопленной К. ц. Сан-Пьетро-Маджоре в Равенне с остатками мозаичного пола Х в. францисканцы устроили подобие аквариума, где плавают золотые рыбки. По тем же причинам в XVIII-XIX вв., в эпоху «готического оживления» и романтического искусства, К. стала одним из символов средневековья; ее экзотические архитектурные формы часто описывали в лит-ре, воспроизводили в живописи и театральных декорациях, наполняя новым мистическим содержанием. В качестве погребальных склепов К. с тех пор охотно строят на кладбищах, под соборами и храмами (включая династические королевские и небольшие частные, «семейные крипты»).

http://pravenc.ru/text/2459067.html

6. Отметить пастырские успехи неленостных трудов благочинных и иных столичных клириков, несущих послушания по благословению Святейшего Патриарха. 7. Оставить на контроле епархиального совета дальнейшее выполнение части постановлений епархиального собрания от 20 декабря 2013 года в соответствии с тем, что было указано в докладе Святейшего Патриарха, а также обсуждено на епархиальном собрании этого года. 8. Продолжить работу по взаимодействию со светскими властями в вопросах, касающихся совершения заупокойных богослужений на кладбищах и в моргах. Первому викарию по городу Москве и епархиальному совету взять эту тему под постоянный контроль. 9. Рассматривать практику огласительных бесед не только со взрослыми, желающими креститься, но и с родителями, а также будущими восприемниками младенцев и отроков как общеобязательную. Считать важным, чтобы указанные лица в период подготовки ко крещению, или же после него, имели возможность встретиться не только с катехизатором, но также и со священником. Ввести на приходах график встреч духовенства с лицами, проходящими оглашение. 10. Преосвященным управляющим викариатствами озаботиться распространением имеющегося специального предкрещального пособия, подготовленного Синодальным отделом религиозного образования и катехизации, и взять под контроль подготовку катехизаторов. 11. Выразить удовлетворение в связи с поступившей от управляющих викариатствами информации о назначении штатных миссионеров-катехизаторов во всех приходах Москвы. Управляющим викариатствами организовать выборочную проверку уровня подготовки этих лиц и их реального участия в жизни приходов. Все миссионеры-катехизаторы, еще не имеющие специального образования, должны получить таковое либо через очное или заочное обучение на полубакалавриате в Российском православном университете или Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, либо через обучение на кратковременных курсах. Таковые поручается организовать при Новоспасском монастыре Преосвященному епископу Воскресенскому Савве.

http://patriarchia.ru/db/text/3888393.ht...

Из явлений областной жизни по-прежнему особенное внимание возбуждали крестьянские волнения. Евдоким Демидов опять жаловался, что для усмирения его крестьян в Алексинском и Лихвинском уездах послан был прапорщик с командою; но крестьяне прапорщика не послушались, команде запрещали ходить в село Русаново, грозясь бить до смерти; два священника и крестьяне сказали, что Демидова и детей его слушать не будут. Против взбунтовавшихся крестьян Новоспасского монастыря Шацкого уезда сел Спасского и Введенского отправился подполковник Хатунский; вследствие сопротивления спасских крестьян он принужден был употребить артиллерию и ружья и силою ворвался в село: крестьяне разбежались; потом отыскано было в селе и сами явились 62 человека, а в селе Введенском – только 10 человек; так как бунт произошел вследствие обид от монастырских управителей и слуг, то для исследования дела учреждена смешанная комиссия из членов Сенатской и Синодальной контор. Малороссийского гетмана успели наконец выпроводить из Петербурга в Глухов; по всей дороге, на каждом почтовом стану велено было выставить по 200 подвод; по примеру приездов гетмана Скоропадского Разумовскому дано было вместо кафтана и запоны 1116 рублей 52 копейки, а чиновникам, бывшим при нем, вместо соболей и камок: генеральному судье – 250 рублей, другим – по 60 рублей. Главную заботу со стороны малороссийской Украйны составляли по-прежнему запорожцы. Здесь атаман минского куреня Шкура да ирклеевского куреня атаман Кишенский возмутили козаков разных куреней, взяли насильно котлы и, ударяя в них поленьями, собрали раду; набежало козаков больше 300 человек, подняли крик, ухватили две палицы, кошевого и судейского стола, и первую отнесли Шкуре, а вторую – Кишенскому, и Шкура стал кошевым, а Кишенский – судьею; но потом собрались атаманы и определили быть по-прежнему старому кошевому и войсковой старшине. Гетман послал взять под караул Шкуру, Кишенского и других зачинщиков и привезти в Глухов. Но атаманское определение, как видно, оказалось непрочно: старый кошевой и старшина сочли за нужное отказаться от своих должностей под предлогом старости и выбраны были новые. Гетман, узнавши об этом, писал в Запорожье, что за такое дело Войско Запорожское весьма достойно быть под истязанием и штрафом и чтоб впредь не смели под опасением высочайшего гнева сами собою увольнять кошевого и старшину и выбирать новых. Гайдамаки оговорили кошевого и старшину, что они брали у них в подарок грабленые вещи.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

90 Кутузов Роман Николаевич, старший кандидат II курса 1817 г. С-Петербургской академии, профессор Екатеринославской семинарии, потом инспектор, в 1838 году уволен от должности. 100 Это воззвание, напечатано в 1-й части сочинений преосвященного Гавриила, изданных в Москве в 1854 году. 101 Очевидно, ученик пожелал быть выше учителя. Слава Богу, что прошло без беды для неосторожного ученика! 102 Нельзя не отметить неосторожности преосвященного Гавриила при определении эконома архиерейского дома. 107 Нельзя не заметить, что преосвященный Гавриил совершил открытие Одесской семинарии в тот самый день, в который открыта была в 1814 году Московская духовная академия, и который доныне служит особенно торжественным днем для академии. Преосвященный Геннадий, обучавшийся в Одесской семинарии при ее открытии и бывший потом инспектором в ней, в 1888 году писал в своем дневнике: «Сего 1888 года октября 1-го исполнится 50 лет Одесской семинарии, – рождение моей almae matris, которую я посетил 4-го сентября сего года. Куда разбогатела! И грустно было вспоминать о болезнях при ее рождении, – при всей любвеобильной заботливости архиепископа Гавриила, архимандрита Порфирия и других». 111 Письмо 51-е, от 23-го апреля 1840 года. В Вене о. архимандрит Порфирий был настоятелем до 1847 года; затем до 1855 г. начальником духовной миссии в Иерусалиме 14-го февраля 1865 г. рукоположен во епископа Чигиринского, викария Киевского; в 1878 г. уволен на покой; скончался 18-го апреля 1885 г. в звании члена Московской синодальной конторы и управляющего Московским Новоспасским монастырем. 116 Очевидно, что преосв Гаврвил подражал в этом случает своему другу и товарищу; по цели учреждения скита и пустыньки различались, как небо от земли. 119 Без сомнения, преосв. Гавриил разумеет то, что он стал посылать свои сочинения в С-Петербургский комитет духовной цензуры, а не в Московский. 122 Так было прежде, когда епархии делились на классы. – Записки Мурзакевича напечатаны в Русской Старине, 1889 г., февраль.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vladis...

И одна из редакторов журнала Новоспасского монастыря сказала: «Что ж ты не издашь эту книжку? Она бы у нас у всех была!» И я подумала, что действительно можно издать. «Литургия» была не первой моей книжкой, которая вышла в свет, но первой, над которой я так долго и серьезно работала. Это был очень сложный опыт. Я думала так: приносишь в издательство книжку и через два месяца получаешь стопочку. Оказалось совсем по-другому. Это дело очень долгое, оно заняло много лет. А «Всенощную» мы уже знали, как делать, я понимала, как работать с художником, что ему сказать, чтобы с первого раза получилось то, что надо, понимала, как устроена верстка. И я с самого начала делала книгу, зная, как это будет выглядеть в процессе и в финале. Поэтому всего лишь чуть больше года заняла работа от и до. Это фантастика, это очень быстро. Сегодня я принесла свою старую книжку про всенощную, которую сделала для себя. Выглядело это вот так. Для меня фантастика, что из моих неумелых рисунков художник делает профессиональные. Книжка устроена так: на одной стороне у нас полный текст богослужения, всё, что мы, миряне, слышим, без тайных молитв священника. Их я просто описываю в пересказе, чтобы было понятно, о чем, например, утренние молитвы. Как и в «Литургии», я отталкивалась от практики — старалась сделать так, чтобы книжку можно было смотреть прямо во время службы, чтобы она не отвлекала, а наоборот, возвращала к ней. Большой пространный текст был бы интересен: и молитвы священника полностью, и серьезные рассуждения, типа Скабаллановича. Георгий говорил про древний блокбастер, а тут просто православный нон-фикшн, то, что нужно знать о богослужении каждому православному человеку. Но у меня не было такой задачи — вам или самой себе рассказать исторически и богословски, как все устроено. Да я бы и не смогла, на самом деле. Я создавала книгу очень практично, просто, с точки зрения мамы, которая сама хочет сначала понять и рассказать детям, чтобы не скучать в храме, не ждать, когда же, наконец, Помазание, и когда можно будет получить хлебушек и выйти на улицу. Как сказал отец Федор, все имеет смысл, и мне хотелось это рассказать и показать наглядно. Иногда говорят, что такое свойство у современного человека — не уметь читать длинные тексты и получать информацию в картинках. На самом деле, это довольно древняя история, потому что и клейма на иконах для этого придуманы, и фрески в храме — наглядное объяснение и Священной истории, и богословия. Это все рассчитано на восприятие человека с не очень серьезным образованием. И дети, и большинство из нас, взрослых, подходят под эту категорию. Поэтому я постаралась сделать все это в книге понятно. Здесь еще, в отличие от «Литургии», есть своя специфика.

http://pravoslavie.ru/154664.html

По существу, этого предположения Св. Синод рассудил: „оные инквизиторские дела ведать и отправлять синодальному советнику Иерофею, архимандриту Новоспасскому по-прежнему. А для вспоможения и отправления тех дел усмотреть ему, советнику, Московских или других знатных монастырей из архимандритов человека доброго и к приказным делам заобыкновенного и быть ему при оном синодальном советнике за асессора, также и секретаря из подчиненных Синоду приказов удобного, и канцелярских служителей, колико пристойно, усмотреть – которых по усмотрению к оным делам и определить обычайно. И дать ему, советнику, оному ассессору инструкцию“. Этим рассуждением определялось положение конторы применительно к данным обстоятельствам, но Синод не ограничился этим, а, обращая внимание на будущее, старался установить общий порядок рассмотрения инквизиторских дел. Синод далее полагал: „а когда оному советнику возымется с прочими синодальными чины из Москвы в Петербург отсутстие, и в небытность его оному определенному архимандриту те инквизиторские дела отправлять обще с оставшимся в Москве синодальным членом, и удоборешимые вершить правдиво и беспристрастно по Его Императорского Величества указам; а которых дел решать им будет невозможно, и из тех сочиня обстоятельные и перечневые ведомости, с подлинным о всем изъяснением и со мнениями присылать для конечной резолюции в С.-Петербург, в Св. Прав. Синод, при обыкновенных доношениях и о посылке оных, также каковые дела ими будут вершены в вышеозначенному советнику присылать ему, ассессору, месячные репорты без всякого укоснения“. 111 Приведенным рассуждением Св. Синод переводил Контору инквизиторских дел в Москву и связывал ее с Московской синодального правления канцелярией в том отношении, что имеющий быть приставленным к делам конторы асессор должен был действовать обще с синодальным советником, остававшимся в Москве при делах тамошней синодальной канцелярии. Постановляя решительное определение об оставлении в Москве „для управления надлежащих до Синода дел“ синодального советника Иерофея, архимандрита Новоспасского, Синод не преминул сделать такое же постановление и относительно Конторы инквизиторских дел: „а Инквизиторской конторе с делами, определял Синод, из С.-Петербурга привезенными и в Москве обретающимися, которые оному советнику поручены, и скорого следования и решения требуют, быть неотлучно в Москве, при которых делах и секретарю Дудину, доколе собственный к сим делам секретарь определится, такоже и канцеляристу Башилову с подканцеляристы и копиисты в Москве остаться“.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Holmes, S. T. P. R. S. S. Oxonii, 1798, in folio. В этом издании отмечены также варианты по славянским редакциям Библии – Острожской (1581 г.) и Московской 1663 г. [Судя по каталогу, речь идет об экземпляре, «приобретенном покупкою от бывшего ректора Академии архимандрита Филарета (1840 г.), впоследствии архиепископа Черниговского». См.: Корсунский И. Н. Систематический каталог книг библиотеки Московской духовной академии 1–203]//ПрибТСО. Ч. 26. 1880. Кн. 3. С. 1–34, цит. с. 17, 92. После революции 1917 г. вся библиотека Московской духовной академии была передана Румянцевскому музею. По-видимому, именно таково происхождение единственного экземпляра издания Холмса–Парсонса, хранящегося ныне в РГБ в Химках под шифром Ин фол. – 3/47, причем учетная карточка имеется только в служебном (недоступном рядовому читателю) каталоге и лишь на дополнительное описание.] 34 Accurata Codicum Graecorum Mss. Bibliothecarum Mosquensium Sanctissimae Synodi notitia et recensio Fr. de Matthaei. Lipsiae, 1805. P. 290. [В указанном месте Ф. Маттэи пишет, что, хотя изучал множество рукописей Ветхого Завета, никогда не встречал подобной книги, называемой у русских паримийником по множеству чтений из книги Притчей. Разночтения из этого кодекса Маттэи послал Холмсу. Дальнейшие научные исследования подтвердили особенную роль паримийников в текстологии славянской Библии.] 35 Т. е. четвертого издания Елизаветинской Библии, воспроизводящего второе издание без изменений. – А. Д. Нелишне напомнить, что даже «простое» фототипическое (иллюстрированное) издание Геннадиевской Библии, сначала предпринятое в 1992 г. главой Издательства Московской Патриархии митрополитом Питиримом (Нечаевым) , а затем продолженное в 1997–1998 гг. Новоспасским монастырем, из-за отсутствия финансирования не завершено до сих пор (из Ветхого Завета опубликована лишь Псалтирь). Попутно заметим, что мы не можем целиком согласиться с чрезмерно суровой критикой А. А. Алексеевым (Текстология славянской Библии. СПб., 1999 [далее: Алексеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010