В нач. 1663 г. Л. снова был вызван в Москву, где стал 1-м архиереем на Соборе по делу о самовольном оставлении кафедры при Архангельском соборе Московского Кремля бывшим Суздальским архиеп. Стефаном. В февр. 1665 г. участвовал в заседаниях по делу о смещении Ростовского митр. Ионы (Сысоевича) с поста местоблюстителя Патриаршего престола. В февр.-сент. 1666 г. Л. принимал участие в заседаниях Собора рус. архиереев о церковной реформе и судьбе опального патриарха. 2 нояб. 1666 г. по царскому поручению Л. встречал Восточных патриархов в Москве на Лобном месте и произнес приветственную речь, после чего сопровождал их в Новоспасский мон-рь. Подписи Л. стоят под основными решениями Большого Московского Собора 1666-1667 гг.: 12 дек. 1666 г.- о низложении патриарха Никона, об утверждении церковной реформы и др. В нач. июня 1668 г. царь отпустил из Москвы патриарха Александрийского Макария. Л. было предписано встретить его в Казани и проводить до Симбирска. Несмотря на длительные периоды пребывания в Москве, Л. немало сделал и для своей епархии. В 50-60-х гг. XVII в. происходило активное заселение и освоение территорий Казанского края, что было связано с завершением строительства Симбирской (1654) и Закамской (1656) засечных черт. Мон-ри способствовали распространению христианства в крае. Л. активно участвовал в обустройстве в 30 км от Казани основанной в 1-й пол. XVII в., но запустевшей Раифской Богородицкой пуст. (см. Раифский в честь Грузинской иконы Божией Матери мужской монастырь ). В 1662 г. Л. дал разрешение преобразовать пустынь в мон-рь, лично посетил ее, назначил строителя иером. Савватия, пожертвовал средства на строительство 3 церквей. Главной святыней мон-ря стала чудотворная Грузинская икона Божией Матери , происхождение которой также связано с Л. В 1661 г. по распоряжению владыки была снята копия с прославленного в 50-х гг. XVII в. по инициативе патриарха Никона чудотворного образа, хранившегося в Красногорском Богородицком мон-ре под Архангельском. В 1662 г. копия была принесена в Раифский мон-рь, от нее стали происходить чудеса. В память об этих событиях Л. установил ежегодный крестный ход (31 июля) с иконой из мон-ря в Свияжск. Еще один ежегодный крестный ход (26 июня), установленный Л., совершали с чудотворной Смоленской иконой Божией Матери «Одигитрия» из Седмиезерной Богородицкой пустыни в Казань. В течение месяца икона пребывала в городских храмах. По распоряжению Л. началось составление описания истории Седмиезерной пуст. и чудес от иконы, прославление к-рой состоялось в нач. 50-х гг. XVII в. и было связано с избавлением города от морового поветрия.

http://pravenc.ru/text/2462459.html

Незадолго до своей кончины Василий III посетил Иосифов мон-рь и виделся с Н. осенью 1533 г. При описании погребения вел. князя в Архангельском соборе в Кремле летописец называет также «игумена Осифовского», т. е. Н. (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 3. С. 564). В 1543 г. Н. был переведен настоятелем в Новоспасский московский в честь Преображения Господня мужской монастырь и возведен в сан архимандрита. Несомненно, это произошло по благословению нового митрополита Московского свт. Макария , выдвигавшего на важные церковные должности волоколамских пострижеников (см. Усачёв. 2017). При новом архимандрите столичная обитель не только купила недвижимое имущество (АММС. С. 232-233. 97; С. 237-238. 101), но и получила его в виде вкладов (Там же. С. 236-242. 100, 102-105). Кроме того, Новоспасский мон-рь благодаря великокняжеским пожалованиям освобождался от податей (Там же. С. 235-236. 99 (8 июля 1544); С. 242-243. 106 (22 сент. 1549)). 16 янв. 1547 г. Н. принял участие в венчании Иоанна IV на царство (вместе с симоновским архим. Трифоном (Ступишиным) новоспасский архимандрит подавал свт. Макарию «крест животворящий» и «шапку» (ПСРЛ. Т. 13. С. 150-151)). В февр. 1549 г. Н. принял участие в созванном свт. Макарием Московском церковном Соборе, на к-ром рассматривалось дело архимандрита Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужского монастыря и каллиграфа Исаака Собаки , обвинявшегося в том, что он оставался нераскаявшимся еретиком, осужденным вместе с прп. Максимом Греком. Н. свидетельствовал на Соборе против Исаака и бывш. митр. Иоасафа , дав письменные показания. Он заявлял, что во время его настоятельства в Волоколамском мон-ре митр. Иоасаф прислал грамоту находившемуся в обители бывш. митр. Даниилу, спрашивая его о «Исаковой ереси», и тот прислал ему ответную грамоту, позволившую поставить Исаака во диакона и затем во священника; согласно Н., Даниил осуждал действия Исаака, дерзнувшего принять священство, будучи осужден как еретик (Судные списки Максима Грека и Исака Собаки/Подгот.: Н. Н. Покровский. М., 1971. С. 138; см. также: Макарий (Веретенников), архим. Церковный Собор 1549 г.//АиО. 1998. 2(16). С. 141-145).

http://pravenc.ru/text/2577727.html

В историографии кон. XX в. существовало 2 версии основания Г. м. По первой версии, к-рой придерживался В. П. Выголов, каменная Георгиевская ц. была возведена между 1456 и 1461 гг., а мон-рь возник после смерти Ю. Кошкина ( 1503/04), до 1506 г., к-рым датирована духовная волоцкого кн. Феодора. По второй, представленной в работах В. Д. Назарова, Георгиевская ц. и Г. м. появились в кон. XIV - нач. XV в. Впервые Георгиевский храм упоминается в духовной грамоте 1461 г. вел. кн. Василия II Васильевича , к-рый жаловал 4-му сыну волоцкому кн. Борису «дворы» «Марьиньские Федоровы» в Москве на посаде, около «Святого Егорья, каменные церкви» (Там же. С. 195). Мария Феодоровна - дочь Феодора Голтяя, 2-го сына Феодора Андреевича Кошки (внука Андрея Ивановича Кобылы), была выдана замуж за серпуховского кн. Ярослава Владимировича. Дочь Марии Мария Ярославна была женой вел. кн. Василия II. Духовной грамотой 1477 г. волоцкий кн. Борис Васильевич передал старшему сыну Феодору «бабы моее Марьинские» дворы (Там же. 71. С. 250). «Святой Георгий на Дмитровке» (неизвестно, храм или мон-рь) упоминался в летописном известии о московском пожаре 1493 г. Впервые Г. м. упоминался в грамоте 1503 г. рузского кн. Иоанна Борисовича, к-рый выплачивал заемное «егорьевское серебро», а «рост на те деньги не плачон на пять лет» (Там же. 88. С. 351). Поскольку проценты по взятому займу рузский князь не платил 5 лет, следов., он занял денег в 1498 г., что подтверждает существование мон-ря к тому времени. В этой же грамоте «Егорий каменный» упоминается в одном ряду с кремлевскими мон-рями московскими в честь Вознесения Господня и Чудовым , а также с Новоспасским , Андрониковым , московским в честь Богоявления Господня и Симоновым мон-рями (Там же. 88. С. 351-352). Данные грамоты также свидетельствуют о том, что к 1498 г. мон-рь уже существовал. В 1506 г. волоцкий кн. Феодор Борисович, отправляясь в Казанский поход, завещал супруге дворы «на посаде у Юрья святаго» и распорядился вернуть свой долг (117,5 р.) «на Москве Юрьевского монастыря» (Там же. 98. С. 407). Г. м. находился около пересечения Юрьевской ул. (Георгиевский пер.) с улицей, «что идет от города… к Сущову на Дмитровскую дорогу» (Б. Дмитровка) (Там же. 92. С. 371).

http://pravenc.ru/text/164489.html

В 1466 г. В. был поставлен архимандритом великокняжеского Спасского (см. Новоспасский московский в честь Преображения Господня ) мон-ря. 13 дек. 1467 г. состоялась хиротония В. во архиепископа Ростовского, к-рую возглавил митр. Филипп , 25 дек. В. приехал в Ростов. (Его предшественник на Ростовской кафедре свт. Трифон также был хиротонисан из настоятелей Спасского мон-ря и являлся духовником вел. кн. Василия II, что свидетельствует об особом внимании вел. князей к Ростовской кафедре.) В. участвовал во всех важных событиях церковной и политической жизни Руси в 70 - нач. 80-х гг. XV в. В 1472 г. он присутствовал при хиротонии Рязанского еп. Феодосия и свт. Феофила , архиеп. Новгородского, при закладке нового Успенского собора в Московском Кремле и при обретении мощей Киприана, Фотия, Ионы и Петра, святителей Московских. В июне 1473 г. участвовал в избрании и возведении на митрополичий престол Геронтия . По мнению ряда историков (Л. В. Черепнина, А. Н. Насонова, И. М. Кудрявцева и др.), В. был идеологом объединения Руси вокруг Москвы. В 1471 г. он благословил вел. кн. Иоанна III на поход против Новгорода. Очевидно, не без помощи В. в 1474 г. вел. кн. Иоанн приобрел 2-ю часть Ростова, тем самым окончательно присоединив Ростовское княжество к Москве. В 1478-1479 гг. между В. и митр. Геронтием шел спор о юрисдикции мон-рей, основанных князьями и поэтому традиционно не подчинявшихся суду епархиального архиерея «опричь духовных дел» и не плативших пошлины в казну архиерейского дома (что является нарушением церковных канонов). Ростовский архиепископ решил распространить свою власть на находившийся на территории его епархии Кириллов Белозерский мон-рь, к-рый со времени своего основания находился под патронатом удельных белозерских князей, и назначил в мон-рь игумена. Верейско-белозерский кн. Михаил Андреевич, ссылаясь на грамоту основателя мон-ря прп. Кирилла Белозерского, пожаловался на В. митрополиту, к-рый повелел архиепископу не вступаться в дела мон-ря, не судить игумена и братию «опричь духовных дел» и не взимать с них пошлины. В. обратился с жалобами к вел. князю и Собору епископов и просил «суда с митрополитом по правилом». Митр. Геронтий, «убояся соборного суда», уступил: грамота, выданная кн. Михаилу Андреевичу, была у него отобрана и разорвана. Однако впосл. Иоанн III выступил против В., к-рый попытался установить свою власть над селами устюжского кафедрального собора, находившегося под патронатом вел. князя.

http://pravenc.ru/text/149887.html

Согласно Типографской летописи (ПСРЛ. Т. 24. С. 222) и Пафнутьеву летописцу ( Тихомиров. С. 112), в обитель «на Возмища» по приговору Собора 1525 г. был сослан архим. Новоспасского мон-ря Савва Грек (Святогорец) (по др. источникам, Савва был сослан в Левкиев мон-рь ). Как и вся Волоколамская вол., В. м. пострадал в Смутное время . В «Росписи русского войска, посланного против самозванца» 1604 г. упомянуты «служки монастырские» В. м.: 16 чел. «конных да 14 лошадей» ( Станиславский А. Л. Труды по истории Государева двора в России XVI-XVII вв. М., 2004. С. 396-397). Согласно донесению воеводы Т. Торбеева 1615 г., «церковь возминска с литовского разорения стоит без кровли и нутрь подрана, а деисус хищен, и обитель вся пуста есть» (РГАДА. Ф. 103. Оп. 411. Д. 95. Л. 45 об.). Вскоре обитель была восстановлена, в 1653 г. в ней жили архим. Авраамий с 12 насельниками. По Уложению 1649 г., «за бесчестье» архимандрита «с Волока Ламского Возмицкого монастыря» полагалось 20 р. штрафа, «за бесчестье» келаря - 15 р., казначея - 10 р. Настоятели В. м. участвовали в церковной жизни города. По грамоте Патриарха Московского Адриана в 1699 г. архим. Маркелл разрешал спор между волоколамскими священниками Моисеем и Космой по поводу земель Рождественской ц. «на посаде». Архим. Иосиф в 1720 г. освятил новую деревянную Покровскую ц. «на посаде», в сент. 1723 г.- церкви Рождества Христова и прп. Сергия Радонежского. В 1735 г. архим. Пафнутий освятил Успенскую ц. в с. Данилкове. Указом Монастырского приказа 16 июля 1706 г. с вотчин В. м. стали собирать жалованье драгунам (по 11 алтын 4 деньги со двора). В 1723 г. обитель была приписана к Иосифову Волоцкому мон-рю. В 1724 г. братия и вкладчики В. м. обратились в Синод с жалобой на архим. Иосифова Волоцкого мон-ря Мелхиседека, к-рый не посещал обители, но присылал туда заместителей, расхищавших имущество. В 1732-1734 гг. В. м. оставался без настоятеля. В 1764 г. в обители жил архим. Манасия, получавший 10 р. в год жалованья, казначей мон. Иннокентий, мон.

http://pravenc.ru/text/155102.html

И. был отстранен от управления Нижегородской епархией и 2 сент. 1708 г. сослан «на смирение» в Кириллов Белозерский мон-рь; «получал пищу против 4 братий, но не имел права без ведома настоятеля ни писать, ни получать писем: настоятель обязан был те и другие отбирать и присылать в Москву» ( Чистович. 1863. С. 69). В переписи по Белозерскому у. за 1710 г. указывалось, что в обитель выдается «государева денежного жалованья... Исаию митрополиту по 20 рублев» в год. По некоторым сведениям, в 10-х гг. XVIII в. И. совершал иерейские хиротонии, состоял в переписке с прот. И. И. Игнатьевым , духовником царевича Алексея Петровича . И. был погребен в Кирилловом Белозерском мон-ре, захоронение, вероятно, утрачено. В сер. XIX в. архим. Варлаам (Денисов) «с большею вероятностию» полагал, что именно И. принадлежал хранившийся в Кирилловом мон-ре «клобук из белого крепа с травами, покроем сходный с нынешними клобуками, только сшит для низкой камилавки с узким верхом». Клобук хранился в особом деревянном футляре за стеклом ( Варлаам. 1859. С. 78); к авг. 2011 г. его местонахождение неизвестно. Арх.: ГА Нижегородской обл. Ф. 2636. Оп. 2. Д. 61. Л. 59. Соч.: Поучение/С предисл. А. Титова. М., 1899. Ист.: ОДДС. Т. 18. С. 890; ДРВ. М., 1791 2. Ч. 18. С. 96; Чистович И. А. Георгий Дашков: Мат-лы для истории 1-й пол. XVIII ст.//ПО. 1863. 1. С. 48-106; Гациский А. С. Нижегородский летописец. Н. Новг., 1886. С. 93-95. Лит.: ИРИ. Ч. 1. С. 167; Устрялов Н. Г. История царствования Петра Великого. СПб., 1858. Т. 3. С. 500-501; Варлаам [Денисов], архим. Описание ист.-археол. древностей и редких вещей, находящихся в Кирилло-Белозерском мон-ре//ЧОИДР. 1859. Кн. 3. Отд. 1. С. 1-140; Снегирёв И. Новоспасский ставропигиальный мон-рь в Москве. М., 1863. С. 74; Скворцов Г. А. Патриарх Адриан, его жизнь и труды в связи с состоянием Рус. Церкви в посл. десятилетие XVII в. Каз., 1913; Голикова Н. Б. Политические процессы при Петре I: По мат-лам Преображенского приказа. М., 1957. С. 95; Зеньковский С. А. Рус. старообрядчество: Духовные движения XVII в. М., 1995. С. 436; Макарий [Миролюбов], архим. Памятники церковных древностей. Н. Новг., 1999. С. 41-44, 280, 313, 318-320, 342, 519; Бугрова М. С. Исайя, митр. Нижегородский и Алатырский//Памятники церковной культуры Нижегородского края. Н. Новг., 2001. С. 37-40; Святители земли Нижегородской. Н. Новг., 2003. С. 38-42.

http://pravenc.ru/text/674826.html

В XVII в. ограда Д. м. была деревянной, «в замет» и «в забор». Впосл. построили каменную ограду толщиной 1,5 аршина, высотой 4 аршина, длиной 103 саж. В XVIII в. для входа в Д. м. возвели двое каменных ворот и деревянные св. врата. Настоятели и братия Д. м. управлялся строителями, игуменами, с сер. XVIII в.- архимандритами. Игум. Евфимий I (с 1592/93) участвовал в 1596 г. в освидетельствовании мощей насельника нижегородского Печерского мон-ря схим. Иоасафа. В 1610 г., уже будучи архимандритом Новоспасского московского мон-ря , Евфимий вместе с Филаретом Никитичем и мон. Авраамием (Палицыным) был членом посольства к польск. кор. Сигизмунду III . Настоятельствовавший с 1617 г. игум. Пафнутий 17 февр. 1620 г. был хиротонисан во епископа Тверского и Кашинского, игум. Палладий (Юрьев) 18 июня 1758 г. был хиротонисан во епископа Рязанского. В 1628 г. по доносу пребывавшего в Москве митр. Веррийского Аверкия в Д. м. были сосланы архим. Синадского митрополита Григорий и его двоюродный брат белец Косма. Вскоре за них заступился находившийся в столице Фессалоникийский митр. Паисий ( 1632), и после расследования сосланные были возвращены. В 1638 г. указом царя Михаила Феодоровича в Д. м. были поселены монахи, бежавшие из-за гонений в Литовской земле. Состав и численность насельников Д. м. известна с XVII в. В 20-х гг. XVII в. кроме игумена в 12 кельях проживало 33 чел., в 1672 г. в 10 кельях - 34 чел., в т. ч. конюший, житник, подкеларник, чашник, черный поп, 4 клиросных, рядовой, будильщик, хлебный, хлебодар, огородник, неводной, солодовенный, пономарь, повар, «горняго дворца», «черновского дворца», «матюшевской», «кишенской» и др. В 1742 г. Д. м. управлял строитель, в обители проживало 8 монахов, а также 21 белец: поп, 3 клиросных, слуга, повар, огородник, сторож, «часовод», подьячий, 2 дворника и др. Материальное обеспечение Д. м. в ранний период тесно связано с его хозяйственной деятельностью в вотчинах. В XIV-XV вв. мон-рь получил от нижегородских князей рыбные ловли в непосредственной близости, на Оке и ее притоках, а также оброчные бортные угодья в Березополье, Стрелице и Коршевской вол.

http://pravenc.ru/text/180541.html

Афанасия III Пателлария. 1653 г. (ГИМ. Син. греч. 245 (Вл. 266). Л. 5 об.) После вторичного низложения Кирилла I (1635) А. П. уехал в Италию, где жил в Анконе и Венеции и получил от папы предложение стать кардиналом в том случае, если подпишет католич. символ веры. Вскоре А. П. был призван своими сторонниками в К-поль, где в 1637 г. Патриархом вновь стал Кирилл Лукарис. После его мученической кончины (26 июня 1638) А. П. был претендентом на Патриарший престол; в авг. 1639 г. новый Патриарх Парфений I (1639-1644) потребовал от него отречься от Патриаршего титула и вернуться на Фессалоникийскую кафедру. За долги митрополии А. П. пришлось претерпеть заключение; в это время он дважды обращался за милостыней к рус. царю. В 1643 г. А. П. отправился в Россию, но по дороге заболел и остановился в Молдавии у господаря Василия Лупу, откуда вновь обратился в Москву с просьбой о милостыне. В г. Галац он устроил обитель св. Николая в качестве подворья Синайского мон-ря вмц. Екатерины. Тогда же он написал «Гимн Пресвятой Богородице», а также энкомий, посвященный Василию Лупу. В 1652 г. А. П. вернулся в К-поль и вторично занял Патриарший престол. Пробыв на кафедре также всего неск. дней, в июле 1652 г. он добровольно отрекся от престола. Во время своего краткого Патриаршества А. П. произнес проповедь, в к-рой отмежевался от католичества. 8 окт. 1652 г. он навсегда покинул К-поль; побывав в Яссах у господаря Василия Лупу, затем в Чигирине у гетмана Богдана Хмельницкого, А. П. отправился в Москву с грамотами рус. царю от этих правителей. 16 апр. 1653 г. он прибыл в Москву и 22 апр. был принят царем Алексеем Михайловичем . В Москве он проживал на Кирилловском подворье, совершал богослужения в Новоспасском мон-ре, в Спасском соборе Теремного дворца; в июне 1653 г. посетил Троице-Сергиев мон-рь. Текст последнего послания свт. Афанасия III Пателлария царю Алексею Михайловичу, в котором он упоминает о «Слове понуждаемом», 22 марта 1654 г. (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. 513) Текст последнего послания свт.

http://pravenc.ru/text/76940.html

Белобоцкого «Wyznanie wiary» (Исповедание веры). В сент. 1682 г., во время стрелецкого бунта, патриарх Иоаким согласился выступить посредником между восставшими и правительством, укрывшимся в Троице-Сергиевом мон-ре. 25 сент. из столицы в мон-рь с патриаршей грамотой, извещавшей о покорности стрельцов, приехал Суздальский митр. св. Иларион . Вместе с грамотой патриарх отправил 10 экз. кн. «Увет духовный», которые вез К. Во время восстания поэт обратился со стихотворным воззванием к «российскому народу», в котором выступил против самосожжений старообрядцев. Сблизившись с патриархом в тяжелейших условиях смуты, К. стал секретарем первосвятителя (начиная с 1682 в архиве писателя регулярно откладывались документы, написанные от имени патриарха). 31 дек. 1684 г. К. вместе с Игнатием (Римским-Корсаковым) , архим. Новоспасского московского в честь Преображения Господня мон-ря , был послан патриархом для следствия над «возгордившимся» Смоленским архиеп. Симеоном (Милюковым) , обвиненным в том, что он изготовил себе слишком пышные ризы и карету и носил одеяние наподобие патриаршего; все эти вещи архим. Игнатий и К. должны были доставить в Москву. Архиеп. Симеон отказался подчиниться патриаршим посланцам и был вызван на суд в столицу. В нач. 80-х гг. XVII в. К. получил право посещать царский двор. В июне 1682 г. он написал приветствие по случаю венчания на царство Иоанна V Алексеевича и Петра I Алексеевича - «Изъявление краткое меростихосложно на венчание царскими венцы». В 1682-1683 гг. К. посвятил стихотворный панегирик «Книга Желателно приветство мудрости» царевне-правительнице Софии Алексеевне . В день именин царя Петра, 29 июня 1683 г., патриарх Иоаким в Успенском соборе Московского Кремля поднес имениннику парадный список приветственного сочинения К.- «Книгу Вразумление умнаго зрения и телеснаго делания в Божией мудрости». Эти 2 произведения, написанные К. почти одновременно (1682-1683), имеют общую тему - прославление «мудрости» и совпадают в отдельных частях (А. П. Богданов рассматривал их как разные редакции одного сочинения).

http://pravenc.ru/text/1681053.html

В нояб. 1732 г. последовало назначение В. членом С.-Петербургского духовного правления, в 1732-1734 и 1737-1740 гг. состоял членом Синода. В 1733 г. был членом следственной комиссии по духовным делам Белгородской епархии, в 1738 г. проводил следствие по делу иером. Пекинской духовной миссии Лаврентия, участвовал в следствии о злоупотреблениях архиеп. Варлаама (Леницкого) . В 1737 г. В. проводил перепись церковнослужителей в С.-Петербурге, Ингерманландском, Кексгольмском и Выборгском уездах. 18 янв. 1738 г. представлен кандидатом в архимандриты Троице-Сергиева мон-ря, 4 июня того же года - на Архангельскую кафедру, 13 дек.- в архимандриты московского Новоспасского мон-ря, 11 июня 1740 г.- на Вологодскую кафедру. В марте 1738 г. просил у Синода отпуска в Соловецкий мон-рь, в к-ром случились беспорядки среди братии и где В. не был с 1732 г. 30 июня 1740 г. В. был назначен, 13 июля хиротонисан во епископа Архангелогородского и Холмогорского, хиротонию возглавил Новгородский еп. Амвросий (Юшкевич) . 8 янв. 1741 г. В. был возведен в сан архиепископа и прибыл в Холмогоры, 18 марта доносил Синоду, что епархия очень бедна, и просил заменить конскую повинность деньгами, освободив от их уплаты архиерейский дом. Не был склонен поддерживать школы, построенные его предшественниками, ссылался на бедность архиерейского дома. Неоднократно обращал внимание Синода на недостаток в епархии священнослужителей. Жаловался в Синод на старообрядцев Выголексинского общежительства , распространявших свое учение среди крестьян. В дек. 1746 г. доносил, что ок. 100 крестьян Топецкой, Кургоминской, Конецгорской волостей, увлеченные проповедью старообрядца З. Венедиктова, сожгли себя, несмотря на уговоры записаться в двойной оклад. В инструкции В. для воинской команды Архангелогородской канцелярии предписывалось осторожное и мягкое обращение с раскольниками. В ответ на запрос Синода о суевериях в 1751 г. сообщал, что в его епархии имеются 1 лжеюродивый и 7 кликуш, к-рые и сыскиваются. В. был ревностным и строгим архиереем. Сурово наказывал клириков за дисциплинарные нарушения и за укрывательство старообрядцев. Священнослужителей, умерших от пьянства, приказывал «зарывать... без отпеву просто на поле и никакого поминовения над ними, яко над самоубийцами, не чинить». Поступок В. с клириками Архангельского собора, к-рых он много часов выдерживал босыми на льду 17 апр. 1742 г., в день Пасхи, стал известен в Синоде. 19 июля 1742 г. первенствовавший в Синоде архиеп. Амвросий (Юшкевич) писал В.: «Ваше Преосвященство... пошли... дорогою жестокости безмерной, к разорению Церкви Христовой следующею, от чего многие, оставив церкви, бежать от вас рады бы». Имеются свидетельства и о неоднократных случаях рукоприкладства со стороны В. по отношению к подчиненному ему духовенству.

http://pravenc.ru/text/154337.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010