Новоспасский монастырь (фотоэкскурсия) 29 сентября Новоспасский монастырь готовится встретить Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В этот день он станет центром торжеств по случаю 400-летия воцарения династии Романовых — даты, которую в Отечестве вспоминают на протяжении всего года. 27 сентября, 2013 29 сентября Новоспасский монастырь готовится встретить Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В этот день он станет центром торжеств по случаю 400-летия воцарения династии Романовых — даты, которую в Отечестве вспоминают на протяжении всего года. 29 сентября Новоспасский монастырь готовится встретить Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла . В этот день монастырь станет центром торжеств по случаю 400-летия воцарения династии Романовых  — даты, которую в Отечестве вспоминают на протяжении всего года.  Новоспасский монастырь Новоспасский монастырь – древнейшая обитель Москвы. Монастырь был основан в 13-м веке святым благоверным Князем Даниилом, сыном святого Александра Невского, на месте, занимаемом теперь Даниловским монастырем. Сын святого Даниила Иван Калита в 1330 году перенес монастырь на Кремлевский Боровицкий холм к церкви Преображения Господня. В период княжения Иоанна Третьего монастырь третий и последний раз за свою историю «переезжает» – в этот раз на так называемый Васильевский стан на берегу Москвы-реки. Современный адрес монастыря – Крестьянская площадь, 10. Каждый день ворота монастыря открываются в семь утра. Паломники могут посещать обитель до восьми часов вечера. Потом наступает время тишины, время отдыха для монахов. На сегодня в братии монастыря 25 человек. Ежедневно монастырь посещает до тысячи человек паломников. Каменные стены монастыря возведены в 30-х годах 17 века как фортификационное сооружение. По указу царя Михаила Феодоровича монастырь был оснащен пушками, пищалями, порохом. Но сегодня стены защищают обитель от холодов – они создают особый микроклимат, при котором температура на территории монастыря немного выше, чем за его стенами.

http://pravmir.ru/novospasskij-monastyr-...

Епископ Воскресенский Савва. Фото Ю. Маковейчук, pravmir.ru ЖМП 6 июнь 2012 /  14 июня 2012 г. 10:30 Епископ Воскресенский Савва: Публикация документов Поместного Собора 1917–18 гг. – жизненно важная задача В 2012 году Новоспасский монастырь объявил о начале работы над большим издательским проектом – публикацией материалов исторического Московского Собора 1917-1918 гг. Новое фундаментальное издание введет в научный оборот уникальные, зачастую еще совершенно не исследованные материалы Поместного Собора 1917-1918 гг. Эта публикация может стать существенной вехой в изучении истории Русской Православной Церкви и  Российского государства XX века, а также позволит осмыслить происходящие сейчас в Русской Церкви преобразования, источником которых послужили, в том числе, и решения Поместного Собора.   – Ваше Преосвященство, в 2012 году Новоспасский монастырь объявил о начале работы над большим издательским проектом – публикацией материалов исторического Московского Собора 1917-1918 гг. Мы хорошо помним, что несколько лет назад монастырь уже осуществил подобное издание. С чем связано ваше решение вернуться к материалам Поместного Собора? - Действительно, в 1994 – 2000 гг. Новоспасский монастырь выпустил в свет издание материалов Собора 1917 – 1918 годов, которое вышло по благословению покойного Святейшего Патриарха Алексия II. Первое издание состояло из 12 томов, 11 из них - соборные Деяний и один том - определения и постановления Собора. Часть соборных Деяний была выпущена репринтом по изданию, предпринятому еще в годы революции самим Собором. Уже через несколько лет эти тома стали библиографической редкостью и потому даже их репринтное воспроизведение было бы весьма ценно. К сожалению, Собор не смог завершить свою работу. Из-за последовавших гонений издание его Деяний также не удалось завершить. Поэтому выпуск неизданных Собором 1917 – 1918 гг. Деяний Новоспасский монастырь осуществлял уже по архивным материалам, хранящимся в Государственном архиве Российской Федерации в Москве. Первое издание Деяний Собора, предпринятое в 1994 – 2000 годах, имеет целый ряд недостатков, восполнить которые призвано наше новое издание.

http://e-vestnik.ru/interviews/pomestnyi...

Москва. Новоспасский монастырь. Собор Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Спасо-Преображенский собор построен и благоукрашен иждивением первых государей рода Романовых: Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича на месте древнего храма, сооруженного в 1491-1497 гг. над могилами бояр Романовых, предков царственного дома и разобранного «до подошвы» при Михаиле Феодоровиче. Новый собор, ставший по своей величине первым после Успенского собора Кремля, своими сводами покрыл могилы бояр Романовых — предков царственного Дома. Среди погребенных в усыпальнице в подклете собора: родоначальник Романовых — боярин Роман Юрьевич Захарьин (†1543), отец Патриарха Филарета Никита Романович Юрьев (в схиме Нифонт, †1586), мать царя Михаила Федоровича — Ксения Иоанновна Романова (Вел. государыня инокиня Марфа, †1631) и его дочь царевна Ирина Михайловна (†1679), другие представители рода Романовых и других знатных родов. В усыпальнице погребены видные иерархи Церкви, среди них — епископы Порфирий (Успенский, †1885) и Петр (Екатериновский, †1889). Последними представителями рода Романовых, нашедшими место упокоения в стенах обители, стали инокиня Досифея (княжна Тараканова, ум. 1810) и великий князь Сергей Александрович (ум. 1905) - генерал-губернатор Москвы, командующий Московским военным округом, сын Императора-освободителя Александра II и дядя святого страстотерпца императора Николая II. Романа Сладкопевца, преподобного, в Новоспасском монастыре церковь (Крестьянская площадь, дом 10). На берегу Москвы-реки стоит Новоспасский монастырь, перенесенный сюда в 1490 г. из Московского Кремля. В XVI–XIX вв. на его некрополе погребали представителей княжеских и боярских родов Захарьиных, Сицких, Оболенских, Трубецких, Шереметевых, Колычевых, Нарышкиных и других. Известно, что в монастыре в 1497 г. был похоронен Василий Юрьевич Захарьин-Кошкин и его родственники, представители знатного боярского рода Захарьиных-Юрьевых. В XVI веке в подклете Спасо-Преображенского собора были похоронены отец первой жены царя Ивана IV Грозного Анастасии – Роман Юрьевич Захарьин († 1543 год) и его сын боярин Никита Романович Юрьев († 1586 год). После восшествия Романовых на престол Новоспасский монастырь стал одним из самых почитаемых московских монастырей, так как в нем были надгробия их предков.

http://sobory.ru/article/?object=05174

V. Достопамятные события Обозрение истории сего древнего в Москве и первенствующего монастыря, его священных памятников, преимуществ и Настоятелей заключим указанием достопамятных в нем событий, которыми ознаменовано пяти вековое его существование. Его Настоятели нередко являются на политическом поприще деятелями, на Иераршеском Престоле Архипастырями. Некоторые из них были Духовниками Великих Князей, а Митяй не только Духовником, но даже Печатником Димитрия Донского; Сергий Азаков и Игнатий замечательны как своим двукратным путешествием в Царьград, так равно и описанием его 63 . Трифон в 1452 г. благословив брачный союз В. К. Uoahha III с дочерью Тверского Книжною Мариею, утвердил согласие между Московским и Тверским Великими Князьями 64 . (50) Из Юридических актов Археографической Экспедиции видно, что в Новоспасский монастырь посылаемы были под начал иноземцы, принимавшие православную веру и крещение 65 . (51) В 1505 году Казанский Царевич Куйдакул крещён и венчан с сестрою Вел. Князя Новоспасского Архимандрита Афанасия 66 . Когда Царь Иоанн IV, после кончины Всероссийского Митрополита Антония, в 1581 г. грамотою утвердил новый обряд постановления Святителей, тогда же назначено Новоспасскому Архимандриту с Чудовским быть благовестителями при посвящении, уготовлять для сего место в соборе и писать орла над ним. Некоторые из Спасских Настоятелей сидели у духовных грамот Великих Князей, т.е. были свидетелями, как например, Савва у Владимира храброго, Трифон у В. К. Софии Витовтовны и у Василия Темного; они же утверждали рукоприкладством своим и проклятые (клятвенные) грамоты Князей Воротынских и Мстиславских, данные ими Царю Иоанну Васильевичу в усердной и верной службе. Архимандрит Новоспасский Антоний в 1566 г. подписал с прочими приговорную грамоту о походе войною на Польшу 67 . Настоятели сего монастыря присутствовали на Московских соборах и подписывали акты оных; Иов, впоследствии первый Московский Патриарх, заручил в 1580 году приговорную грамоту всего Духовенства в том, «чтобы не отбирать имеющихся у них при Архиерейских домах и монастырях вотчин и никому оных не выкупать; а впредь с 15 Января никому в монастыри своих вотчин не отдавать». Как на соборы призывались Настоятели знатнейших монастырей, то и на соборе 1572 г. Новоспасский Архимандрит имел второе место, а в рукоприкладстве подписался первым; потом на собор 1581 г. имел третье место. По Уложению Царя Алексия М. за бесчестье судом и сыском ему платилось 70 рубл. а Келарю Новосп. 50 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

  разделы   рассылка  распечатать Сергей Бирюков Новоспасский котлован. Весной незаконная стройка, угрожающая федеральному памятнику культуры, может возобновиться Источник:  Труд Панорама красивейшего места Москвы – Краснохолмской набережной с прудом, парком и могучими очертаниями Новоспасского монастыря – вскоре может быть безвозвратно утрачена. " Труд " уже писал о начавшемся у стен этого памятника самовольном строительстве ( " Спасут ли Новоспасский " , 12.08.2011), но с тех пор незаконные работы не прекращены, а лишь свернуты, и весной, по мнению защитников исторической городской среды, есть все основания ждать полномасштабного возобновления стройки. Напомним: строительство у юго-западной башни Новоспасского монастыря началось в ночь под праздник 12 июня 2011 года, когда ничего не подозревавшие жители окрестных домов готовились к трем выходным дням, а вместо этого были вынуждены затыкать уши от лязга внезапно нагрянувшего экскаватора. Итогом " вероломного нападения " стал огромный котлован, врезавшийся в один из семи московских холмов, Крутицкий, на котором стоит Новоспасский монастырь – знаменитая православная святыня столицы, к тому же памятник культуры федерального значения. Через несколько недель у подножия монастыря появилось громадное " зеркало " железобетонного фундамента. Тайна сия велика есть По характеру фундамента эксперты определяют размер будущего здания в 4000-5000 квадратных метров. Однако узнать, что же именно сооружается и на каком основании (ведь эта территория – охранная зона памятника, кроме того, водоохранная зона Москвы-реки, где разрешено только благоустройство, но не строительство), до сих пор невозможно. На заборе, окружившем стройку, нет ни одного информационного стенда с названием будущего объекта, его общим видом, указанием сроков работ и их заказчика, производителя. Ходили разные слухи: будет офисный центр, а может, элитное жилье из восьми крупных апартаментов. А может, гостиница, а может – торговый центр... Начались митинги протеста жителей района Таганский, активисты стали добиваться информации. И вот что выяснилось.

http://religare.ru/2_93492.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Икона Божией Матери «Невская Скоропослушница» будет принесена из Александро-Невской лавры в московский Новоспасский монастырь 13.02.2015 297 Время на чтение 3 минуты Одна из самых почитаемых святынь Александро-Невской лавры — икона Божией Матери «Невская Скоропослушница» прибудет 14 февраля, накануне праздника Сретения Господня, в московский Новоспасский монастырь, сообщает Патриархия.ru. Чтимый образ впервые покидает пределы Санкт-Петербургской митрополии. Икону сопровождает эконом Александро-Невской лавры иеромонах Прокопий (Павлов). Принесение в Новоспасский монастырь петербургской святыни приурочено к 110-летию со дня трагической гибели великого князя Сергея Александровича Романова, чью жизнь оборвала бомба террориста Ивана Каляева 17 февраля 1905 года. В Новоспасской обители находится могила великого князя. Икона «Невская Скоропослушница» тесно связана с историей Императорского православного палестинского общества (основано в 1883 г.), председателем которого был великий князь Сергей Александрович. Образ глубоко почитался вдовой великого князя преподобномученицей Елисаветой Феодоровной, а также в семье страстотерпца императора Николая II. Известно, что в Ипатьевском доме Екатеринбурга, где трагически оборвалась жизнь царской семьи, были найдены несколько образков с изображением «Скоропослушницы», прославленной в Санкт-Петербурге. Встреча иконы Божией Матери «Скоропослушница» Невская состоится 14 февраля в 16.30 у святых врат Новоспасской обители (Крестьянская площадь, 10). Аккредитация представителей СМИ проводится по эл. адресу: stikharyova@mail.ru. Необходимо указать ФИО, СМИ и номер автотранспорта. Икона Божией Матери «Невская Скоропослушница» — особо почитаемый список чудотворной афонской иконы «Скоропослушница». Оригинальный, афонский образ Богородицы «Скоропослушницы» находится в греческом монастыре Дохиар и представляет собой изображение Богоматери с Младенцем. Петербургский список отличается от него по иконографии. Он изображает Божию Матерь с молитвенно простертой десницей без Богомладенца.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/02/13/ik...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Новоспасский Преображенский ставропигиальный мужской монастырь Россия, г. Москва, Крестьянская площадь, д. 10, (м. «Пролетарская», м. «Крестьянская Застава»). Новоспасский монастырь – старейшая монашеская обитель города Москвы. Он основан в XIII веке святым благоверным князем Даниилом Московским. Сын князя Даниила Иоанн Калита в 1330 году перенес монастырь в Кремль, откуда в конце XV века обитель была переведена на Крутицкий холм (Васильевский стан) на берегу Москвы-реки и стала важнейшим оборонительным пунктом, отражая многочисленные нападения врагов на город. По своему новому местоположению монастырь получил название «Спас Новый», или Новоспасский. Первоначально все строения обители, кроме соборной церкви Преображения Господня, были деревянными, равно как и монастырские стены, выдержавшие набеги чужеземцев: крымских ханов Девлет-Гирея в 1561 году и Казы-Гирея в 1591 году, а также польско-литовских интервентов. В Смутное время монастырь был разорен и опустошен, поскольку вблизи него пролегала дорога, по которой проходили толпы поляков и литовцев. В это время многое из того, что было пожертвовано великим князем Иоанном III, было утеряно. У стен монастыря воины-ополченцы готовились к окончательному освобождению Москвы от польско-литовских интервентов. «У стен Новоспасского в 1612 год, на Крутицах, князь Пожарский и верная дружина целовали крест, чтобы спасти Москву и положить за нее свои головы». В 1640 году по указу царя Михаила Федоровича деревянную стену заменили каменной высотой 7,5 метра, толщиной в два метра, протяженностью 650 метров, с лучным, мушкетным и пушечным боями, с башнями и стрельницами. Стены представляли собой неправильный пятиугольник с 8ю башнями по углам. Башни помимо военной выполняли хозяйственные функции: в них устраивались кладовые, мастерские, куда выносили монастырские производства, связанные с шумом или неприятным запахом (кузницы, производство посуды, чистку рыбы), в них также устраивалось жилье для служителей монастыря. Для постройки стен и башен из вологодского Белозерского монастыря в 1642 году были затребованы каменщики и кирпичники. Строил стену каменных дел мастер Федор Конь. Каменщики, вызванные Михаилом Федоровичем, поселились вблизи монастыря и образовали слободу, называвшуюся Каменщики, от этой слободы пошли 2 улицы, ведущие от Новоспасского монастыря к Таганской площади – улицы Большие и Малые Каменщики.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Москва. Новоспасский монастырь. Новоспасский в честь Преображения Господня, ставропигиальный мужской монастырь Автор: Архиповы Маргарита и Владимир Снято: 30 ноября 2014 Добавлено: 30 ноября 2014 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты Основание монастыря приписывается великому князю Юрию Долгорукому. Первоначально монастырь находился на месте современного Данилова монастыря. Около 1300 г. при великом князе Иване Калите монастырь был перенесен на Боровицкий холм в Кремле. В 1490 г. великий князь Иван III перенес монастырь на Крутицкий холм, где он и находится поныне. В 1591 г. монастырь участвовал в отражении набегов крымского хана Казы-Гирея. В Смутное время монастырь был опустошен, но при первом царе Михаиле восстановлен и укреплен, наделен вотчинами и землями. Деревянную крепостную стену заменили на каменную. Крепостная стена представляет собой неправильный пятиугольник с пятью башнями по углам плюс еще две в стенах между башнями. Петр I в 1717 г., в знак особого внимания к монастырю и усыпальнице своих родичей, приказал отлить колокол весом в 1100 пудов. Он был разбит во время разграбления монастыря в 1812 г. французами. Весь монастырь тоже сильно разграблен и опустошен пожаром. К 1820 г. все здания монастыря были отремонтированы, из осколков колокола Петра был отлит новый, вдоль западной части крепостной стены поднялся новый двухэтажный корпус, где разместились келии, кухня и прочие хозпостройки. В 30-40-х гг. 19 века обновили и храмы монастыря. В 17 веке монастырь был царским богомольем, в том же веке он использовался и для заточения: сюдя отсылались в 1690 г. престарелые преступники и мятежные стрельцы после бунта; за еретичество здесь содержался настоятель Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Дионисий. Монастырь закрыт в 1918 г. Позднее здесь разместилась особая тюрьма, филиал Таганской. В одной из церквей расстреливали, трупы хоронили у стен на насыпи со стороны Москвы-реки. Здесь была заточена в 1920 г. дочь Л.Н.Толстого - Александра.

http://sobory.ru/article/?object=02851

Москва. Новоспасский монастырь. Церковь Сергия Радонежского в колокольне. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Сергия Радонежского, преподобного, в колокольне Новоспасского монастыря церковь (Крестьянская площадь, дом 10). В 1759 г. в ограде обители на месте проездной башни заложили новую колокольню (архитектор Иван Жеребцов). Строительство продолжалось три года, но из-за недостатка средств было прервано на двадцать лет. Высокая четырехъярусная 72-метровая колокольня была завершена лишь в 1785 г. В ее втором ярусе в 1787 г. была устроена церковь преподобного Сергия Радонежского. Пострадавшая от пожара 1812 г., она была возобновлена к 1822 г. После большой реставрации начала XX века Сергиевский храм был освящен 25 мая 1901 г. Ее украшал ампирный золоченый трехъярусный иконостас. Колокольня славилась своим набором из двадцати восьми колоколов, помещенных на третьем ярусе. Вскоре после Октябрьской революции 1917 г. Новоспасский монастырь был превращен в концентрационный лагерь, и все его храмы были закрыты. В 1991 г. монастырь вернули Русской Православной Церкви. В начале XXI века вновь освятили восстановленный храм преподобного Сергия Радонежского в колокольне. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " В системе храмов Новоспасского монастыря церковь преподобного Сергия Радонежского является храмом второго или даже третьего плана, но это не умаляет ее достоинств, тем более что у нее не совсем обычное место расположения и совсем не простая история. До сих пор нет полной определенности относительно того, когда именно в монастыре появился церковный престол в честь преподобного Сергия. Источники подтверждают, что в середине XVIII века он уже существовал; известно, что в марте 1747 года в монастыре случился пожар, от которого пострадали настоятельские кельи и сгорела крыша Сергиевского храма. Новый отсчет в истории этой церкви начинается в настоятельство архимандрита Мисаила (Чирского) (с 1749 по 1764 год). По его инициативе в монастыре началось возведение большой колокольни, закладка которой состоялась в июне 1759 года.

http://sobory.ru/article/?object=05178

Среди рукописей покойного Ундольского, ныне хранящихся в московском Румянцевском Музее, под 1383-м значится: «Книга о посылке архимандрита Новоспасского монастыря в Костромской и в Кинешемской уезды во 195-м году к раскольникам о увещании их к истинной вере». Подлинной «Книги» в Музее нет, настоящая же рукопись есть копия 1 , исполненная, надо думать, по поручению бывшего владельца ея. Она написана славянским текстом, с титлами и надстрочными знаками. В тексте рукописи не раз указывается имя упомянутого в ее заглавии «архимандрита», – говорится, что то был архимандрит московского Новоспасского монастыря Игнатий. Но из содержания памятника видно, что сам Игнатий был и автором его. Например, упоминая о приветственной кинешемцам речи, по поводу приезда из Москвы в Кинешму архимандрита Игнатия и протопопа Иоанна, автор «Книги» говорит об этом в следующих выражениях: «архимандрит и протопоп, в соборную церковь вшедши, к собравшимся в церкви народом возвещали милосердное жалование великих государей царей и благословение великого господина святейшего патриарха, что послали нас, богомольцев своих, меня, архимандрита Игнатия, и протопопа Иоанна к вам на Кинешму». Уже из этого места видно, что автором «Книги» был один из двух московских на Кинешме гостей, и именно тот, который произносил приветственную кинешемцам речь, – архимандрит Игнатий. Имя Игнатия, бывшего в 1687 году, когда состоялась подлежащая нашему обозрению поездка в Кинешму, архимандритом московского Новоспасского монастыря, достаточно известно. Но нельзя сказать, что хорошо известен тот факт, о котором говорится в нашем памятнике. Насколько мы знаем, подробности этого достопримечательного события еще не были сообщены в литературе по расколу. А то, что уже занесено на ее страницы, не имеет надлежащей точности. Между тем рукопись, заглавие которой мы выписали выше, как можно убедиться при внимательном ее чтении, представляет возможно полный и, по-видимому, не односторонний свод относящихся к данному факту частностей. Поэтому для истории противораскольнической миссии XVII века она имеет бесспорно важное значение. Кроме того, рукопись несколько восполняет фактические сведения по истории раскола вообще. Не говорим уже о том, что имеем дело с новым памятником того пера, которое известно и по другим сочинениям о расколе. В виду всего этого, решившись познакомить наших читателей с содержанием данного произведения XVII века, печатаем вслед за тем полностью и самый текст его.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010