Самый ранний известный оффиций И. О. сохранился в рукописи XIII в. из бенедиктинского мон-ря св. Лаврентия в Льеже (Brux. MS 9598-9606), самая ранняя вотивная месса святому - в миссале кон. XIII в. из мон-ря св. Флориана близ Линца (совр. Австрия). Память И. О. значится в позднесредневек. добавлениях к Мартирологу Узуарда (PL. 123. Col. 857-860). Зап. богословы этого времени достаточно редко обращались к образу И. О. Бернард Клервоский в гомилиях на «Missus est» подчеркивал таинственное значение неконсумированного брака между И. О. и Пресв. Девой Марией. Природа их брака привлекала внимание богословов-схоластов и канонистов, к-рые расходились во мнении о том, что делает брак действительным - брачное соглашение (pactio conjugalis) или плотское соитие (copula carnalis). Последнюю т. зр. отстаивал канонист Грациан, к-рому возражали вслед за Петром Ломбардским Альберт Великий ( Albert. Magn. In Sent. IV 30. 9-10// B. Alberti Magni Opera omnia. Lugduni, 1894. T. 29-30) и Фома Аквинский ( Thom. Aquin. Sum. th. 3. 29. 1-2// Divi Thomae Aquinatis Summa theologica. R., 1894. Pars 3. P. 250-254). Обручение Девы Марии. Худож. Рафаэль Санти. 1504 г. (Пинакотека Брера, Милан) Обручение Девы Марии. Худож. Рафаэль Санти. 1504 г. (Пинакотека Брера, Милан) С XIII в. на распространение почитания И. О. оказывали влияние нищенствующие ордены. На генеральном капитуле сервитов в Болонье (1324) празднование памяти И. О. (festum) было объявлено обязательным для всех монастырей ордена. В 1399 г. аналогичное постановление принял генеральный капитул ордена францисканцев (локально память И. О. праздновалась в ордене с XIII в.). Важную роль в распространении почитания святого сыграли францисканцы- спиритуалы , теологи и проповедники Петр Оливи († 1298) и Убертино да Казале († ок. 1330), а впосл. глава обсервантов св. Бернардин Сиенский († 1444). В комментарии на Евангелие от Матфея Петр Оливи придал образу И. О. сотериологическое значение, представив святого как олицетворение Вселенской Церкви ( Emmen.

http://pravenc.ru/text/1470695.html

Создание нищенствующих орденов в 1-е десятилетие XIII в. стало одной из ключевых мер в папской политике по искоренению ересей, получивших к нач. XIII в. широкое распространение в Зап. Европе. И. разделил еретические движения на 2 категории. К 1-й были отнесены катары, создавшие в Лангедоке собственную церковь и ставшие на путь открытого противостояния Римской Церкви: предполагалось искоренить их насильственным путем. Ко 2-й категории И. отнес движения, к-рые были отлучены от Церкви Веронской декреталией, изданной Луцием III в 1184 г.: они не выступали против Церкви и потому, с т. зр. И., могли быть возвращены в ее лоно. Благодаря этой позиции папы в 1201 г. с Церковью примирились гумилиаты , в 1208 и 1210 гг.- 2 группы вальденсов (1-ю возглавлял Дуранд да Оска, 2-ю - Бернар Примо); все 3 движения получили возможность создать собственные религ. ордены, следовавшие идеалу евангельской бедности (орден гумилиатов, «pauperes catholici» Дуранда да Оска и «pauperes reconciliati» Бернара Примо). Ключевую роль в борьбе с еретиками, по мнению папы, должны были играть светские правители. В марте-апр. 1198 г. в посланиях, адресованных светским и церковным властям Юж. Франции, И. сообщал, что для борьбы с еретиками он направил своих легатов Райнерия и Гвидо (Regest. 1. 79, 94). Когда в 1199 г. архиепископ Санса сообщил папе, что ереси стали распространяться не только на юге, но и на севере Франции, И. повелел конфисковывать имущество виновных, подобно тому как, согласно нормам рим. права, надлежало поступать с предателями («Vergentis in senium» от 25 марта 1199 - Regest. 2. 1). В др. послании папа осудил тех слишком усердных мирян г. Меца, к-рые, обвинив местных клириков в невежестве, стали организовывать тайные собрания, во время к-рых читались проповеди и переводы Библии на народный язык (Regest. 2. 132). И. стремился к тому, чтобы судебные процессы над обвиняемыми в ереси проходили должным образом и чтобы их вера исследовалась тщательно (в частности, папа наказал Веронского архипресвитера за незаконное отлучение гумилиатов - Regest. 2. 219). В Рим в большом количестве стали прибывать обвиняемые в различных ересях, желавшие оправдаться и получить защиту папы Римского. В 1205 г. папа снял обвинения в одержимости диаволом с группы мужчин и женщин, к-рые выдвинул против них епископ Болоньи: по заключению папы в данном случае имели место психические расстройства, а не одержимость (Regest. 8. 157). Для решения проблем с гумилиатами, осужденными в 1184 г. на Веронском Соборе, в Сев. Италию был послан кард. Григорий (Regest. 2. 27). В 1200-1201 гг. разные группы гумилиатов получили папское покровительство.

http://pravenc.ru/text/468777.html

того же года). Н. о. в Новое и новейшее время При папе Римском Сиксте IV (1471-1484) происходит кодификация привилегий Н. о.- суммирование всех глосс и уточнений к булле «Super cathedram» папы Римского Бонифация VIII, к-рые касались деятельности Н. о. в диоцезах и на приходах: для францисканцев и доминиканцев в 1474 г. (буллы «Mare magnum» от 31 авг. 1474, дополнены буллой «Sacri praedicatorum et minorum» («Золотой буллой») от 26 июля 1479), для августинцев-еремитов и кармелитов в 1476 г. Для сервитов подобная кодификация была проведена в 1487 г., при папе Иннокентии VIII (1484-1492). В 1506 г. из отделившихся ранее от францисканцев т. н. еремитов-абстинентов оформился еще один нищенствующий орден - минимы (Ordo minimorum). В 20-30-х гг. XVI в. происходит становление ордена капуцинов , отделившихся от францисканцев-обсервантов. На 25-й сессии Тридентского Собора (1545-1563) был принят декрет, признававший для всех орденов (за исключением францисканцев-обсервантов и капуцинов) право на коллективную собственность. Дополнением к декрету служила булла папы Римского Пия V (1566-1572) «Etsi Mendicantium» от 16 мая 1567 г., в к-рой все прошлые привилегии для разных Н. о. были сведены в единый текст. В 1593 г. из ордена кармелитов выделилась ветвь босых кармелитов, а от августинцев-еремитов отделились босые августинцы. В 1621 г. оформилась самостоятельная ветвь августинцев-еремитов - августинцы-реколлекты. После Тридентского Собора Н. о., или конгрегациями, имевшими привилегии бедности, считались также босые тринитарии, мерцедарии и отделившиеся от них босые мерцедарии, вифлеемиты , госпиталиты св. Иоанна Божия (бонифратры), а также слившиеся с ними конгрегации госпиталитов св. Ипполита, иезуатов , амвросианцев (братьев св. Амвросия), братьев покаяния Иисуса Назарянина (босоногих братьев). Т. о., к сер. XVII в. эволюция института Н. о. завершилась. Последующие изменения произошли уже только в XX в. в связи с общим реформированием институтов посвященной жизни. По Кодексу канонического права 1917 г.

http://pravenc.ru/text/2577745.html

Характерные примеры таких храмов - соборы Богоматери в Лимерике (ок. 1180-1194) и св. Фланнана в Киллало (между 1195 и 1225), от к-рого уцелели портал и вост. окно. Среди монастырских комплексов выделяются цистерцианские аббатства Бойл (графство Роскоммон; ок. 1170-1218), где четко прослеживается постепенное изменение стиля по мере строительства, Нокмой (графство Голуэй; между 1202 и 1216) и Коркомро (графство Клэр; после 1210), а также августинские обители Баллинтаббер (ок. 1216 - ок. 1225) и Конг (после 1203), находящиеся в графстве Мейо и возведенные под влиянием цистерцианской архитектуры. С кон. XIII в. почти единственными заказчиками церковных зданий стали нищенствующие ордены: францисканцы и доминиканцы, в меньшей степени августинцы-еремиты и кармелиты. Их церкви в стилистике «украшенной английской готики» (ок. 1280 - ок. 1380) строились обычно на окраинах городов на деньги английских или англо-ирландских покровителей. После нашествия Эдуарда Брюса (1315-1318) и «черной смерти» (1348-1350) строительство на подчиненных англичанам территориях почти прекратилось. Ослабление англ. владычества и фактическая независимость зап. земель с сер. XIV в. способствовали здесь активному строительству в XV - 1-й пол. XVI в., что выразилось как в перестройке и расширении старых монастырей, так и в основании новых. Так, монастырь Куин (графство Клэр) был заложен ок. 1433 г. по заказу местного влиятельного семейства Мак-Намара на руинах нормандского замка как символ гэльского возрождения. Мастера переориентировались с английской традиции на предшествующую местную традицию «украшенной готики», практически игнорируя англ. «перпендикулярный стиль» (XIV - сер. XVI в.), из которого порой заимствовали лишь отдельные детали (декор почти отсутствовал). В XV - 1-й пол. XVI в. стиль архитектуры в И. характеризуется как «хотя и консервативный, но самобытный, несколько эклектический и живой... часто отмеченный уверенностью и удачами, без особых различий между ирландской и англо-ирландской частями острова» ( Halpin, Newman.

http://pravenc.ru/text/674067.html

ч. из-за Сицилии, на к-рую претендовали владевшие Неаполем короли Анжуйской династии, формальные вассалы Папского престола (их поддерживали итал. гвельфы), и представители испан. Арагонской династии (на их стороне выступали гибеллины). В этот период получил развитие конфликт внутри францисканского ордена между конвентуалами и спиритуалами. Осенью и зимой 1317/18 г. папа принял меры, направленные против движения спиритуалов в целом, прежде всего изолировав одного из лидеров движения, Убертино да Касале (он был переведен в бенедиктинское аббатство Жамблу, однако не поехал туда и оставался в Авиньоне до 1322). Согласно папской булле «Quorumdam exigit» от 7 окт. 1317 г., простые члены ордена были обязаны беспрекословно подчиняться решениям провинциальных министров и гвардианов. Некоторые спиритуалы отказались признать законность буллы; их действия были расценены как посягательство на папскую власть, по делу спиритуалов было начато инквизиционное расследование. Ссылаясь на решения IV Латеранского Собора, согласно к-рым не разрешалось создавать новые ордены, а всем желающим предписывалось вступать в уже существующие, папа принял решение запретить движения бегинов (см. ст. Бегинки ), спиритуалов и терциариев и отлучать как еретиков от Церкви всех, кто осмелятся к ним примкнуть. Несмотря на репрессии со стороны инквизиции, в 20-30-х гг. XIV в. число приверженцев спиритуалов в И. выросло. Впосл. папа Иоанн XXII не раз вмешивался во внутренние дела ордена францисканцев, прежде всего в вопросе о собственности нищенствующих орденов. Францисканцы настаивали на том, что, поскольку Иисус Христос и апостолы ничем не владели, они не обладали правами собственности на используемое имущество. Папа в ряде документов разъяснил понятие «евангельская бедность» (спиритуалы настаивали на еретическом характере папских утверждений) и буллой «Ad conditorem canonum» (1322) закрепил за орденом права собственности на используемое имущество. Это решение вызвало возмущение тем, что стирало различия между монашескими орденами. Позиция папы подтолкнула генерального министра францисканцев Михаила из Чезены обратиться за помощью к кор. Людовику IV Баварскому, при дворе к-рого нашли убежище отлученные папой от Церкви спиритуалы Убертино да Касале, Уильям Оккам , а впосл. и сам Михаил из Чезены.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

Буллой «Super cathedram» от 18 февр. 1300 г. папа Римский Бонифаций VIII (1294-1303) обязал францисканцев и доминиканцев получать разрешение у диоцезальных властей на принятие исповеди, а проповедническую деятельность членов Н. о. ограничил принадлежащими им церквами и близлежащими площадями; в приходских церквах проповедовать дозволялось только с согласия настоятеля прихода. Но уже папа Бенедикт XI, до избрания на Папский престол принадлежавший к ордену доминиканцев, отменил буллу своего предшественника и снова вывел Н. о. из-под епископского контроля (булла «Inter cunctas» от 17 февр. 1304). Вопрос о контроле за деятельностью членов Н. о. со стороны местных епископов был поднят на Вьеннском Соборе (1311-1312). Папа Климент V (1305-1314) вновь подтвердил буллу Бонифация VIII (Clementinae. III 7. 2). Споры о бедности в ордене францисканцев После смерти Франциска Ассизского (1226) в основанном им ордене обострились противоречия во взглядах на собственность между 2 течениями, к-рые позже оформились в движения спиритуалов и конвентуалов: одни считали, что орден должен жить исключительно на подаяние, другие - что при запрете личной собственности для всех членов у ордена может быть корпоративная собственность (подробнее см. в ст. Францисканцы ). Основным пунктом обсуждения был статус «Завещания» Франциска Ассизского, в к-ром среди прочего запрещалось получение папских привилегий для ордена, члены ордена должны были жить в бедности, странствовать и заниматься проповеднической деятельностью. Буллой «Quo elongati» от 17 окт. 1230 г. папа Римский Григорий IX освободил францисканцев от обязанности соблюдать «Завещание» основателя ордена, поскольку еще до избрания на Папский престол он был лично знаком с Франциском Ассизским и якобы знал его подлинные намерения. Согласно папской булле, францисканцам разрешалась иметь в собственности (proprietas) движимое имущество, но категорически не допускалось владение (dominium) землей и домами. Буллой «Nimis iniqua» от 21 авг. 1231 г. орден францисканцев был выведен из-под власти местных епископов и подчинен напрямую папе Римскому, за исключением тех случаев, когда требовалось согласование с епископами-ординариями (создание новых орденских домов и конвентов, проповедь в диоцезе) (текст буллы сохр. в неск. вариантах: Bullarium Franciscanum sive Romanorum Pontificum, Constitutiones, Epistolas, ac Diplomata continens/Ed. G. G. Sbaraglia. R., 1759. T. 1. P. 74-77; повторно булла издана папой Иннокентием IV в 1245 с распространением на орден доминиканцев - Ibid. P. 368-369). Наконец, буллой «Ordinem vestrum» от 14 нояб. 1245 г. папа Иннокентий IV объявлял все движимое и недвижимое имущество францисканского ордена имуществом католич. Церкви (in jus et proprietatem Beati Petri), отделяя право собственности и владения (proprietas et dominium) от фактического использования (usus). Т. о., францисканцы получили основание для сбора милостыни, поскольку формально ничем не владели и были нищими.

http://pravenc.ru/text/2577745.html

Исследователи по-разному оценивают текст этого послания: большинство относятся к утверждениям И. скептически, полагая ошибочным отождествление адресата с Александром Невским. Однако, по мнению А. А. Горского, оптимизм послания папы Римского был основан на некоем «нейтрально-дружественном» ответе от находившегося в Орде Александра ( Горский. 1993). В связи с этим как поворотный момент в политике новгородского князя следует рассматривать его отказ от принятия католичества, к-рый был дан прибывшим к нему уже после его возвращения из Орды послам (сведения о чем содержатся в Житии князя - Мансикка В. Житие Александра Невского. СПб., 1913. С. 8). Внутрицерковная политика В последние годы понтификата И. уделял особое внимание инквизиции . В 1252-1254 гг. папа упорядочил и унифицировал инквизиционную процедуру, взяв за основу руководство для инквизиторов «Ordo processus Narbonnensis» (ок. 1244). В 1252 г. буллой «Ad extirpanda» ( Mansi. T. 23. Col. 569) для получения признания подозреваемого в ереси была разрешена пытка. Доминиканцы и францисканцы получили от И. право наравне с епископами и аббатами проводить инквизиционные расследования. Активно поддерживая нищенствующие ордены, папа привлекал их к антиимп. пропаганде в Германии и в Италии, использовал в дипломатических миссиях к монголам и на Восток. В 1245 г. руководство ордена францисканцев обратилось к папе с просьбой разъяснить положения орденского устава, к-рые на практике нередко нарушались, что приводило к конфликтам внутри ордена. 14 нояб. 1245 г. И. отправил францисканцам послание «Ordinem vestrum» ( Potthast. RPR, N 11962), которое стало 2-м папским толкованием францисканского устава (после буллы Григория IX «Quo elongati» от 1230): члены ордена получили разрешение покупать все необходимое для удобства (commoda); все движимое и недвижимое имущество ордена объявлялось собственностью Римской Церкви в тех случаях, когда жертвователи не желали сохранить за собой права обладания им, францисканцам даровалось лишь право пользования этим имуществом; были расширены права провинциалов в вопросах приема в братство новых членов и проверки знаний монахов, желавших стать проповедниками.

http://pravenc.ru/text/468779.html

Кармелиты возникли сначала как конгрегация еремитов на Св. земле, получив от лат. патриарха Иерусалима устав, по типу близкий к восточным. Однако в связи с эвакуацией крестоносцев с Ближ. Востока в Европу кармелиты вынуждены были изменить свой устав, облачения и переселиться из пустыни в города. При этом орден позиционировал себя как созерцательный и главной целью ставил прославление Девы Марии. Последний крупный нищенствующий орден августинцев-еремитов был создан из множества аскетических движений, проповедовавших бедность. Для них, как и для доминиканцев, большое значение имели проповедническая деятельность и образование. М. в позднее средневековье Упадок традиц. монашеских конгрегаций стал заметен уже в XIII в. Внутренние конфликты, упадок дисциплины, трудности в управлении собственностью постепенно привели к тому, что мн. мон-ри стали добровольно вводить ограничения на количество насельников, ставить сословные барьеры, не принимая в братию людей из низших слоев. Римские папы Григорий IX и Климент IV попытались своими декретами отрегулировать жизнь Клюнийской конгрегации, гранмотенсов , премонстрантов и цистерцианцев. 23-й канон II Лионского собора 1274 г. запретил принимать новых членов во все ордены, к-рые появились после IV Латеранского собора, что означало их фактический запрет. Утверждены были только 4 нищенствующих ордена (францисканцы, доминиканцы, кармелиты и августинцы-еремиты). В 30-х гг. XIV в. ряд реформистских булл для монашествующих был издан Бенедиктом XII (напр., буллой «Fulgens sicut stella» (12 июля 1335) папа запретил цистерцианцам разделять общий дормиторий на индивидуальные кельи; буллой «Summi magistri» (20 июня 1336) ограничил сроки обучения бенедиктинцев в Парижском ун-те; были изданы буллы для францисканцев («Redemptor noster», 28 нояб. 1336) и регулярных каноников («Ad decorum», 15 мая 1339)). Серьезный удар европ. мон-рям был нанесен во время эпидемии чумы в сер. XIV в. Опустошительной оказалась и Столетняя война. Упадок дисциплины проявлялся в том, что мн. мон-ри стали добиваться от римских пап привилегий на ослабление поста, в частности на вкушение мясной пищи вне периодов Адвента и Великого поста. В эту эпоху более тысячи мон-рей перешли в режим комменды . Наиболее острая критика, предвосхитившая протестант. критику М., в этот период встречается в произведениях Дж. Уиклифа . Лишь отдельные конгрегации сохраняли свой авторитет в народе (картузианцы, целестинцы , Биргиттинский орден ). Распространение Devotio moderna сместило акценты с внешних форм благочестия на более индивидуальные внутренние. Стала развиваться практика духовных упражнений.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

Они распространили свои миссии на северо-запад страны (Синалоа (1591), Тепеуанес (1596), Пимерия (1687), Н. Калифорния (1697)). В связи с катастрофическим распространением болезней одной из важнейших задач стало учреждение госпиталей как для европейцев, так и для коренного населения. В течение первого столетия колониального периода нищенствующие ордены учредили ок. 120 госпиталей, нек-рые предназначались исключительно для индейцев. В 1553 г. в Мехико на деньги испан. короны был открыт Королевский госпиталь для коренного населения, просуществовавший до 1823 г. Независимо от того, кто был учредителем, госпитали находились под управлением монашествующих и были не только оздоровительными, но религ. центрами. С приходом на территорию Нов. Испании колонизаторов распространилась система энкомьенды (испан.- «забота», «попечение»), согласно которой местные жители, номинально считавшиеся свободными, передавались на «попечение» испан. колонистам - энкомендерос. Изначально энкомьенда предполагала, что колонист будет «заботиться» об обращении индейцев в христианство и приобщать их к европ. культуре. Де-факто она вылилась в форму эксплуатации индейского населения, которое было обязано платить оброк (одеждой, золотом, продовольствием), принудительно работать на рудниках и в имениях энкомендерос. (Хотя в XVIII в. испан. корона неоднократно предпринимала попытки запретить энкомьенду в амер. колониях, фактически она просуществовала до XIX в.) Местное население, испытывавшее тяжелый гнет, боролось против колониальной администрации. В 1624 и 1692 гг. испан. власти были вынуждены скрываться в монастыре Сан-Франсиско (близ Мехико) от восставшей городской бедноты, поддержанной проживавшими в окрестностях столицы индейцами. Восстание в еп-стве Антекера (1660) охватило более 200 населенных пунктов. В 1680-1696 гг. под контролем индейцев находилась пров. Нов. Мексика, в 1712-1718 гг.- пров. Нов. Леон. Во 2-й пол. XVIII в. в борьбе против колониальных властей участвовали работники горнорудных предприятий, королевской табачной мануфактуры, жители городов Сан-Луис-Потоси, Гуанахуато, Вальядолид и др.

http://pravenc.ru/text/2562792.html

Отдельные конвенты братьев вретища, несмотря на запрет, продолжали действовать еще в 1-й трети XIV в. Братья Св. Креста, доказывая свою древность, утверждали, что их 1-я община была основана в 1211 г. льежским каноником Теодором, соратником св. Доминика в борьбе с альбигойцами , и получила устное одобрение папы Иннокентия III (т. е., подобно кармелитам и августинцам-еремитам, братья Св. Креста не должны были подпадать под запрет IV Латеранского Собора). Постепенно их общины исчезли почти везде; в Польше и в Богемии братья Св. Креста перешли в разряд регулярных каноников (хотя их продолжали считать «нищенствующими канониками»). Вильгельмиты сохранились благодаря решению папы Римского Гонория IV (серия декреталий, датированных 20 апр. 1286 - Les Registres d " Honorius IV/Éd. M. Prou. P., 1888. Col. 312-314. N 435-441; см. также: Fontette M., de. Les Mendiants supprimés au 2e Concile de Lyon 1274: Frères Sachets et Frères Pies//Cahiers de Fanjeaux. 1973. Vol. 8: Les Mendiants en Pays d " Oc au 13e siècle. P. 193-216); их орден просуществовал до XVIII в. Положение сервитов было более шатким, т. к. папа Римский Иннокентий V (янв.-июнь 1276), до избрания на Папский престол принадлежавший к ордену доминиканцев, официально распустил орден сервитов. Им удалось заручиться поддержкой неск. юристов из папской курии, к-рые подтвердили, что конституции ордена сервитов формально не запрещают владение собственностью и получение ренты, а следов., их вообще нельзя относить к числу Н. о. Окончательно восстановил орден папа Римский Бенедикт XI (1303-1304) (булла «Dum levamus» от 11 февр. 1304). «Апостольские братья» никогда не получали папского одобрения и просто проигнорировали решение II Лионского Собора. Несмотря на подозрения в ереси, они пользовались поддержкой епископа Пармы, пока папа Гонорий IV, в целом благоволивший Н. о., не запретил их (булла «Olim felicis recordationis» от 11 июня 1286). В 1290 г. папа Римский Николай IV (1288-1292) передал рассмотрение вопроса о деятельности апостоликов в ведение инквизиции. В 1300 г. Сегарелли сожгли на костре. После его казни лидером «апостольских братьев» стал Дольчино († 1307), развивавший идеи Сегарелли и организовавший оборону сектантов от войск епископа Верчелли (в окрестностях этого города апостолики организовали поселение). Конфликт Н. о. с секулярным клиром и университетами

http://pravenc.ru/text/2577745.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010