Информация с сайта Православные храмы Костромской губернии Домнинский во имя Святых Царственных Страстотерпцев женский монастырь, в с. Домнино Сусанинского р-на Костромской области, основан при храме в честь Успения Пресвятой Богородицы (XIX в.) с. Домнина, первоначально как подворье (с 1991) костромского Богоявленско-Анастасиина мон-ря, с 2004 г. как самостоятельный. Село Домнино связано с событиями Смутного времени нач. XVII в. и подвигом, совершенным в его окрестностях И. Сусаниным. В XVI в. оно являлось центром вотчины дворян Шестовых. В кон. XVI в., когда Ксения Ивановна Шестова (Марфа (Романова)) вышла замуж за боярина Федора Никитича Романова (Филарет (Романов), патриарх Московский), вотчина была дана ей в приданое. Согласно писцовым книгам, на рубеже XVI и XVII вв. в Домнине находился боярский двор (усадьба) с шатровым деревянным храмом в честь Воскресения Христова. По-видимому, до восшествия на престол Домнино неоднократно посещал сын Ксении Ивановны и Федора Никитича Михаил Феодорович - 1-й царь из династии Романовых. 17-20 сент. 1619 г., уже будучи царем, Михаил Феодорович вместе с матерью заезжал в Домнино во время благодарственного паломничества в Макариев Унженский мон-рь в связи с возвращением из польск. плена своего отца. Возможно, тогда же в подклет Воскресенского храма были перезахоронены останки Сусанина. После кончины инокини Марфы (1631) согласно ее завещанию, Домнино и вся вотчина были пожалованы Новоспасскому московскому мон-рю (месту погребения Романовых), где была похоронена и инокиня Марфа. Во владении Новоспасской обители Домнино оставалось до реформы 1764 г., после чего жители села стали гос. крестьянами. В 1810-1817 гг. рядом с Воскресенской церковью по благословению Костромского еп. Евгения (Романова) была построена каменная 5-главая Успенская церковь с приделами во имя свт. Николая Чудотворца и в честь Тихвинской иконы Божией Матери. По преданию, храм возведен на месте усадьбы К. И. Шестовой. На вост. стене в церкви сохранилась памятная доска 1-й пол. XIX в. с надписью: «Во славу Бога храм сей благословил построить Епископ Евгений 1809 года января 16 при иерее Данииле Иванове. Освящен при сыне его протоиерее Алексее 1818 мая 9 и 1827 ноября 30. Сооружен прихожанами на месте дома Ксении Ивановны Шестовой, матери царя Михаила Феодоровича». В 1831 г. обветшавший деревянный Воскресенский храм был разобран, иконы переданы в Успенскую церковь. Среди святынь особым почитанием у прихожан пользовались иконы Воскресения Христова и Казанской Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=04253

мон-ря Вассиан в 1569 г. был вызван в Москву и поставлен настоятелем Новоспасского московского монастыря . С 70-х гг. XVI в. важную роль при царском дворе играл Д. И. Годунов (с 1571 царский постельничий, с 1573 окольничий, с 1578 боярин), способствовавший возвышению своих племянников - Бориса Феодоровича и Ирины Феодоровны Годуновых, которые рано остались сиротами и воспитывались при дворе. Д. И. Годунов устроил брак Бориса Годунова и дочери Григория (Малюты) Лукьяновича Скуратова-Бельского Марии Григорьевны, а также содействовал браку Ирины и царевича Феодора Иоанновича , младшего сына Иоанна IV. В это время земельные и денежные вклады в И. м., место погребения предков Годуновых, намного увеличились. Так, 25 марта 1572 г. Д. И. и Б. Ф. Годуновы пожаловали монастырю с. Прискоково на р. Стежере с деревнями в Плёсском стане, в 1575/76 г. вдова Ф. И. Годунова Стефанида вложила в И. м. деревни Стержнево, Новосёлки, Яхново и др. в Дуплеховом стане, ок. 1584-1597 гг. Б. Ф. Годунов передал обители дер. Яхнево, Г. В. Годунов - деревни Ускоково, Афанасьево, Черново, Кокуево и Доронино в Дуплеховом стане, в марте 1589 г. Д. И. Годунов - с. Исаковское с деревнями и пустошами в Плоскином стане, в 1591-1597 (1595?) гг.- сельцо Рудино и с. Бяконтово (Кизликово) в Нерехотском стане ( Антонов. 1997. С. 115, 117, 119, 125, 129, 131, 132, 134). В дек. 1589 г. Д. И. Годунов заложил основание владимирской ипатиевской вотчины, передав мон-рю с. Крутец (Заястребье) в Судогодском стане ( Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. 1911. С. 16). Д. И. Годунов неоднократно посещал мон-рь. Документальные свидетельства пребывания в обители Бориса Годунова не сохранились, но он, вероятно, бывал в И. м., напр. на погребении родителей. В сер. XVI - нач. XVII в. в основном на пожертвования Сабуровых и Годуновых в И. м. велось каменное строительство. В кон. 50-х гг. XVI в. возводился каменный Троицкий собор с приделом во имя ап. Филиппа и сщмч. Ипатия. Вход в собор был оформлен в виде 3 порталов. Сохранившиеся железные двери ок.

http://pravenc.ru/text/673737.html

Е., по-видимому, был погребен в Авраамиевом Ризоположенском монастыре. По сообщению «Повести о победах Московского государства», написанной в 20-х гг. XVII в. в среде смоленских дворян, к-рые остались в России, после того как по Деулинскому перемирию 1619 г. Смоленская земля отошла Польше, мощи Е. покоились вместе с мощами его учителя прп. Авраамия в этой обители. От мощей преподобных совершались чудотворения: «Мнози же и неизреченныя чудеса испущающе от их преподобных ран (так в публикации, правильно: рак.- Е. К.) от святых бо глав их. А во главах у святых ран (рак.- Е. К.) устроено место, аки кладязь, и на всяко лето в их праздник вода изхождаше и помост церковный во церкви понимаше (так! - Е. К.). Людие же для благословения воду черплюще; от воды тоя мнози недужнии исцелевахуся и здравии бываху. Отшедши же Божественной литургии, и абие в церкви и в месте том, откуда вода исхождаше, суша бываше. Токмо едино черплющия вода в сосудех оставляшеся и в год блюдома для благословения ради недужных исцеления. При нозех же святых ран (рак.- Е. К.) прут великий железный растуще и по вся годы прибывающе, аки древо» (Повесть о победах Московского государства. Л., 1982. С. 26-27). При взятии Смоленска поляками в 1611 г. (см. Смутное время ) мон-рь был разорен, по-видимому, тогда были утрачены св. мощи преподобных Авраамия и Е. Почитание В Смоленске Е. наряду со святыми Меркурием и Авраамием считался небесным заступником города. Е. почитался вместе со своим учителем, в службе преподобным Авраамию и Е. последний назван «божественным» и «богомудрым». По наблюдениям Е. Е. Голубинского , в месяцесловах имена Авраамия и Е. появляются в 1-й пол. XVI в. с памятью 21 авг., в день преставления прп. Авраамия. Списки службы преподобным Авраамию и Е. фиксируются в это же время (ГИМ. Новоспасск. 6; РНБ. Соф. 1492), встречается отдельно канон святым (ГИМ. Син. 850). Упоминание в службе «агарянского», «варварского» и «иноплеменного» пленения и «обстояния» Смоленска указывает на раннее происхождение службы (литовцы захватили город в 1239, а монголы дошли до находившегося под Смоленском сел. Долгий Мост). По мнению С. П. Розанова, сохранившаяся редакция службы является ее 3-й переделкой, при которой к службе прп. Авраамию были добавлены молитвенные обращения к Е. В одном из списков службы в Трефологии XVI в. (РГБ. Ф. 304/1. 619) Е. назван только в заглавии: «Память преподобных архимандрит смоленских Авраамия и Ефремиа»; возможно, протограф этого списка отражал начальный момент почитания Е. (сан архимандрита у прп. Авраамия и Е., по всей видимости, анахронизм).

http://pravenc.ru/text/182093.html

Ефремом (Потёмкиным) в 1662 г.; скит находился «от Нижнего верст з двести и болши за Волгою рекою в болших лесах меж болот, а те… леса пошли к Ветлуге, тех лесов будет верст с триста и болши, сел и деревень нет: все леса» (цит. по: Юхименко. Новое о старце Ефреме Потёмкине. 2010. С. 23). Старец был известен в округе своим неприятием богослужебных нововведений и учением о пришествии антихриста в лице патриарха Никона . Взгляды Ефрема получили широкое распространение среди населения, и в скит к нему «хаживали... на лыжах бортники и из далных... деревень крестьяня» (Там же. С. 34). В марте 1666 г. Ефрем был арестован в ходе экспедиции полковника А. Н. Лопухина «в суздальских, вязниковских, муромских, нижегородских, костромских и вологодских пределах» с целью поимки «церковных мятежников», скит был сожжен. Ефрема доставили в Москву на Большой Московский Собор 1666-1667 гг. , он повинился, составил «покаянное письмо», к-рое должен был зачитывать публично в тех местах, где он проповедовал свое учение,- в Н. Новгороде, Балахне, на Макарьевской ярмарке. После этого старец был отправлен в Новоспасский московский в честь Преображения Господня мон-рь . Шарпанский скит. Могила Февронии. Фотография М. П. Дмитриева Нач. XX в. (РГБ) Шарпанский скит. Могила Февронии. Фотография М. П. Дмитриева Нач. XX в. (РГБ) Особенностью К. было преобладание старообрядцев-поповцев (см. в ст. Беглопоповцы ). В 60-х гг. XVII в. здесь появился беглый священник из Шуи Дионисий, у которого был большой запас мира и Св. Даров, освященных при патриархе Иосифе . Это обстоятельство весьма способствовало росту авторитета К., в скит Смольяны к Дионисию приходило множество последователей «старой веры». Дионисий ввел на К. прием в «сущем чине» священников послениконовского поставления. Преемником Дионисия стал иером. Феодосий (Ворыпин) , рукоположенный патриархом Иосифом. Феодосий появился на К. ок. 1694 г. и пользовался большим авторитетом: он «в нуждах крещения, исповедания и постригания наставляше» жителей скитов.

http://pravenc.ru/text/1684225.html

На иконе из мон-ря Ватопед Богородица представлена на троне, с сидящим на Ее левом колене Младенцем Христом, Которого Она придерживает левой рукой. Их лики обращены друг к другу, голова Матери слегка склонена к Сыну. Младенец благословляет правой рукой, в левой - держит свернутый свиток; Богородица указывает на Него правой рукой и одновременно поклоняется Ему. За спинкой трона стоят 2 ангела. В 80-90-х гг. XX в. ватопедская икона явила чудеса исцеления от ряда болезней, в т. ч. от рака; в современной иконографической традиции она считается протографом для многочисленных списков, в т. ч. на канонической территории РПЦ (празднование 18/31 авг.). Особую известность среди них получили образы «П.» («Всецарицы») в московских Новоспасском (в обители с 1997) и Алексеевском ставропигиальном (до 2014 - ц. Всех святых в Красном Селе; список 1995 г.) монастырях, Киево-Печерской лавре, Валаамском Спасо-Преображенском мон-ре (список 2002 г.), ц. иконы Божией Матери «П.» в Одессе (список 2003 г.), ц. мц. Татианы в Москве (список 2005 г.). Оба первых московских списка «П.» почитаются как чудотворные, перед ними каждое воскресенье совершают молебен с акафистом (в Алексеевском мон-ре) и водоосвящением (в Новоспасском монастыре). Чудотворениями также прославилась икона из Одессы. Образ Божией Матери «П.» из Мистры имеет иную иконографию, нежели ватопедская икона. Богородица показана на ней сидящей на троне прямолично и придерживающей Младенца, стоящего в полный рост на Ее левом колене. Над троном парят 2 ангела, по сторонам стоят пророки. Среди совр. монашеских обителей, посвященных Богородице П.,- мон-рь в Нов. Юж. Уэльсе (Австралия), основанный в 1976 г. и находящийся в юрисдикции Греческого Православного диоцеза. Лит.: Кондаков. Иконография Богоматери. 1915. Т. 2. С. 29, 43, 50; Majeska G. Russian Travelers to Constantinople in the 14th and 15th септ. Wash., 1984; Mango C. Twelfth-Century Notices from Cod. Christ Church gr. 53//JÖB. 1992. Bd. 42. S. 221-228. М. Н. Бутырский Рубрики:

http://pravenc.ru/text/2578838.html

при отражении набега крымского хана Казы-Гирея. В 1572 г. В. принял участие в Соборе, избравшем митр. Кирилла и одобрившем 4-й брак царя Иоанна IV с Анной Алексеевной Колтовской. В 1573/74 г. В. сделал крупный вклад в Ипатьев мон-рь на поминовение своих родителей: из владений в Костромском у. он отдал мон-рю сельцо Суконниково с 3 деревнями в Андронниковом стане, 2 с половиной деревни на р. Касти в Сотском стане в Корзле, 5 деревень в Пласкинином стане, 2 с четвертью деревни в Минском стане, четверть мельницы на р. Сендеге, в Козурском стане дер. Булатницу и половину дер. Искрина, 3 пустоши, 2 дворища, дер. Остребальцово в Емецкой вол., 5 деревень и пустошь за р. Мезою в Емецком стане, дер. Ляхово на р. Кохталке, дер. Титовское в Логиновом стане, а также пожни на р. Костроме и ее притоке р. Выстань. В Московском у. Ипатьевскому мон-рю отошли 3 деревни «в Горетове стану в Рожественском приселье» (АРГ: АММС. 123. С. 263; Веселовский. С. 183). Несколько ранее, 1 нояб. 1573 г., В. дал вклад 20 р. по С. Креневе (ВКТСМ), исходя из чего можно предположить, что В. был родственником древнего служилого рода московских и костромских вотчинников Креневых. 14 февр. 1575 г. состоялась хиротония В. во архиепископа Казанского и Свияжского, к-рую возглавил митр. Антоний ; настоятелем Новоспасского мон-ря после В. стал св. Иов , впосл. первый рус. Патриарх. 23 апр. 1575 г. В. прибыл в Казань, где через 4 недели скончался. Похоронен в кафедральном Благовещенском соборе, у сев. стены, это 1-е захоронение в соборе. Гробница В. сохранилась, в 1907 г. при ремонте полов собора ее осматривал проф. Казанского ун-та А. И. Александров (впосл. еп. Анастасий ). Арх.: РГАДА. Ф. 281. Собр. грамот Коллегии экономии. Кострома. 67/5034. Л. 1; 70/5037. Л. 1-2; 72/5039. Л. 1-2; 73/5040-74/5041. Л. 1; 79/5046. Л. 1; 85/5052-87/5054. Л. 1; 92/5059. Л. 1; 91/5058. Л. 1-2; 93/5060. Л. 1; 94/5061. Л. 1-3 (на обороте грамоты есть автограф В.: «К сей духовной грамоте игумен Васьян руку приложил»); 97/5064. Л. 1; 98/5065.

http://pravenc.ru/text/149865.html

Статус монастыря среди др. обителей Москвы и окрестностей сохранялся и после перенесения на новое место. Об этом кроме прочего свидетельствует и участие его архимандритов в торжественных гос. церемониях. В чине поставления на великое княжение блгв. кн. Димитрия Иоанновича от 4 февр. 1498 г. отмечен архимандрит обители Афанасий (РФА. 1987. Вып. 3. С. 613). 21 дек. 1505 г., в день памяти свт. Петра, митр. Московского, он по повелению митр. Московского и всея Руси Симона крестил «на реце Москве у тайника» царевича Кудай-Кула (Худай-Кула) «и нарече имя ему во святом крещении Петр», а 25 янв. 1506 г. венчал в Успенском соборе Московского Кремля царевича Петра Ибрагимовича и вел. кнж. Евдокию Иоанновну, сестру вел. кн. Московского Василия III Иоанновича (ПСРЛ. Т. 13. С. 2). 18 окт. 1506 г. архим. Афанасий подписал крестоцеловальную запись кн. Константина Ивановича Острожского (СГГД. Ч. 1. 146. С. 403-404). 29 авг. 1515 г. архим. Афанасий вместе с тезоименитым протопопом освящал храм Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в Москве (ПСРЛ. Т. 30. С. 142). Новоспасский мон-рь. Гравюра. Нач. XVIII в. Новоспасский мон-рь. Гравюра. Нач. XVIII в. В 1525 г. архим. Савва Грек вместе с Максимом Греком был обвинен в гос. измене и в ереси и отправлен в заточение в Возмицкий в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь ( Тихомиров М. Н. Рус. летописание. М., 1979. С. 164; ПСРЛ. Т. 24. С. 222; в Вологодско-Пермской летописи 1-м среди обвиненных назван Савва, оба охарактеризованы как старцы «святыя горы Афонскиа», а из мест наказания отмечен только Иосифов мон-рь (ПСРЛ. Т. 26. С. 313). См. также: ААЭ. Т. 1. 289. С. 341; Судные списки Максима Грека и Исака Собаки. М., 1971; Казакова Н. А. Очерки по истории рус. общественной мысли, 1-я треть XVI в. М., 1970 (по указ.)). Обращалось внимание на то, что в росписи Преображенского собора обители имеется изображение прп. Максима Грека, при этом подчеркивалось, что он был учителем архим. Саввы ( Морозов. 1982. С. 22). В то же время, когда создавалась роспись (1689), об архимандрите вряд ли могли помнить, не говоря уже о том, что Савва покинул настоятельство недобровольно и непочетно.

http://pravenc.ru/text/2577885.html

Вероятно, в 60-70-х гг. XVI в. К. м. был опричным. В Смутное время К. м. разорялся дважды. Первый раз - в 1609 г., после поражения армии царя Василия Иоанновича Шуйского при с. Клушине, в 20 верстах от Гжатска (ныне Гагарин), от польско-литов. войск под командованием гетмана С. Жолкевского. Монастырские храмы и имущество обители были разграблены. Вторично мон-рь был захвачен в дек. 1617 г. «польскими и литовскими людьми и с черкасы, и с изменники русские воры» армии королевича Владислава, которые «пришли в Можайский уезд и стали в Колоцком монастыре» (Дворцовые разряды. СПб., 1850. Т. 1. Стб. 307). Оккупация мон-ря продолжалась, по-видимому, вплоть до заключения с поляками Деулинского перемирия 1 дек. 1618 г. В 1724-1726 гг. К. м. был приписным к Новоспасскому московскому монастырю ; по штатам 1764 г. отнесен к 3-му классу: мон-рю полагалось иметь 12 чел. братии и получать ежегодно финансирование из гос. казны. Победа над франц. отрядом при Колоцком мон-ре. 1812 г. Гравюра Федорова по рис. Д. Скотта. 1814 г. Победа над франц. отрядом при Колоцком мон-ре. 1812 г. Гравюра Федорова по рис. Д. Скотта. 1814 г. В 1812 г., накануне Бородинского сражения, главнокомандующий рус. армией М. И. Кутузов осматривал с колокольни К. м. буд. ратное поле; к полудню 21 авг. у стен обители сосредоточились главные силы рус. армии, а в самом мон-ре расположился штаб. Однако уже 22 авг. Кутузов принял решение отступить к Бородину, находя эту позицию более удачной для генерального сражения. Именно в обители Д. В. Давыдовым было принято важное решение об организации партизанских отрядов. 24 авг. у стен К. м. арьергардные части рус. армии под командованием генералов П. П. Коновницына и К. К. Сиверса вступили в бой с авангардом французов. В этом бою получил смертельную рану генерал-майор Всевеликого войска Донского И. К. Краснов. Мон-рь был занят французами. По преданию, в К. м. приезжал Наполеон, поднимался на колокольню, осматривал позиции рус. войск перед Шевардинским редутом. 26 авг. в К. м. был устроен госпиталь французской армии. Французы разграбили храм и монастырское имущество, сожгли иконостас и все деревянные постройки. В 1816 г. на восстановление мон-ря из казны Синода было отпущено 10 тыс. р. При игум. Иоасафе на эти деньги был отремонтирован собор, позолочен иконостас, расписаны стены главного храма. Но полностью К. м. был восстановлен только к 1839 г.

http://pravenc.ru/text/1841794.html

В 1902 г. по инициативе жителей волжских городов в Осташкове был учрежден комитет под председательством столобенского архим. Пахомия по строительству у истока Волги Преображенского собора, проект к-рого, созданный тверским архит. В. Назариным в неорус. стиле, частично повторял формы собора Василия Блаженного в Москве. 29 мая 1902 г. состоялась закладка трехпрестольного храма (с лев. приделом во имя св. Иоанна Предтечи, правым - во имя равноап. кнг. Ольги), к-рую возглавил Тверской архиеп. Димитрий (Самбикин) . На строительстве, производившемся на пожертвования, трудились местные крестьяне. 23 апр. 1912 г. был освящен Преображенский престол собора, однако оформление интерьера не было завершено к 1917 г. Росписи собора предполагалось посвятить кнг. Ольге и всему «древу московской великокняжеской династии», представленному в живописи Золотой палаты и Архангельского собора Московского Кремля, а также собора московского Новоспасского мон-ря . В иконостасе должны были «поместить все лики святых угодников, происходящих от потомства... святой равноапостольной великой княгини русской» (РГАИ. Ф. 799. Оп. 26. Д. 383. Л. 10). Собор в честь Преображения Господня в Волговерховском мон-ре. Фотография. Кон. 90-х гг. ХХ в. Собор в честь Преображения Господня в Волговерховском мон-ре. Фотография. Кон. 90-х гг. ХХ в. К 1906 г. при соборе была создана жен. иноческая Верхневолжская Преображенская община, 28 февр. 1907 г. утвержденная определением Святейшего Синода как приписная к вышневолоцкому в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рю . В 1907 г. в В. м. был заложен, 27 июля следующего года освящен деревянный храм во имя свт. Николая Чудотворца, возведенный по проекту архит. Назарина, в 1907-1910 гг. построены деревянная трапезная, 2-этажные деревянные кельи на юж. стороне, 2-этажный дом для сестер и паломников, хозяйственные сооружения, ограда. В 1907 г. в В. м. открылась школа грамоты (с 1911 церковноприходская), для к-рой в юж. части мон-ря был построен одноэтажный деревянный дом. Указом Синода 25 сент. 1909 г. община была преобразована в самостоятельный Волговерховский Преображенский общежительный мон-рь, в 1912 г. переименованный в Волговерховский Ольгинский. Настоятельницей стала игум. Вера. Из служивших в обители священников известны Петр Тугаринов (1913) и Василий Данилов (1917).

http://pravenc.ru/text/155144.html

В 1571 г. И. был назначен архимандритом Симонова Нового московского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря , также взятого в опричнину и пользовавшегося милостями царя. В 1571 и 1572 гг. И. входил в число немногих духовных лиц, сопровождавших Иоанна IV в его поездках в Новгород, был среди духовных лиц, подписавших соборный приговор о 4-м браке Иоанна Грозного. По-видимому, позднее симоновский архимандрит утратил расположение царя. В 1573 г. Иоанн IV писал в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь : «На Симонове... точию одеяние иноцы, а мирская все совершаются» (Послания Ивана Грозного/Подгот. текста: Д. С. Лихачев, Я. С. Лурье; пер. и коммент.: Я. С. Лурье. М.; Л., 1951. С. 172). Как настоятель Симонова монастыря И. никаких пожалований от Иоанна IV не получил. В 1575 г. И. стал архимандритом Новоспасского московского в честь Преображения Господня монастыря . В 1581 г. состоялась хиротония И. во епископа Коломенского, которую возглавил митр. Дионисий . Подпись И. стоит под решением Собора 1580 г. о запрете приобретать земли церковным учреждениям, в 1584 г. архиерей подписал соборный приговор об отмене тарханов. В 1586 г. И. был переведен на Ростовскую архиепископскую кафедру, что означало значительное продвижение по иерархической лестнице, поскольку Ростовские архиереи традиционно были близки к рус. правителям. Свт. Иов, патриарх Московский и всея Руси. Икона. 1989 г. (Данилов мон-рь, Москва) Свт. Иов, патриарх Московский и всея Руси. Икона. 1989 г. (Данилов мон-рь, Москва) После сведения 13 окт. 1586 г. с митрополичьего престола Дионисия И. был поставлен «на митрополию... московскими архиепискупы и епискупы» 11 дек. того же года (ПСРЛ. Т. 14. С. 37). Дионисий был лишен кафедры за связи с противниками Б. Ф. Годунова (см. Борис Феодорович ),- очевидно, Годунов был уверен в лояльности заместившего Дионисия на кафедре И. После смены митрополита имело место подтверждение царских грамот митрополичьему дому. 16 июня 1587 г. были подтверждены грамота Иоанна IV о предоставлении первоиерарху права суда над населением владений митрополичьего дома, «опричь душегубства» (АФЗХ. Ч. 3. С. 29-31, 11), тарханная грамота царя Феодора Иоанновича на слободу Святославль в Ростовском у. и его же грамота о праве митрополичьих чиновников самим собирать и вносить в казну гос. налоги (Там же. С. 36-38, 18). Не были подтверждены грамоты на беспошлинный провоз товара из северских городов и Новгорода и на беспошлинную закупку товара для митрополичьей кафедры (ср.: Там же. С. 31, 12).

http://pravenc.ru/text/578144.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010