Большинство верующих в М. Э.- православные. К кон. 2015 г. зарегистрировано 146 религ. орг-ций: 99 православных (входят в Йошкар-Олинскую и Марийскую епархию РПЦ), 4 старообрядческие, 13 протестант., 17 мусульм. общин, иудейская община, 2 общины буддистов, группа Иеговы свидетелей , 9 общин марийской традиционной религии. Русская Православная Церковь Распространение Православия в Марийском крае связано с вхождением Ср. Поволжья в Русское гос-во в сер. XVI в. В 1555 г. была основана Казанская епархия (см. Казанская и Татарстанская епархия ), включившая территорию М. Э. После учреждения в 1657 г. Вятской епархии (см. Вятская и Слободская епархия ) в нее вошла сев.-вост. часть Марийского края, с образованием в 1672 г. Нижегородской епархии (см. Нижегородская и Арзамасская епархия ) к последней была отнесена зап. часть марийских земель. Большая часть марийских приходов продолжала оставаться под омофором Казанских архиереев до 1929 г. В XVI в. христианизации марийцев способствовали миссионерские труды Казанского архиеп. свт. Гурия (Руготина) , свт. Варсонофия (впосл. епископ Тверской) и Казанского архиеп. свт. Германа (Садырева-Полева) . С XVII в. центрами христ. просвещения стали мон-ри. В 1607 г. основан Большеюнгинский Никольский (в дальнейшем Покровский) муж. мон-рь (в совр. с. Покровском Горномарийского р-на), ок. 1625 г.- Спасо-Юнгинский (Новоспасский Малоюнгинский) муж. мон-рь (близ совр. дер. М. Юнга Горномарийского р-на), в 1626 г.- козьмодемьянский Вознесенский жен. мон-рь. На луговой стороне, на месте явления в 1647 г. чудотворной Царёвококшайской (Мироносицкой) иконы Божией Матери , в 1649 г. была основана Мироносицкая муж. пуст. (в совр. с. Ежове Медведевского р-на; см. Мироносицкой иконы Божией Матери женский монастырь ), ставшая опорой Православия в левобережной части Марийского края. Казанский митр. Тихон (Воинов ; 1699-1724) направлял миссионеров в марийские селения и лично посещал луговых марийцев, в результате чего в 1701-1705 гг. были крещены 3683 чел.

http://pravenc.ru/text/2562030.html

Кроме того, архиеп. Новгородский свт. Геннадий (Гонзов) , бывший чудовский архимандрит, указывал в 90-х гг. XV в., что церкви из города (т. е. Кремля) были из-за пожаров перемещены ( Забелин. 1905. С. 142). Этот случай является единственным документально зафиксированным переводом мон-ря из одной части средневек. Москвы в другую ( Баталов, Беляев. 2010. С. 244). С того времени мон-рь получил наименование «Спас на Новом» или Новоспасский (см. ст.: Новоспасский московский в честь Преображения Господня мужской монастырь ). Каменный собор эпохи Даниловичей был обращен в дворцовую церковь и стал называться Спасской ц. на Царском дворе, иначе - «Спасскою церковью за двором Великого Князя». Храм Спаса на Бору в XVI - нач. XX в. Собор Спаса на Бору. Фрагмент плана «Кремленград». 1600 г. Собор Спаса на Бору. Фрагмент плана «Кремленград». 1600 г. Согласно «Книге степенной», после переноса М. П. м. на новое место «в граде же на дворе царском у церкви Христова Преображениа устроен быть сбор мирских иереов и протопопство» (Степенная книга царского родословия. М., 2007. Т. 1. С. 539). Каменный собор 1330 г. просуществовал в Кремле до 1527 г., когда «поставил князь велики церковь камену с приделы на своем дворе во имя Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисус Христа» (ПСРЛ. Т. 13. С. 46). Теремной дворец и ц. Спаса на Бору. Раскрашенная гравюра. Кон. XVIII в. Теремной дворец и ц. Спаса на Бору. Раскрашенная гравюра. Кон. XVIII в. По замечанию А. Л. Баталова и Беляева, если при описании возведения собора в 1330 г. летописец говорил о нем как о находящемся около двора вел. князя, то о храме 1527 г. сказано как о стоящем на его дворе. Действительно, древний собор монастыря и сменивший его собор «оказались в центре двора, образованного корпусами великокняжеского дворца 1499-1508 гг.». При перенесении обители на «Новое» ее престолы сохранились в дворцовом соборе. Формулировка летописца о новом храме «с приделы» известна по сообщениям летописи о более поздних постройках, относящихся уже к эпохе царя Иоанна IV Васильевича Грозного, но является новой для истории московского храмостроительства нач.

http://pravenc.ru/text/2564210.html

XVII в. И. м. играл значительную роль в Смутное время. В 1608 г. архим. Феодосий приезжал «бить челом» к Лжедмитрию II (Тушинскому вору) в связи с тем, что Кострома перешла под власть тушинцев. В 1609 г. в И. м. укрывались войска Лжедмитрия II во главе с воеводой Никитой Вельяминовым, разбитые у Галича и в Костроме ополчением сев. городов (Вологда, Вел. Устюг, Тотьма, Солигалич). В течение 5 месяцев И. м. осаждало ополчение во главе с воеводой Давидом Жеребцовым. В ночь на 25 сент. 1609 г. костромские служилые люди Костюша Мезенцев и Николай Костыгин сделали подкоп под монастырскую стену, взорвали бочонок с порохом, но сами погибли. Часть стены рухнула, осаждающие ворвались в мон-рь. По преданию, тушинцы и поляки бежали из И. м. в сторону Святого оз., на берегу к-рого их окончательно разбили ( Генкин. 1939). Впосл. в память о сражении на берегу озера была поставлена деревянная, а в кон. XVII в. каменная часовня (сохр.). Царь Михаил Феодорович Романов. Гравюра А. Мариева. 1993 г. Царь Михаил Феодорович Романов. Гравюра А. Мариева. 1993 г. 21 февр. 1613 г. Земский собор избрал государем Михаила Феодоровича Романова, укрывавшегося в здании наместнических (бывш. келарских) келий монастыря. Существует несколько версий, объясняющих пребывание избранного царя в обители. Так, И. В. Баженов отмечал, что 21 февр. 1613 г. начался Великий пост, когда «цари и бояре, по благочестивому древнему обычаю, нередко помещались в монастырях для душеспасения, для сохранения или поддержания доброго христианского настроения» ( Баженов. 1911. С. 15). Для офиц. приглашения в Москву к нему направилось «великое посольство», состоявшее из «всех чинов людей», принимавших участие в работе собора,- бояр, дворян, стрелецких голов, казачьих атаманов, посадских людей. В состав посольства входили настоятели московских Чудова Новоспасского и Симонова мон-рей, Архангельского и Благовещенского соборов Московского Кремля, келарь Троице-Сергиева мон-ря Авраамий (Палицын) и др. Возглавляли посольство боярин Ф.

http://pravenc.ru/text/673737.html

греческими. В 50-60-х гг. происходила подготовка к реформе певч. искусства (см. Истинноречие , Раздельноречие ). На службу в столицу приглашались украинские «спеваки», что способствовало распространению здесь партесного пения , а также новшеств в области нотации и теории музыки. А. М. проявил себя как распевщик и переписчик певч. сборников: сохранились его авторские распевы песнопения «Достойно есть» (ГИМ. Син. певч. 52. Л. 185), богородична «На Тебе, Пресвятая Богородице Дево», а также записи нек-рых стихир с правкой, сделанной рукой царя («Марьины слезы» и др. - РГАДА. Ф. 27. Оп. 1. 337. Л. 12, 13). Не сохранились, но известны по описи царской б-ки 1682 г. 6 тетрадей, 13 отдельных листов, 25 «столпчиков» и др. муз. рукописи, выполненные А. М. ( Протопопов. С. 130). Осуществлять богослужебную реформу был призван энергичный и деятельный Патриарх Никон (Минов) , к-рый обратил на себя внимание царя в 1646 г., когда приехал в Москву за «милостыней» для Кожеезерского мон-ря , где был тогда настоятелем. Никон так понравился царю, что тот оставил его в Москве, сделав настоятелем Новоспасского мон-ря . В 1649 г. Никон был поставлен митр. Новгородским, а в 1652 г. по настоянию царя - Патриархом Московским и всея Руси. Он пользовался полным доверием царя, к-рый советовался с ним не только по духовным вопросам, называя его «собинным другом». Никон энергично взялся за проведение реформы, применяя жесткие меры. Церковная реформа встретила сильное сопротивление со стороны части духовенства, знати и простонародья - ревнителей «древлего благочестия», в значительном числе отделившихся от Церкви в раскол старообрядчества и подвергшихся суровым преследованиям. Властный и честолюбивый, усвоив себе титул «великого государя», Никон активно вмешивался даже в ход гос. дел, при этом стремясь поставить власть Патриарха выше царской. Все это привело к конфликту между А. М. и Патриархом, завершившемуся разрывом в 1658 г. Никон демонстративно снял с себя Патриаршее облачение, надел скромное монашеское одеяние и удалился в Новоиерусалимский Воскресенский мон-рь в надежде, что царь придет к нему с повинной.

http://pravenc.ru/text/82384.html

По возвращении в Москву Е. снова предстал перед Собором, на заседании к-рого был заслушан письменный отчет о нижегородской поездке. Раскаяние старца было признано искренним, ему назначили день принятия «благодати прощения». Эта церемония состоялась в Успенском соборе Московского Кремля: Е. в последний раз прочел «народне покаянное свое писание со многими слезами», после чего было произнесено прощение от лица Собора (этот текст завершал первоначальную редакцию соборного деяния). Соборным решением Е. определили на жительство в Новоспасский мон-рь. Однако, судя по еще одному сохранившемуся в делах Собора документу (Там же. 1148), Е. прожил в московской обители недолго и был переведен в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь . 13 апр. 1670 г. церковным властям стало известно, что Е. приехал в Москву из Кириллова мон-ря без указа царя и благословения патриарха и епархиального архиерея, живет в столице на монастырском подворье «многое время, а в церковь Божию не ходит он многое время». Е. вызвали на проходивший в то время Собор, где он сообщил, что приехал в Москву с ведома архимандрита, в Кирилловом мон-ре имел духовного отца иером. Иакова, по уставам монастырским «причащался з братьею вместе», а «приехав к Москъве, живучи на монастырском подворьи, заскорбел. А как был здоров, и он к церкви Божии к церковному правилу приходил. А в которые дни принимал лекарства, и за скорбию своею к церкви Божии не приходил, и в скорби своей призвал к себе в отцы духовные чорного священника Иева, что бывал в Воскресенском монастыре строителем. И святых Божественных Таин причащался он в церкве Божии святаго Афонасия». На Соборе была предъявлена принадлежавшая Е. рукописная (?) книга «Новый Завет» с его приписками. Старец показал, что «те-де приписки приписывал он для памяти, чтоб ведать, где сыскать, в котором месте которая статья написана, с кем доведетца говорить или вопросить». По всей видимости, здесь же были какие-то выписки, о которых его «многажды допрашивали», «и он никакова ответу не дал, а что-де я написал, и того и сам не ведаю, а сомнения ни в чем не сказал, и как ныне приняла святая соборная Церковь, и он то все истинно приемлет и ничему не противится». Этот документ 1670 г. содержит последнюю известную дату из жизни Е.

http://pravenc.ru/text/182131.html

и вскоре выехал в Москву. В кон. окт.- нач. нояб. 1917 г., во время боевых действий при захвате большевиками власти в Москве, по инициативе Н. Поместным Собором была образована делегация для переговоров с враждующими сторонами. Однако попытки представителей Собора прекратить братоубийство и оградить святыни Московского Кремля от разрушения были безуспешны - большевики подвергли Кремль артиллерийскому обстрелу. 3 нояб. Н. смог войти в Кремль и осмотреть разрушения, о чем он составил обстоятельные записи. 8 нояб. по решению Соборного Совета для описания и фотографирования состояния кремлевских святынь была создана комиссия под председательством Петроградского митр. сщмч. Вениамина (Казанского) , в состав к-рой вошел и Н. В дек. 1917 г. составленная им брошюра «Расстрел Московского Кремля» была подана на рассмотрение комиссии. Признав рукопись «во всем отвечающей действительности и всецело соответствующей фактической стороне составленного комиссией акта, притом изложенной в доступной для народа форме» и указав на необходимость немедленного опубликования сведений о поврежденных святынях, комиссия испросила соборное благословение на скорейшее издание брошюры, которая была напечатана тиражом 10 тыс. экз. (впосл. большая часть тиража была уничтожена советскими властями). В свободное от соборных занятий время Н. читал лекции о Камчатке в Московском ун-те, проводил религиозные беседы в фабричных рабочих районах. 8(21) февр. 1918 г. вместе с Коломенским архиеп. Иоасафом (Каллистовым) он сослужил патриарху Московскому и всея России свт. Тихону в храме Богоявления в Елохове, куда из с. Коломенского была принесена крестным ходом новоявленная чудотворная икона Божией Матери «Державная». В ночь на 16 февр. (1 марта) 1918 г. Н. был арестован без предъявления обвинения. Содержался в здании бывш. Александровского военного уч-ща и в Таганской тюрьме. Потом был переведен под домашний арест в Новоспасский мон-рь. Собор направил к представителям власти делегацию с требованием о немедленном освобождении Н.

http://pravenc.ru/text/2565132.html

Леонид (Кавелин)//ЧОИДР. 1880. Кн. 3. С. 108 (отд. паг.)), и упоминание в Житии Иоакима «Книги братского питания» ( Панич Т. В. Житие... С. 71). Последнее также свидетельствует в пользу общежительной традиции. Наконец, известны ситуации в сер. XVI в., когда архимандрит общежительного московского Симонова монастыря , пребывая в этой должности, делал вклады в Иосифов Волоцкий мон-рь, пострижеником которого являлся ( Давиденко. 2016. С. 29, 36). Данная грамота Вассиана Ипатиевскому монастырю интересна еще и тем, что она была скреплена именной печатью архимандрита (печать сохр.), о чем имеется прямое указание в ее тексте. Купчая архим. «Нифонта с братьею» от 1544/45 г. печатью скреплена не была (АРГ: АММС. 101. С. 237). Т. о., либо наличие или отсутствие личных печатей у архимандритов Н. П. м. было обусловлено случайными обстоятельствами, либо можно говорить о введении такой практики в обители с сер.- 2-й пол. XVI в. По сведениям И. М. Снегирёва, 14 февр. 1575 г. архим. Вассиан был хиротонисан во архиепископа Казанского, а 21 мая того же года скончался ( Снегирёв. 1863. С. 72). В февр. 1581 г. архимандрит Н. П. м. принимал участие в чине поставления во митрополита Московского и всея Руси Дионисия (СГГД. Ч. 2. 50. С. 70), в 1584 г.- в чине венчания на царство Феодора Иоанновича (ПСРЛ. Т. 34. С. 231). 20 июля 1584 г. архим. Иоаким принимал участие в Соборе об отмене тарханов (СГГД. Ч. 1. 202. С. 592-598). 17 янв. 1589 г. архим. Сергий участвовал в совещании по поводу восстановления Патриаршества ( Шпаков. 1912. Прил. Ч. 2. С. 144), в мае того же года он подписал Уложенную грамоту об учреждении Патриаршего престола (СГГД. Ч. 2. 59. С. 95-102). По распространенному мнению, обитель защищалась от набега крымского хана Гази-Гирея II в 1591 г. ( Снегирёв. 1863. С. 14). Настоятель «Спаса Нового монастыря» отмечен среди составителей Утвержденной грамоты Бориса Феодоровича Годунова , причем в июльской редакции назван Сильвестр (ДРВ. 1788. Ч. 7. С. 112, 119), а в редакции от 1 авг. 1598 г.- Закхей (ААЭ.

http://pravenc.ru/text/2577885.html

Привоз в XVII в. в Москву В. и.- это часть целенаправленного процесса собирания святынь рус. гос-вом, осознававшим себя наследником Нов. Рима - К-поля, хранителем Православия. Отношение к рус. царю как к будущему освободителю греков, а не только надежда на богатую милостыню побуждали греч. иерархов и торговых людей везти в Москву святыни, почитаемые всеми христ. народами. Многие из этих реликвий после разорения К-поля крестоносцами и турками оказались в руках частных лиц. Ист.: Описи Моск. Успенского собора от нач. XVII в. по 1701 г.//РИБ. Т. 3. Стб. 667-670. Лит.: Левшин А. Ист. описание первопрестольного в России храма Моск. большого Успенского собора и о возобновлении первых трех моск. соборов: Успенского, Благовещенского и Архангельского. М., 1783. С. 28, 144-145; Снегирев И. Памятники моск. древности. М., 1842-1845. С. 16-17; Казанский П. Село Новоспасское, Деденево тож, именуемое Влахерны. М., 1847. С. 17. Примеч. 9, 10 на с. 81-83; Каптерев Н. Характер отношений России к Правосл. Востоку в XVI и XVII вв. М., 1885. С. 75, 80, 83, 85-89, 98; Кондаков Н. П. Визант. церкви и памятники К-поля. Од., 1886. С. 23; он же. Памятники христ. искусства на Афоне. СПб., 1902. С. 142, 148-151; он же. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 187-189; Спасо-Влахернский общежительный мон-рь. М., 1894. С. 20; Успенский А. И. Царские иконописцы. С. 195, 354; Порецкий Н. Село Влахернское, имение кн. С. М. Голицына. М., 1913. С. 40-42; Греч.-рус. связи сер. XVI - нач. XVIII вв.: Греч. док-ты моск. хранилищ: Кат. выст./Сост. Б. Л. Фонкич. М., 1991. Кат. 48, 56; Соколова И. М. Икона «Богоматерь Влахернская» из Успенского собора Моск. Кремля//ДРИ. СПб., 1997. [Вып.: ] Исслед. и атрибуции. С. 413-427; она же. Греч. рельефная икона «Богоматерь Одигитрия Влахернская»//Рус. деревянная скульптура XV-XVIII вв.: Кат. М., 2003. Прил. 2. С. 282-287; «Сказание о Влахернской иконе Богородицы»: [Публ.]//Мир Божий. 1999. 1(4). С. 24-29; Фонкич Б. Л. Чудотворные иконы и свящ. реликвии Христ. Востока в Москве в сер. XVII в.//Очерки феодальной России. М., 2001. Вып. 5. С. 83-89; Сидоренко Г. В. Икона «Богоматерь Влахернская» в собр. ГТГ: Нек-рые итоги исследования//Россия и Вост.-христ. мир: Средневек. пластика. Древнерус. скульптура: Сб. ст./Ред.-сост. А. В. Рындина. М., 2003. Вып. 4. С. 67-77.

http://pravenc.ru/text/155029.html

В рукописи говорится, как много пришлось пройти “мытарств” этому человеку, прежде чем он сумел убедить церковное начальство в подлинности этого явления, прежде чем до Патриарха дошла просьба святителя Филарета восстановить разрушенную могилу» . Макет памятника предкам и сродникам священномученика Илариона в Липицах Желающие принять участие в сборе средств на памятник могут перевести свои пожертвования по следующим реквизитам: Номер счета: 40817810466003084473 Банк получателя: ТУЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ N8604 ПАО СБЕРБАНК БИК: 047003608 Корр. счет: 30101810300000000608 ИНН: 7707083893 КПП: 710702001 SWIFT-koд: SABRRUMM Валюта получаемого перевода: Рубли (RUB) Получатель: АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ Г. Номер карты: 5469980288379247 Получатель: АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ Г. Рейтинг: 9.9 Голосов: 189 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   Епифаний Премудрый . Житие Сергия Радонежского//Сергий Радонежский. – М.: Патриот, 1991. – С. 14.  ГУ ГАТО. Ф 3. Оп. 2. Д. 2035. Л. 5.  Воспоминания В.К. [Виноградов, Виктор Капитонович]/Публикация, вступ. статья и примечания Н.А. Кривошеевой//Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2010. Вып. II:1 (34). – С. 122.  Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг.: Деяния 118-136. – М.: ГАРФ, Новоспасский мон-рь, 2000. – Т. 9. – С. 119.   Польский М. , протопресвитер. Новые мученики российские: Первое собрание материалов. – Джорданвилль: Св.-Троицкий мон-рь, 1949. – С. 129.  Чествование преподавателя Тульской семинарии П.И. Малицкого по поводу исполнившегося 25-летия его службы//Тульские епархиальные ведомости. 1904. 1–2 (январь). С. 16–17.   Тихон (Агриков) , архим. У Троицы окрыленные: воспоминания. – Сергиев Посад: Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 2002. – С. 94–95. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Владимир Б. 29 июля 2023, 13:16 В русском языке не принято называть мать взрослого человека " мамой " , только ребёнка. Андрей Горбачев 25 июля 2023, 20:54 Уважаемая Надежда, о маме сщмч. Илариона написано здесь - http://pravoslavie.ru/93189.html Но относительно ее смерти там не все верно. Сейчас имеются новые сведения, пока неопубликованные.

http://pravoslavie.ru/154984.html

Собор в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» свияжского Иоанно-Предтеченского мон-ря. 1898–1906 гг. Архит. Э. Д. Малиновский. Фотография. 2009 г. Собор в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» свияжского Иоанно-Предтеченского мон-ря. 1898–1906 гг. Архит. Э. Д. Малиновский. Фотография. 2009 г. Упраздненные: казанский Троице-Сергиевский мон-рь (муж., в Казани, основан в 1553, упразднен в 1764), свияжский во имя Св. Троицы мон-рь (муж., в Свияжске, основан ок. 1553-1554, был приписан к казанскому Троице-Сергиевскому монастырю, упразднен в 1764), казанский Преображенский монастырь (муж., в Казани, основан в 1555, закрыт в 1918), тетюшский во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких мон-рь (муж., близ г. Тетюши, основан в 1589, сожжен в нач. XVII в.), тетюшский в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-рь (муж., близ г. Тетюши, основан в кон. XVI в., в 1646 приписан к Новоспасскому московскому муж. мон-рю ), казанский во имя Св. Троицы Феодоровский мон-рь (в Казани, открыт как мужской в кон. XVI - нач. XVII в., ранее 1607, с 1900 женский, закрыт, вероятно, в 1929), Боровецкий в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рь (муж., на месте с. Боровецкого, ныне в черте Набережных Челнов, основан в нач. XVII в., разорен в 60-х гг. XVII в.), Ураевский во имя Св. Троицы мон-рь (муж., в с. Урай (ныне Троицкий Урай) Рыбно-Слободского р-на, основан в нач. XVII в., упразднен в 1764), елабужский во имя Св. Троицы мон-рь (муж., при устье р. Тойма, близ Елабуги, основан между 1616 и 1638, упразднен в 1764), Болгарский в честь Воскресения Христова мон-рь (муж., на Эдемском о-ве близ г. Болгар, основан ок. 1620, упразднен в 1700), казанский во имя свт. Николая Чудотворца монастырь (жен., в Казани, основан в 1-й пол. XVII в., упразднен в 1764), Новоиерусалимский в честь Воскресения Христова мон-рь (муж., на берегу оз. Ср. Кабан (ныне в черте Казани), основан в 1655, с 1764 заштатный, в 1789-1918 являлся загородным архиерейским домом, закрыт в 1919), казанский в честь Успения Пресв.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010