Предстоятель рассказал о работе приходских консультантов: «Необходимо, чтобы, по крайней мере, в субботние и воскресные дни, а также в великие праздники и в их кануны в храме поблизости от свечного ящика уже до начала богослужения присутствовал катехизатор или подготовленный доброволец. У такого человека должен быть бейдж, из которого будет ясно, что к нему можно свободно обращаться, должна стоять табличка, уведомляющая о возможности задать вопрос. На руках у сотрудников и добровольцев приходской консультации должны быть раздаточные материалы — буклеты или краткие листовки о самых важных вопросах: о причащении, об исповеди, о поминовении усопших, об иконах, о свечах, о текущем празднике. Такие дежурные должны быть доброжелательны, готовы пообщаться, с радостью и любовью рассказать приходящему не только об опыте личной жизни в Боге, но о жизни общины в данном храме. Среди приходящих есть те, кому нужно только, как говорится, «зайти и поставить свечку», но есть и те, кто с радостью воспримут такой разговор, который, быть может не сразу, но приведет их к постоянному участию в жизни прихода. Все это, впрочем, никак не отменяет моего прошлогоднего указания о дежурствах священников при храмах и о необходимости наличия у такого священника мобильного телефона. Ведь приходящие порой нуждаются в исповеди или в беседе с пастырем, а не только лишь в доброжелательном разговоре с дежурным консультантом». «В катехизических беседах, в общении при дежурствах со стороны катехизаторов, консультантов и священников должны полностью быть исключены формализм, небрежность и в целом то, что можно бы назвать «синдромом отбывания повинности»», — особо подчеркнул Патриарх Кирилл. Также Святейший Владыка остановился на вопросе подготовки приходских работников и поручил Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету и Российскому православному университету в течение следующего года полностью завершить организацию курсов для приходских работников в объеме полубакалавриата. Кроме того Патриарх поручил епископу Воскресенскому Савве организовать на базе Новоспасского ставропигиального монастыря специальные кратковременные курсы.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-na-pri...

Слава царицы Анастасии, на несколько лет сумевшей вроде бы утишить кровожадный нрав Ивана Грозного, особо возвысила Романовых в глазах истребляемой царем знати. О Никите Романовиче как заступнике перед Грозным поминалось даже в народных песнях. Как он не был изведен царским окружением («паразитами и маньяками», по выражению Курбского) — Бог весть. Разумеется, выживание при дворе Ивана Грозного было довольно страшным делом. А Никита не только выжил, но неуклонно возвышался и по скоропостижной смерти государя (1584) вошел в ближнюю Думу своего племянника — царя Федора Ивановича — вместе с Мстиславским, Шуйским, Бельским и Годуновым. «Верховная дума» была подобрана Грозным из наиболее влиятельных бояр так, чтобы, ненавидя друг друга, они не покушались на власть его сына. И действительно, раздоры немедленно воспоследовали. Крайне заинтересованный в поддержке со стороны Никиты Романовича, брат жены царя Федора Ирины Борис Годунов оказывал ему всяческие знаки внимания. Никита на старости лет принял дружбу Бориса. Готовясь к смерти, он, говорят, поделился с Годуновым своей сферой влияния, сделавшей Бориса первым в Думе, и даже поручил ему заботиться о своих детях. Затем Никита принял постриг под именем Нифонта и мирно скончался (1586). Старшим из шести сыновей Никиты Романовича был Федор — будущий патриарх Филарет. Он родился не ранее 1554 г. от второй супруги Никиты — княжны Евдокии из рода знаменитых полководцев князей Горбатых–Шуйских (скончалась в 1581 г.). Благоразумный отец держал сыновей подальше от царского двора, где их легко могли убить или гнусным образом развратить. Федор впервые отмечен в «разрядах» (документах, отмечавших службы чинов Государева двора) в 1585 г. как участник приема во дворце литовского посла Льва Сапеги. Двор Федора Ивановича, разумеется, сильно отличался нравами от двора Ивана Грозного, к тому же Никита Романович должен был позаботиться, чтобы старший после него в роду Федор занял достойное место в высшем свете. После смерти отца Федор Никитич стал боярином и наместником нижегородским (1586). Схоронив Никиту Романовича в родовой усыпальнице в Московском Новоспасском монастыре, Романовы оказались на 11–м месте в Думе. Выше Федора по значению наместничеств (согласно росписи, приведенной Н. М. Карамзиным) были Ф. И. Мстиславский, И. П. Шуйский, Д. И. Годунов, Б. Ф. Годунов, А. И. Шуйский, С. В. Годунов, Г. В. Годунов, Д. И. Шуйский, И. В. Годунов и Н. Р. Трубецкой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Именно Карион, а не ученый червь Евфимий неизменно писал для патриарха Иоакима проповеди, составлял его грамоты и послания для российских и зарубежных адресатов, оформлял патриаршие палаты и готовил праздничные действа со стихотворными орациями. Блестящий литературный дар Истомина вскоре завоевал ему место первейшего придворного поэта Государева двора, а острый ум позволил в плотно заполненные творчеством дни обрести и глубокие, разносторонние знания, к 1690-м годам сделавшие Кариона выдающимся просветителем, творчески реализовавшим в России передовые идеи чешского мыслителя-гуманиста и педагога Яна Амоса Коменского. Патриарх знал, что его доверенный референт не симпатизирует " грекофилам " и тем паче " мудроборцам " , а в царском дворце усердно хвалит утвердившуюся у власти царевну Софью. Но Истомин никогда прямо не противоречил Иоакиму в церковных вопросах — в сфере непосредственной деятельности патриарха. Этого было достаточно. Научные и литературные дарования, увлечения и политические симпатии приближенных не затрагивали Иоакима, пока не касались области его служебного авторитета. Следует учитывать, что Истомин, сделавший блестящую карьеру при Иоакиме, сохранивший свое место при патриархе Адриане и со временем ставший во главе Печатного двора, никогда не позволял себя " подставить " . Карион мог искренне скорбеть, что вместо университета в Москве появились лишь " еллино-славянские сколы " Лихудов, мог мечтать об осуществлении просветительного проекта Медведева — но при этом не сказать ни слова против начальства. Вполне в духе Иоакима, он служил существующей власти и, тонко предвидя, скажем, приближение заката Софьи, вовремя переключился на восхваление идущих к власти Нарышкиных . Однако последнее было скорее свойством характера поэта, нежели требованием патриарха к своему ученому окружению. Ярким примером научной и политической терпимости в рамках патриаршего двора была личная дружба Иоакима Савелова с главой родового монастыря Романовых — Новоспасским архимандритом Игнатием Римским-Корсаковым. Этот выдающийся ученый, композитор и публицист, искушенный переводчик и поэт был " грекофилом " , но совершенно в ином ракурсе, чем патриарх или Евфимий Чудовский.

http://sedmitza.ru/lib/text/443328/

«В другой раз она явилась к нему в канун празднования Успенъя. Старец в этот день по обычаю наводил порядок в своей келлие, и потому графиня застала его за мытьем горшков и мисок. Увидев ее, Блаженный заметно обрадовался: «Ах! Девица, она пришла, девица! Как раз вовремя, как раз кстати… Пожалуйста, милая моя, спустись к Днепру и вымой там для меня несколько маленьких горшковъ…» И он вручил ей самую грязную посуду. Анна Алексеевна лишь улыбнулась и без тени протеста отправилась на Днепр, где, без малейшего колебания, принялась усердно чистить загрязненные от долгого употребления горшки своими собственными руками, украшенными драгоценными перстнями. Прислуга ее стояла на почтительном разстоянии и сдерживала изумление, видя графиню занятой столь грязной и комичной для нее работой». В другой раз «графиня совершала паломничество в Киев и по окончании службы пришла к старцу Феофилу на исповедь. Не нашла его в келлие, но заметив его на монастырском дворе, отправилась следом. Угадав ее намерение, Блаженный зохотел испытать ее смирение и, словно бы не замечая Графини, быстро направился в лес. Орлова, не желая терять из виду Старца, который редко появлялся на людях, следовала за ним по пятамъ… Старец ускорил шаг, и Орлова тоже… Делая резкие повороты, то двигаясь в сторону – так, что графиня Орлова иногда упускала его из поля зрения, затем вновь обнаруживала Старца в отдалении – блаженный Феофил совершал свой путь в Новоспасский сад и, войдя в калитку, тотчас исчез из виду. Взволнованная Графиня, потеряв его след, остановилась в нерешительности, но на ее счастье у садовой калитки сидел послушник Н. Она подошла к нему и спросила: «Скажи мне, пожалуйста, не проходил ли здесь отец Феофил?» «Да, он только что вошел в сад», – ответил послушник Н., почтительно кланяясь, и открыл калитку для Графини. – «Пожалуйте…» Вне себя от радости, Орлова вынула из сумочки пригоршню золотых монет и с благодарностью подала их Н. Оказалось, как раз этих денег послушнику не хватало, чтобы откупиться от воинской повинности и остаться в монастыре. Встреча его с Графиней была устроена прозорливостью Блаженного Феофила». (Из книги Владимира Зноско: «Схимонах Феофил». Киев. Лавра. 1905 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/t...

Справка: Как и где помочь беженцам из Украины Реквизиты и адреса для сбора помощи 20 июня, 2014 Реквизиты и адреса для сбора помощи Вас интересует как и где помочь беженцам из Украины? В этой статье Вы найдёте адреса и реквизиты благотворительных организаций в разных городах РФ и СНГ. Как и где помочь беженцам из Украины? Москва и Подмосковье Пункт сбора помощи открыт в Новоспасском ставропигиальном монастыре (г. Москва, Крестьянская площадь, 10) с 7 июня ежедневно с 10.00 до 20.00. По всем вопросам можно обращаться по телефону: (495) 676-95-70 Императорское Православное Палестинское Общество объявляет сбор денежных средств для закупки жизненно важных медицинских препаратов и медицинского оборудования. Реквизиты для сбора средств во Внешпромбанке: Получатель: Фонд святых равноапостольных Константина и Елены ИНН 7704272518, КПП 770401001 р/с 40703810000000005871 в ООО «Внешпромбанк», г. Москва К/с 30101810500000000455 БИК 044525455 ОКПО 97173552 ОГРН 1067799022862 В назначении платежа необходимо указать: «Для оказания гуманитарной помощи мирным жителям Юго-Востока Украины». Фонд «Галчонок» собирает для беженцев детские вещи, нескоропортящиеся продукты, постельное белье, детские бутылочки и пеленки, а также предметы женской гигиены и моющие средства. Передать помощь можно по адресу фонда: Протопоповский переулок дом 25, стр 1 (здание с надписью «Все вместе»), с 10 утра и до 7 вечера. Телефон координатора проекта — 89262177071. Фонд «Дари Добро» собирает вещи первой необходимости (детские вещи, средства гигиены, консервы, постельное белье, моющие средства и т.д.). Все необходимое можно привезти на склад фонда по адресу. Москва, ул.Адмирала Макарова, д. 2, стр.13 (склад 35/3-3) (ближайшие станции метро – «Войковская», «Водный стадион»). Пункт сбора помощи для беженцев расположен в здании Российского государственного социального университета. Прием гуманитарной помощи осуществляется с 13:00 до 18:00 по адресу: г. Москва, ул. Лосиноостровская, д.24, ауд.204. Группа беженцев из Луганска и Славянска прибыла на автобусах в подмосковный город Воскресенск. Организаторы прибытия планируют в ближайшее время привезти на одну из баз отдыха, расположенных рядом с городом, новую группу беженцев из Украины. Здесь также требуются предметы первой необходимости, а именно детские и взрослые вещи, средства гигиены. Помощь можно передать по следующим адресам:

http://pravmir.ru/kak-i-gde-pomoch-bezhe...

11). Вероятно, разбойники, напавшие на Сусанина, были такого же рода воришки, и событие, столь громко прославленное впоследствии, было одним из многих в тот год. Чрез несколько времени, зять Сусанина воспользовался им и выпросил себе обельную грамоту. Путь, избранный им, видим. Он обратился к мягкому сердцу старушки, а она попросила сына. Сын, разумеется, не отказал заступничеству матери. В тот век все, кто только мог, выискивал случай увернуться от тягла: те закладывались за монастыри, или за бояр; другие, подкупая писцов, выписывались в особые выти; третьи так себе мотались по свету, увиливая от тягла; четвертые, если было можно, выпрашивали себе льготы. Льгота от податей и повинностей вообще не была редкостью в Московском государстве. Так, в XVI веке, выборные старосты и целовальники, прослужив безукоризненно в выборных должностях, пользовались такими льготами. Впоследствии, при Алексее Михайловиче, все такие уклонения от общественных повинностей, увеличивая тягость тех, которые оставались в тягле, возбудили со стороны последних просьбы и ходатайства пред правительством о том, чтоб прекратить эти исключения, и, по «Уложению», все те, которые самовольно убегали тягла, были обращены в него. Начали уничтожать и привилегии у имевших льготные грамоты. Но тем, которые получили их за особые услуги, предоставлено ими пользоваться до поздних времен. То же было и с потомками Сусанина. Долгое время, однако, не придавали важного значения судьбе домнинского крестьянина; архимандрит Новоспасский не хотел было стесняться самой грамотой Собининых – и дочь Сусанина должна была в другой раз просить льготы себе и своим детям. Летописцы не внесли его подвига в свои рассказы, и самые цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович не помнили о Сусанине и не придавали никакого особого значения его страданию, иначе бы велели записать о нем в летописи: ведь они читали летописи. Не ранее, как в близкое к нам время, уже в XIX веке, сусанинский эпизод был раскрашен цветами воображения и поднят на ходули; но это миф литературный, книжный, а отнюдь не народный; на самом месте народ почти не знает Сусанина, не осталось о нем ни песни, ни народного рассказа; знают его только его праправнуки, которые, благодаря одному из своих предков, Богдану Собинину, пользуются правом не нести общих государственных повинностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Дело перенесения их, возбужденное митрополитом Никоном и поддержанное государем, шло быстро и успешно. Дело это, в существе своём религиозное, не чуждо было и политической окраски; с памятью о святителях-страдальцах возникала мысль и об отношениях к ним светской власти и боярской партии; эта мысль ясно изложена в грамотах царя Алексея Михайловича, написанных по поводу перенесения мощей святителя Филиппа. Но возбуждение этой мысли не было личным делом митрополита Никона, как высказал об этом почтенный составитель истории России; оно отвечало современным общественным вопросам при царе Алексее Михайловиче и отвечало думам и митрополита Никона, и всего духовенства, и самого царя. Известно, как принято было церковною властью издание „ соборного уложения “ при царе Алексее Михайловиче; оно не могло нравиться духовной власти, потому что значительно ограничивало прежние её судебно-владельческие права и привилегии и подчиняло прежнее свободное управление церковными землями и крестьянами ведению вновь учреждённого монастырского приказа, во главе которого стояли государевы бояре. На земском соборе 1649 года духовные власти хотя подписались под этим уложением, подписался и Никон, бывший тогда Новоспасским архимандритом, но подписались неохотно–„поневоле, много народного ради смущения”. Возведенный в сан митрополита, Никон поставил себе задачею ослабить и даже совсем уничтожить значение правил уложения, считая их противными правилам церковным и прежним установлениям русских государей. Вопрос о положении церкви и духовенства в государстве, об отношениях между властью церковною и светскою готов был разгореться с новою силою, подобно тому, как он возник при царе Иване Грозном и святителе Филиппе. Но кроткий и добрый царь Алексей Михайлович спешил ослабить резкость этого вопроса уступкой с своей стороны в пользу духовенства; за своим любимцем Никоном он восстановил все прежние права и преимущества по управлению обширною новгородскою митрополией, какие были ограничены соборным уложением, и выдал о том ему свою несудимую грамоту 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Никогда не бывало наоборот - свобода не обреталась отказом от сапог, от исполнения воинского долга. Начиная со времен древней Месопотамии, шумеров, можно отметить историческую закономерность, о которой писали и Лев Николаевич Гумилев и Игорь Ростиславович Шафаревич, (классические труды которых я Вам рекомендую). Там, где все принадлежит государству, как это было у нас, там портится армия. Можно собрать огромную толпу рабов и послать ее в бой. Но они привыкли все делать из-под палки и они и проиграют малочисленным, необразованным бесписьменным кочевникам или кому угодно еще. Потому что солдаты не получаются из рабов. Солдаты не получаются из толпы. Солдаты получаются из людей, которых в детстве воспитывали в сознании чувства собственного достоинства. Именно с этим связана категория чести, оттуда категория воинской доблести. Только свободный человек может обладать таким римским качеством, как дисциплина. Есть такой прекрасный православный молодежный журнале " Наследник " . В нем, в номере втором за этот год можно прочитать и мои ответы на вопросы о такой добродетели, как честь. Я горячо рекомендую вам этот журнал, его можно приобрести в Новоспасском монастыре. И вот листовка, о которой мы говорим, жирным шрифтом, огромными буквами обещает бесплатно консультировать призывников и офицеров запаса о том, как выгоднее обменять сапоги на свободу и отказаться от воинской службы по убеждению. Закон сейчас позволяет отказаться от воинской службы по убеждениям. Еще недавно не позволял. Сейчас позволяет. Поэтому в принципе офицер запаса или призывник может так поступить. И он не совершит уголовно наказуемого деяния. Но Сергей Егорович Сорокин, который проводит эти занятия, совершает уголовное деяние. Уголовно наказуемое преступление. Он призывает к нарушению, причем массовому нарушению закона о всеобщей воинской обязанности. Я недоумеваю, почему Московские власти не пресекают его деятельность. Почему он до сих пор не задержан? Я сам готов выступить в роли эксперта, сесть рядом со следователем и помочь следователю задавать безупречные вопросы этому правонарушителю.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Слово — это великий Божий дар, которым Бог украсил человека. Слово отличает нас от животного мира, потому что через слово мы общаемся друг с другом, передаем информацию, делимся мыслями, идеями, которые помогают человечеству двигаться вперед. А если слово пусто, значит, энергия, необходимая для его произнесения, уходит в пустоту. Наверное, многим из нас довелось испытать усталость, опустошение, раздражение из-за необходимости говорить пустые, никому не нужные слова. Пустота слова — это опасная сила, которая воздействует на людей, разрушая их внутренний мир. Как же нам избавиться от пустословия, которое мы чаще всего и грехом не считаем, хотя обычно оно занимает в жизни первое место, по сравнению с прочими грехами? Ведь больше всего человек грешит языком. Если представить, сколько внутренней энергии мы расходуем на пустые слова, станет ясно, какой ущерб пустословие наносит и тому, кто их произносит. Недаром в Слове Божием говорится: «Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих» (Пс. 140:3). Этими словами псалма мы обращаемся к Господу, чтобы Он оградил нас от пустых слов, от внешних влияний, разрушающих наш внутренний мир, и чтобы мы сами не были носителями опасных мыслей и слов, опустошающих человека. Единственным способом оградить себя от пустословия является молчание. Молчание — это очень ценная часть человеческой жизни. Когда мы молчим, мы можем думать, анализировать самих себя, окружающую нас действительность, людей, с которыми мы сталкиваемся. Мы можем делать выводы, которые помогут нам обустроить свою жизнь и правильно выстроить общение с другими. Где же и как учиться молчанию? Лучшее место, где мы поневоле молчим, — это храм Божий. Мы стоим часами, молчим и набираемся энергии, которую потом, к сожалению, часто растрачиваем в пустословии. Вот почему пребывание в храме является жизненно необходимым для человека. Здесь мы не только молимся Господу, не только слышим замечательные слова молитв, не только слышим дивную церковную музыку, не только созерцаем красоту икон, но еще и молчим. У нас появляется шанс о многом подумать, сконцентрировать свои силы, для того чтобы вести праведную жизнь, стараясь, в первую очередь, не разрушать свой внутренний мир пустыми словами. И да поможет нам Господь молитвами, пребыванием в храме Божием ограждать себя от порока пустословия! Аминь.

http://patriarchia.ru/db/text/5150356.ht...

Вообще нужно заметить, что дневник довольно краток. Здесь, между прочим, делает он некоторый заметки о третьей иерусалимской миссии под начальством архимандрита Леонида, о своем свидании с в.к. Еленой Павловной, излагает свое мнение о раскольниках и о мерах, которые нужно предпринять для привлечения и воссоединения униатов с православной церковью, и приводит по поводу этого «Начала управления церковью» и друг. Книга бытия моего 1865–1878 гг. заключается в одном томе (IA 12 ), состоящем из 675 листов разной бумаги и разных форматов, писанных в разное время рукой о. Порфирия, кроме помещенных здесь подлинных официальных бумаг и частных писем; после написания том был пересмотрен и исправлен. Содержание его составляют собственно а) записки и б) обширные приложения к запискам. Записки оканчиваются на 266 листе, на котором отмечено, что «книга сия кончена 8 августа 1884 года в Московском Новоспасском монастыре»; это – автобиографические записки о пребывании о. Порфирия в Киеве за означенное время. Но эти записки, собственно, не составляют дневника: в них рассказ или изложение фактов расположен не по дням, кроме самого начала, – до конца марта месяца, вероятно, 1865 г., а по предметам. О. Порфирий сам об этом говорит следующее в NB на л. 16 или на стр. 31: «Тринадцать лет я прожил в Богоспасаемом Киеве и делал свои дела; а дневника не продолжал. Посему настоящая Книга бытия моего составляется иначе». В начальных поденных записях вкратце рассказано о посвящении о. Порфирия во епископа 14-го февраля и об отправлении его в Киев, куда приехал 20-го марта. Интересны здесь его речь при наречении 9-го февраля и рассказ о свидании с московским митрополитом Филаретом. По окончании записей, на обороте л. 16-го или на стр. 32-й, приведено оглавление следующих за этим статей, которые о. Порфирий называет монографиями; они составлены по уцелевшим рукописаниям его и чужим, находившимся под его руками. Главы суть следующие. 1) Письменные поздравления меня с саном архиерейским (лл. 17–20).

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010