католич. монашества. Главным отличием стало переосмысление в среде Н. о. понятия «vita apostolica» (апостольская жизнь), к-рая со времен блж. Августина († 430) и прп. Иоанна Кассиана Римлянина (IV-V вв.) понималась как жизнь в братстве с общим имуществом. Однако Н. о. под vita apostolica стали понимать жизнь странствующих проповедников при полном отречении от имущества, в т. ч. коллективного (см.: Traver. 1996). Поскольку Н. о. отказались от основного принципа монашеской жизни - stabilitas loci (постоянное пребывание в мон-ре), уже на раннем этапе развития орденов (о чем свидетельствует Жак де Витри († 1240)) за членами Н. о. закрепилось наименование «братья» (fratres), а не «монахи», а их обители стали называться конвентами или домами, а не монастырями, т. к. они рассматривались как временные и не предназначались для отгораживания от мира (хотя жен. ветви Н. о. сохраняли закрытый характер (клаузуру)). Др. важным отличием стало снижение роли личного ручного труда, принятого у монахов в соответствии с заповедью ап. Павла (2 Фес 3. 10). Ранние францисканцы приложили много усилий, чтобы оправдать и сформулировать новую модель поведения, в к-рой основная роль в спасении отводилась подражанию нищете Христа (ср.: 2 Кор 8. 9) ( Edgren. 2016). Н. о. очень рано обрели стройную централизованную структуру управления (в отличие, напр., от бенедиктинцев , к-рые развивались по пути объединения отдельных мон-рей в содружества и конгрегации). Территория, где действуют конвенты Н. о. и проповедуют члены этих орденов, поделена на провинции во главе с министрами-провинциалами. Орденом управляют избираемый на определенный срок генеральный министр (магистр) и регулярно собирающийся генеральный капитул. Большинство Н. о. в наст. время имеют в своем составе 3 ветви: мужскую (1-й орден), женскую (2-й орден) и мирян (3-й орден, также терциарии ). Для всех Н. о. характерна проповедь покаяния и миссионерская активность среди еретиков, язычников и представителей др. религий. При этом с момента появления нищенствующих братьев их деятельность была связана преимущественно с крупными городами ( Le Goff.

http://pravenc.ru/text/2577745.html

Согласно Житию Н. Т., его родители - Компаньоне де Гурутти и Амата де Гвидиани, долгое время оставались бездетными. Однажды им было видение о необходимости совершить паломничество в Бари . Они отправились к мощам свт. Николая Мирликийского, и вскоре у них родился сын, к-рого назвали в честь святителя. Когда мальчику исполнилось 12 лет, родители отдали его в качестве облата (см. Облаты ) в обитель августинцев в Сант-Анджело-ин-Понтано (составитель Жития, вероятно ошибочно, называет августинцев регулярными канониками, скорее всего, речь идет об образованном примерно тогда же ордене августинцев-еремитов ). По словам свидетелей, опрошенных в ходе канонизационного процесса, Н. Т. прилежно учился: изучал грамматику, логику, теологию в орденских обителях в Толентино и Чинголи (обл. Марке). Большое влияние на него оказал Реджинальдо из Монтеруббиано, настоятель обители августинцев-еремитов в Сант-Анджело-ин-Понтано. С 1260 г. Н. Т. прошел новициат в Сан-Джинезио. В 1256 г. распоряжением папы Римского Александра IV к ордену августинцев-еремитов были присоединены общины бреттинов - нищенствующих еремитов из Бреттино, которые сохранили созерцательный образ жизни, отличавшийся соблюдением чрезвычайно строгого поста (см. также в ст. Нищенствующие ордены ). Пример бреттинов, по-видимому, произвел сильное впечатление на Н. Т. Согласно Житию, он всегда усердно постился. Однажды, когда он изнемог от строгого поста, ему явилась Пресв. Богородица и накормила его вымоченным в воде хлебом, на котором был начертан знак креста. Впосл. Н. Т. сам кормил таким хлебом бедных (в настоящее время августинцы в Италии продолжают раздавать «хлеб святого Николая»). Сохранилось предание, что святой потушил горящий дворец дожа в Венеции, бросив в огонь кусочек такого хлеба. В 1269 г. в Чинголи Бенвенуто Скотиволи, еп. Озимо (1264-1282; впосл. канонизирован Римско-католической Церковью), рукоположил Н. Т. во пресвитера. Несколько лет Н. Т. служил в разных орденских церквах в обл. Марке. Ок. 1275 г. он был назначен в Толентино, где и провел последние 30 лет жизни. По свидетельству Петра из Монтеруббиано, незадолго до назначения святому было видение, в котором ангелы повторяли: «В Толентино! В Толентино!». Там Н. Т. поселился в монастыре августинцев, но жил в отдельной келье. Вел аскетический образ жизни: спал не более 3 часов, лежа на земле и используя в качестве подушки камень и вместо покрывала рогожу. Основу его питания составляли хлеб и вода. Каждое утро по 3 часа Н. Т. принимал исповедь. Не меньше 15 часов в день он молился и никогда не пропускал богослужения, даже во время болезни. Н. Т. много проповедовал не только с кафедры, но и на улицах города; часто приходил с проповедями домой к больным, посещал в городе и округе госпитали и тюрьмы.

http://pravenc.ru/text/2566142.html

1970), где было проще просить милостыню; кроме того, для восприятия проповедей, к-рые были одним из основных инструментов распространения учения Н. о., был необходим более высокий уровень образования аудитории. Н. о., за исключением отдельных оппозиционных групп, служили надежной опорой папской власти и были проводниками политики Папского престола, поскольку в отличие от католич. секулярного клира и традиц. монашества не были тесно связаны с местными церковными и светскими властями (не случайно Н. о., прежде всего доминиканцы , оказались активно вовлечены в работу инквизиции ). Истоки Религ. движение нищенствующих зародилось в кон. XII в. в Италии и во Франции на фоне укрепления городских коммун и развития городской культуры. По мнению нек-рых исследователей, появление Н. о. стало итогом эволюции церковной жизни и католич. духовности XI-XII вв. (см., напр.: Grundmann. 1935). В результате этой эволюции нищета стала сама по себе считаться добродетелью, а не просто испытанием для верующего. Толчком к развитию этой идеи послужила григорианская реформа в католич. Церкви и связанная с этой реформой борьба с симонией , постепенно трансформировавшаяся в призывы к бедности секулярного клира и епископата. Призывы к бедности католич. Церкви были более характерны для народных антиклерикальных течений, опиравшихся на букв. прочтение евангельских текстов. Наиболее близкими к Н. о. по образу жизни и практикам в XII в. были гумилиаты и вальденсы («лионские бедняки»). В одном из первых свидетельств о вальденсах сообщается, что они «не имеют постоянного жилья, попарно путешествуют босые, в одеждах из шерсти, не владеющие ничем, но имеющие все общим, подобно апостолам, следующие нагими за нагим Христом (nudi nudum Christum sequentes)» ( Walter Map. De nugis curialium. I 31// Walter Map. De nugis curialium/Ed. M. R. James. Oxf., 1914. P. 60-61). После разгрома движения Арнольда Брешианского , к-рый отрицал священный характер церковных таинств, совершаемых якобы грешными священниками, и не признавал светской власти иерархов католич.

http://pravenc.ru/text/2577745.html

Немалая часть наследия Максима Грека – исправление (или, как тогда говорили, «книжная справа») уже существовавших переводов, в том числе богослужебных книг. Свою практику «книжной справы» ученый Святогорец обосновал в специальных сочинениях («Слово отвещательно о исправлении книг русских...», «Слово отвещательно о книжной справе, написанное скудоумным иноком Максимом Святогорцем»), которые, кроме теоретического аспекта, должны были опровергнуть возводимые на него обвинения в «порче книг». Развернутое обоснование Максимом Греком своих принципов перевода позволило С. Матхаузеровой связать с его именем новую в Древней Руси – «грамматическую» (или «смысловую») теорию перевода. Отметим, что Максим Грек является автором сочинения по ономастике – «Толкования именам по алфавиту», которое было по достоинству оценено и использовано составителями Азбуковников. Не случайно Российская академия наук в 1794 году при издании новой грамматики постановляет руководствоваться трудами М.В.Ломоносова и сочинениями Максима Грека . Из оригинальных сочинений Максима Грека наибольший литературный интерес представляют его публицистические произведения, в частности, доказывающие недопустимость монастырского землевладения («Прение о твердом иноческом жительстве, где лица спорящие суть: Филоктимон и Актимон, то есть любостяжательный и нестяжательный», «Слово душеполезное зело внимающим ему. Беседует ум к душе» и др.). Как, например, для подражания он однажды указывает и на западные нищенствующие монашеские ордены («Повесть страшна и достопаметна; здесь же и о совершенном иноческом жительстве»). Это связано с «итальянским» прошлым Святогорца: увлечением идеями Джироламо Савонаролы и двухлетним католическим монашеством в доминиканском монастыре Сан-Марко. В других «Словах» и «Посланиях» Максим Грек раскрывает свои взгляды на государственную власть («Главы поучительны начальствующим правоверно» или «Послание к православным правителям об управлении и о том, чтобы они судили богоугодно и вместе милостиво», «Слово к начальствующему на земли», или «Послание к благоверному царю и великому князю всея России Иоанну Васильевичу», «Послание к царю Иоанну Васильевичу всея Руси» и др.). Его политическим идеалом является гармония между светской и духовной властями (симфония власти); эта идея восходит к византийским теоретикам (Юстиниан, Агапит).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Сначала жен. общиной Сан-Дамиано руководили св. Франциск Ассизский и еп. Гвидо. Франциск составил для общины краткие предписания об образе жизни монахинь (forma vivendi; позднее в 1-м уставе К. кард. Уголино деи Конти ди Сеньи (впосл. папа Римский Григорий IX ) назвал эти предписания formula vitae). Оригинальный текст не сохранился, но в сокращенном виде указания Франциска Ассизского были изложены Кларой в 6-й гл. составленного ею устава: жить по Евангелию, следовать жизни Христовой, подражать Его бедности, не имея и не принимая никакого имущества; члены муж. ордена францисканцев должны были помогать монахиням и опекать их (Правило св. Клары. 1996. С. 951-952). Наставления святого описаны также в завещании Клары (Завещание св. Клары. 1996. С. 963-969). В отличие от муж. ордена, члены к-рого вели нищенствующую и бродячую жизнь проповедников, насельницы Сан-Дамиано придерживались созерцательного образа жизни, практиковали затворничество. Одним из первых свидетельств о К. стал рассказ еп. Акры Жака де Витри , к-рый проездом находился в тех местах ок. 1216 г. Хронист называет женщин, проживающих общинами за городом и не принимающих никаких даров, а живущих трудом своих рук, «меньшими сестрами» (sorores minores) и четко связывает их с «меньшими братьями», т. е. с муж. орденом францисканцев (Lettres de Jacques de Vitry (1160/1170-1240), évêque de St.-Jean-d " Acre/Éd. R. B. C. Huygens. Leiden, 1960. P. 71-78). Несмотря на близость жен. общины Сан-Дамиано к ордену францисканцев и стремление монахинь во всем следовать примеру Франциска Ассизского, Клара более 40 лет добивалась того, чтобы приблизить образ жизни К. к францисканскому и сделать его менее похожим на образ жизни бенедиктинских монахов. По решению Латеранского IV Собора (1215) было запрещено основывать новые религ. ордены. Известно, что в том же году Клара Ассизская приняла сан аббатисы; вероятно, потому, что община Сан-Дамиано не имела собственного устава и вынуждена была сообразовать свою жизнь с бенедиктинскими правилами (возможно также, что Клара приняла титул аббатисы по настоянию Франциска Ассизского, к-рый в это время планировал отправиться в Марокко с проповедью христианства). Вероятно, в июле 1216 г. папа Иннокентий III (1198-1216) даровал общине Сан-Дамиано «привилегию бедности»: членам общины дозволялось жить «без всякого имущества» и не принимать никакой собственности даже в общее пользование.

http://pravenc.ru/text/1841265.html

Худож. П. Лоренцетти. 1328–1329 гг. (Национальная пинакотека в Сиене) Урегулирование вопроса о каноническом статусе ордена и включение К. в число нищенствующих орденов способствовало их значительному росту в XIV в. В 1287 г. орден состоял из 9 провинций: Св. земли (включая Сирию и Кипр), Сицилийской, Английской (ок. 30 мон-рей), Римской, Ломбардской, Германской, Французской, Провансальской и Аквитанской (в 3 последних насчитывалось ок. 90 мон-рей). К нач. XIV в. ордену принадлежало ок. 150 мон-рей, число провинций увеличилось до 12, в 1305 г. из пров. Англии выделилась пров. Ирландии и Шотландии, Германская пров. была разделена на Верхненемецкую и Нижненемецкую, появились Испанская и Ломбардская провинции. В 1369 г. число провинций возросло до 21: из Римской пров. выделена Тосканская, из Ломбардской - Болонская, из Испанской - Каталонская, к нач. XV в. были образованы Кастильская и Арагонская провинции ордена. В нем. провинциях ордена К. увеличение количества мон-рей и рост числа монахов был отмечен в Верхненемецкой пров., включавшей кроме Саксонии и Тюрингии земли Тевтонского ордена , Австрию, Чехию и Польшу. В кон. XIII - нач. XIV в. при мон-рях К. в итал. провинциях ордена появляются муж. и жен. общины облатов и конверсов, которые часто совмещали следование уставу К. с благотворительной деятельностью в миру; впосл. они будут преобразованы во 2-й (женский) и 3-й (терциарии) ордены К. Популярности К. способствовало развитие особого почитания в ордене Пресв. Девы Марии. С кон. XIII в. в литургическом календаре К. предписывалось торжественно отмечать Богородичные праздники, особенно Успение, в 1312 г. в календарь был включен праздник непорочного зачатия Пресв. Девы Марии (К. поддержали позицию францисканских богословов в их споре с доминиканцами об учении о непорочном зачатии). В субботы, кроме великопостных, совершались мессы в честь Пресв. Богородицы. С 1386 г. в ордене получает распространение праздник Пресв. Девы Марии горы Кармил (17, впосл. 16 июля), посвященный покрову Богоматери над орденом.

http://pravenc.ru/text/1681105.html

Явление миноритам католич. св. Франциска Ассизского во время проповеди Антония Падуанского. Роспись верх. ц. Сан-Франческо в Ассизи. 1297–1300 гг. Художник школы Джотто Два др. крупных ордена оказались в числе Н. о. по стечению обстоятельств. В 1243 г. неск. общин еремитов Тосканы (за исключением вильгельмитов) обратились к папе Римскому Иннокентию IV с просьбой об объединении в один орден. Папа удовлетворил их прошение и предписал следовать уставу блж. Августина (булла «Incumbit nobis» от 16 дек. 1243). Был собран генеральный капитул, к-рый одобрил устав, после чего орден августинцев-еремитов получил офиц. папское признание (булла «Pia desideria devotorum» от 31 марта 1244). В 1255-1256 гг. папа Александр IV (1254-1261) присоединил к ордену еще ряд общин, в т. ч. бреттинов, джанбонитов, а также вильгельмитов (буллы «Cum quaedam salubria» от 15 июля 1255 и «Licet Ecclesiae Catholicae» от 4 мая 1256). Эти общины существовали не только в Италии, но и на герм. землях, в Нидерландах и Сев. Франции. Однако вильгельмиты вскоре отделились от нового ордена августинцев-еремитов и вернулись к бенедиктинскому уставу, поскольку считали его более строгим. Из тех общин, к-рые остались в составе ордена августинцев-еремитов, только бреттины сохранили созерцательный образ жизни. Орден кармелитов также изначально не имел отношения к Н. о. Кармелиты, появившиеся на Востоке в нач. XIII в. как община лат. отшельников на горе Кармил , получили первоначальный устав от католич. св. Альберта, лат. патриарха Иерусалимского. Этот устав был одобрен папой Римским Гонорием III (булла «Ut vivendi normam» от 30 янв. 1226). Папа Римский Григорий IX буллой «Ex officii nostri» от 6 апр. 1229 г. запретил кармелитам иметь в собственности землю и дома, чем приравнял их к Н. о. Когда с кон. 30-х гг. XIII в. кармелиты стали постепенно распространяться в Европе, потребовалось изменение орденского устава в сторону деятельного монашества. Исправления, внесенные под влиянием доминиканских богословов, были одобрены папой Иннокентием IV (булла «Quae honorem conditoris omnium» от 1 сент. 1247).

http://pravenc.ru/text/2577745.html

К кон. XI в. ситуация изменилась. Сторонники григорианской реформы стали видеть симонию в обмене дарами, сопровождавшем обряд oblatio puerorum. В «новом» монашестве была сделана ставка на лиц, сознательно выбиравших аскетический образ жизни. Вильгельм, аббат монастыря Хирзау († 1091), а затем картузианцы , цистерцианцы и др. «новые» монашеские ордены отказывались принимать О. У клюнийцев изменения произошли при аббате Петре Достопочтенном , установившем высокую возрастную границу для принесения монашеских обетов: запрещалось постригать лиц младше 20 лет (Statuta Petri Venerabilis. 36//CCM. T. 6. P. 70-71). Хотя сам институт О.-детей не исчез, его значение резко снизилось. Нищенствующие ордены изначально были ориентированы на прием новициев (см. Новициат ), а не О. Формальный запрет принимать в нищенствующие ордены О. младше 14 лет был введен в 1430 г. папой Римским Мартином V (1417-1431) (Bullarium magnum Romanum. T. 4. P. 737). 3 дек. 1563 г., на 25-й сессии Тридентского Собора (1545-1563), было принято постановление, объявлявшее недействительными монашеские обеты, принесенные лицами младше 16 лет (Concilium Tridentinum. Sess. 25: Decretum de regularibus et monialibus. 15//Canones et Decreta sacrosancti oecumenici Concilii Tridentini. R.; Lipsiae, 188711. P. 182). Т. о. средневек. практика посвящения Богу О.-детей полностью исчезла. О.-взрослые С сер. XI в. получила развитие практика ухода в мон-рь взрослых людей в форме принесения себя в качестве О. Эта практика напоминала социальные отношения типа коммендации (см.: Мирамон. 2002. С. 221). Помимо «oblatio» в источниках для обозначения этой практики используются такие выражения, как redditio, dedicatio, offersio, conversio, devotio. Чаще всего взрослые О. включались в число братии без принесения монашеских обетов в обмен на пожертвование монастырю всего имущества или его части (в т. ч. на смертном одре). В источниках встречаются разные обозначения таких людей: matricularii, familiares, fratres conscripti, hospites, monachi ad succurendum и др. в зависимости от того, было ли пожертвовано все имущество, приносились ли обеты послушания аббату, проживал ли человек, передавший свое имущество монашеской обители, в пределах мон-ря или поблизости, было ли ему дано особое монашеское одеяние (хабит) и т. д. Среди взрослых О. постепенно выделяется категория конверсов - братьев-мирян, работавших в мон-ре на особых условиях (особенно характерны для «нового» монашества в XII в.).

http://pravenc.ru/text/2578057.html

В отличие от нищенствующих орденов, конгрегаций регулярных каноников и появившихся в эпоху Нового времени конгрегаций регулярных клириков члены О. м. были в большей мере привязаны к конкретным обителям (хотя практика клаустрации (затвора) известна и у регулярных каноников, и у нищенствующих). В Кодексе канонического права 1917 г. (см. Codex juris canonici ) О. м. (или regulares), в к-рых приносились торжественные обеты, противопоставлялись религ. конгрегациям (congregamio religiosa) с простыми обетами, как вечными, так и временными (CIC (1917). 488 § 2, 7), при этом и О. м., и религ. конгрегации объединялись общим понятием «religio» (Ibid. 488 § 1). Наряду с термином «ordo» использовался термин «congregatio monastica» (монашеская конгрегация), под такой конгрегацией понималось объединение неск. независимых монастырей с общим руководителем во главе (sub eodem Superiore) (Ibid. 488 § 2). В Кодексе канонического права 1983 г. термин «ordo (monasticus)» не встречается (говорится только об отдельных мон-рях и монашеских конгрегациях), вместо этого используются термины «vita consecrata» (CIC. 573 § 1-2), «vita religiosa» и «institutum religiosum» (Ibid. 607 § 1-2) (см. ст. Институты посвященной жизни ), так что слово «орден» в названии той или иной конгрегации остается лишь данью традиции, а не юридическим термином. При этом бенедиктинские мон-ри оказались объединены в структуру под названием «Орден св. Бенедикта» лишь в кон. XIX в. Эта структура представляет собой конфедерацию независимых конгрегаций и отдельных аббатств во главе с аббатом-примасом, избираемым в настоящее время лишь на 4 года конгрессом аббатов и выполняющим преимущественно представительские функции. Подробнее об отдельных О. м. см.: Бенедиктинцы , Биргиттинский орден , Василиане , Гильбертинцы , Камальдулы , Картузианцы , Целестинцы , Цистерцианцы . Лит.: Oberste J. Visitation und Ordensorganisation. Münster, 1996; Constable G. Three Studies in Medieval Religious and Social Thought. Camb., 1998; Mönchtum, Orden, Kloster: Von den Anfängen bis zur Gegenwart/Hrsg. G. Schwaiger. Münch., 1998; Berman C. The Cistercian Evolution. Phil., 2000; Waddell C. The Myth of Cistercian Origins: C. H. Berman and the Manuscript Sources//Cîteaux. Westmalle, 2000. Vol. 51. N 3/4. P. 299-386; Cygler F. Das Generalkapitel im hohen Mittelalter. Münster, 2002; Caby C. De l " abbaye à l " ordre: Écriture des origines et institutionnalisation des expériences monastiques, XI-XII siècles//MEFR.MA. 2003. Vol. 115. N 1. P. 235-267; Burton J., Kerr J. The Cistercians in the Middle Ages. Woodbridge, 2011.

http://pravenc.ru/text/2581489.html

(напр., на генеральном капитуле 1365 г.). В 1-й пол. XIV в. сформировались провинции ордена (Каталония, Арагон-Наварра, Валенсия-Мурсия, Прованс-Мальорка, Кастилия-Португалия); во главе провинции стоял избиравшийся на генеральном капитуле и утверждавшийся магистром старший командор (позднее чаще назывался провинциалом). Такая структура сохранялась до кон. XVI в. В 1317 г. орден насчитывал ок. 300 членов ( Brodman. 1986. P. 61-62). После реформ Рамона Альберта расширилась область деятельности М.: в XIV в. они стали активно участвовать в университетской жизни. К XV в. относятся сообщения о собственных учебных заведениях (studia) М. ( V á zquez N úñ ez. 1931). В 1305 г. буллой папы Римского Климента V все имущество, завещанное на освобождение пленных, но без особых указаний, передавалось М., а в 1373 г. члены ордена были освобождены от уплаты десятины. В 1320 г. М. были подчинены епископу Барселоны (выведены из епископской юрисдикции в 1399), а в 1341 г. папа Римский Бенедикт XII провозгласил свое право назначать главу ордена (впервые это произошло в 1345; данная практика прекратилась к 1401). Т. о., фактически орден был принят в непосредственную юрисдикцию Папского престола. В 1335 г. важным центром М. стала ц. Бонария в Кальяри (Сардиния). Орден понес существенные потери как во время эпидемии «черной смерти» (сер. XIV в.), так и в ходе кастильско-арагонской войны (1356-1369), когда перестали действовать мн. представительства М. на Пиренейском п-ове. Стараниями магистра ордена Понсьо де Барейи (1348-1365) было восстановлено покровительство арагонского королевского дома: подтверждались особые права М. при сборе пожертвований на выкуп пленных, М. получали привилегии, подобные тем, которые имели нищенствующие ордены, и многочисленные дарения (в частности, в 1400 г. им была подарена королевская придворная капелла св. Агаты в Барселоне, остававшаяся во владении М. до XIX в.). В свою очередь члены ордена не только занимались выкупом пленных, но и осуществляли дипломатические миссии по поручению арагонских монархов. В то же время восстановление королевского патроната и более активное участие светской власти в жизни ордена привели к ослаблению централизованной власти магистров.

http://pravenc.ru/text/2563024.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010