По цели деятельности протестантские ордены тоже можно разделить на несколько категорий. 1) Миссионерские. К ним относится упомянутое выше Меланезийское братство. 2) Созерцательные . Туда можно отнести Ораторий Доброго Пастыря (Oratory of the Good Shepherd). Этот англиканский орден был создан в Кембридже в 1913 году. Членами ордена являются как клирики, так и миряне. Члены Оратория Доброго Пастыря обычно не проживают вместе, но они объединены в коллегии, где регулярно встречаются .  3) Благотворительные. К ним относится, например, англиканское Общество святого Иоанна Крестителя (Community of St. John Baptist), живущее по уставу августинианцев . Орден был основан вдовой священника Г. Монселл и священником Т. Т. Картером в Виндзоре в 1852 году. Общество святого Иоанна Крестителя было создано для помощи социально уязвимым женщинам: матерям-одиночкам, бездомным и проституткам. Для них был создан приют с возможностью научиться какому-то ремеслу . У Общества святого Иоанна Крестителя есть облаты , как состоящие в браке, так и холостые. К благотворительным орденам можно протестантские ветви Ордена святого Иоанна (иоаннитов — наследников известного рыцарского ордена): в Германии (Бранденбург, существует с 1538 года), Великобритании, Нидерландах и Швеции. Члены ордена занимаются благотворительностью. Протестантские ветви ордена входят в общее братство иоаннитов и сотрудничают с Мальтийским орденом . 4) Просветительские. К ним относится, например, упомянутый выше Орден святого Луки. 5) Националистические — ордены, созданные для защиты этноконфессиональной группы протестантского вероисповедания. Самый известный орден такого типа — Оранжевый орден (The Loyal Orange Institution, The Orange Order). Он был создан в 1795 году после вооружённых столкновений между католиками и протестантами (т. н. битва при Даймонде). Первоначальное название — Оранжевое общество (англ. Orange Society), в честь короля Вильгельма III Оранского, прозванного «протестантским Давидом», который был призван из Нидерландов протестантской элитой, недовольной политикой короля-католика Якова II.

http://bogoslov.ru/article/6172735

преобразованных в монашеские ордены, конгрегации и религ. братства, деятельность к-рых была непосредственно связана с оказанием помощи больным, традиционно связывается с эпохой крестовых походов , с одной стороны, и с расцветом и распространением в XII-XIII вв. каноникатов, сочетавших созерцательную и деятельную жизнь,- с другой. Как правило, Г., общины регулярных каноников, следовали Августина уставу . Старейшим из рыцарских госпитальных орденов является орден св. Иоанна Иерусалимского (иоанниты, или госпитальеры), к-рый был основан во 2-й пол. XI в. рыцарями и купцами в Иерусалиме для опеки больных паломников. В 1118/19 г. в Иерусалиме был создан и орден рыцарей храма Гроба Господня ( тамплиеры ), распространивший сеть госпиталей по всей Европе. Члены ордена крестоносцев Гроба Господня в Иерусалиме (сепулькринцы, орден основан в 1122) заботились о паломниках в Св. земле, затем и о нищих в своих госпиталях. Во время 3-го крестового похода рыцари и горожане из Любека и Бремена создали орден Г. св. Девы Марии (Немецкий, или Тевтонский, орден). Госпитальные ордены и братства помогали паломникам и в Европе. Члены госпитального рыцарского ордена св. Иакова совместно с братствами св. Иакова предоставляли приют паломникам, направлявшимся в Сантьяго-де-Компостела. [лат. Hospitalis S. Spiritus, Congregatio S. Spiritus], орден регулярных каноников, основанный в посл. трети XII в. в Монпелье. В 1180 г. сын гр. Монпелье Гийома VII, Ги (франц. Guy; итал. Guido di Montpellier), открыл госпиталь Св. Духа и собрал группу людей, вместе с ним готовых ухаживать за больными. Светское братство было преобразовано в общину регулярных каноников и получило устав, выработанный на базе правил ранее возникшего ордена иоаннитов, в основе к-рых в свою очередь лежал Устав блж. Августина. Папа Римский Иннокентий III буллой «Religiosam vitam eligentibus» от 23 авг. 1198 г. одобрил создание ордена и осуществляемую им деятельность - кормить голодных, одевать нищих, лечить больных (Die Register Innocenz III./Hrsg.

http://pravenc.ru/text/166293.html

Этот верховный первосвященник заклятый противник всех правительств и систем воспитания, которые не находятся под контролем римской церкви. Он сказал, что всякая система воспитания, находящаяся вне контроля церкви, безбожна, – я цитирую его собственные слова в его окружном послании. Таким образом, если Грэс добрый католик, он должен, насколько от него зависит, согласить школьную систему города с велениями папы. Если он добрый католик, он будет обязан поступить так, потому что католическая церковь требует от человека повиновения прежде всего церкви, а потом уже своему государству. А если он не добрый католик, то он недостоин быть мэром Нью-Йорка» 360 . Не смотря на всю свою запальчивость, анти-католическая партия не выдержала, и Грэс был избран мэром Нью-Йорка. Насколько справедливы были опасения касательно дурных последствий этого избрания для существующей школьной системы, теперь еще нельзя сказать положительно. С уверенностью можно только сказать, что католики не преминут извлечь все возможные выгоды в пользу осуществления своих взглядов на воспитание из своего временного положения в качестве господствующей партии в митрополии государства 361 . IV. Система специально-католических школ. Элементарные школы и коллегии. Деятельность мужских и женских монашеских орденов. Католическая школа как антипротестантское агентство. Женские академии и протестантский элемент в них. Общая неудовлетворенность секуляризованною школою и предпочтение частных школ. Особенности последних. Женское образование. Борясь против господствующей системы народных школ, католики в тоже время усердно поддерживают свои специально католические школы, и последние представляют стройную систему католического образования, от приходских элементарных школ до высших коллегий. Эта система, стоящая против принятой системы государственного образования, представляет полное осуществление тех начал, за господство которых борются католики и потому изложение её может служить лучшим показателем того, какой именно школы желают католики. О заведении приходских католических школ, как мы говорили выше, заботились уже первые епископы римско-католической церкви в Соединенных Штатах. Но за неимением ни средств ни учителей, это дело не могло скоро приняться на новой почве. Только когда началась великая эмиграция в Америку различных монашеских орденов, дело школьного образования могло рассчитывать на удачное ведение. Первыми явились на поприще элементарного образования женские ордены – урсулинки, сестры благотворения и инокини посещения. За ними последовали новые труженики – сестры милосердия, братья христианских школ и другие ордены, и все усердно предались школьному делу. В настоящее время, кроме светских учителей, делом обучения в католических школах заняты семь монашеских мужских орденов и тридцать шесть женских. Под их ведением и руководством находятся 2,389 школ с 423,383 учениками 362 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/religi...

Кроме иерархических наград в каждой Поместной Церкви применяются награды для поощрения общественной и внутрицерковной деятельности как членов церковного клира, так и мирян. Эту систему общецерковных наград составляют, в основном, медали и ордена, история которых зародилась также в Византийскую эпоху. Само слово «орден» происходит от латинского «ordo», что переводится как «отряд» или «организация». Есть свидетельства, что со времен святого Константина Великого императоры Восточной Римской империи учреждали кавалерские товарищества или ордены под покровительством святого Георгия. Затем традиция орденского союза долго развивалась исключительно в рамках западного христианства. Там в течение веков военно-монашеские братства или ордены постепенно были заменены светскими рыцарскими орденами, которые возникали под покровительством монархов. Члены каждого ордена собирались по особым дням и надевали украшенную вышитыми крестами и звездой одежду. Внешний вид этих знаков на форменных одеждах орденов отличался друг от друга. Эти орденские знаки к началу XVIII в. приобрели государственное значение: пожалованием такого знака с причислением к тому или иному ордену награждалось служение государству. Тогда же был сформирован стандарт орденских знаков. Каждый орден имел свой статут, т. е. правила пожалования ордена, орденский праздник, обязанности кавалера – как правило, участие в благотворительной деятельности и т. п. Ордена высших степеней включали в себя звезду и крест, а низших степеней – только крест. В числе знаков некоторых орденов были специальные орденские цепи, носимые на груди. Помимо цепей ордена носили на специальной муаровой ленте, надевая ее через правое плечо и образовывая у левого бедра пышный бант, в том месте, где находилась рукоять меча. К этому банту обычно прикреплялся орденский знак в виде креста. Звезду ордена носили на груди. Место размещения звезды определялось орденским статутом. Длина и ширина орденской ленты так же зависела от степени и ранга ордена среди остальных орденов.

http://sedmitza.ru/lib/text/429628/

Заботу об учреждении женских учебных заведений католики начали проявлять еще с прошлого столетия, и самыми усердными деятелями на этом поприще явились женские монашеские ордены. В конце прошлого столетия кларистки, во время краткого своего пребывания в Америке, открыли женскую школу в Джоржтауне, которая, по переходе ее в руки «монахинь посещения», скоро достигла цветущего состояния и стала называться академией (1799). Еще раньше урсулинки основали женскую академию в Нью-Орлеане, в Луизиане, тогда принадлежавшей еще Франции, Когда эта территория была куплена Соединенными Штатами в 1803 г., то в урсулинской академии было на воспитании 170 учениц. Но действительная эпоха женского католического воспитания начинается с нынешнего столетия, когда женские учащие ордены начали один за другим прибывать к берегам Нового Света и при первом поселении заводили женские школы. В 1809 г. открыта была женская академия в Эммитсбурге обратившейся в католичество «матерью Сетон»; три года спустя на поприще женского образования выступили инокини Лоретто; в 1818 году урсулинки проникли в самое сердце пуританизма и основали монастырь со школой в Бостоне; в том же году «дамы священного сердца» начали труды по воспитанию женского поколения на юге, по преимуществу в штатах Миссури и Луизиане. В 1836 г. к берегам Нового Света прибыли «сестры св. Иосифа» и под их руководством зацвели женские академии в различных местах. В 1840 г. «сестры Богоматери» основали женское учебное заведение в Огайо. В следующем году «сестры св. Креста» и «сестры Провидения» начали трудиться на поприще католического воспитания в штате Индиана; в 1847 году «учащие сестры Богоматери» основали свою первую академию в Мильвоки. Между 1840 и 1850 гг. «дамы священного сердца» и «сестры благотворения» открыли несколько заведений в Нью-Йорке и других городах, а за ними скоро последовали «сестры милосердия» 374 . В настоящее время в Соединенных Штатах считается пятьсот одиннадцать (511) католических женских академий, или школ, имеющих курс средних учебных заведений 375 . «Мы можем с гордостью и полной самоуверенностью указать на наши академии для высшего женского образования, изобилующие во всех частях Соединенных Штатов», самодовольно восклицает епископ Беккер 376 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/religi...

пограничья («Великой пущи»), учитывали климатические факторы и достаточно хорошо знали обычаи противника. Помимо участия в походах О. д.-р. активно сооружали новые и укрепляли уже имевшиеся замки на Св. земле, в Прибалтике и на Пиренейском п-ове. Финансовые и военные ресурсы позволили О. д.-р. покрыть пограничные зоны сетью крепостей. Яркими примерами архитектурной деятельности О. д.-р. являются замок госпитальеров Крак-де-Шевалье (ныне Калъат-эль-Хусн, Сирия) и замок Тевтонского ордена Мариенбург. После утраты Св. земли в 1291 г. деятельность орденов подверглась серьезной критике, на них возлагалась ответственность за разгром христиан на Востоке. В 1307-1314 гг. франц. кор. Филипп IV Красивый (1285-1314), руководствуясь не вполне ясными мотивами, уничтожил орден тамплиеров на территории Французского королевства (подробнее см. ст. Тамплиеры ). В 1312 г. папа Климент V (1305-1314) постановил распустить орден тамплиеров и передать орденское имущество госпитальерам. Из тамплиеров, действовавших на Пиренеях, были образованы орден Монтеса и орден Христа, перешедшие в юрисдикцию ордена Калатрава. Госпитальеры в свою очередь сосредоточились на покорении о-ва Родос и др. островов архипелага Додеканес, где в 1310-1522 гг. располагалось центральное отд-ние ордена. В нач. 1523 г. под давлением турок-османов госпитальеры покинули Родос и с 1530 г. осуществляли свою деятельность на о-ве Мальта вплоть до оккупации острова войсками Наполеона Бонапарта (1798). В 1798-1801 гг. центр ордена временно находился в Российской империи в связи с покровительством имп. Павла I Петровича (1796-1801), избранного в 1798 г. великим магистром Мальтийского ордена. С 1834 г. штаб-квартира ордена располагается в Риме. В качестве Суверенного военного ордена госпитальеров св. Иоанна Иерусалимского на Родосе и Мальте орг-ция существует до сих пор, занимаясь медицинской и благотворительной деятельностью. Тевтонский орден потерял свои владения в Прибалтике после секуляризации Пруссии в 1525 г. и Ливонии в 1561/62 г. Орден продолжил свою деятельность в Свящ. Римской империи, перейдя в кон. XVI в. под покровительство династии Габсбургов и участвуя в войнах против турок-османов. После наполеоновских войн Тевтонский орден сохранил владения только в Австрии и Тироле. В 1923-1929 гг. орг-ция была преобразована в священнический орден, существующий в данном качестве и в наст. время. Испанско-португ. ордены потеряли свое значение после завершения Реконкисты в 1492 г. и были подчинены напрямую правящим монархам. Ассоциация орденов Сантьяго, Калатрава, Алькантара и Монтеса существует ныне в виде общественной орг-ции.

http://pravenc.ru/text/2581487.html

Во всей ясности перед государственным умом Екатерины II стоял вопрос о необходимости охраны православной веры как основания русского народного единства, и в этом направлении были ограничены всякие возможности католической пропаганды. Она запретила оглашение папских булл и иных распоряжений без согласия русского правительства, а монашеские ордены изъяла из-под власти генералов, проживавших вне России. Вместе с тем она совершенно не вмешивалась в чисто церковную, догматическую и каноническую область. В вопросах администрации Рим должен был уступить. Это соответствовало общим отношениям Рима и национальных правительств, ибо каждый конкордат – это и есть уступка Рима в пользу национального государства в части своих административных прав. Екатерина весьма удачно выбирала людей. Прелат Станислав Систренцевич, назначенный в 1773 году белорусским епископом, а в 1782 году – митрополитом Могилевским и всех католических церквей в России, на протяжении почти трех царствований исполнял свои обязанности. И хотя Ватикан усматривал в некоторых действиях митрополита нарушение своих прав, в особенности когда Систренцевич, по желанию Екатерины, не огласил в России папского распоряжения о закрытии ордена иезуитов, распоряжения случайного и позднее отмененного, в конце концов Ватикан должен был признать организацию католической церкви, установленную в России, не противоречащей каноническому праву и весьма полезной для церкви. «Никогда, ни прежде, ни после, – замечает Ю. Ф. Самарин , – русское правительство не относилось к римской церкви так самостоятельно и решительно, так логично, просто и в то же время так прямодушно, как при Екатерине II» 7 . Сумбурные идеи Павла I создавали в Риме, в глазах Пия VII, «прекрасные перспективы воссоединения в мире и Христовом единстве Запада и Востока. Казалось, что наступит новая эпоха для католической церкви в России. Однако это были сны без будущего. 11/23 марта 1801 года Павел I погиб» 8 , – меланхолически замечает А.Буду. Отношение Александра I к католической церкви было неровно и своеобразно, но на правительственной деятельности это мало отражалось.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vost...

Тезисы Лютера, прибитые к дверям Виттенбергского храма, достигли своей цели. Сторонников оказалось достаточно, чтобы расколоть Европу на две части католическую и протестантскую. Лютер признавал лишь авторитет Священного Писания и во многом был согласен с Виклифом и Гусом. Булла папы Льва X 1520 г. требовала от Лютера отречения от заблуждений. Лютер публично ее сжег и открыто выступил против Римско-католической Церкви. Ставилась цель уничтожить в Германии власть папы, передав ее немецкому архиепископу, секуляризовать (передать государству) церковные владения, распустить монашеские ордены, разрешить духовенству вступление в брак, отменить инквизицию. Лютеранство обретает необычайную популярность. Император Карл V пытался воздействовать на Лютера, но Лютер ответил: «Если только меня не убедят в заблуждении на основания Писания или доводами разума, я не могу и не желаю от чего-либо отказаться. Да поможет мне Бог. Аминь». Тогда император объявил Лютера вне закона. Лютеранское движение интересовало различные социальные слои Германии. Князья радовались секуляризации церковных владений. Крестьяне надеялись освободиться от крепостной зависимости. Всем была по душе отмена папских поборов. Однако некоторые последователи, такие как анабаптисты (перекрещенцы), под началом ремесленника Николая Шторха и священника Томаса Мюнцера, пошли дальше Лютера. Развивая учение Лютера, анабаптисты отвергали крещение младенцев как неспособных верить. Поэтому они требовали повторного крещения крещенных в младенчестве. Крестьяне под влиянием агитации анабаптистов взялись за оружие. В Германии началась Крестьянская война. Лютер призывал убивать мятежников «как бешеных собак». После жестокого подавления восстания Реформация опирается на княжеские слои. Карл V добивается эдикта о подавлении Реформации силой. Имущество лютеран подлежало конфискации. Лютеране заявили протест и стали называться «протестантами». В городе Шмалькальдене они заключили военный союз против императора. Начались «Шмалькальденские» войны, которые закончились победой протестантов и заключением в 1555 г. Аугсбургского мира. Принцип мирного существования был прост: «Чья власть, того и вера».

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

Туринская Конгрегация Сан-Сальваторе возникла в нач. XVII в. благодаря усилиям Алессандро да Чева, к-рый с 1592 г. занимал должность прокуратора ордена, в 1596 г. был назначен настоятелем мон-ря Санта-Мария-ди-Поццо-Страда (ныне территория Турина) с правом расширять его и основывать новые отшельнические скиты в Пьемонте. В 1609 г. в Турине был основан монастырь Сан-Сальваторе, который впосл. стал центром пьемонтских К. Влиятельное положение, к-рое К. заняли в Пьемонте, и союз с герцогами Савойскими способствовали разрыву с мон-рем Камальдоли. В 1634 г. решением папы Римского Урбана VIII пьемонтские обители К. были включены в Конгрегацию Монте-Корона. Впрочем, при подчинении общему с Монте-Корона уставу в регионе действовал особый капитул К., а главой пьемонтских монастырей оставался приор мон-ря Сан-Сальваторе. В 1626 г. от Туринской конгрегации К. отделилась конгрегация с центром в мон-ре Нотр-Дам-де-Консоласьон близ сел. Бутеон в Лионском архиеп-стве. У ее истоков стоял франц. католич. пресв. Бонифас д " Антуан, к-рый получил от франц. кор. Людовика XIII разрешение основать обитель по уставу К. Римская курия одобрила создание новой конгрегации в 1634 г., формально включив ее, как и Конгрегацию Сан-Сальваторе, в состав камальдульской Конгрегации Монте-Корона. В новую конгрегацию изначально входили 4 франц. обители; они имели право собирать собственный капитул, к-рый избирал главу конгрегации. Впосл. под контроль К. перешли еще 4 мон-ря, а центром конгрегации стал монастырь близ замка Гробуа, рядом с Парижем. В кон. XVII - нач. XVIII в. среди монахов Конгрегации Нотр-Дам-де-Консоласьон распространение получил янсенизм . На генеральном капитуле ордена 1727 г. янсенисты подверглись гонениям. В 1770 г. Конгрегация Нотр-Дам-де-Консоласьон прекратила существование. В 1810 г. монашеские ордены в Италии были распущены по приказу имп. Наполеона Бонапарта (это решение отменил в 1815 Венский конгресс). В 1866 г. в Итальянском королевстве было принято решение о закрытии монастырей и конфискации их имущества в пользу гос-ва. К. были изгнаны из главной обители в Камальдоли и смогли вернуться туда лишь в 1873 г., когда им было дозволено арендовать помещения мон-ря. В это же время был оставлен мон-рь Монте-Корона (в 1981 передан монахиням Вифлеемской монашеской конгрегации Успения и св. Бруно).

http://pravenc.ru/text/1320187.html

Католическая церковь вполне терпимо относилась к различным зрелищам и театру в частности. В эпоху Средневековья в лоне Католической Церкви даже складывались собственные формы театрального искусства (литургическая драма, мистерия, миракль, моралите). Саксонскую монахиню Росвиту Гандерсгейм (ок. 935 – ок. 1002 гг), «Католическая Энциклопедия» считает «по праву первым европейским драматургом со времен античности» 6 с. 1265. Она написала несколько комедий в духе римского драматурга Теренция. В Испании во время зрелого Средневековья сложились особые аллегорические представления – ауто (auto sacramental – «таинственное действо»), которые предваряли евхаристические процессии в праздник Тела Христова. В учебных заведениях иезуитов в ряде европейских стран в XVI веке возникла новая разновидность религиозного театра – «школьный театр», где учащиеся разыгрывали пьесы на благочестивые сюжеты с целью лучшего усвоения материала. Эту практику вскоре восприняли некоторые другие монашеские ордены. В XX веке отношение католичества к театру было выражено в материалах II Ватиканского собора (1962–1965). Здесь католическая Церковь , утверждая «законную автономию человеческой культуры», настаивает на праве каждого человека «свободно искать истину, выражать свое мнение и распространять его, а также заниматься любым искусством». Участники собора в декрете «Inter mirifica» подчеркивают, что «следует радеть о том, чтобы древнее и благородное сценическое искусство, которое ныне уже распространяется широко, благодаря средствам массовой коммуникации, стремилось дать зрителям культурное и нравственное воспитание. Нужно также воспитывать театральных артистов и помогать им, чтобы своим искусством они успешно содействовали благу общества» [там же]. Многие активные церковные католические деятели были известны своей любовью к драматургии и театру. Так, Кароль Войтыла, впоследствии Папа Иоанн Павел II, в молодости играл в любительском театре и написал несколько пьес. Его интерес к театру как раз и свидетельствует о том, что в целом католичество благосклонно относилось и относится к театру. Нападки на театральное искусство начинаются в период Реформации, в некоторых направлениях протестантизма (например, у пуритан).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/otnosh...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010