Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОМНИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТЫХ ЦАРСТВЕННЫХ СТРАСТОТЕРПЦЕВ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ, ИМПЕРАТРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ, ЦЕСАРЕВИЧА АЛЕКСИЯ, ВЕЛИКИХ КНЯЖОН ОЛЬГИ, ТАТИАНЫ, МАРИИ И АНАСТАСИИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья ДОМНИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТЫХ ЦАРСТВЕННЫХ СТРАСТОТЕРПЦЕВ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ, ИМПЕРАТРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ, ЦЕСАРЕВИЧА АЛЕКСИЯ, ВЕЛИКИХ КНЯЖОН ОЛЬГИ, ТАТИАНЫ, МАРИИ И АНАСТАСИИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Храм в честь Успения Пресв. Богородицы. Фотография. 2007 г. Храм в честь Успения Пресв. Богородицы. Фотография. 2007 г. (Костромской и Галичской епархии), в с. Домнине Сусанинского р-на Костромской обл. Основан при храме в честь Успения Пресв. Богородицы (XIX в.) с. Домнина первоначально как подворье (с 1991) костромского Богоявленско-Анастасиина мон-ря , с 2004 г. самостоятельный. Село Домнино связано с событиями Смутного времени нач. XVII в. и подвигом, совершенным в его окрестностях И. Сусаниным . В XVI в. оно являлось центром вотчины дворян Шестовых. В кон. XVI в., когда Ксения Ивановна Шестова (см. Марфа (Романова) ) вышла замуж за боярина Федора Никитича Романова (см. Филарет (Романов) , патриарх Московский), вотчина была дана ей в приданое. Согласно писцовым книгам, на рубеже XVI и XVII вв. в Домнине находился боярский двор (усадьба) с шатровым деревянным храмом в честь Воскресения Христова. По-видимому, до восшествия на престол Домнино неоднократно посещал сын Ксении Ивановны и Федора Никитича Михаил Феодорович - 1-й царь из династии Романовых. 17-20 сент. 1619 г., уже будучи царем, Михаил Феодорович вместе с матерью заезжал в Домнино во время благодарственного паломничества в Макариев Унженский мон-рь в связи с возвращением из польск. плена своего отца. Возможно, тогда же в подклет Воскресенского храма были перезахоронены останки Сусанина. После кончины инокини Марфы (1631) согласно ее завещанию, Домнино и вся вотчина были пожалованы Новоспасскому московскому мон-рю (месту погребения Романовых), где была похоронена и инокиня Марфа. Во владении Новоспасской обители Домнино оставалось до реформы 1764 г., после чего жители села стали гос. крестьянами.

http://pravenc.ru/text/178889.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНАСТАСИЙ (Братановский-Романенко Андрей Семенович; 16.10. 1761, с. Барышевка Переяславского полка - 7.12.1806, Астрахань), архиеп. Астраханский и Кавказский. Сын протоиерея Переяславской епархии, племянник еп. Иринея (Братановича) . В 1782 г. А. Братановский-Романенко окончил Переяславскую ДС, в к-рой помимо предметов семинарского курса основательно изучил евр. и франц. языки (впосл. составил грамматику евр. языка). В 1782-1783 гг. преподавал в Переяславской, Севской, Новгородской семинариях. При содействии еп. Вологодского Иринея (Братановича) в 1784 г. переведен в Вологодскую ДС учителем поэтики, риторики, истории, стал известен как красноречивый проповедник. 1 янв. 1790 г. митр. С.-Петербургским Гавриилом (Петровым) А. был назначен учителем риторики в Александро-Невской ДС. 26 июня 1790 г. пострижен в монашество. 28 янв. 1792 г. переведен законоучителем в сухопутный шляхетский кадетский корпус. 8 сент. 1792 г. возведен в сан архимандрита Зеленецкого мон-ря С.-Петербургской епархии. Проповеди А. имели огромный успех в С.-Петербурге, в 1793 г. императрица Екатерина II , высоко ценившая талант А., назначила его придворным проповедником. В 1794 г. А. был избран членом Российской академии. 16 марта 1795 г. переведен настоятелем в с.-петербургскую Троице-Сергиеву пуст. , а 19 мая 1796 г.- в Новоспасский московский мон-рь . С 1796 г.- член Святейшего Синода. Анастасий (Братановский-Романенко), архиеп. Астраханский. Портрет. Неизв. художник. 1-я треть XIX в. (ГИМ) Анастасий (Братановский-Романенко), архиеп. Астраханский. Портрет. Неизв. художник. 1-я треть XIX в. (ГИМ) 24 окт. (по др. данным, 20 дек.) 1797 г. А. был хиротонисан во епископа Могилёвского и Витебского, при хиротонии имп. Павел собственноручно возложил на А. знаки св. Анны ордена 1-й степени. 15 сент. 1801 г. А. был возведен в сан архиепископа. Много сил отдал урегулированию конфликтов православных с униатами и католиками. Особое внимание уделял Могилёвской ДС, оказывал семинаристам материальную поддержку. Учредил больницу, построил неск. домов для духовенства. В свободное время занимался лит. трудами, переводами. В 1805 г. был вызван в С.-Петербург и назначен присутствующим в Святейшем Синоде. Составил план преобразования духовных уч-щ в России, за к-рый был награжден бриллиантовой панагией. Болел туберкулезом, из-за болезни подал прошение о переводе на Астраханскую кафедру, 20 дек. 1805 г. прошение было удовлетворено. 7 февр. 1806 г. прибыл на кафедру. При А. в Астрахани в 1806 г. была открыта гимназия.

http://pravenc.ru/text/114838.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР АРЗАМАССКИЙ (Подгорченков Адриан Иванович; 1758, Украина - 29.04.1845, Арзамас), архим. Род. в семье правосл. польск. шляхтича, рано осиротел. Окончил КДА. В 1779-1787 гг. служил в московском департаменте Камер-коллегии, откуда уволился по состоянию здоровья. В 1790 г. поступил в московский Новоспасский мон-рь , нес послушание соборного пономаря. В 1793 г. вместе с архим. Новоспасским Павлом (Пономаревым) приехал в С.-Петербург, где 12 марта был пострижен в монашество с именем А. митр. Новгородским и С.-Петербургским Гавриилом (Петровым) , 1 мая того же года рукоположен во диакона, а 5 мая - во иеромонаха. Ведя строгую иноческую жизнь, А. А. в 1797 г. отказался от приглашения митр. Гавриила переехать в Новгородскую епархию и быть возведенным в сан архимандрита. В том же году А. А. был назначен казначеем Новоспасского мон-ря, а в 1798 г.- наместником. В 1799 г., стремясь к уединению, испросил увольнение от должности наместника и поступил в число больничных иеромонахов. В 1810 г. А. А. был назначен архимандритом арзамасского Спасского мон-ря, к-рый перестроил на пожертвования, а в 1812 г.- первоприсутствующим в духовном правлении. В 1813 г. за усердную службу награжден зелеными бархатными скрижалями . В 1820 г. открыл Арзамасское библейское сотоварищество. С 1820 г. благочинный 5 мон-рей, с 1821 г. смотритель народных уч-щ, с 1822 г. смотритель открытого им в Спасском мон-ре арзамасского приходского уч-ща, с 1837 г. заведовал арзамасским уездным ДУ. В 1842 г. по состоянию здоровья ушел за штат. В 1843 г. награжден золотым наперсным крестом. Нес подвиг старчества, вел обширную духовную переписку. Находился в общении с афонскими и молдав. старцами, в т. ч. с прп. Паисием (Величковским) . Наставлял юного Тимофея Путилова (буд. оптинский старец Моисей ), по совету А. А. поступившего в Саровскую пуст. Был кроток и снисходителен с подчиненными, очень скромен в быту, раздавал все свое жалованье братии, монастырским служителям и бедным ученикам. Несмотря на слабое здоровье, был строгим постником, усердным молитвенником, носил вериги. Перед кончиной в течение 18 дней не принимал пищи, ежедневно причащаясь. Погребен в Преображенском соборе Спасского мон-ря. Лит.: Житие и писания Молдавского старца Паисия Величковского. М., 1847. С. XI-XII. Прил.: 13 писем; Архимандрит Александр, настоятель Арзамасского Спасского монастыря. М., 1867; ЖПодв. Апрель. С. 299-309. Н. Н. Крашенинникова Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Пятницкий; 1884 - 1918), архим., последний настоятель Оранской муж. пуст. Владимирской иконы Пресв. Богородицы Нижегородской епархии

http://pravenc.ru/text/64326.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛА АРХАНГЕЛА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Церковь во имя арх. Михаила. 1912–1918 гг. Фотография. 2016 г. Церковь во имя арх. Михаила. 1912–1918 гг. Фотография. 2016 г. (Симбирской и Новоспасской епархии Симбирской митрополии), расположен в с. Комаровка Ульяновского р-на и области. Основан решением Синода от 5 окт. 1994 г. при сельском храме во имя арх. Михаила. Согласно клировой ведомости, составленной в 1921 г. церковным старостой В. М. Фёдоровым, уроженцем с. Комаровка, храм был построен в 1912-1918 гг. на средства местного дворянина М. В. Сурина (Сурова?) и его родственницы, киевлянки М. М. Есикорской. В 1932 г. церковь была закрыта, в советские годы разрушалась, от храма остался лишь остов. 19 сент. 1994 г. состоялось освящение восстановленной Михаило-Архангельской ц.; возведена колокольня. На переданной мон-рю территории выстроены архиерейский, игуменский и келейные корпуса, трапезный корпус с домовым храмом во имя Жен-мироносиц, гостиница для паломников с колокольней и надвратным храмом во имя свт. Григория Паламы, дом для духовенства, каменная ограда, хозяйственные постройки, разбиты огороды, сады, заведена пасека, вырыт пруд, в к-ром разводится рыба, основаны художественная и швейная мастерские, устроены купальни на св. источнике и на пруду, деревянная надкладезная часовня. К нач. 2017 г. в обители проживали 28 сестер. Среди святынь М. а. м.- образ «Покров Архангела Михаила», заказанный в 1997 г. для мон-ря еп. Ульяновским и Мелекесским Проклом (Хазовым) , Казанская икона Божией Матери, почерневший лик которой просветлел в мон-ре, икона свт. Иоанна (Максимовича), архиеп. Сан-Францисского и Западноамериканского, с частицей мощей и Иверский образ Божией Матери, привезенный с Афона в 2016 г., а также ковчег с частицами мощей 18 святых, в т. ч. равноап. Марии Магдалины, святителей Игнатия (Брянчанинова), Тихона Задонского, прмц. вел. кнг. Елисаветы Феодоровны и мц. Варвары, преподобных Пимена Великого, оптинских старцев, Александра Свирского, Зосимы Соловецкого и др. С 1995 г. настоятельницей М. а. м. является игум. Магдалина (Митропольская), переведенная из коломенского Ново-Голутвина во имя Святой Троицы женского монастыря . Арх.: ГАУО. Ф. 185. Оп. 2. Ед. хр. 24. Лит.: Феоктистов А. Михаило-Архангельский жен. мон-рь//Русские мон-ри: Средняя и Нижняя Волга. М., 2004. С. 320-333; Дубовик Н. А. Долгий путь к любви. Ульяновск, 2011. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2563792.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ЛИПКОВСКИЙ (Липкивский) Василий Константинович (1864 - 1937), основатель неканоничной Украинской автокефальной православной церкви ЛИПОВАНЕ [филипповцы, филипоны, дунаки], рус. старообрядцы (поповцы, беспоповцы и единоверцы, проживающие преимущественно в Румынии, а также в Болгарии, на Украине, в России ЛИСОВСКИЙ Ираклий (мирское имя Иосиф; 1734 - 1809), униат. архиеп. Полоцкий (с 1784), митр. Киевский и Галицкий (с 1806) ЛИУДГЕР [Лиутгер, Людгер] (ок. 742 - 809), миссионер, 1-й еп. Мюнстера, основатель монастыря Верден, св. (пам. зап. 26 марта) ЛИХУДЫ Иоанникий (Иоанн; 1633 - 1717) и Софроний (Спиридон; 1652 - 1730), греки, братья, иеромонахи, просветители, богословы, основатели Славяно-греко-латинской академии ЛОГГИН († 1654), лишенный сана протопоп собора в честь Рождества Пресв. Богородицы в Муроме, деятель раннего старообрядчества ЛОД Уильям (1573 - 1645), английский церковный и государственный деятель, богослов, архиеп. Кентерберийский. ЛОДЕЙНОПОЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО 1. Ленинградской епархии, существовало в 1929-1933 гг.; 2. Санкт-Петербургской и Ладожской епархии, существовало в 2012-2013 гг. Названо по г. Лодейное Поле ЛОЙОЛА Игнатий (Игнасио, Иньиго) Лопес де (ок. 1491 - 1556), св. Римско-католической Церкви, основатель и 1-й генеральный настоятель Об-ва Иисуса ЛОМИСИ наименование посвященных вмч. Георгию мон-ря и неск. церквей в горной части Вост. Грузии, входящих в юрисдикцию Цилканско-Душетской епархии ГПЦ ЛОНГИН (Корчагин Владимир Сергеевич; род. 31.07.1961), митр. Симбирский и Новоспасский, глава Симбирской митрополии ЛОНГОВАРДАС мон-рь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», действующий, муж., общежительный, принадлежит Паронаксийской митрополии Элладской Православной Церкви ЛОНДОНСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ первое исповедание веры англ. частных (партикулярных) баптистов составленное в 1644 г. и подписанное представителями 7 общин ЛОРАН Витальен (1896 - 1973), франц. историк Церкви, византинист, мон. католич. ордена августинцев-ассумпционистов ЛУЖСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Петроградской (с 1924 Ленинградской) епархии, существовало с перерывами в 1917-1963 гг.; Среднеевропейского Экзархата РПЦ - в 1962 г. ЛУКА (Жидята, Жирята; † 15.10. 1059), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), 2-й еп. Новгородский (1035/36 - 15 окт. 1059) ЛУКА († 984), прп. (пам. зап. 13 окт.), из Демены, аббат мон-ря в Арменто в Лукании (ныне Базиликата, Италия) ЛУКА (Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович 1877 - 1961), архиеп. Симферопольский и Крымский, ученый-медик, духовный писатель, священноисп. (пам. 29 мая, 5 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборах Архангельских, Крымских, Красноярских, Курских, Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121236_161.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ (Фролов Анатолий Степанович; 27.03.1947, Москва), еп. Орехово-Зуевский, вик. Московской епархии. По окончании средней школы работал техником связи. В 1972 г. поступил в МДС, с 1974 по 1979 г. учился в МДА, окончив ее со степенью канд. богословия за соч. по кафедре нравственного богословия «Исповедь в деле пастырского душепопечительства». В 1980-1992 гг. преподавал в МДС. 19 окт. 1975 г. рукоположен во диакона к академическому храму Покрова Пресв. Богородицы. 25 марта 1979 г. пострижен в монашество. 27 сент. 1989 г. рукоположен во иеромонаха, возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем храма прп. Серафима Саровского в церковном художественно-производственном предприятии «Софрино» . С марта 1991 г. А. является наместником Новоспасского московского ставропигиального мон-ря . 19 авг. 1995 г. хиротонисан во епископа Орехово-Зуевского, викария Московской епархии. В 1996-1997 гг. А. был председателем Хозяйственного управления Московской Патриархии. 29 фев. 2004 г. возведен в сан архиепископа. В наст. время занимает должности председателя синодальных Комиссии по делам мон-рей, Богослужебной комиссии, а также Комиссии по экономическим и гуманитарным вопросам. Награжден церковными орденами. 29 февраля 2004 г. возведен в сан архиепископа. Решением Священного Синода от 5 марта 2010 г. назначен управляющим Костромской епархией с освобождением от должности председателя Синодальной комиссии по делам монастырей и сохранением должности председателя Синодальной богослужебной комиссии. Решением Священного Синода от 26 июля 2010 г. назначен на должность ректора Костромской духовной семинарии. Соч.: «Ищите прежде Царства Божия»//ЖМП. 1982. 12. С. 87; Предисловие//Русские писатели-богословы: Библиогр. указ. М., 1997. Вып. 1: Историки Церкви. С. 3-5; Русское монашество//Монастыри - культурные центры Отечества: Науч.-информ. сб./РГБ. М., 1997. Вып. 2. С. 3-5; Архимандрит Иннокентий (Просвирнин) - краевед и археограф//Памяти архимандрита Иннокентия/Новоспасский мон-рь. М., 1999. С. 11-18. Лит.: Наречение и хиротония архим. Алексия (Фролова) во еп. Орехово-Зуевского, викария Московской епархии//ЖМП. 1995. 11. С. 7-11. Прот. Владислав Цыпин Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/64688.html

В 2004 г. во В. м. жили 22 насельницы, настоятельница - мон. София (Колосова). Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-33328, Д. П-75419; Метрические книги Спасской ц. Влахернского мон-ря (1909)//ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 780. Д. 3262. Л. 332; Д. 3922. Л. 76 об.; Арх. ЦНЦ. Ист.: [Письма игум. Леониды прп. Илариону (Пономарёву)]//РГБ ОР. Ф. 213-64-11; [Письма мон. Магдалины и мон. Антонии прп. Илариону (Пономарёву)]//Там же. Ф. 213-64-2, 213-64-3, 213-64-12; [Письма прп. Амвросия Оптинского игум. Леониде]//Там же. Ф. 213-55-4; [Письма прп. Иосифа (Литовкина) игум. Леониде]//Там же. Ф. 213-65-23; Извлеч. из отчета обер-прокурора Св. Синода за 1851 г. СПб., 1852. С. 10; Григорович Н. Обзор учреждения в России правосл. мон-рей со времени введения штатов по духовному ведомству (1764-1869). СПб., 1869. С. 150; Пимен [Мясников], архим. Воспоминания//ЧОИДР. 1877. Кн. 1. Отд. 2. С. 299-301; Филарет (Дроздов), свт. Письма к игум. Спасо-Влахернского мон-ря Серафиме и 2 письма к [графам] Головиным/Предисл. прот. И. Г. Виноградова. М., 1900; Амвросий [Гренков], иеросхим. Собр. писем. М., 1997. Ч. 3. С. 102-128; Иларион [Пономарёв], иеросхим. Письма/Изд. Введенской Оптиной пуст. [Козельск], 1998. С. 63-107; Житие преподобноисп. Параскевы (Матиешиной), 1890-1953/Спасо-Влахернский жен. мон-рь. [М.], 2001; Жизнеописание схим. Серафимы и схим. Марии/Спасо-Влахернский мон-рь. [М.], 2002. Лит.: Казанский П. Село Новоспасское, Деденёво тож, и родословная Головиных, владельцев оного. М., 1847; [Посещение митр. Филаретом с. Новоспасского]//Моск. ГВ. 1850. 31. С. 327-330; Освящение храма в с. Новоспасском, Деденево тож...//Там же. 1854. 6. С. 60-63; 7. С. 72-75; 8. С. 84-86; 9. С. 88-95; 10. С. 100-105; 21. С. 213-215; Спасо-Влахернский общежительный жен. мон-рь. М., 1894; Фёдоров С. И. Схим. Серафима и Мария//Мир Божий. 1997. 1. С. 22-29; Соколова И. Икона Богоматерь Влахернская//Там же. 1999. 1(4). С. 20-23; Памятники архитектуры Моск. обл. М., 1999. Вып. 1. С. 164-166; Соловьёв М. В. Дворяне Головины: Новоспасско-Деденёвская, Спасо-Влахернская ветвь. М., 2000; Дмитров: Храмы Дмитровского р-на. М., 2001. С. 73-82; Кириченко О. В. Почитание святынь рус. дворянами (XVIII век)//Правосл. вера и традиции благочестия у русских в XVIII-XX вв.: Этногр. исслед. и мат-лы. М., 2002. С. 12, 13, 26, 27.

http://pravenc.ru/text/155033.html

В Житии И. сообщается о назначении его строителем обители. Вскоре И. отказался от этого послушания и отошел «на том же острове во уединение, и поживе едино бодръственном посничестве и в молитвах лета некая (малая)» (Житие и завещание. 1896. Т. 2. С. 4). Ок. 1663 г. Никон (к этому времени оставивший Патриаршую кафедру, но сохранивший за собой управление рядом мон-рей) перевел И. строителем в Новоиерусалимский в честь Воскресения Христова муж. мон-рь , где буд. патриарх руководил сооружением Воскресенского собора. По-видимому, из-за конфликта с Никоном И. покинул мон-рь и, получив приглашение от Ф. М. Ртищева, перешел строителем в московский Андреевский мон-рь в Пленницах . Вскоре поступил на должность келаря в Новоспасский московский в честь Преображения Господня муж. мон-рь . Несмотря на то что новый келарь много сделал для наведения порядка в хозяйстве этого привилегированного мон-ря, у И. были столкновения с настоятелем обители архим. Прохором, невзлюбившим И., и с братией (в Житии рассказывается, что однажды монахи взбунтовались против келаря из-за недоброкачественной рыбы). На защиту И. встал живший в Новоспасском монастыре близкий к царю М. А. Ртищев. На Соборе в авг. 1664 г. рус. иерархи рекомендовали И. на место архимандрита Чудова монастыря, освободившееся после того, как бывш. настоятель обители Павел был назначен Сарским и Подонским (Крутицким) митрополитом. 19 авг. в Донской иконы Божией Матери московском монастыре И. был рукоположен Новгородским митр. Питиримом во иерея (ранее митр. Питирим поставил И. «в священосцы, четцы, иподияконы и диаконы»). 22 авг. царь Алексей Михайлович предложил И. стать архимандритом Чудова мон-ря. По сообщению старообрядца диак. Федора Иванова , предварительно царь поручил М. А. Ртищеву испытать И., «которыя он держится веры - старыя или новыя», на что И. будто бы ответил: «Аз-де, государь, не знаю ни старыя веры, ни новыя, но что велят начальницы, то и готов творити и слушать их во всем» (МДИР. 1881. Т. 6. С. 229). Являясь настоятелем Чудова монастыря, И.

http://pravenc.ru/text/468879.html

Соч.: Грамота... Селенгинского мон-ря игумену Мисаилу, о денежной выдаче диакону Лаврентию, отправленному в Китай с церковными потребами и утварями//АИ. Т. 5. 243. С. 445; Предисловие к Ирмологию// Ундольский В. [М.] Замечания для истории церк. пения в России. М., 1846. С. 34-39; Две грамоты Игнатия, митр. Тобольского, о построении церкви на Савватиевой, или на Секирной, горе и о прочем// Досифей (Немчинов), архим. Геогр., ист. и стат. описание ставропигиального 1-кл. Соловецкого мон-ря. М., 1853. Ч. 3. С. 227-231; Послания блж. Игнатия, митр. Сибирского и Тобольского//ПС. 1855. Ч. 1-3. Прил. (переизд.: Каз., 1855); Барсуков Н. П. Житие и завещание свят. патриарха Московского Иоакима. М., 1879. С. 45-101. (ОЛДП; Т. 47); Лебедев А. Полемические сочинения XVII в. против лютеран//ЧОИДР. 1884. Кн. 3. Отд. 2. С. I-IV, 1-9; Церковь великого чудотворца Николы//Мат-лы для истории, археологии и статистики г. Москвы. М., 1884. Т. 1. Стб. 371-375; Сапожников Д. И. Самосожжение в русском расколе: Со 2-й пол. XVII в. до кон. XVIII в. М., 1891. С. 14-17; Смирнов П. С. Из истории противораскольнической миссии XVII в.: Поездка архим. Игнатия в Кинешму для увещевания раскольников и составленное Игнатием описание этой поездки//ХЧ. 1903. Т. 216. 11. С. 652-666; 12. С. 855-880; Лихачёв Н. П. «Генеалогия» дворян Корсаковых//Сб. ст. в честь Д. Ф. Кобеко от сослуживцев по Имп. публичной б-ке. СПб., 1913. С. 91-114; Дворецкая Н. А. Послание митр. Игнатия в Красноярск 1697 г.//Археография и источниковедение в Сибири. Новосиб., 1975. С. 167-173; Челобитная Спаса Нового мон-ря архим. Игнатия и с братиею о высылке в тот мон-рь из г. Суздаля иконописцев Гурья Никитина с товарищами для писания в том мон-ре стенного письма. 1689 г.// Брюсова В. Г. Гурий Никитин. М., 1982. С. 257-260; «Слово благочестивому и христолюбивому воинству»//Памятники обществ.-полит. мысли в России кон. XVII в.: Лит. панегирики. М., 1983. Ч. 1. С. 135-173; «Слово к православному воинству о помощи Пресвятой Богородицы»//Там же. С. 174-182; «Свидетельство… о Российском благословенном царствии»//Там же. Ч. 2. С. 233-241; Сибирские послания (1696 г.) Тобольского митр. Игнатия Римского-Корсакова: Извлеч.//Памятники лит-ры и письменности крестьянства Зауралья. Екатеринбург, 1991. Т. 1. Вып. 2/Сост.: А. Т. Шашков, В. И. Байдин. С. 22-31; Генеалогия явленной от сотворения мира фамилии… Корсаков-Римских. М., 1994; Житие Симеона Верхотурского: Ранняя ред.//Лит. памятники Тобольского архиерейского дома XVII в. Новосиб., 2001. С. 196-231. (История Сибири. Первоисточники; Вып. 10); Послание в Красноярск//Там же. С. 322-329; Изъяснение иконы св. Софии, Премудрости Божии, поднесенное государыне царевне Софии Алексеевне Игнатием, архим. Новоспасского мон-ря// Брюсова В. Г. София Премудрость Божия в древнерус. лит-ре и искусстве. М., 2006. С. 157-159.

http://pravenc.ru/text/293471.html

1567 г. Информация Курбского о том, что смерть Г. была насильственной, подтверждается Житием сщмч. Филиппа, согласно к-рому Г. был единственным из архиереев, кто выступили в поддержку митрополита против введения опричнины , убеждал царя, что напрасно он ищет лжесвидетелей на праведника.Вскоре Казанский архиерей погиб в своей келье от руки опричника, к-рый 2 ударами топора отсек ему голову. Переоблачение мощей святителя в 1888 г., когда на его главу была возложена новая митра, и вскрытие мощей Г., имевшее место летом 1922 г., отчасти подтвердили достоверность сведений, приведенных в Житии сщмч. Филиппа: в описании мощей Г. отмечено, что «голова его отрублена, и притом способом, необычным при обыкновенной казни, а двумя ударами - одним спереди, отсекшим нижнюю часть, а другим сзади по шее» (Тверской Патерик. С. 105). Однако рассказ Жития митр. Филиппа также создает хронологические сложности, т. к., по свидетельству новгородского летописца, конфликт царя с митр. Филиппом начался в марте 1568 г., т. е. после кончины Г. Можно думать, что смерть Казанского архиепископа стала следствием какого-то конфликта между ним и царем в связи с осуждением Г. опричных репрессий. По сообщению Жития святителей Гурия и Варсонофия, Г. скончался 6 нояб. 1567 г. от морового поветрия. 2 февр. 1568 г. Казанским архиепископом стал Лаврентий. Г. был похоронен архимандритом Свияжского мон-ря Иродионом и архимандритом московского Новоспасского мон-ря Иеремией 6 (по др. сведениям, 14) нояб. 1567 г., согласно завещанию святителя, в московской ц. во имя свт. Николая (Николы Мокрого) в Китай-городе в Зарядье. В 1591 г. в результате перестройки храма были обретены мощи Г., от них начали совершаться чудотворения. По просьбе Казанского митр. Ермогена царь Феодор Иоаннович и патриарх Московский и всея Руси свт. Иов разрешили перенести мощи архиерея в Свияжский мон-рь. Торжественная встреча святыни в мон-ре Казанским митрополитом, братией мон-ря и горожанами состоялась 25 сент. 1592 г. В тот же день митр. Ермоген совершил отпевание Г.

http://pravenc.ru/text/164699.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010