С 2015 г. в сент. в Сумарокове ежегодно проводится фестиваль «Подворье». С 90-х гг. XX в. мон-рь окормляет Московский научно-исследовательский онкологический ин-т им. П. А. Герцена (в 2000 при клинике ин-та устроен и освящен домовый храм в честь иконы Божией Матери «Всецарица»), где еженедельно совершаются богослужения. Домовый храм во имя мц. Валентины, приписанный к обители, действует в Психоневрологическом интернате 18. А. П. П. Ист.: Выходы государей царей и великих князей, Михаила Федоровича, Алексея Михайловича и Федора Алексеевича всея России самодержцев (с 1632 по 1682 г.)/Изд.: П. М. Строев. М., 1844; Вкладная книга моск. Новоспасского мон-ря. СПб., 1883. (ПДПИ; 39); Кормовая книга моск. ставропиг. Новоспасского мон-ря. М., 1903; Попов Н. П. Рукописи моск. Синодальной (Патриаршей) б-ки. М., 1905. Вып. 1: Новоспасское собрание. С. 42. 7; Павел Алеппский. Путешествие. М., 2005; Описание грамот Коллегии экономии [Описание ГКЭ]. М., 2016. Т. 1; 2018. Т. 2. Лит.: [Ювеналий (Воейков), игум.] Кр. ист. описание моск. ставропиг. 1-кл. Новоспасского мон-ря. М., 1802; [ он же.] Описание состоящего в моск. ставропиг. Новоспасском мон-ре храма Знамения Пресв. Богородицы. М., 1803; Адриан, иером. Кр. описание ставропиг. Новоспасского мон-ря. М., 1821; Иванчин-Писарев Н. Д. Утро в Новоспасском. М., 1841; Снегирёв И. М. Новоспасский мон-рь: С видами сего мон-ря. М., 1843; он же. Новоспасский ставропиг. мон-рь в Москве. М., 1863; Забелин И. Е. Мат-лы для истории, археологии и статистики г. Москвы. М., 1884-1891. 2 ч.; он же. История г. Москвы. М., 19052, 1990р; Кудрявцев М. В., диак. Чудотворный Нерукотворенный образ Спасителя, что в моск. Новоспасском мон-ре. М., 1886; Скворцов Н. А. Моск. Кремль: Упраздненные мон-ри, соборы, церкви и подворья в Кремле//РА. 1893. Кн. 3. Вып. 9. С. 5-35; Дмитриев И. Д. Моск. 1-кл. Новоспасский ставропиг. мон-рь в его прошлом и настоящем: Ист.-археол. очерк. М., 1909, 1997р; Царские прародители, погребенные в обители Всемилостиваго Спаса на Новом.

http://pravenc.ru/text/2577885.html

1863. С. 74-77). В 1737 и 1747 гг. Н. П. м. пострадал от крупных пожаров. Указом от 10 июля 1759 г. имп. Елизавета Петровна повелела доставить в С.-Петербургскую АН историческое описание обители с планом, однако об исполнении этого указа сведений нет ( Снегирёв. 1863. С. 89); тем не менее обитель одной из первых получила историческое описание, опубликованное в 1802 г. ( Ювеналий (Воейков). 1802). В 1764 г. обитель была отнесена к мон-рям 1-го класса. По всей видимости, летом 1780 г. в Н. П. м. побывал посетивший Россию инкогнито под именем графа Фалькенштейна император Свящ. Римской империи Иосиф II Габсбург (Там же. С. 84, указан ошибочный год - 1785). В 1782 г. визит в мон-рь нанесла имп. Екатерина II Алексеевна . В 1794-1842 гг. в обители подвизался старец Филарет (Пуляшкин; в схиме Феодор). Д. Г. Давиденко XIX - нач. XX в. Торжественная встреча имп. Николая II в Новоспасском мон-ре. Фотография. 26 мая 1913 г. Торжественная встреча имп. Николая II в Новоспасском мон-ре. Фотография. 26 мая 1913 г. Продолжительное время настоятелем Н. П. м. был архим. Варлаам (Головин; 1799-1811), ранее возглавлявший Мирожский (1774-1775) и Снетогорский (1775-1785) мон-ри в Пскове, Псково-Печерский мон-рь (1785-1792) и Новоиерусалимский Воскресенский мон-рь (1792-1799). На непродолжительное время его сменил архим. Сергий (Крылов-Платонов; 1811-1812; впосл. архиепископ), а накануне Отечественной войны 1812 г. мон-рь возглавил церковный историк архим. Амвросий (Орнатский; 1812-1816; впосл. епископ), который организовал эвакуацию большей части монастырских ценностей и ризницы в Спасо-Каменный мон-рь, серебряные ризы с образов были спрятаны под кровлей Преображенского собора (Новоспасский мон-рь. 2016. С. 111-112). Архим. Амвросий с братией покинул Н. П. м., в обители остался наместник старец Никодим с 10 монахами и послушниками. 2 сент. поляки учинили в мон-ре грабеж, вечером после пыток был заколот пикой настоятель (с 1773) ц. Сорока мучеников Севастийских бывш. подмонастырской слободы свящ.

http://pravenc.ru/text/2577885.html

Д. Г. Давиденко, А. П. П. Материальное обеспечение Земельные владения Н. П. м. начали складываться еще во время его нахождения в Кремле. В XIV в. обитель владела верейской вол. Заберегой, к-рую взял вел. кн. Владимирский св. Димитрий Иоаннович Донской взамен оброка. Согласно пересказам вкладной книги XVII в., вел. кн. Владимирский и Московский Василий II Васильевич Тёмный дал мон-рю с. Клементьевское в Переславском у., причем, по мнению Назарова и К. В. Баранова, вклад поступил в мон-рь до смерти вел. кнг. Московской Софии Витовтовны в 1453 г. По сведениям того же источника, угличский кн. Андрей Васильевич Большой Горяй примерно в 1481-1491 гг. пожертвовал Н. П. м. деревни Пукашино, Кисловку и пустошь Бабчино в Бежецком Верхе (АРГ: АММС. С. 478-479 (коммент. к акту 94)). Наличие этих сведений во вкладной книге мон-ря 1658 г. позволяет думать, что после переноса на новое место в кон. XV в. принципиального пересмотра земельных владений обители не было. В 1481 г. мон-рь получил по вкладу от И. Н. Малютина деревни Б. и Меньшое Кобылино в Ратуевом стане Московского у. ( Назаров В. Д., Рыков Ю. Д. Новоспасский мон-рь: Введение//АРГ: АММС. 94. С. 230; см. также коммент. к акту 94). За XVI в. земельные акты Н. П. м. опубликованы, при этом не сохранилось (или не выявлено) документов как за 1-ю треть, так и за конец века. В 1-й пол. XVI в. монастырь получил сравнительно небольшие земельные вклады в Бежецком Верхе (АРГ: АММС. 95, 96. С. 231-232; 100. С. 236; 102-104. С. 238-242, 479 (коммент.)) и там же купил небольшие участки земли (Там же. 97. С. 232-233; 101. С. 237-238). В жалованной грамоте от 8 июля 1544 г. перечислены 25 вотчинных комплексов Н. П. м., подмонастырская слободка, дворы в Китай-городе и Костроме, грамота содержала освобождение от налогов на 2 года (Там же. 99. С. 235-236). Нахождение большей части владений в Московском и Переславском уездах и размещение др. владений в уездах, давно оказавшихся под властью вел. князей Московских, позволили Назарову предположить, что отмеченные в грамоте населенные имения к моменту ее составления были давними приобретениями обители (Там же. С. 229). В 40-х гг. XVI в. в мон-рь по вкладу поступили с. Семёновское (Бартенево) и сельцо Градское в Можайском у., на к-рое царь Иоанн IV Васильевич Грозный 22 сент. 1549 г. выдал обители жалованную несудимую грамоту «оприч одново душегубства», установив подсудность архимандрита Н. П. м. лично царю или дворецкому. При подтверждении документа 17 мая 1551 г. архимандрит Н. П. м. в соответствии с нормами «Стоглава» оказался подсуден митр. Макарию (Там же. 106. С. 242-243, 480-482 (коммент.)). В 1549/50 г. вклад в Н. П. м. сделал дьяк Аникита Дятел Григорьев сын Мошков, передавший обители сельцо Бездедово (Фёдоровское) с деревнями и починком в Каменском стану Московского у. (Там же. 105. С. 241-242, 480 (коммент.)).

http://pravenc.ru/text/2577885.html

М., 1912; Шпаков А. Я. Государство и Церковь в их взаимных отношениях в Моск. гос-ве: Царствование Федора Иоанновича. Утверждение патриаршества в России. Од., 1912; Мнёва Н. Е. Фрески Новоспасского мон-ря в Москве//Искусство. М., 1940. 1. С. 166-168; Померанцев Н. Н. Новый памятник моск. архитектуры кон. XV в.: Информ. сообщ. о раскрытии галереи, относящейся к 1491-1496 гг. в моск. Новоспасском мон-ре//Сообщ. Ин-та истории искусств. М.; Л., 1951. 1. С. 63-68; Морозов К. К. Памятник архитектуры - Новоспасский мон-рь в Москве. М., 1982; Читатели изданий Моск. типографии в сер. XVII в. Л., 1983; Козлов В. Ф. Судьбы монастырских кладбищ Москвы (1920-30-е гг.)//Моск. некрополь: История, археология, искусство, охрана. М., 1991. С. 48-67; Подъяпольский С. С. О малоизвестном типе папертей кон. XV - нач. XVI в.//Рос. Арх. 1994. 3. С. 186-207; Щепкина М. В., Протасьева Т. Н. Сокровища древней письменности и старой печати. М., 19952; Качурин Г. Л. Иконостас Новоспасского мон-ря и его роль в худож. жизни XVII в.//Материальная база сферы культуры. М., 1997. Вып. 2. С. 67-78; Богданов А. П. Рус. патриархи. М., 1999. Т. 2; Круглик А., свящ. История моск. Новоспасского мон-ря: Канд. дис./МДА. Серг. П., 1999. Ркп.; Памятники архитектуры Москвы: Юго-вост. и юж. части территории между Садовым кольцом и границами города XVIII в.: От Земляного до Камер-Коллежского вала. М., 2000; Плигузов А. И. О списках Судебника и Духовной грамоты Ивана III//Судебник 1497 г. в контексте истории рос. и зарубежного права XI-XIX вв. М., 2000. С. 137-148; Поздеева И. В., Пушков В. П., Дадыкин А. В. Моск. печатный двор - факт и фактор рус. культуры, 1618-1652 гг. М., 2001; они же. Моск. печатный двор - факт и фактор рус. культуры, 1652-1700 гг. М., 2007-2011. 2 кн.; Жизнеописания настоятелей моск. Новоспасского ставропиг. мужского мон-ря с 1906 по 1926 гг./Сост.: свящ. А. Круглик, Ю. В. Крестников, Т. В. Пасхалова. М., 2002; Новоспасский мон-рь//ЖМП. 2003. 7. С. 34-52; Станюкович А. К. и др. Усыпальница рода Романовых в Моск.

http://pravenc.ru/text/2577885.html

В 1625 г. к Н. П. м. был приписан Ураевский Троицкий мон-рь в Казанском у., в 1635 г. патриарх Московский и всея Руси Иоасаф I закрепил за Н. П. м. приписанный к нему еще в 1631 г. Симеоновский мон-рь близ Александровой слободы ( Снегирёв. 1863. С. 17; см. также: Описание ГКЭ. 2018. Т. 2. 6370. С. 254; 6531. С. 287; 6591. С. 297; 9148. С. 749; 9179-9180. С. 754; 9188-9189. С. 755; 9193. С. 756). С 1650 г. Симеоновский монастырь стал приписным к Троице-Сергиеву мон-рю ( Черкасова М. С. Крупная феодальная вотчина в России кон. XVI - XVII в.: По арх. Троице-Сергиевой Лавры. М., 2004. С. 69, 133-134, 304); по сведениям В. В. Зверинского, в 1724 г. он был упразднен ( Зверинский. Т. 3. С. 158). В 1646-1647 гг. к Н. П. м. был приписан тетюшский Покровский мон-рь ( Пашина. 2014. С. 153; упоминание указной грамоты о его приписке от 30 апр. 1647 г. см.: Описание ГКЭ. 2018. Т. 2. 6478. С. 276), что расширило фонд рыбных ловель обители (Там же. 6523. С. 283; 6530. С. 286; 6552. С. 290-291). В 1653 г. имела место попытка приписать к мон-рю рязанскую Благовещенскую Федосееву пуст. (Там же. 9937-9938. С. 892). В 1674 г. Саратов был перенесен с левого берега р. Волги на правый, на территорию, к-рая некогда составляла подворье Н. П. м. При постройке новой крепости предполагалось снести рыбный двор мон-ря, к-рый, однако, был сохранен царем по челобитью властей Н. П. м. (Тр. Саратовской УАК. 1888. Т. 1. Вып. 4. С. 448-449 и др.; см. также: Круглик. 1999. С. 161. Примеч. 86). В 1661 г. за мон-рем числилось 1976 крестьянских дворов, по этому показателю обитель занимала 7-е место среди русских мон-рей ( Макарий. История РЦ. 1996. Кн. 6. С. 377). Согласно ружной книге 1681 г., в Н. П. м. было 2257 крестьянских дворов ( Забелин. 1884-1891. Ч. 2. Стб. 410). По сведениям на 1700 г., обители принадлежало 2854 крестьянских двора в Московском, Костромском, Переславль-Залесском, Ростовском, Ярославском, Кашинском, Угличском, Владимирском, Юрьев-Польском, Дмитровском, Коломенском, Переяславль-Рязанском (Рязанском), Касимовском, Шацком, Можайском и Холмогорском уездах; в приписных мон-рях числилось: в Казанском у. «за Троицким Ураевским 79», в Тетюшах «за Покровским монастырем - 47» (Владения и крепостные крестьяне Рус. Церкви в кон. XVII в. М., 1988. С. 50-51).

http://pravenc.ru/text/2577885.html

II. Синодальный период (XVIII - нач. XX в.). Большинство архиереев XVIII в. узнавали о делах на приходах Кольского у. из докладов консистории и лично не посещали эту часть вверенной им епархии. В этот период монастырское хозяйство окончательно пришло в упадок, а насельники местных мон-рей пренебрегали монастырской дисциплиной. На основании рапорта архиеп. Афанасия (Любимова ; 1682-1702) царю Петру I в 1701 г. Кольско-Печенгский мон-рь был приписан к Холмогорскому архиерейскому дому. С 1704 г. печенгские вотчины стали передаваться в руки откупщиков. Наконец, в 1764 г. Кольско-Печенгский мон-рь был упразднен по указу имп. Екатерины II Алексеевны о секуляризации. Та же судьба постигла и Кандалакшский мон-рь. В 1742 г. указом архиеп. Варсонофия (Щеныкова) обитель была приписана к Соловецкому мон-рю. В 1764 г. во исполнение указа о секуляризации церковных земель на Кольском п-ове лишились владений Соловецкий мон-рь, Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь , Новоспасский московский в честь Преображения Господня мужской монастырь , Воскресенский и Крестовый мон-ри, а также Святейший Правительствующий Синод , имевший вотчину в Варзужской вол. С изъятием поморских селений в казну стали развиваться мирские приходы. Еще в XVI в. возник соборный приход в Коле, в кон. XVII в. образовалось сразу 2 прихода в Варзуге, в 1710 г.- в Поное, а с сер. XVIII в.- в др. крупных поселениях: Умбе, Кандалакше, Ковде и Керети. К кон. XVII в. на Кольском Севере действовали уже 13 причтовых церквей. Саамские погосты приписывались к крупным поморским общинам. Основное содержание причт получал из казны; дополнительное содержание шло из добровольных пожертвований прихожан и от выделяемых общинами речных и морских рыбных участков. К нач. XVIII в. духовенство края превращается в сословие; место в приходе передается чаще всего по родству. При имп. Екатерине II рос интерес к Кольскому краю со стороны правящих архиереев, они начали совершать визиты в местные приходы. По инициативе императрицы и на ее пожертвования в крае был возведен 1-й каменный Благовещенский храм (в 1783 она выделила на эти нужды 8 тыс. р.; церковь была построена к 1807, освящена 25 янв. 1817, восстановлена в 1867).

http://pravenc.ru/text/2564372.html

1655 г., остальные книги доставили позднее насельники афонских мон-рей. В царствование Алексея Михайловича в Москву с А. помимо книг были привезены копии чудотворных святогорских икон Божией Матери - Иверской «Портаитиссы» (Вратарницы) и Хиландарской «Троеручицы» , выполненные в размер оригинала. Иверская икона копировалась дважды - в 1648 и 1655 гг. Одна копия (список Иверской часовни) по поручению царя была заказана Новоспасским архим. Никоном (впосл. Патриарх Московский) и выполнена по особому чину, с омовением оригинала св. водой, к-рая затем использовалась для изготовления левкаса списка. 2-я копия была написана по тому же чину для одной из резиденций Патриарха Никона - Валдайского в честь Иверской иконы Божией Матери мон-ря . В типографии этой обители в 1659 г. вышла книга «Рай мысленный», содержащая службу чудотворной иконе, сочинение Стефана Святогорца о Св. горе А. (XVI в.) и сказание о создании Валдайского мон-ря и принесении в него списка афонской святыни. Список Хиландарской иконы Божией Матери «Троеручица», заказанный Патриархом Никоном для Воскресенского мон-ря Нов. Иерусалим, был доставлен в Россию в 1661 г. В 1686 г. афонским архим. Леонтием, жившим в Нов. Иерусалиме, была составлена пространная повесть об этой афонской святыне. Афонские старцы оказывали большую поддержку Патриарху Никону в годы его опалы. В июне 1663 г. разбиралось дело об архим. Кастамонитского афонского мон-ря Феофане, к-рый без царского разрешения ездил к Никону в Новоиерусалимский мон-рь и передал ему мощи мч. Власия и грамоту от всех афонских мон-рей; архим. Феофан был сослан в Кириллов Белозерский мон-рь. Совсем иную роль в «деле Патриарха Никона» сыграл архим. Иверского афонского мон-ря, буд. митр. Угровлахии Дионисий Грек . Приехав в Россию в 1655 г., он стал справщиком московского Печатного двора и был привлечен к работе по исправлению богослужебных книг. В числе др. сочинений им была составлена Записка о начале и продолжительности церковных служб на А. Дионисий принимал участие в работе Собора 1666-1667 гг., низложившего Патриарха Никона.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Августин Иппонский, блж. О Троице. Краснодар: Глагол, 2004. Аммон, св. Наставления//Творения древних отцов-подвижников/ред. А.И. Сидоров ; вступ., коммент., пер. А.И. Сидоров. М.: Сибирская Благозвонница, 2012. С. 343–388. Василий Поляномерульский , прп. Предисловие, или предпутие, желающим читать книгу святого отца нашего Григория Синаита и не погрешать против заключенного в ней смысла//Трезвомыслие/ред. схиигум. Авраам (Рейдман) . В 2 т. Т. 1. Екатеринбург: Александро-Невский Ново-Тихвинский женский мон-рь, 2009. С. 310–322. Григорий Палама , свт. Триады в защиту священно-безмолвствующих/послесл., коммент., пер. В. Вениаминов. М.: Канон, 1995. Григорий Синаит , прп. О безмолвии и двух образах молитвы, в 15 главах// Григорий Синаит , прп. Творения. М.: Новоспасский монастырь, 1999. С. 94–112. Димитрий Ростовский , свт. Богомысленное размышление о Пресвятых страстех Господа нашего Иисуса Христа// Димитрий Ростовский , свт. Сочинения. Т. 1. СПб.: Аксион эстин, 2009. С. 244–254. Евагрий Понтийский . Слово о духовном делании, или Монах// Евагрий Понтийский . Творения. Аскетические и богословские трактаты/вступ., коммент., пер. А.И. Сидорова . М.: Мартис, 1994. С. 76–93. Игнатий (Брянчанинов) , свт. О молитве Иисусовой, беседа старца с учеником//Трезвомыслие: сборник творений русских подвижников благочестия об основах духовной жизни в молитве Иисусовой: в 2 т./ред. схиигум. Авраам (Рейдман) . Т. 1. Екатеринбург: Александро-Невский Ново-Тихвинский женский мон-рь, 2009. С. 5–116. Игнатий (Брянчанинов) , свт. Слово о молитве Иисусовой//Трезвомыслие: сборник творений русских подвижников благочестия об основах духовной жизни в молитве Иисусовой: в 2 т./ред. схиигум. Авраам (Рейдман) . Т. 1. Екатеринбург: Александро-Невский Ново-Тихвинский женский мон-рь, 2009. С. 168–265. Иоанн Кассиан Римлянин , прп. Писания/пер. с лат. еп. Петра (Екатериновского). М.: Типо- Литогр. И. Ефимова, 1892. Иоанн Лествичник , прп. Подвижнические уроки//Добротолюбие: в 5 т./пер. свт. Феофана Затворника . Т. 2. М.: Сретенский мон-рь, 2010. С. 477–540.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

И. В. м. «был главным поставщиком кандидатов на высшие духовные должности» ( Тихомиров. 1973. С. 125). Брат прп. Иосифа Вассиан (Санин) в 1502 г. был поставлен архимандритом Симонова Нового московского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря , а 18 янв. 1506 г. хиротонисан во архиепископа Ростовского. Не позднее 1504 г. духовником вел. кн. Иоанна III стал близкий к прп. Иосифу настоятель Андроникова монастыря архим. Митрофан (в 1507-1518 епископ Коломенский). Ученик прп. Иосифа Симеон (Стремоухов) в 1509 г. был хиротонисан во епископа Суздальского. Прп. Иосифа в конфликте с Новгородским архиеп. Серапионом поддерживали Вологодско-Пермский еп. Никон и Рязанский еп. Протасий, а также игумен московского Богоявленского мон-ря Нил Грек (в 1509-1522 епископ Тверской) и еп. Крутицкий Досифей (Забела) . В период первосвятительства постриженика И. В. м. Московского митр. Даниила ряд насельников обители заняли епископские кафедры. 30 марта 1522 г. постриженик мон-ря Акакий был хиротонисан во епископа Тверского, 2 апр. 1525 г. племянник прп. Иосифа мон. Вассиан (Топорков) - во епископа Коломенского. 4 марта 1526 г. Новгородским архиепископом стал архимандрит можайского Лужицкого мон-ря Макарий , бывший, как и прп. Иосиф, пострижеником Пафнутиевой Боровской обители. 20 февр. 1536 г. Савва (Слепушкин) был хиротонисан во епископа Смоленского, 16 марта 1539 г. Гурий (Заболоцкий) - во епископа Смоленского, 18 июня 1542 г. игум. Феодосий - во архиепископа Новгородского, 24 февр. 1544 г. архим. Савва (Чёрный) - во епископа Крутицкого, 10 марта 1549 г. архим. Трифон (Ступишин) - во епископа Суздальского. В 1543 г. влиятельный Новоспасский московский мон-рь возглавил настоятель И. В. м. игум. Нифонт (Кормилицын) (с 11 марта 1554 епископ Крутицкий). Старцы Кассиан Босой и Тихон (Ленков) состояли в переписке с вел. кн. Василием III ( Зимин. Переписка старцев. 1963). В 1530 г. старец Кассиан стал крестным отцом наследника великокняжеского престола - будущего царя Иоанна IV. В 1533 г. игум. Нифонт (Кормилицын) провожал посетившего мон-рь смертельно больного вел. кн. Василия III в Москву, присутствовал при его пострижении. Церемония похорон вел. князя проходила под руководством монастырских старцев. 8 февр. 1685 г. архим. Александр был хиротонисан во архиепископа Великоустюжского.

http://pravenc.ru/text/673721.html

При Д. дважды на Соборах (в 1525 и 1531) были осуждены прп. Максим Грек , его сотрудники по книжной справе, др. связанные с ним люди. Сведения об этих Соборах дошли не в подлинных судных списках, а в текстах, составленных позднее на основе этих документов и прошедших специальную лит. обработку. Поэтому в них с большим трудом удается отграничить материалы, относящиеся к 1525 г., от материалов 1531 г. На соборных заседаниях в апр.-мае 1525 г., проходивших в палатах вел. князя под председательством Д., были осуждены прп. Максим, отправленный в заточение в Иосифов Волоколамский мон-рь, архим. Новоспасского мон-ря Савва Грек, посланный в Возмицкий мон-рь, и ученик прп. Максима Селиван, сосланный в Иосифов или в Соловецкий мон-рь. Собор признал главной виной прп. Максима внесение искажений в рус. богослужебные книги в ходе исправления их по греч. образцам. На Соборе были представлены соответствующие тексты и показания свидетелей (очевидно, писцов) о том, что правка делалась по указаниям Максима Грека. Участники Собора пришли к выводу, что ошибки были сделаны сознательно и отражают еретические взгляды переводчика. Прп. Максим не признал справедливость данного обвинения. Второстепенный характер имели выдвинутые на Соборе против прп. Максима обвинения в том, что он считает незаконной практику поставления Московских митрополитов местными епископами и предлагает митрополиту ездить на поставление к патриарху в К-поль (справедливость этих обвинений Максим признал). Как видно из материалов Собора 1531 г., Максиму Греку приписывались и гораздо более острые высказывания о том, что, поступая т. о. (самостоятельно избирая Главу Церкви), рус. епископы «во всем христьянстве смуту великую» учинили. Возможно, одной из причин осуждения святогорца в 1525 г. была его позиция по отношению к разводу и 2-му браку вел. князя. 24 мая 1525 г. Д. послал грамоту волоколамскому игум. Нифонту (Кормилицыну) , в к-рой помимо изложения причин осуждения прп. Максима даны указания о режиме его содержания в Волоколамском мон-ре. Прп. Максиму было запрещено причащаться, вместе с тем в послании митрополита определен круг сочинений отцов Церкви и житий святых, к-рые следовало дать осужденному «в прочитание», чтобы он мог осознать свои ошибки.

http://pravenc.ru/text/171216.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010