Основанием для отождествления старца Никифора из Житий Александра Свирского и Кирилла Новоезерского с Н. послужило то, что Н. действительно являлся учеником Александра Свирского. Об этом свидетельствует грамота царя Иоанна IV Васильевича Грозного от 9 марта 1557 г. в Важеозерский монастырь, выданная «игумену Никифору з братиею, Александрову ученику Свирскаго». Прп. Никифор Важеозерский приходит к прп. Александру Свирскому. Миниатюра из Жития прп. Александра Свирского. 10-е гг. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия. N XII.212) Прп. Никифор Важеозерский приходит к прп. Александру Свирскому. Миниатюра из Жития прп. Александра Свирского. 10-е гг. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия. N XII.212) Е. Е. Голубинский относил время канонизации Н. и Г. к синодальному периоду ( Голубинский. Канонизация святых. С. 196). На миниатюре лицевого списка Жития Кирилла Новоезерского (Череповецкое музейное объединение, 9-107; Л. 361, 1-я четв. XVIII в.) ученик Александра Свирского старец Никифор изображен с нимбом, что, по мнению Т. Б. Карбасовой, может свидетельствовать о формировании местного почитания Н. ( Карбасова. 2011. С. 111). В 1721 г. по указу Петра I мощи Н. и Г. были освидетельствованы настоятелем Александрова Свирского монастыря архим. Кириллом; до сер. XIX в. они покоились под спудом в деревянной часовне Важеозерского монастыря. В 1854-1858 гг., при настоятеле Данииле, над мощами был возведен каменный храм во имя Всех святых (архит. Р. Р. Генрихсен); восстановлен при настоятеле Вениамине в 1886 г., после пожара, случившегося 25 июля 1885 г. В 1907 г. во имя Никифора и Геннадия Важеозерских освящен придел в каменном храме, заложенном в 1897 г. прав. Иоанном Кронштадтским на подворье Важеозерского мон-ря в С.-Петербурге. На почтовом тракте при повороте на Важеозерский мон-рь в XIX в. стояла часовня во имя святых Никифора и Геннадия Важеозерских. В обители хранились вериги Н. и Г., которые в источниках XIX в. отмечаются как утраченные. Запись посмертных чудес Н. и Г. в мон-ре не велась.

http://pravenc.ru/text/2565530.html

Исаакия (Трофимова) и при участии военных священников фин. армии - валаамских иеромонахов Павла (Олмари-Гусева; впосл. архиепископ Карельский и всей Финляндии) и Петра (Йоухки), а также насельников обители монахов Иеракла (Майкевича) и Симфориана (Матвеева) и послушника инженера В. Н. Кудрявцева. По приказу главнокомандующего Оборонительными силами Финляндии фельдмаршала Маннергейма (маршал Финляндии с 1942) в распоряжение мон-ря были переданы грузовые автомобили; помощь при эвакуации также оказывала рота саперов фин. армии ( Клементьев. 2017. С. 213). Монастырское имущество вывозили на грузовиках по проложенной по льду Ладожского оз. дороге, затем везли по железной дороге сначала в Суолахти (ныне в маакунте Кески-Суоми (Центр. Финляндия)) и, уже летом 1940 г.,- в Куопио ( Kohonen. 1982. S. 280). Игум. Харитон писал, что у братии была возможность переселиться в США или др. страны, однако монахи решили остаться в Финляндии, где они «прожили почти всю жизнь и сделались ее гражданами» ( Шевченко. 2012. С. 261-262). 12 марта 1940 г. был подписан мирный договор, по к-рому к СССР отошли Карельский перешеек с г. Выборгом, побережье Ладожского оз. и др. территории, в т. ч. в Финском зал. и в Баренцевом м., на которых находились мужские Валаамский и Коневский в честь Рождества Пресвятой Богородицы и женский Свято-Троицкий Линтульский мон-ри. Большая часть населения этих территорий, в т. ч. 55 тыс. православных, переехали вглубь страны ( Шевченко. 2012. С. 254-255). Церковь Всех святых, на Валааме просиявших (бывш. Спасо-Преображенский). 1940 г. Церковь Всех святых, на Валааме просиявших (бывш. Спасо-Преображенский). 1940 г. 21 сент. 1941 г. Валаамский мон-рь, в к-ром были размещены советские школа юнг и военная база, заняли фин. войска. Валаамские монахи пытались возобновить монашескую жизнь на прежнем месте: 21-28 окт. игум. Харитон и неск. человек братии осматривали мон-рь; в 1942-1944 гг. присланная на о-в Валаам группа монахов совершала регулярные богослужения в храмах обители и вела хозяйственную деятельность.

http://pravenc.ru/text/2577805.html

Е. изображается в композиции «Собор Киево-Печерских святых», в левой группе преподобных Ближних пещер (за прп. Антонием Киево-Печерским), обычно как средовек с непокрытой головой (клобук на плечах), русыми волосами и небольшой бородой. Он представлен, как правило, в 6-м ряду крайним справа, напр. на иконе 2-й пол. XIX в. (СГХМ), на эмалевом образе 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия), на тонолитографии 1893 г. и хромолитографии 1894 г. мастерской Киево-Печерской лавры (ГЛМ, РГБ - волосы на прямой пробор, окладистая борода, надпись на нимбе: «пр. Eллaдiй затворн.»). На раскрашенной гравюре 1-й трети XIX в. (ГЛМ) святой поименован как «пр евлагги зат», на иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) - как «пре ebлapiй затв.». На раскрашенной гравюре 1-й четв. XIX в. (РГБ) он показан в клобуке, повернувшимся к прп. Алексию Киево-Печерскому (надпись: «пре ebлapiu»). На раскрашенной литографии мастерской А. Абрамова 1883 г. (ГРМ) Е.- 3-й слева, в клобуке, надпись: «пре. Eллaдiu». На иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ) фигура Е. расположена в нижней части композиции в группе чудотворцев Ближних пещер, как и на списках образа 1997, 2002 гг. (ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках, ц. Воскресения Христова в Сокольниках в Москве) и др. Е. с непокрытой головой и руками возле груди (десница развернута ладонью) вместе с образами преподобных Онисима и Аммона Киево-Печерских введена под 4 окт. в лицевые святцы рус. святых, созданные мон. Иулианией после 1959 г. в виде прорисей (частное собрание). Лит.: Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 621-633. 1505-1520; Т. 4. С. 761-763. 1505а, 1517; Рус. мон-ри: Искусство и традиции/ГРМ. СПб., 1997. С. 169; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; «Аз есмь Путь…»: Святыни путевые и паломнические: Кат. выст. Саратов, 2005. Кат. 45. Ил.; Киево-Печерский патерик: У истоков рус. монашества: Кат./Сост.: Л. И. Алёхина и др. М., 2006.

http://pravenc.ru/text/189883.html

А. В. Пигин Иконография Иконография М. разрабатывалась мастерами Валаамского Преображенского мон-ря или иконописцами мастерской Пешехоновых в С.-Петербурге, исполнявшими монастырские заказы. В частности, М. представлен на 3 иконах «Собор святых, в земле Карельской просиявших», датированных 1876 г., вывезенных с Валаама в Финляндию в 1940 г. Две небольшие почти идентичные по композиции и деталям изображения иконы-пядницы подписаны как «труд валаамских иноков» (Музей Православной Церкви в Куопио, Нововалаамский мон-рь, Финляндия). М. написан в предпоследнем 7-м ряду крайним слева, вполоборота вправо, в монашеской мантии, с непокрытой головой, длинные волосы разделены на прямой пробор, борода средней величины со значительной проседью; на музейной иконе его правая рука немного отведена в сторону. Иначе его образ расположен на иконе большого размера, предназначавшейся для местного ряда ц. во имя Всех преподобных, в посте просиявших, на игуменском кладбище Валаамской обители. Икона составляла пару с храмовым образом с подписью В. М. Пешехонова (упом. в описях имущества Валаамского мон-ря 1912 и 1942 гг.- АФВМ. Go: 6/1. Л. 159. 18; Bd: 15. Л. 6 (11). 121); в наст. время образ находится в иконостасе домовой церкви Церковного управления Финляндской Православной Церкви в Куопио. Образ М., согласно надписи на нимбе («С. Makapiй Bыcokoзepckiй»), помещен в 1-м ряду крайним справа. Подвижник облачен в святительские одежды: саккос, омофор и митру, правой рукой благословляет, в левой держит жезл с сулоком. Ошибочная иконографическая трактовка образа М., возможно, связана с тем, что изображение свт. Геннадия Новгородского, написанного на этом месте на иконах-пядницах, перенесено в 6-й ряд слева и выделяется среди др. преподобных только монашеским клобуком. Иконописцы Пешехоновской мастерской изменили надписи на нимбах, оставив иерархический порядок расположения фигур, т. е. корректировка в именах была внесена на завершающем этапе работы. Лит.: Русак В. Икона преподобных отцев, в Земле Карельской просиявших//ЖМП. 1974. 12. С. 16-21; Treasures of the Orthodox Church Museum in Finland. Kuopio, 1985. P. 31, 101. N 16; Зеленина Я. Э. Уникальные иконы Собора Карельских святых из Финляндии//Кенозерские чт.- 2009: Этнокульт. ландшафт Кенозерья: Междисциплинарное исслед. на пересечении естеств. и гуманит. наук: Сб. мат-лов 4-й Всерос. науч.-практ. конф. Архангельск, 2011. С. 305-312, 430.

http://pravenc.ru/text/2561318.html

В иконописном подлиннике кон. XVIII в. об облике З. сказано: «Сед, брада Николина, на главе схима, риза преподобническая, испод киноварь разбелен, руки у сердца накрест» (БАН. Строг. 66. Л. 317, «левыя страны» 27-й). На надгробной иконе 40-х гг. XIX в. работы иером. Иринарха с учениками из мастерской Киево-Печерской лавры у раки З. в Дальних (Феодосиевых) пещерах Киево-Печерской лавры он изображен вполоборота вправо, читающим при свете свечи, в монашеском одеянии с куколем на голове, левая рука положена на раскрытую книгу, правая возле груди. Святой показан старцем с седоватой бородой средней величины, щеки впалые, взор опущен к страницам книги, в надписи назван постником. З. представлен в нек-рых произведениях в сюжете «Собор Киево-Печерских святых» в правой группе, за прп. Феодосием Киево-Печерским, в ряду иноков, почивающих в Дальних пещерах (см., напр., лист 1505 - Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 622). Его изображение с надписью: «п Зинон схимник» - помещено в 4-м ряду 2-м слева, за прп. Иосифом многоболезненным: на гравюре 1-й четв. XIX в. (РГБ); на большом эмалевом образке 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь в Финляндии) - в куколе, надпись на нимбе: «п. зинон[ъ] схимник»; на иконе посл. четв. XIX в. (ц. Воздвижения Креста в Женеве, Швейцария) - с русой бородой; на тоновой литографии 1893 г. (ГЛМ) и хромолитографии 1894 г., напечатанных в Киево-Печерской лавре (РГБ),- с окладистой бородой. На иконе 2-й пол. XIX в. из частного собрания («И по плодам узнается древо...»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альб.-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. средовек с именем Зинон помещен в левой группе святых (за прп. Антонием Киево-Печерским) в 5-м ряду 2-м справа вполоборота к центру, голова покрыта куколем. На иконе «Собор преподобных отец, нетленно почивающих в пещере преподобного Феодосия» 1890 г. работы лаврской иконописной мастерской, находящейся при нижнем входе в Дальние пещеры, З. изображен во 2-м ряду в небольшом повороте вправо как средовек с округлой бородой средней величины с небольшой проседью, в куколе, десница возле груди (пальцы сложены для крестного знамения?); на нимбе надпись: «Прп[д]: Зинонъ постник». Образ З. включен в группу подвижников Дальних (Феодосиевых) пещер XIV в. в стенописи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре (живопись в акад. стиле кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). В ряду чудотворцев Дальних пещер З. изображен также в композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной по благословению свт. Афанасия (Сахарова) иконописцем мон. Иулианией (Соколовой) , в частности на иконах 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ - Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239), на повторениях этой иконографии кон. XX - нач. XXI в.

http://pravenc.ru/text/199845.html

В составе святых на иконах «Собор Киево-Печерских святых» М. изображен в правой группе преподобных Дальних пещер замыкающим 5-й ряд, за преподобными Ипатием Целебником, Павлом Послушливым, Кассианом и Руфом Затворниками. Как правило, это оплечный образ святого, вполоборота влево, в монашеском клобуке, с окладистой бородой с проседью. Наиболее ранняя композиция «Собора Киево-Печерских святых» представлена на киевской гравюре В. Белецкого (1751; 1756 - РГБ): М. изображен оплечно, в 3/4-ном повороте, обращенным влево, к центру; старец с окладистой бородой, вьющимися седыми волосами чуть ниже ушей, со спадающей на высокий лоб прядью (куколь лежит на плечах). Данный тип изображения, а также месторасположение М. в композиции повторяются на ранних иконах «Собор Киево-Печерских святых», напр. на иконах: 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ; см.: Правосл. икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 116. Ил. на с. 117); посл. трети XVIII в. (1771?, ИркОХМ - Крючкова Т. А. Иркутские иконы: Кат./ИркОХМ. М., 1991. С. 62. Кат. 28), автор которой несколько усилил (в нек-рых случаях утрированно) заданную первоначальной иконографией характеристику каждого образа: так, М. представлен в профиль, с устремленным вверх взором; сер.- 2-й пол. XVIII в. из ц. св. Иоанна Предтечи в г. Саранске (Мордовский республиканский объединенный краевед. музей; Фролов Д. В. Шедевры неизв. мастеров: Иконы XVII-XVIII вв. из собр. МРОКМ им. И. Д. Воронина. Саранск, 2012. Кат. 13. Ил. на с. 65). К раннему варианту иконографии восходят и изображения «Собора Киево-Печерских святых» в XIX в., напр.: на палехской иконе (1-я пол. XIX в., частное собрание; в подписях имен в нимбах опущены эпитеты, данные по характеру подвига преподобных; Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр./Авт.-сост.: И. В. Тарноградский; авт. ст.: И. Л. Бусева-Давыдова. М., 2006. С. 142-143, 387. Кат. 87); на иконе из мастерской Киево-Печерской лавры (сер. XIX в., Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове); на ростовской эмалевой иконе (3-я четв. XIX в., Нововалаамский мон-рь, Финляндия); на тонолитографии (1893, ГЛМ).

http://pravenc.ru/text/2561970.html

И. изображается на иконах «Собор Киево-Печерских святых», как правило, в правой группе, за прп. Феодосием Киево-Печерским, в ряду иноков, почивающих в Дальних пещерах (известно более 15 гравюр и ряд литографий). Один из ранних примеров - на иконе посл. трети XVIII в. (1771?, ИркОХМ - Иркутские иконы: Кат./Сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28): И. в куколе, с округлой бородой с проседью, в 4-м ряду 3-й справа. Так же, в правой группе святых в 4-м ряду 3-м справа, между преподобными Зиноном и Григорием, седовласым старцем И. изображен: на палехской иконе 1-й пол. XIX в. из частного собрания (без куколя); на большом эмалевом образке 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь в Финляндии); на тоновой литографии 1893 г. (ГЛМ) и хромолитографии 1894 г. мастерской Киево-Печерской лавры (РГБ); на иконе посл. четв. XIX в. (ц. Воздвижения креста в Женеве) и др. На иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) И.- средовек с раскрытой ладонью правой руки, надпись: «Пре Uлapiohъ схим». На раскрашенных гравюрах 1-й четв. XIX в. (РГБ) и 1-й трети XIX в. (ГЛМ) он изображен в 5-м ряду 3-м справа, оплечно, в клобуке, с небольшой бородой, без индивидуальных особенностей. На раскрашенной литографии 1883 г. мастерской А. Абрамова (ГРМ, см.: Рус. мон-ри: Искусство и традиции/ГРМ. СПб., 1997. С. 169) показан необычно - без куколя, с волнистыми волосами. На иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание, см.: И по плодам узнается древо: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. И.- в 5-м ряду, но в левой группе за прп. Антонием Киево-Печерским (рядом др. подвижники Дальних пещер). В надписях святой нередко именуется «схимником». На полотне «Собор преподобных отцов, нетленно почивающих в пещере преподобного Феодосия» 1890 г., созданном в мастерской лавры (находится при нижнем входе в Дальние пещеры), И. показан прямолично, с небольшой седой бородой, правая рука с четками прижата к сердцу. Представление об И. как сокелейнике прп. Феодосия нашло отражение в хромолитографии «Святые труженики Киево-Печерской лавры» 1893 г. московской мастерской Морозовых (РГБ), где он изображен в келье переписывающим книги (средовек, в отличие от остальных без нимба, надпись: «Пр. Uллapiohъ»), вместе с прп. Никоном, изготавливающим переплет, и прп. Феодосием, прядущим для этого нити. Образ И., выполненный в академической традиции, был помещен в росписи интерьера храма Христа Спасителя в числе 34 Киево-Печерских святых на лестнице, ведущей на хоры юж. части зап. крыла (70-е гг. XIX в., худож. К. А. Горбунов -Храм Христа Спасителя: Перепеч. изд. «Ист. описание храма во имя Христа Спасителя в Москве» М. С. Мостовского/[Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996п. С. 86).

http://pravenc.ru/text/389127.html

Народные картинки. Кн. 3. С. 624). Он представлен на раскрашенной гравюре 1-й трети XIX в. (ГЛМ), на иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) - оглавно, как средовек, лицо индивидуализировано (надпись: «пре зaxapiu спос»), на большом эмалевом образке 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь в Финляндии). На иконе посл. четв. XIX в. (ц. Воздвижения Креста в Женеве, Швейцария), на тонолитографии 1893 г. (ГЛМ) и хромолитографии 1894 г. из мастерской Киево-Печерской лавры (РГБ) наименован «постником». На раскрашенном литографском переводе из мастерской А. Абрамова 1883 г. (ГРМ - Рус. мон-ри: Искусство и традиции: Альбом/ГРМ. СПб., 1997. С. 169) святой с таким именем изображен дважды как средовек: в правой части композиции в 3-м ряду крайним слева с непокрытой головой (надпись: «пре. Зaxapiu спо.») и в верхней части левой группы преподобных Ближних пещер, в клобуке, с надписью: «Зaxapiu» (прп. отрок Захария?). На иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание - И по плодам узнается древо: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. преподобный с именем «[З]ax[o]piй» (в клобуке, с небольшой седой бородой) находится в левой части последним в 8-м ряду. На большой иконе «Собор преподобных отец, нетленно почивающих в пещере преподобного Феодосия» 1890 г. работы лаврской иконописной мастерской (расположена при нижнем входе в Дальние пещеры лавры) во 2-м ряду помещена полуфигура З.- средовека в куколе в небольшом повороте влево, голова немного склонена, взор опущен, десница возле груди. Образ З. присутствует среди 34 Киево-Печерских святых в росписи 70-х гг. XIX в. храма Христа Спасителя - на лестнице, ведущей на хоры юж. части зап. крыла, в верхнем ряду (худож. К. А. Горбунов, см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996п. С. 86). З. включен в группу подвижников Дальних пещер XIV в. в стенописи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре (живопись в акад.

http://pravenc.ru/text/182673.html

Ранней традиции изображения следует композиция икон «Собор Киево-Печерских чудотворцев»: 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ), 1-й трети XIX в. (КБМЗ), сер. XIX в., из мастерской Киево-Печерской лавры (Троицкий собор Успенского женского мон-ря в Александрове). Схема извода сохранена и на иконе посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ), однако на ней М. предстает юным, безбородым, с короткими темными вьющимися волосами. На иконе 1-й пол. XIX в. (ЦМиАР) образ святого помещен между изображениями преподобных Никифора и Герасима. Неясным остается замысел переработки композиции «Собор Киево-Печерских чудотворцев» на московской иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание; см.: «И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. В результате изменений святые из правой и левой групп, традиционно разделяемых по принципу местонахождения мощей в пещерах Дальних и Ближних соответственно, представлены в произвольном порядке. Так, святой с куколем на голове и с надписью в нимбе: «Makapiй» - находится в правой группе святых, традиционно связываемой с изображениями преподобных, почивающих в Дальних пещерах лавры; этот образ можно идентифицировать как образ М. благодаря традиционно изображаемым рядом с ним преподобным Еразму и Варлааму. На эмалевых иконах «Собор Киево-Печерских чудотворцев» образы святых в верхних рядах, как правило, не распознаются из-за отсутствия подписей. Однако благодаря устойчивости иконографии М.- старца с непокрытой головой - и постоянству его расположения в этой композиционной схеме образ святого узнаваем, напр. на эмалевой иконе 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия). В монументальной живописи изображение М. встречается в группе святых XII в. в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (художники иеродиаконы Паисий и Анатолий, кон. 60-х - 70-е гг. XIX в., поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010): у святого рыжеватая, разделенная надвое борода средней длины, на голове куколь.

http://pravenc.ru/text/2561298.html

Д. справедливо называют «строителем Валаама». В самом Валаамском мон-ре при нем были возведены каменная 2-этажная гостиница (1852), странноприимный дом (1856), водопроводный дом с мастерскими и хозяйственными службами (1863), работный и конюшенный дома (1871), ц. во имя Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (1876), а также заготовлены материалы для постройки нового собора. Вокруг монастыря при Д. построены каменная рига с 2 сушильными печами и обширным гумном с молотильной машиной, скудельный (гончарный), кирпичный и смолевой заводы. В г. Сердоболе (ныне Сортавала) было устроено монастырское подворье (1858), на острове поставлено 18 часовен и 10 поклонных крестов. При Д. мон-рю были пожертвованы доходные дома в Москве и в Новгороде, приобретены в собственность мон-ря и утверждены указом имп. Александра II (28 авг. 1878) о-ва Сюскюянсаари (св. Германа), Пуутсаари (св. Сергия), Воссинансаари (Вощаной, с кон. XIX в.- Тихвинский), Ялаянсаари (Мигорка), Мёкериккё (Елай). Игум. Дамаскин (Кононов). Портрет. 70-е гг. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) Игум. Дамаскин (Кононов). Портрет. 70-е гг. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) При Д. на Валааме получили развитие садоводство и огородничество, заложены сады Средний с 97 сортами яблонь и Нижний (Гавриловский), неск. садов в скитах. В 1861 г. в С.-Петербурге на осенней выставке плодов и овощей мон-рь был награжден большой и малой серебряными медалями. Всего при Д. за успехи в садоводстве и огородничестве обитель получила 10 больших и малых серебряных медалей. На острове было создано неск. питомников редких для Севера видов деревьев (дуб, каштан, лесной орех, вяз, тополь серебристый и бальзамический), а также декоративных видов кустарников (чубушник, сирень). Впосл. саженцы этих растений высаживались по всему острову в виде аллей. На острове, в т. ч. к местам рыбных промыслов, были проложены удобные дороги. При Д. были организованы метеорологические (с 1845) и уровнемерные (с 1850) наблюдения, измерение малых озер Валаама, устроен футшток (1859), осуществлялась поддержка экспедиционных работ (1858-1864) Гидрографического деп. Морского мин-ва.

http://pravenc.ru/text/168712.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010