Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИЩЕНСТВУЮЩИЕ ОРДЕНЫ Отказ св. Франциска Ассизского от имущества. Роспись капеллы Барди в ц. Санта-Кроче во Флоренции. 1325 г. Худож. Джотто. Отказ св. Франциска Ассизского от имущества. Роспись капеллы Барди в ц. Санта-Кроче во Флоренции. 1325 г. Худож. Джотто. [Лат. ordines mendicantes], в католич. Церкви традиц. наименование ряда духовных объединений (братств, конгрегаций, орденов), конституции и уставы к-рых предписывают не только индивидуальную бедность каждого из членов (личный обет бедности (нестяжания) является одним из базовых для всех институтов посвященной жизни ), но и корпоративную бедность всего объединения и отдельных конвентов; все необходимое для жизни они должны получать путем сбора подаяния (нищенства). В реальности на протяжении всей истории Н. о. жизнь исключительно за счет милостыни практиковалась лишь небольшими консервативными группами спиритуалов и обсервантов , выступавшими за неукоснительное соблюдение орденских уставов или даже их устрожение, тогда как в большинстве случаев имела место юридическая фикция, основанная на противопоставлении пользования и владения собственностью. Декларируемая нищета не мешала накоплению Н. о. фактических богатств, собственником к-рых считался папа Римский, а не конкретное духовное объединение (орден). Лат. термин «mendicanmes» появился позже, чем произошло повсеместное распространение Н. о., а нищенство долгое время не было определяющим для отнесения того или иного объединения к этой группе и рассматривалось скорее как дополнительная привилегия. В Codex juris canonici (как в изд. 1917 г., так и в изд. 1983 г.) Н. о. не выделяются в особую категорию среди институтов посвященной жизни, но лишь упоминаются как историческое явление (ex institutione) в связи с вопросом о том, кто может просить милостыню и собирать пожертвования (CIC (1917). 621. §1-2; CIC. 1265. §1-2). Н. о. изначально имели много общего в организации жизни и духовных практиках и значительно отличались от традиц.

http://pravenc.ru/text/2577745.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОБСЕРВАНТЫ [лат. observantes - соблюдающие], в католич. монашестве XIV-XVI вв. сторонники движения, направленного на строгое соблюдение монашеских уставов в их первоначальном виде, без позднейших послаблений (диспенсаций). Стремление к реформе, под к-рой понимался возврат к первоначальным нормам и духовным идеалам, было характерно для всей истории западноевроп. средневек. монашества. Так, лозунги возврата к первоначальному Уставу св. Бенедикта (см. в ст. Венедикт Нурсийский ) были характерны для лидеров клюнийской реформы и для основателей новых орденов в кон. XI-XII в. (в т. ч. для цистерцианцев ). По мнению исследователей, движение О. существовало в период с посл. трети XIV в. по первые десятилетия XVI в. ( Roest. 2009. P. 446). Движением были охвачены в том или ином виде практически все католич. ордены монашеские (за исключением картузианцев ), но наиболее активно оно проявилось в нищенствующих орденах . Среди причин возврата к строгому соблюдению первоначальных уставов называют рост апокалиптических ожиданий в европ. обществе, связанный с многочисленными войнами, эпидемиями (в особенности «черной смертью» в сер. XIV в.), экономическими кризисами, папским расколом (см. Схизма в католической Церкви ), распространением «народных ересей» и др. В одних случаях инициаторами реформы выступали представители самих монашеских орденов, в других - местные епископы или представители светской власти. Наибольшей известности движение О. достигло в ордене францисканцев , в к-ром его инициаторами стали последователи спиритуалов , осужденных рядом папских и соборных решений в 1-й трети XIV в., но сохранивших позиции в итал. общинах. Основателем движения францисканцев-О. считается Паолуччо Тринчи. В 1368 г. он с разрешения орденских властей создал в пустынной местности Бруньяно (Умбрия, Италия) конвент, члены к-рого соблюдали Устав св. Франциска Ассизского во всей его строгости (особенно в том, что касалось обета бедности).

http://pravenc.ru/text/2578085.html

1972. Vol. 72. P. 445). Хотя сам Франциск как публично кающийся и его ученики уже находились под защитой епископа Ассизи, стремление проповедовать за пределами этого диоцеза подтолкнуло их к мысли получить одобрение своей деятельности от папы Римского. Согласно орденскому преданию, в 1209 г. они отправились в Рим, где папа Иннокентий III дал устное одобрение 1-го устава францисканцев. Однако Латеранский IV Собор (1215) постановлением «Ne nimia religionum» (13-й канон) запретил основывать новые ордены (novam religionem inveniat). Все новооснованные общины должны были принимать только существовавшие уставы (de religionibus approbatis). По этой причине каноническое оформление ордена францисканцев состоялось лишь после одобрения их устава папой Римским Гонорием III (1216-1227) в 1223 г. Ключевой термин, к-рый встречается во всех текстах первых францисканцев,- это «бедность» (paupertas), а не «нищенство» (mendicitas) (в 1-м уставе францисканцев выражение «mendicantes» применяется к внешним по отношению к членам ордена нищим, просящим милостыню вдоль дорог - Franc. Assis. Reg. non bull. 9). Именно «привилегию бедности», т. е. право не принимать никакой собственности даже в общее пользование, получила католич. св. Клара Ассизская от папы Римского Иннокентия III (булла «Sicut manifestum», в 1228 подтверждена папой Григорием IX (1227-1241), а затем папой Иннокентием IV (1243-1254)). Хотя для первых францисканцев был важен ручной труд (Франциск Ассизский в «Завещании» прямо писал, что сам всегда трудился и хочет, чтобы его ученики работали своими руками, а милостыню просили только в том случае, если за труд им не заплатили - Franc. Assis. Test. 20-22), и в неутвержденном уставе (в редакции 1221 г.), и в уставе, одобренном папской буллой, значимое место занимал сбор подаяния ( Idem. Reg. non bull. 9; Idem. Reg. bull. 6) и вводился запрет принимать деньги и как плату за труд, и в качестве милостыни ( Idem. Reg. non bull. 7, 8; Idem. Reg. bull. 4, 5). Относительно же труда утверждалось, что он не должен мешать молитве ( Idem.

http://pravenc.ru/text/2577745.html

294-294 294-298 298-299 299-300 300-301 НИФОНТ II († 11.08.1508), патриарх К-польский (кон. 1486 - нач. 1488; лето 1497 - лето 1498), свт. (пам. 11 авг. и в Соборе Афонских преподобных) 301-303 303-312 312-316 НИЦШЕ Фридрих Вильгельм (1844-1900), нем. философ и писатель, один из представителей философии жизни, критик христианства 316-327 327-329 НИЩЕНСТВУЮЩИЕ ОРДЕНЫ в католич. Церкви традиц. наименование ряда духовных объединений (братств, конгрегаций, орденов) 329-337 НОВАКОВИЧ Стоян (1842-1915), серб. историк, издатель источников, археограф, переводчик, литератор, политический и общественный деятель 337-339 339-340 НОВАЦИАН [Новатиан; Новат] (ок. 200-257/8), раннехрист. лат. церковный писатель и богослов, рим. пресвитер; после 251 г.- предводитель новацианского раскола и антипапа 340-356 НОВАЯ ЖИЗНЬ название внеденоминационной евангелической харизматической церкви с центром в г. Колорадо-Спрингс (шт. Колорадо, США) НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ островное гос-во в юго-зап. части Тихого океана, состоящее из 2 крупных островов - Северного и Южного, разделенных прол. Кука (22 км шириной в самой узкой части), и множества мелких островов 356-375 НОВГОРОД-СЕВЕРСКАЯ И ГЛУХОВСКАЯ ЕПАРХИЯ существовала в 1785-1797 и в 1924-1926 гг., в 1868-1924 гг. и в 1998-2003 гг.- Новгород-Северское викариатство Черниговской епархии 375-376 НОВГОРОД-СЕВЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Черниговской и Новгород-Северской епархии УПЦ), находится в г. Новгород-Северский Черниговской обл. (Украина) 376-382 382-451 451-453 453-455 455-485 485-486 486-528 528-531 531-535 НОВГОРОДСКИЙ В ЧЕСТЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился к северу от средневек. Неревского конца Софийской стороны Новгорода, на левом берегу р. Волхов 535-539 НОВГОРОДСКИЙ ВО ИМЯ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился юго-западнее Новгородского кремля в конце Троицкой (Пробойной) ул. Софийской стороны, на левой стороне р. Волхов, за валом Окольного города, на т. н. Сильнище (более позднее название - Силинище, Синичья гора) (ныне - в 1,5 км к юго-западу от Новгородского кремля)

http://pravenc.ru/vol/LI.html

(им стал католич. св. Симон Сток († 1265)) и приняты поправки к уставу, к-рые сближали К. с нищенствующими орденами ( доминиканцами и францисканцами ). По предложению С. Стока капитул разрешил строить мон-ри в городах, поправками к уставу вводились общая трапеза братии, совместное ежедневное чтение бревиария монахами, имевшими сан пресвитера, время безмолвия ограничивалось ночными часами (от повечерия до 1-го часа), за монастырями закреплялось право владеть собственностью, монахам разрешалось употребление мяса вне обители. Новый устав был утвержден буллой папы Римского Иннокентия IV «Que honorem conditoris» от 1 окт. 1247 г. Изменение устава позволило ордену заниматься проповеднической и благотворительной деятельностью в городах, открывать мон-ри при ун-тах. При С. Стоке кармелитские обители были основаны в Ньюэме (1249, в 1290 перенесена в Кембридж), Оксфорде (1256), Париже (1259) и Болонье (1260), в провинциях создавали орденские школы (studium generale), где получали образование буд. пресвитеры-К. (к 1434 открыта 21 школа). Несмотря на послабления, допущенные в новом уставе К., он отличался большей строгостью по сравнению с уставами доминиканцев и францисканцев, что влияло на общую численность К. и замедляло рост ордена. В то же время часть К. считала, что новый устав противоречил изначальной аскетической и отшельнической направленности ордена. Николай Нарбонский, избранный в 1266 г. генеральным приором ордена, в трактате «Ignea sagitta» (Огненная стрела) призвал К. не оставлять идеалов отшельничества и созерцательной монашеской жизни и предложил заниматься апостольским служением в миру только духовно подготовленным монахам. Однако большинство обителей К. сохранило общежительный устав, отшельники-еремиты составляли незначительную часть ордена. Католический св. Симон Сток получает от Богоматери скапуляр. Худож. П. П. Пуэнсе. 2-я пол. XVII в. (Музей изящных искусств в Марселе) В 1274 г. Лионский II Собор запретил нищенствующие ордены, созданные после IV Латеранского Собора, что поставило под угрозу роспуска К.

http://pravenc.ru/text/1681105.html

Клюнийцы при аббате Гуго V Анжуйском (1199-1207) фактически представляли собой орден, а нерегулярные собрания, подобные генеральному капитулу, проводились у них еще при аббате Петре Достопочтенном (1122-1156). При этом клюнийцам в отличие от цистерцианцев так и не удалось выстроить четкую систему филиации. Генеральный капитул в большей мере выполнял судебные функции, а клюнийский аббат сохранял свое «монархическое» положение в ордене. Основные институции по модели О. м. были усвоены также орденами духовно-рыцарскими . 12-м каноном Латеранского IV Собора (1215) устанавливалось, чтобы каждые 3 года проводились «общие капитулы» с участием аббатов и приоров (над к-рыми нет аббатов) всех обителей той или иной провинции. Причем организацией этих капитулов должны были заниматься 2 местных цистерцианских аббата, поскольку они, по мнению участников Собора, имели большой опыт в проведении таких собраний. Эти двое должны были кооптировать еще 2 аббатов из местных конгрегаций для председательствования на капитуле. Следующим же 13-м каноном запрещалось создавать новые О. м. («novem religionem inveniat» - такая терминология свидетельствует о том, что к этому времени термин «ordo» еще не был устоявшимся), а тем, кто желали обратиться к монашескому образу жизни, предписывалось следовать одному из уже существующих и одобренных уставов (Conciliorum Oecumenicorum Generaliumque Decreta. Turnhout, 2013. T. 2. Pars 1/Ed. A. García y García et al. P. 174-175). Кроме того, монахам категорически запрещалось быть приписанными одновременно к разным монастырям, а аббатам - возглавлять неск. обителей. Однако на практике эти меры не соблюдались. Сначала появление и стремительное распространение нищенствующих орденов , воспринявших и развивших институциональные особенности О. м., а затем перевод мн. монашеских конгрегаций в режим комменды привели к размыванию четких границ между этой и др. формами организации аскетической жизни (монашескими, священническими, мирянскими). К кон. XVII в. орденскую организацию приняли и монахи вост. обряда (см. Антониты , Василиане ). Основными критериями, по к-рым отличали О. м., были: принесение их членами вечных (неснимаемых) торжественных обетов целомудрия, бедности (нестяжания) и послушания, а также следование одному из древних монашеских уставов (св. Бенедикта, блж. Августина или свт. Василия Великого).

http://pravenc.ru/text/2581489.html

Политическую окраску движению Л. придавали как их предполагаемая причастность к крестьянским волнениям (в восстании 1381 г. под предводительством Уота Тайлера принимал участие проповедник Джон Болл , к-рого современники, вероятно ошибочно, считали учеником Уиклифа), так и покровительство знатных и влиятельных лиц (в т. ч. при королевском дворе). В янв. 1395 г., во время поездки кор. Ричарда II в Ирландию, в парламент была подана петиция Л.; текст петиции «Двенадцать утверждений лоллардов» был вывешен также на дверях Вестминстерского аббатства и собора св. Павла в Лондоне. По сообщению хронистов, нек-рые лорды поддерживали критику Л. католич. Церкви и восхваляли их воззрения в парламенте. Неизвестно, была ли петиция зачитана в парламенте или только распространена среди его членов: текста петиции в парламентских свитках нет. Было послано 2 письма королю в Ирландию с сообщением об угрозе, к-рую представляли Л. (Ричард II вернулся в Англию только в мае). В окт. 1395 г. папа Римский Бонифаций IX обратился с письмом к англ. архиепископам, побуждая их с бóльшим рвением бороться с еретиками (в послании папа цитировал «Двенадцать утверждений...» не по лат. тексту, вывешенному на дверях собора св. Павла, а по англ. тексту, адресованному лордам и общинам парламента). В петиции «Двенадцать утверждений...» говорилось, что Церковь Англии, следуя за Римской Церковью, слишком заботится о земных благах и охвачена мирской гордыней; духовенство забыло об идеалах Христа и апостолов; целибат клириков ведет к моральному разложению, а вера в пресуществление при совершении Евхаристии лежит в основе идолопоклонства. Л. критиковали католическую практику благословения священниками неодушевленных предметов, совершение поминальных молитв, отвергали необходимость паломничеств, пожертвований, исповеди (по мнению Л., она развивала у священников гордыню) и обетов целомудрия у женщин. Клирики, согласно Л., не должны были занимать светские должности. Крайне негативно Л. оценивали институт монашества, особенно критиковали нищенствующие ордены. Л. выступали против войн и крестовых походов , поскольку любое убийство противоречит евангельским заповедям, а также настаивали на запрете и упразднении ремесел, к-рые не являются жизненно необходимыми для людей (напр., ювелирное дело, ремесло оружейников).

http://pravenc.ru/text/2110667.html

Церкви, отношение к подобным группам со стороны Папского престола и местного епископата становится негативным. Если на Латеранском III Соборе (1179) были анафематствованы только катары и патарены, то через неск. лет, на Веронском Соборе (1184), была подтверждена обязанность епископов бороться со всеми движениями, отрицавшими церковную иерархию (патаренами, катарами, гумилиатами, вальденсами, арнольдистами и др.) (декреталия «Ad abolendam» (нояб. 1184) папы Римского Луция III (1181-1185)). Однако в нач. XIII в. папа Римский Иннокентий III (1198-1216) разрешил проповедь нищеты тем общинам, к-рые признавали церковную иерархию и таинства (однако само по себе нищенство понтифик считал позорным явлением, особенно если такой образ жизни вели клирики - PL. 214. Col. 596, 732, 773, 908; 216. Col. 592). В 1201 г. устав получили гумилиаты (в соответствии со сложившимися у них 3 категориями членов конгрегации: миряне, аскеты и каноники, т. е. клирики). В кон. 1207 г. в общение с католич. Церковью были приняты еретик-вальденс Дуранд из Уэски и неск. его единомышленников, к-рые в 1208 г. создали орден католич. бедняков (pauperes catholici). Миссионерская деятельность нового ордена была не очень успешной, в 1256 г. небольшое число общин католич. бедняков присоединили к ордену августинцев-еремитов. В 1208-1210 гг. католич. Церковью были приняты в общение неск. групп вальденсов, отколовшихся от основного движения (см. в ст. Вальденсы ). На этот же период приходится деятельность основателей 2 самых крупных Н. о.- католич. святых Франциска Ассизского († 1226) и Доминика († 1221). В отличие от народных движений, в к-рых сильны были антицерковные настроения, в проповеди Франциска Ассизского речь с самого начала шла о добровольной бедности. Первые францисканцы представляли собой братство кающихся мирян (пенитентов) (La «Legenda trium sociorum»: Éd. crit./Éd. Th. Desbonnets//AFH. 1974. Vol. 67. P. 117; ср.: Fonzo L., di. L " Anonimo Perugino tra le fonti francescane del sec. XIII: Rapporti letterari e testo critico//Miscellanea Francescana.

http://pravenc.ru/text/2577745.html

рескрипт о закрытии более 400 мон-рей - тех, к-рые не занимались ни воспитанием детей и подростков, ни уходом за больными и престарелыми, насельники которых посвящали себя созерцательной жизни, что императору представлялось фиктивным занятием. Конфискованные земли этих мон-рей составили «религиозный фонд», предназначенный для оказания помощи бедным приходским церквам и малоимущим клирикам; заведование фондом было возложено на правительство. 24 марта 1782 г. император распорядился подчинить все мон-ри в пределах своих владений местным епископам (до этого мн. мон-ри, входившие в монашеские ордены, подчинялись орденским генералам, резиденции к-рых находились в Риме); после смерти Иосифа II этот указ был отменен. Нищенствующие ордены император ограничил в праве на сбор милостыни, отведя для этого осеннее время года. В мон-ри было запрещено принимать неграмотных послушников; учащихся монахов отправляли для получения полного богословского образования в генеральные семинарии; рукополагать монаха дозволялось лишь по завершении им полного семинарского курса. Кроме мн. мон-рей Иосиф II распорядился упразднить все братства, за исключением учрежденного им самим «Братства деятельной любви к ближнему», перед к-рым были поставлены благотворительные задачи и в к-рое предлагалось войти членам упраздненных общин. После смерти императора братство прекратило существование. Принципиальное несогласие в Риме вызывала политика веротерпимости, хотя на привилегированное положение католич. Церкви в своих владениях имп. Иосиф не посягал, следов., о равноправии религ. общин при нем речь не шла. В правление Иосифа II положение иноверцев во владениях Габсбургов существенно улучшилось. При его предшественниках привилегии католич. Церкви имели оборотной стороной дискриминацию некатолических общин. 13 окт. 1781 г. Иосиф II издал «патент о веротерпимости» (Toleranzpatent), к-рым отменялись ранее изданные акты, регламентировавшие правовой статус религ. меньшинств. В соответствии с этим «патентом» последователям Аугсбургского исповедания и Гельветического исповедания , т.

http://pravenc.ru/text/578232.html

Институты монашествующих подразделяются на монашеские ордены (ordines), конгрегации монашествующих клириков (congregationes religiosae clericalis) и конгрегации монашествующих мирян (congregationes religiosae laicalis). Орденами именуются институты монашествующих, члены которых приносят вечные («торжественные») обеты целомудрия, бедности и послушания. К орденам относятся объединения регулярных каноников (canonici regulares), ордены с древними уставами (monachi), нищенствующие ордены (ordines medicantes) и объединения регулярных (уставных) клириков (clerici regulares). Ордены с древними монашескими уставами и нищенствующие ордены могут быть как муж., так и жен. Регулярные каноники соединяют служение в сане пресвитера с соблюдением обетов целомудрия, бедности и послушания, а также с монашеской общинной жизнью. Они восходят к обители клириков, основанной блж. Августином , к-рому приписывается составление правил для этой общины (см. Августина устав ). К объединениям регулярных каноников в наст. время относятся орден регулярных каноников св. Августина, орден премонстрантов и др. Католич. монашеские ордены представлены зап. и вост. ветвями. К древним зап. монашеским уставам относят бенедиктинский устав (см. в ст. Венедикт Нурсийский ) и устав ордена картузианцев , восходящий к католич. св. Бруно Картузианцу (XI в.). К вост. монашеским уставам относятся устав ордена паулинов (в честь 1-го пустынника прп. Павла Фивейского), устав антонитов (восходящий к прп. Антонию Великому ) и монашеский устав свт. Василия Великого, принятый у католич. (гл. обр., униатских) орденов василиан (базилиан). В нач. XIII в. в католич. монашестве выделяются нищенствующие ордены, руководствующиеся правилом не только индивидуальной, но и общинной бедности. Основателями первых нищенствующих орденов были Доминик Гусман и Франциск Ассизский . В нищенствующих орденах доминиканцев и францисканцев впервые возникли ветви терциариев , члены к-рых ведут образ жизни, ориентированный на монашеские идеалы, но остаются в миру, могут вступать в брак и владеть собственностью.

http://pravenc.ru/text/468829.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010