Реформация в Н. проводилась сверху, под давлением королевской власти. «Церковный ордонанс» был разработан с учетом датских, а не норвеж. реалий и рассчитан прежде всего на городскую среду и сравнительно компактные по территории диоцезы, тогда как в Н. городов было мало, подавляющее большинство населения оставалось сельским, а диоцезы охватывали обширные и редкозаселенные земли. В последнем пункте ордонанса говорилось, что в ближайшее время король прибудет в Н. и издаст специальный ордонанс для этой страны, но этого не произошло до нач. XVII в. Лютеран. учение с трудом внедрялось в сознание норвежского населения. Епископские кафедры в Н. были замещены назначавшимися королем суперинтендантами, обязанными следить за выполнением требований ордонанса (с кон. XVI в. суперинтенданты вновь стали именоваться епископами). Первым суперинтендантом в Н. стал Г. Педерссён (ок. 1490-1557). В 1536 г. бергенский капитул избрал его католич. епископом, но он не был рукоположен в Риме и через год присоединился к сторонникам Реформации. Осенью 1537 г. Бугенхаген ординировал Педерссёна суперинтендантом Бергена. В 1539 г. король привел под присягу Х. Рева († 1545), бывш. католич. епископа Осло, назначив его суперинтендантом укрупненного диоцеза Осло, к к-рому было присоединено Хамарское еп-ство. В 1541 г. суперинтендант был назначен в Ставангер. В 1546 г. суперинтендантом Тронхейма (бывш. центра католич. архиеп-ства) стал Т. О. Братт (ок. 1502-1548), предварительно отправленный в учебную поездку в Виттенберг и получивший рекомендации от Лютера и Ф. Меланхтона . Введение Реформации иногда вызывало локальные бунты среди норвежцев. Так, в 1538 г. в Йёльстере крестьянами был убит протестант. пастор К. Йоханнесон, к-рый уничтожил на глазах прихожан мощи святых, находившиеся в приходской церкви. Но королевская власть стремилась смягчить недовольство населения церковными реформами. В июне 1537 г. для предотвращения волнений король указом позволил приходским священникам в Н. продолжать служить в церквах. Со смертью или с уходом на покой священника в приходы назначались лютеран. пасторы, к-рые с 1573 г. для получения должности приходского священника были обязаны в течение хотя бы одного года пройти обучение в лютеранском ун-те (как правило, в Копенгагене, Виттенберге или Ростоке). Подавляющее число направлявшихся в Н. лютеран. священников были датчанами, проповедовавшими населению и обучавшими его на дат. языке. Хотя нищенствующие ордены были запрещены на территории Дании и Н., большинству монахов и монахинь было разрешено остаться в своих мон-рях, за исключением францисканцев, часто подвергавшихся насильственному выдворению из обителей. С уходом из мон-ря или со смертью последнего насельника монастырское имущество передавалось короне.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

Тривиум и квадривиум по-прежнему сохраняли свое особое положение среди других знаний, но они стали теснее связываться с практическими требованиями жизни. Наиболее отчетливо данная тенденция проявилась в среде практических знаний. В отличие от тривиума, сохранявшего определенность и замкнутость, квадривиум, начиная с XI в., стал разлагаться и разрастаться. Первыми среди механических знаний из него выделились и приблизились к уровню свободных искусств архитектура и медицина. К дисциплинам квадривиума стали присоединяться и другие области знаний с. 71, 80]. В XIXII вв. появилась иная трактовка богословского учения о Воплощении и, следовательно, сложился новый взгляд на человеческую судьбу и возможности спасения. Распространенное восприятие образа Христа как Судии порождало пессимистические взгляды на возможности спасения, надежда на которое для большинства верующих была ничтожна. Как проповедовал Ансельм, спасутся немногие, и большинство из них будут монахи. Бесчисленные изображения Распятия и Страшного суда подтверждают это настроение. Сторонники другого взгляда трактовали Воплощение как акт Божьей любви, приносящей надежду на спасение многим. Бог не только судит, но и любит. По Абеляру, ниспослание людям Иисуса в человеческом облике дано для того, чтобы Спаситель был им спутником и служил примером для подражания. Популярным стало не только следование Христу, но и культ Его земной матери, Девы Марии. Сближение двух миров, небесного и материального, проявилось в учении о человеческой душе, которая стала рассматриваться в качестве организующего и объединяющего принципа самого тела, а не как некая субстанция, противостоящая плоти. Конец XII и XIII вв. стадия зрелой, или высокой, схоластики. Ее некоторые отличительные особенности: 1 . На развитие зрелой, а затем и поздней схоластики большое влияние оказали философско-богословские знания стран Востока (мусульманская, еврейская, византийская философия), распространившиеся на Западе благодаря крестовым походам и деятельности переводческих центров на территории мусульманской Испании. 2 . Основными центрами развития схоластики были философские факультеты университетов (в средние века их называли артистическими или факультетами свободных искусств) и нищенствующие ордены, прежде всего францисканский и доминиканский. 3 . В период поздней патристики и ранней схоластики доминирующим течением в западноевропейской философии и богословии был платонизм (неоплатонизм), преимущественно в интерпретации Августина Аврелия . Начиная с XIII в. значительную роль стал играть аристотелизм (перипатетизм) в комментариях и интерпретации Фомы Аквинского 51 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zapa...

. Хотя мн. епископы оценивали появление Н. о. положительно (напр., Федерико Висконти, архиеп. Пизы, в проповедях восхвалял их как образец для секулярного клира: Les sermons et la visite pastorale de Federico Visconti, archevêque de Pise (1253-1277)/Éd. N. Bériou. R., 2001), некоторые из церковных иерархов, особенно за пределами Италии, выступали резко против, видя в деятельности Н. о. подрыв единовластия в диоцезе и в приходах. Согласно свидетельству хрониста-францисканца Салимбене Пармского († ок. 1288), основные претензии епископов сводились к тому, что члены Н. о. в своих проповедях не призывают народ платить десятину (quod vos non predicatis, quod decime dentur eis), сами хоронят умерших, принимают исповедь, переманивают прихожан к себе на праздничное богослужение ( Salimbene. Cronica. [Fol. 387a]//MGH. SS. T. 32. P. 421-422). Противники Н. о. опирались на 21-й канон IV Латеранского Собора, в котором говорилось, что перед Пасхой необходимо исповедоваться своему приходскому священнику (proprio sacerdoti). Папа Римский Иннокентий IV буллой «Etsi animarum affectantes» от 21 нояб. 1254 г. аннулировал привилегию Н. о. вести пастырскую деятельность в приходах по воскресным и праздничным дням без разрешения приходского священника, но уже спустя месяц папа Римский Александр IV отменил это решение (булла «Non insolitum est» от 31 дек. 1254). Основной конфликт развернулся в Парижском ун-те. Поскольку францисканцы и доминиканцы получали базовое образование в орденских школах, они имели привилегию поступать сразу на богословский фак-т, тогда как остальные студенты должны были сначала получить степень магистра на фак-те свободных искусств. Секулярные богословы и клирики были обеспокоены резко возросшим количеством магистров из числа Н. о., к-рые не приносили присягу ун-ту, но могли повлиять на принятие коллективных решений. Согласно принятому в 1252 г. статуту, в ун-те каждый орден имел право претендовать только на 1 кафедру. Однако доминиканцы к тому времени занимали 2 кафедры, причем 2-й преподаватель не имел «лиценции» (лат. licentia docendi - «право преподавать»). Когда королевская полиция жестко обошлась с неким студентом, Парижский ун-т решил приостановить чтение лекций, однако преподаватели из доминиканского и францисканского орденов не присоединились к этому решению и продолжали вести занятия, мотивируя это тем, что в подобных вопросах они подчиняются исключительно папе Римскому, а не ун-ту. В 1254 г. все магистры из ордена доминиканцев были исключены из состава университетской корпорации. Хотя папа Римский Иннокентий IV признал право Парижского ун-та допускать к преподаванию только тех, кто имеют «лиценцию», его преемник на Папском престоле Александр IV потребовал вернуть доминиканцам право преподавать в ун-те. Буллой «Quasi lignum vitae» от 14 апр. 1255 г. канцлеру соборного капитула предписывалось наделять «лиценциями» талантливых студентов независимо от квоты, а решение о забастовке принимать только большинством голосов.

http://pravenc.ru/text/2577745.html

членам Н. о. разрешалось собирать милостыню в любом диоцезе, где у них есть свои обители. При этом члены Н. о. должны были подчиняться не местному епископу, а местному руководству своего ордена. Испрашивать разрешение местных церковных властей необходимо было только в том случае, если сбор милостыни осуществляется за пределами своего диоцеза (CIC (1917). 621. § 1-2). Согласно Кодексу канонического права 1983 г., при сборе милостыни Н. о. должны подчиняться правилам, установленным местными епископскими конференциями (CIC. 1265. § 1-2). Евангельский совет бедности в подражание Христу реализуется на практике в соответствии с нормами собственного права каждого отдельного института (CIC. 600). Лит.: M ü ller K. Einige Aktenstücke und Schriften zur Geschichte der Streitigkeiten unter den Minoriten in der ersten Hälfte des 14. Jh.//ZKG. 1884. Bd. 6. S. 63-112; Котляревский С. А. Францисканский орден и рим. курия в XIII и XIV вв. М., 1901; Balthasar K. Geschichte des Armutsstreites im Franziskanerorden bis zum Konzil von Vienne. Münster, 1911; Карсавин Л. П. Основы средневековой религиозности в XII-XIII вв., преимущественно в Италии. Пг., 1915; Brun C. Der Armutsstreit bei Johannes von Winterthur//ZSKG. 1923. Bd. 3. S. 111-122; Burgwitz M. Die Armutsstreitigkeiten im Franziskanerorden unter dem Pontifikat Johanns XXII. B., 1923; Vernet F. Les Ordres Mendiants. P., 1933; Grundmann H. Religiöse Bewegungen im Mittelalter. B., 1935; Meyer L. G. Alms-Gathering by Religious: An Historical Conspectus and Commentary. Wash., 1946; Emery R. W. The Second Council of Lyon and the Mendicant Orders//CathHR. 1953/54. Vol. 39. P. 257-271; Douie D. L. The Conflict between the Seculars and the Mendicants at the University of Paris in the XIIIth Cent. L., 1954; Lippens H. Le droit nouveau des mendiants en conflict avec le droit coutumier du clergé séculier, du concile de Vienne à celui de Trente//AFH. 1954. Vol. 47. P. 241-291; Moulin L. Les formes du gouvernement local et provincial dans les ordres religieux.

http://pravenc.ru/text/2577745.html

Клятва депутатов Кадисских кортесов. 1863 г. Худож. Х. К. де Алисаль (Дворец кортесов, Мадрид) Клятва депутатов Кадисских кортесов. 1863 г. Худож. Х. К. де Алисаль (Дворец кортесов, Мадрид) В марте 1814 г. франц. войска были изгнаны из И. По возвращении в страну кор. Фердинанд VII отменил конституцию 1812 г. и восстановил довоенные порядки, в т. ч. имущественные и социальные привилегии католич. Церкви, монашеские ордены, инквизицию. В 1815 г. в И. был возвращен орден иезуитов (восстановлен папой Пием VII в 1814). Во время франц. оккупации и войны Церковь в И. лишилась значительной части имущества, численность католического духовенства сократилась почти на треть. В Церкви усилились консервативные настроения, однако восстановление церковных привилегий было негативно воспринято населением, во мн. местах уклонявшимся от уплаты десятины. 1 янв. 1820 г. в Андалусии произошел военный переворот. Он послужил началом массовых волнений по всей стране, проходивших под лозунгом восстановления конституции 1812 г. 9 марта 1820 г. кор. Фердинанд VII согласился восстановить Кадисскую конституцию и объявил о созыве кортесов. В период т. н. либерального трехлетия (1820-1823) проводилась антиклерикальная политика: вновь была отменена инквизиция, запрещена деятельность ордена иезуитов, декретирована конфискация орденского имущества (15 авг. 1820), хотя иезуитам было разрешено остаться в И. в качестве секулярных клириков. В 1821 г. кортесы наполовину сократили десятину и ввели жалованье для белого духовенства, распустили монашеские ордены (кроме нищенствующих) и конгрегации, мон-ри с количеством насельников менее 24 подлежали закрытию; нищенствующие ордены сохранялись, но их количество сокращалось, им запрещалось принимать послушников. К 1822 г. был закрыт 801 мон-рь из 1661, продажа монастырского имущества принесла казне ок. 700 млн реалов. Правительство, объявив о назначении пенсий, вынуждало монашествующих пресвитеров переходить к приходскому служению. В 1822 г. кортесы объявили Индекс запрещенных книг недействительным на территории И. Католич. духовенство негативно восприняло либеральное законодательство: клирики отказывались признавать законной конституцию; многие поддерживали консервативные роялистские группы. Стремление Церкви сохранить экономические привилегии в условиях хозяйственного кризиса стало причиной проявлений стихийного антиклерикализма: в 1822-1823 гг. мн. мон-ри были разорены.

http://pravenc.ru/text/674995.html

В XII-XIII вв. местная знать играла важную роль в общеевроп. движении крестоносцев (см. Крестовые походы ): гр. Роберт II Фландрский (1093-1111) был одним из предводителей 1-го крестового похода, гр. Дирк VI Голландский совершил паломничество на Св. землю (1138-1139), его преемник Флорис III с сыном Вильгельмом и гр. Оттон Гелдернский участвовали в 3-м крестовом походе в составе войск Фридриха I Барбароссы (1189-1190), гр. Балдуин IX Фландрский (см. Балдуин I ), один из активных участников 4-го крестового похода, стал 1-м правителем Латинской империи (1204). В XIII в. на территории Н. действовали ордены крестоносцев (госпитальеры (см. Мальтийский орден ), тамплиеры , рыцари Тевтонского ордена ). Иисус Христос благословляет святых Серватия и Петра. Богоматерь с Младенцем во славе. Рельеф в базилике св. Серватия в Маастрихте. XII в. Иисус Христос благословляет святых Серватия и Петра. Богоматерь с Младенцем во славе. Рельеф в базилике св. Серватия в Маастрихте. XII в. Реформаторское монашеское движение получило распространение в Н. относительно поздно. В 1165 г. было основано 1-е на территории совр. Н. цистерцианское аббатство Кларкамп (совр. пров. Фрисландия). В юж. части Исторических Н. старейшим цистерцианским аббатством было Тен-Дёйнен, основанное в 1107 г. (по др. данным - в 1139) на территории еп-ства Теруан. Ок. 1100 г. радикальные идеи духовной реформы высказывал еретик Танхельм Антверпенский, бродячий проповедник, к-рый считал совершаемые нечестивыми священниками таинства недействительными и отрицал необходимость уплаты десятины. В XIII в. были основаны обители премонстрантов Дронген и цистерцианцев Тер-Дуст в еп-стве Турне, 3 мон-ря премонстрантов (Нинове, Гримберген и Синт-Михилсабдей) и мон-рь цистерцианцев (Синт-Бернард) в еп-стве Камбре. В Льежском еп-стве, самом большом из всех еп-ств Н., возникло 6 мон-рей премонстрантов (Флорен, Хейлиссем, Парк-ле-Дам, Авербоде, Тонгерло, Постел) и 2 обители цистерцианцев (Виллер-ла-Виль и Оне). На севере к нач. XIV в. важнейшими центрами цистерцианцев и премонстрантов были аббатства Мидделбург, Адюард и Блумхоф. С 30-х гг. XIII в. в Н. начали проповедническую деятельность нищенствующие ордены .

http://pravenc.ru/text/2565200.html

С началом Крестовых походов на Св. земле появилось множество лат. мон-рей. В самом Иерусалиме были крупные бенедиктинские мон-ри (при ц. Девы Марии Латинской и ц. Девы Марии Великой). В Иосафатовой долине и ряде др. мест в Палестине располагались клюнийские мон-ри. При храме Гроба Господня сложилась община регулярных каноников-августинцев, которая в 1114 г. была официально оформлена лат. патриархом Иерусалима. Госпиталь, к-рый после захвата Иерусалима крестоносцами был подчинен лат. патриарху, добился в 1113 г. от папы Римского буллы, позволявшей создать независимый орден госпитальеров (или орден бедных рыцарей св. Иоанна Крестителя в Иерусалиме). Госпитальерам было разрешено собирать в Европе средства на поддержку госпиталя в Иерусалиме. Для защиты паломников госпитальеры нанимали вооруженные отряды рыцарей. К сер. XII в. орден превратился из благотворительной организации в военно-монашеский (духовно-рыцарский). Его штаб-квартира после падения Иерусалима была перенесена в Акру (Акко), затем на Кипр, Родос и, наконец, на Мальту (позже - Мальтийский орден ). У госпитальеров существовала и жен. ветвь (в частности, долгое время она сохранялась в Арагонском королевстве в местечке Сихена, где находилась усыпальница Арагонской династии). Рыцари, располагавшиеся на Храмовой горе и изначально связанные с канониками Гроба Господня и госпиталем, создали отдельный орден тамплиеров (бедных рыцарей храма Соломона в Иерусалиме), устав которого помог составить Бернард Клервоский . Нищенствующие ордены Мистическое обручение св. Франциска Ассизского с Бедностью. 1425 г. Худож. О. Нелли (Музеи Ватикана) Мистическое обручение св. Франциска Ассизского с Бедностью. 1425 г. Худож. О. Нелли (Музеи Ватикана) Хотя XII в. был на Западе периодом наивысшего расцвета мон-рей и монашеской культуры, с этого времени традиц. М. перестает быть общепризнанным образцом высокой духовности. Набирают популярность мирянские движения, проповедовавшие покаяние и евангельскую бедность, что часто было сопряжено с выступлениями против церковной иерархии (напр., вальденсы ). Развитие городской культуры и коммун породило разного рода благотворительные организации. В Нидерландах и Бельгии появляется движение бегинок , к-рые жили большими коммунами аскетично и благочестиво, но при этом не приносили монашеских обетов и не подчинялись местному епископу. Др. мирянские аскетические движения были связаны с гильдиями и корпорациями. В Сев. Италии распространились гумилиаты , связанные с корпорацией чесальщиков шерсти и сукноделов.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

В связи с идеей протестантского монашества существуют также коммунитеты и протестантские ордены (хотя не все ордены — монашеские). Коммунитеты Коммунитет — это протестантская община-общежитие, где проживают как те, кто принял вечные обеты, так и те, кто их принял на время. Один из примеров — Латрунская община (Latrun Community). Это лютеранское сообщество, которое находится на территории Святой Земли и свою миссию видит в молитве за мир между евреями и арабами и приёме паломников . Ещё одно сообщество такого типа — Меланезийское братство (Melanesian Brotherhood). Оно было основано полицейским и жителем Соломоновых островов И. Копурия. Он пришёл к выводу, что призван создать миссионерскую общину из местных жителей. В 1925 году Копурия принёс монашеские обеты и отдал своё имущество созданному им братству . Теперь Меланезийское братство есть не только на Соломоновых островах, но также и в Папуа — Новой Гвинее, Вануату, Фиджи и на Филиппинах. Обеты, даваемые братьями традиционно в праздник апостолов Симона и Иуды (когда их дал основатель Меланезийского братства), даются не на всю жизнь, а на пять лет; при желании их можно возобновить . Протестантские ордены Протестантские ордены, то есть сообщества протестантов, связанных общей целью и особыми правилами жизни, можно разделить по деноминациям. 1. Англиканские ордены. Одним из первых таких орденов было женское Общество всех святых сестёр из самых бедных (Society of All Saints Sisters of the Poor), основанное в Лондоне в 1851 году Г. Г. Байрон. Общество на протяжении своей истории занималось и уходом за прокажёнными, и помощью больным холерой и оспой . В ведении общины находится дом для пожилых людей и дом для помощи бездомным и неимущим . Орден в 1982 году открыл первый в мире детский хоспис Helen House . Первым мужским англиканским орденом Общество святого Иоанна Богослова (Society of St. John the Evangelist), основанное священником Р.М. Бенсоном в Оксфорде в 1866 году . Англиканские ордены придерживаются уставов августинского, бенедиктинского, кармелитского, цистерцианского, францисканского орденов, а также устава конгрегаций Викентия де Поля.

http://bogoslov.ru/article/6172735

По степени связанности с общежительным монашеством англиканские ордены можно разделить на следующие группы: 1) традиционные ордены, то есть сплочённые сообщества, проживающие вместе; 2) рассредоточенные общины — их члены придерживаются монашеских обетов, в ряде случаев — безбрачия, живут по одному, реже группами по два-три человека; 3) т. н. признанные общины — их члены живут, принимая адаптированные монашеские обеты; 4) экуменические общины, созданные англиканами, но открытые и для других христиан . 2. Лютеранские ордены . Один из примеров — Общество святой Троицы (Societas Trinitatis Sanctae), созданное в 1997 году для общения, молитвы и поддержки лютеранских пасторов консервативных деноминаций (Лютеранская церковь Миссури-Синод, Лютеранская церковь Северной Америки, Евангелическо-лютеранская церкви в Америке и Евангелическо-лютеранская церковь в Канаде) . 3. Кальвинистские ордены . К ним относится орден Созерцателей (Ordre des Veilleurs, другое название — Fraternité Spirituelle des Veill). Он был основан сыном пастора У. Моно в 1923 году. Во время учёбы в протестантском вузе Моно, потрясённый суетной жизнью студентов, совершенно не похожей на жизнь будущих служителей церкви, испытывал острую потребность сохранять навык молитвенной жизни. Став пастором, Моно организовал группу собратьев, чтобы регулярно вместе молиться. Сейчас орден существует не только во Франции, но и в Швейцарии, Бельгии, Канаде. С 2012 года главой ордена впервые стала женщина — пастор К. Ко-Берту . 4. Методистские ордены . К ним относится Орден святого Луки (Order of Saint Luke). Он был основан методистом Р. П. Маршаллом в 1946 году. Маршалл интересовался исторической литургикой и задался целью литургического обновления своей церкви . Хотя орден и был создан как методистский, однако сейчас включает представителей других протестантских деноминаций. Орден святого Луки сосредоточен на литургических исследованиях и образовании. В это сообщество входят священнослужители и миряне, женатые и холостые. Члены ордена не проживают вместе, но стремятся организовать центр на определенной территории . 

http://bogoslov.ru/article/6172735

– общественные объединения (consociatio publica): таковыми являются, согласно кан. 301, объединения, ставящие перед собой задачу передачи христианского вероучения от имени Церкви или содействия общенародному богопочитанию, либо преследующие иные цели, осуществление которых по природе своей остаётся за церковной властью; их может учредить только церковная власть; – частные объединения (consociatio privata): они создаются, согласно кан. 299, самими верующими по частному соглашению между ними, чтобы преследовать цели, о которых записано в кан. 298 (рассмотренном выше); Церковь признаёт их лишь в том случае, если их уставы были утверждены полномочной церковной властью (кан. 299, § 3). Отдельные типы этих объединений таковы: – объединения духовенства (consociatio clericalis): они управляются клириками, предполагают священнослужение и признаются в этом качестве полномочной властью (кан. 302); – третьи ордены (ordo tertius; иногда их членов называют терциариями (tertiarius) или используют иные названия). Это объединения, члены которых, согласно кан. 303, ведут апостольскую жизнь и стремятся к христианскому совершенству, живя в миру и, сопричаствуя духу одного из монашеских орденов, и находясь под опекой этого ордена. По традиции «первый орден» состоит из мужчин-монахов (как священников, так и лиц, не принявших рукоположения), соблюдающих евангельские советы, принося обеты и ведя совместную жизнь по уставу, утверждённому основателем ордена. «Второй орден» состоит из женщин-монахинь, стремящихся к аналогичным целям и следующих в основном тому же уставу – как правило, под духовным водительством одного из членов первого ордена. Миряне могут присоединиться к тому или другому виду орденов, ведя жизнь в духе монашеской общины, но не будучи связаны обетами и оставаясь «в миру». «Третьи ордены» были первоначально учреждены св. Франциском Ассизским, хотя существовала и более ранняя Бенедиктинская традиция «преподнесённых [Богу]» (oblati). В настоящее время существует около девяти основных «третьих орденов», признанных Церковью в качестве юридического лица. Это Бенедиктинский, Францисканский, «Норбертинский», Доминиканский, Кармелитский, Августинианский, Сервитский и Тринитарианский ордены, а также орден св. Франциска из Паоло. (Это секулярные третьи ордены. Существуют и «уставные» (regularis), т.е. монашеские, третьи ордены, члены которых приносят обеты и ведут совместную жизнь; практически они становятся ответвлениями «первого ордена»).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010