В то время находились в Персии по торговым делам русские купцы, у которых вывозимые персами священные вещи находили выгодный сбыт. Для продажи одному из них, приказчику ярославского купца Егора Лыткина, Стефану Лазареву принёс персиянин икону Пресвятой Богородицы Одигитрии, украшенную серебром и золотом, зная, что русские благоговейно чествуют священные изображения и весьма дорожат ими. Благочестивый Стефан с великой радостью купил принесённую к нему св. икону. Между тем как это происходило в Персии, в Ярославле купцу Егору Лыткину открыто было во сне: «Приставник имения твоего Стефан, сый в Персиде, купи тебе бесценный бисер, егда же принесет к тебе, ты же посли его в Двинскую область в Чёрную гору». Непонятное вначале явление это вызвало Лыткина на размышление и совет с московским патриархом Филаретом. Но дело объяснилось само собой. Вскоре возвращается из Персии и Стефан Лазарев с иконою Божией Матери, им купленною. С радостью принял Егор Лыткин бесценный бисер – святую икону, и, признавши удивительное стечение обстоятельств выражением воли Божией, по совету и дозволению патриарха, он немедленно отправляется в предназначенное место, и своими руками, 22 августа 1629 года, приносит чудотворную Грузинскую икону Божией Матери в Красногорский монастырь. День принесения св. иконы для монастыря был торжественным праздником. Праздник этот принят православною церковью, и с 1650 года состоит в ряду местно чтимых чудотворных икон Божией Матери. После свидетельства, бывшего по наряду новгородского митрополита Никона, о чудесах, совершившихся от святой Грузинской иконы Божией Матери, им утверждено и празднование в честь её, и дана на это грамота Холмогорскому поповскому старосте Трофиму Рогуеву. «Бил нам челом строитель старец Сергий с братией, что в нынешнем 158 году по нашему приказу был у них в том Черногорском монастыре и о тех чудесах свидетельствовал и то де свидетельство о образе Пречистой Богородицы Грузинские подано нам, а указа от нас о тех чудесах и о празднестве Пречистой Богородицы образа Грузинские им Черногорскому строителю старцу Сергию с братией в которое число праздновать не указано. И мы великий господин преосвященный Никон митрополит великого Новаграда и Великолуцкий Двинского уезда Черногорского монастыря строителя старца Сергия с братией благословил и велел праздновать в той Черногорской пустыни, в храме Пречистой Богородицы, образу Грузинские августа в 22 число на память священномученика Агафоника. И как к тебе сия наша грамота приидет, и ты бы в Двинском уезде в Черногорской пустыни велел праздновать Пречистой Богородицы образу Грузинские и на Холмогорах и во всём Холмогорском уезде августа в 22 число на память священномученика Агафония, да о том к нам отписал в великий Новгород, а сию нашу грамоту отдал бы Черногорского монастыря строителю старцу Сергию. Писана на Москве на Новгородском подворье лета 7158, февраля в 8-й день!»

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

В то время находились в Персии по торговым делам Русские купцы, у которых вывозимые Персами священные вещи находили выгодный сбыт. Для продажи одному из них, приказчику Ярославского купца, Егора Лыткина, Стефану Лазареву принес Персиянин икону Пресвятой Богородицы Одигитрии, украшенную серебром и золотом, зная, что Русские благоговейно чествуют священные изображения и весьма дорожат ими. Благочестивый Стефан с великой радостью купил принесенную к нему св. икону. Между тем как это происходило в Персии, в Ярославле купцу Егору Лыткину открыто во сне: «Приставник имения твоего Стефан, сый в Персиде, купи тебе бесценный бисер, егда же принесет к тебе, ты же посли его в Двинскую область в Черную гору». Непонятное вначале явление это вызвало Лыткина на размышление и совет с московским патриархом Филаретом. Но дело объяснилось само собой. Вскоре возвращается из Персии и Стефан Лазарев с иконой Божией Матери, им купленной. С радостью принял Егор Лыткин бесценный бисер – святую икону, и, признавши удивительное стечение обстоятельств выражением воли Божией, по совету и дозволению патриарха, он немедленно отправляется в предназначенное место, и своими руками, 22 августа 1629 года, приносит чудотворную Грузинскую икону Божией Матери в Красногорский монастырь. День принесения св. иконы для монастыря был торжественным праздником. Праздник этот принят православной церковью, и с 1650 года состоит в ряду местночтимых чудотворных икон Божией Матери. После свидетельства, бывшего по наряду новгородского митрополита Никона, о чудесах, совершившихся от святой Грузинской иконы Божией Матери, им утверждено и празднование в честь ее и дана на сие грамота Холмогорскому поповскому старосте Трофиму Рогуеву. «Бил нам челом строитель старец Сергий с братией, что в нынешнем 7158 году по самому указу был у них в том Черногорском монастыре и о тех чудесах свидетельствовал и то де свидетельство о образе Пречистой Богородицы Грузинской подано нам, а указу от нас о тех чудесах и о празднестве Пречистые Богородицы образа Грузинские им Черногорскому строителю старцу Сергию с братией в которое число праздновать не указано. И мы великий господин преосвященный Никон митрополит Великого Новограда и Великолуцкий Двинского уезду Черногорского монастыря строителя старца Сергия с братией благословил и велел праздновать в той Черногорской пустыни, в храме Пречистой Богородицы, образа Грузинского августа в 22 число на память священномученика Агафоника. И как к тебе сия наша грамота придет, и ты бы в Двинском уезде в Черногорской пустыни велели праздновать Пречистой Богородицы образ Грузинский и на Холмогорах, и во всем Холмогорском уезде августа в 22 число на память священномученика Агафоника, да о том к нам отписал в Великий Новгород, а сию нашу грамоту отдал бы Черногорского монастыря строителю старцу Сергию. Писана на Москве на Новгородском подворье лета 7158, февраля в 8-й день».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Пр. 6. Если означенная нечистота имела место при бодрственном состоянии тела, то причащение запрещается на 7 дней, затем тот же 50 псалом и те же 49 метаний. Пр. 7. Монах или мирянин, впадший в блуд, в продолжение двух лет удерживается от причащения, ограничиваясь сухоядением и делая по 250 поклонов. Пр. 12. Вор, добровольно кающийся, на 40 дней удерживается от причащения, а уличенный в течение шести месяцев, с сухоядением в 9-м часу и со 100 ежедневными поклонами. Пр. 27. Изблевавший после принятия св. тайн 40 дней не причастится, каждый день поя 50 псалом и делая 50 поклонов. Пр. З5. Πηδλιον. 163 Никон Черногорец, известный автор пандект и тактикона, говорит, что при всем своем старании, он не мог в точности дознаться, чей это номоканон. Надписания его несогласны между собою: в одних списках он надписывается именем Иоанна Постника , патриарха константинопольского, в других – Иоанна недостойного мниха, ученика св. Василия Великого , в иных, наконец, имеет вид наставления старца некоему ученику. Но Иоанн Постник , патр. константинопольский, замечает Никон, жил при царе Юстиниане и не мог быть учеником Василия Великого , и из жития его не видно, чтобы он имел кого-нибудь учителем, или сам имел своих учеников и чтобы писал что-нибудь. Далее Никон указывает на собор трулльский и замечает, что этот собор, исчисляя подробно правила соборов и отцов, которыми надлежит руководствоваться, ничего не говорит об Иоанне Постнике. Собор соединения, бывший в Константинополе при Романе и Константине, также не упоминает о номоканоне Иоанна Постника, чего указанные соборы не сделали бы, если бы писатель номоканона был действительно означенный патриарх, или ученик Василия Великого . Горский и Невоструев, Описан. слав. рукоп. москов. синод, библ. отд. II. 3, 226, опис. стр. 44–45. Москва. 1862. Miklosich et Müller, Acta et diplomata graeca medii aevi sacra et pro fana. Vol. 1. Acta patriarchatus constantinopolitani. Windobon. 1860. Около половины XIV в., по приговору синода, эпирские бунтовщики за клятвопреступление подвергнуты следующим церковным наказаниям.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

По таким расплывающимся данным, конечно, трудно судить о дисциплинарной стороне Иерусалимского устава как известной отрасли, и мы должны были бы отказаться от этой попытки, если бы не имели древнейших известий об этом предмете, правда, скудных, но все же очень ценных, как, напр., трактат de sacris jejuniis и извлечений и Никона, а в самых уставах – указания о том же предмете под соответствующими местами триодной и синаксарной части. В этих заметках сохранился до нас более чистый тип иерусалимских порядков и более устойчивые черты тамошней практики. Мы уже говорили о содержании трактата de sacris jejuniis и привели более типичные указания из выдержек и Никона Черногорца. Переходим теперь к полным иерусалимским записям и извлечем из них сведения, касающиеся провождения постов и качества пищи. При сравнении их с известными уже нам студийскими правилами и более ранними источниками иерусалимскими нельзя не заметить, что в позднейших записях порядки постовые отличаются большею строгостью и приближаются к афонским. Усилению этой строгости содействовали нередко личные воззрения настоятелей и поправки позднейших редакторов типика, которые старались увеличивать и без того значительную строгость первоначальных правил, делая в этом смысле дополнения к прежним, а иногда просто вычеркивая и затирая те мнения, которые казались им недостаточно строгими. При дальнейшей переписке эти поправки удерживались и входили в общую практику. Но еще более повлияли в этом отношении соображения Никона Черногорца и правила Николая Грамматика. Мы уже охарактеризовали значение первого из них в литургической сфере и в области церковного устава. Эклектик по преимуществу, посвятивший себя собиранию и гораздо менее разработке сырого литургического материала, Никон заявил себя с этой стороны и в том отделе типика, о котором у нас идет речь. В 57 слове пандект он приводит обширные выписки о посте из главных уставов того времени: Студийского, Святогорского и Иерусалимского – и собирает относящиеся к этому предмету свидетельства и рассказы из древнецерковной письменности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Правила о посте по уставам разных монастырей приводятся из Никона Черногорца без оговорки и указания на источник (лист 461). На листе 463 оборот оставлено без изменения следующее замечание, идущее от лица неизвестного редактора устава о службе первой седмицы Великого поста: «се убо яко предписася един день святых постов прилежно испытавше предложихом любви вашей». δου ουν ς προγγραπται μαν μραν τν γιν νηστεων κριβς ξετσοντες παρεθκαμεν τ γπη μν. В службе понедельника 2-й седмицы Великого поста говорится, что «неции чтут (в этот день) сказание о чудесех... Богородицы... яже пречистой иконою ея содеяшася, яже и римляныни нарицатися обыкши» (лист 475 оборот). Приводится личное мнение Никона Черногорца об однократном освящении воды накануне богоявления, без всякой оговорки, откуда оно взято и против кого направлено. «Ныне же видим некия с вечера убо и заутра сие творящих и не обретохом о сем от писания свидетельства». Далее сказав, что пренебрежение церковных правил весьма опасно, составитель продолжает: «паче же ныне (т.е. во время Никона, в XI веке) внегда за еже не последовати божественным писанием языком предани бехом» (лист 224 оборот). Отсылая за историческим разъяснением судьбы этого обычая к изложению литургической части в студийских уставах, здесь мы заметим только, что запрещение двукратного освящения воды противоречит постановлению Московского собора (1667 года), который разрешил, разрушил и ни во что вменил повеление и клятву, еже не рассудно ю положи Никон, бывший патриарх, о действе освященныя воды на святых богоявлений, еже действовати единощи точию в навечерии (Материалы для исторических рассказов т. 2, стр. 237). В уставе 1682 г. говорится только о водосвящении накануне Богоявления, и в оправдание этого обычая приводится известное нам замечание из Тактикона. В следующих изданиях типика эта статья исключена и положено водоосвящение двукратное. Отношение справщиков к греческому уставу мы уже определили и доказали целым рядом выписок из правленого экземпляра, что греческий типик составлял главный источник, которым они руководились при издании устава 1682 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Красногорский Богородицкий (прежде Черногорский), зашт., общ., в 16 в. от г. Пинеги. Основан в 1603 г. священником Мироном, в иночестве Макарием, который впоследствии был в нем игуменом и погребен здесь. В соборном храме находится чудотворная Грузинская икона Божией Матери (см. 22 авг.), принесенная сюда 22 авг. 1629 г. ярославским купцом Григорием Лыткиным, а в приделе – чудотворная Владимирская Черногорская или Красногорская икона Божией Матери, полученная основателем мон., по указанию свыше, от игумена Варлаама (жившего в Кевроле на р. Пинеге) в благословение на устроение обители на Черной горе. Св. икона прославилась многими чудесами. Грузинская икона Богоматери ежегодно переносится в Архангельск к 26 авг.; ко времени проводов её в мон. (в 3-е воскресенье Вел. поста) в Архангельск приносится и Владимирская Черногорская икона. Крестный Ставрос-Кийостровский , 2 кл., на о. Кие Онежского залива, близ устья р. Онеги, в 15 в. от г. Онеги. Основан в 1656 г. патр. Никоном в благодарность за спасение его от бури во время переезда из Анзерского скита и назван им «Ставрос» (крест, крестный). В соборном каменном храме, во имя Воздвижения Креста Господня, хранится из кипариса крест, обложенный листовым вызолоченным серебром, устроенный, согласно желанию патр. Никона, в Палестине по точному размеру креста Христова, животворящей силе которого патр. Никон приписывал свое избавление от смерти. В сребропозлащенных ковчегах креста вложены части древа креста Господня и ризы Господней, камня гроба Господня, камня вертепа, где родился, и пещеры, где постился Господь, камня гроба Пресвятой Богородицы и водружено по лицевой стороне крестообразно 97 частей мощей угодников Божиих. Крест имеет 4 арш. 13 верш. длины. По сторонам креста находятся писанные изображения свв. равноап. Константина и Елены, царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны и коленопреклоненного самого патр. Никона. В библиотеке хранится рукописное житие патр. Никона, написанное Иваном Шушерой, патриаршим ставрофором.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010