Руководитель Центра образования духовенства г. Москвы при Новоспасском монастыре  А.В. Пономарев поделился опытом организации курсов повышения квалификации клириков столицы. Первые курсы были организованы в ноябре 2011 года, за все время работы курсов на них прошли обучение более 850 клириков Москвы и насельников ставропигиальных монастырей в священном сане. С подробной информацией о курсах можно ознакомиться на их официальном сайте. Говоря о практических моментах, А.В. Пономарев обратил внимание на: 1) организацию регулярной обратной связи со слушателями («Почти все священнослужители вначале негативно оценивали сам факт своего направления на курсы, а потом мнение менялось и к моменту окончания курсов они отзывались об учебной программе позитивно и имели желание повторить такой опыт»); 2) недопустимость пропусков занятий («Мы требовали предоставить справку о причине отсутствия либо заблаговременно предупредить о невозможности присутствовать на занятиях, например, по причине престольного праздника или архиерейского богослужения»); 3) выстраивание курсов, исходя из целей, которые определяет священноначалие («Правящий архиерей лучше понимает, какие знания необходимо актуализировать»); 4) подчеркивание уважения к аудитории, их знаниям и опыту, и атмосферу доброго сотрудничества и соработничества («Курсы должны стать добрым импульсом к самообразованию и саморазвитию»); 5) строгую аттестацию. В ходе семинара иерей Александр Стародубцев ответил на более чем 90 вопросов, поступивших из епархий. Вопросы касались самых разных тем, в их числе: возможность организовать курсы при кафедре теологии в вузе (у кафедры должна быть церковная аккредитация и необходимо получить Представление); периодичность обучения (каждый подлежащий обучению клирик должен проходить курсы раз в семь лет); могут ли направляться на курсы священники, не имеющие духовного образования (таковые должны быть направлены на обучение в семинарию, а если это невозможно по возрасту, то могут пройти курсы); возможное количество учащихся в группе (в «Положении» указано примерное количество, фактическое количество учащихся клириков должно соответствовать возможностям курсов); где взять пакет документов для получения представления (направить запрос на почту  kpk@uc hkom.info ) и так далее. А.В. Пономарев отметил: «Если вы внимательно прочитаете Положение о курсах и типовые программы, то увидите, что в них уже содержатся ответы на ваши недоумения и вопросы».

http://patriarchia.ru/db/text/5170322.ht...

3) Что действует при литургии вторый архиерей? На великом входе, при проскомидии вторый архиерей вы- —77— 1879 г. нимает после первенствующего из просфор частицы о живых и умерших; затем после первого, принимает в царских вратах св. чашу и поминает Синод, епархиального архиерея и проч..., а возвращаясь к престолу, обращается к старшему архиерею и говорит; „архиерейство твоё да помянет Господь Бог и пр...“ После сего осенение народа трикирием и дикирием предоставляется также второму архиерею. Во время причащения, первенствующий архиерей преподаёт священникам и диаконам Тело Христово, а второй – Кровь Христову. Вы легко можете сделать нечто желательное для меня. Мне сказывали, что Вашему Преосвященству с достоверностью известно, кто главный виновник моего перемещения из Харькова в Тверь, т. е. кто первый подал мысль о сём Петербургскому Владыке. Прошу открыть мне эту тайну. Это очень меня интересует“. 12 числа писал я в Киев профессору д. академии В.Ф. Певницкому : „Примите от меня искреннейшую благодарность за память о дне моего ангела и за ваши молитвенные благожелания. Киевская академия, совместно издающая три журнала, как бы восполняет, в этом отношении, лишение академии Московской. Последняя обещает возобновить издание своего прежнего журнала, но не знаю, будет ли иметь в этом надлежащий успех, при разобщённости рабочих сил. Притом, в настоящее время, не видится там центра, около которого могли бы группироваться интеллигентные академические силы. Впрочем, посмотрим, что будет. Мимоездом через Москву я виделся с преосвященным Порфирием и получил от него в дар несколько брошюр учёного содержания. Он жаловался мне, что ему в Москве, при отдалённости Новоспасского монастыря от центра города, где сосредоточены все почти типографии, труднее издавать свои учёные произведения, чем в Киеве. Теперь я припоминаю о. Арсения, о котором Вы пишете. Я часто видал его у о. архимандрита Агапита, и он казался мне всегда очень развитым и деликатным молодым монахом. Можно надеяться, что и в Константинополе он не посрамит себя“;

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Таким образом, Петровская эпоха, можно сказать, оборвала нить развития русской иконописи и является границей, на которой удобно остановиться в изучении иконописания. За то в предшествовавшие века движение иконописи не подлежит сомнению, особенно XVI и XVII столетия (несмотря на заветы Стоглаваго собора 1 отличаются в этом отношении необыкновенным стремлением к усовершенствованию, к изменениям и новшествам в сфере композиций, красок, даже внешней формы икон. Эти два столетия дают ряд пошибов, вытекающих друг из друга, но соотношение которых при наличном материале проследитъ пока еще довольно трудно. Один из старейших наблюдателей русских икон Н. Иванчин-Писарев («Утро в Новоспасском монастыре». М.1841) делил русское иконописание на три школы – Византино-Русскую, Суздальскую и Новгородскую. Это общее деление на периоды без указания даже Москвы, не удовлетворило последующих изследователей. И. М. Снегирев в «Писъме» к графу А. С. Уварову разделил искусство иконописания на – Византийское, Корсунское, Новгородское, Московское, Фряжское, Строгановское. И. Сахаров в «Исследованиях о русском иконописании» (кн. 2-я. Спб. 1849) возражал против этого деления такими словами: «С принятием этого мнения, я тогда бы выпускал Киевское, где впервые образовалось Русское иконописание, где началась первая наша школа; я упустил бы письмо Устюжское, из которого в XVI веке возникло Строгановское; я допустил бы школу Корсунскую, никогда несуществовавшую на самом деле». И. Сахаров предложил деление на следующие школы: 1) Византийскую, 2) Киевскую, 3) Новгородскую, 4) Московскую, 5) Устюжскую, 6) Строгановскую, 7) Фряжскую и 8) Суздальскую. В объяснение своего деления он говорит: «Такое разделение иконописания по школам я заимствовал из уст Русского народа, из суждений опытных знатоков и любителей наших древностей. Но верно ли это разделение? Соответствует ли оно своему значению? Основано ли оно на исторических и археологических данных? Это другое дело; это должна решитъ историческая критика. Я принял господствующее мнение нашего народа за неимением другого, как более вероятное» (стр.8). И. Сахаров, воспользовавшись наблюдениями любителей и иконников, не вполне точно передал их разграничения «писем». Всю схему старообрядческих иконников и любителей почти целиком воспроизвел Д. А. Ровинский в знаменитой книге: « Обозрение иконописания в России до конца XVII века» (Спб. 1856) 2 , до сих пор служащей основным источником при изучении иконописания. Отметив, насколько смутны представления любителей относительно писем Греческого и Корсунского, Ровинский справедливо указывает однако на историческую основу в словах священника Сильвестра: «греческое и корсунское письмо и здешних мастеров». Оставив в стороне Киевскую школу, памятников которой до нас не дошло («Царь царем» в Успенском соборе автор считает переписанной вновь), Ровинский подробно описывает затем, с указаньем признаков, все прочии русские «письма».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lihach...

Решение Высшего Общецерковного суда Русской Православной Церкви по делу 03-I-2024 5 апреля 2024 г. 13:00 Решение принято на заседании Высшего Общецерковного суда Русской Православной Церкви 29 января 2024 года и утверждено Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 2 апреля. Высший Общецерковный суд Русской Православной Церкви, заседая в Москве в Новоспасском монастыре 29 января 2024 года по делу 03-I-2024, в соответствии с пунктом 2 статьи 28 Положения о Церковном суде Русской Православной Церкви, рассмотрев «без участия сторон и иных лиц, участвующих в деле (путем исследования имеющихся материалов дела на основании соответствующего доклада секретаря Высшего Общецерковного суда)» (статья 56 Положения о церковном суде) дело по апелляционной жалобе архимандрита Алексия (Примакина) на решение Архиерейского комитета Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции от 10.09.2023 г. об отклонении апелляционной жалобы на решение церковного суда Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции об извержении его из священного сана, РЕШИЛ 1. Апелляционную жалобу запрещенного в священнослужении архимандрита Алексия (Примакина) от 17.10.2023 г. отклонить, так как она не содержит существенных обстоятельств дела, неизвестных епархиальному суду в момент рассмотрения дела и являющихся основанием для его пересмотра. 2. Признать правомерным решение церковного суда Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции от 14.03.2023 г. об извержении из священного сана запрещенного в священнослужении архимандрита Алексия (Примакина) и решение Архиерейского Комитета Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции от 10.09.2023 г. об отклонении апелляционной жалобы запрещенного в священнослужении архимандрита Алексия (Примакина). 3. Направить решение церковного суда Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции об извержении из священного сана запрещенного в священнослужении архимандрита Алексия (Примакина) на утверждение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

http://patriarchia.ru/db/text/6121360.ht...

Новости Вышли в свет 7-й и 8-й тома научного издания документов Поместного собора 1917-1918 гг. 26.03.2019 15:41 Москва, 26 марта. В издательстве Новоспасского ставропигиального монастыря выпущены 7-й и 8-й тома академического издания документов Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг. Седьмой том выпущен в двух книгах и содержит в себе деяния Собора с шестьдесят шестого по сто третье, то есть за первую половину второй сессии. За это время (январь-март 1918 г.) в рамках соборных заседаний обсуждались вопросы церковно-государственных отношений и нестроений в церковной жизни, были приняты постановления о высшем церковном и епархиальном управлении, благоустройстве прихода, церковном суде и единоверии. В восьмой том вошли деяния Собора второй половины второй сессии со сто четвертого по сто двадцать девятое. Заседания проходили в марте-апреле 1918 г. и на них также обсуждались вопросы церковно-государственных отношений, церковного имущества и хозяйства, доклад «О поводах к расторжению церковных браков», были приняты положения о епархиальном управлении, внутренней и внешней миссии, духовных учебных заведениях. Большая часть материалов публикуется впервые. Так же, как и предыдущие тома документов Собора, седьмой и восьмой тома снабжены комментариями, справочными материалами, именным указателем и примечаниями к документам. Ответственным редактором вышедших томов и автором вступительной статьи стал доктор церковной истории, секретарь Ученого совета Казанской духовной семинарии священник Алексий Колчерин. Тираж книги отпечатан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать), сообщает Патриархия.Ru . Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

- Сейчас, значит, тоже читаете сказки? - Конечно, читаю. Постоянно перечитываю того же Андерсена, хотя знаю его чуть ли не наизусть. Потом, недавно я переводила сказки английской писательницы Франсис Бернатт. Скоро выйдет первая сказка, а затем, надеюсь, и целый сборничек. - А в советской литературе Вы видите что-то близкое к христианской сказке? - Советской эпохе, начиная со второй половины 50-х годов, был присущ особый такой «эзопов гуманизм», когда тихой сапой протаскивались традиционные нравственные ценности. Очень ярко это проявлялось, к примеру, в кино. То есть из картины мира вынимается Бог, но в художественном произведении Он как бы предполагается, присутствует на дальнем плане. Видимо, это и считается высоконравственным искусством тех времен. Иногда это делалось очень хорошо, иногда хуже. Что же касается сказок, которые мы читали с детьми... Мои дети очень любили произведения Кира Булычева - не как христианские сказки, разумеется, а просто как фантастику. Я, кстати, была с ним знакома. В Бога он, кажется, не верил, но писал очень уютные, добрые вещи. Словом, в советские годы добрая литература была, и за неимением другой она очень сильно действовала на людей. Иллюстрация С. Н. Ефошкина к аудиоспектаклю «Герда». Архив Новоспасского монастыря, Москва С христианским антуражем - поосторожнее - А как Вы думаете, взрослым вообще нужны сказки, или это исключительно детское чтение? - Мне самой, безусловно, нужны. И если вспомнить тех, чье мнение для меня значимо, чьи вкусы я ценю, то они сказки тоже любят. Проще говоря - хорошие люди любят сказки. - Какую сказку Вы бы назвали христианской? - Тут, конечно, нет четких критериев. Но все-таки отличие христианской сказки от просто доброй - существует. Христианская сказка должна приводить читателей или слушателей в то пространство, где царит Бог, где хромые начинают ходить, слепые прозревают, где есть жертвенный подвиг... Если, благодаря сказке, люди почувствуют, что жизнь именно такова - значит, сказка христианская. - Вы сейчас говорите о воздействии сказки или о ее антураже? То есть можно ли считать христианской сказкой такую, где действуют ангелы, демоны, святые, Бог? Или для христианской сказки все это необязательно?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Архив Новоспасского монастыря, Москва Нам не страшен Дед Мороз - Выходит, с помощью сказки можно более эффективно донести до читателя христианские истины, нежели прямой проповедью? - Думаю, да. В сказке есть глубина сердца, есть красота. Сказка вводит человека в преображенный мир - в то время как прямая проповедь обращается скорее к уму, чем к сердцу. Впрочем, это верно не только для сказки, а и для всей художественной литературы, и шире - для искусства вообще. Это очень сильное средство. Но, с другой стороны, тут и риск больше. Мы знаем множество примеров таких «христианских» сказок, от которых выть хочется. Такие сказки не ведут к Богу, а, наоборот, отталкивают от Него. - Есть немало христиан, которые крайне настороженно относятся к сказкам, считают, что в них слишком много языческого, что сюжеты сказок зачастую несовместимы с догматическим богословием... - Такие люди и Деда Мороза боятся. А если серьезно - я вижу тут две проблемы. Во-первых, что касается язычества. Если мы говорим о сказках для детей, то не стоит забывать, что ребенок, в отличие от нас, гораздо ближе к духовному миру. Он, можно сказать, находится в сакральном пространстве. И в большей степени, чем взрослые люди, защищен от бесовских влияний. Но, поскольку в нем есть и склонность ко греху, то, если не следить за воспитанием, она обязательно проявится - и в жестокости, и в чем угодно. Ребенок может такое язычество в себе взрастить, какому ни одна сказка не научит. Опасность не в сказках, а в том, что взрослые зачастую равнодушны к внутреннему миру ребенка. Чтобы уберечь малыша от языческого мироощущения, его надо воспитывать как христианина, а не лишать сказок. В нормальной христианской семье ребенку все объяснят правильно. А если семья далека от христианства - то, как говорится, снявши голову, по волосам не плачут. Гипотетический вред от какой-то сказки - далеко не самое страшное, что ему грозит в духовном отношении. Но тут надо вспомнить банальную истину. Чтобы принести пользу ребенку, сказка должна быть чем-то поддержана в его реальной жизни.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

А.А. Быков От автора Пособиями при составлении этого биографического очерка служили следующие сочинения: 1. «Начертание жития и деяний Никона, патриарха московского и всея России. Соч. архимандрита Новоспасского монастыря Аполлоса. Издание четвертое». Москва. 1846. 2. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное. Издано под редакцией Н С Тихонравова Д. Е. Кожанчаковым». С.-Петербург. 1862. 3. «Раскол и его значение в народной русской истории. Исторический очерк В. В. Андреева». С.-Петербург. 1870. 4. «Историческое исследование дела патриарха Итона. Составил по официальным документам Н. Гиббенет. Два тома». С.-Петербург. 1882–1884. 5. «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Сост. Н. Костомарова Том второй: XVII столетие. Третье издание». С.-Петербург. 1886. 6. «Новые материалы и труды о патриархе Никоне ». Составил проф. В. Иконников ». Киев. («Университетские Известия» за июнь). 1888. Литература о патриархе Никоне чрезвычайно богата; о нем писали не только в России, но и за границей. К сожалению, заграничные писатели основываются исключительно на посольских сведениях, почерпаемых из разговоров с боярами и придворными, заведомо враждебными Никону. Русские же писатели или безусловно осуждают строптивого патриарха или пишут житие чуть не святого. Предлагаемый очерк есть скромная попытка представить патриарха Никона таким, каким он был на самом деле; неполнота первой половины очерка объясняется тем, что все, писавшие по этому предмету, интересовались только патриархом Никоном, и никто не интересовался священником из крестьян Никите Мининым. Александр Быков. I. В мордовской семье Многочисленное и когда-то сильное чудское племя мордва заселяет среднее Поволжье с очень отдаленных времен. Сношения их с русскими завязалось еще до IX века, когда новгородские ушкуйники пробирались по Волге на восток но до XII века влияние русских колонистов было ничтожное, пока не появились ростовские и суздальские князья. Правда, что обрусение мордвы совершается крайне медленно и типы этого племени мало отличаются в наше время от тех, которые жили в эпоху смутного времени. В общем все мордвины среднего роста, коренасты, плечисты, светловолосы, причем оттенки переходят от белокурого до темно-каштанового; глаза преимущественно се­рые, стальные, нередко серо-голубые. Попадаются иногда большого роста, обладающие физической силой и такие типы надо считать наиболее чистыми с точки зрения происхождения. Необходимо заметить, что еще в половине прошлого столетия значительная часть мордвы сохраняла всецело свои языческие верования, и даже теперь находятся верующие в «бога богов» и «мать землю».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Епископ Пантелеимон: Наша задача – принять человека в свое сердце Москва, 18 мая 2019 г.      Чем отличается церковная благотворительность от светской, какой должна быть главная мотивация в социальной деятельности и с чего начать служение милосердия на приходе –рассказал председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Пантелеимон 17 мая в Центре образования духовенства в Новоспасском монастыре. Это была заключительная лекция из цикла о социальном служении в рамках курса повышения квалификации священнослужителей. На лекции присутствовали более 60 священников Москвы, сообщает Диакония.ru . «Чем отличается церковная благотворительность от мирской, светской? Отличие в том, что оно совершается людьми, для которых дела милосердия важны сами по себе. Они являются потребностью души, – сказал председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Пантелеимон. – Нужно помнить, что социальная деятельность совершается не выполнением каких-то обязательств, не конструируется как нечто мертвое, но возникает из самой потребности души». Он особо подчеркнул, что источником церковной социальной деятельности является радость отдавать, а не принимать. «Каждый человек призван к делам милосердия, радость отдавать чувствуют все люди, даже те, кто не верит в Бога, – отметил викарий Святейшего Патриарха. – Если человек не чувствует этой радости, если он не понимает, что эта деятельность помогает ему самому, его социальная деятельность не будет подлинной и вряд ли принесет много пользы». Понимание того, что социальное служение необходимо самому человеку, лежит в основе правильного подхода к делам милосердия. «Помогать можно из чувства жалости и сострадания, но эти чувства могут быть неосновательными. Они могут выгореть и пройти. Но если ты понимаешь, что это нужно тебе самому, что дела милосердия – это потребность твоей души, тогда это основательный, непреходящий мотив благотворительности». Председатель Синодального отдела по благотворительности остановился на том, с чего начать социальное служение священнику. «Для священника одно из важнейших дел – Исповедь. У нас есть удивительная возможность всем сочувствовать и принимать человека неформально, с любовью. Если на исповеди мы не уделяем времени каждому человеку, не вникаем в его жизнь и не сочувствуем ему, то и в делах милосердия ничего не получится, – сказал епископ Пантелеимон. – Когда мы принимаем человека в свое сердце, обращаем его боль и скорбь в молитву к Богу, Господь и нас утешает, и людям помогает. Это расширяет наше сердце и наполняет его любовью».

http://pravoslavie.ru/121246.html

В этот момент я начинаю понимать, что это просто необыкновенный человек. Никому до конца моей деятельности в Болгарии, никому даже в голову не приходило – а я это знаю документально, – что я имею отношение к разведке. А он это просто моментально вычислил. Мы ходили до двух часов ночи, то есть примерно часов пять мы проходили. И мы разговаривали, точнее не разговаривали, а я просто слушал. Владыка говорил всегда вроде бы отвлеченно, не отвечая на прямо поставленный вопрос, но этот вопрос у меня в душе был, и может быть не один, а все десять. И он на все эти десять вопросов ответил. И потом я 19 лет у него исповедовался и причащался, когда я приезжал с женой, с детьми. И эту его духовную проницательность многие его духовные чада подтверждают: ты еще не успел спросить, а он уже тебе отвечает. Он всегда перед исповедью беседовал: усаживал и шел разговор. И в этом разговоре он вдруг начинает отвечать на те вопросы, с которыми ты приехал. Это было просто поразительно, до ухода его в больницу, всегда разговор перед исповедью был таким. И когда ты уже становился на исповедь, оказывалось, что ты уже и исповедовался и получил ответы на свои вопросы. На самой исповеди уже получалось, что он обозначал уже конкретно, как постановка задач: один, два, три. По пунктам коротко, четко и ясно. Как он ощущал те вопросы, которые нас мучили, почему он начинал сам говорить и именно на эту тему, для нас это, конечно, тайна. Я вообще удивительные вещи замечал за владыкой. Бывали случаи, когда говоришь: владыка, такой-то вопрос, такая проблема. Как правило, когда я так спрашивал, он не отвечал сразу, опускал вдруг голову, закрывал глаза… это могло длиться секунд 30 или минуты две, и он потом давал точный ответ. Я вдруг понял, что он молился в это время, и только после молитвы отвечал и благословлял.Я и в Новоспасском монастыре у него исповедовался, и в Костроме. Приходишь на исповедь, он начинает читать общую молитву, и вдруг начинают все иконы звучать: одна за другой… он только иногда повернется, спросит: какая? Понимаете, иконы начинали издавать звуки. Это подтвердят и его духовные чада. Он в последние лет семь-восемь небольшое количество людей исповедовал в музейном зальчике, там было икон много. Иконы начинали звучать. Он не реагировал, но иногда спрашивал, какая? То же самое происходило и в Костроме.

http://pravoslavie.ru/67688.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010