Схиигумен Иоанн (Алексеев, в миру Иван Алексеевич) - наиболее известный среди валаамских подвижников. Род. в 1873 г. в Тверской губ. в крестьянской семье, крещен с именем Иоанн. В 1901 г. поступил в Валаамский мон-рь, в 1906 г. зачислен послушником, в 1910 г. принял постриг с именем Иакинф. В 1921 г. его назначили настоятелем Трифонова Печенгского мон-ря. В течение неск. дней он был рукоположен во диакона и во иерея и возведен в сан игумена. Вместе с 2 недавно рукоположенными валаамскими иеромонахами совершил путь с Валаама до берега Сев. Ледовитого океана и руководил монастырем до 1932 г. Вернувшись на Валаам, 8 мая 1933 г. принял великую схиму с именем Иоанн, подвизался в Предтеченском скиту, где долгое время был единственным насельником. На зиму переезжал в главную монастырскую усадьбу. Был помощником духовника Валаамского мон-ря. Схиигум. Иоанн вел обширную духовную переписку, сохранились его письма начиная с 30-х гг. XX в. (VLA. La 7-15). Впервые собрание его писем было издано на рус. языке при его жизни, в 1956 г., под названием «Письма Валаамского старца». Позже эту книгу перевели на финский, шведский, немецкий, английский, греческий и др. языки. Схиигум. Иоанн преставился 5 июня 1958 г. в своей келье. Иеромонах Евлогий (Фёдоров) род. в Тверской губ. в крестьянской семье в 1876 г., крещен с именем Ефрем. В 1900 г. прибыл на Валаам, в 1911 г. принял постриг с именем Евлогий. Рукоположен во диакона в 1926 г., во иерея - уже на Новом Валааме в 1944 г. Имел красивый голос, его главным послушанием было клиросное пение. Служил в главном храме Валаамского мон-ря, в разных скитах, а также на подворьях мон-ря в С.-Петербурге и Москве. Кроме того, участвовал в общих сельскохозяйственных сезонных послушаниях. Преставился 7 мая 1969 г. Архимандрит Симфориан (Матвеев, в миру Петр Никитич), род. в С.-Петербурге в 1892 г. Его отец был карелом и происходил из местности Иломантси, поэтому мальчик стал подданным Великого княжества Финляндского. Поступил в Валаамский мон-рь в 14 лет: совершая паломничество с матерью, упросил ее оставить его в мон-ре.

http://pravenc.ru/text/2577805.html

На обоих портретах фоном служит лесной пейзаж с пустынькой старца (изображения пустыньки см., напр.: АФВМ. Bd: 15. Л. 45; Собрание видов местностей о-ва Валаама, рисованных с натуры худож. П. И. Балашовым, изд. усердием валаамского настоятеля игум. Дамаскина с братиею. [СПб., 1863]. 16 (литография с тоном); один из экземпляров альбома - в собрании Нововалаамского мон-ря в Финляндии). Портрет из музея в Куопио более профессиональный по художественному исполнению, близок к академической традиции. Не исключено, что до наших дней дошли оригинал и творческая копия с него, однако стилистика музейного портрета не позволяет датировать его раньше того времени, когда Н. уже был уволен с должности настоятеля и вернулся в Саров. Именно этот портрет воспроизводили на гравюрах и литографиях в посвященных обители изданиях (см., напр.: Валаамский мон-рь. СПб., 1864; Валаамский мон-рь и его подвижники. СПб., 18892; Старческое наставление о. Назария. 1912). Живописный портрет Н. украшал интерьер его уединенной кельи в пустыньке: «изнеможенное лицо с зоркими глазами» ( Немирович-Данченко В. И. Наши мон-ри: Очерки и рассказы. СПб., 19045. С. 68 (Валаам); Валаамский патерик. Сортавала; М., 2003. Т. 2. С. 5). По-видимому, изображения игумена-возобновителя не раз повторяли на Валааме вплоть до нач. XX в.: напр., заказ на портреты игум. Дамаскина (Кононова) и Н. поступил от эконома архиерейского дома Перми в 1914 г. (АФВМ. Ba: 1. Тетрадь «Живописная 1914 г.». 234. Л. 3). Прп. Назарий Валаамский. Гравюра А. Афанасьева. Ок. 1853 г. Прп. Назарий Валаамский. Гравюра А. Афанасьева. Ок. 1853 г. С художественной культурой Саровской Успенской пуст. связано появление гравированных и литографированных портретов Н., восходящих к неизвестному, очевидно утраченному, живописному произведению. По облику и чертам лица подвижника подписная гравюра А. Г. Афанасьева (ок. 1853, из собрания П. С. Уваровой, ГИМ), выполненная преимущественно пунктиром, из саровского цикла портретов настоятелей и подвижников (первоначально серия существовала в виде отдельных листов и иллюстраций в кн.: Авель (Ванюков), иером.

http://pravenc.ru/text/2564620.html

Х. Дудиным (находился в Преображенском соборе у раки свт. Филиппа, затем в ризнице, ГММК, см.: Сохраненные святыни. 2001. С. 200-201. Кат. 68). В 60-90-х гг. XIX в. обитель покупала кресты и финифтяные образки Соловецких чудотворцев в Ростове: «...размером в один вершок, одну вторую вершка, с монастырем, без монастыря, в овале, в меди, в серебряной и медной оправе» (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3189. Л. 32 об.; РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Т. 2. Д. 5563. Л. 18; Д. 5579. Л. 19-24; Ф. 1183. Оп. 1. Д. 116. Л. 109, эмалевые иконы хранятся в собраниях ГМЗРК, ЦМиАР, СГИАПМЗ). В известном центре художественных изделий из серебра - с. Красном Костромской губ.- мон-рь неоднократно приобретал образки, кресты, металлические цепи. На маленьких нательных крестах изображали поясные фигуры З. и С. Ростовые фигуры святых помещены на кожаной обложке помянника, тисненной в Соловецком мон-ре, на печатях для просфор, на колоколе ( Оловянишников Н. И. История колоколов и колокололитейное искусство. М., 19122. С. 147; Наследие Соловецкого мон-ря. 2006. С. 118, 275-276. Кат. 176, 498-501). Рельефные изображения З. и С. на фоне мон-ря представлены на стеклянных бутылочках для св. воды и масла разных форм и размеров (АОКМ, СГИАПМЗ). В иконописи XX в. З. и С. возглавляют группу Соловецких чудотворцев на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ) и на иконах этого извода кон. XX - нач. XXI в. в храме Христа Спасителя, в ц. Воскресения Христова в Сокольниках, в ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках в Москве. Под рук. мон. Иулиании в 1952-1953 гг. исполнена икона «Всея России чудотворцы в молении Божией Матери» с изображением наиболее почитаемых рус. преподобных, в т. ч. З. и С., из ц. св. Илии Пророка во 2-м Обыденском пер. Москвы. Фигуры З. и С. включены в стенопись братской трапезной Нововалаамского мон-ря в Финляндии (1992, худож. архим. Зинон (Теодор) ). Примерами совр. иконографии преподобных являются рисунки для Миней МП работы прот.

http://pravenc.ru/text/200051.html

СПб., 1891. С. 355. (ЗИФФ; 24)). Портрет-«персона» Д. был воспроизведен в черно-белом варианте в изданиях кон. XIX в. (Летописец о ростовских архиереях. СПб., 1890. С. XI), тогда же появились иконы, повторяющие его иконографию и детали облачения (образ кон. XIX - нач. XX в. на золотом фоне, с частицей мощей святого, из Преображенского собора Нововалаамского мон-ря в Финляндии). Сохранились упоминания о др. ранних портретах Д. на холсте, в частности нач. XVIII в. из ц. Благовещения Богородицы Александро-Невской лавры (работа лаврского иером. Ионы?) - святитель был представлен в келье, вверху «5 купидонов с книгами в руках», у одного свиток с виршами: «Жизнь святых пространна...» ( Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 1. Стб. 696; фотография фрагмента портрета - Лушев А. М. Ист. альбом портретов известных лиц XVI-XVIII вв. СПб., 1870. С. 9; гравюра работы Л. А. Серякова с портрета - Полевой П. Н. История рус. лит-ры в очерках и биографиях (862-1852). СПб., 1872. С. VIII, 187). Нек-рые из них впосл. были переданы в храмы и почитались в качестве икон, напр. портрет, подаренный самим Д. тамбовскому помещику К. Ф. Ушакову, «обращен в образ и поставлен в церкви села Нестерова Елатомского уезда» (копия с него хранилась в собр. М. П. Погодина в Москве - Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 239), а дар святителя П. И. Никитину вложен в ц. во имя св. блж. Николая Кочанова в Новгороде (РНБ. Тит. 2647. Л. 172-172 об.). Прижизненный портрет Д. (его подарок «некоему Брылкину») находился в приделе во имя Д. ц. прп. Симеона Столпника на Поварской ул. в Москве ( Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 1. Стб. 696, назван «иконой-портретом»). Ватопедская икона Божией Матери. Сер. - 2-я пол. XVI в. Принадлежала свт. Димитрию Ростовскому (Спасо-Иаковлевский мон-рь в Ростове) Ватопедская икона Божией Матери. Сер. - 2-я пол. XVI в. Принадлежала свт. Димитрию Ростовскому (Спасо-Иаковлевский мон-рь в Ростове) Еще одно прижизненное изображение Д. было передано из Киева духовнику императрицы прот.

http://pravenc.ru/text/178011.html

После советско-финляндской войны 1939-1940 гг., во время к-рой Г. призывал молиться о победе Финляндии, значительная часть правосл. приходов Карелии, Валаамский, Коневский и Трифонов Печенгский мон-ри оказались на территории СССР; братия мон-рей и более 50 тыс. правосл. жителей этих земель были эвакуированы в Финляндию. После кратковременной фин. оккупации Вост. Карелии во время второй мировой войны, в 1944 г., Вост. Карелия окончательно вошла в состав СССР. Одной из основных для Г. задач в этот период стало решение проблем, связанных с окормлением оказавшихся в Финляндии правосл. беженцев. В 1940 г. в Папинниеми (близ Куопио) для размещения братии Валаамского и Коневского мон-рей был основан Нововалаамский мон-рь ; в 1949 г. Г. добился от правительства Финляндии обязательств по обеспечению строительства храмов для вновь созданных беженцами правосл. общин. Перед окончанием второй мировой войны ряд клириков и мирян ФПЦ, а также большая часть братии Валаамского и Коневского мон-рей направили прошения о принятии их в РПЦ, что заставило Г. искать пути сближения с Московским Патриархатом. Весной 1945 г. Г. обратился к Патриарху Алексию I с письмом, в к-ром поздравил его с избранием на Патриарший престол и отметил необходимость разрешения проблем, связанных с каноническим статусом ФПЦ. В послании 8 мая 1945 г. Патриарх Алексий выразил пожелание о возвращении ФПЦ в юрисдикцию Московского Патриархата. В ответном письме 14 июня Г. предложил не поднимать этот вопрос до урегулирования взаимоотношений между СССР и Финляндией. Осенью 1945 г. для присоединения братии Валаамского мон-ря, а также для проведения переговоров с Г. о восстановлении канонических связей между Московским Патриархатом и ФПЦ в Финляндию был направлен Ленинградский и Новгородский митр. Григорий (Чуков) . 3 окт., во время встречи Г., Гельсингфорсского еп. Александра (Карпина) и членов церковного управления ФПЦ с митр. Григорием, была достигнута договоренность о проведении Собора ФПЦ для принятия решения о воссоединении с Московским Патриархатом.

http://pravenc.ru/text/164751.html

С. 290-296). Н. м. находился на полном самообеспечении, что требовало значительных усилий по поддержанию хозяйства приобретенного имения. Особенно это было трудно из-за постоянно сокращавшейся и неуклонно старевшей братии ( Takala. 2011. S. 138-139). До 60-х гг. XX в. главным занятием монахов было земледелие, но постепенно основным источником доходов обители стало гостеприимство. Опустевшие со временем келейные корпуса перестраивали в гостевые дома для паломников и иных посетителей. Под 1-й из них - Белый гостевой дом (valkoinen vierasmaja; открыт в 1969) - был переоборудован корпус, в котором до этого жил схиигум. Иоанн (Алексеев; † 1958). В 1967 г. иером. Симфориан (Матвеев) был избран наместником Н. м., глава ФПЦ архиеп. Карельский и всей Финляндии Павел (Олмари-Гусев) возвел его в сан игумена с вручением жезла. К нач. 70-х гг. XX в. в Н. м. из всей старовалаамской братии оставалось 4 насельника; игум. Симфориан (Матвеев) как единственный священнослужитель мон-ря совершал ежедневные богослужения (Ibid. 2011. S. 277). Тем не менее именно 70-е гг. XX в. стали началом нового расцвета Н. м. В мон-рь стали приходить люди, появилась идея построить новый храм в честь Преображения Господня; при помощи благотворителей храм был возведен и освящен 5 июня 1977 г. В том же году в Н. м. решением архиеп. Павла был введен новый стиль, в качестве основного богослужебного языка при сохранении церковнославянского стали использовать финский ( Pyrr ö . 2000. S. 21). В 1979 г., за 2 года до своей кончины, игум. Симфориан передал руководство обителью представителю нового поколения монахов, игум. Пантелеимону (Сархо). В нач. 70-х гг. XX в. в бывш. здании хлева был открыт ресторан «Трапеза». Каретный склад был перестроен под гостевой дом (ныне Красный гостевой дом, punainen vierasmaja). В 1983 г. была возведена монастырская гостиница, в 1984 г.- Культурный центр мон-ря, где разместились б-ка, конференц-зал и центр реставрации икон, в 1986 г. построено здание Службы гостеприимства, где находятся монастырский магазин, винная лавка и офисные помещения. В 1989 г. были возведены здание Валаамского народного уч-ща и гостиница при нем. В 2006 г. в здании Культурного центра были устроены новые выставочные площади, на к-рых разместился монастырский музей. В 1997 г., после избрания настоятеля мон-ря архим. Пантелеимона викарным епископом Йоэнсууским, настоятелем стал архим. Сергий (Раяполви). Современное положение

http://pravenc.ru/text/2577805.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Поместные Церкви (по алфавиту названий) НИКОМИДИЯ античный и средневек. город, древняя митрополия К-польской Православной Церкви, фактическая столица Римской империи в 284-330 гг. НИКОН (Софийский Николай Андреевич; 1861-1908), архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии (9 июня 1906 - 28 мая 1908) НИКОПСИЯ [Никопсис], античный и визант. город на сев.-вост. берегу Чёрного м., центр архиепископии Зихия К-польской Православной Церкви НИКОРЦМИНДА [Николаосцминда, Цминда Николози], муж. мон-рь VI-XVIII вв.) с кафоликоном во имя свт. Николая (1010-1014), кафедра Никорцминдской епархииГрузинской Православной Церкви (ГПЦ) НИЛ КАВАСИЛА (кон. XIII в. - март (?) 1363), митр. Фессалоникийский (1361-1363), визант. богослов, полемист, церковный и общественный деятель НИНОЦМИНДА жен. мон-рь во имя св. Нины, кафедра Ниноцминдской епархии (ныне Сагареджойско-Ниноцминдской) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). НИНОЦМИНДСКАЯ ЕПАРХИЯ Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (V в.- 1811 г.; восстановлена в 1925 г.; с 2003 г. Сагареджойско-Ниноцминдская) с кафедрой Ниноцминдского архиерея (ниноцминдели) в г. Уджарма (до 506/7 г.), затем в мон-ре Ниноцминда НИФОНТ свт. (пам. 23 дек.), еп. г. Константиана, в Календаре РПЦ - в Календаре РПЦ - еп. Кипрский (IV или XI в.) НИФОНТ [Русаилэ Николае] (1789-1875), митр. Унгро-Влахийский Румынской Православной Церкви (РумПЦ) (в 1850-1865 - в юрисдикции К-польского Патриархата, в 1865-1875 - автокефальной РумПЦ), примас РумПЦ (1865-1875) НИФОНТ II († 11.08.1508), патриарх К-польский (кон. 1486 - нач. 1488; лето 1497 - лето 1498), свт. (пам. 11 авг. и в Соборе Афонских преподобных) НОВОВАЛААМСКИЙ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Финляндской Православной Церкви (ФПЦ) К-польского Патриархата (в 1945-1957 находился в юрисдикции Московского Патриархата с адм. подчинением ФПЦ) НОВОГРАЧАНИЦКАЯ ЕПАРХИЯ церковная структура, с 1963 по 1991 г. пребывавшая вне юрисдикции Сербской Православной Церкви (СПЦ)

http://pravenc.ru/rubrics/121368_47.html

из местного ряда ц. во имя Всех преподобных, в посте просиявших, на кладбище Валаамской обители (в наст. время в домовой церкви Церковного управления Финляндской Православной Церкви в Куопио, Финляндия). Иконография, очевидно, была разработана на Валааме или авторами иконостаса в с.-петербургской иконописной мастерской Пешехоновых по заказу Валаамского Преображенского мон-ря (храмовый образ подписан В. М. Пешехоновым). Образ упомянут в описях монастырского имущества 1912, 1942 гг. (АФВМ. Go: 6/1. Л. 159. 18; Bd: 15. Л. 6(11). 121). Е. представлен погрудно, с непокрытой головой, с залысинами и бородой средней величины с проседью, крайним справа в 7-м ряду, рядом с прп. Вассианом Пертоминским, на нимбе надпись: «С. Елеазаръ Анзерск. Сол.». Подобным образом он запечатлен и на 2 идентичных по иконографии и стилю иконах-пядницах с таким же сюжетом, к-рые были исполнены в том же 1876 г. в иконописной мастерской Валаамской обители, подписаны как «труд валаамских иноков» (Нововалаамский мон-рь, Музей Православной Церкви в Куопио, Финляндия). В составе Собора рус. святых ростовое изображение Е. имеется в числе подвижников XVII в. в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.), а также в группе Соловецких чудотворцев на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, Данилов муж. мон-рь в Москве, см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239) и на иконах этого извода кон. XX - нач. XXI в. в московских храмах Христа Спасителя, Воскресения Христова в Сокольниках, свт. Николая Чудотворца в Клённиках и др. Наряду с др. северорус. святыми Е. представлен в росписи 1992 г., выполненной архим. Зиноном (Теодором) в братской трапезной Нововалаамского монастыря в Финляндии,- в рост, прямолично, в куколе, с разведенными руками (в левой свиток).

http://pravenc.ru/text/189679.html

Две идентичные по иконографии и стилю иконы этого сюжета с немного иной композицией были исполнены в том же 1876 г. в иконописной мастерской Валаамской обители, подписаны как «труд валаамских иноков» (Нововалаамский мон-рь, Музей Православной Церкви в Куопио, Финляндия). Островские святые представлены преимущественно в 4-м ряду (Леонид и Игнатий - крайними слева, Дионисий, Феодор и Ферапонт - справа) вполоборота к центру или прямолично, тоже вместе с 2 Важеозерскими преподобными и прп. Антонием Сийским, преподобные Корнилий и Афанасий - в 5-м ряду у правого края. Все они представлены как средовеки с русыми немного волнистыми волосами на прямой пробор и широкими бородами средней величины (у Игнатия, Корнилия и Ферапонта бороды с проседью; у Леонида левая рука с четками на груди), что соответствует их восприятию как учеников прп. Александра Свирского. Облик Дионисия на валаамских иконах написан без учета сведений иконописных подлинников. Надписи на нимбах: «св: Леонидъ чуд:», «св: Urhamiu чуд:», «св: Дiohuciй чудот:» и т. п. Существует предположение, что к числу Островских святых принадлежит один из 2 изображенных с именем Феодор в правой группе на прориси с иконы Собора Новгородских чудотворцев XVIII в. ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 399, 619). Вероятно, он представлен также в числе преподобных на иконе «Новгородские святые» 1728 г. письма свящ. Георгия Алексеева (ГТГ). На совр. иконе «Важеозерские чудотворцы» (Александров Свирский мон-рь?) преподобные Афанасий, Дионисий и др. Островские святые изображены вместе с преподобными Никифором и Геннадием, в схимах и куколях, в виде старцев с окладистыми седыми бородами (различной длины), с прижатой к груди или благословляющей десницей. Лит.: Русак В. Икона преподобных отцев, в Земле Карельской просиявших//ЖМП. 1974. 12. С. 16-21; Treasures of the Orthodox Church Museum in Finland. Kuopio, 1985. P. 31, 101. 16; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 398-399, 618-619; Т. 2. С. 98-99, 231. Я. Э. З. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/293495.html

«новостильников» и 6 «старостильников») приняла решение о присоединении к Московской Патриархии, несмотря на иное мнение игумена. Митр. Григорий призвал насельников к примирению, предписал служить по старому стилю и поминать за богослужением Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) . Но административно Коневский, как и Валаамский мон-рь, оставался в подчинении Финской Православной Церкви. С 1947 г. в монастыре по приглашению игум. Петра устраивались летние лагеря Союза правосл. молодежи Финляндии, собиравшие до 400 чел. Однако экономическое положение К. м. улучшить не удалось, в т. ч. вслед. чрезвычайно заниженной компенсации правительства за утраченное имущество (оно оценивалось в 153 млн марок, но мон-рь получил лишь 8 млн марок). Активные попытки игумена улучшить правовое положение К. м. через парламентские структуры, «Общество оказания поддержки Финским православным монастырям» и «Общество ладожских карел» встретили противодействие церковного правления. 24 февр. 1955 г. игум. Петр оставил настоятельство. В окт. 1955 г. церковное правление приняло решение о переселении братии в составе 9 чел., возглавляемой 80-летним игум. Дорофеем, на Нов. Валаам; 31 авг. 1956 г. братию переселили. Весной 1957 г. имущество усадьбы Хиекка было продано с аукциона. На кладбище остались захоронения 23 иноков. В том же году умер иером. Дорофей и формально братию возглавил иером. Максим († 1964). Вместе с коневской братией в Нововалаамский монастырь были перевезены монастырские ценности и чудотворная Коневская икона, которая и ныне хранится в особом приделе Преображенского собора Нововалаамского монастыря. К 2015 г. старые строения усадьбы не сохранились, на ее месте построена часовня, в к-рой находится колокол, отлитый на средства Ю. С. Прокофьева. Колокол привезен братией К. м. в дек. 2012 г. и освящен 11 июня 2013 г. На о-ве Коневец по окончании Великой Отечественной войны разместились военно-морская часть и научный центр Министерства обороны СССР, включая филиал Ин-та атомной энергии им.

http://pravenc.ru/text/1841922.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009