В области имеются 13 зарегистрированных католических приходов и ряд незарегистрированных общин: в Иркутске, Ангарске, Братске, Слюдянке, Усолье-Сибирском, Вихоревке (Братский р-н), селах Вершина (Боханский р-н), Пивовариха (Иркутский р-н), Пихтинск (Заларинский р-н). В 2000 г. в Иркутске открылся кафедральный собор Непорочного сердца Божией Матери. На территории И. о. действуют следующие католич. монашествующие ордены: сестер милосердия св. Карла Борромео, служительниц Св. Духа (в Иркутске), служительниц Непорочного зачатия Божией Матери (в Ангарске), кармелитов, кармелиток босых и альбертинок, служащих убогим (в Усолье-Сибирском). Как и в прошлом, среди католиков преобладают лица польск., нем. и литов. происхождения. В Иркутске имеется община армяно-католиков, включающая более 100 чел. Армяно-католики, как и греко-католики, не имеют собственных храмов и посещают римско-католич. приходы. Протестантские церкви, деноминации и секты Ок. 5% верующих в И. о.- представители различных направлений протестантизма. Лютеране . Сосланные в Прибайкалье шведы, которые были взяты в плен в 1709 г. под Полтавой, были здесь первыми лютеранами; часовня на лютеран. кладбище в Иркутске построена в 30-х гг. XVIII в. После присоединения к России Прибалтики лютеран. община Вост. Сибири увеличилась за счет поступивших на рус. службу нем. остзейских дворян. Лютеране занимали привилегированное положение в системе управления Российской империи, особенно в Сибири. Лютеранами были управлявший Иркутской пров. в 1740-1752 гг. Л. Ланг (пленный швед, перешедший на рус. службу), 1-й иркутский губернатор К. Л. фон Фрауендорф (1765-1767), еще 3 губернатора. В 1828-1918 гг. в Иркутске существовал лютеран. храм Вознесения Господня (разрушен в 1952, на его месте воздвигнут памятник В. И. Ленину). Строительство Транссибирской магистрали и столыпинские реформы способствовали переселению в Прибайкалье лютеран из Эстонии, Ингерманландии (Ингрии) и Латвии. Очередная волна перемещения лютеран в И. о. связана с репрессиями 40-х гг. XX в. Лютеран. община в Иркутске была разгромлена в 1937 г., возобновила деятельность в 90-х гг., в 1998 г. в Иркутске был зарегистрирован приход св. Марии Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии. Небольшие общины лютеран имеются в Тулунском р-не, в Саянске и Усолье-Сибирском.

http://pravenc.ru/text/674057.html

В 1933 г., после новых междоусобиц, власть перешла к Т. Кариасу Андино, ставленнику амер. «Юнайтед фрут компани», к-рый ввел в стране режим кровавого террора. В 1936 г. была принята новая Конституция, к-рая отделила Церковь от гос-ва, отменила выплату Церкви субсидий, запретила деятельность орденов и преподавание религии в школе. В этих условиях в Г. активизировали деятельность протестант. орг-ции и секты: в 30-х гг. прибыли проповедники пятидесятников, моравских братьев, Свидетелей Иеговы. В 1939 г. дипломатические отношения Г. с Ватиканом были восстановлены. В 1942 г. Кариас Андино в нарушение Конституции в 3-й раз продлил свои полномочия президента до 1949 г., когда к власти в стране пришел Х. М. Гальвес Дурон. Надежда на смену политического режима в стране появилась лишь в 1954 г., когда после активных выступлений рабочих, студентов и крестьян были проведены выборы, на к-рых победил Р. Вильеда Моралес, кандидат от Либеральной партии, обещавший осуществить реформы, в т. ч. аграрную. Однако результаты выборов были подтасованы, и в стране воцарилась диктатура Х. Лосано Диаса, в течение мн. лет занимавшего различные министерские посты в правительстве Кариаса и Гальвеса. Диктатура Лосано Диаса просуществовала до 1956 г., когда армия совершила гос. переворот. Власть захватила военная хунта. На проведенных через год выборах в Национальное учредительное собрание победила Либеральная партия, а ее руководитель Р. Вильеда Моралес, бывший до этого послом Г. в США, был избран президентом республики. Конституция, принятая в 1957 г., сняла нек-рые ограничения на церковную деятельность: разрешила преподавание религии в школе, восстановила монашеские ордены, гос-во получило право оказывать финансовую поддержку церковным школам. В это время было образовано еп-ство Комаягуа путем отделения от митрополии Тегусигальпа, также апостольское вик-ство Сан-Педро-Сула стало еп-ством. В 50-х гг. католич. Церковь начала кампанию по привлечению новых прихожан. Помимо лазаристов, францисканцев и иезуитов действовали редемптористы и капуцины .

http://pravenc.ru/text/166125.html

св. Карло Борромео; 1615-1621). В Центр. Европе покровителями искусства выступали религ. ордены и церковные князья Свящ. Римской империи (князья-епископы и настоятели имперских аббатств в Баварии и Австрии). Во 2-й пол. XVII в. именно туда из Рима сместился центр католич. искусства; здесь работали художники, получившие подготовку в Италии и усвоившие принципы стиля барокко. Самые известные представители нем. барокко - И. Б. Нёйман (1687-1753), построивший епископский дворец в Вюрцбурге (1719-1753) и базилику 14 св. помощников близ Бамберга (базилика Фирценхайлиген; 1743-1771), а также И. Б. Фишер фон Эрлах (1656-1723), по проектам которого в Вене были возведены дворец Шёнбрунн и ц. св. Карла Борромео (1716-1722). Примером особого германского барокко являются ансамбли бенедиктинских мон-рей Мельк (1702-1736), Этталь (после 1709), Альтенбург (после 1730), церкви свт. Николая в Праге (1703-1711) и св. Иоанна Непомуцкого в Мюнхене (1733-1744). Площадь св. Петра в Риме. Совр. вид Площадь св. Петра в Риме. Совр. вид Принципы посттридентского благочестия нашли художественное отражение в ставшей типичной для эпохи К. гравюре на меди, центром производства которой был Антверпен. В 1586-1650 гг. почти половина членов антверпенской гильдии св. Луки, объединявшей художников, занималась изготовлением гравюр. В гравюрах сочетались изображения (сцены из Свящ. Писания или житий святых) с текстом (молитвы или повествования). Основными формами гравюр на религ. сюжеты были suffragia (изображения св. покровителей на каждый месяц; выполнялись по заказам иезуитских братств Девы Марии), а также гравюры для детей, изучавших катехизис, и вотивные гравюры для паломников. Иконография и тексты таких гравюр, служивших одним из способов распространения идей К. среди мирян, контролировались клириками. В 1614 г. в Антверпене было изготовлено 18 тыс. оттисков suffragia для городских братств, а спустя 50 лет - уже 45 тыс. Кроме того, в 1681 г. было выпущено ок. 250 тыс. оттисков гравюр с религ. сюжетами для братств в Испан.

http://pravenc.ru/text/2057152.html

А. де Ноай и 95 французских епископов согласились подписать компромиссный документ, представлявший собой разъяснение положений буллы «Unigenitus», к-рый составил гос. секретарь Франции пресв. Гийом Дюбуа. 18 нояб. 1720 г. кард. Л. А. де Ноай выпустил пастырское послание о принятии буллы «Unigenitus», но оно не удовлетворило К., т. к. не содержало в себе положений о полном и безоговорочном послушании Папскому престолу. К. так и не удалось решить проблему янсенистского кризиса в католич. Церкви Франции, к-рый продолжился и после его смерти. К. провел один канонизационный процесс: 22 мая 1712 г. он причислил к лику святых Римско-католической Церкви папу Римского Пия V , театинца пресв. Андреа Авелино, капуцина Феликса из Канталиче и клариссу Катерину Болонскую. 8 мая 1716 г. был беатифицирован иезуит Франсуа Режи. 6 дек. 1708 г. папа установил празднование Непорочного зачатия Пресв. Девы Марии. 3 февр. 1720 г. по просьбе Дж. Ф. Э. Стюарта (папа признавал его законным англ. королем) К. объявил архиеп. Ансельма Кентерберийского Учителем Римско-католической Церкви (см. Doctor Ecclesiae ). Уделяя внимание вопросам нравственности католич. духовенства, папа запретил клирикам участвовать в театральных представлениях и носить парики во время богослужения, а 1 февр. 1710 г. предписал всем клирикам, а также кандидатам на рукоположение совершать раз в год недельные реколекции в соответствии с предписаниями «Духовных упражнений» Игнатия Лойолы или практики Венсана де Поля . Для активизации катехизаторской деятельности 26 июля 1701 г. папа рекомендовал читать за богослужениями в воскресные и праздничные дни главы Катехизиса католич. св. кард. Роберта Беллармина ; 13 сент. 1713 г. К. сделал обязательным наличие справки о прохождении катехизации для конфирмации , рукоположения, вступления в монашеские ордены или конгрегации, вступления в брак. К. провел 15 консисторий, возвел в достоинство кардинала 70 чел., в т. ч. Лоренцо Корсини (буд. папа Римский Климент XII ) и Микеланджело деи Конти (буд. папа Римский Иннокентий XIII ), обновив т. о. почти полностью состав коллегии кардиналов. В благодарность португ. кор. Жуану V за борьбу против турок 1 марта 1710 г. буллой «Apostolatus ministerio» К. пожаловал особые привилегии часовне королевского дворца в Лиссабоне; 7 нояб. 1716 г. буллой «In Supremo Apostolatus» ей был присвоен статус кафедрального собора, с выделением из состава Лиссабонского архиепископства в отдельный диоцез, при этом новая церковная структура получила статус патриархата. Лиссабон оказался разделенным на 2 части: архиепископ Лиссабона сохранял юрисдикцию над вост. частью города, а Лиссабонский патриарх - над королевским дворцом и зап. частью португ. столицы (13 дек. 1740 объединены в единый диоцез со статусом патриархата). Католические миссии

http://pravenc.ru/text/Климент XI.html

Под влиянием иезуитов (прежде всего Габриеля Грубера , генерала ордена в 1802-1805) император отменил действие «Регламента» от 3 (14 н. с.) нояб. 1798 г. и вывел католич. монашеские ордены из подчинения епископам («Высочайше утвержденные пункты об управлении римско-католическим духовенством в России» от 11 (23 н. с.) дек. 1800 - Белоголов. 1915. С. 146-149). По просьбе имп. Павла I папа Римский Пий VII (1800-1823) признал орден иезуитов в границах Российской империи (бреве «Catholicae fidei» от 7 марта 1801). Имп. указом от 11 (23 н. с.) окт. 1800 г. иезуитам поручалось попечение об образовании юношества в зап. губерниях Российской империи; ордену возвращались их прежние учебные заведения. В 1806 г. при Виленском ун-те была учреждена, а в июне 1808 г. открыта Главная семинария для подготовки римско-католич. и униат. духовенства (см. в ст. Академии духовные католические в России ). Создание высшего учебного заведения, не подчинявшегося архиепископу-митрополиту Могилёвскому, а находившегося в ведении ордена иезуитов, вызвало недовольство Богуша-Сестренцевича: он несколько раз предпринимал попытки упразднить семинарию. После прихода к власти имп. Александра I (1801-1825) Богуш-Сестренцевич вернулся из ссылки. Указом от 13 (25 н. с.) нояб. 1801 г. были проведены преобразования в управлении структурами Римско-католической Церкви на территории Российской империи: вместо Департамента по римско-католическим делам создавалась Римско-католическая духовная коллегия, непосредственно подчиненная Сенату; председателем коллегии назначался архиепископ-митрополит Могилёвский; его заместителями были епископ и прелат, кандидатуры которых утверждал император; асессорами были представители 6 католич. еп-ств (по 1 от диоцеза, избирались кафедральными капитулами из числа прелатов или каноников сроком на 3 года) ( Белоголов. 1915. С. 157-164). Реформы российского правительства вызвали беспокойство в Риме. В кон. марта 1803 г. в С.-Петербург прибыло посольство, возглавляемое нунцием Томмазо Ареццо. Однако все попытки нунция вмешаться в конфессиональную политику пресекались; Ареццо был выслан из России, а 10 (22 н. с.) авг. 1804 г. легатом папы Римского в России был признан архиепископ-митрополит Могилёвский (ПСЗ. Т. 28. С. 473).

http://pravenc.ru/text/2563904.html

Отправившись на машине времени в прошлое, сделаем первую остановку на грани великого перелома, в XVI столетии, когда средневековая Европа становилась той Европой, которую мы сейчас знаем или, по крайней мере, знали до мировых войн, опять сменивших старые ориентиры. Гуманизм, Реформация, контрреформация знаменуют мощный прорыв новых идей — они хотя и привели к ряду осложнений, но все же создали новый мир и вдохновили новую культуру, чьей наследниками стали мы. Церковь пребывала в самом центре событий, и без нее правильно понять этот взрыв невозможно. Перелом расколол ее самое, но страстная непримиримость разделившихся частей не угасла и в наши дни. Даже беглый взгляд на сегодняшнюю Церковь убеждает, что по крайней мере эта страница ее прошлого жива до сих пор. Нынешние усилия преодолеть разделение Церкви — одна из примет ее жизнеспособности. Углубляясь дальше, мы вступим в Средние века — эпоху готических соборов, крестовых походов, великих административных и правовых систем, схоластической философии. В то время Европа, была " Христианским миром " . Ею правили люди, стремившиеся толковать и претворять в жизнь принципы христианства. Подчас они допускали ошибки; но все же без Церкви Средние века были бы пробелом в истории. Средним векам предшествует Смутное время (Переводим так строгий термин англоязычных историков — " Dark Age " (букв, " темное время " , " темный век " ), обозначавший период от V — VI до X — XI вв. — " Примеч. ред.) - время, когда Европа, ввергнутая в пучину беспорядков после падения Рима и нашествия варваров, постепенно приходила в себя. Между старой цивилизацией и новой, еще не родившейся, пролегла пропасть. Единственным общественным организмом, перебросившим мост через эту пропасть, была Церковь. Она сохранила начатки законности, порядка, человеколюбия. Ее монашеские ордены способствовали оживлению ремесел и сельского хозяйства. Она заложила основы образования и просвещения. Трудно себе представить, что породил бы хаос Смутного времени, если бы не было Церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Имп. Иосиф II , сын Марии Терезии (с 1765 соправитель; в 1780-1790 правил единовластно), приступил к проведению церковной реформы, провозгласив веротерпимость в наследственных владениях (1781), что серьезно осложнило отношения с Римом. Запрещались преследования на религ. почве, отменялись религ. ограничения при приеме на гос. службу, в т. ч. на преподавательские должности в ун-тах и др. В 1782 г. для решения этих вопросов папа Пий VI совершил поездку в Вену, однако изменить церковную политику императора ему не удалось. В 1782 г. Иосиф II распустил монашеские ордены, к-рые не занимались преподавательской деятельностью и уходом за больными. Имущество орденов было направлено на просветительские и образовательные цели, на поддержку приходских пресвитеров в новых приходах. В 1784 г. епископские семинарии были заменены гос. Ун-ты и лицеи получили исключительное право преподавать богословие. Были санкционированы изменения в католич. богослужении с целью упрощения и удешевления обрядов. Церковь была окончательно подчинена гос-ву, а духовенство приравнено к гос. служащим. Нек-рые мероприятия Иосифа II в сфере церковного переустройства встретили жестокое сопротивление со стороны католич. духовенства и части дворянства. В годы правления австр. имп. Франца I (1804-1835) начался период религ. обновления Австрии. После визита императора к папе Пию VII (1819) было принято решение о пересмотре церковного законодательства Иосифа II. При австр. имп. Фердинанде I в связи с дарованием в 1847 г. австр. подданства основателю старообрядческой белокриницкой иерархии митр. Амвросию (Паппа-Георгополи) возник конфликт с Россией вплоть до угроз разрыва дипломатических отношений. Австр. имп. Франц Иосиф I в 1855 г. заключил с Папским престолом конкордат, к-рый усиливал позиции католич. Церкви в стране. Реформы 70-90-х гг. XIX в. окончательно признали свободу веры и совести для любой конфессии, а также для атеистов, однако католич. Церковь продолжала занимать господствующее положение во владениях австр. Г. В 1903 г. австр. императоры утратили право вето при избрании Римских пап, к-рым ранее неоднократно пользовались.

http://pravenc.ru/text/161215.html

Страна получила современное название - Республика Колумбия. Конституция 1886 г. передала всю систему просвещения под контроль католической Церкви, уполномочила правительство заключить со Св. Престолом конкордат, к-рый регулировал бы отношения Церкви с гос-вом. По конкордату 1887 г. католицизм стал гос. религией. Гос-во обязывалось опекать Церковь, охранять авторитет ее служителей, не нарушать ее прав и привилегий, не вмешиваться во внутрицерковные дела, предоставить Церкви статус юридического лица, право владеть недвижимостью, взимать с верующих церковные налоги, учреждать монашеские ордены и мон-ри, заниматься благотворительностью, содержать школы, преподавать религию во всех учебных заведениях, подвергать цензуре учебники. Согласно конкордату, назначения на высшие церковные должности осуществлялись Св. Престолом по согласованию с президентом К., к-рый получил право вето. В 1892 г. была подписана «Добавочная конвенция», предоставившая католич. Церкви ряд привилегий при рассмотрении дел священнослужителей в гражданских судах, а также регламентировавшая контроль Церкви над кладбищами. В сер. 90-х гг. XIX в. обострились противоречия между консерваторами и либералами. В стране началась т. н. Тысячедневная гражданская война (1899-1902), во время к-рой погибло свыше 100 тыс. колумбийцев. В нояб. 1903 г. при поддержке США от К. отделилась Панама. В 1904 г. в ходе вооруженного конфликта с Перу К. присоединила к своей территории деп. Амасонас. В 1902 г. колумбийское правительство подписало соглашение со Св. Престолом о деятельности миссионеров. Правительство было обязано предоставлять миссионерам 75 тыс. песо в год, а также выделить им земельные участки для использования в интересах миссий. В 1940 г. был заключен новый конкордат с католич. Церковью, согласно которому епископами могли назначить только граждан К., а их кандидатуры должны быть предварительно одобрены правительством. Конкордат признавал примат государства в области образования, однако на практике Церковь продолжала, как и прежде, пользоваться особыми правами в этой сфере.

http://pravenc.ru/text/1841810.html

Если кто-либо из принявших таким образом монастырскую одежду по выздоровлении возвращался к мирской жизни, то на это смотрели неодобрительно 3589 , но иногда оказывалось, что даже монашеская одежда, когда она была удерживаема, не служила достаточным обеспечением против возвращения к грехам прежней жизни 3590 . Монастыри или монашеские ордены часто связаны были между собой узами взаимного заступничества и взаимного поминания умерших собратьев, и о смерти аббатов или других выдающихся членов в каком-либо монастыре давалось знать другим монастырям циркулярами, которые развозились особыми вестниками 3591 . В XI столетии, таким образом монашество опять пользовалось полнейшим влиянием. Нестроения прежнего времени и его общий упадок теперь более чем были заглажены частыми н широко захватывающими преобразованиями, причем каждое из них совершалось с особенной ревностью и проявляло особенную строгость, которые на время увлекали умы людей и запрещали им допускать и мысль о том, что то, что теперь было столь чистым и строгим, могло когда либо находиться в состоянии упадка и беспорядочности. Обряды и обычаи 1 . К XI столетию относится происхождение целого класса авторов, которые писали комментарии на богослужебные обряды церкви. Первым из них был Амальгарт или Амалярий, хорепископ Мецский 3592 , который около 820 года составил трактат «О службах церкви», в котором он применил к ним систему таинственного толкования, уже долго прилагавшегося к св. Писанию 3593 . Все подробности богослужения, каждое положение и должность, все одежды духовенства, украшения церкви, священные времена и праздники, излагаются как такие, которые заключают в себе символические знаменования. До половины столетия за ним следовали с подобными же литургическими сочинениями Рабан Мавр и Валафрид Страбон 3594 , аббат монастыря Рейхенау; но другой знаменитый писатель того времени, Агоберт, начал писать в совершенно ином духе. Смущенный массой не относящегося к делу материала, найденного им в богослужебных книгах церкви лионской, он выбросил из них все гимны и песнопения, кроме тех, которые заимствованы были из св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Г. принадлежит ныне утраченный цикл фресок мон-ря Санта-Роза в Витербо (1453). Во 2-й пол. 50-х гг. XV в. он работал в небольших городах Центр. Италии и в Риме, выполняя заказы на станковые произведения, монументальные росписи и художественное оформление торжества по случаю инаугурации папы Пия II. Основными его заказчиками на протяжении всей жизни были монашеские ордены, в первую очередь францисканцы и доминиканцы. Самое известное произведение Г.— живописная декорация (1459–1461) капеллы Палаццо Медичи (ныне — Медичи Риккарди) на Виа-Ларга во Флоренции. По воле Пьетро Медичи, он представил на стенах семейной капеллы композицию «Шествие волхвов», к-рая заставляет вспомнить алтарный образ «Поклонение волхвов» (1423) Дж. да Фабрионо. Для семейства Медичи сюжет имел особое значение, т. к. они принимали активное участие в организации «Праздника волхвов» — грандиозной театрализованной процессии, устраиваемой во Флоренции на Рождество и в день св. покровителя города Иоанна Крестителя. Получив заказ на священный сюжет, трактованный в виде пышной церемонии, Г. создал фреску — символ, прославляющий чудеса необозримого мира и передающий христ. жажду искупления. Стремясь как можно точнее соответствовать аристократическим пристрастиям заказчика, Г. представил на 3 стенах капеллы, окаймленной по цоколю мраморной инкрустацией, торжественную, роскошную процессию элегантных, богато одетых всадников на фоне пленительных в своей наивной красоте пейзажей. При создании образа Г. тщательно воспроизвел всевозможные мотивы и детали (костюмы, конская упряжь, животные и птицы), увлекаясь каллиграфией линий и живописной декоративностью, что равно присуще готике и искусству Кватроченто. Прибегая к использованию ландшафтных, архитектурных и исторических деталей, Г. наделил персонажей шествия портретными чертами современников, среди к-рых — Медичи, прибывшие во Флоренцию по случаю заключения Флорентийской унии (1439), К-польский патриарх Иосиф и имп. Иоанн VIII Палеолог, Фра Анджелико и сам художник.

http://pravenc.ru/text/546316.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010