В наст. время братию составляют 10 чел.: 2 архимандрита, 2 иеромонаха, 3 иеродиакона, 2 монаха, послушник. Н. м. принимает как паломников, так и туристов. Наибольшее количество посетителей прибывает летом, среди них большая часть - финны. Также Н. м. является важным центром правосл. образования, традиции и культуры в Финляндии. Просветительскую деятельность мон-рь осуществляет через издание духовной лит-ры (как оригинальной, так и переводной с др. языков) и образовательную деятельность Валаамского народного уч-ща, где преподают как штатные сотрудники уч-ща, так и приглашенные специалисты и члены братии. Часть монастырских доходов формируется за счет продукции сельского хозяйства - ягодные плантации мон-ря поставляют сырье для изготовления вин и ликеров, производство к-рых началось с 1997 г. (Pyhiinvaeltajan Valamo. 2013. S. 148). Также на территории Н. м. выращивают сельскохозяйственные и лекарственные травы. В мон-ре продолжают сохраняться ремесленные традиции - функционируют деревообрабатывающая мастерская и свечной завод, продукция к-рого (свечи из натурального воска) используется обителью для собственных нужд. Богослужение До сер. 90-х гг. XX в. совершение литургии было ежедневным. С 1995 по 2015 г. по благословению архиеп. Карельского и всей Финляндии Иоанна (Ринне ; 1987-2001) литургия совершалась 3 раза в неделю, а также по двунадесятым и великим праздникам ( Pyrr ö . 2000. S. 24). С 2015 г. братия постановила служить литургию 4 раза в неделю и по праздникам. В наст. время богослужения совершаются ежедневно, утром и вечером. В будние дни служба начинается в 6 ч. утра: читаются утренние молитвы, служится утреня; во вторник, в четверг и субботу - литургия; во время Великого поста совершаются полунощница и утреня. Вечером, с 18 ч., совершаются 9-й час, вечерня и вечернее правило, в к-рое входят некоторые элементы малого повечерия, а также Иисусова молитва, вычитываются помянник и вечерние молитвы. Во время Великого поста вместо вечернего правила совершается великое повечерие, по средам и пятницам - Литургия Преждеосвященных Даров. В субботу и накануне праздников в 18 ч. служат всенощное бдение; в воскресные и праздничные дни с 9 ч.- часы и литургию (в некоторые праздники - с 7 ч.). Основной язык богослужения - финский; при необходимости также используют церковнославянский, шведский и английский языки.

http://pravenc.ru/text/2577805.html

Фотография. 1940–1941 гг. Валаамские иноки-старостильники в Каннокоски после эвакуации. Фотография. 1940–1941 гг. В июне 1944 г. в состав братии Н. м. перешли 6 насельников из эвакуированного Трифонова Печенгского во имя Святой Троицы мужского монастыря (он был занят частями вермахта и превращен в опорный пункт армии; в окт. 1944 в ходе боев во время проведения Петсамо-Киркенесской операции мон-рь был уничтожен) (Ortodoksinen kirkko Suomessa. 1979. S. 287). Схиигум. Харитон (Дунаев) и иеросхимон. Ефрем (Хробостов). Фотография. 1946–1947 гг. Схиигум. Харитон (Дунаев) и иеросхимон. Ефрем (Хробостов). Фотография. 1946–1947 гг. В 1941 г. к основной братии присоединились насельники Валаамского мон-ря, не принявшие переход в 1925 г. на новый календарный стиль и григорианскую пасхалию ( Riikonen. 2007. S. 50). «Старостильники» и «новостильники», находясь в составе единой братии мон-ря и выполняя общие для всех послушания, совершали богослужения раздельно. В 1945 г., по окончании второй мировой войны, митр. Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) воссоединил валаамскую братию, переведя обитель в каноническое послушание Московскому Патриархату (в адм. отношении Н. м. по-прежнему подчинялся Финляндской архиепископии) и вновь введя старый календарный стиль ( Шевченко. 2011. С. 290-296). В 1947 г., после кончины схиигум. Харитона (Дунаева), настоятелем мон-ря был избран игум. Иероним (Григорьев; † 1952) ( Takala. 2011. S. 134). После его кончины игуменом обители был избран Нестор (Киселенков; † 1967) (Ibidem), во время настоятельства к-рого в 1957 г. Н. м. вновь перешел в полное адм. и каноническое подчинение ФПЦ ( Шевченко. 2011. С. 338). Семь членов братии из числа придерживавшихся до 1945 г. старого календарного стиля, получив соответствующее разрешение, ввиду опасений повторного перехода на новый стиль переехали в Псково-Печерский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь (Там же. С. 339-340). Тем не менее руководство ФПЦ разрешило обители соблюдать старый календарный стиль (использовался до 1977) (Там же.

http://pravenc.ru/text/2577805.html

Иконы Е. находятся преимущественно в храмах Вологодской епархии, в частности в ц. Казанской иконы Божией Матери в Устюжне, где почивают мощи Е. Рака 1799 г. (передана из УКМ) украшена клеймами с изображением смерти преподобномученика. Существовали иллюстрации к посмертным чудесам Е., например к рассказу об исцелении дьячка И. Силина в 1823 г. (Там же. С. 11). Известны изображения Е. в композиции «Собор Новгородских святых» расширенного состава: «старинном» образе Новгородских чудотворцев, предстоящих Софии, Премудрости Божией, который хранился «в ризнице Черниговской кафедры», в 4-м ряду ( Филарет (Гумилевский). РСв. Май. С. 96-97); на иконе свящ. Георгия Алексеева 1728 г. (ГТГ); на прориси с иконы XVIII в. в 3-м ряду 3-м слева, за прп. Антонием Сийским, с вьющимися волосами и небольшой округлой бородой, на нимбе надпись: «Ефросинъ» ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 398-399, 618-619; Т. 2. С. 105; по мнению Г. В. Маркелова, это прп. Евфросин Псковский, хотя его изображения в Соборах Новгородских чудотворцев не встречаются); на большой пяднице кон. XIX - нач. XX в. из ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде (в левой части, с бородой средней величины, в куколе, со свитком в левой руке); на образе 60-х гг. XX в. из местного ряда главного иконостаса этого храма и на его списке аналойного размера кон. XX - нач. XXI в. из собора Св. Софии в Вел. Новгороде. Образ Е. помещен в композиции «Собор святых, в земле Карельской просиявших», к-рая, очевидно, была разработана на Валааме или в с.-петербургской иконописной мастерской Пешехоновых по заказу Валаамского Преображенского мон-ря. Икона 1876 г. находилась в местном ряду в ц. во имя Всех преподобных, в посте просиявших, на кладбище Валаамской обители, слева, напротив храмового образа, с датой и подписью В. М. Пешехонова (в наст. время обе иконы - в домовой церкви Церковного управления Финляндской Православной Церкви в Куопио, Финляндия); она упомянута в описях монастырского имущества 1912, 1942 гг. (АФВМ. Go: 6/1. Л. 159. 18; Bd: 15. Л. 6(11). 121). 2 почти идентичные по иконографии и стилю иконы-пядницы с таким сюжетом были исполнены в 1876 г. в иконописной мастерской Валаамской обители, подписаны как «труд валаамских иноков» (Нововалаамский мон-рь, Музей Православной Церкви в Куопио, Финляндия). Прямоличный оглавный образ Е.- в 5-м ряду 3-й слева, с непокрытой головой, волосы на прямой пробор и небольшая борода с проседью, наименован Синоезерским.

http://pravenc.ru/text/187852.html

Иконы Е. почитались и за рубежом. В лавре прп. Феодосия Великого близ Иерусалима, где первоначально была погребена Е., хранится ее ростовая икона - работа рус. иконописца нач. XX в. Святая изображена прямолично, в куколе, со скрещенными на груди руками, на золотом фоне, за ее спиной,- изображение обнесенного белой крепостной стеной мон-ря с златоглавым белокаменным храмом. В описи Валаамского мон-ря 1942 г. (АФВМ. Bd: 15. Л. 37) упоминается образ «Св. Евфросиния, кн. Полоцкая» на темном фоне (26×22 см), на оборотной стороне написано пожелание, чтобы «эта икона всегда находилась в дому Игумена, от монахини Минадоры» (предположительно образ хранится в Нововалаамском мон-ре в Финляндии). Изображение святой, выполненное в XX в., помещено в нише над входом в ц. во имя Е. в г. Саут-Ривер (США). Оно воспроизводит почитаемый образ из Евфросиниева мон-ря в Полоцке ( 1992. Вкл.). Преподобные Евфросиния Полоцкая и Анна Кашинская. Икона. 10-е гг. ХХ в. (кафедральный собор в честь Сошествия Св. Духа, Минск) Преподобные Евфросиния Полоцкая и Анна Кашинская. Икона. 10-е гг. ХХ в. (кафедральный собор в честь Сошествия Св. Духа, Минск) Известны изображения преподобной в составе избранных святых. Вместе с кнг. блгв. Евпраксией Псковской Е. в необычном одеянии (коричневая мантия, синий параман с Голгофскими крестами и белый плат), в правой руке - светлые четки возле груди, представлена на одном из клейм иконы «Собор всех святых Российских великих князей, княгинь и княжон рода царского» 60-х гг. XIX в. (собор во имя равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге). На иконе 10-х гг. XX в. (кафедральный собор в честь Сошествия Св. Духа в Минске) Е. в «васнецовском» типе изображена вместе с прп. Анной Кашинской, почитание к-рой было восстановлено в 1909 г., незадолго до перенесения мощей Е. из Киево-Печерской лавры в Евфросиниев мон-рь ( Яpaшэbiч. 2006. Ил. 36). На иконе «Преподобные Исаакий Далматский и Анна Кашинская, с вмц. Екатериной, блгв. вел. кн. Александром Невским, вмч. Феодором Стратилатом и прп. Евфросинией Полоцкой» (ГМИР), являющейся вкладом некоего Федора в кафедральный Исаакиевский собор С.-Петербурга - в 1911 г., Е. представлена на левом поле на верхнем клейме - в монашеском одеянии и короне, с крестом и лилией. В верхней части - Тихвинская икона Божией Матери, которая считалась покровительницей сев.-зап. земель, в Исаакиевском соборе находился чтимый список этого образа. Надпись на иконе объясняет ее создание «в память светлых торжеств»: празднования в 1908 г. 50-летия освящения собора, возобновления почитания прп. Анны Кашинской и перенесения мощей Е. («...их же молитвами спаси, Господи, и раба Твоего Феодора. СПб. 8-го февраля 1911 г.»). Кроме того, здесь помещены фигуры небесных покровителей заказчика и, вероятно, членов его семьи.

http://pravenc.ru/text/187879.html

Существуют варианты сознательной, но ничем не обоснованной переработки композиции «Собор Киево-Печерских святых». Напр., на московской иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание; см.: «И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. в результате произвольного перемещения святых правой и левой групп, традиционно разделяемых по принципу местонахождения мощей в пещерах Ближних и Дальних, святой с именем «Hekmopiй» (без определения при имени) оказался во 2-м сверху ряду святых левой группы (рядом с ним прп. Онуфрий, замыкающий ряд). На эмалевых иконах «Собор Киево-Печерских святых» образ святого определяется по месту расположения при строгом сохранении схемы изображения (напр., на эмалевой иконе 3-й четв. XIX в., Нововалаамский мон-рь, Финляндия). Изображение Н. в монументальной живописи включено в группу святых XIII в. в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (художники иеродиаконы Паисий и Анатолий, кон. 60-х - 70-е гг. XIX в., поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010). Преподобный показан в профиль, у него белоснежная длинная клиновидная борода, кисти рук сомкнуты перед собой в замок. Лит.: Иркутские иконы: Кат./ИркОХМ; сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 175. 352; Правосл. икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 116-117. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.)

http://pravenc.ru/text/2564866.html

А. В. Пигин Иконография Иконография М. разрабатывалась мастерами Валаамского Преображенского мон-ря или иконописцами мастерской Пешехоновых в С.-Петербурге, исполнявшими монастырские заказы. В частности, М. представлен на 3 иконах «Собор святых, в земле Карельской просиявших», датированных 1876 г., вывезенных с Валаама в Финляндию в 1940 г. Две небольшие почти идентичные по композиции и деталям изображения иконы-пядницы подписаны как «труд валаамских иноков» (Музей Православной Церкви в Куопио, Нововалаамский мон-рь, Финляндия). М. написан в предпоследнем 7-м ряду крайним слева, вполоборота вправо, в монашеской мантии, с непокрытой головой, длинные волосы разделены на прямой пробор, борода средней величины со значительной проседью; на музейной иконе его правая рука немного отведена в сторону. Иначе его образ расположен на иконе большого размера, предназначавшейся для местного ряда ц. во имя Всех преподобных, в посте просиявших, на игуменском кладбище Валаамской обители. Икона составляла пару с храмовым образом с подписью В. М. Пешехонова (упом. в описях имущества Валаамского мон-ря 1912 и 1942 гг.- АФВМ. Go: 6/1. Л. 159. 18; Bd: 15. Л. 6 (11). 121); в наст. время образ находится в иконостасе домовой церкви Церковного управления Финляндской Православной Церкви в Куопио. Образ М., согласно надписи на нимбе («С. Makapiй Bыcokoзepckiй»), помещен в 1-м ряду крайним справа. Подвижник облачен в святительские одежды: саккос, омофор и митру, правой рукой благословляет, в левой держит жезл с сулоком. Ошибочная иконографическая трактовка образа М., возможно, связана с тем, что изображение свт. Геннадия Новгородского, написанного на этом месте на иконах-пядницах, перенесено в 6-й ряд слева и выделяется среди др. преподобных только монашеским клобуком. Иконописцы Пешехоновской мастерской изменили надписи на нимбах, оставив иерархический порядок расположения фигур, т. е. корректировка в именах была внесена на завершающем этапе работы. Лит.: Русак В. Икона преподобных отцев, в Земле Карельской просиявших//ЖМП. 1974. 12. С. 16-21; Treasures of the Orthodox Church Museum in Finland. Kuopio, 1985. P. 31, 101. N 16; Зеленина Я. Э. Уникальные иконы Собора Карельских святых из Финляндии//Кенозерские чт.- 2009: Этнокульт. ландшафт Кенозерья: Междисциплинарное исслед. на пересечении естеств. и гуманит. наук: Сб. мат-лов 4-й Всерос. науч.-практ. конф. Архангельск, 2011. С. 305-312, 430.

http://pravenc.ru/text/2561318.html

Иконостас придела прп. Серафима Саровского в Троицком соборе Пскова. 1988 г. Фотография. Сер. 90-х гг. XX в. В 1985 г. З. расписывал ц. вмц. Параскевы в с. Пятница во Владимирской обл. В том же году вернулся в Псково-Печерский монастырь, где создал иконостасы храмов прмч. Корнилия Псково-Печерского (1985), Покрова Пресв. Богородицы над Успенским собором (1990) и Псково-Печерских святых на Горке (1989-1991). В 1987 г. выполнил иконостас ц. прп. Евфросинии Полоцкой в г. Карсава (Латвия), а в 1988 г. создал иконостас придела прп. Серафима Саровского в Троицком соборе Пскова (в связи с неблагоприятным температурно-влажностным режимом иконостас находился под угрозой разрушения; в результате реставрации облик икон искажен). В 1989 г. возведен в сан архимандрита. Ко 2-й пол. 80-х гг. творчество З. приобрело международную известность. В 1992 г. он расписал братскую трапезную Нововалаамского мон-ря (Финляндия); в 1995 г. по заказу Покровского мон-ря в Бюси-ан-От (Франция) написал больших размеров икону «Ярославская Оранта»; выполнил фресковую роспись в храме Крестовоздвиженского мон-ря (Шевтонь, Бельгия) (в алтарной апсиде «Христос во славе в окружении евангелистов» (1995), на вост. стене нартекса «Небесный Иерусалим» (2000)). Опыт мастера востребован в иконописных школах, куда его неоднократно приглашали для преподавания (школа прп. Иоанна Дамаскина в Сен-Жан-ан-Руайан (Франция); школы в Венеции и в Сериате, близ Бергамо (Италия), и др.). Воспринимая свою работу как правосл. миссию на Западе, З. выполнял заказы для верующих разных христ. конфессий, желающих молиться перед правосл. образами. Христос Пантократор. Роспись собора свт. Николая Чудотворца в Вене. 2006-2008 гг. Христос Пантократор. Роспись собора свт. Николая Чудотворца в Вене. 2006-2008 гг. В 1994 г. З. был переведен из Псково-Печерского в Спасо-Преображенский Мирожский мон-рь в Пскове. В нем он организовал Международную иконописную школу, где проводил курсы для учеников из России, Франции, Италии и др. стран. В его настоятельство была восстановлена надвратная ц. первомч. Стефана, для к-рой З. создал каменный иконостас с фресковыми иконами (1996). По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к 600-летию Сретения в Москве (26 авг. 1395) Владимирской иконы Божией Матери исполнил ее список (1995, ныне в Оптиной пуст.). В 1995 г. З. был удостоен Гос. премии РФ «За вклад в возрождение иконописной традиции в России» (денежная часть премии передана Высшей Свято-Филаретовской московской православно-христ. школе).

http://pravenc.ru/text/199877.html

Е. изображается в композиции «Собор Киево-Печерских святых», в левой группе преподобных Ближних пещер (за прп. Антонием Киево-Печерским), обычно как средовек с непокрытой головой (клобук на плечах), русыми волосами и небольшой бородой. Он представлен, как правило, в 6-м ряду крайним справа, напр. на иконе 2-й пол. XIX в. (СГХМ), на эмалевом образе 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия), на тонолитографии 1893 г. и хромолитографии 1894 г. мастерской Киево-Печерской лавры (ГЛМ, РГБ - волосы на прямой пробор, окладистая борода, надпись на нимбе: «пр. Eллaдiй затворн.»). На раскрашенной гравюре 1-й трети XIX в. (ГЛМ) святой поименован как «пр евлагги зат», на иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) - как «пре ebлapiй затв.». На раскрашенной гравюре 1-й четв. XIX в. (РГБ) он показан в клобуке, повернувшимся к прп. Алексию Киево-Печерскому (надпись: «пре ebлapiu»). На раскрашенной литографии мастерской А. Абрамова 1883 г. (ГРМ) Е.- 3-й слева, в клобуке, надпись: «пре. Eллaдiu». На иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ) фигура Е. расположена в нижней части композиции в группе чудотворцев Ближних пещер, как и на списках образа 1997, 2002 гг. (ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках, ц. Воскресения Христова в Сокольниках в Москве) и др. Е. с непокрытой головой и руками возле груди (десница развернута ладонью) вместе с образами преподобных Онисима и Аммона Киево-Печерских введена под 4 окт. в лицевые святцы рус. святых, созданные мон. Иулианией после 1959 г. в виде прорисей (частное собрание). Лит.: Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 621-633. 1505-1520; Т. 4. С. 761-763. 1505а, 1517; Рус. мон-ри: Искусство и традиции/ГРМ. СПб., 1997. С. 169; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; «Аз есмь Путь…»: Святыни путевые и паломнические: Кат. выст. Саратов, 2005. Кат. 45. Ил.; Киево-Печерский патерик: У истоков рус. монашества: Кат./Сост.: Л. И. Алёхина и др. М., 2006.

http://pravenc.ru/text/189883.html

Во 2-й пол. XIX в. возникла иконография «Собор святых жен, просиявших в Русской земле». На хромолитографии из ц. во имя ап. Иоанна Богослова подворья Леушинского мон-ря в С.-Петербурге представлено шествие св. жен (справа налево), во главе к-рого кнг. равноап. Ольга, за ней в числе других Е. Икона была обретена в 2002 г. в дер. Дмитриево Череповецкого р-на Вологодской обл. на берегу Рыбинского водохранилища, возможно происходит из Леушинского мон-ря (см.: Рус. жены-мироносицы: Обретение уникальной иконы//Леушино: Газ. 2004. 8(85). 25 апр. С. 1-2). Прп. Евфросиния Полоцкая. Икона. Нач. ХХ в. (частное собрание) Прп. Евфросиния Полоцкая. Икона. Нач. ХХ в. (частное собрание) Образ Е. неизменно вводился в композицию «Собор Киево-Печерских святых», к-рая со 2-й пол. XVIII в. получила большое распространение в иконописи, графике, декоративно-прикладном искусстве (15 гравюр с этим сюжетом указаны Д. А. Ровинским - Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 621-633. 1505-1520; Т. 4. С. 761-763. 1505а, 1517). Обычно фигура Е. в клобуке, со сложенными на груди руками, с четками помещена крайней справа в 1-м ряду, в группе преподобных, мощи к-рых почивают в Дальних пещерах, напр. на иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР); в иконописном среднике 2-й пол. XIX в. 3-створчатого складня (ЦМиАР); на ростовской финифти в форме овала сер. XIX в. (ЦМиАР, см.: Рус. эмаль XVII - нач. XIX в.: Из собр. музея им. Андрея Рублева. М., 1994. С. 127-129, 227-228. Ил. 160-162); на большой эмалевой иконе 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь в Финляндии); на раскрашенном офорте 1-й четв. XIX в. (РГБ); на раскрашенной литографии 1883 г. из мастерской А. Абрамова в Москве (ГРМ, см.: Рус. мон-ри: Искусство и традиции/ГРМ. [СПб.], 1997. С. 169); на тоновой литографии 1893 г. и хромолитографии 1894 г. издания Киево-Печерской лавры (ГЛМ, РГБ) и др. На хромолитографии 1890 г. В. Васильева (Москва) (РГБ) Е. представлена во 2-м ряду правой группы святых; аналогичная иконография на хромолитографии 1882 г. (мастерская Кона и Одерфельда в Ченстохове) (РГБ). На иконе 2-й пол. XIX в. из собрания В. А. Бондаренко («И по плодам узнается древо...»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. оплечный образ Е. в схиме находится в верхнем ряду правой группы 1-й от центра. На живописной иконе «Собор преподобных отец, нетленно почивающих в пещере прп. Феодосия» (1890), выполненной в лаврской мастерской (находится при нижнем входе в Дальние пещеры), фигура Е. со сложенными на груди крестообразно руками помещена в 1-м ряду слева.

http://pravenc.ru/text/187879.html

На киевской гравюре «Родословное древо Киево-Печерского монастыря» 1643-1676 гг. работы мастера Акима (монограмма «АК») (ДМКДУ), на иконе близкой иконографии «Древо Киево-Печерских святых» 60-х гг. XVII в. из ц. Печерской иконы Божией Матери в Угличе (УИХМ) погрудное изображение Е. в клобуке помещено в одном из цветков «древа» в правой части композиции. На Печерской иконе Божией Матери со святыми из Киево-Печерского патерика 1724 г. письма игум. Корнилия (Уланова) из Ризоположенского мон-ря в Суздале (ГВСМЗ) Е. показан в правой части 1-м в верхнем ряду в молении образу Коронования Пресв. Богородицы в облачном сегменте, у него небольшая округлая борода с проседью, волосы короткие, вьющиеся, лоб с залысинами, клобук на плечах, в надписи назван: «прп(д) Геразмъ». На иконах «Собор Киево-Печерских чудотворцев» Е. изображен в левой группе преподобных Ближних пещер, за спиной прп. Антония. Оплечный или оглавный образ Е. в клобуке, с седой бородой средней величины помещен, как правило, вполоборота к центру в одном из верхних или в самом верхнем ряду (часто 3-м слева), напр. на раскрашенной гравюре 1-й четв. XIX в. (РГБ), на большой эмалевой иконе 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь в Финляндии), на тонолитографии 1893 г. (ГЛМ) и на аналогичной хромолитографии 1894 г. из мастерской Киево-Печерской лавры (РГБ). На иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР), на раскрашенной гравюре 1-й трети XIX в. (ГЛМ) святой, находящийся в верхнем ряду 3-м слева, ошибочно назван Герасимом. Е. представлен в правой группе Киево-Печерских чудотворцев на иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание, см.: «И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. - в 8-м ряду 2-м слева, на раскрашенной литографии из мастерской А. Абрамова 1883 г. (ГРМ, см.: Рус. мон-ри: Искусство и традиции/ГРМ. СПб., 1997. С. 169) - в 3-м ряду крайним справа. В иконографии «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной под рук. свт. Афанасия (Сахарова) иконописцем мон. Иулианией (Соколовой) ,- иконы 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ) - образ Е. включен в группу чудотворцев Ближних пещер в нижней части композиции.

http://pravenc.ru/text/190115.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009