Пока в районе замороженной стройки действуют лишь несколько рабочих из пятого района Московской теплосетевой компании. " Труду " они сказали, что срочно вызваны районной управой для укрепления подрытого склона холма, поскольку по его кромке проходит теплотрасса, которая может " поползти " . Нетрудно себе представить, что произойдет, если в 5-7 метрах от монастырской стены прорвется труба и хлынет поток воды. Тогда уж точно не избежать разрушения памятника. Официально " Выдано предписание о немедленном прекращении строительных работ " " Труд " обратился в ОАТИ Москвы, которое следит за соблюдением законов и норм при строительстве. Вот что нам ответили. Объединение административно-технических инспекций города Москвы информирует о ведении строительных работ у стен Новоспасского монастыря по адресу: Новоспасский переулок, 7. Установлено, что по указанному адресу на земельном участке (переданном по соглашению о совместном безвозмездном бессрочном пользовании Новоспасским ставропигиальным мужским монастырем г. Москвы организации ООО " ТехноПрофСервис " для эксплуатации существующих зданий) самовольно выполнены земляные работы по укреплению холма в виде подпорной стены, произведены работы по устройству фундамента для строительства административного здания без оформления ордера на производство земляных и строительных работ. Работы ведутся в 50-метровой зоне от Новоспасского монастыря, на территории объединенной охранной зоны города Москвы утвержденной постановлением правительства Москвы от 07.07.1994 ПП. Инвестор-застройщик – ООО " ТехноПрофСервис " . Подрядчик – ООО " ЕвроСтрой " . Объединением за организацию строительной площадки и ведение земляных работ без оформления ордера к подрядной организации ООО " ЕвроСтрой " применены меры административного воздействия, выдано предписание о немедленном прекращении строительных работ. При повторном обследовании установлено, что работы на объекте продолжаются. Требования инспекции руководителями организаций ООО " ТехноПрофСервис " , ООО " ЕвроСтрой " игнорируются.

http://religare.ru/2_87857.html

Автором (или издателем) «Истории Российской иерархии» митрополит Евгений даже в частной, можно сказать, дружеской переписке с В.Г. Анастасевичем называет Амвросия (Орнатского): «“История Российской иерархии” на сих днях кончится вся печатанием… После сего автор намерен издать вторично первую только часть с поправками и дополнениями» (20 сентября 1814 г.). Не скрывает он, однако, и своего участия в труде и даже некоторой своей опеки над молодым ученым: «Нашей (выделено мною. – Т.С.) “Российской иерархии” о сю пору напечатано шесть частей и печатается седьмая» (19 апреля 1814 г.) . «Жду нетерпеливо окончания вашей статьи из Чацкого и все это помещу в второе издание “Истории Российской иерархии”» (2 марта 1814 г.). «Получил я дружеское ваше письмо от 2 марта с продолжением выписки из Чацкого. Сердечно благодарю вас; и все это сообщу Новоспасскому архимандриту для помещения в новое издание “Истории Российской иерархии”… Пожалуйста, сообщите мне все то, что у вас есть любопытного о церковной иерархии, наипаче польских наших церквей; все это поместим в новом издании “Истории Российской иерархии”, а у вас это все останется без употребления» (15 марта 1814 г.); «…между тем, просматривая сию книгу, не упускайте уведомлять меня и об ошибках, коих избежать не можно при таких обширных компиляциях… во второй части “Российской иерархии” статья о пекинском монастыре вся моего сочинения» (16 августа 1814 г.). И, наконец, когда книга уже полностью вышла, митрополит признается: «Весьма Вы меня одолжили сообщением ваших замечаний на неисправности и ошибки “Истории Российской иерархии”, ведь и я в издании ее половиною участвовал, да и я начал и собрал материалы, а издание только пополнить поручил отцу Амвросию» (14 декабря 1814 г.). Тем не менее, практически везде, где речь идет об «Истории иерархии», митрополит Евгений использует местоимение «мы»: «А мы с отцом Амвросием отказываемся от выбирания из иерархии росписей чиновных, хронологических и алфавитных. Это снова труд, и труд скучный. Если вы окончите его и сообщите нам, то мы его издадим». Тогда же он пишет, что «введение в историю российских монастырей, напечатанное при второй части иерархии, все мною написано, как и означено в конце буквою Е.» Однако, опекая начинающего ученого и передавая ему разработки своего сотрудника В.Г. Анастасевича, преосвященный Евгений и сам прибегал к его помощи: «В Москву писал я к Новоспасскому архимандриту, чтобы достал он опись архивских малороссийских дел».

http://pravoslavie.ru/30861.html

поиск:   разделы   рассылка Сергей Бирюков Спасут ли Новоспасский. У стен федерального памятника незаконно вырыт котлован под офисное здание Источник:  Труд Общественность Москвы провела митинг у стен Новоспасского монастыря, где в непосредственной близости от памятника культуры федерального значения развернуто новое строительство. " Труд " провел собственное расследование и убедился, что незаконная стройка угрожает целостности исторических стен. Стройка возникла 12 июня. Под видом благоустройства территории у северо-западного угла монастыря появился котлован. Что здесь должно было строиться, никому не объяснили – на строительном ограждении до сих пор нет никакой надписи. Из косвенных источников " Труду " удалось узнать, что это офисный центр площадью 4 тысячи квадратных метров. Возникло подозрение, что трещины в древних монастырских стенах – следствие подвижки грунта из-за появления по соседству громадной ямы. По этому поводу Патриархия обратилась в департамент культурного наследия Москвы. Москомнаследие, в свою очередь, обратилось в префектуру Центрального административного округа. 3 августа у стройки прошел пикет общественности, после чего 5 августа префект Сергей Байдаков издал постановление об остановке строительства. " Комиссионная проверка установила, что у инвестора – ООО " ТехноПрофСервис " – отсутствует ордер ОАТИ (Объединение административно-технических инспекций города Москвы. – " Труд " ) на строительство дома, оформленный в установленном порядке " , – говорилось в официальном заявлении префектуры. – В настоящее время к застройщику применены меры административного воздействия " . Однако, как считают активисты, это не повлияло на застройщиков, и строительные работы за забором продолжались в течение выходных дней. Сотрудник агентства Religare.ru, выехавший на место событий, рассказал, что " сквозь щели в жестяной ограде вокруг строительного участка (котлована) было видно, как несколько рабочих медленно носят, связывают и закапывают куски железной арматуры. Что означают их неспешные действия, осталось загадкой. В ответ на вопрос о том, что они здесь строят, рабочие лишь пожали плечами и сослались на плохое знание языка " .

http://religare.ru/2_87857.html

1112. Рафаила , епископа Псковского и Нарвского, из архимандритов Колязинского монастыря, 1725 г. 15 августа, в четвертку, 14 лл., без переплета. 1113. Самуила , епископа Белоградскаго и Обоянского, из архимандритов Киево-Никольского Пустыннаго монастыря, 1768 г. декабря 28-го, 23 л., 23-й лист чистый, в цветной бумажной обложке. 1114. Сергия , епископа «Богоспасаемых градов Великаго Устюга и Тотьмы», из архимандритов Петровского монастыря что в Москве, 1732 г. декабря, в четвертку, 12 лл., 11-й и 12-й лист чистые, без переплета. 1115. Сильвестра Кулябки , епископа Костромского и Галичского, из архимандритов Киево-Богоявленского Братского монастыря и ректоров Киевской академии, 1745 г. ноября 10-го, 13 лл., 13-й лист чистый, в цветной папке. 1116. Сильвестра , митрополита Тобольского и Сибирского, из архимандритов, 1749 г. июля 16-го, 10 лл., в цветной папке. 1117. Сильвестра , епископа Переяславского и Дмитровского, из архимандритов Переяславского Никитского монастыря, 1761 г. декабря 23-го, 12 лл., в цветной папке. 1118. Серапиона , «епископа викария архиепископии Переславския и Дмитровския», 1745 г. марта 30-го, 15 лл., 15– й лист чистый, в цветной бумажной обложке. 1119. Серапиона , епископа Дмитровского, из архимандритов Богоявленского Московского монастыря, 1788 г. июня 11-го, 13 лл., 13-й лист чистый, в папке, обтянутой шелковою материею. 1120. Симона , епископа Суздальского и Юрьевского, из архимандритов Саввино-Сторожевского монастыря, 1739 г. ноября 21-го, 10 лл., 10-й лист чистый, без переплета. 1121. Симона , епископа Костромского и Галичского, из архимандритов Троицкаго Костромского Ипатиевского монастыря, 1745 г. марта 31-го, 19 лл., 18-й и 19– й листы чистые, в цветной бумажной обложке. 1122. Симона , епископа Костромского и Галичского, из архимандритов Новоспасского монастыря, 1769 г. сентября 6-го, 24 л., 23-й и 24-й листы чистые, в цветной бумажной обложке. 1123. Софрония , епископа Иркутскаго и Нерчинского, из наместников-иеромонахов Алекеандро-Невския лавры, 1753 г. апреля 18-го, 15 лл., 15-й лист чистый, в цветной бумажной обложке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2) Не согласуются между собой типы подчинения монастырей и регламент их открытия/упразднения и утверждение кандидатуры игумена. Если назначение наместников/игуменов ставропигиальных монастырей очевидно относится к компетенции Патриарха (и Синода ?), то почему монастыри, находящиеся в каноническом подчинении епархиального архиерея, получают свой статус и игумена из центра? В контексте разукрупнения епархий и образования митрополий было бы логично координационные функции архиерейской власти в делах монастырей свести если не сразу на епархиальный, то, по крайней мере, на митрополитанский уровень. Если поставление игумена производит епархиальный архиерей, то он и должен принимать решение об утверждении его кандидатуры. В противном случае административная власть архиерея расходится с его сакраментальной властью! 3) Типы подчинения монастырей представлены непоследовательно. Приписные монастыри ничем не отличаются от епархиальных, находясь в той же канонической зависимости от епархиального архиерея, неважно, какой епархии. Вообще, приписные монастыри – явление временного характера, что необходимо проговаривать отдельным пунктом. В реальности русской церковной жизни у монастырей имеются скиты в других епархиях – об этом нигде не сказано в положении. Или они все – приписные? Тогда не ясно, почему обладание приписного монастыря не стоит наряду со скитами и подворьями. За то упущено из виду очевидное разделение епархиальных монастырей на «архиерейские», управляемые правящим архиереем через наместника, и «простые», управляемые игуменом и зависящие от архиерея только в вопросе утверждения кандидатуры игумена и его поставления, рукоположения насельников и церковного суда. Если ввести такое четкое деление, то снимается напряженность между архиереями и монастырями, управляющимися одними игуменами. Наконец, не отражены случаи управления ставропигиальных монастырей викарными архиереями в должности игуменов (напр. Троице-Сергиева лавра, Новоспасский, Донской и Валаамский монастыри в России, Киево-Печерская, Почаевская и Святогорская лавры на Украине). В отличие от других ставропигиальных монастырей такие игумены в архиерейском сане могут быть наделены полномочиями для самостоятельного решения вопросов о рукоположении насельников и церковного суда над ними, аналогично епархиальным архиереям. В последнем случае Священноархимандрит монастыря является лишь апелляционной инстанцией для несогласных с решением игумена-архиерея.

http://bogoslov.ru/article/2755236

1032 –1136. Чины присяги архиерейския , в лист, скорописью XVIII в. 1032. Аггея , епископа Белградского и Обоянского, из архимандритов Нижегородского Печерского монастыря, 1744 г. февраля 9-го, 19 лл., 19-й лист чистый, в цветной бумажной обложке. 1033. Амвросия , епископа Переяславского и Дмитровского, из архимандритов Воскресенского Новый Иерусалим именуемаго монастыря, 1753 г. ноября 7-го, 17 лл., 17-й лист чистый, в цветной бумажной обложке. 1034. Амвросия , епископа Севского и Брянского, из Заиконоспасских архимандритов, 1778 г. июля 5-го, 17 лл., 16-й лист чистый, в папке, обтянутой шелковою материею. 1035. Амвросия , епископа Олонецкаго и Каргопольского, из архимандритов Новгородского Антониева монастыря, 1783 г. декабря 26-го, 17 лл., 16-й и 17-й лнсты чистые, в папке, обтянутой шелковою материею. 1036. Антония , епископа Вятского и Велико-Пермского, из архимандритов Новоспасского монастыря, 1748 г. мая 25-го, 13 лл., 13-й лист чистый, в цветной папке. 1037. Антония , выехавшаго в Россию из Грузии архиепископа, определеннаго епархиальным архиереем во Владимирскую епархию, 1757 г. декабря 3-го, 17 лл., лл. 10–17 писаны на грузинском языке, без переплета. 1038. Антония , епископа Олонецкаго и Каргопольского, из архимандритов Новгородского Хутынского монастыря, 1767 г. августа 12-го, 21 л., в цветной папке. 1039. Антония , епископа Архангелогородского и Холмогорского, из Заиконоспасских архимандритов и ректоров Славяно-Греко-Латинской академии, 1770 г. октября 10-го, 13 лл., 13-й лист чистый, в цветной бумажной обложке. 1040. Антония , епископа Переяславского и Дмитровского, из архимандритов Николаевского Вяжицкаго монастыря, 1774 г. февраля 2-го, 19 лл., 18-й и 19-й листы чистые, в цветной бумажной обложке. 1041. Антония , архиепископа Никоцминдского, из архимандритов, 1786 г. июня 1-го, 23 лл., 22 и 23-й листы чистые, в папке, обтянутой шелковою материею. 1042. Аполлоса , епископа Орловского и Севского, из архимандритов Воскресенского Новый Иерусалим именуемаго монастыря, 1788 г. июня 5-го, 9 лл., 5-й лист чистый, в папке, обтянутой шелковою материею.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Новосспасском монастыре до его закрытия хранился портрет ее, на обороте которого была сделана надпись: «Принцесса Августа Тараканова, в иноцех Досифея, постриженная в Московском Ивановском монастыре, где по многих летах праведной жизни своей и скончалась, погребена в Новоспасском монастыре». Это надпись содержит указание на фамилию, которая была усвоена дочери императрицы Елизаветы – Тараканова. Дана она была, несомненно, с целью сохранения тайны ее происхождения. Возникновение ее неясно. Наиболее вероятно то объяснение, которое принимает эту фамилию, как искаженную форму Дараган, которую носила родная сестра графа Алексея Разумовского, Вера Григорьевна. В ее семье в детстве жила Августа. Надпись на портрете дает еще одно свидетельство: слово «принцесса» прямо говорит о ее царственном происхождении. К сожаления, первые четыре десятилетия ее жизни от нас сокрыты. Мы не имеем никаких достоверных сведений об этом периоде. Единственным источником служит рассказ Гликерии Ивановны Головиной, записанный ее внуком и опубликованный через 55 лет после смерти инокини Досифеи. Г.И. Головина училась в Ивановском монастыре у одной пожилой монахини, которая была вхожа в келию инокини Досифеи. Впоследствии она сблизила свою ученицу с затворницей, которая в минуту откровенности, взяв обещание никому до ее смерти не открывать тайны, рассказала: «Это было давно, была одна девица, дочь очень, очень знатных родителей, воспитывалась она далеко за морем…, образование она получила блестящее… Один раз у нее были гости, и в числе их один генерал очень известный в то время; генерал - то этот и предложил покататься в шлюпках по взморью… Как вышли в море - там стоял наготове русский корабль. Генерал и говорит ей: неугодно ли Вам посмотреть устройство корабля? Она согласилась, взошли на корабль, и как только взошли, ее уже силой отвели в каюту, заперли и приставили часовых… Через несколько времени нашлись добрые люди, сжалились над несчастной – дали ей свободу, и распустили слух, что она утонула. Много было труда ей укрываться… одета она была в рубище и питалась милостыней, которую выпрашивала на папертях церковных; да наконец, пошла она у одной игуменье, женщине благочестивой, открылась ей, и та из сострадания приютила ее у себя в монастыре, рискуя сама подпасть под ответственность». Мы не можем не подтвердить, ни опровергнуть этот рассказ. Автор (подпись «М») обширного исследования о мнимой княжне Таракановой сомневается в этом повествовании.

http://pravoslavie.ru/1882.html

Сравнение цифр дворов показывает вам, что церковное землевладение на севере XVII в. занимает второе место, уступая первенство черной государственной земле, составлявшей по отдельным тогдашним уездам от 65% до 99% всей земли. Из 15 уездов, состав землевладения которых нам известен по писцовым книгам XVII в., только в двух преимущественно черносошных: Мезенском (по р. Мезени) и так называемых Устьянских волостях (по верховьям реки Ваги и ее притокам Устье и Пежме) не было церковных владений, если не считать небольшого количества земель, отведенных приходским церквам, которые правильнее относить к черным же землям, так как их хозяевами были те же общества – миры государственных крестьян, которые распоряжались черною землею. В остальных местностях владения церковных учреждения, т.е., главным образом, монастырей, с присоединением сюда сравнительно с монастырями небольшого количества земель архиерейских кафедр, составляли от 32,8% до 5%. Церковными землями особенно изобиловали: Заонежье – местности вокруг Онежского озера (2.431 двор в 1646 г. – 32% всех дворов уезда), где находились вотчины новгородского митрополита и крупных новгородских монастырей, Вятская земля (2.089 дворов в 1678 г. – 24,3%), Двинский уезд с громадными территориями Соловецкого монастыря и с вотчинами множества поморских монастырей, среди которых наиболее крупным был Антониев-Сийский (всего 777 дв. в 1678 г. – 21% дворов всего уезда). В остальных уездах доля церковного землевладения среди других категорий землевладений была гораздо меньше, спускаясь от 13% – в Соль-вычегодском уезде до 5% в Кайгородском и Чердынском по книгам 1678 г. В Поморье владели землями в XVII в. некоторые не поморские иногородние монастыри. Так Кириллову Белозерскому монастырю принадлежали рыбные промыслы на южной части Кольского полуострова в волости Умбе. Крупные новгородские монастыри: Никольский Вяжицкий, Спасов Хутынский и Росткин Девичий владели вотчинами в Заонежье; московские монастыри Троице-Сергиевский и Новоспасский были вместе с поморскими Соловецким и Николо-Корельским дольщиками во владении другою волостью на южном берегу Кольского полуострова – Варзугой, доходной заморской колонией крупнейших русских монастырей, составлявших во главе с патриархом как бы своего рода промысловое товарищество для ее эксплуатации. Можно заметить, что по преобладающему характеру своих владений новгородские монастыри оказывались в Поморье преимущественно сельскими хозяевами, тогда как московские владели здесь, главным образом, соляными и рыбными промыслами.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

В тех случаях, когда архиерей отменяет единогласное мнение, он направляет дело вместе со своей резолюцией к новому рассмотрению; консистория может остаться при прежнем мнении; тогда архиерей налагает окончательную резолюцию, которая приводится в исполнение, а о решении консистории в исходящих бумагах не упоминается кроме тех случаев, когда дела поступают в Синод по ревизии или по апелляционной жалобе на архиерея. Таким образом, консистория по отношению к епархиальному архиерею не имеет никакой самостоятельности. е) Епархиальные попечительства о бедных духовного звания учреждены в 1823 г. и находятся в каждой епархии, имея предметом своей деятельности изыскание средств для пособия заштатным и вообще бедным лицам из духовенства, а также назначение пособий; опекунское же управление получает отчёты от опекунов, возбуждает ходатайство перед Синодом относительно недвижимых имуществ сирот. ж) Епархиальный училищный совет имеет всякого рода попечение о школах грамотности и церковно-приходских школах. значение его особенно выдвигается в последнее время. з) Духовно-учебные заведения , духовные академии, (55) семинарии, (185) духовных училищ, и женские епархиальные училища. На ряду с епархией допускается существование таких учреждений, которые не входят в состав епархии, имеют отличное устройство и пользуются равностепенным с епархией положением по отношению к правительственной власти поместных церквей. Сюда принадлежат: 1) Лавры (4), находящиеся в непосредственной зависимости от св. Синода и 2) Ставропигиальные монастыри. Ставропигиальными монастырями называются в Русской церкви такие монастыри, которые, не отличаясь по внутреннему устройству от других монастырей, состоят по делам своего рода управления вне зависимости от архиереев тех епархий, в пределах которых они находятся, и состоят в заведывании Московской Синодальной конторы или Св. Синода (Соловецкий). Всех ставропигиальных монастырей семь (Воскресенский, Донской, Заиконоспасский, Новоспасский, Симонов, Соловецкий и Спасско-Яковлевский). Образовались они в XVIII веке ввиду того, что по Духовному Регламенту членами Св. Синода могли быть и настоятели монастырей, и вот, чтобы все члены Синода были независимы друг от друга, пришлось образовать такие монастыри. Такое положение их объясняется особым историческим значением их. 3) Ведомство придворного духовенства , состоящего под управлением протопресвитера-духовника Их Величеств. Круг ведомства достаточно определяется самим названием. 4) Ведомство военного и морского духовенства функционирует на основании « положения об управлении церквями и духовенством военного и морского ведомств 12 Июня 1890 г.». Во главе его стоит протопресвитер военного и морского духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

О присылке ведомостей об экономическом состоянии вотчин московских монастырей во время ведения их в Монастырском Приказе По указу Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод, слушав сообщённых Московской синодального правления Канцелярии ведениев о возвращении в Новоспасский, Симонов, Угрешский, что в Дмитрове, монастыри заопределённых вотчин, которые от тех монастырей по представлению бывшего графа Платона Мусина-Пушкина отрешены и определены в ведомство Коллегии Экономии, и рассуждая, что он, Платон, поданным своим в Кабинет Его Императорского Величества на духовных персон доношением между прочего представлял: с архиерейских-де и монастырским заопределённых вотчин надлежащих платежей, кроме подушного сбору (как оная Коллегия Экономии ему показала), в доимке сто тысяч рублёв, а духовные-де власти, хотя в неплатеже той доимки приказные и управители их и под караулом содержаны, на то не смотрят, доимки не платят, и некие-де собрав, на собственные свои расходы издержали, иные же будто бы на монастырское строение без указов употребили, из чего-де опасно, дабы впредь повсегодно доимки не прибавлялось, и крестьяне в разорение не пришли; а когда-де все архиерейские и монастырские вотчины были в ведомстве Монастырского Приказа, тогда как архиерейские дома, так и монастыри были во всяком довольствии, да сверх-де того из оных же доходов содержано было как в Москве, так и в других местах немалое число бедных людей в богадельнях, да в Москве гошпиталь, в который было несколько сот и до тысячи человек больных, а затем-де за всем с 701 по 711 год осталось в казне более миллиона рублёв, а доимки никакой не было, а и с 711 года, когда сочинён архиерейским домам и монастырям оклад, почему им получать на своё пропитание, столько им и вотчин в их владение определено, а достальные оставлены в ведомстве Монастырского Приказу как доходами, так судом и расправою, и тогда-де доимки никакой не было ж; а понеже хотя от помянутых Симонова, Угрешского, Борисоглебского монастырей на оное, что доимки на тех монастырях не имеется, и показывают, а от Новоспасского монастыря и доимку объявляют, и ту неправильную, которую-де, наложа, сама ж та Коллегия представляет Правительствующего Сената в Контору о выключении, точию о прочих оного Платона Мусина-Пушкина помянутых представлениях, какие на то имеют к своему оправданию доказательства, не изображено, а без того Святейшему Синоду познать и представлять о том где надлежит не можно

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010