Основные направления в изучении П. п. сложились во 2-й пол. XIX - нач. XX в.: публикация исторических источников, собирание, каталогизация и систематизация рукописей, анализ рукописных собраний, публикация музыкально-теоретических трактатов и муз. произведений, осмысление историко-теоретических вопросов в научных работах. Основополагающее значение имели труды В. М. Ундольского , прот. Д. В. Разумовского , прот. В. М. Металлова , С. В. Смоленского , в советское время эти традиции были продолжены Н. Ф. Финдейзеном , Т. Н. Ливановой, С. С. Скребковым, Г. В. Келдышем , Н. Д. Успенским . Новый этап в научном освоении П. п., связанный с именами Н. А. Герасимовой-Персидской и Протопопова, отличают подготовка к публикации большого корпуса муз. произведений выдающихся мастеров В. Титова , Н. П. Дилецкого , анонимных авторов, создание работ о жизни и творчестве авторов П. п. на основе новых архивных данных, монографическое исследование партесного концерта и т. п. П. п. до наст. времени сохранилось в рукописях (известны более 2,5 тыс. партий-поголосников, очень редко партитур). Крупнейшими архивными хранилищами являются Синодальное певческое и Епархиальное певческое собрания ОР ГИМ, Ф. 283 «Культовая музыка» в Российском национальном музее музыки (до сент. 2011 - ГЦММК, после сент. 2011 - Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры им. М. И. Глинки), а также фонды РГАДА, НИОР РГБ, Отделов рукописей РНБ, БАН, Кабинета рукописей РИИИ, ГАТО, ГАЯО, НБУВ, НМЛ, собрания Нововалаамского мон-ря в Хейнявеси (Финляндия). Совокупность рукописных источников показывает широту распространения П. п. в России. Указатель населенных пунктов, церквей и монастырей России кон. XVII-XVIII в. (по материалам певческих рукописей) насчитывает более 150 позиций ( Плотникова. Русское партесное многоголосие. 2015. С. 251-258), области интенсивного распространения партесного стиля: Центральный, Северный и Северо-Западный регионы, также представлены Поволжье и Пермский край. Более 60 позиций занимает Центр. Россия: храмы и мон-ри Московской, Тверской, Калужской, Владимирской, Рязанской, Костромской, Ярославской, Ивановской областей. На Севере партесные рукописи создавались в Вологодской губ. (в Вологодском, Верховажском, Тотемском, Великоустюжском уездах, Кирилло-Белозерском мон-ре), Новгородской губ. (в Кирилловском, Белозерском, Череповецком уездах, в Устюженском мон-ре), Олонецкой губ. (в Вытегорском мон-ре), Архангельской губ. (Каргополь, Холмогоры, Сольвычегодск, Антониев Сийский и Соловецкий мон-ри).

http://pravenc.ru/text/2579061.html

Прп. Кирилл Челмогорский. Фрагмент иконы «Собор святых, в земле Карельской просиявших». 1876 г. (Преображенский собор Нововалаамского мон-ря, Финляндия) Прп. Кирилл Челмогорский. Фрагмент иконы «Собор святых, в земле Карельской просиявших». 1876 г. (Преображенский собор Нововалаамского мон-ря, Финляндия) Автором 1-й части является священник Покровской ц. в с. Лядины (близ Каргополя) Иоанн, книжник и иконописец, написавший в 1656 г. икону К. О своем авторстве Иоанн сообщает в Житии преподобного, рассказывая о 4-кратном явлении ему К. Иоанн был сыном упомянутого в Житии жителя Лёкшмозерской вол. Венедикта, нек-рые его родственники упоминаются в Житии. Вторая часть («Сказание...») почти целиком основана на Житии прп. Нила Столобенского (рубеж XVI и XVII вв.), из к-рого сделаны дословные пространные выписки. При этом сообщение о пребывании К. в Новгороде, даты его прихода на Челму и преставления приведены только во 2-й части. По-видимому, обе части изначально представляли самостоятельные произведения, затем были объединены. Не исключено, что такую работу сделали в старообрядческом Выголексинском общежительстве : известны поморские списки Жития (БАН. 33.6.7 и др.). В XVIII в. Житие К. было использовано выговским книжником при написании «Слова похвального преподобным отцем Александру Ошевенскому, Кириллу Челмогорскому, Пахомию Кенскому, Антонию Сийскому, Никодиму Кожеозерскому, Диодору Юрьегорскому, чюдотворцем Каргополским». В 1844 г. свящ. Ф. И. Гурьев, служивший в Челмогорской пуст. в 1840-1844 гг. и собиравший «разные той пустыни древности», составил новую редакцию Жития К. Как установил А. Б. Мороз, свящ. Ф. Гурьев воспользовался списком ГИМ. Барс. 794, текст к-рого подверг значительной правке: сократил, упростил язык и ввел ряд исторических и географических уточнений. Редакция свящ. Ф. Гурьева известна по рукописи ГИМ. Барс. 795; она была издана К. А. Докучаевым-Басковым по списку, хранившемуся в Челмогорском мон-ре. Еще одним источником сведений о К. и Челмогорском мон-ре является составленное свящ. Ф. Гурьевым в 40-х гг. XIX в. «Историческое описание Челмогорской пустыни, состоящей в Каргопольском уезде» (ГИМ. Барс. 795. Л. 68-84 об.; ОПИ ГИМ. Ф. 450. 702. Л. 1-14 об.). История жизни К. здесь излагается по Житию с добавлением новых деталей. Среди них - сообщение о прп. Никодиме Кожеезерском, который якобы какое-то время жил вместе с К. и прп. Корнилием Комельским на горе Челма. Несообразность этого известия очевидна: Никодим Кожеезерский († 1639) не был современником К. Источником сведений для свящ. Ф. Гурьева послужил, вероятно, синодик Челмогорского мон-ря, в к-ром имя Никодима Кожеезерского записано вслед за именами К. и Корнилия Комельского. В синодик имя Никодима было включено скорее всего строителем Челмогорского монастыря Филофеем, пострижеником Кожеезерского в честь Богоявления мон-ря (2-я пол. XVII в.). Биография К.; основание Челмогорского монастыря

http://pravenc.ru/text/1840277.html

Еще задолго до смерти доктор Большаков просил наше Братство, чтобы оно напечатало его работы, одну из которых мы опубликовали (1988 г.) – «Старец Мел- хиседек, отшельник Рославльских лесов”. Но мы не решались переиздать его книгу бесед с о. Михаилом – «Отец Михаил, затворник нововалаамский», потому что никогда не существовало русского текста – подлинника русскоязычных собеседований между старцем Михаилом и доктором Большаковым. Он написал эту книгу по-английски – не с той единственной целью, чтобы нарисовать образ отца Михаила, но чтобы использовать свое посещение старца как средство для ознакомления современного западного человека со Святая Святых Православия Руси. При этом, увы, сам старец Михаил был мучим как раз той стихией обновленчества (проявлявшейся – в его случае – в насаждавшемся на Валааме реформировании церковного календаря), с которой доктор Большаков и пытался найти общий язык, добиваясь примирения сторон...» При этом «он старался передать сложившиеся различия – и в исторической традиции, и в героическом стоянии за истину от имени святых отцов. Одним из таких отцов был, несомненно, сам отец Михаил, последний великий старец Валаама». В свою очередь и С.Н. Большаков, обращаясь в предисловии к книге «На высотах духа» к читателям, интересующимся вопросами православного «молитвенного делания», особо отметил присущую именно схимонаху Михаилу наибольшую духовную опытность в данной области: «Эта небольшая книжечка написана главным образом для делателей молитвы Иисусовой. В ней я изложил мои беседы с разными делателями ее в разное время и в разных странах... Из делателей молитвы я выбрал только достигших внутреннего безмолвия, то есть никого не судивших, в большей или меньшей мере.... Старец Михаил, нововалаамский затворник, дал мне самые ценные указания». ...Во время своего пребывания в Финляндии С.Н. Большаков, собираясь побывать и в Ново-Валаамской обители, при случае не раз интересовался состоянием ее внутренней жизни и расспрашивал встречавшихся ему местных финских православных о том, с кем в первую очередь стоило бы ему там посоветоваться, – не только относительно верных путей молитвы, но и по поводу своих личных духовных проблем. И тогда некая Нина Николаевна М. – несмотря на то, что сама она постоянно окормлялась у валаамского схиигумена Иоанна, – настоятельно рекомендовала С.Н. Большакову встретиться в первую очередь с о. Михаилом: «На Новом Валааме есть теперь чудный старец Михаил Затворник. Побеседуйте с ним о ваших трудностях в жизни, и он вам преподаст совет».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Также с офиц. визитом П. посетил К-польского патриарха Афинагора I (Спиру) (нояб. 1961), был на Афоне (июнь 1963, 1000-летие монашества на Афоне), в Синайском мон-ре вмц. Екатерины (1966, 1400-летие основания мон-ря), в Румынии (авг. 1969), на Аляске (1970, канонизация прп. Германа Аляскинского), в Югославии (осень 1973), участвовал в работе Первого Всеправославного предсоборного совещания (21-28 нояб. 1976, Шамбези, Швейцария) и др. Особое значение имела поездка П. 1-15 нояб. 1964 г. на Третье Всеправославное совещание на о-ве Родос (Там же. 1964. 12. С. 1-5), где он смог разрешить нек-рые важные церковные вопросы, что сделало ФПЦ широко известной в правосл. мире. При П. укрепились экуменические связи ФПЦ: летом 1968 г. он участвовал в Генеральной ассамблее Всемирного Совета Церквей (Уппсала, Швеция); в нояб. 1972 г. встречался с Римским папой Павлом VI ; в янв. 1985 г. посетил Рим в рамках совместной поездки правосл. и лютеран. архиепископов и католич. епископа Финляндии. С 1967 г.- почетный доктор богословия Богословского фак-та ун-та Хельсинки (первый в истории факультета, не принадлежавший протестант. Церкви), почетный член Ленинградской ДА; с 1978 г.- почетный доктор богословия Свято-Владимирской ДС Православной Церкви в Америке (Нью-Йорк). П. не оставлял деятельности на муз. поприще. В 1971 г. основал хор «Hymnodia» (Гимнодия) и руководил им (в 1975 вышла пластинка с записями хора). 15 сент. 1987 г. ушел на покой по болезни (Прощальное приветствие П. патриарху Пимену от 15 сент. 1987 и ответ патриарха Пимена от 24 окт.- ЖМП. 1988. 2. С. 3-4). Скончался в Куопио 2 дек. 1988 г., похоронен 8 дек. на кладбище Нововалаамского мон-ря. П. называют «строителем финского Православия». Если при его предшественнике архиеп. Германе (Ааве) Православие воспринималось как чужеродная финляндцам религия рус. захватчиков, то П. удалось устранить эти стереотипы. Он не делал акцента на национальном характере Православия, останавливаясь на его вселенском значении, не допускал полемики с лютеранством, говоря о праве каждой конфессии иметь свои особенности, что способствовало самоидентификации ФПЦ. П. исследовал богослужебные традиции раннехрист. Церкви, отказываясь как от славянских, так и от фин. национальных элементов, внесенных в Церковь в первые годы независимости Финляндии; вводил изменения в литургическую жизнь ФПЦ (чтение тайных молитв вслух на литургии, частое причащение), развивал церковное пение, привлекал внимание к аскетической литературе. 10 мая 1981 г. (4-е воскресенье по Пасхе) с благословения П. в ц. Св. Троицы в Оутокумпу близ Нововалаамского мон-ря было совершено первое в истории ФПЦ всенощное бдение по полному чину, продолжавшееся всю ночь; для этой службы на фин. язык были переведены и положены на ноты необходимые богослужебные тексты (ЖМП. 1981. 11. С. 52-53).

http://pravenc.ru/text/2581925.html

Позднее, в 1943 году, к ним прибавилось шесть иноков из Печенгского монастыря, затем девять иноков из Коневецкого монастыря. Валаамскую обитель в Финляндии, действующую до сегодняшнего дня, часто называют Нововалаамским монастырем. В помещениях ладожского Валаамского монастыря в советское время разместили сначала школу боцманов и юнг, затем – дом инвалидов. Лишь спустя полвека, в декабре 1989 года, на русский Валаам вернулась монашеская жизнь. Предисловие редактора первого финского издания 1992 года Валаамский монастырь в Финляндии основан валаамскими иноками, вынужденными оставить родную обитель во время советско-финляндской войны 1939–1940 годов. Ни одному из них не было суждено вернуться на Валаам. Большинство из более чем ста пятидесяти монахов, покинувших монастырь (среди которых был и отец Иоанн), покоятся на кладбище Нового Валаама; семеро окончили свои дни в Псково-Печерском монастыре. Но Валаамский монастырь в Финляндии не умер, и его новые насельники – финны, среди которых много молодых людей, – поддерживают светоч Православия в лютеранской стране, и светит всем в доме ( Мф.5:15 ). В том, что монастырь живет, а Финляндская Православная Церковь в последние годы даже стала расти, есть заслуга и отца Иоанна. Духовное влияние этого старца распространяется не только в церковной среде, но и среди людей, даже еще не пришедших к Православию. Причины этого явления становятся понятны, если обратиться к письмам отца Иоанна. Некоторые из них были опубликованы в сборнике «Письма валаамского старца», а другие легли в основу настоящей книги. Отец Иоанн не был высокообразованным человеком. Но в его посланиях к духовным детям виден несомненный литературный талант, глубокий ум, такт, чувство юмора и, главное, – евангельская простота. Старец писал, как говорил, и в книге, по возможности, сохранен его своеобразный стиль. Незначительные поправки вносились лишь там, где разговорные обороты затемняли смысл написанного. Предисловие автора жизнеописания В ноябре 1984 года Валаамский монастырь в Финляндии получил ценное пожертвование: жительница Хельсинки Елена Акселевна Армфельт передала в обитель хранившееся у нее собрание из почти трехсот подлинных писем схиигумена Иоанна. Некоторые из них были ранее опубликованы в сборнике «Письма валаамского старца», который впервые был издан еще при жизни отца Иоанна и затем несколько раз переиздавался, в том числе на английском и на финском языках.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

сост. П.В. Пономарёв Схиигумен Иоанн Схиигумен Иоанн (в миру Йван Алексеев) родился 14 февраля 1873 года в Тверской губернии. В Валаамский монастырь поступил в 1901 году. Проходил послушания в скиту преподобного Германа Валаамского, на подворье в Санкт-Петербурге. В 1910 году пострижен в монашество с именем Иакинф. В 1921 году назначен настоятелем Трифоно-Печенгской обители. После возвращения на Валаам в 1933 году он принял великую схиму с именем Иоанн и стал пустынником Иоанно- Предтеченского скита. После советско-финской войны Карелия вошла в состав СССР, и иноки, во избежание атеистических расправ, были вынуждены покинуть Валаам. На территории Финляндии они основали монастырь Новый Валаам. Схиигумен Иоанн нес послушание духовника нововалаамской братии и принимал на исповедь паломников, а также имел большую переписку с людьми, которых духовно окормлял. Учась мудрости на духовном опыте святых отцов, постоянно проверяя себя обращением к Священному Писанию , старец передавал другим крупицы драгоценного знания. В наставлениях своих, как и в жизни, отец Иоанн держался открытости к людям, духовной трезвости и простоты. По благословению отца Иоанна в 1956 году в Финляндии был издан сборник его писем под названием «Письма валаамского старца». «В духовной жизни скачки неуместны, должна быть терпеливая постепенность, – писал батюшка духовным детям. – Отчасти стала уже замечать неполезное для тебя: светские книги, политика и без нужды ходить по людям. Да, все это вредит для внимательного. Твой способ борьбы со страстями правильный. Какие страсти замечаешь в себе, с теми и борись, только не одними своими силами, а с Божией помощию, однако больше обрати внимание на главную страсть, которая больше тебя борет. Знай еще, что наш должен быть труд, а успех зависит от благодати...» Схиигумен Иоанн преставился 6 июня 1958 года и погребен на кладбище Нового Валаама в Финляндии. ...Все наши предосторожности без благодати Божией рассыпаются вдребезги, ибо не в нашей власти состоит устоять в добродетели... стремиться к добродетели и понуждать себя надо крепко, это состоит в нашей свободной воле. (10; стр. 142)

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/duhovn...

С. 162) и на стене нового храма во имя И. К. в С.-Петербурге (поясной образ И. К. со свитком по типу иконы архим. Киприана (Пыжова)). Одним из наиболее значимых скульптурных образов святого является памятник, установленный в 2008 г. в сквере перед Мемориальным музеем-квартирой И. К. в Кронштадте (скульптор А. В. Соколов, автор проекта создания мемориальной зоны архит. Г. Н. Бойко; см.: Там же. С. 204-207). Поясной образ И. К. со свитком выполнен О. А. Стенинг-Фронтинской в технике золотного лицевого шитья на хоругви для ц. Казанской иконы Божией Матери (подворье Валаамского мон-ря) (Божий храм. СПб., 2009. С. 85). Иконы И. К. получили широкое распространение не только в России, но и за рубежом. Особенно часто они встречаются в православных храмах Финляндии. Один из оригинальных поясных вариантов письма авторитетного в Финляндии иконописца П. Сасаки, японца по происхождению, находится в Линтульском мон-ре (1995, икона написана к 100-летнему юбилею обители). И. К. показан со свитком, поднятым вверх по типу древних пророческих изводов, в 2 медальонах помещены миниатюрные оплечные образы Спасителя и Богородицы. Др. необычный образ святого, обращенного к благословляющей его Богородице в облаках, с изображением на фоне обители в горах, вероятно, является интерпретацией сюжета «Явление Божией Матери прав. Иоанну Кронштадтскому» (написан учеником иконописной школы в Нововалаамском мон-ре в Финляндии). На фресках иконостаса ц. во имя И. К. в Гамбурге (Германия) помещен образ святого с 6 клеймами жития (2007-2008, иконописец А. В. Зданович, рук. А. Н. Солдатов). Т. о., в совр. иконографии И. К. можно отметить следующие тенденции. В редких случаях за основу композиции избирается определенное прижизненное изображение (фотография, портрет), как правило, это собирательный образ. Требование сходства с реальным лицом привело к появлению большого количества изображений в живописно-реалистической манере. Повсеместное почитание святого стало причиной значительного разнообразия стилей, манер и техник исполнения образов.

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

1945–1957 годы стали для Нового Валаама временем благоприятным. Тогда руководство монастыря возвратилось на законные канонические основы своего существования. Позднее нововалаамское братство вновь уклонилось на гибельный путь псевдоцерковного модернизма и, к скорби всех православных христиан, вплоть до настоящего времени, придерживается антиканонических нововведений. С сентября 1941 по сентябрь 1944 годов на валаамских островах дислоцировались, мало препятствовавшие иночеству, подразделения финской армии. Когда первый советский самолет сбросил бомбы на Валаам, здания монастыря почти не пострадали. Появилась надежда возродить святыню. Игумен Харитон отправил из Финляндии для возобновления жизни обители немногочисленную братию. Но в наступившем январе авиация перенесла удары уже непосредственно на монастырь. Летчики неизменно целились в дивную колокольню Спасо-Преображенского собора, откуда финнами велась корректировка стрельбы их зенитных орудий. Самые же страшные разрушения произошли тогда, когда до 70-ти советских самолетов в несколько заходов сбрасывали на святыни свой смертоносный груз. Люди укрывалась в нижнем храме собора, у святых мощей преподобных Сергия и Германа. Казалось, на Валааме должно было быть стерто с лица земли всё. И, о чудо! Люди остались живы! Несмотря на ожесточенные бомбардировки, колокольня и собор сохранились невредимыми. Все же, в связи с отходом архипелага в состав безбожного СССР, иноки были вынуждены снова оставить родную обитель и эвакуироваться в глубь Финляндии. На Валааме разместились различные советские учреждения. Наконец, в декабре 1989 года, усердием покойного Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре вновь возобновилась иноческая жизнь, которая сейчас интенсивно развивается и украшается Господом дарами Святого Духа. Сегодня, как и прежде, совершаются неповторимые валаамские богослужения, почти что восстановлена центральная усадьба монастыря, действуют некоторые скиты, налаживаются традиционная духовно-просветительская деятельность и хозяйственный комплекс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В 1941-1944 гг. о-в Коневец отошел к Финляндии. 8 окт. 1941 г. игум. Маврикий и иеромонахи Максим и Дорофей на неск. дней вернулись на Коневец с надеждой организовать возвращение братии. 13 янв. следующего года иером. Максим, мон. Феофан и послушник Андрей Пешков вновь побывали на Коневце. Иноки жили на острове с солдатами, работали в поле и саду. По воспоминаниям послушника Андрея, «в лесу и около скитов то и дело попадались разрубленные и оскверненные иконы, порванные книги». К 40-м гг. XX в. были уничтожены образа во всех иконостасах, кроме Никольского храма, куда иноки снесли все найденные на острове иконы и где с авг. начали регулярно совершать богослужения. В скитах иконы были изрезаны ножами, из собора пропали иконы кисти Боровиковского. В авг. на Коневец прибыл наместник иером. Адриан. Игум. Маврикий скончался 12 февр. 1944 г. в эвакуации. Чин его отпевания в кафедральном соборе Куопио возглавлял архиеп. Герман (Аав). По желанию игум. Маврикия его тело перевезли на Коневец, и находившиеся там наместник иером. Адриан и иером. Максим похоронили покойного за алтарем собора, рядом с его предшественником архим. Никандром (могила обнаружена по воспоминаниям послушника Пешкова). Осенью 1942 г. Коневец все чаще подвергался бомбежкам. 19 июня 1944 г. братия эвакуировалась. Иеромонахи Максим и Адриан оставались на острове вплоть до 19 авг. 1944 г., когда Коневец вновь отошел к Советскому Союзу. Наместник иером. Адриан погиб в этот день вместе со мн. гражданскими лицами во время бомбардировки ст. Элисенваара. 1944-1990 гг. В 50-х гг. XX в. стареющая коневская братия в Финляндии была вынуждена большую часть земли сдать в аренду, а скот продать. В составе братии остались всего 9 чел., в т. ч. опытный иером. Дорофей (Беляков), известный по книге С. Н. Большакова «На высотах духа». Возглавлял обитель игум. Петр (Йоухки; † 1980), назначенный из Нововалаамского монастыря . 26 окт. 1945 г., после визита в Финляндию митр. Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) , братия (25 чел.

http://pravenc.ru/text/1841922.html

Настоятель мон-ря игум. Пафнутий (Андреев) согласился, несмотря на юный возраст послушника. Мальчик трудился на разных послушаниях, был келейником следующего настоятеля мон-ря - игум. Маврикия (Баранова), сопровождал его на Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Остался на Московском подворье Валаамского мон-ря и принял здесь постриг с именем Симфориан. В 1923 г. вернулся на Валаам. Выступал за сохранение старого стиля, вслед. чего его отправили в дальний Тихвинский скит на покаяние. Когда волнения в мон-ре улеглись, ему разрешили вернуться и поручили работать в канцелярии монастырского эконома. После переезда мон-ря мон. Симфориан стал благочинным Н. м. Его рукоположили во иерея в 1952 г. По смерти игум. Нестора (Киселенкова) в 1967 г. братия избрала иером. Симфориана наместником обители, архиеп. Павел возвел его в сан игумена. К тому времени братия обители численно настолько оскудела, что игум. Симфориан часто совершал богослужения в одиночестве или в присутствии 2-3 стариков-монахов. Ушел на покой в 1979 г. и был возведен в сан архимандрита; скончался 9 янв. 1981 г. Об иеросхимонахе Михаиле (Питкевиче) см. в статье о нем. Библиотека Н. м. Располагается на 2 этажах Культурного центра, построенного в 1984 г. Фонд б-ки насчитывает более 50 тыс. ед. хр. (более 30 тыс.- книги фонда совр. лит-ры; ок. 20 тыс.- монастырский библиотечный фонд доэвакуационного времени). Часть книжного собрания составляют пожертвования церковных деятелей и частных лиц (напр., архиеп. Карельского и всей Финляндии Павла), а также книги, принадлежавшие почившим насельникам обители. Старый книжный фонд, эвакуированный с о-ва Валаам, состоит как из печатных, так и из рукописных книг (в основном XVIII и XIX вв.), многие из к-рых (напр., «Житие Александра Свирского, преподобного» 1817 г.) иллюстрированы вручную. Самая старинная книга - Часовник (Часослов) 1635 г. Часть этого фонда Н. м. в 1959 г. передал на хранение в Хельсинкский ун-т (книгохранилище в Ураярви, ныне Национальная б-ка Финляндии); в 90-х гг.

http://pravenc.ru/text/2577805.html

   001    002    003    004   005     006    007    008