Богослужение в Троицко-Благовещенской ц. совершалось до 1933 г. В том же году, после закрытия храма, рака с мощами Е. поступила в Устюженский краеведческий музей. В 1936 г. мощи Е. были вскрыты, нек-рое время выставлялись в антирелиг. экспозиции музея, затем хранились в фондах, в 1954 г. рака 1913 г. была сдана в металлолом. 14 июня 1991 г. мощи Е. были переданы Русской Церкви, ныне почивают в приделе во имя сщмч. Антипы в Казанской ц. Устюжны в раке 1799 г. Почитание К сер. XVII в. были составлены 2 тропаря и кондак Е., помещенные в конце Жития святого, в тропаре отмечается нетленность мощей преподобномученика. Имя Е. встречается в рукописных святцах ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 80), внесено в «Описание о российских святых» (С. 181, известно в списках XVIII-XIX вв.), Е. назван «начальником обители святаго апостола Иоанна Богослова» (ц. во имя ап. Иоанна Богослова была возведена в пустыни в 1682). Прмч. Евфросин Синозерский. Фрагмент росписи братской трапезной Нововалаамского мон-ря в Финляндии. Иконописец архим. Зинон (Теодор). Кон. XX - нач. XXI в. Прмч. Евфросин Синозерский. Фрагмент росписи братской трапезной Нововалаамского мон-ря в Финляндии. Иконописец архим. Зинон (Теодор). Кон. XX - нач. XXI в. После возобновления в 1619 г. Синозерский мон-рь получал многочисленные вклады, что, по-видимому, было связано с широко распространившимся почитанием Е. В 1636 г. обитель по царской грамоте была наделена землей вдоль р. Чагодощи, о земельных пожалованиях мон-рю сообщают грамоты царей Алексея Михайловича и Феодора Алексеевича . Алексей Михайлович пожертвовал в мон-рь колокол, о чем сообщала надпись на нем. Во 2-й пол. XVII в. в Синозерскую пуст. делали вклады представители московской и местной знати - князья Черкасские, Волконские, бояре Морозовы, Нарышкины, Пушкины, стольники Леонтьев, Львов, Дашков, местные дворяне Ушаковы, Булгаковы, Батюшковы, царские духовники протопопы Стефан Вонифатьев и Меркурий Гаврилов. В обители с 1635/36 по 1700 г. велась вкладная книга (до сер. XIX в. хранилась в Троицко-Благовещенской ц., впосл. была утрачена).

http://pravenc.ru/text/187852.html

XV - XVI в.: Кат./ГММК. М., 2016. С. 204-215. Кат. 17), есть композиции, иллюстрирующие главу Жития «О приходе старца Никифора к нему [прп. Александру]» (клейма 47-49: Н. приходит к прп. Александру, через нек-рое время сообщает ему о намерении отправиться в Киев, получает благословение на отшествие из мон-ря). Н. изображен средовеком с бородой средней длины, в обычной монашеской одежде, с куколем на плечах, вокруг головы обозначен нимб. Этот образ лег в основу житийной иконы со 104 клеймами, вложенной в 1591/92 г. «ко гробу» прп. Александра московским царским дьяком Семеном Емельяновым (Лодейнопольский ист.-краевед. музей). На иконах святого «в деянье» с меньшим количеством сюжетов, напр. на вкладном образе с 39 клеймами дьяка Захария Богдана Силина 1655 г. (из местного ряда иконостаса Преображенского собора Свирского мон-ря, ГРМ; см.: Русские мон-ри: Искусство и традиции. СПб., 1997. С. 74) рассказ о Н. ограничен только композицией прихода старца в обитель (клеймо 19; изображен без нимба). Эта иллюстрация встречается также в лицевых списках Жития прп. Александра Свирского сер. XVIII - нач. XIX в., насчитывающих более 50 миниатюр (РГАДА. Ф. 188. Оп. 1. Д. 1209; ГИМ. Муз. 344; Музей Правосл. Церкви в Куопио (Финляндия), 59; Нововалаамский мон-рь (Финляндия), XII.212). Так, на миниатюре с изображением Н. и прп. Александра из рукописи в собрании Нововалаамского мон-ря (кон. 10-х гг. XIX в.) подчеркнута особая деталь облика пришедшего в обитель подвижника - железные вериги («…велию тягость железну на себе носящи, яко и оужем железным превившуся ему по всему телу, и еще же и чепем многым о чреслех его препоясаным» - РГБ. Ф. 304.II. 269. Л. 66-66 об.; XVII в.). Н. нарисован в профиль, с небольшой, выступающей вперед бородой, одет в коричневый подрясник и черный клобук с воскрилиями, обут в черные сапоги, нимб отсутствует. Фрагментом иконостаса на паперти Успенской ц. Валаамского мон-ря является горизонтальный образ с 2 событиями из Жития прп. Александра Свирского (1786, поновление - 1853, Нововалаамский мон-рь в Финляндии; см.: Sipola.

http://pravenc.ru/text/2565530.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКАРИЙ Прп. Макарий Высокоезерский. Фрагмент иконы «Собор святых, в земле Карельской просиявших». 1876 г. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) Прп. Макарий Высокоезерский. Фрагмент иконы «Собор святых, в земле Карельской просиявших». 1876 г. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) (Сокорин (Сокирин) Марк; не ранее 1630, весь Тимофеевская Чарондской округи (в наст. время Белозерский р-н Вологодской обл.) - 9.10.1683, Высокоезерский мон-рь), прп. (пам. 21 мая - в Соборе Карельских святых), основатель Макариевой Высокоезерской пуст. (ныне урочище Высокозерский Погост на Кривозере (Вытегорский р-н Вологодской обл.)). Единственным источником сведений о М. является его краткое Житие, составленное в 1683 г. свящ. Иосифом Титовым. Списки Жития редки; один из них, датированный XVIII в., находился в б-ке Е. В. Барсова, другой входил в состав «Летописи Высокоезерской церкви» (опубл.: Крупкин. 1914); местонахождение рукописей в наст. время неизвестно. В годы царствования Алексея Михайловича (т. е. не ранее 13 июля 1645) в возрасте 15 лет М. был взят на военную службу. Вернувшись после 20 лет службы, он отправился в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь , где принял постриг и прожил «многое время» (между 1665 и 1673). 9 июня 1673 г., в день памяти прп. Кирилла Белозерского, он услышал Божественный голос, повелевший идти на запад: «Тамо ти место уготовано, хощу тя сотворити преподобномученика». М. увидел огненный столб «от земли до небеси», который привел его на Новгородскую землю, в Винницкую вотчину, на оз. Высокое (Кривозеро). Столб остановился посередине озера, указывая место, где должна быть основана обитель. В течение 7 лет М. копал ров между озерами Высоким и Нижним, чтобы осушить озеро. В 1680 г. на том месте, где стоял столб, М. построил деревянную ц. в честь Воскресения Христова и собрал братию. Через 3 года после основания обители на М. напали разбойники, «биша и огнем жгоша и древянныя стрижицы за ногти ему в руки и в ноги вогнаша, всячески мучиша и оставиша его еле жива суща, братию его разграбиша». Умирающего от ран М. нашел и причастил свящ. Иосиф Титов. По повелению М. он написал его Житие: «...и повеле ми, многогрешному попу Иосифу, житие свое списати при кончине живота своего и сказа мне вся подробно; аз же многогрешный поп житие его списах и в пустыни оставих церкви Божии». Священник похоронил подвижника в Высокоезерской пуст.

http://pravenc.ru/text/2561318.html

Как правило, И. представлен благословляющим, в архиерейской мантии или в рясе и клобуке, с наградами. Наиболее ранний парадный живописный портрет создан худож. Г. И. Яковлевым в 1861 г. (ГЭ; см.: Русское искусство в Эрмитаже: Знаменитые и забытые мастера XIX - 1-й четв. XX в.: Кат. выст. СПб., 2007. С. 60-61. Кат. 48), т. е. вскоре после назначения И. митрополитом Новгородским и С.-Петербургским. Портрет находился в древлехранилище Александро-Невской лавры (см. фотографию 1913 г.: Свято-Троицкая Александро-Невская лавра. 2006. С. 210). И. изображен в интерьере с колонной (на ее базе - подпись автора и дата), почти поколенно, в небольшом повороте вправо, пальцы правой руки сложены в благословляющем жесте, в левой - жезл с навершием в виде посоха и со светлым сулоком. Митрополит в синей рясе, в архиерейской мантии фиолетового цвета и в светлом, расшитом золотом омофоре, на голове - белый клобук с алмазным крестом, на груди - панагия с образом Иисуса Христа, крест с камнями, ордена св. Александра Невского (с алмазными знаками), св. Владимира 2-й степени, греч. орден Спасителя Большого Креста, к-рый И. получил незадолго до исполнения портрета. Исидор (Никольский), митр. Новгородский и С.-Петербургский. Портрет. После 1883 г. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) Исидор (Никольский), митр. Новгородский и С.-Петербургский. Портрет. После 1883 г. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) На подписном поколенном портрете 1876 г. из Митрополичьего корпуса Александро-Невской лавры ( Зеленина. 2009. С. 48) И. представлен почти фронтально, с немного разведенными в стороны руками (благословение именословное, в левой руке - высокий жезл со змеевидным навершием и с белым сулоком). Иерарх облачен в коричневую рясу, темно-голубую архиерейскую мантию с красными скрижалями, на голове - белый клобук, на панагии - образ Спаса Нерукотворного; орденские знаки и звезды св. Андрея Первозванного (с алмазами) и св. Владимира. К этому же типу принадлежит поясной копийный портрет И. 1893 г., предположительно выполненный с оригинала сер.

http://pravenc.ru/text/674896.html

По окончании Троицкой семинарии Н. С. Клементьевский был оставлен при академии митр. Московским Платоном (Левшиным) , 8 янв. 1809 г. назначен учителем греч. и евр. языков, 6 сент. 1811 г. переведен преподавателем в высший лат. грамматический класс с сохранением должности учителя евр. языка. 10 янв. 1812 г. переведен на преподавание в класс высшего красноречия и риторики как первый кандидат на эту должность «по отличным дарованиям и по практическому знанию языков и словесности» с жалованьем 325 р. в год (РНБ ОР. Ф. 15. А-141. Л. 4-4 об.). В 1812 г. в Троицкой семинарии учителем греч. языка был его брат И. С. Клементьевский-Платонов. 4 февр. 1812 г. митр. Платон подал ходатайство о разрешении на постриг Н. С. Клементьевского в монашество. 6 марта 1812 г. был получен указ Синода и 9 апр. того же года в храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких ректор Троицкой семинарии архим. Евгений (Казанцев) совершил монашеский постриг Клементьевского с именем Никанор в честь ап. Никанора, а 21 апр. митр. Платон рукоположил его во диакона. Это было последнее рукоположение, совершенное митрополитом; при этом он сказал Н.: «Храни обеты, иди путем смирения и терпения; будешь первенствовать в соборе владык» ( Здравомыслов. 1897. С. 192). В день погребения митр. Платона, 16 нояб., в Троицком соборе лавры архиеп. Московским Августином (Виноградским) Н. был рукоположен во иерея, 19 июня 1813 г. назначен проповедником Московской Славяно-греко-лат. академии и соборным иеромонахом Донской иконы Божией Матери мужского монастыря . 23 янв. 1814 г. произнес надгробное слово при погребении в Донском мон-ре Н. Н. Бантыш-Каменского , обратив на себя внимание митр. Новгородского и С.-Петербургского Амвросия (Подобедова) . Никанор (Клементьевский), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский. Портрет. Сер. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) Никанор (Клементьевский), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский. Портрет. Сер. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) Рекомендован архиеп. Августином Комиссии ДУ в качестве бакалавра исторических наук в учрежденную по новому уставу МДА: «Как проповедник иеромонах Никанор имеет отличные способности и сведения» ( Смирнов. 1879. С. 4). 19 авг. 1814 г. определен бакалавром церковной истории, 22 окт.- членом цензурного комитета при МДА. Избран помощником архим. Филарета (Амфитеатрова) , инспектора МДА. Архиеп. Августин предлагал выбрать другого помощника, потому что собирался поставить Н. наместником лавры (назначен 31 окт. 1814), но Н. согласился исполнять обе должности. 8 нояб. 1814 г. в московском Архангельском соборе архиеп. Августином возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем второклассного Вифанского в честь Преображения Господня мужского монастыря с оставлением при МДА в должности бакалавра церковной истории. 27 апр. 1818 г. назначен членом конференции МДА.

http://pravenc.ru/text/2565314.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НОВОВАЛААМСКИЙ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Собор в честь Преображения Господня. 1977 г. Архит. И. Н. Кудрявцев Собор в честь Преображения Господня. 1977 г. Архит. И. Н. Кудрявцев [Фин. Valamon Kristuksen kirkastumisen luostari] Финляндской Православной Церкви (ФПЦ) К-польского Патриархата (в 1945-1957 находился в юрисдикции Московского Патриархата с адм. подчинением ФПЦ). Основан монахами Спасо-Преображенского Валаамского мужского монастыря , эвакуированного с островов Валаамского архипелага на Ладожском оз. и получившего новое место пребывания в 1940 г. в коммуне Хейнявеси (маакунта (обл.) Этеля-Саво (Юж. Саво) в ляни (губернии) Итя-Суоми (Вост. Финляндия); ныне в маакунте Похйойс-Карьяла (Сев. Карелия)). Н. м. расположен на полуострове, с западной и северной сторон окружен оз. Юоярви, с вост. стороны - заливом этого озера. Общая площадь принадлежащих мон-рю земель - 450 га (90% - лесные угодья), из к-рых 350 находятся непосредственно рядом с обителью (приобретены в 2 этапа в 1940: по 1-й купчей - 300, по 2-й - еще 50) и 100 га - в Похйойс-Карьяла. История С началом советско-фин. войны (1939-1940) советские самолеты 5 дек. 1939 г. начали бомбить Спасо-Преображенский Валаамский мужской мон-рь. В 1940 г. обитель, с 1917 г. находившаяся на территории независимой Финляндии, была вынуждена сменить местоположение. Эвакуация монастырской братии (на 1939 - 205 чел.) проходила в 2 этапа: в дек. 1939 г. обитель покинули ее насельники, имеющие российское гражданство или нансеновские паспорта; после очередной бомбардировки мон-ря авиацией Балтийского флота РККФ ночью 4 февр. 1940 г. его во главе с игум. Харитоном (Дунаевым) покинули те из числа братии, кто имели гражданство Финляндии. Наиболее ценное имущество мон-ря было эвакуировано еще до начала войны ( Kohonen. 1982. S. 276). Основные работы по эвакуации проходили в марте 1940 г. под рук. наместника мон-ря иером.

http://pravenc.ru/text/2577805.html

на средства гр. Н. П. Шереметева. В Никольском соборе Порхова сохранилась икона 2-й пол. XIX в. с образом Н. во гробе (Жизнь и подвиги преподобного отца нашего Никандра Псковского пустынножителя и чудотворца. 2007. С. 201). Судя по скрещенным на груди рукам и закрытым глазам преподобного, она также могла быть надгробным образом. Прямолично, с тем же текстом на свитке, что и на образе ок. 1792 г. на раке с мощами, Н. изображен на иконах: 2-й пол. XIX в. из ц. Богоявления в с. Подоклинье Порховского р-на Псковской обл. (Жизнь и подвиги преподобного отца нашего Никандра Псковского пустынножителя и чудотворца. 2007. С. 165); рубежа XIX и ХХ вв. из той же церкви и на эстампе на авантитуле кн. «Жизнь и подвиги преподобнаго отца нашего Никандра Псковского чудотворца» (1880); аналогичная по иконографии эстампу фототипия 1883 г., напечатанная в типографии Елеонского и Ко, хранится в ГМИР. Иконография Н. изменилась: на голове святого появился островерхий куколь, закрывающий лоб до самых бровей, широкая схима надета поверх длинной мантии, складки которой лежат на поземе, в правой руке (или на запястье) - четки. На обеих иконах из ц. Богоявления борода Н. доходит до середины груди, однако на эстампе длиннее, с ней сливаются лежащие на плечах длинные седые волосы. На небольшой иконе кон. XIX - нач. ХХ в. (частное собрание) повторяется этот же извод, но без четок, и надпись на свитке не читается. В том же иконографическом изводе, на фоне своей обители, Н. предстает на иконах 2-й пол. XIX в. (Музей рус. иконы, Москва (см.: «В начале было Слово...». Кат. выст./Ред и сост.: И. А. Шалина. М., 2013. Кат. 66. С. 202); Никандрова пуст.). Правая рука святого с четками на пальцах полуопущена (указывает на свиток). На двух иконах вверху помещен образ «Благовещение Пресв. Богородицы», к-рый поддерживают 2 ангела. Очевидно, эти иконы являются списками с одного оригинала (отличия только в колористических оттенках). Еще одна икона Н. этого извода в варианте на фоне леса находится в ц. прп. Варлаама Хутынского на Званице в Пскове. Она написана во 2-й пол. XIX в. (масляная живопись на холсте), правая рука Н. с благословляющим жестом. Прп. Никандр Псковский с видом Никандровой пуст. Гравюра. Кон. XVIII — нач. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) Прп. Никандр Псковский с видом Никандровой пуст. Гравюра. Кон. XVIII — нач. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия)

http://pravenc.ru/text/2565254.html

и., внизу - текст молитвы Пресв. Богородице. В кон. XIX в. были широко распространены литографические иконы с воспроизведением чудотворного образа с текстами тропаря и кондака (собрание Нововалаамского мон-ря). После первой мировой войны территория, на к-рой находилась Коневская обитель, отошла Финляндии. К. и. хранилась во Введенском храме до 1940 г., когда мон-рь эвакуировался, братия поселилась на ферме Хиекка в коммуне Кейтеле. В 1956 г. неск. монахов переехали в Нововалаамский монастырь близ Хейнявеси, главной святыней которого стала чудотворная К. и. Коневская икона Божией Матери. 1-я пол. XIX в. (Музей русской иконы) Коневская икона Божией Матери. 1-я пол. XIX в. (Музей русской иконы) После исследований и реставрации К. и. в Москве и Хельсинки в 1976 г. икону вернули в Нововалаамский мон-рь. Со времени возведения Преображенского собора (1977) и специально задуманного для ее хранения сев. придела она помещается в 2-стороннем киоте, благодаря чему видны обе стороны образа. До отправки на реставрацию икона пребывала в ризе, к-рая находится в Музее Православной Церкви в Куопио. В основе композиции К. и. лежит иконография «Одигитрия» (левосторонняя), но Младенец развернут к предстоящим. Только иконам этого извода свойственны следующие черты: одеяния Иисуса - белая орнаментированная рубашечка и широко раскрытый красно-коричневый или охристо-золотой хитон, одежды Пресв. Богородицы - белый плат под синим мафорием, характерным образом спущенный и переброшенный через плечо. Особенностью является птица (голубь) в руках Младенца, держащего его на длинной красной нити, что наделило иконографию в позднее время названием «Голубицкая». Устойчивая на протяжении столетий схема позволяет предполагать единый прототип, а также определенное догматическое содержание. Большинство исследователей связывают появление иконографии К. и. с влиянием итал. искусства, что подтверждают многочисленные западноевроп. памятники XIV-XVI вв., изображающие Богоматерь и Младенца Христа с птичкой. Однако есть основания думать о палеологовском происхождении образа, основные иконографические мотивы к-рого (птица, киноварная нить, позы и необычные одеяния Младенца и Богоматери) отличны от др.

http://pravenc.ru/text/1841920.html

Другие постройки. Братская трапезная была устроена в бывш. хлеву мон-ря в 1992 г. по проекту Сиитонена, окна из слюды выполнены по проекту худож. В. Ф. Татаренко, стены расписаны архим. Зиноном (Теодором), изображены преподобные Карельские просветители. Культурный центр построен в 1984 г., в нем находятся монастырская б-ка, архивохранилище, музей, ризница, конференц-зал и центр реставрации икон и произведений искусства. В 2006 г. здание было расширено. Двухэтажное здание Валаамского народного уч-ща возведено в 1989 г. рядом с Преображенским собором, в нем находятся оборудованные учебные классы и офисные помещения для сотрудников. Также в 1989 г. построена 3-этажная гостиница для учащихся. Помимо нее на территории Н. м. возведены еще 2 гостиницы для паломников и туристов. Бывшие келейные корпуса перестроены в гостевые дома (два Белых и Красный) для паломников и трудников. На территории Н. м. находятся винодельня (в 1997 запущено производство ягодных вин и ликеров, в 2015 - виски из ячменного солода) и свечной завод. Ист.: Нестор (Киселенков), игум. В иных пределах/Сост., предисл.: Н. Корнилова//Север. 1991. 9. С. 118-126; Иоанн (Алексеев), схиигум. Письма о духовной жизни/Сост.: В. Дегтярёв. М., 2007. Серг. П., 20142; Харитон (Дунаев), игум. Неопубликованные страницы дневника игум. Харитона/Сост.: Т. И. Шевченко//АиО. М., 2009. 3. С. 279-288; Клементьев А. К. Материалы к истории Спасо-Преображенского мон-ря на о-ве Валаам и в местности Папинниеми в Финляндской республике в 1939-1944 гг.//Вестн. Екат. ДС. 2017. Вып. 4(20). С. 202-372. Лит.: Ortodoksinen kirkko Suomessa/Toim. Isä Ambrosius, M. Haapio. Lieto, 1979; Kohonen N. Valamo ja sen sanoma. Helsinki, 1982; Panteleimon (Sarho), igum. Isä Johannes: Valamon vanhuksen skeemaigumeni Johanneksen (1874-1958) elämäkerta. Heinävesi, 1985; Тиркельтауб С. В., Степанов В. Н. Против Финляндии: Советская морская авиация на Балтике в войне 1939-1940 гг. СПб., 2000; Arseni (Heikkinen), arkim. Tuokiokuvia Valamosta. Heinävesi, 2000; Pyrr ö R. Veisatkaa Jumalalle, veisatkaa: Kirkkolaulu Valamon luostarissa Suomen itsenäisyyden aikana. Joensuun, 2000; Riikonen J. Kirkko politiikan syleilyssä. Joensuun, 2007; Шевченко Т. И. Валаамское охранительство: Финляндский период//Вестник ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2008. Вып. 2/3(28). С. 76-101; она же. Игум. Харитон: Спасо-Преображенский Валаамский мон-рь. М., 2011; она же. Валаамский мон-рь и становление Финляндской Православной Церкви, 1917-1957. М., 2012; Takala E. Evakkomunkit Heinävedellä: Uuden Valamon arkea, 1940-1973. Heinävesi, 2011; Сокровища Валаамского мон-ря/Сост.: архим. Сергий (Райаполви). Валаамский мон-рь, 2013; Pyhiinvaeltajan Valamo: rukousten ja työn luostari. Heinävesi, 2013; Силуан (Никитин), иером. История Финляндской Православной Церкви в 1957-1988 гг.: Дис./МДА. Серг. П., 2017.

http://pravenc.ru/text/2577805.html

Исаакия (Трофимова) и при участии военных священников фин. армии - валаамских иеромонахов Павла (Олмари-Гусева; впосл. архиепископ Карельский и всей Финляндии) и Петра (Йоухки), а также насельников обители монахов Иеракла (Майкевича) и Симфориана (Матвеева) и послушника инженера В. Н. Кудрявцева. По приказу главнокомандующего Оборонительными силами Финляндии фельдмаршала Маннергейма (маршал Финляндии с 1942) в распоряжение мон-ря были переданы грузовые автомобили; помощь при эвакуации также оказывала рота саперов фин. армии ( Клементьев. 2017. С. 213). Монастырское имущество вывозили на грузовиках по проложенной по льду Ладожского оз. дороге, затем везли по железной дороге сначала в Суолахти (ныне в маакунте Кески-Суоми (Центр. Финляндия)) и, уже летом 1940 г.,- в Куопио ( Kohonen. 1982. S. 280). Игум. Харитон писал, что у братии была возможность переселиться в США или др. страны, однако монахи решили остаться в Финляндии, где они «прожили почти всю жизнь и сделались ее гражданами» ( Шевченко. 2012. С. 261-262). 12 марта 1940 г. был подписан мирный договор, по к-рому к СССР отошли Карельский перешеек с г. Выборгом, побережье Ладожского оз. и др. территории, в т. ч. в Финском зал. и в Баренцевом м., на которых находились мужские Валаамский и Коневский в честь Рождества Пресвятой Богородицы и женский Свято-Троицкий Линтульский мон-ри. Большая часть населения этих территорий, в т. ч. 55 тыс. православных, переехали вглубь страны ( Шевченко. 2012. С. 254-255). Церковь Всех святых, на Валааме просиявших (бывш. Спасо-Преображенский). 1940 г. Церковь Всех святых, на Валааме просиявших (бывш. Спасо-Преображенский). 1940 г. 21 сент. 1941 г. Валаамский мон-рь, в к-ром были размещены советские школа юнг и военная база, заняли фин. войска. Валаамские монахи пытались возобновить монашескую жизнь на прежнем месте: 21-28 окт. игум. Харитон и неск. человек братии осматривали мон-рь; в 1942-1944 гг. присланная на о-в Валаам группа монахов совершала регулярные богослужения в храмах обители и вела хозяйственную деятельность.

http://pravenc.ru/text/2577805.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009