Скачать epub pdf Суббота седмицы 5-й по Пятидесятнице     Бог создал человека по Своему образу и подобию, и троичность его состава наблюдается во всем. Человек существует в трех ипостасях: мужчина, женщина и дитя. И внутри своей собственной личности он тоже состоит из трех составов: тела, души и духа. Но при этом, как и Бог, он является существом цельным, простым, он един. Наша телесная жизнь проявляется в том, что мы едим, пьем, жалеем свое тело, стремимся к отдыху, не хотим физически перенапрягаться, из инстинкта самосохранения стараемся избегать всяких опасностей. Жизнь душевная – это сфера наших чувств, эмоций. Во многом к ней относится и интеллектуальная жизнь. Многие современные люди, не знающие Бога, говорят, что посещение театров, чтение книг, путешествия, всяческое развитие интеллекта есть проявление жизни духовной. На самом же деле это проявление жизни душевной: душа развивается, изучая культуру человеческую, слушая музыку, читая книги. И наконец, самая высшая, важнейшая сфера – духовная, потому что духом своим человек обращен к Богу. И Сам Бог есть Дух, поэтому в нашем духе проявляется наше божественное подобие. В каждом человеке существуют все три сферы, но по тому, какая из них преобладает, люди разделяются на плотских, душевных и духовных. Для одного важней книгу почитать, а для другого – вкусно поесть. То есть один человек более плотской, другой более душевный. А для третьего важней Богу помолиться. Это сфера духовная. Понаблюдав за собой, мы заметим, что какая-то сфера в нашей жизни обязательно преобладает: то ли плотская, то ли душевная. И лишь духовная ни у кого из нас не преобладает. Это – результат трагедии человечества, к которой мы все причастны. Когда Адам отпал от Бога, духовная сфера его повредилась и он перестал видеть Бога. А мы все правнуки Адама, поэтому духовная сфера и в нас повреждена. Но Господь Иисус Христос, как говорится в одном церковном песнопении, преклонил небеса и сошел на землю. Родился маленький Младенец Христос от Пречистой Девы Марии, и началась новая эра. От Рождества Христова пошел даже новый отсчет летоисчисления. И теперь каждому человеку дан шанс: любой может креститься и начать духовную жизнь, начать по крупицам восстанавливать в себе утерянное духовное, восстанавливать видение Бога, духовное познание иного мира, достичь жизни вечной.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Слово Божие, в котором ты должен постоянно поучаться как страж дома Божия, чтобы имело для тебя всю святую привлекательность: гляди на него всегда не сквозь тусклый покров твоих страстей, но оком очищенного от всякой нечистоты сердца, и ты увидишь его в сиянии солнца Божия, сияющего животворными лучами своими на всех, у кого не потемнены сердечные очи. При чтении его ты опытно узнаешь, что оно есть свет для твоего ума, с которым не только без боязни, но и с радостью ты можешь идти путем самой сени (мрака) смертной, при котором увидишь, что в прекрасном светозарном мире Божием нет смерти, что смертное безобразие в телесной природе человека есть следствие греха и вместе следствие всеобщего закона земного, по которому все вещественное подвержено тлению и разрушению, но так, впрочем, что из этого тления восстает новая жизнь, что этот порядок вещей не слишком продолжителен и с течением времени, которое уже самим течением своим свидетельствует о своей конечности, кончится, уступив место вечной жизни, всегда юной, нестареющей. Человек оземленил себя грехом и потому-то всеобщий закон тел земных – тление – подчинил себе и его; если б мы не поработили себя греху, если б закон жизни Божией – залог правды и святыни – действовал в нашей душе по всей силе, тогда жизнь Божия обитала бы не только в душе нашей, но и в самом теле, и оно, одухотворяясь и утончаясь, все более и более пребывало бы нетленным и неразрушимым, доколе, подобно телам Илии и Еноха, не вознеслось бы с этой тленной земли в вечные обители нетления. Опытно также узнаешь, что Слово Божие доставляет сладчайшую жизнь для твоего сердца, радуя, согревая, умягчая, очищая, просвещая, животворя его своими светложивотворными лучами. Ты увидишь, как самые кости твои и все тело твое ощутят священный, животворный трепет радости, и весь мир, вся тварь Божия представится тебе ликующей от радости и славословящей своего Создателя, дающего всему «жизнь и дыхание и все» ( Деян. 17:25 ). Сердечные очи твои узрят, как, радуясь вкупе и трепеща, предстоят престолу Вседержавного Творца тысячи тысяч и тьмы тем чистых, светлейших, мощных блаженных духов, Херувимов и Серафимов и прочих Сил безплотных. Узришь, как от престола Господа славы некоторые из этих святых и светлых Сил безплотных, превосходящих человека умом, волей и могуществом, нисходят по воле Творца любвеобильного на грешную, мрачную землю нашу с братской любовью и заботливостью охранять не только стихии земные, наши царства, города и веси, но и в отдельности каждого человека, как они руководят его, поверженного в мрак и нечистоту, слабого, беззаботного о своем блаженстве вечном (8).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

ЦВ 23 (467) декабрь 2011 /  17 января 2012 г. 01:00 Епископ Владимир: Вся моя жизнь без остатка принадлежит Церкви 2 декабря за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Владимира (Самохина) во епископа Скопинского и Шацкого.   Слово архимандрита Владимира (Самохина) при наречении во епископа Скопинского и Шацкого Ваше Святейшество, Святейший владыка и милостивый отец! Богомудрые архипастыри Святой Христовой Церкви! Ныне Всемилостивый Бог через определение Вашего Святейшества и Священного Синода призывает меня, недостойного, к высокому и безмерно ответственному поприщу архиерейства на новообразованной Скопинской кафедре. Особенно волнует меня то, что епископское служение предстоит совершить на Скопинской земле, где я родился и вырос, где проходило в последние годы мое церковное послушание. Сердце исполнено благоговейного трепета от осознания Божественного произволения, свершающегося надо мной, недостойным, которому вручается великий дар к совершению святых, в дело служения, в созидание Тела Христова (Еф. 4, 12). В этот знаменательный день перед мысленным взором предлежит вся моя жизнь. Будучи с детства воспитанным в православной вере, я всегда чувствовал желание трудиться в храме Божием, работать на приходе, мечтал стать священником, но никогда не дерзал думать о высоком епископском служении. Милостью Божией по окончании Санкт-Петербургской духовной академии я стал приходским клириком, совмещая пастырское делание с административными послушаниями в Рязанской семинарии. Оглядываясь на прожитые годы, отчетливо вижу в неясных ранее для моего разума событиях всеблагой Промысл Вседержителя, действующий в судьбе каждого человека. Особо звучат для меня теперь слова Христа Спасителя, обращенные к ученикам и апостолам: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал… (Ин. 15, 16) Новая страница открывается для меня ныне. Величие и святость предстоящего епископского служения повергают в душевное смятение и в то же время дают возможность осознать тот факт, что вся моя жизнь без остатка принадлежит Церкви.

http://e-vestnik.ru/docs/episkop_vladimi...

20-го числа Святого Льва чудоворца, епископа Катанского Скончался около 725 года. Славен был учительностию и чудотворениями; уничтожил продолжавшееся еще в той стране служение идолу богини Артемиды и посрамил волхва Илиодора, прельщавшего народ. † Преподобного Корнилия Псковского Преподобный Корнилий еще в молодых годах оставил мир и начал подвизаться в Печерском монастыре Псковской области; здесь пострижен он в иночество и проводил жизнь строгую, в трудах и молитве. При нем (с 1519 года) распространили в горе храм Успения Богоматери и устроили его с приделом, в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских , а с 1524 года новая храмовая икона Успения Богоматери начала источать исцеления и другие чудеса 307 . В 1529 году блаженный Корнилий облечен был саном игумена новой Печерской обители. В продолжение 40летнего управления своего он возвысил обитель по всем отношениям. Жизнь его была образцом строгой иноческой жизни и он старался одушевить ревностию к подвижничеству подчиненных ему иноков 308 . В тогдашнее время случалось, что иные, внося в обитель богатые вклады, дозволяли себе жить в обители не по иночески, и вклад свой считали за право на жизнь по желаниям испорченного сердца. Блаженный Корнилий жил упованием на Господа и не думал поставлять благосостояние обители в зависимость от вкладов; он дорожил высоким значением обители, как училища благочестия, а потому всякого инока, когда не хотел он жить по иночески, подвергал исправительным мерам, а если тот не приходил в себя, то удалял его из обители, кто бы он ни был. Один из таких изгнанных вкладчиков явился с жалобою к митрополиту Макарию. Митрополит велел отправить его в обитель под строгую епитимию. Новгородский архиепископ Феодосий писал к блаженному игумену: «писал к нам святейший господин и отец наш Макарий, митрополит всей России, о вашем Печерском вкладчике старце Савватии, что был он в монастырских службах с мирскими людьми и пал в великие грехи, и что он приходил каяться и плакаться пред тобою о том падении, но ты не привял его на покаяние...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Вышеприведенные цитаты из посланий апостола Павла приснопамятный владыка Кассиан некогда избрал для своей автобиографической книги «Жизнь под осенением иконы Божией Матери Федоровской», которая была опубликована уже после его кончины . Двадцать четыре года он управлял Костромской епархией. Изучая светлый образ приснопамятного владыки, хочется сказать, что слова апостола напрямую относятся к нему – истинному пастырю Церкви Христовой. Отдавая сегодня дань трудному, подчас подвижническому, жизненному пути одного из старейших иерархов Русской Православной Церкви прошедшего XX столетия – архиепископа Костромского и Галичского Кассиана (Ярославского), вспоминается молитвенный образ пастыря-проповедника, который покойный владыка оставил в сердцах и памяти людей, знавших его. Оценивая его талант учителя и наставника, осознаешь, что владыка обладал даром неподдельной церковности, которому невозможно научиться из книжек. Несомненно, этому способствовало то обстоятельство, что он происходил из семьи потомственных священнослужителей – священнические корни его династии восходят к XVII веку. «Церковность, – писал священник Павел Флоренский, – это новая жизнь в Духе. Критерий правильности этой жизни – красота. Есть особая красота духовная, и она, неуловимая для логических формул, есть единственный путь к определению, что православно, а что нет. Знатоки этой красоты – старцы духовные» . Подлинная церковность – это церковная данность, церковная красота, благолепие церковное, идущее из глубины веков, передающееся духовно, идущее от избранничества. Именно она наложила отпечаток на все пастырское и неразрывно связанное с ним проповедническое служение владыки Кассиана. Невозможно разделить пастырство и проповедничество подлинных избранников Божьих. Митрополит Питирим (Нечаев) так писал о подлинной красоте: «…Красота – в гармонии… Гармония формы и внутреннего содержания и является той красотой, которая способна спасти мир» . Недаром свои автобиографические записки он озаглавил «Жизнь под осенением иконы Божией Матери “Фодоровской”». Он был крещен, рукоположен и жил, ощущая действительную помощь Пресвятой Богородицы, в особенности почитая ее Феодоровский чудотворный образ .

http://bogoslov.ru/article/3779857

Глава 7. Жизнь Ранней Церкви Христиане в окружавшем их мире. Что значило быть христианином в первые века истории Церкви? Чем отличались они от нехристиан? Как они жили? И чем отличались от христиан позднейших времен? За исключением самых первых дней существования Церкви Христовой в Иерусалиме, ее члены не жили отдельным обществом. Они служили или работали, как все остальные люди. Они не добивались установления нового политического или социального строя. Те, кто были рабами, – оставались рабами, а те, кто владели рабами, продолжали ими владеть. Христиане старались быть хорошими гражданами и выполняли свои гражданские обязанности. Воины продолжали служить в римской армии. Богатые оставались богатыми, а бедные – бедными. Но при этом христианство совсем по-новому понимало смысл жизни, ее цель и в связи с этим устанавливало новый характер отношений людей друг с другом. Христианин – владелец раба видел в последнем своего брата и близкого себе человека. Богатый христианин, видя страдания бедного, сострадал ему и приходил на помощь. Члены Церкви видели друг в друге братьев и сестер во Христе, а в остальных людях – тех, кто носит «образ и подобие Божие», а потому, вне зависимости от своего происхождения, социального положения, образования, ума и способностей, достоин любви и уважения. Таким образом, христианство не было новым социально-политическим учением. Это была новая жизнь, наполненная новым смыслом и содержавшая новый характер отношений между людьми. Апостол Павел не требовал от христиан-рабовладельцев, чтобы они отпускали на волю всех своих рабов, но когда, будучи сам заключенным в тюрьму, встретил там беглого раба Онисима , то написал письмо его хозяину Филимону : «Прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих. Он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне: я возвращаю его, дабы он вместо тебя послужил мне в узах за благовествование, но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе дело твое было не вынуждено, а добровольно. Ибо, может быть, он для того на время отлучился, чтобы тебе принять его навсегда, не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно мне, а тем больше тебе и по плоти и в Господе. Итак, если имеешь общение со мною, то прими его, как меня. Если же он чем обидел тебя или должен, считай это на мне». ( Флм.10–18 .)

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Новая книга протоиерея Андрея Ткачева «Сохранить живую веру» посвящена актуальным проблемам церковной жизни. Как войти в Церковь и не уйти из нее? Какие ошибки подстерегают новоначального на пути воцерковления? Как не просто ходить в Церковь, но жить Церковью и жить для Церкви и для Главы ее — воскресшего Христа? Как не свести христианство к одной лишь обрядовой стороне, но сделать его руководящим принципом жизни и настоящей силой? Ответы на эти и другие вопросы читатель найдет в предлагаемой книге. Мы встретились и побеседовали с автором о новом издании. Рейтинг: 7.2 Голосов: 24 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии андрей ткачев 24 мая 2015, 15:51 александре райт. считаю, что закапывать талант нельзя, но и нарываться на неудобоносимые труды опасно. между этими крайними полюсами приходится двигаться. мне важно все, что на пользу Церкви по существу ее. " Ты только не сорвись на полдороги, товарищ сердце " . так пели где-то когда-то. Светлана 23 мая 2015, 20:11 Спаси Бог за прекрасную и честную беседу про нас - узнала себя в своём неофитстве ( посмеялась от души ).Термин " выгорание в профессии " знаю по работе в медицине - у нас так говорят про реаниматологов.Недавно читала статью про врача, военного реаниматолога- он подходит к своей службе без этого дурацкого термина. Нам всем нужно " правильно выбирать себе невесту " -т.е.профессию, с которой связываем свою жизнь. И ещё поделюсь радостью - мне Господь послал такого вот " скульптора " - духовника, иерея Олега:он все глыбы ненужные от меня отбивает ( всё, что мне неполезно).Но главное - чтобы Господь сподобил до конца дней осознавать свою ничтожность...Слава Богу за всё! olga 21 мая 2015, 23:08 Что посеешь, то и пожнёшь.Будешь обманываться самообольщением, получишь выгорание.Посеешь ветер, пожнёшь бурю.И попустит это Господь, по свей велычайшей милости, дабы урузумел человек, что жестоко обманут лукавством греха.Вера в Бога, это не взаимовыгодное сотрудничество в сфере торговли, на основе договора " ты мне - я тебе " .Это великое священнодействие длиною во всю жизнь, с тем чтобы научиться вверять БОГУ, всего себя без остатка, ибо мы все должники.И ЕСЛИ ПО СУЩЕСТВУ РАЗОБРАТЬСЯ НАША ЖИЗНЬ ПРИНАДЛЕЖИТ БОГУ, ИБО ОН УЧРЕДИТЕЛЬ И ПОДАТЕЛЬ.А мы в большинстве своем, жалкие паразиты-двоешники, " и нашим и вашим " присмыкаемся, как тварь дрожащая, перед всё тем-же синедрионом.И попутно-походя распинаем ХРИСТА, каждый Божий день.Смеясь и лукавя.Ну вот, и выторели...Воцерковление это- комплекс мер по предотвращению катастрофы жизни на

http://pravoslavie.ru/79423.html

Патриаршая проповедь в неделю 19-ю по Пятидесятнице в Храме Христа Спасителя 3 ноября 2013 г. 18:08 3 ноября 2013 года, в неделю 19-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словами проповеди. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братия и сестры! Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с воскресным днем. Сегодняшнее воскресное богослужение было отмечено чтением Евангелия (Лк. 16:19-31), о котором вы слышали хорошую проповедь священника. Я не буду повторять вам это евангельское чтение, я только скажу о том, о чем всем нам нужно непременно знать. А именно о том, что притча о богатом и Лазаре есть наиболее подробное — конечно, применительно к человеческому пониманию, — сказание о том, что же ждет нас после смерти. Несомненно, Господь передает нам Свое откровение в тех категориях мысли, в той системе понятий, тем языком, которыми мы обладаем. И, наверное, невозможно человеческим языком, опираясь на человеческие знания, передать людям то, что означают новое небо и новая земля, эта будущая жизнь. У каждого поколения людей на основе общих знаний складываются какие-то собственные представления, но все они ущербны и, конечно, не соответствуют тому, что есть на самом деле, потому что полная правда о будущей жизни сокрыта от нас — может быть, просто потому, что мы своим умом, отталкиваясь от своих знаний, своей культуры, своего опыта, неспособны понять это откровение. Вот и притча о богатом и Лазаре — это тоже милость Божия. Господь и умным, и неразумным, и образованным, и необразованным, и жившим 2 000 лет назад, и живущим в XXI веке под замечательными, трогательными, волнующими до глубины души образами передает нам некую весть, некое скрытое послание о том, что нас ждет. В этих словах зашифровано нечто, что нам сегодня невозможно расшифровать, но когда каждый из нас переступит черту, отделяющую жизнь физическую от новой жизни, наши очи откроются, и мы во мгновение все поймем. Но даже из того, что мы сегодня слышали из притчи о богатом и Лазаре, мы должны сделать для себя одно самое важное заключение. Жизнь за гробом существует. Это не миф, не сказка — это то, что реально существует, и, может быть, еще более реально, чем та действительность, в которой мы сейчас находимся.

http://patriarchia.ru/db/text/3342539.ht...

Прости нас, грешных Предисловие Дорогой читатель, перед Вами книга, принадлежащая жанру, который чрезвычайно важен для каждого православного христианина. Сейчас, когда после нескольких десятилетий безбожия и духовного невежества, российский народ возвращается на свою духовную родину — в Церковь, вопросы исповеди и покаяния становятся для нас одними из самых важных. Как исповедоваться? В чем каяться? Вот, пожалуй, самые первые вопросы, которые задают и себе, и священнику люди, приходящие в Церковь всерьез. Несмотря на то, что на эту тему имеется уже немало книг и пособий, исповедь и покаяние относятся к тем духовным сферам, которые еще только начинают осваиваться нашими соотечественниками. Поэтому каждая новая книга на эту тему, особенно обращенная к нашему современнику, представляется совершенно необходимой. Это объясняется еще и бесконечным многообразием человеческих личностей, многообразием характеров, возрастов, культурных, социальных и психологических различий. Поэтому необходимо наличие многих и разнообразных книг на эту тему, чтобы каждый человек мог встретить что–то свое, что затронет именно его сердце. Конечно, нигде, как в жанре слова на общей исповеди, не выступает на первый план личность самого пастыря. Слово пастыря вбирает и передает слушателям и читателям все оттенки его личного пути и огромного опыта жизни в Церкви и общения с самыми разными людьми. Протоиерей Александр Мень был человеком исключительной личной одаренности и обаятельности. Благодаря этим качествам, а также огромной эрудиции, отец Александр был центром притяжения для самых разных людей. Большинству из них ему удавалось сказать нечто такое, что тронуло сердце, а порой изменило и всю последующую жизнь. Митрополит Антоний Сурожский нередко говорил, что вера христианская подобна гриппу, которым люди «заражают» друг друга при близком общении. Протоиерей Александр Мень с юных лет прислуживал в храме, он не просто читал, а именно изучал Библию. Вся его жизнь была постоянно направлена на служение Богу и ближним. Именно поэтому он так хорошо знал цену времени. Скорбел, когда видел, как люди бездумно растрачивают жизнь на пустые или бесполезные занятия. Он умел видеть в каждом человеке прекрасный образ Божий и искренне радовался самым незначительным успехам своих друзей и знакомых. Он поразительно умел воодушевить человека, поддержать словом, парадоксальным высказыванием, литературным примером, шуткой, каким–либо поручением, часто с единственной целью — отвлечь человека от греха, внутренней пустоты, уныния и других печальных состояний. Он духовно и душевно становился рядом с человеком, чтобы вместе противостать греху. У него были на это силы именно потому, что сам он был человеком исключительной нравственной чистоты. Как заметил Г. К. Честертон, сила греха познается в противостоянии ему, а не в уступке, подобно тому, как силу немецкой армии можно узнать лишь сражаясь с ней, а не сдавшись сразу в плен.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2418...

Пьер Дюмулен (отв. ред.) (католический священник) X. Учение о благодати Учение о благодати состоит из явленных истин, которые относятся к сверхъестественной жизни человека. Оно предполагает уже известным первое действие, которое совершил Бог, чтобы восстановить человека: дар спасения миру, Воплощение Предвечного Слова и Его Искупительное деяние. Оно излагает, каким образом происходит в человеке это восстановление и что Бог совершает в нем. Новая жизнь благодати, которую сообщают и возрастанию которой способствуют Таинства, завершится в конце концов видением Бога. Что же подразумевается под жизнью благодати? Освобождение от греха, совершающееся через оправдание. Как первородный грех сделал человека истинным грешником в глазах Божиих, так и Искупление, дарованное ему Таинством, полагает конец этому состоянию греха. Человек не просто считается праведным, он вновь становится таковым. В этом учении Церковь противостоит учению Реформации, которая признавала лишь внешнюю праведность, вменение праведности Христа, не достигающее сокровенных глубин человека. Кроме того, оправдание сообщает человеку благодать; этот бескорыстный дар Бога делает его чадом Божиим, храмом Святого Духа, причастным Божественной природе. Эта жизнь благодати превосходит все, на что может притязать человеческая природа. Она находится на том уровне, на который человек должен быть поднят, прежде чем стать способным действовать соответственно ему. Сам по себе он не в состоянии ни достичь этой жизни, ни совершать поступки, соответствующие ей. Действительно, при крещении младенец получает благодать безо всякого участия с его стороны. Взрослый же, наоборот, должен содействовать ей, чтобы получить ее. Но чтобы активно принимать ее, ему необходима помощь предваряющей благодати. Таким образом, учение о благодати оказывается перед проблемой, которую мы не можем решить полностью: возможно ли сотрудничество между Божественной благодатью и человеческой свободой? И как оно происходит? Исторически эта проблема природы благодати долго оставалась на заднем плане. Умы занимал другой вопрос: как достичь благодати? Речь здесь идет об истинах, глубоко затрагивающих жизнь человека, о решениях, от которых зависит структура христианской жизни. Поэтому определения Церкви в этом вопросе вносились в ходе конфликта, причиной которого были еретические учения о благодати, в частности, ложные объяснения взаимной роли Божественной благодати и человеческой свободы. Реформаторы до такой степени исключали сотрудничество человека с благодатью, что отрицали возвышение человеческой природы до жизни сверхъестественной: и только по этому случаю Церковь , в окончательном ответе Тридентского Собора [ХВ 562–566] изложила учение о природе благодати. Но само это изложение ограничивается самыми существенными пунктами, не входя в детали, не решая спорных проблем, обсуждавшихся богословами.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010