Reg. bull. 5). У первых доминиканцев нищенство как наиболее яркое выражение бедности и смирения было подчинено основной цели ордена - проповеди католического учения (praedicatio). О том, что бедность и смирение самого проповедника являются главными условиями успешной проповеди в районах, охваченных альбигойской ересью, писал цистерцианец Диего де Асеведо, еп. Осмы (1201-1207) (Historia albigensium. 3//PL. 213. Col. 549-550; Acta canonizationis S. Dominici. 32-34//Monumenta historica sancti patris nostri Dominici. R., 1935. Vol. 2. P. 150-151). Эти условия, предложенные Диего де Асеведо только в качестве тактического приема, были восприняты св. Домиником как фундаментальное правило. Поскольку основанный им орден доминиканцев был изначально клерикальным (проповедники должны были быть клириками), то в соответствии с решениями IV Латеранского Собора за основу устава ордена в 1216 г. был принят Августина устав с дополнениями из конституций ордена премонстрантов . Вероятно, по этой причине ученики св. Доминика, посланные в разных направлениях с миссией проповедовать католическое вероучение и наставлять в евангельских заповедях, стали действовать подобно каноникам, а не подражая св. Доминику, т. е. приобретали или получали в дар для ордена земли и дома, что особенно было заметно в Тулузе, Париже и Болонье (от каноников же происходила противоречащая идеалу бедности практика предоставления каждому брату отдельной кельи, тогда как бенедиктинцы и др. монахи имели общие дормитории). При этом формально у доминиканцев, как и у францисканцев, действовал запрет на хранение к.-л. запасов (в 1239 генеральный капитул ордена доминиканцев разрешил делать запасы одежды и продуктов только на год вперед). В любом случае сбор подаяния у доминиканцев отошел на 2-й план и практиковался как временная мера для обустройства конвента на новом месте. Вполне естественным, как и у францисканцев, считалось получение пожертвований за проповедь и пастырскую деятельность. Появление новых Н. о. Явление миноритам католич. св. Франциска Ассизского во время проповеди Антония Падуанского. Роспись верх. ц. Сан-Франческо в Ассизи. 1297–1300 гг. Художник школы Джотто

http://pravenc.ru/text/2577745.html

Наконец 1414 г. император Сигизмунд созвал Собор в Константе, на котором признана власть Собора Вселенского над самими папами, и 1417 г., по низложении трех папа, избрана одна глава Западной Церкви в особе Мартина V. Впрочем остатки великого раскола продолжались до 1428 г. папа Евгений IV открыл Собор в Базеле 1431 г., который действовал против него самого, и положил пределы папской власти. Карл VII, король французский, утвердил пределы той же власти для своего государства Прагматическим постановлением 183 1438 года, которое после Людовик XI хотел отменить, но тщетно 184 . После реформации, папская самодержавная власть и везде потеряла много своей силы, так что в областях, подвластных папе, он не делает общественных определений без совета кардиналов и не вмешивается в управление делами церковными консисторий и епископов. Монашеские и рыцарские ордены § 42. Сильными подпорами Западной иерархии были монашеские ордены, которые, при всеобщем уважении к монашеской жизни, умножались более и более. В 11-м веке прославилось монашеское общество Клюниакийское (во Франции) и от него заимствовали правила другие ордены, каковы: Грандемонтанский, Картезианский (Citeaux), которые отличались один пред другим произвольною нищетою. В 12-м в. Норберт (в последствии архиепископ Магдебургский) из правильных каноников (Canon. regulares) 185 образовал орден Премонстранский; в том же в. основан в Палестине, на горе Кармиле, орден Кармелитов, распространившийся в последствии и в Европе 186 . Но славу сих орденов затмили два славнейшие ордены: Доминиканский и Францисканский, из которых первый особенно прославился многими учеными, миссионерами и мужами государственными. Основатель его был Испанец Доминик, который 1215 г. составил в Тулузе общество для искоренения ересей и предписал ему правила нищеты и проповедания истины. Основатель ордена Францисканского был Франциск Ассизский (итальянец), давший ему пример крайней нищеты и бескорыстия (отчего произошло название миноритов) 187 . Ученица Франциска Клара учредила (1212) орден Клариссинский. Были многие другие ордены, не столь славные. Но папа Григорий X, на Соборе Лионском (1274 г.), все нищенствующие ордены свел к четырем: Доминиканскому, Францисканскому, Кармелитскому и Августинских Еремитов 188 . Вместе с орденами мира и смирения возросло ужасное общество фанатической ревности против еретиков – Инквизиция. Оно явилось во Франции, где 1229 г. поставлены были по всем главнейшим городам инквизиционные судилища. Папа Григорий IX (1233 г.) вверил инквизицию одним доминиканам, поставив их в зависимости от одного себя. Из Франции сей суд, а с ним шпионы, страшные темницы, пытки, костры, и т. п. распространились и в других странах. В Германии Фридерик II предписывал жестокие законы в помощь инквизиции. В Испании введена инквизиция 1477 г., где Фома Торквемадский (de Turre-cremata), первый великий инквизитор, дал ей самый ужасный устав; в Португалии – в половине 16-го века. Она проникла в самую Америку 189 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

17 июля 1274 г., на заключительной 6-й сессии, II Лионский Собор принял конституцию «Religionum diversitatem nimiam» (23-й канон), подтвердившую запрет IV Латеранского Собора на создание новых орденов. В тексте конституции впервые встречается термин «нищенствующие ордены» (ordines mendicantes) как общее название, но с негативным оттенком (выражение «incerta mendicitas» было заимствовано, вероятно, из Кодекса Юстиниана (VI в.), в к-ром оно означает тех, кто прикидываются нищими, а потому не заслуживают поддержки со стороны гос-ва - CJ. XI 26. 1), т. е. Собор осуждал те общины, к-рые, имея возможность прокормить своих членов, заставляли их просить подаяние и отнимали хлеб у настоящих нищих. Новые ордены, созданные после 1215 г. и не имевшие одобрения папы Римского, безусловно упразднялись. Ордены, появившиеся после указанного года и получившие папское одобрение, могли продолжать свою деятельность, но им запрещалось без специального папского разрешения приобретать и отчуждать землю или дома, принимать новициев, основывать обители, проповедовать публично, принимать исповедь у мирян и совершать погребения. Имущество этих орденов переходило в ведение Папского престола и подлежало продаже, а полученную выручку планировалось передать христианам на Св. земле и раздать беднякам. Отдельные члены подлежавших упразднению объединений (но не целые конвенты) получили право переходить в др. ордены. Исключение делалось для доминиканцев и францисканцев ввиду их несомненной полезности для католич. Церкви. Кармелиты и августинцы-еремиты, к-рые возникли (по крайней мере как отдельные общины) раньше 1215 г., также могли продолжить существование без к.-л. изменений, но окончательное решение относительно них было оставлено за Римским понтификом (первоначальный вариант конституции был менее благоприятным для этих орденов - Kuttner S. Conciliar Law in the Making: The Lyonese Constitutions (1274) of Gregory X in a Manuscript at Washington//Studi di storia ecclesiastica: Miscellanea P. Paschini. R., 1949. Vol. 2. P. 39-81). Кармелиты смогли заручиться поддержкой англ. кор. Эдуарда I Длинноногого (1239-1307), а в 1286 г. деятельность ордена одобрил папа Римский Гонорий IV (1285-1287). Августинцы-еремиты, чьи конвенты находились в основном в Италии, были сохранены в качестве ордена из уважения к их протектору кард. Риккардо Аннибальди († 1276) ( Salimbene. Cronica. [Fol. 316]//MGH. SS. T. 32. P. 254).

http://pravenc.ru/text/2577745.html

Умножение числа Н. о. привело не только к конфликтам с местным духовенством, но и к противостоянию между новыми орденами. Буллой «Dudum apparuit» от 24 марта 1240 г. папа Римский Григорий IX установил различия в одеяниях францисканцев и еремитов Тосканы и Анконской марки, чтобы представителей этих Н. о. не путали во время собирания милостыни. Согласно ранним источникам, Франциск Ассизский и его ученики носили одеяние (хабит), как у еремитов,- темного цвета, возможно, власяницу, ремень, посох и обувь ( Thomas de Celano. Vita prima S. Francisci. I 9. 21//Analecta Franciscana. Quaracchi, 1926. T. 10/1. P. 18). Похожее одеяние было и у джанбонитов, последователей Иоанна Доброго (Джованни Боно) († 1249), отшельника из Мантуи, а также у еремитов Анконской марки (бреттинов), к-рые впосл. были включены в орден августинцев-еремитов: они носили одежды темного цвета, подпоясывались кожаным поясом, а не веревкой, и ходили с посохами ( Andrews. 2015. P. 79-81). Папа Римский Климент IV (1265-1268) буллой «Ad consequendam gloriam» от 20 нояб. 1265 г. определил, на каком расстоянии друг от друга могут строиться конвенты и церкви разных Н. о. Помимо францисканцев (им была адресована булла) в тексте упоминаются доминиканцы, братья вретища, кармелиты, августинцы-еремиты и клариссы . Все перечисленные ордены были поименованы «ordines in paupertate fundati» (ордены, основанные [на принципах] бедности; термин «нищенствующие» в то время еще не употреблялся). Постановление II Лионского Собора (1274) Францисканцы и доминиканцы, сходство которых уже к сер. XIII в. было очевидно как им самим, так и внешним наблюдателям, пытались воспрепятствовать бесконтрольному умножению общин, ведущих нищенствующий образ жизни, и появлению новых Н. о. Это нашло отражение в предложениях Лионскому II Собору , которые были составлены находившимся с 1263 г. на покое генеральным магистром ордена доминиканцев Гумбертом Романским († 1277). Он отмечал, что миряне просто не в состоянии прокормить столько бедняков из числа «нищенствующих бродяг» (trutannii) ( Humbertus de Romanis. Opus tripartitum. III 3//Fasciculus rerum expetendarum et fugiendarum. Londini, 1690. Vol. 2: Appendix. P. 224). Критика малых орденов встречается и у францисканских авторов (якобы эти самозванцы, прежде всего братья вретища, намеренно копировали одежду и обычаи францисканцев, чтобы собирать больше милостыни - Salimbene. Cronica. [Fol. 316]//MGH. SS. T. 32. P. 254).

http://pravenc.ru/text/2577745.html

Нимфы – дословно с греч. «невесты, юные девы», в античной мифологии низшие божества, олицетворявшие силы природы, часто считались дочерьми верховного бога Зевса. Нипсистиарий – дословно «мойщик» (от греч. низо – «мыть»). Придворная должность, носитель которой подавал византийскому императору золотой рукомойник для омовения (см.: Портик Августея). Обычно Н. были из числа дворцовых евнухов. Нисибис (Нисибин, Низибия) – большой, хорошо укрепленный пограничный город в северной Месопотамии, к востоку от Эдессы и юго-западу от армянского озера Ван. В 298 г. был захвачен римлянами, но в 363 г. по договору с римским императором Иовианом (363–364 гг.) был уступлен персам условным сроком на 120 лет. По его истечении персы Н. не возвратили и по этому поводу начался долгий спор между Сасанидами и Византией. Город неоднократно отвоевывался ромеями. В ранневизантийское время славился своими школами медицины и теологии. Был узаконенным центром рыночной торговли ромеев и персов. См.: Артаксата, Дара, Каллиник. Нистиа (греч.) – см.: пост. Нитрия – пустыня в Египте, где находился Скит, центр крупной монашеской конфедерации. Нищенствующие ордены – католические монашеские ордены, устав которых требовал строгого соблюдения обета бедности, то есть отречения от какого бы то ни было имущества и существования только за счет милостыни. В XII-XIII вв. сложились четыре основных Н. о. – францисканцев (миноритов), доминиканцев, августинцев и кармелитов. Н. о. сыграли большую роль в борьбе с ересями, приверженцы которых провозглашали бедность угодной Богу. Нищенствующее монашество уже в середине XIII в. стало отходить от первоначальной строгости жизни, ордены, обмирщаясь, богатели и приближались по своему положению к ранее существовавшим монашеским орденам. Новая церковь (Неа Екклессиа) – построена около 880 г. на территории Большого императорского дворца и посвящена Христу Спасителю, архангелам Михаилу и Гавриилу, Пророку Илие, Богородице и Св. Николаю. Роскошно оформленный мозаиками в технике opus sectile и цветным мрамором, храм представлял в плане равноконечный крест, четыре рукава которого и средокрестие были перекрыты золочеными куполами, видимыми со всех концов города и с дальнего расстояния на море. Здесь были собраны главные реликвии, имеющие отношения к героям и событиям Ветхого Завета, тогда как реликвии, связанные с Новым Заветом, хранились в дворцовом храме Пресвятой Богоматери Фара, построенном не ранее конца VII в. или в правление василевса Константина V (741–775 гг.). Н. ц. – величайший архитектурный триумф василевса Василия Македонянина (867–886 гг.) – была разрушена во время завоевания Византийской империи крестоносцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Совершенно не стремясь к тому, эта проповедь вызвала появление новой группы монашеских обществ, которые немедленно захватили в свои руки все священнические функции и стали конкурировать со светским духовенством на его собственной земле, видя в проповеди и заботе о спасении душ призвание истинного монаха. Орден иезуитов непосредственно примыкает к этой фазе развития, представленной нищенствующими орденами, но он идет гораздо дальше нищенствующих орденов. Аскетизм и созерцание он сохраняет лишь в качестве подготовительных упражнений; в филантропической деятельности среди мира, в служении церкви он видит истинную задачу ордена; он обязывает своих последователей вести монашеский образ жизни лишь в той мере, в какой он не стесняет и не мешает практической деятельности; он возвращает монашество в мир и церковь с целью заставить его всецело служить миру и церкви. Следовательно, он знаменует собой апогей и завершение той эволюционной эпохи, которая сближала монашество с церковью и миром, а вместе с тем, с известной точки зрения, апогей и завершение развития монашества на Западе. Организация ордена иезуитов также является до известной степени апогеем и завершением этой тысячелетней эволюции. Древние монастыри Запада первоначально развиваются в тесной связи с окружающими их церковными и политическими учреждениями; в церковном и политическом отношении они не составляли автономных учреждений. Но по мере того, как монашество начинает принимать все большее участие в управлении церковью, оно все более приходит к сознанию своего собственного значения, все живее чувствует необходимость добиться для монастырей церковной и политической самостоятельности. Эта тенденция встречает энергичную поддержку со стороны курии и в конце концов приводит к все более и более тесному союзу между монашеством и папством. А так как изолированные монастыри обычно не могут отстоять свою независимость, то вскоре возникают попытки теснее связать между собой монастыри, подчиненные одному и тому же уставу. Так возникают первые конгрегации монастырей, или монашеские ордены. В этих орденах отдельные монастыри сначала еще представляют собой довольно самостоятельные организмы. Но с течением времени ордены все более и более превращаются в интернациональные и папские учреждения. Если конституция цистерианцев была еще полностью аристократической и сохраняла известную долю независимости для отдельных семейств монастырей, то нищенствующие ордены имеют уже вполне единообразную и законченную организацию с избранной центральной администрацией, во главе которой стоит генерал.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iezu...

В нищенствующих орденах Н. был введен церковными властями, в т. ч. и для того, чтобы затруднить проникновение в ордены и конгрегации радикальных проповедников абсолютной бедности. Для францисканцев обязательный Н. сроком 1 год был установлен буллой папы Римского Гонория III (1216-1227) «Cum secundum consilium» от 22 сент. 1220 г. До 1244 г. образованные клирики принимались в орден без прохождения Н. или после краткосрочного испытания. Однако папа Римский Иннокентий IV (1243-1254) сделал Н. обязательным для всех без исключения. В отличие от бенедиктинской традиции, в которой новиции сразу же оказывались связаны с конкретной обителью, у францисканцев появилась тенденция к централизации института Н. В каждой кустодии францисканского ордена были созданы 1 или 2 общих дома для новициев (Constitutiones Generales Narbonenses. 1. 7// S. Bonaventurae Opera omnia. Ad Claras Aquas, 1898. T. 8. P. 450-451). Постепенно францисканский Н. был встроен в орденскую систему образования. В орден принимали новых членов только с 18 лет. Те, кто получили в период Н. начальные знания о францисканском образе жизни, после принесения обетов продолжали свое образование в конвенте еще в течение 3 лет. В нач. XIV в. возраст новых членов ордена был снижен до 14 лет, что привело к созданию системы начальных школ в ордене. Папы Римские Александр IV (1254-1261) и Бонифаций VIII (1294-1303) сделали годовой Н. обязательным для всех нищенствующих орденов и конгрегаций (Liber Sextus. III 14. 1-3). Тридентский Собор в 1563 г. (25-я сессия, «Декрет о тех, кто живет по уставу, и о монахинях», гл. 15) установил одинаковую продолжительность обязательного Н. для всех орденов и конгрегаций - 1 год. При этом мн. религ. объединения, особенно новые конгрегации, стремились не сократить, а, наоборот, увеличить продолжительность Н. Так, у иезуитов был принят 2-годичный Н., на протяжении к-рого новиции проходили неск. испытаний и приносили обеты бедности, целомудрия и послушания (Examen. I 12// S. Ignatii de Loyola Constitutiones Societatis Jesu.

http://pravenc.ru/text/2577791.html

19 авг. 1247 г. бреве «Quanto studiosius» ( Potthast. RPR, N 12653) папа наделил членов ордена правом самостоятельно выбирать синдиков, ведавших хозяйственными делами мон-рей и могущих приобретать, продавать или обменивать вещи, к-рые были переданы или уступлены ордену (прежде синдики назначались папой Римским). Бреве стало причиной ожесточенных споров среди францисканцев. На генеральном капитуле в Меце (1254) по настоянию главы ордена Иоанна Пармского было решено отказаться от этой привилегии, а также признать недействительными те положения послания «Ordinem vestrum», к-рые не соответствовали постановлению «Quo elongati». При И. представители францисканского ордена стали занимать епископские кафедры в Италии и за ее пределами: в 1241 г. францисканец Леоне да Перего стал архиепископом Миланским, в 1247 г. францисканец Эд Риго был избран на Руанскую кафедру. В последний год понтификата И. отношения с нищенствующими орденами резко ухудшились из-за конфликтной ситуации с францисканскими и доминиканскими преподавателями Сорбонны. В апр. 1253 г. ун-т постановил, что в коллегию магистров может быть принят только тот, кто поклянется точно исполнять предписания университетского устава, против чего выступили 2 профессора, члены ордена доминиканцев, отказавшиеся принести клятву. Представители францисканцев и доминиканцев обратились с жалобой к И., к-рый в июле 1253 г. приказал парижским магистрам принимать в коллегию миноритов и доминиканцев. В 1254 г. магистры во главе с прокуратором Сорбонны Вильгельмом из Сент-Амура , воспользовавшись скандалом с трактатом «Введение в Вечное Евангелие» францисканца Герарда из Борго-Сан-Доннино, разделявшего популярные среди членов этого ордена идеи Иоахима Флорского , смогли скомпрометировать в глазах папы нищенствующие ордены, обвинив их в распространении ереси. 4 июля 1254 г. И. подтвердил изданные магистрами статуты против францисканцев и доминиканцев, а буллой «Etsi animarum» ( Potthast. RPR, N 15562) от 20 нояб. того же года сократил их привилегии, запретив им привлекать на свои воскресные службы верующих из приходов, отпускать грехи и хоронить мирян на своих кладбищах.

http://pravenc.ru/text/468779.html

Brux., 1956; Werner E. Pauperes Christi: Studien zu sozialreligiösen Bewegungen im Zeitalter des Reformpapsttums. Lpz., 1956; Congar Y. M. Aspects ecclésiologiques de la querelle entre mendiants et séculiers dans la seconde moitié du XIIIe siècle et le début du XIVe//AHDLMA. 1961. Vol. 28. P. 35-151; Lambert M. D. Franciscan Poverty: The Doctrine of the Absolute Poverty of Christ and the Apostles in the Franciscan Order, 1210-1323. L., 1961; Michaud-Quantin P. Le droit universitaire dans le conflit Parisien de 1252-1257//Studia Gratiana. Bologna, 1962. Vol. 8. P. 577-599; Le Goff J. Ordres mendiants et urbanisation dans la France médiévale: État de l " enquête//Annales: Économies, Sociétés, Civilisations. P., 1970. Vol. 25. N 4. P. 924-946; Vicaire M.-H. Recherches sur le premier siècle des ordres mendiants//RSPhTh. 1973. Vol. 57. P. 675-691; Rosenwein B. H., Little L. K. Social Meaning in the Monastic and Mendicant Spiritualities//Past and Present. L., 1974. Vol. 63. P. 4-32; Martin H. Les ordres mendiants en Bretagne (vers 1230 - vers 1530): Pauvreté volontaire et prédication à la fin du Moyen âge. P., 1975; Die Auseinandersetzungen an der Pariser Universität im XIII. Jh./Hrsg. A. Zimmermann. B., 1976; Rivinius K. J. Zwischen Häresie und Orthodoxie: Die Armutsbewegungen des Mittelalters am Beispiel der Waldenser und Franziskaner. Schwerte, 1990; Bettelorden und Stadt: Bettelorden und städtisches Leben im Mittelalter und in der Neuzeit/Hrsg. D. Berg. Werl, 1992; Thompson A. Revival Preachers and Politics in XIIIth Cent. Italy: The Great Devotion of 1233. Oxf., 1992; Lawrence C. H. The Friars: The Impact of the Early Mendicant Movement on Western Society. N. Y., 1994; Horst U. Evangelische Armut und päpstliches Lehramt: Minoritentheologen im Konflikt mit Papst Johannes XXII. (1316-1334). Stuttg., 1996; Traver A. G. The Identification of the «Vita Apostolica» with A Life of Itinerant Preaching and Mendicancy: Its Origins, Adherents, and Critics ca. 1055-1266: Diss. Toronto, 1996; McIntyre J.

http://pravenc.ru/text/2577745.html

Базилика Сан-Франческо в Ассизи. 1228–1253 гг. Базилика Сан-Франческо в Ассизи. 1228–1253 гг. Деятельность католич. св. Доминика де Гусмана и его приверженцев изначально ограничивалась Лангедоком на юге Франции, где проповедники боролись с ересью альбигойцев . В 1215 г. папа Иннокентий III взял под покровительство основанный Домиником монастырь в мест. Пруй близ Фанжо. Устав ордена доминиканцев утвердил папа Гонорий III в 1216 г., на 1-м генеральном капитуле в Болонье были приняты конституции, дополнившие устав: доминиканцы отказывались от владения собственностью и принимали обязательство жить за счет подаяний, постулировались проповедническая и просветительская деятельность ордена. В крупных городах (в И. прежде всего в Болонье и Риме) были созданы доминиканские мон-ри, к-рые предоставляли кров странствующим и учащимся монахам и обладали обширными б-ками. С 1220 г. в каждом мон-ре ордена были организованы школы под руководством доктора богословия, где велось обучение не только монахов, но и секулярного духовенства (общий курс обучения занимал от 6 до 13 лет). Главными учебными центрами стали т. н. studia generalis - высшие школы, на базе к-рых со временем сформировались университетские фак-ты. После 1233 г. доминиканцам было передано монопольное право на ведение инквизиционных процессов. Видную роль в И. сыграли инквизиторы и проповедники Петр Веронский, Ансельм Александрийский, Монета Кремонский, Райньеро Саккони и проч. К доминиканскому ордену принадлежал выдающийся богослов XIII в. католич. св. Фома Аквинский . В XIII в. в И. появились и др. монашеские конгрегации и ордены, некоторые из них впосл. приобрели черты, характерные для нищенствующих орденов. Орден вильгельмитов (назывались также еремитами св. Вильгельма) был основан католич. св. Вильгельмом (Гийомом) из Малавалле († 1157). В 1229 г. орден был утвержден папой Григорием IX, хотя у вильгельмитов так и не появилось единого устава: нек-рые орденские мон-ри следовали уставу прп. Венедикта Нурсийского, другие - уставу блж.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010