Т. А. Богданова Иконография Никанор (Клементьевский), митр. Новгородский и С.-Петербургский. Литография. Сер. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) Никанор (Клементьевский), митр. Новгородский и С.-Петербургский. Литография. Сер. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) Сохранилось неск. живописных и графических портретов Н., притом что его иконография не столь богата и разнообразна, как у др. первенствующих членов Синода. В основном его изображения относятся к кон. 40-х - 50-м гг. XIX в. В сер. XIX в. (между 1848 и 1851) издана литография (экземпляр в собрании Нововалаамского мон-ря, Хейнявеси, Финляндия), на к-рой полуфигура сидящего Н. показана в сложном развороте, на его груди ордена блгв. кн. Александра Невского и равноап. кн. Владимира (знаки и звезды), в правой руке четки. Выдающимся профессиональным авторским произведением является парадный портрет 1853 г. работы худож. И. Л. Шульца (ГРМ; см.: Религиозный Петербург/ГРМ. СПб., 2004. С. 426. Ил.). Н. представлен в небольшом повороте вправо поколенно, он сидит в кресле возле стола на фоне светлого розоватого занавеса. На нем черная ряса со светлыми обшлагами, белый клобук с алмазным крестом, на груди панагия, знаки и звезды орденов ап. Андрея Первозванного и равноап. кн. Владимира 2-й степени, греч. орден Спасителя 1-й степени, в левой руке четки. У Н. характерные черты лица: карие глаза под густыми с изломом темными бровями, короткий нос с широкими крыльями и тонкие поджатые губы, редкая седая борода и длинные с обильной проседью волосы, спадающие на плечи волнообразными прядями. Аналогичный портрет, но на условном темном фоне воспроизведен в кн.: Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра, 1713-1913. СПб., 1913. С. 893. Ил. 191. Никанор (Клементьевский), митр. Новгородский и С.-Петербургский. Портрет. 3-я четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) Никанор (Клементьевский), митр. Новгородский и С.-Петербургский. Портрет. 3-я четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) Два живописных портрета Н. 3-й четв.

http://pravenc.ru/text/2565314.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРЕЛЬСКАЯ АРХИЕПИСКОПИЯ Храм Преображения Господня Нововалаамского Спасо-Преображенского мон-ря. Ок. 1977 г. Храм Преображения Господня Нововалаамского Спасо-Преображенского мон-ря. Ок. 1977 г. [фин. Karjalan hiippakunta] автономной Финляндской Православной Церкви (ФПЦ) К-польского Патриархата. Образована в 1923 г. В административном отношении церковные приходы К. а. относятся к маакунтам (областям) Похйойс-Карьяла, Похйойс-Саво, Этеля-Саво, Кески-Суоми Финляндии. Правящий архиерей носит титул «архиепископ Карельский и всей Финляндии». Кафедральный собор епархии во имя свт. Николая Чудотворца расположен в центре Куопио (построен в 1902-1903 архит. А. Исаксоном и освящен еп. Выборгским и Финляндским Николаем (Налимовым)). В Куопио находятся резиденция архиепископа и церковное управление, издательский совет и Православный центр по связям с общественностью, музей Финляндской Православной Церкви (основан в 1957), швейные мастерские. В г. Йоэнсуу расположена правосл. семинария с храмом во имя ап. Иоанна Богослова. На философском фак-те ун-та Вост. Финляндии в Йоэнсуу преподаются правосл. богословие, церковная история, патристика, церковная музыка и др. предметы. Близ Куопио находятся мон-ри: Спасо-Преображенский Нововалаамский муж. в имении Папиниеми около Хейнявеси и Свято-Троицкий Линтульский жен. в Палокки. Нововалаамский мон-рь основан в 1940 г. монахами Валаамского мон-ря на Ладоге, уехавшими в Финляндию. В мон-ре 2 храма в честь Преображения Господня: деревянный летний (1940) и каменный зимний с приделом преподобных Сергия и Германа Валаамских (освящен в 1977), часовни прп. Германа Аляскинского, в честь Рождества прор. и Крестителя Господня Иоанна, свт. Николая Чудотворца. В культурном центре мон-ря размещаются реставрационные мастерские, б-ка и архив. Свято-Троицкий мон-рь начинался с общины, основанной в 1895 г. в имении Линтула (ныне пос. Огоньки Ленинградской обл.) и преобразованной в мон-рь в 1905 г. В 1939 г. был закрыт и в 1946 г. возрожден на новом месте. В мон-ре 13 насельниц. Троицкий собор построен в 1973 г., иконостас и алтарную икону «Знамение» написал иконописец Петр Сасаки. На территории монастыря 2 часовни: кладбищенская Иерусалимской иконы Божией Матери (освящена в 1996) и во имя прмц. Параскевы (построена в 1999).

http://pravenc.ru/text/1681033.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАМАСКИН (Кононов Дамиан; 22 окт. 1795, дер. Репенки (Репинка) Старицкого у. Тверской губ.- 23 янв. 1881 г., Спасо-Преображенский Валаамский муж. мон-рь), игум. Валаамского мон-ря. В 1817 г. паломничал, в т. ч. в Соловецкий монастырь , Андрусовскую пустынь и Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь . В июле 1819 г. поступил в Валаамский мон-рь, 10 сент. 1820 г. определен в послушники: был конюхом, пекарем, с 1822 г. нарядчиком рабочих, охранником монастырского имущества острова. С 1820 г. наставником Д. Кононова был старец Евфимий (Ушаков [Уштовский]). На Рождество Христово 1823 г. игум. Иннокентием (Моруевым) был пострижен в рясофор, 12 дек. 1825 г. казначеем иером. Арсением - в монашество. С 1826 г. Д. жил в скиту Всех святых, с 1 июля 1827 г.- в уединенной пустыни (впосл. скит в честь Коневской иконы Божией Матери), нек-рое время с ним подвизался иером. Амфилохий (Брелихов). Ежедневно повар оставлял у двери кельи Д. кусок булки, к-рую пустынник съедал, запивая водой. Носил вериги, занимался рукоделием, вырезал деревянные ложки, переписывал книги. Игум. Дамаскин (Кононов). Портрет. Посл. четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) Игум. Дамаскин (Кононов). Портрет. Посл. четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) 30 апр. 1833 г. Д. был назначен начальником скита во имя Всех святых. В нояб. 1838 г. благочинным мон-рей С.-Петербургской епархии архим. св. Игнатием (Брянчаниновым) он был вызван в столицу, 4 дек. 1838 г. Ревельским еп. Венедиктом (Григоровичем) рукоположен в сан диакона, 7 дек. того же года стал иеромонахом. 30 янв. 1839 г. по представлению архим. Игнатия (Брянчанинова) в Петропавловском соборе С.-Петербурга Д. был возведен в сан игумена с награждением набедренником и палицей; 14 февр. (по др. сведениям, 11 февр.) того же года утвержден в должности настоятеля Валаамского мон-ря. С 22 марта 1879 г. благочинный Коневецкого в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря .

http://pravenc.ru/text/168712.html

Особый интерес Д. вызывало исследование древней истории мон-ря. В 1858 г. стараниями игумена из Васильевского погоста близ Ст. Ладоги на о-в Валаам была перенесена деревянная церковь, построенная валаамскими монахами в 1611 г., приобретались рукописные книги валаамских иноков и др. реликвии. При Д. фонд б-ки пополнялся большим кол-вом книг как духовного содержания, так и посвященных разным отраслям ведения хозяйства, покупались редкие рукописи. В 1847, 1857, 1864 гг. составлялись каталоги книжного собрания. В клировых ведомостях периода настоятельства Д. отмечено, что мн. монахи проходили иконописное послушание, нек-рые обучались в АХ. Д. оказывал покровительство художникам-академистам (среди них - И. Г. Давыдов (1852-1853), М. К. Клодт (1857), И. И. Шишкин (1858, 1859, 1860, 1867, 1878), А. В. Гине и П. П. Джогин (1858-1859), П. И. Балашов (1859), Ф. А. Васильев (1867), А. И. Куинджи (1873). В 1868 г. в АХ был открыт пейзажный класс, в программу к-рого входила обязательная работа с натуры на Валааме. Близкие отношения связывали Д. с ректором АХ проф. Ф. И. Иорданом. Д. оказывал гостеприимство писателям, запечатлевшим Валаам в своих произведениях: Ф. И. Тютчеву (1850), А. Дюма (1858), А. Н. Апухтину (1866), Н. С. Лескову (1872), Вас. И. Немировичу-Данченко (1876). Мон-рь активно помогал продуктами, одеждой, семенами окрестным жителям независимо от их вероисповедания. 9 июля 1868 г. за помощь голодавшим зимой финнам и за содействие Дирекции призрения Д. была объявлена Высочайшая благодарность. В 1870 и 1879 гг. Д. была вынесена благодарность Синода за пожертвования на сооружение церкви в Мегрецком приходе Олонецкого у. и восстановление Сяндемской пуст. 2 нояб. 1879 г. в память об участии в деятельности Об-ва попечения о раненых и больных воинах во время русско-тур. войны 1877-1878 гг. от Главного управления Российского об-ва Красного Креста Д. получил знак Красного Креста. Игум. Дамаскин (Кононов) на смертном одре. 1881 г. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) Игум. Дамаскин (Кононов) на смертном одре. 1881 г. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) Трудами Д. мон-рь стал известен в России как один из наиболее благоустроенных. Значительно выросло число братии: в 1852 г.- 172, в 1881 г.- 263 чел. Д. строго следил за исполнением Саровского устава обители. В мон-ре воспрещалось употребление вина и табачных изделий, без благословения игумена запрещалось читать книги, посылать и получать письма, принимать в келье братию, разговаривать насельникам с паломниками.

http://pravenc.ru/text/168712.html

Д. справедливо называют «строителем Валаама». В самом Валаамском мон-ре при нем были возведены каменная 2-этажная гостиница (1852), странноприимный дом (1856), водопроводный дом с мастерскими и хозяйственными службами (1863), работный и конюшенный дома (1871), ц. во имя Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (1876), а также заготовлены материалы для постройки нового собора. Вокруг монастыря при Д. построены каменная рига с 2 сушильными печами и обширным гумном с молотильной машиной, скудельный (гончарный), кирпичный и смолевой заводы. В г. Сердоболе (ныне Сортавала) было устроено монастырское подворье (1858), на острове поставлено 18 часовен и 10 поклонных крестов. При Д. мон-рю были пожертвованы доходные дома в Москве и в Новгороде, приобретены в собственность мон-ря и утверждены указом имп. Александра II (28 авг. 1878) о-ва Сюскюянсаари (св. Германа), Пуутсаари (св. Сергия), Воссинансаари (Вощаной, с кон. XIX в.- Тихвинский), Ялаянсаари (Мигорка), Мёкериккё (Елай). Игум. Дамаскин (Кононов). Портрет. 70-е гг. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) Игум. Дамаскин (Кононов). Портрет. 70-е гг. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) При Д. на Валааме получили развитие садоводство и огородничество, заложены сады Средний с 97 сортами яблонь и Нижний (Гавриловский), неск. садов в скитах. В 1861 г. в С.-Петербурге на осенней выставке плодов и овощей мон-рь был награжден большой и малой серебряными медалями. Всего при Д. за успехи в садоводстве и огородничестве обитель получила 10 больших и малых серебряных медалей. На острове было создано неск. питомников редких для Севера видов деревьев (дуб, каштан, лесной орех, вяз, тополь серебристый и бальзамический), а также декоративных видов кустарников (чубушник, сирень). Впосл. саженцы этих растений высаживались по всему острову в виде аллей. На острове, в т. ч. к местам рыбных промыслов, были проложены удобные дороги. При Д. были организованы метеорологические (с 1845) и уровнемерные (с 1850) наблюдения, измерение малых озер Валаама, устроен футшток (1859), осуществлялась поддержка экспедиционных работ (1858-1864) Гидрографического деп. Морского мин-ва.

http://pravenc.ru/text/168712.html

Прп. Корнилий Палеостровский. Фрагмент иконы «Карельские чудотворцы». Кон. XIX — нач. ХХ в. (ц. вмц. Екатерины в Петрозаводске) По-видимому, в связи с преданием о постриге К. в Валаамском мон-ре образ преподобного занимает важное место на 3 иконах «Собор святых, в земле Карельской просиявших» 1876 г., хранящихся в Финляндии. Судя по надписям на них, этот извод был разработан художниками мастерской Пешехоновых в С.-Петербурге или иконописцами Валаамского мон-ря. Икона большого размера находилась в местном ряду ц. во имя Всех преподобных, в посте просиявших, на игуменском кладбище Валаамской обители, напротив храмового образа с датой и подписью В. М. Пешехонова (упом. в описях имущества Валаамского мон-ря 1912 г., 1942 г.- АФВМ. Go: 6/1. Л. 159. 18; Bd: 15. Л. 6 (11). 121); в наст. время установлена в домовом храме Церковного управления Финляндской Православной Церкви в Куопио. К. изображен во 2-м ряду старцем с окладистой, слегка раздвоенной бородой; у него высокий лоб с залысинами, взор устремлен вверх; слева его ученик прп. Авраамий; на нимбе надпись: «с. Kophuлiй палеостровск.». С небольшими отличиями в облике К. показан и на 2 иконах-пядницах с аналогичной композицией, подписанных как «труд валаамских иноков» (Музей Православной Церкви в Куопио, Нововалаамский мон-рь). Избранные Карельские святые, предстоящие образу Преображения Господня (престольный праздник Валаамской обители), изображены также на происходящей с Валаама иконе 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь; см.: АФВМ. Bd: 15. Л. 29-29 об. 691). К. написан 1-м в правой группе с поднятыми в молении руками (левая развернута ладонью наружу) в рясе красноватого цвета и мантии, схимнический куколь лежит на плечах. В пространной надписи на обороте иконы изложена история ее бытования: она была написана в Одессе и прислана в дар игум. Дамаскину (Кононову) , к-рый в 1873 г. благословил передать ее бывш. эконому мон-ря схим. Алексию (тогда мон. Анатолию (Половневу)), а в 1903 г. по просьбе последнего образ был установлен в храме на валаамском игуменском кладбище. На иконе Карельских чудотворцев кон. XIX - нач. XX в. (ц. вмц. Екатерины в Петрозаводске) К.- седовласый старец-схимник без куколя с сомкнутыми на груди руками (в правой - свиток), стоящий в центре левой группы. В совр. иконописи К. в составе Собора Карельских святых изображен на иконе кон. XX - нач. XXI в. (собор блгв. кн. Александра Невского в Петрозаводске; см.: Православная Карелия: Изд. посвящено 15-летию возрождения Петрозаводской и Карельской епархии. Петрозаводск, 2005. С. 2). Палеостровские преподобные, написанные в левой части 3-го ряда, предстают как основатели обители; К. указывает на модель Палеостровского мон-ря в руках прп. Авраамия.

http://pravenc.ru/text/2458675.html

Среди менее дорогостоящих икон И. массового производства нач. XX в.- работы в масляной технике на цветных фонах мастеров слободы Борисовки (ЦАК при образовательно-методическом центре «Преображение» в Белгороде; БГИКМ, БГХМ - см.: Белгородский гос. худож. музей: Альбом. Белгород, 2009. С. 17). Образцом иконописания поволжских земель или владимирских сел, напр., является икона святителя с избранными святыми на полях из ц. Рождества Христова в Балахне Нижегородской обл. Встречаются расхожие иконы И. в серебряных или в латунных окладах (Ионинский мон-рь в Киеве, ризница ТСЛ, ризница Николо-Иоасафовского собора в Белгороде), а также цветные печатные изображения на металле или на досках разной толщины и формата (напр., московской фирмы А. Жако, частное собрание). Одна из хромолитографий помечена как «   i                  » (Загаецкий свт. Иоанна Милостивого мон-рь близ с. Загайцы Шумского р-на Тернопольской обл.). В иконостасах храмов и приделов, освященных во имя И., находились его иконописные образы. Свт. Иоасаф, еп. Белгородский. Хромолитография. Нач. XX в. (Загаецкий мон-рь близ с. Загайцы Шумского р-на Тернопольской обл.) Свт. Иоасаф, еп. Белгородский. Хромолитография. Нач. XX в. (Загаецкий мон-рь близ с. Загайцы Шумского р-на Тернопольской обл.) Свт. Иоасаф, еп. Белгородский. Роспись Троицкого собора Почаевской лавры. Нач. 10-х гг. XX в., поновление — 70-е гг. XX в. Свт. Иоасаф, еп. Белгородский. Роспись Троицкого собора Почаевской лавры. Нач. 10-х гг. XX в., поновление — 70-е гг. XX в. И. изображался в составе сонма святых, прославленных в Новое время, особенно в кон. XIX - нач. XX в. Так, на столбиках боковых (первоначально центральных) врат (ок. 1914) столичной работы из Казанской ц. Вырицы помещены фигуры новых чудотворцев синодального периода. Вместе со свт. Иннокентием Иркутским И. написан на большом, входившем в серию полотне из Валаамского мон-ря (после 1911, в наст. время в собрании Нововалаамского мон-ря в Финляндии). И. изображен последним в нижнем ряду небесных предстателей царя на иконе Божией Матери «Знамение» с собором благоверных князей и княгинь всероссийских, созданной как дар имп. семье к 300-летию Дома Романовых на московской фирме Оловянишникова (ок. 1913, происходит из Александровского дворца в Царском Селе, в наст. время в ГЭ; см.: Синай, Византия, Русь: Правосл. искусство с VI до нач. XX в.: Кат. выст./Мон-рь св. Екатерины на Синае, ГЭ. [СПб.], 2000. С. 444-445. Кат. R-237). Вместе с новопрославленными и избранными святыми И. представлен на мн. иконах нач. XX в. (напр., из алтаря ц. Смоленской иконы Божией Матери в ТСЛ; из ризницы Данилова мон-ря в Москве; из частных собраний). Борисовскими иконописцами выполнены изображения И. вместе с прп. Сергием Радонежским, также с ап. Иоанном Богословом и арх. Михаилом (БГХМ).

http://pravenc.ru/text/578038.html

Основанием для отождествления старца Никифора из Житий Александра Свирского и Кирилла Новоезерского с Н. послужило то, что Н. действительно являлся учеником Александра Свирского. Об этом свидетельствует грамота царя Иоанна IV Васильевича Грозного от 9 марта 1557 г. в Важеозерский монастырь, выданная «игумену Никифору з братиею, Александрову ученику Свирскаго». Прп. Никифор Важеозерский приходит к прп. Александру Свирскому. Миниатюра из Жития прп. Александра Свирского. 10-е гг. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия. N XII.212) Прп. Никифор Важеозерский приходит к прп. Александру Свирскому. Миниатюра из Жития прп. Александра Свирского. 10-е гг. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия. N XII.212) Е. Е. Голубинский относил время канонизации Н. и Г. к синодальному периоду ( Голубинский. Канонизация святых. С. 196). На миниатюре лицевого списка Жития Кирилла Новоезерского (Череповецкое музейное объединение, 9-107; Л. 361, 1-я четв. XVIII в.) ученик Александра Свирского старец Никифор изображен с нимбом, что, по мнению Т. Б. Карбасовой, может свидетельствовать о формировании местного почитания Н. ( Карбасова. 2011. С. 111). В 1721 г. по указу Петра I мощи Н. и Г. были освидетельствованы настоятелем Александрова Свирского монастыря архим. Кириллом; до сер. XIX в. они покоились под спудом в деревянной часовне Важеозерского монастыря. В 1854-1858 гг., при настоятеле Данииле, над мощами был возведен каменный храм во имя Всех святых (архит. Р. Р. Генрихсен); восстановлен при настоятеле Вениамине в 1886 г., после пожара, случившегося 25 июля 1885 г. В 1907 г. во имя Никифора и Геннадия Важеозерских освящен придел в каменном храме, заложенном в 1897 г. прав. Иоанном Кронштадтским на подворье Важеозерского мон-ря в С.-Петербурге. На почтовом тракте при повороте на Важеозерский мон-рь в XIX в. стояла часовня во имя святых Никифора и Геннадия Важеозерских. В обители хранились вериги Н. и Г., которые в источниках XIX в. отмечаются как утраченные. Запись посмертных чудес Н. и Г. в мон-ре не велась.

http://pravenc.ru/text/2565530.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иеросхим. Михаил (Питкевич). Фотография. Ок. 1960 г. (Питкевич Михаил Иванович; 24.07.1877, г. Динабург Витебской губ. (ныне Даугавпилс, Латвия) - 15.04.1962, Псково-Печерский мон-рь), иеросхим. Из семьи мещан. В 6 лет осиротел, воспитывался сестрой в С.-Петербурге. В 18 лет ушел из дома и начал странствовать по мон-рям. В 1898 г. был призван на срочную военную службу. После демобилизации поступил в 1902 г. в Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь . В 1909 г. принят в число послушников. Был келейником игум. Маврикия (Баранова). В 1913-1915 гг. пострижен в монашество с именем Тимон и послан в С.-Петербург на службу в часовню Валаамского подворья. В нач. 1917 г. (по др. сведениям, в 1918) рукоположен во диакона, в 1923 г. (по др. данным, 1921) - во иерея. Был духовным сыном иеросхим. Михаила (Попова). После 1918 г. Валаамский мон-рь оказался на территории ставшей независимой Финляндии. В 1926 г. руководство Финляндской Православной Церкви, присоединившейся в 1923 г. к К-польскому Патриархату, обязало Валаамский мон-рь перейти на григорианский календарь, что породило раскол в мон-ре. Иером. Тимон принял сторону старостильников. В 1926 г. Церковным судом Финляндии он был лишен права священнослужения за выступление против священноначалия и нарушение монастырского устава. Во время советско-фин. войны 1939-1940 гг. обитель эвакуировали вглубь Финляндии, где был создан Нововалаамский монастырь . В 1946-1948 гг. (по др. данным, в 1939 или 1952) иером. Тимон принял схиму с именем Михаил. В монастыре именовался Михаилом Младшим. М. имел склонность к отшельничеству, стремился к уединенной затворнической жизни. Однако своих духовных чад принимал у себя каждый день и был известен как старец и исповедник, к к-рому приезжали из далеких мест. В 1957 г. возвратился в Россию и был определен для проживания в Псково-Печерский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь , где и скончался на 85-м году жизни. Был похоронен в пещерах Псково-Печерского мон-ря. Лит.: Алипий (Воронов), архим. Иеросхим. Михаил: (Некр.)//ЖМП. 1962. 6. С. 20-21; Мария (Стахович), мон. Иеросхим. Михаил, последний великий старец Валаамский//Рус. паломник. 1992. 6. С. 89-120; 1993. 8. С. 122-133; «Любовь покрывает все...»: Жизнь и поучения иеросхим. Михаила (Питкевича), старца Валаамского и Псково-Печерского. М., 2010; Иеросхим. Михаил (Питкевич)/Сост.: О. Рожнева. М., 2015. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2563646.html

Схиигум. Иоанн (Алексеев). Фотография. 30-е гг. XX в. Схиигумен Харитон (Дунаев), настоятель монастыря с 1933 по 1947 г., род. в Костромской губ. в 1873 г. в крестьянской семье, крещен с именем Хрисанф. Поступил в Валаамский мон-рь в 1894 г., принял постриг в 1905 г., рукоположен во диакона в 1908 г. и год спустя назначен казначеем обители. В 1910 г. рукоположен во иерея, в 1917 г. зачислен в состав старшей братии мон-ря. С 1920 г. благочинный Коневского мон-ря. В 1925 г. назначен и в 1927 г. избран братией наместником монастыря, в 1932 г. назначен благочинным мон-рей Финляндии. В том же году подал прошение и был освобожден от должностей наместника и благочинного, поселился в Иоанно-Предтеченском скиту и сосредоточился на молитвенном делании и изучении писаний св. отцов и учителей Церкви. Позже составил антологию «Умное делание. О молитве Иисусовой», которую совместно с прот. Сергием Четвериковым издал в мон-ре на рус. языке в 1936 г. (впосл. переведена и издана на финском и английском языках). 20 сент. 1938 г. получил 6-месячное освобождение от должности настоятеля. В 1943 г. вышел его труд «Аскетизм и монашество». В 1933 г. братия избрала его настоятелем Н. м., был утвержден архиеп. Карельским и всей Финляндии Германом, к-рый возвел его в сан игумена. В кон. 1946 г. здоровье игум. Харитона начало слабеть; 25 сент. 1947 г. его постригли в великую схиму. Преставился 27 окт. 1947 г. Награжден набедренником (1912), золотым наперсным крестом (1917), палицей (1932), наградой ФПЦ - командорским крестом ордена Св. Агнца 2-й степени (1937). Иеросхимонах Ефрем (Хробостов, в миру Григорий Иванович), ближайший сподвижник игум. Харитона, имел крестьянское происхождение и род. в 1871 г. на окраине С.-Петербурга в семье работника Придворной конюшенной конторы Мин-ва имп. двора. В 12-летнем возрасте принят в Валаамский мон-рь, нес послушания в слесарной и резной мастерских и в б-ке. В 1891 г. посвящен в стихарь и назначен псаломщиком в Абиссинскую духовную миссию. В 1894 г. зачислен послушником в Валаамский мон-рь. Принял постриг в 1895 г. с именем Георгий, в 1897 г. рукоположен во диакона, в 1899 г.- во иерея. Три года прожил на строящемся Московском подворье Валаамского мон-ря. Исполнял обязанности священника в Салминском и Шустаймском приходах Великого княжества Финляндского. В 1907-1911, 1912-1914 гг. настоятель Никольского храма Имп. Православного Палестинского об-ва в С.-Петербурге. С этого времени начал совершать литургию каждый день и сохранил этот порядок до своей смерти. Духовник мн. августейших особ, его чада финансировали строительство Смоленского скита Валаамского мон-ря, где иером. Георгий служил после возвращения из С.-Петербурга. Во время первой мировой войны находился в ставке вел. кн. Николая Николаевича. Пострижен в великую схиму в 1919 г. с именем Ефрем и жил в Смоленском скиту (был единственным насельником). Назначен в 1925 г., избран в 1927 г. духовником братии, оставался им до кончины 26 марта 1947 г.

http://pravenc.ru/text/2577805.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009