В 1941-1944 гг. о-в Коневец отошел к Финляндии. 8 окт. 1941 г. игум. Маврикий и иеромонахи Максим и Дорофей на неск. дней вернулись на Коневец с надеждой организовать возвращение братии. 13 янв. следующего года иером. Максим, мон. Феофан и послушник Андрей Пешков вновь побывали на Коневце. Иноки жили на острове с солдатами, работали в поле и саду. По воспоминаниям послушника Андрея, «в лесу и около скитов то и дело попадались разрубленные и оскверненные иконы, порванные книги». К 40-м гг. XX в. были уничтожены образа во всех иконостасах, кроме Никольского храма, куда иноки снесли все найденные на острове иконы и где с авг. начали регулярно совершать богослужения. В скитах иконы были изрезаны ножами, из собора пропали иконы кисти Боровиковского. В авг. на Коневец прибыл наместник иером. Адриан. Игум. Маврикий скончался 12 февр. 1944 г. в эвакуации. Чин его отпевания в кафедральном соборе Куопио возглавлял архиеп. Герман (Аав). По желанию игум. Маврикия его тело перевезли на Коневец, и находившиеся там наместник иером. Адриан и иером. Максим похоронили покойного за алтарем собора, рядом с его предшественником архим. Никандром (могила обнаружена по воспоминаниям послушника Пешкова). Осенью 1942 г. Коневец все чаще подвергался бомбежкам. 19 июня 1944 г. братия эвакуировалась. Иеромонахи Максим и Адриан оставались на острове вплоть до 19 авг. 1944 г., когда Коневец вновь отошел к Советскому Союзу. Наместник иером. Адриан погиб в этот день вместе со мн. гражданскими лицами во время бомбардировки ст. Элисенваара. 1944-1990 гг. В 50-х гг. XX в. стареющая коневская братия в Финляндии была вынуждена большую часть земли сдать в аренду, а скот продать. В составе братии остались всего 9 чел., в т. ч. опытный иером. Дорофей (Беляков), известный по книге С. Н. Большакова «На высотах духа». Возглавлял обитель игум. Петр (Йоухки; † 1980), назначенный из Нововалаамского монастыря . 26 окт. 1945 г., после визита в Финляндию митр. Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) , братия (25 чел.

http://pravenc.ru/text/1841922.html

В 1591 г., по повелению царя Феодора Иоанновича, монастырь был возобновлен в г. Кола (130 км на юг от Печенги). Но монастырь так и не достиг того процветания, которое он имел при Трифоне. В 1764 г. указом Екатерины II монастырь был и вовсе закрыт, но на Печенгской земле оставалась небольшая часовенка во имя Сретения Господня (построена в 1707 г.), небольшой храм-часовня во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба (1564 г.), часовня во имя великомученика Георгия Победоносца (1564 г,, ныне это территория Норвегии, г. Нейден) и нескольких часовенок на полуострове Рыбачьем, построенных или самим Трифоном, или его учениками. В конце XIX века, когда был поднят вопрос об улучшении благосостояния северных окраин, решено было возродить Трифонов Печенгский мужской монастырь. Были собраны необходимые средства, братия Соловецкой обители получила благословение Священного Синода возродить монастырь. Уже к началу двадцатого столетия в Верхнем монастыре красовался трехпрестольный Сретенский храм с приделами Успенским и преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. В 1908 г. в Нижнем монастыре был освящен деревянный храм Рождества Христова. В 1911 г. для моряков и рыбаков в Печенге на берегу залива выстроен Николо-Андреевский храм. К монастырю была приписана церковь Бориса и Глеба на Пазреке, обновленная в 1874 г. Четверть века в ней служил замечательный миссионер, священник Константин Щеколдин. Благодаря стараниям другого замечательного подвижника, архимандрита Ионафана (умер в 1913 г.), монастырь за 20 лет превратился в оплот русской государственности и культуры на Русском Севере, став при этом крупнейшим высококультурным и прибыльным хозяйством на Кольской земле. В 1920 г. Печенгская земля отошла к Финляндии, в церкви Рождества Христова служили лютеране. Монахи монастыря в 30–40-е годы все перебрались в Нововалаамский монастырь в Финляндии. В 1944 г. во время боевых действий был разрушен Сретенский храм Верхнего монастыря. В 1944–45 гг. храм Нижнего монастыря использовался военными в своих нуждах.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На зап. стене находятся картины кисти А. Константинова, написанные им в С.-Петербургской АХ: «Иисус исцеляет десять прокаженных» (из монастырской больницы) и «Иисус призывает мытаря Закхея» (из иконописной мастерской). Архитектурный ансамбль Архитектурный ансамбль составляют 3 храма: кафоликон мон-ря - Спасо-Преображенский собор (также - Новый храм; 1975-1977), ц. преподобных Сергия и Германа Валаамских (зимняя, в здании главного храма, сев. придел), храм Всех святых, на Валааме просиявших (бывш. Спасо-Преображенский, именуемый также старым храмом (vanha kirkko, 1940)); 3 часовни: кладбищенская во имя прп. Германа (Зырянова) Аляскинского (1981), свт. Николая Чудотворца на монастырской пристани (1987), в честь Рождества св. Иоанна Предтечи у могилы схиигум. Иоанна (Алексеева) (2005); 2 звонницы - одна является конструктивной частью кафоликона; 2-я находится рядом со Старым храмом и используется при совершении в нем богослужений. С юж. стороны мон-ря в конце еловой аллеи в 2017 г. было начато строительство врат и деревянной ограды (освящение ожидается в кон. лета 2018). В будущем планируется замена деревянной ограды кирпичной. Постройка нового Спасо-Преображенского храма была приурочена к празднованию 800-летия Православия в Финляндии. Проект храма был выполнен фин. архитектором рус. происхождения И. Н. Кудрявцевым (1904-1995), высланным из Ленинграда в 1938 г. Храм был построен на средства попечителей и при поддержке фин. правительства. Освящение состоялось 5 июня 1977 г., его совершил архиеп. Карельский и всей Финляндии Павел (Олмари-Гусев) в сослужении еп. Ладожского Марка (Шавыкина), еп. Питтсбургского и Западновиргинского Феодосия (Лазора) , священнослужителей ФПЦ, настоятеля обители игум. Симфориана и казначея иеродиак. Германа (Левинена). За основу проекта храма архитектор взял образцы храмовой архитектуры Сев.-Зап. Руси - Псковской и Новгородской земель. Четырнадцать колоколов храмовой звонницы были привезены братией с о-ва Валаам в 1940 г. Иконы на дверях главного входа в храм выполнены методом ртутного золочения.

http://pravenc.ru/text/2577805.html

Религиозно-культурный фестиваль «Церковные дни» прошел в Финляндии 15 июня 2010 г. 17:21 С 11 по 13 июня 2010 года в финском городе Йоенсуу под эгидой Финляндской Автономной Православной Церкви проходил религиозно-культурный фестиваль «Церковные дни», собравший представителей духовенства, богословов и деятелей искусства из всех городов Финляндии. По приглашению Архиепископа Карельского и всей Финляндии Льва и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в мероприятиях «Церковных дней» принял участие доцент Санкт-Петербургской духовной академии иеромонах Кирилл (Зинковский). Почетным гостем фестиваля стал Константинопольский Патриарх Варфоломей , к официальному визиту которого было приурочено проведение этого мероприятия. Его Святейшество посетил Православную духовную семинарию в Йоенсуу и Нововалаамский мужской монастырь. 12 июня в Йоенсуу Святейший Патриарх Варфоломей выступил перед участниками фестиваля с докладом «Церковь — надежда творения», посвященным православному богословскому и нравственному осмыслению экологических проблем современности. Визит Предстоятеля Константинопольской Православной Церкви в Финляндию завершится 15 июня встречей с Президентом Финляндии Т. Халонен. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/265176.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Финляндская автономная Православная Церковь АЛЕКСИЙ (Рантала Петри; 1980-1984), викарный еп. г. Йоэнсуу Финляндской Автономной Православной Церкви (1980-1984) ЛЕВ (Макконен; род. 1948), архиеп. Хельсинки и всей Финляндии, предстоятель Финляндской Православной Церкви (ФПЦ). НОВОВАЛААМСКИЙ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Финляндской Православной Церкви (ФПЦ) К-польского Патриархата (в 1945-1957 находился в юрисдикции Московского Патриархата с адм. подчинением ФПЦ) ПАВЕЛ [Олмари Ирьё; Гусев Георгий] (1914-1987), архиеп. Карельский и всей Финляндии, предстоятель Финляндской Православной Церкви (ФПЦ) (29 авг. 1960 - 15 сент. 1987), церковный писатель, музыкант

http://pravenc.ru/rubrics/121602.html

Прп. Нил Скитский принимает от учеников рукоделие. Миниатюра из рукописи. 1-я пол. XVIII в. (Нововалаамский мон-рь. XII. 100. Л. 1 об.) Прп. Нил Скитский принимает от учеников рукоделие. Миниатюра из рукописи. 1-я пол. XVIII в. (Нововалаамский мон-рь. XII. 100. Л. 1 об.) Н. особо почитался в старообрядческой среде. Выговский книжник Семен Денисов - автор «Слова воспоминательного о святых чюдотворцех, в России воссиявших, яко о святости жития тако и о преславных чюдесехъ ихъ» - писал о преподобном так: «Нил - премудрый скитский учитель, и великоразсудный наставникъ» (ГИМ. Муз. 1510. Л. 9 об., XVIII в.). Старообрядцы приписывали Н. ряд духовных сочинений: «О еже не презирати иноку уставленаго ему правила и иже нерадив и без ума в нем пребывати или безвременно исходити кому от своея клия нужд и о прочихъ иже неподобна суть инокомъ и яко нерадящих о сих отлучевают божественная писания» (ГИМ. Востр. 1207. Л. 136 об.- 153 об.; на верхних полях листов с этим текстом находятся надписания: «О правил Нила», «преподобнаго Нила Скит»); «Правило келейное, составленное во изящныхъ древних подвижникъ старца Нила Кирилова монастыря» (Там же. Л. 154-156 об.). Выговский иконописный подлинник сохранил уникальное описание облика святого, где он уподоблен прп. Ефрему Сирину (РНБ. О. XIII. I. Л. 123 об.; опубл.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 184). Тропарь и кондак Н. находятся в старообрядческом Месяцеслове XIX в. (ВГИАХМЗ. 12968. Л. 41-41 об.; рукопись бытовала в Тарногском р-не Вологодской обл.). В сент. 1841 г. при строительстве каменного храма в Ниловой пуст. неподалеку от гробницы преподобного были обнаружены нетленные мощи. Впосл. иеросхим. Нил (Прихудайлов) в «Автобиографии» свидетельствовал: «…место же, над коим стояла гробница препод. Нила в церкви на древянном полу оставалось неприкосновенным. Но близ его вырыли главу, т. е. чрепъ и все прочие кости и составы, кои были особливо очень чисты! Желтаго цвета - и даже нечто особое имели - что я видя и обоняя взял их и обмыв положил во особой ящичек и хранил до времени окончания строительства храма, хотя и по освящении на том же где были месте погребсти в землю» (КБМЗ.

http://pravenc.ru/text/2577607.html

Через раскол – к единству? Иеродиакон Иаков Можно ли, отстранившись от братьев во Христе под предлогом канонических указаний, сохранить единство церквей и как это отразиться на будущем христианства? Рассуждает иеродиакон Иаков, насельник Спасо-Преображенского Нововалаамского монастыря ... Больше материалов Помочь Преданию § Рассылка Новинки Блога Новинки и подборки Живого Предания каждую неделю в вашем почтовом ящике. В любую погоду и при любом настроении. Группа Вконтакте — Фонд учрежден в 2009 году для сбора средств и помощи нуждающимся. © 2008-2022 Благотворительный фонд «Предание». 115162, Россия, г. Москва, улица Шухова, д. 17, корп. 2. Учётный номер в реестре НКО Распространение материалов сайта в печатных изданиях и интернет-ресурсах возможна только в рамках Пользовательского соглашения

http://blog.predanie.ru/article/tag/edin...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009