Неоднократно в истории В. е. совершались чудотворения от широко почитавшихся в крае списков Нерукотворного образа Спасителя. В 1647 г. в Москву из хлыновского Спасского собора был увезен Нерукотворный образ Спасителя, по молитвам перед к-рым Вятка избавилась от эпидемии чумы. Список с иконы поместили над воротами Московского Кремля, получившими название Спасские. Сама чудотворная икона была передана в Новоспасский московский в честь преображения Господня мон-рь . Взамен в хлыновский Спасский собор царь Алексей Михайлович прислал точный список с иконы (не сохранился). В орловском мон-ре в честь Нерукотворного образа Спасителя хранился явленный на Вятке Нерукотворный образ Спасителя (утрачен после закрытия мон-ря). В 5-ю неделю по Пасхе и 16 авг. из мон-ря совершался крестный ход с чудотворной иконой в часовню на месте явления иконы. Мн. храмы епархии имели списки Нерукотворного образа Спасителя, наиболее почитавшиеся, помимо перечисленных, находились в Спасском соборе в Елабуге, в Успенском соборе в Яранске, в Крестовоздвиженском муж. мон-ре в Слободском. В храме в с. Верховине хранился чудотворный образ Преображения Господня - «Спас Колотый» (не сохранился). По преданию, в 1609 г. марийцы-язычники напали на Верховино и вместе с др. вещами захватили икону Преображения, к-рую, расколов на 3 части, использовали вместо лавок в лодках, за что немедленно были поражены слепотой. Испугавшись, разбойники выбросили расколотые части образа в реку, однако не получили исцеления и были схвачены рус. крестьянами. Найденные в реке св. доски чудотворной иконы чудесным образом сложились. Храм в Верховине был возобновлен по грамоте Сарского и Подонского митр. Ионы 22 сент. 1618 г. В Преображенском жен. мон-ре в Вятке находилась копия иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение», привезенный в Вятку в 1865 г. с Афона и прославившейся чудотворениями (не сохранилась). Др. список с данного образа почитался в Христорождественском мон-ре в Слободском, где ежегодно 11 мая совершался крестный ход с иконой. В Уржуме, в Спасском соборе, находилась икона Божией Матери «Живоносный Источник» , по преданию явившаяся близ города, на р. Белой (не сохранилась). В храме с. Пышак хранилась чудотворная Раифская икона Божией Матери, написанная на Афоне и пожертвованная на Вятку инокам новосозданной Раифской пуст. царем Феодором Иоанновичем . Икона почиталась также жителями соседних губерний - Костромской и Вологодской (совр. местонахождение неизвестно).

http://pravenc.ru/text/161163.html

В ответ на составленные противником И. Вассианом (Патрикеевым) 3 редакции Кормчей книги, в к-рых тот стремился показать неканоничность существования монастырских вотчин, митр. Даниил составил Сводную Кормчую (РГБ. Унд. 27), в которую вошли правила, обосновывающие неприкосновенность церковных и монастырских имений. В окружении митр. Даниила был создан сборник РНБ. Соф. 1452, в котором представлено 2 компиляции - в защиту заупокойно-поминального богослужения (заупокойные вклады были основным источником монастырского землевладения) и церковного имущества ( Алексеев А. И. Под знаком конца времен: Очерки русской религиозности кон. XIV - нач. XVI в. СПб., 2002. С. 155-157). В опровержение мнения о ненужности покаяния и заупокойных молитв составитель сборника приводит 53 статьи из сочинений отцов Церкви. В компиляцию «О церковных и монастырских стяжаниях движимых и недвижимых» вошло 19 статей в защиту владельческих прав Церкви. В одном из сочинений митр. Даниил писал, что «церковная же, и монастырская, и священническая, и иноческая и дела их, и стяжаниа их вся Богови суть освященна» (ЛЗАК. 1908. Вып. 21. С. 37). По решению Собора 1525 г. Волоколамский мон-рь стал местом заточения прп. Максима Грека. Надзор за ним был поручен соборному старцу Тихону (Ленкову). В мае 1531 г. на новом соборном суде прп. Максиму наряду с обвинениями в упорстве в прежних заблуждениях митр. Даниилом были предъявлены новые: «Да ты же, Максим… церкви и монастыри укоряеши и хулиши, что они стяжания, и люди, и доходы, и села имеют» (Судные списки Максима Грека и Исака Собаки/Изд. подгот.: Н. Н. Покровский. М., 1971. С. 50, 96). Тогда же Вассиану (Патрикееву) были предъявлены обвинения в самовольном составлении Кормчей и в искажении канонов. Главными свидетелями обвинения против Вассиана выступили Крутицкий еп. Досифей (Забела) и племянник прп. Иосифа Досифей (Топорков). Вассиан обвинялся также в непризнании святости «новых чудотворцев» митр. св. Ионы , преподобных Макария Калязинского и Пафнутия Боровского. Решением Собора 1531 г. Вассиан был осужден и сослан в Волоколамский мон-рь, надзор за ним был поручен старцам Тихону (Ленкову) и Феогносту (Ленкову) ( Зимин. 1963. С. 134-135). Согласно позднейшему известию кн. А. М. Курбского , в смерти Вассиана в Волоколамском мон-ре были виновны И. (РИБ. Т. 31. Стб. 164). После того как митр. Даниил в 1539 г. был сведен с кафедры, ее занял не принадлежавший к И. митр. Иоасаф, к-рый приблизил к себе осужденного на Соборе 1531 г. Исаака Собаку и назначил его архимандритом Чудова в честь Чуда арх. Михаила в Хонех мон-ря . Ставший в 1542 г. митрополитом свт. Макарий провел расследование о причинах прощения Исаака и назначения его на этот пост. На Соборе в февр. 1549 г., вновь осудившем Исаака Собаку, свидетелем обвинения являлся архим. Новоспасского мон-ря Нифонт (Кормилицын), ранее занимавший пост игумена Волоколамского монастыря (Судные списки Максима Грека и Исака Собаки. 1971. С. 138).

http://pravenc.ru/text/673717.html

И. скончался и был похоронен в старицком Успенском мон-ре; святителя отпевали Крутицкий митр. Пафнутий, Тверской архиеп. Феоктист, архим. Дионисий (Зобниновский) в сослужении духовенства. Спустя нек-рое время архим. Дионисий воздвиг над погребением И. «палатку». Согласно описи старицкого Успенского мон-ря 1607 г., И. незадолго до кончины сделал в мон-рь неск. значительных вкладов. 13 июля 1606 г. он передал обители 56 томов своей келейной б-ки. Помимо богослужебных книг среди них были Острожская Библия , Учительное («толковое») Евангелие «виленской печати», Римский патерик и Беседы на Евангелие папы Григория Великого, Шестоднев Иоанна Экзарха, Маргарит (рукописный), сочинения прп. Феодора Эдесского, Жития преподобных Евфимия Суздальского и Сергия Нуромского (Обнорского), «книга из Палеи, да в нейже правила святых апостол и святых отец», «книга в полдесть, в начале Черниговским четыре Слова» и др. 22 окт. 1606 г. И. дал вкладом в мон-рь по своему келейнику старцу Афанасию 3 иконы деисуса в драгоценном окладе. Среди иконной «казны» И., оставшейся после смерти патриарха в Успенском мон-ре, большинство составляют изображения рус. святых: икона прп. Авраамия Ростовского, 2 иконы св. кн. Александра Ярославича Невского, икона св. митр. Алексия («Алексея чудотворца»), 2 иконы прп. Антония Сийского , 4 иконы святых Бориса и Глеба «на золоте», 3 иконы прп. Димитрия Прилуцкого, образ прп. Ефрема Новоторжского «на золоте», икона преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, припадающих к ногам стоящего Спасителя, иконы прп. Иосифа Волоцкого и прп. Корнилия Комельского, молящихся перед образом Богоматери, 2 иконы прп. Макария Калязинского «на золоте», образ прп. Павла Обнорского, икона прп. Саввы Сторожевского «на золоте», «пять образов Ярославских чудотворцев, на золоте». Известны более ранние вклады И. в кремлевский Успенский собор: Требник, данный по новоспасскому архим. Закхею (15 дек. 1602; см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 227), лицевой Служебник (1 мая 1604; ГИМ. Син. 1074). На листах Служебника написано только по 9 строк. По мнению М. В. Щепкиной, организация текста в рукописи обусловлена тем, что кодекс был создан по заказу слабовидящего И. Рукопись является памятником книжного искусства (см.: Кондрашкина Е. С. Кодикология лицевых литургических рукописей Москвы рубежа XVI-XVII вв.: АКД. М., 1996. С. 14-16). Литературные труды

http://pravenc.ru/text/578144.html

1886 . Покровский, мужской, несу­ществующий, в гор. Полотске, Витебской губ. В писцовой книге второй полов. XVI ст. значится: «С Завеличские вол. оброк шел в Полтеск к Софее премудр. Божии да в Покровской монастырь». Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.”, I, Отд. 2, 443. 1887 . Покровский – Троицкий, мужской, ныне приходская церковь в гор. Иванове-Вознесенске, Владимирской губ. Основан в 1579 г. кн. Черкасским, после похода его на Казань; в 1725 г. приписан к Архангельскому мон. в Юрьеве; упразднен в 1754 г. по раз­дорам монахов, которые переведены в Кукацкий-Спасский мон. Троицкая церковь , по которой м-рь назывался также Троиц­ким, перенесена на кладбище и стала называться Успенскою. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 1002; Федоров, “Ист. собр. о граде Суждале”, 104; Борисов, “Опис. гор. Шуи и окрестн.”, 145; “Вла­дим. сборн.”, 1857 г., 93; “Владим. губ. вед.”, 1851 г., 49 (Старин. икона Бориса и Глеба в теплой Покров. церк.); 1854 г., 32 (Мон. быв. во Вл. губ.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 722; “Журн. Мин. Вн. Дел”, 1855 г., XII, Отд. 3, 98 (история м-ря). 1888 . Покровский, женский, весьма непродолжительное время существовавший в гор. Юрьеве, Владимирской губ. Исто­рия его коротка: монах Архангельского Юрьев. м-ря Кирилл построил церковь Покрова в 1712 г. и «присовокупил было к ней девичь м-рь и малое число келей возградил, в которых жило мо­нахини с 3 или с 4 и пожив, пере­шли из того м-ря Юрьева же Польского в Введенский девичь м-рь». Таким обра­зом кельи опустели, а самая церковь сделалась излишнею, почему в 1722 г. жители просили перенести ее на место бывшего Петропавлов. м-ря, лежавшего впусте в 1 вер. от города. “Опис. докум. и дел архива Св. Синода”, II, ч. 2, 197. 1889 . Покровский, мужской, совсем уничтоженный в гор. Тетюшах, Казан­ской губ. Основан в XVI ст. и в 1589 г. в нем был игум. Иона. В 1646 г. приписан к Новоспасскому Москов. м-рю и упразднен задолго до из­дания штатов; последним настоятелем упоминается строитель Иосиф 1686 г. Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 306; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1880 г., I, 8 (миссионер. дело среди Казан. инородц.; сказано, что возник в нач. XVII ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В 1622 г. Чохов с 6 учениками изготовил К. «Реут» (ок. 1200 пудов), перелитый из старого, носившего то же имя; считается одним из самых красивых сохранившихся К. В общей сложности Чохов проработал на московском Пушечном дворе более 60 лет, подготовив плеяду высококвалифицированных специалистов-литейщиков. Его ученик Кирилл Самойлов в 1621 г. перелил К. весом 150 пудов для Симонова Нового московского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря, в 1622 г. вылил 6 К. для Новоспасского московского в честь Преображения Господня мужского монастыря по заказу царя Михаила Феодоровича и его отца, патриарха Филарета, обустраивавших тогда родовую усыпальницу, в 1624 г.- набор из 13 К. для часов, сооруженных по проекту англ. мастера Христофора Галовея в высокой башне, надстроенной над Фроловскими (с 1658 Спасскими) воротами Московского Кремля (К. и часовой механизм, просуществовав 30 лет, расплавились при пожаре в 1654). Колокол. 1629 г. Мастер Кирилл Самойлов (московский Новодевичий мон-рь) Колокол. 1629 г. Мастер Кирилл Самойлов (московский Новодевичий мон-рь) В 1634 г. Самойлов отлил К., предназначенный для Успенского собора в г. Ростове на помин души патриарха Филарета, но по неизвестной причине оставшийся в Москве в кремлевской ц. равноапостольных Константина и Елены. В 1635 г. в Ярославле он изготовил К. для ярославского в честь Преображения Господня мужского монастыря . Ему принадлежит также целый ряд вестовых К. для различных городов-крепостей Российского гос-ва. Сохранился только один его К.- 60-пудовый благовестник, вылитый в 1629 г. для Новодевичьего московского в честь Смоленской иконы Божией Матери монастыря . Шпилин помимо К. для «Ивана Великого» изготовил набатный К. на Тайницкие ворота Московского Кремля и благовестник для Покрова Пресвятой Богородицы на Рву собора (храма Василия Блаженного). Он же отлил К. для кремлевского Вознесенского мон-ря и для коломенского Старо-Голутвина в честь Богоявления монастыря , а также многочисленные вестовые К. В XVII в. на Пушечном дворе работали неск.

http://pravenc.ru/text/1841774.html

Иаков Брат Господень» (сер. XVI в., частное собрание, Вел. Новгород). Полуфигура И. в медальоне широко использовалась в лицевом шитье, особенно на каймах плащаниц. Напр., на плащанице, вложенной царем Алексеем Михайловичем в Преображенский собор Новоспасского монастыря (царицына мастерская, 1645-1647, ГММК), И. с подписью: «Брат Божий» - представлен на левом поле; на правом ему соответствует изображение свт. Лазаря с подписью: «Друг Божий»; также в начале ряда святителей И. помещен на левом поле плащаницы, шитой в мастерской Анны Ивановны Строгановой (70-е гг. XVII в., Кировский гос. объединенный историко-архитектурный и лит. музей). Без подписи изображения И. входили в состав неск. сцен из НЗ: в композиции «Бегство в Египет» юный И. с нимбом идет впереди осляти, к-рый везет Богоматерь и Младенца,- на иконе в составе серии 12 праздников («Рождество и детство Христово», XI в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) или следом за ним - на миниатюре из Слов Григория Назианзина 3-й четв. XI в. (РНБ. Греч. 334. Л. 1). Подобная схема сохраняется, напр., на ростовской иконе «Рождество Христово» 2-й пол. XVII в. (ГМЗРК): в правом нижнем углу в эпизоде бегства в Египет И. (без нимба, с посошком на плечах) идет следом за ослятей. И. изображали в развернутом варианте композиции «Успение Пресв. Богородицы», получившем распространение в иконописи и монументальной живописи к нач. XIII в.,- он единственный святитель в коричневой фелони, в омофоре, с седой бородой, с жестом обращения ко Христу на фрагменте эпистилия с 12 праздниками (кон. XII - нач. XIII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае); один из 3 епископов в правой группе апостолов, средовек с гуменцом, в фелони и омофоре - на иконе из новгородского Десятинного мон-ря (нач. XIII в., ГТГ); в полиставрии, с кодексом в руках - в композиции «Успение Пресв. Богородицы» на обороте 2-сторонней чудотворной Донской иконы Божией Матери, приписываемой Феофану Греку (80-90-е гг. XIV в., ГТГ), на иконе из праздничного ряда в соборе афонского мон-ря Ставроникита (ок.

http://pravenc.ru/text/200153.html

Ф. 1197. Оп. 1. Д. 1100. Л. 80). В 1840 г. Никольский престол был переосвящен в честь Нерукотворного образа Спасителя (упразднен во время перестроек 1900-х гг.; см.: РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1. 1907. Д. 47. Л. 118-118 об.), а придел прп. Саввы - во имя свт. Николая Чудотворца ( Круглик. 1999. С. 71-72). В 1908 г. при расширении братского корпуса храм был соединен с кельями, в 1910 г. с сев.-зап. стороны к нему был пристроен зал для хора Н. П. м. 10 июля 1912 г. «во вновь устроенной части Никольского храма архим. Макарием освящен престол Анийского мч. Петра (Авессаломита), устроенный на средства московского предпринимателя и домовладельца П. Д. Борисова. В нояб. 1910 - февр. 1911 г. в подвале храма была устроена электростанция, которая должна была обеспечивать мон-рь электроэнергией (в 1914 г. мон-рь подключен к городской электросети; см.: Там же. С. 94. См. также: Александровский М. И. Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока. М., 1917. 51. С. 32). Кельи располагались параллельно ограде как с сев. стороны, так и вдоль сев. отрезка зап. и вост. сторон (Памятники. 2000. С. 154-155). Как писал архидиак. Павел Алеппский, в мон-ре «келии… просторные и все новые, среди них есть келии царя и царицы» ( Павел Алеппский. 2005. С. 511). Вероятно, в посл. четв. XVIII в. к зап. стене мон-ря были пристроены каменные одноэтажные службы (к 2018 сохр. только крайний юж. объем напротив трапезной). Стены и башни Стены и башни, существующие в наст. время, возведены в 40-х гг. XVII в. Согласно Вологодской летописи, в 1641 г. «по указу великого государя… на Москве у Спаса на Новом зачат делати каменной город при архимандрите Ионе да при келаре старце Феоктисте Колединском, а совершен тот град в 182-м году, а по смете казны издержано 12 660 рублев денег» (ПСРЛ. Т. 37. С. 176; дата завершения дана ошибочно; по более правдоподобной версии, отразившейся в Хронографе из Музейского собрания ГИМ, окончание отнесено к 152 (1643/44) г. (Там же. С. 200); см. также: Тихомиров М. Н. Кр. заметки о летописных произведениях в рукописных собраниях Москвы.

http://pravenc.ru/text/2577885.html

В 1802-1805 гг. настоятелем монастыря был архим. Гедеон (Ильин; впосл. епископ). Архим. Мелхиседек (Минервин), настоятель обители в 1805-1813 гг. (в 1800-1803 наместник Троице-Сергиевой лавры и архимандрит Вифанского в честь Преображения Господня мужского монастыря ; в 1803-1805 архимандрит Ферапонтова Лужецкого в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря ), во время Отечественной войны 1812 г. осуществил эвакуацию ризницы Н. В. м. в Ростов и ее возвращение обратно в обитель. Его преемниками были архимандриты Иона ( Павинский; 1813-1817; впосл. архиепископ); свт. Филарет ( Амфитеатров; 1817-1819; впосл. митрополит), Афанасий ( Телятев; 1819-1821; впосл. архиепископ). Архим. Аполлос (Алексеевский), возглавлявший обитель с 1821 г. (в 1807-1813 архимандрит иркутского в честь Вознесения Господня (Иннокентиевского) мужского монастыря , в 1813-1816 Толгского ярославского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женского монастыря , в 1816-1817 московского Знаменского монастыря, в 1817-1821 московского в честь Богоявления мужского монастыря ), в 1837 г. переведен из Н. В. м. архимандритом в московский Новоспасский мон-рь (до 1851). Ему на смену пришел Арсений (Нагибин) - архимандрит Н. В. м. в 1837-1843 гг. (в 1827-1828 архимандрит Высоцкого серпуховского в честь Зачатия Пресвятой Богородицы мужского монастыря , в 1828 московского во имя святителя Иоанна Златоуста мужского монастыря , в 1828-1837 московского Богоявленского мон-ря). Преемником архим. Арсения стал еп. Агапит (Вознесенский; 1843-1851), которого сменил Мелхиседек (Сокольников; 1851-1853), как строитель управлявший в 1808-1810 гг. Белобережской брянской мужской пустынью , в 1811-1813 - раненбургской Петропавловской пустынью , затем состоявший архимандритом в 1813-1816 рязанского во имя Святой Троицы мужского монастыря , в 1816-1821 Рыхловского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря , в 1821-1851 московского Симонова монастыря . В 1856-1860 гг. настоятелем Н. В. м. был архим. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев; впосл. епископ), в 1862-1866 гг.- еп. Антоний (Радонежский; в 1854-1858 архимандрит ростовского Богоявленского мон-ря, в 1859-1862 епископ Оренбургский и Уфимский, в 1859-1862 1-й епископ Оренбургский и Уральский). В 1867-1869 гг. обитель возглавлял еп. Петр (Екатериновский), в 1869-1877 гг.- выдающийся церковный историк архим. Леонид (Кавелин). В 1877-1890 гг. настоятелем мон-ря являлся архим. Вениамин (Поздняков), к-рый в сане флотского священника участвовал в Крымской войне 1853-1856 гг., в т. ч. в Севастопольской обороне 1854-1855 гг., а в 1873-1877 гг. был настоятелем Валдайского Иверского мон-ря. Он занимался изучением жизни и деятельности патриарха Никона, написал кн. «Жизнь Святейшего Никона Патриарха Всероссийского» (М., 1878).

http://pravenc.ru/text/2577827.html

Ныне же по указу св. Правит. Синода от 23 сент. 1820 г., для 2-го изд. Росс. Иерар. из разных частей первого оные издания, относящиеся до Новоспасс. мон. предметы здесь собраны, соображены с настоящим монастыря состоянием, по достоверным источникам поверены и примечаниями истор. дополнены, оного же мон. бывшим ризничим, а ныне больничным иеромонахом Адрианом», Москва, 1821 г.; Ник. Ив. Писарева, “Утро в Новоспасском, с прилож. вида Новоспасского мон. в нач. XVIII века, изд. архим. сего монасг. Аполлоса», Москва, 1841 г.; Ив. Снегирева, “Новоспасский мон., с видами сего мон. в царствов. Петра I и в настоящем его положении, с изображением строителей его Вел. кн. Uoahha III , царей Михаила и Алексия, изд. архим. Аполлоса», Москва, 1843 г.; тоже самое, с небольшими изменениями, изд. в 1843 г.; “Новоспасский ставроп. м-рь, изд. Мартынова, текст соч. И. Снегирева », Моск., 1863 г; “Ист. Росс. Иер.», II, 135 (архим. Иларион, 1701 г.), 176 (игум. Вассиан, 1466 г.); II, 269; VI, 260; Ратшин, 199; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 94; “Опис. монаст.», 1817 г.; Проценко, “М-ри в России», 40; Ключевский, “Жит. свят.», 204 (Вассиан); Макарий, “Ист. Р. Ц.», VI, 183 (архим. Савва); VII, 3; Фишер, “Сибир. ист.», 226 (погребен в м-ре 1606 г. Василий Никит. Романов); “Свед. о существ. в Росс. лавр. и монаст.», 61; “Ист. и топограф. опис. городов Моск. губ.», 1787 г, прибавл., 30; “Путеш. ко свят. местам русск.», I, 159; “Жур. Мин. Вн. Д.», 1840 г., XXXVII, 219; “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1842 г., 94 (восстановл. придела преп. Саввы); 1861 г., 24 (устр. двух приделов при Покров. ц.); “Москов. губ. в.», 1841 г., 31 (в 1678 г. владел 2.638 двор. крестьян); “Воспом. о посещ. свят. Москов. Госуд. Наследн.», 1838 г., 13; Рождественский, “Ист. опис. Серпухов. Владычн. м-ря», 135 (архим. Тихон); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 59, 169 (патриарх Иов, архим. м-ря с 1575 по 1581 г.); Строев, “Спис. иер. и наст.», 142, 2; “Сказ. современ. о Дм. Самозв.», 1837 г., III, 195, 214; IV, 228; “Акты Арх.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

И после старца Герасима тот черный поп сшел; и тогда же призвал в тот м-рь вкладчик дьяк Ив. Ломякин Михаилова города вдового попа Спасского». В 1669 г. в него переведены иноки Высоцкого м-ря. При упразднении братия переведена в Рязан. Троицкий м-рь. “Ист. Росс. Иер.», V, 346; Воздвиженский, “Ист. обозр. Рязан. епар.», 84, 135, 332; “Рязан. губ. в.», 1855 г., 10 (игумен Мефодий), 43 (быв. м-ри); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 439, 24; “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 148 (в 1744 г. имел 83 душ. крест.). 1019. Новоспасский или Спас на Новом, а также Новинский – Спасо – Преображенский, мужской, ставропигиальный, 1-го класса (с 1764 г.), в Москве, на Таганке, на левом берегу р. Москвы. Основан Вел. кн. Иваном Васильевичем, который перевел сюда иноков монастыря Спасского на Бору. Под 1491 г. сказано: «Тое же весны, повелением Вел. князя, архим. Спаскый Афанасий заложил церк. кам. на Новом Преображения», а в 1497 г. «священа бысть цер. кам. Преобр. в м-ри на Новом, при архим. Афанасии Щедрого». Здесь находится чудотворн. Нерукотворенный Образ Христа Спасителя, принесенный из Вятки в Москву в 1647 г. и поставленный первоначально в Успенском соборе, но потом перенесенный сюда. При встрече иконы воспоследовал указ, которым Флоровские ворота в Кремле именовать Спасскими и все проходящие через эти ворота обязаны снимать шапки. “Краткое истор. опис. Москов. ставропиг. 1-классного Новоспасс. мон. из разных истор., церковн. и граждан., печатных и рукописн. книг и документов, по время правления оным монаст. архим. Иакинфа Карпинского», Москва, 1802 г; “Опис. состоящего в Москов. ставропиг. Новоспасс. мон. храма Знамения Пресв. Богородицы, тщанием и иждивением Двора Его И. В. обер-камергера, сенатора и кавалера Н. П. Шереметева, на гробах знаменитых особ, предков и родителей его воздвигнутого, с сообщением надгробных надписей», Москва, 1803 г.; “Краткое опис. ставропиг. Новоспасского мон., почерпнутое из истор. опис. сего монастыря, напечатанного в Москве 1807, 1810, 1811 и 1813 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010