658 П.С.З. XIII, 10168, 31 декабря 1753 Синодский по определению Синода от 20 декабря за М.А.М.Ю. дела С.Э.П. связка 407 д. 16891. 659 М.А.М.Ю. Генеральная Ведомость Счетной Экспедиции л. 119–126 Там сказано, что по повелению Имп. Екатерины II и по жалобам архиереев и монастырских властей Коллегией Экономии «приводится к усмирению вотчинных крестьян домов архиерейских – 5 и монастырей – 23». 660 Архив Св. Синода протокол 24 мая 1753 года – о вотчинах Вятского архиерейского дома. Протокол 19 сентября 1754 года и 18 сентября 1756 года – по очень громкому делу Новоспасского монастыря. Протокол 18 сентября 1756 года – о вотчинах Данилова и Никитского в Переяславле Залесском монастырях. В одном из протоколов Св. Синода за 1756 год упоминается также учрежденная в Ярославле следственная комиссия по делу о властях, управителях и слугах Спасо-Ярославского монастыря. Такая же комиссия была и в Чернигове – протокол 9 октября 1758 г. 666 Ср. В.О. Ключевского, Русский рубль XVI–XVIII в. в его отношении к настоящему. Чтения в Моск. Общ. Ист. и Древн. Рос. 1884, I и отдельно. Москва 1884 г. По мнению Ключевского: Рубль 1500 г. стоил не меньше 100 нынешних. 1501–1550 стоил не меньше нынешних 1551–1600 1601–1612 1613–1636 1651–1700 1701–1725 1730–1740 1741–1750 Рецензент этого сочинения П. С–кий (в Журнале Мин. Нар. Просв. 1885 г. часть 239, май, стр. 305–317) дает уничтожающую критику, заявляя, что научным образом установить ценность рубля невозможно. 667 С архиерейских домов и монастырей по ведомости 1728 г. (О.А.С.С. VIII, положено было платить 53326 руб. 22 1/2 коп.; по ведомости 24 апреля 1732 г. (М.А.М.Ю. дела С.Э.П. связка 249 д. л. 68–70) в К. Э. платилось 53745 руб. 87 1/2 коп., 3276 чтв. 7 1/2 чк. и десятинной пашни пахалось 3947 1/4 . По ведомостям К. Э. в приложении VIII к XII т. О.А.С.С. к делу 325/86, 6 ноября 1732 г. – всего надлежало собрать 50980 руб. 80 3/4 коп. По окладной книге 1746 г. (М.А.М.Ю. в 1746 г. всего взять надлежало с архиерейских домов и монастырей 46090 руб. 65 1/2 коп. Как видно из последней страницы этой книги, из приписки 29 октября 1756 г., в этом году за оклад была принята книга 1746 г.; по ней в 1756 г. взято 19868 руб. 78 3/4 коп.; отдано на строение 1048 руб. 91 коп.; из оклада выключено 934 руб. 40 коп.; в доимке осталось 24238 руб. 73 коп., с причта Архангельского собора – 300 руб. Итого 42199 руб. 98 коп.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

епископ Петр (Екатериновский) (1820–1889) Нравственно-аскетические труды Священное Писание епископ Петр (Екатериновский) Епископ Томский и Семипалатинский. Миссионер, духовный писатель. Биография В миру Екатериновский Феодор, родился в 1820 году в Саратовской губернии в семье священника. Первоначально обучался в Саратовской духовной семинарии, потом поступил в Московскую духовную академию. 12 октября 1841 года был пострижен в монашество; 19 октября того же года рукоположен во иеродиакона; а 30 июля 1844 года - во иеромонаха. 12 декабря 1844 года по окончании духовной академии определен учителем Иркутской семинарии. 15 ноября 1845 года удостоен ученой степени кандидата богословия и назначен инспектором Иркутской семинарии. 6 октября 1852 года возведен в сан архимандрита. 16 октября 1855 года назначен ректором Иркутской семинарии. С 15 января 1857 года - ректор Новоархангельской духовной семинарии на Аляске. 29 марта 1859 года хиротонисан во епископа Новоархангельского, викария Камчатской епархии. Во время служения в Америке он учредил новые церковно-приходские школы на Кодьяке и Уналяске, расширил миссионерскую деятельность викариатства до Берингова пролива, и стал одним из первых серьёзных исследователей жития преподобного Германа Аляскинского. Владыка Петр (Екатериновский) 9 ноября 1866 года перемещен епископом Якутским, викарием той же епархии. 3 июля 1867 года уволен на покой по болезни. С 13 октября 1867 года - член Московской Синодальной конторы и управляющий Воскресенским монастырем. 4 апреля 1869 года назначен епископом Уфимским и Мензелинским. С 19 ноября 1876 года - епископ Томский и Семипалатинский. 9 июля 1883 года вторично уволен на покой в Оптину пустынь. С 11 февраля 1885 года управлял Московским Заиконоспасским монастырем. 10 июля того же года назначен членом Московской Синодальной конторы, а 9 августа - управляющий Московским Новоспасским монастырем. Скончался 27 мая 1889 года и был погребён в Новоспасской обители. Владыка Петр отличался глубоким смирением. Когда один священник инородческого прихода докладывал епископу о различных печальных явлениях, то владыка, молча выслушав его, с сокрушенным сердцем промолвил: " Их может исправить и на путь наставить только сам Христос " . Был духовным писателем. Из его печатных трудов наиболее известны сочинения о монашестве, а затем поучения и миссионерские известия. Свои сочинения он пожертвовал в пользу Оптиной пустыни. Был радетелем распространения духовно-нравственных книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

На котором доношении за подписанием собственной блаженной и вечнодостойной памяти Государыни Императрицы Анны Иоанновны, Самодержицы Всероссийской, руки резолюциею велено учинить по оному представлению. А понеже то его, Мусина-Пушкина, представление было не столько для интереса казённого и соблюдения крестьян, сколько с обидою домам архиерейским и монастырям, а именно: потому 1) подлежащей в Коллегию Экономии за уплатою доимки показал с 90 000 рублей напрасно, которой (если бы о том, кроме оной Коллегии, особою комиссиею, в коей бы из духовных имел быть присутствующий, освидетельствовать) окажется разве малое число, а большая из того знатная часть явится по оправданиям ненастоящая (ибо точию от трёх, а именно: от Новоспасского, Саввина Сторожевского и Спаса Евфимиева в Суздале монастырей присланными в Синод ведомостями оной ненастоящей доимки показано 27 290 рублей) и тою доимкою первейшую и главную к отнятию тех вотчин в полное ведомство оной Коллегии показывал причину, а на многих архиерейских домах и монастырях подлежащей к платежу в ту Коллегию доимки и ничего не имеется, которых вотчин ему и привлекать не следовало и причины никакой не было. 2) Когда-де архиерейские и монастырские вотчины были в ведомстве в Монастырском Приказе, тогда якобы архиерейские дома и монастыри были во всяком довольствии, и то написал неправильно, ибо в тогдашнее время архиерейские дома и монастыри за отрешением от ведомства оных заопределённых в Монастырский Приказ вотчин в великих находились скудостях и недостатках, и многие от оных домов и монастырей имеющиеся в заопределённых вотчинах для домашней экономии сёла в ведомстве имелись в Монастырском Приказе, из коих сёл крестьяне в монастырях ветхостей никаких не починивали и работ не исправляли. 3) За довольствием архиерейских домов и монастырей из собираемых доходов на содержании показал в Москве госпиталь, в котором-де было по нескольку сот и до тысячи человек больных, весьма несправедливо, ибо не точию в тогдашнее время, когда, как известно, в Москве деревянная госпиталь находилась, поныне в госпитали каменной числом покоев пред прежнею по немалу пространнейшей больных с прошлого 737 года поныне ни в котором году более двухсот человек не бывало.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Белогородская . Отпуск на исправление архиерейского дома материалов из заповедного леса. 306 . Вятская . Назначение епископу оной содержания. 199 . Казанская . Отпуск денег из Монастырского Приказа на строение церквей, покупку утвари и на жалованье новокрещённым Черемисам; обучение детей сих последних славянской грамоте. 212 . Присылка в Св. Синод собираемых в ней лазаретных денег по окончании года чрез вексель или на подводах. 269 . Сбор денег с находящихся в ней вотчин духовного ведомства на городовое строение. 315 . Костромская . Освобождение священнослужителей города Костромы от сбора с них драгунских и новоположенных солдатских денег, а также их детей от сбора с них солдатских денег. 155 . Крутицкая . Поручение управлять оною архиепископу Мелиникейскому и архимандритам Чудовскому, Новоспасскому и Златоустовскому. 121 . Поручение управлять оною до прибытия Крутицкого митрополита митрополиту Фиваидскому совместно с митрополитом Мелиникейским и архимандритами Чудовским и Андрониевским. 181 . Нижегородская . Приписка к оной из бывшей патриаршей области города Юрьевца Повольского и подчинение ведению её епископа церковного причта сего города только по поставлению во священство и по прочим духовным делам. 242 . Освобождение её церковнослужителей от платежа денег на устройство каналов и от других сборов. 321 . Новгородская . Приписка к ней из бывшей патриаршей области 19-ти погостов Ржевского уезда. 80 . Посылка во оную поручика Коптелова для сыска и переписки раскольников. 128 . Высылка из её архиерейских и монастырских вотчин работников к постройке и починке мостов по Московской дороге. 194 . Сбор с тех же вотчин денег на канальное дело. 198 . Патриаршая . Разрешение её ставленникам получать поставление от митрополита Фиваидского с платою ему определённых пошлин. 63 . Псковская . Сбор с её архиерейских и монастырских вотчин по 6 алтын 4 д. с двора на канальное дело. 156 . Сбор окладных денег на городовое строение, на делание кирпича и на прочее с её архиерейских, монастырских и церковных вотчин предоставлено взимать управителям архиерейского дома. 205 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Петр, епископ Томский и Семипалатинский (Екатериновский Федор) Родился в Саратовской губернии в семье священника. Первоначально обучался в Саратовской духовной семинарии, потом поступил в Московскую духовную академию. 12 октября 1841 года пострижен в монашество; 19 октября рукоположен во иеродиакона. С 30 июля 1844 года – иеромонах. 12 декабря 1844 года по окончании духовной академии определен учителем Иркутской духовной семинарии. 15 ноября 1845 года удостоен ученой степени кандидата богословия и назначен инспектором Иркутской духовной семинарии. 6 октября 1852 года возведен в сан архимандрита. 16 октября 1855 года назначен ректором Иркутской духовной семинарии. С 15 января 1857 года – ректор Новоархангельской духовной семинарии на острове Ситхе. 29 марта 1859 года хиротонисан во епископа Новоархангельского, викария Камчатской епархии. 9 ноября 1866 года перемещен епископом Якутским, викарием той же епархии. 3 июля 1867 года уволен на покой по болезни. С 13 октября 1867 года – член Московской Синодальной конторы и управляющий Воскресенским Ново-Иерусалимским монастырем. 4 апреля 1869 года назначен епископом Уфимским и Мензелинским. С 19 ноября 1876 года – епископ Томский и Семипалатинский. 9 июля 1883 года вторично уволен на покой в Оптину пустынь Калужской епархии. С 11 февраля 1885 года управлял Московским Заиконоспасским монастырем. 10 июля того же года назначен членом Московской Синодальной конторы, а 9 августа – управляющим Московским Новоспасским монастырем. Скончался 27 мая 1889 года. Преосвященный Петр отличался глубоким смирением. Когда один священник инородческого прихода докладывал епископу о различных печальных явлениях, то владыка, молча выслушав его, с сокрушенным сердцем промолвил: «Их может исправить и на путь наставить только Сам Христос». Епископ Петр – духовный писатель. Из его печатных трудов наиболее известны сочинения о монашестве, а затем поучения и миссионерские известия. Свои сочинения он пожертвовал в пользу Оптиной пустыни. Епископ Петр был постоянным членом Комитета по распространению духовно-нравственных книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Гораздо более сбалансированным и гармоничным получилось соотношение колокольни и собора в Новоспасском и Высоко-Петровском монастырях, но там по ряду причин менее удачно оказались освещены крепостные стены и башни. В Андреевском монастыре нет крепостных стен, его территория окружена зданиями, и освещение при помощи парных бра сделало более ритмичным протяженные и весьма ординарные фасады корпусов, обращенных к Москве-реке. Попутно оказалась освещена и ранее темная на этом участке Андреевская набережная. «Но это исключение из правил, — замечает Хаджин. — В целом мы не поощряем применение парных световых потоков в архитектурном освещении храмов. Церковная архитектура сама по себе интересная, яркая и заметная, и дополнительно разнообразить фасады современными парными бра не обязательно». Самыми же интересными, едва ли не образцовыми, вышли проекты архитектурного освещения Данилова и Донского ставропигиальных монастырей. Изюминки обеих работ — обращенные к стороннему наблюдателю монастырские стены. Проектировщики предложили остроумные и очень интересные решения, благодаря которым изящная оправа исторических ансамблей стала восприниматься драгоценным ожерельем. В Даниловом монастыре это установленные прямо в прорезях зубцов (ил. 1) небольшие светильники с энергосберегающими компактными люминесцентными лампами (см. Словарик). В Донском — небольшие металлгалогенные прожекторы заливающего света «кососветы», заключенные в антивандальные металлические тумбы 70-сантиметровой высоты. Эти конструкции установлены на расстоянии 4 м от стены с 6-метровым шагом вдоль тротуара. «Пешеходы и водители не видят источника света, и стена предстает перед ними как древний экспонат, — восхищается Щепетков. — Не удалось, к сожалению, убедить выступавшую в качестве заказчика городскую организацию соединить эти тумбы декоративной цепью (хотя эту идею поддерживал и наместник монастыря). А ведь тогда ассоциация с выставочным экспонатом стала бы очевиднее!» Специальные приемы Нестандартные решения, которые в качестве «вишенки на торте» подчеркивают архитектурные достоинства того или иного элемента или всего сооружения, — особая гордость светоархитекторов. Например, в центральной лоджии на главном фасаде патриаршей резиденции в Даниловом монастыре потребовалось высветить сложную композицию — сферическую поверхность круглого мозаичного панно с образом Спасителя. Решить эту задачу удалось лишь при помощи размещенных с двух противоположных сторон этой фигуры полых щелевых световодов .

http://e-vestnik.ru/examination/arhitekt...

поиск:   разделы   рассылка Обращение Сергея Миронова к прокурору города Москвы в связи с незаконным строительством возле Новоспасского монастыря Прокурору г. Москвы С.В.КУДЕНЕЕВУ 115184, Москва, ул. Новокузнецкая, д.27. Уважаемый Сергей Васильевич! Ко мне обратилась координатор инициативной группы жителей Таганского района Т.М.Котилевская с информацией о незаконном строительстве, развернувшемся в непосредственной близости от объекта культурного наследия федерального значения " Ансамбль Новоспасского монастыря " . Согласно имеющимся данным, застройщик ООО " ТехноПрофСервис " начал в июле 2011 г. работы по сооружению нулевого цикла нежилого здания на территории объединенной охранной зоны 226, фактически у основания стен памятника истории и культуры (Новоспасский пер., вл. 7А), не оформив необходимого пакета проектной и разрешительной документации (согласно письму Заместителя председателя Комитета государственного строительного надзора города Москвы А.Б.Пирогова от 03.08.2011 ЗГ-480/11-(1)-1) и не получив разрешения Мосгорнаследия на проведение работ на данном участке (согласно письму Начальника Инспекции Департамента культурного наследия города Москвы Е.Н.Гонцова от 05.08.11 16-20-315/1-(1)-1). Осуществление работ без необходимых согласований уже привело к созданию аварийной ситуации на теплотрассе 5 района ОАО " Московская теплосетевая компания " , и несет в себе реальную угрозу сохранности объекта культурного наследия. Прошу Вас дать указание провести проверку по указанным фактам, и по ее результатам принять меры прокурорского реагирования для приостановки всех работ на территории, прилегающей к памятнику истории и культуры, а также рассмотреть возможность привлечения лиц, виновных в нарушении действующего законодательства, к ответственности. Приложение: 7 листов С.М.МИРОНОВ Поделиться… СМ.ТАКЖЕ ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 21.04.2024 14.04.2024 11.04.2024 07.04.2024 31.03.2024 28.03.2024 24.03.2024 17.03.2024 РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА 30.04.2023 04.08.2022 25.12.2021 04.12.2021 24.11.2021 УНИВЕРСИТЕТ Поделитесь с друзьями

http://religare.ru/2_88431.html

Кровоточащей раной было и воспоминание об архимандрите Иннокентии (Просвирнине). Владыка почти никогда не говорил о нем, но не потому, чтобы забыл, — на службе он поминал его регулярно. Одна из нас пришла работать к Владыке после недолгого сотрудничества с о. Иннокентием — в последние месяцы перед его смертью в Новоспасском монастыре. Владыка это знал. Однако разговор о последних днях о. Иннокентия и об обстоятельствах его безвременной кончины зашел только несколько лет спустя — и всего лишь один раз. Тогда Владыка сказал: «Это был единственный человек, которому я бы мог передать свое дело… Понимаешь, все люди, которые меня окружают, очень хорошие, но они мирские, светские, а этот был…» — он резко оборвал разговор на полуслове и по выражению страдания, которое отразилось на его лице, стало понятно, что к этой теме лучше больше не возвращаться. Некоторое время спустя Владыка снова неожиданно явно вспомнил о. Иннокентия. Когда в монастыре готовилась выставка, посвященная просветительской деятельности обители с древнейших времен до наших дней, он вдруг принес фотографию эпохи своей депутатской деятельности, где они с о. Иннокентием, бывшим тогда его доверенным лицом, были запечатлены рядом в каком–то очередном президиуме. Фотография была выдана для стенда, посвященного Волоколамскому Краеведческому Обществу. К прежним сотрудникам отдела Владыка никогда не обращался первым. Бывало, и нужно что–то у кого–то спросить для работы. «Да нет, не надо, — говорил он. — N.N. человек своеобразный. Может, даст, может — не даст. Обойдемся». Но если кто–то из них приходил сам, контакт мог восстановиться — и он бывал этому очень рад. Ценил тех, кто остался ему верен — особенно тех, кто в момент крушения отдела невозмутимо продолжал заниматься тем, что он поручил им делать. Действительно, помочь Владыке можно было, прежде всего, осуществлением его замыслов — независимо от окружающих обстоятельств. С годами, как казалось, острота боли стала притупляться, но время от времени мы убеждались, что это не так. Года за два до кончины Владыки одно швейцарское издательство предложило ему написать для шикарной научно–популярной книги главу о святоотеческих толкованиях Библии. Он согласился. Помимо текста желательно было предоставить издательству материал для иллюстраций, а оно возлагало на Владыку большие надежды, по старой памяти считая его «хранителем всех церковных ценностей в России». Разуверять в этом швейцарских издателей и объяснять им на пальцах нашу нынешнюю ситуацию не хотелось. И тут случайно на антресолях обнаружилась коробка со старыми слайдами, оставшимися с отдельских времен. Мы обрадовались, потому что материалов в ней вполне хватало для наших целей. Радостно сообщили о находке Владыке. Он поморщился и сказал той, которая имела бестактность доложить: «Ну и разбирай сама! Я даже вспоминать об этом не могу!» Потом, правда, книга вышла, и он был доволен.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Чтобы не допускать праздного любопытства, недовольства и не доводить иноков до греха тайноядения, монахам не разрешалось заходить в трапезную в течение дня без дела и благословения. При трапезных существовали так называемые шегнуши – кладовые, в которых хранили квас и всякие снеди. В положенное время иноки собирались на крыльце шегнуши пить квас, но при этом запрещались долгие стояния у шегнуши или праздные разговоры. Кроме того, заходить в саму шегнушу также не разрешалось. Шегнуша сообщалась с трапезной через служебный ход, который предназначался только для служебников. Монахи заходили в трапезную палату либо со двора через паперть, либо через церковные двери, если трапезная была устроена при церкви. О времени трапезы Время трапезы, вероятно, различалось в разных монастырях. Но представить себе примерный распорядок можно по трапезе московского Новоспасского монастыря. Этот распорядок целиком определялся богослужением: чем значительней был праздник, тем раньше начиналась трапеза в этот день. В воскресные дни и в великие праздники обед устраивался довольно рано – в конце третьего часа дня (то есть около десяти утра по нашему исчислению), так как в эти дни, по уставу, разрешен был еще ужин. По субботам обед начинался несколько позднее – в начале пятого часа дня (то есть в начале двенадцати, если восход солнца в этот день был около семи утра). В большие праздники трапеза бывала в шесть часов дня, то есть около часа дня (по нашему исчислению). В малые праздники или в постные дни, когда полагалась одна трапеза, ее устраивали в середине дня – в девять часов, то есть около четырех вечера (по нашему исчислению) или еще позже. В то же время – в девять часов дня – начинался обед Рождественским постом (реально это означало около пяти–шести вечера) и в Петров пост (около двух часов дня, если считать от восхода солнца). В монастырях всегда устраивали две разновременные трапезы. За первой ели иноки с настоятелем, за второй (последней) ели келарь, чтец и все служебники, которые служили монахам за трапезой: большой носильник, «меньшие носильники», чашник (монах, заведовавший напитками и погребом), воротник (своего рода приказчик; тот, кто «воротил делами»), а также монахи, опоздавшие на трапезу. Немощные или больные иноки ели в своих кельях или в больнице во время первой трапезы. Им приносили еду большой и меньшие носильники, а обслуживали их в больницах специально приставленные служебники. Если больной инок хотел вкусить чегонибудь еще в течение дня, то по благословению игумена и соборных старцев его обслуживал большой носильник: взяв у подкеларника пищу, а у чашника питие, он приносил больному. Также носильник, с разрешения игумена, носил пищу тем инокам, кому по какимто причинам оказывалось недостаточно еды за общей трапезой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таковых донесений получено 26, а именно: из ставропигиальных монастырей: 1. Новоспасского, от Наместника Иеромонаха Никодима. 2. Симоновского, от Архимандрита Герасима. 3. Донского, от Архимандрита Евгения. 4. Заиконоспасского, от Архимандрита Парфения. из епаршеских мужеских: 5. Чудова, от Наместника Игумена Феофилакта. 6. Сретенского, от него же. 7.Высокопетровского, от Архимандрита Лаврентия. 8. Спасо-Андроньева, от Казначея Иеромонаха Виктора. 9. Богоявленского, от Казначея Иеромонаха Аарона. 10. Греческого Николаевского, от Архимандрита Кирилла. 11. Златоустова, от Архимандрита Досифея. 12. Данилова, от Архимандрита Геннадия. 13. Знаменского, от Архимандрита Аполлоса и Казначея Мефодия. 14. Николаевского Перервинского, от Архимандрита Лаврентия. 15. Заштатного Покровского, от Строителя Ионы. 16. Упраздненного Крестовоздвиженского, от Архимандрита Парфения. 17. Саввинского Подворья, от Иеромонахов Ионы и Иннокентия. из женских монастырей: 18. Вознесенского, от Игуменьи Трифены. 19. Новодевичьего, от Игуменьи Мефодии. 20. Рождественского, от Игуменьи Есфири. 21. Никитского, от Игуменьи Евфрасии. 22. Зачатейского, от Игуменьи Доримедонты. 23. Страстного, от Игуменьи Тавифы. 24. Алексеевского, от Игуменьи Афанасии. 25. Упраздненного Георгиевского, от Игуменьи Митрополии. 26. Упраздненного Ивановского, от Игуменьи Елпидифоры. О доставленных сведениях о том, что происходило в монастырях Московских по обстоятельствам 1812 года Вашему Императорскому Величеству благоугодно было повелеть мне взять, чрез кого следует, сведения о происшествиях, случившихся в Московских монастырях во время нашествия неприятельского в 1812-м году. Представляя при сем таковые сведения, истребованные управляющим Московской митрополией от каждого настоятеля, долгом почитаю донести, что оные составлены по данному наставлению, дабы все, что ни происходило, описано было по сущей истине, без всяких прикрас слога и без опасения взыскания, если бы в чем нашлось, по тогдашним обстоятельствам, упущение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010