В 1674 г. церковный Собор поручил П. организацию процесса перевода на слав. язык Библии, к-рым занимался иером. Епифаний (Славинецкий) . Переводчики начали работать на Крутицком подворье, однако не завершили перевод в связи с кончиной П., а позже и Епифания (Славинецкого). Кроме того, П. руководил подготовкой к публикации «Извещения о согласнейших пометах вкратце изложенных со изящным намерением требующим учитися пения». Для работы со сборником правил знаменного пения П. по поручению царя собрал «мастеров… добре ведуших знаменное пение и знающих того знамени лица и их разводы», одним из них стал Александр Мезенец ( Бражников М. В. Древнерусская теория музыки: По рукоп. мат-лам XV-XVIII вв. Л., 1972. С. 112). Среди достоинств П. Симеон Полоцкий отметил страннолюбие и нищелюбие: «...питаше священныя люди, монахи, и всяких чинов церковники и часто и доволно, приимаше странныя в дом свой, яко вторый Авраам… нескудная подаяния творяше» ( Белокуров. 1886. С. 604). П. сделал множество вкладов в мон-ри и храмы и прежде всего в Новоспасский мон-рь, где был пострижен. Монахи обители составили «Хартию» «за своими «руками», в которой описали деятельное участие П. в монастырской жизни и перечислили его богатые дары (на 2 тыс. р.): драгоценную церковную утварь, облачения, митры, иконы, кресты и проч. (Хартия Новоспасского монастыря архим. Иосифа о пожертвованиях митр. Павла// Белокуров. 1886. С. 606-611). Сохранилось духовное завещание П., написанное им в 1672/73 г. В нем он не столько распоряжается своим имуществом, сколько рассуждает о грехах, кается в них и просит прощения, обращаясь ко всем братьям во Христе (Духовное завещание Павла, митр. Сарского и Подонского. 1886). Исследователи высказывают предположения, что и завещание П. в его богословской части было написано для П. Симеоном Полоцким ( Татарский И. А. Симеон Полоцкий. М., 1886. С. 108-111), а перу П. принадлежат лишь хозяйственные распоряжения. Известны письма и грамоты П. о церковных делах и вкладах, напр., он благословил строительство придела во имя св. Феодора Стратилата при костромском Успенском соборе (1665) ( Соловьев. 1894. С. 85), возведение ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в Колесниковой пуст.; писал Вологодскому архиеп. Симону о хозяйственных делах (1671), в Сундырь (ныне г. Мариинский Посад) - дьяку А. Земцову. П. написал Завет архимандриту Новоспасского мон-ря - своеобразное духовное поучение, к-рое сопрождалось вкладом (РНБ. Погод. 1963. Л. 133-137). Кроме того, по поручению П. Федор Константинов написал Чиновник, посвященный пребыванию в Москве вост. патриархов ( Зиборов. 1998. С. 7).

http://pravenc.ru/text/2578473.html

Сохранившиеся книги Н. имеют обычно выходные записи. Так, в рукописи РГБ. Вол. 433, содержащей поучения отцов Церкви, есть следующая запись: «Божиею помощию съвершися сиа книга, съборник, повелением и благословением отца нашего игумена Нифонта в пречестную обитель, в Осифов мон-рь, в царство благовернаго и Богом хранимаго Великого князя Ивана Васильевичя всея Русии самодръца, в первое лето царство его, лета 7043, и при архиепископе Великаго Новаграда и Пскова владыке Макарий» ( Дмитриева. 1974. С. 217; См. также: Иосиф. 1882. С. 61-65. 112(433); С. 274-277. 214(629)). Одним из наиболее полных собраний текстов прп. Иосифа Волоцкого является сборник, составленный Н. (РНБ. QXVII.64; Дмитриева. 1974. С. 209). Немалый интерес для истории новгородской лит-ры представляет сборник РГБ. Вол. 659, составленный по повелению Н. в 1536 г. в Иосифовом Волоколамском мон-ре. В него вошли лит. памятники, повествующие об эпохе независимости Вел. Новгорода, такие как «Повесть о посаднике Добрыне», «Повесть о построении Благовещенской церкви», «Повесть о Михалицком монастыре», «Видение пономаря Аарона», «Повесть об Ионе Новгородском», «Чудо Варлаама Хутынского о двух осужденных», а также тексты, связанные с афонской тематикой, в т. ч. дошедшие только в этом списке хрисовулы Хиландарскому мон-рю сремских Бранковичей и молдав. воеводы Петра Рареша (см. подробнее: Бобров. 2003). Изучение состава рукописных сборников, созданных в 20-х гг. XVI в. в Волоколамском монастыре, свидетельствует о его контактах с Новгородской кафедрой, где в это время по благословению архиеп. Макария велась большая работа по собиранию книжных сокровищ и подготовке ВМЧ ( Дмитриева. 1974. С. 215-216). Это в свою очередь позволяет говорить о том, что отношения буд. епископа и буд. митрополита стали складываться в 20-30-х гг. XVI в. Н. заботился о духовном просвещении своей братии и создании собрания творений св. отцов в обители для назидательного чтения. В возглавляемой им Новоспасской обители Н. участвовал в переписывании единственного сохранившегося экземпляра Судебника 1497 г. (РГАДА. Ф. 135. Отд. V. Рубр. II. 78, сер. 40-х гг. XVI в.) (АММС. С. 227-228; Клосс Б. М., Назаров В. Д. Судебник 1497 г.: Рукопись и текст//Судебник 1497 г. в контексте истории рос. и зарубежного права XI-XIX вв. М., 2000. С. 53-75).

http://pravenc.ru/text/2577727.html

2 июня 1919 г. постановлением патриарха свт. Тихона (Беллавина) и Синода освобожден от управления Сарапульской епархией и назначен управляющим Новоиерусалимским в честь Воскресения Христова монастырем , однако уже 29 июня Звенигородский уездный совет принял решение о закрытии обители. В ночь на 14 июля 1919 г. Новоиерусалимский мон-рь был занят отрядом красноармейцев, его насельники арестованы. П. в это время тяжело болел тифом и находился в больнице. В середине авг. он был отправлен в Москву и вскоре отдан под суд по клеветническому доносу своего келейника В. М. Колесова по обвинению в растлении малолетнего послушника. На судебном процессе 29 окт. 1919 г. предъявленные П. обвинения были опровергнуты показаниями др. свидетелей, однако Особая сессия при Московском столичном совете народных судей приговорила его к 5 годам лишения свободы. Вскоре, очевидно, П. был амнистирован, т. к. есть данные о его служении в 1920-1921 гг. в храмах и мон-рях Москвы по назначению патриарха. Хотя до сих пор не обнаружен документ о назначении П. в конце его жизни настоятелем общины Новоспасского московского в честь Преображения Господня монастыря , он упоминается в этом качестве патриархом Тихоном в письме митр. Евлогию (Георгиевскому) от 20 марта 1922 г., в к-ром сообщается о кончине архиепископа от астмы на 1-й неделе Великого поста, т. е. в кон. февраля - нач. марта того же года (Переписка Святителя Тихона Патриарха Всероссийского и митрополита Евлогия (Георгиевского), 1921-1922 гг.//УЗ РПУ. Вып. 6. С. 111). Арх.: ГА Саратовской обл. Ф. 135. Оп. 1. Д. 7342; Ф. 1132. Оп. 1. Д. 166; РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 713; Ф. 796. Оп. 442. Д. 2728; Ф. 831. Оп. 1. Д. 146; ЦГА Москвы. Ф. 229. Оп. 4. Д. 1193. Соч.:Новооткрытые изречения прп. Антония Великого. Каз., 1898. М., 2002; Новооткрытые сказания о прп. Макарии Великом. Каз., 1898. Св. Пахомий Великий и первое иноческое общежитие. Каз., 1899; Поучение на первую пассию: Мысли и чувства у подножия креста Христова. Вильна, 1900; Два поучения. Вильна, 1900; Житие прп.

http://pravenc.ru/text/2578735.html

В февр. 1555 г. Никифор, архимандрит Н. П. м., участвовал в поставлении архим. свт. Гурия (Руготина) на вновь открытую Казанскую кафедру (ПСРЛ. Т. 13. С. 250); он же упоминается и в данной грамоте от 8 сент. 1558 г. (АРГ: АММС. 109. С. 246). В июле 1561 г. архим. Галактион подписал крестоцеловальную запись кн. В. М. Глинского, в апр. 1562 г.- кн. И. Д. Бельского (СГГД. Ч. 1. 172. С. 470-473; 177. С. 484-487). Предусматривалось его участие в поставлении митр. Московского и всея Руси Афанасия (состоялось 5 марта 1564; ААЭ. Т. 1. 264. С. 298). 3 янв. 1565 г. архим. Галактион ездил вместе с др. представителями духовенства к царю в Александровскую слободу. 8 апр. того же года он был поставлен «на Крутицу в епископы» (ПСРЛ. Т. 13. С. 380, 381, 393, 396). Незадолго до поставления Галактиона во епископа Сарского и Подонского новым настоятелем Н. П. м. стал архим. Антоний, к-рый уже в этом качестве подписал 28 марта 1565 г. крестоцеловальную запись боярина И. П. Захарьина-Яковли Хирона (СГГД. Ч. 1. 182. С. 503-506), в апр. 1566 г.- кн. М. И. Воротынского (Там же. 189. С. 533-537), 2 июля того же года - Приговорную грамоту Земского собора ( Антонов А. В. Приговорная грамота 1566 г.//РД. 2004. Вып. 10. С. 172-181). В 1570/71 г. архим. Н. П. м. Вассиан подписал крестоцеловальную запись кн. И. Ф. Мстиславского (СГГД. Ч. 1. 196. С. 561-565). 29 апр. 1572 г. Вассиан участвовал в Соборе, рассматривавшем вопрос о 4-м браке царя Иоанна IV Васильевича (ААЭ. Т. 1. 284. С. 329-332). В 1573/74 г. архим. Вассиан сделал щедрый земельный вклад в костромской Ипатиевский во имя Святой Троицы мужской монастырь (АРГ: АММС. 123. С. 263-264). В. Д. Назаров отметил, что, во-первых, вкладчик одаривал тот мон-рь, к-рый ранее возглавлял и из игуменов к-рого был поставлен архимандритом Н. П. м.; во-вторых, что крупная земельная собственность архимандрита и возможность свободно ею распоряжаться «лишний раз подтверждает, что древняя обитель жила не по общежительному уставу» (Там же. С. 483). Прямых указаний на дисциплинарный устав обители в XIV-XVI вв. в известных источниках нет, содержащаяся в монастырских актах XVI в. формула «архимандрит... з братьею», приход на настоятельство в Н. П. м. в 40-х гг. XVI в. Нифонта (Кормилицына), ранее тесно связанного с общежительным Иосифовом Волоцким мон-рем, а также устройство в Н. П. м. в XVII в. каменных трапезных как при Покровском, так и при больничном Никольском храмах позволяют предположить, что по крайней мере в XVII в. обитель формально была киновией. В пользу этого может свидетельствовать и посвящение описанного Павлом Алеппским храма обители во имя прп. Сергия Радонежского.

http://pravenc.ru/text/2577885.html

Арх.: ГАЯО. Ф. 230. Оп. 1. Т. 2. Д. 2614. Соч.: Кр. ист. описание Св.-Троицкой Сергиевой лавры: С прил. знатных происшествий, случившихся в оной. СПб., 1782. М., 1790, 1796, 1801, 1809, 1815, 1818, 1824; Слово, говоренное 24 нояб. 1793 г. в Большой придворной церкви в день тезоименитства имп. Екатерины Алексеевны. СПб., 1793. Пер.: Серан де ла Тур. История о Епаминонде, фивском полководце, с примеч. историческими и критическими. М., 1774. Ист.: Филарет Московский, свт. Собр. мнений. Т. доп. С. 17-19; Яковлев А. А. Записки/Вступ. ст.: В. А. Андреев. М., 1915. Лит.: Евгений. Словарь. Т. 2. С. 144, 145; Пассек В. В. Ист. описание Моск. Симонова монастыря. М., 1843. С. 222; Снегирёв И. М. Новоспасский мон-рь. М., 1843. С. 98-99; Смирнов С. К. История Моск. Славяно-греко-латинской академии. М., 1855. С. 323, 324, 354, 355; он же. История Троицкой лаврской семинарии. М., 1867. С. 351-352, 372, 374, 505-506; Макарий (Миролюбов), архим. История Нижегородской иерархии. СПб., 1857. С. 181-187; Чередеев К. К. Биографии Тверских иерархов от начала существования архиерейской кафедры в г. Твери и доныне. Тверь, 1859. С. 147-149; Крылов А. П. Иерархи Ростово-Ярославской паствы, в преемственном порядке с 992 г. до наст. времени. Ярославль, 1864. С. 268-278; Филарет (Гумилевский). Обзор. 1884. С. 389; Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 297-298; Титов А. А. Павел (Пономарёв), архиеп. Ярославский и Ростовский//РА. 1910. Кн. 2. 7. С. 439-445; Святители земли Нижегородской/Сост.: игум. Тихон (Затёкин), О. В. Дёгтева. Н. Новг., 2003. С. 100-102. Д. Б. К. Иконография Прижизненные портреты П., вероятно, не сохранились. Поясной живописный портрет П. написан П. Ф. Рыбниковым в кон. 1809 г. (поправлен К. Я. Каниевским в 1836; ИРЛИ (ПД). И. 2853) для портретной галереи членов Российской академии, размещавшейся в зале академических собраний Российской академии в С.-Петербурге. П. изображен вполоборота влево в черной рясе и черном клобуке, на груди - панагия, звезда и знак ордена св. Александра Невского на орденской ленте; у П.- черная курчавая борода, длинные вьющиеся волосы лежат на плечах. В кон. 30-х гг. XIX в. по рис. М. А. Кашенцева с этого портрета была создана литография (с большой точностью воспроизводящая живописный оригинал) для сер. «Литографированные портреты членов Российской Академии», печатавшейся к 50-летнему юбилею академии по инициативе ее президента А. С. Шишкова (СПб., изд. А. О. Мошарского, 1835-1841; ИРЛИ (ПД). ПД-10193; экземпляры в ГМИИ, ЦАК МДА).

http://pravenc.ru/text/2578499.html

на иностранных языках. Почти все книги были «отобраны на покрытие долга» (в размере 280 р.) кафедре и расходы на погребение. Впосл. мн. книги поступили в Черниговский коллегиум. После кончины К. осталось также 95 р. 25 к. В июле 1772 г. еп. Черниговский Феофил (Игнатович) доносил, что «все пожитки», кроме «ризничных вещей» и книг, переданы свящ. Александру, отцу почившего епископа. Соч.: Описание краткими стихами иллюминации на... Е. И. В. имп. Елисаветы Петровны Всея России, и Вел. кн. Петра Феодоровича в Троицкую Сергиеву обитель пришествие. М., 1744; Слово в Высочайшее присутствие Е. И. В. имп. Елисаветы Петровны, проповеданное в ТСЛ Семинарии. М., 1745; Слово в день преставления прп. и богоносного отца нашего Сергия игумена Радонежскаго, и всея России чудотворца. М., 1749; Переписка с свт. Тихоном I//Воронежские ЕВ. 1866. 19. С. 437-439. Арх.: ГАВО. Ф. И-84. Оп. 1. Д. 12; Ф. И-210. Оп. 1. Д. 5. Ист.: Истинное повествование, или Жизнь Гавриила Добрынина, им самим писанная в Могилеве и в Витебске, 1752-1827. СПб., 1872. С. 51. Лит.: Сумароков А. П. Полное собр. всех сочинений в стихах и прозе. М., 17872. Ч. 6; Евгений (Болховитинов), митр. Ист., геогр. и экон. описание Воронежской губ. Воронеж, 1800. С. 208-209; он же. Словарь. М., 1995. С. 181; Смирнов С. К. История Троицкой лаврской семинарии. М., 1867. С. 35-37, 45, 58, 63-65, 74-80; Филарет (Гумилевский), архиеп. Ист.-стат. описание Черниговской епархии. Чернигов, 1873. Кн. 1. С. 99-101; Кирилл (Ляшевецкий), еп. Черниговский и Нежинский (бывш. Воронежский)//Воронежские ЕВ. 1883. 19. С. 848-850; РБС. Т.: Ибак-Ключарев. С. 660; Правдин А. М. Опись указам Св. Синода, относящимся до Воронежской епархии, хранящимся в Воронежской духовной консистории за 1743-1850 гг.//Воронежская старина. Воронеж, 1902. Вып. 1. С. 339-373; ПБЭ. Т. 3. С. 840; Дмитриев И. Д. Московский первокл. Новоспасский ставропигиальный мон-рь в его прошлом и настоящем. М., 1909. С. 98; Комолов Н. А. «Вы должны быть самым светом…»//Рус. провинция. Воронеж, 1995.

http://pravenc.ru/text/1840327.html

В 1724 г. к Д. м. было приписано 5 обителей: Григориев Пельшемский Лопотов мон-рь , Заоникиева Владимирская, Белавинская Богоявленская, Арсениева-на-Масляне и Репная Спасская пустыни (ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Д. 771. Л. 23 об.), в 1726 г.- Арсениев Комельский, вологодский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов , Печенгский в честь Преображения Господня мон-ри , Рябинина Казанская и Александрова Коровина Троицкая пустыни. По штатам 1764 г., Д. м. был причислен ко 2-му классу; в степени вологодских монастырей Д. м. был 1-м, среди рус. 2-классных обителей - 20-м. Во время Отечественной войны 1812 г. ректор МДА архим. Симон и прот. московского Архангельского собора Алексий Шумилин привезли в Д. м. ценности Патриаршей ризницы, Троице-Сергиевой лавры, московских Чудова, Новоспасского, Знаменского, Новодевичьего, Покровского, Угрешского, Вознесенского монастырей и некоторых соборов столицы. Реликвии хранились в Спасском соборе. В 1824 г. Д. м. посетил имп. Александр I . По воспоминаниям прп. Пимена (Мясникова) , состояние Д. м. в сер. XIX в. производило «весьма грустное впечатление» и свидетельствовало о «...прошлом благоустройстве, благолепии и величии обители». Храмы и другие строения До 1-й трети XVI в. все постройки в мон-ре были деревянными. Летописный свод 1497 г. (ГИМ. Увар. 592) и Вологодская летопись (ГИМ. Увар. 591), написанные, вероятно, в Д. м., содержат сведения о частых пожарах в обители и монастырских вотчинах. Собор в честь Всемилостивого Спаса. Фотография. Нач. XX в. (ВГИАХМЗ) Собор в честь Всемилостивого Спаса. Фотография. Нач. XX в. (ВГИАХМЗ) Каменное строительство началось в 30-х гг. XVI в.- возобновилась храмоздательная деятельность в тех мон-рях Белозерья, Вологды, Костромской десятины, которые посетил вел. кн. Василий III Иоаннович в 1528 г. Строительство осуществлялось, по мнению С. С. Подъяпольского, артелью ростовских мастеров, усвоивших приемы московской архитектуры нач. XVI в. Особенностью созданных ими построек является сочетание в архитектуре форм московского и местного зодчества XV в., а также ренессансных мотивов, появившихся в рус. архитектуре в кон. XV - нач. XVI в. В это время возводятся Благовещенская ц. (1530-1534) в Ферапонтовом в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре , Архангельский и Предтеченский храмы (1531-1534) в Кирилловом Белозерском мон-ре, Успенский храм с трапезной (заложена в 1536-1538) и ц. прп. Павла Обнорского (1546) в Павловом Обнорском мон-ре , собор Воскресения Христова (1544) в Горицком в честь Воскресения Господня мон-ре .

http://pravenc.ru/text/172064.html

Близок вел. кн. Василию III Иоанновичу и митр. Даниилу был и еп. Вассиан (Топорков), поставленный на Коломенскую кафедру в 1525 г. из соловецких игуменов. При еп. Вассиане в Коломне по повелению вел. князя была построена мощная кирпичная крепость (1525-1530), ставшая юж. форпостом Российского гос-ва. Есть основание полагать, что при еп. Вассиане в состав К. е. вошел Каширский у.: в авг. 1538 г. К. е. была выдана тарханная грамота, освобождавшая от уплаты налогов слободы в Коломне; Вассиан назван в этой грамоте епископом Коломенским и Каширским. После включения Каширского у. в К. е. должен был перейти Белопесоцкий во имя Святой Троицы монастырь , значительная духовная корпорация того времени. Грамота 1538 г. была подтверждена в 1551 г., что являлось актом особой милости, поскольку в 1550 г. в Судебник вошло установление о ликвидации «тарханов». Брусенский в честь Успения Божией Матери мон-рь. Фотография. Нач. XXI в. (РГБ) Брусенский в честь Успения Божией Матери мон-рь. Фотография. Нач. XXI в. (РГБ) В 1-й пол. XVI в. неск. Коломенских архиереев оставили кафедру, что, вероятно, было связано с церковными и политическими спорами и борьбой в эти годы. Коломенский еп. Тихон, бывш. игум. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря , близкий сочувствовавшему нестяжателям митр. Варлааму , после 1522 г. в источниках не упоминается, вероятно, он был смещен новым митр. Даниилом. В мае 1542 г., вскоре после прихода на митрополию свт. Макария и переворота бояр Шуйских, был смещен с Коломенской кафедры еп. Вассиан (Топорков). Его сменил архим. Новоспасского московского в честь Преображения Господня монастыря Феодосий, удаленный из епархии в 1555 г. Царь Иоанн IV Васильевич позднее обвинял руководителей «Избранной рады» (неофиц. правительства России в годы реформ) в том, что они побуждали население Коломны «камением побити» епископа, а затем «со престола согнали» (Послания Ивана Грозного /Подгот. текста: Д. С. Лихачёв, Я. С. Лурье. М.; Л., 1951. С. 52). Летом 1552 г. еп. Феодосий благословил в коломенском Успенском соборе Иоанна IV, прибывшего в город с войском для отражения крымско-татар. набега. Перед началом похода на Казань в том же году царь вновь взял благословение у Феодосия возле Донской иконы Божией Матери , находившейся в коломенском кафедральном храме. Во время пребывания в Коломне царь Иоанн и епископ заложили шатровую Успенскую ц. (см. Брусенский в честь Успения Божией Матери женский монастырь ). В нояб. 1562-1563 г. Коломенский еп. Варлаам II сопровождал Иоанна IV в походе на Полоцк, взяв с собой чудотворную Донскую икону, благословлял его и рус. войско. В 1581-1586 гг. епископом Коломенским и Каширским был 1-й патриарх Московский и всея Руси свт. Иов .

http://pravenc.ru/text/1841782.html

В 1648 г. первым настоятелем обители стал Досифей, «муж добродетелми украшен», келарем - Пафнутий (Еропкин), переведенный из Новоспасского мон-ря. В 1648-1654 гг. под руководством зодчего Григория Копыла был сооружен первоначальный комплекс монастырских зданий, в частности построена Воскресенская ц. (1648). Строительные работы финансировались из царской казны. Первоначально мон-рь именовался Преображенским, содержался Ртищевым (ДРВ. Ч. 18. С. 157). Открытие уч-ща и наименование храма во имя ап. Андрея относится к кон. нояб. 1652 г. Иером. Епифаний (Славинецкий) сочинил вирши, в к-рых назвал мон-рь Андреевским: «Во имя же Андреа, Христом первозваннаго апостола, обитель сия бысть созданна» (автограф Епифания в сб. сочинений Евфимия Чудовского 70-х гг. XVII в.- ГИМ. Син. 369, вклейка к л. 3). Мон-рь был ружным, состоял на хлебном денежном окладе гос. казны. До 70-х гг. XVII в. к А. м. были приписаны Донской иконы Божией Матери мон-рь в Москве, Марчуковская [Марчуговская] Зосимо-Савватиевская пуст. и др.; в 1682 г. сам А. м. был приписан к Заиконоспасскому московскому мон-рю в Китай-городе, возможно, потому, что в Заиконоспасском мон-ре готовилась к открытию Славяно-греко-латинская академия . В «Привилегии на академию» 1685 г., составленной для царевны Софии Алексеевны , говорится, что Андреевский мон-рь «придается» академии на том основании, что создан «ради во оном монастыре российского рода во просвещении свободных мудростей учения» (ДРВ. Ч. 6. С. 404). Наряду с рус. иноками в А. м. селились монахи из укр., белорус., литов. и др. правосл. мон-рей. По царскому указу туда принимали ученых людей, а также священников и диаконов, «в житии, и чине, и во чтении и пении церковном, и келейном правиле изрядных» (ДРВ. Ч. 18. С. 154). В 1650 г. в мон-ре жили прибывшие из Киева иеромонахи Епифаний (Славинецкий) и Арсений (Сатановский) , вместе составившие «Лексикон славяно-латинский». Перейдя в 1651 г. в Чудов Алексиевский мон-рь , Епифаний продолжал поддерживать связь с андреевской братией, в числе к-рой упоминается переводчик Исаия. В 1652 г. в А. м. поселились киевские певчие («вспеваки») с регентом и композитором Федором Тернопольским. Число братии в обители не превышало 60 чел., ученых старцев было не более 10-15; когда открылась Славяно-греко-латинская академия, они переселились в Заиконоспасский мон-рь.

http://pravenc.ru/text/115196.html

В Б. м. чтилась память игум. Владимира, о чем свидетельствуют записи во Вкладной книге 1645 г. о пожаловании каширского прот. Митрофана на «пелену покрыть гробницу у печальника преподобного игумена Владимира» (л. 43об., ст. 87) и в «Синодике 1645 года», где перечислен для вечного поминовения «род начальника обители сея Преподобного Игумена Владимира» в количестве 88 чел. Мощи прп. Владимира покоятся под спудом Троицкого храма. Др. почитаемым настоятелем был собеседник прп. Дионисия Радонежского игум. Тихон, впосл. архимандрит Новоспасского московского мон-ря . В Б. м. подвизались старцы Тихон (Кошищев; XVI в.), игум. Зосима (Рожаев; XVII в.). В XIX в. в мон-ре возобновилась традиция старчества : иером. Виссарион духовно окормлял каширский во имя вмч. Никиты жен. мон-рь . В Б. м. чтились чудотворные иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и св. прор. Иоанна, а также Сергиевы источники - один в самом мон-ре, др.- в местечке на бывш. Каширской дороге (с 1932 железнодорожная ст. Акри), по преданию, изведенный прп. Сергием Радонежским ударом посоха. При Б. м. действовала церковноприходская школа, в 1867 г. было построено церковноприходское уч-ще. Условия для хозяйственной деятельности мон-ря были благоприятны: на приокских лугах выращивали скот и поставляли к царскому столу знаменитое черкасское мясо, в Оке ловили осетров, добывали жемчуг для украшения царских одежд. Неск. раз в году проводились подмонастырские ярмарки (первое упоминание в 1811). К нач. XX в. мон-рю принадлежало 390 дес. земли. В 1915 г. в нем было 50 чел. братии. Белопесоцкий во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. 30-е гг. XX в. (ГИМ) Белопесоцкий во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. 30-е гг. XX в. (ГИМ) В февр. 1918 г. Б. м. был закрыт. В 1922 г. его в качестве филиала передали Российскому Историческому музею, благодаря чему в обители совершались богослужения и проживала братия. В мон-ре в 1924 г. продолжал свой духовный подвиг иером. Киприан (Носов), подвизавшийся в обители 17 лет; став хранителем музея, он служил в 3 монастырских церквах как приходских.

http://pravenc.ru/text/77942.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010