Никон Черногорец, монах одного из монастырей 1641 , находившихся близь Антиохии, на так называвшейся Чёрной горе 1642 (откуда прозвание), соседней с горой Симеона Столпника, жившие во второй половине XI века 1643 . Он составил два весьма обширных сборника, из которых один называется Пандектом или Пандектами ( Πανδκτης, ται, Сборник), другой – Тактиконом ( Τακτικν – Чиновник, Чиновная книга). Первый сборник, разделённый на две части и 63 слова (36 в первой части и 27 во второй) 1644 и представляющий „съчетание” или собрание выписок из отцов, посвящён главным образом христианскому нравоучению (общему и монашескому), имея своей целью, как сказано в его заглавии, наставлять и поспешествовать подвизающихся на всякое дело духовное. Второй сборник, состоящий из 40 слов, отчасти имеет своим предметом то же самое, что и первый. Главным же образом есть именно книга чиновная в отношении к богослужению и к внешне-узаконенной христианской жизни, занимающаяся изысканиями и делающая предписания относительно устава первого и внушающая соблюдение „преданных нам от святых отец образов” относительно второй. Пандекты, в большом или меньшем сокращении, были переведены на славянский язык ещё в период до-монгольский: Есть списки этого перевода, которые относят к XII веку. (См. И. И. Срезневского : Сведения и заметки о малоизвестных и неизвестных памятниках, т. II, стр. 217 sqq. О сокращённости первоначального, до-монгольского, перевода см. у Горского и Невоструева ibid. стр. 21, а о послемонгольском полном переводе вместе с переводом Тактикона ibid. стр. 24 sub fin. и 35. Оба сборника напечатаны на славянском в Почаеве в 1795. О напечатанном переводе, несправедливо принимаемом за новый по неправильному пониманию слова „перевод” в его послесловии – ibid. стр. 37). По множеству выписок из отцов Пандекты и Тактикон Никона представляли собой целую библиотеку; только библиотекой этой могли пользоваться весьма немногие. Ибо по причине дороговизны книг в до-монгольский период огромные сборники Никона, нет сомнения, составляли величайшую редкость. Характеристическую черту Никона составляет то, что он проповедует истинное христианское благочестие против благочестия фарисейского. По этому своему свойству он, несомненно, имел весьма важное значение в поднятом у нас во второй половине XV в. так называемыми заволжскими старцами реформационном движении.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

и 8 чтений. После третьего тропарь: тайно родился еси... после шестого: возсиял еси Христе от Девы... после седьмого: надобно знать, если канун приходится в постный день, читается и восьмое пророчество; если же будет суббота или воскресение, не читается, но тотчас начинается божественная литургия. И нет нужды петь на стиховне стихиры. (Арх. Антон. Труды КДА. 1874 г. 215). Вероятно, были подобные же уставные замечания в часословах и евхологиях; но эти сборники не дошли до нас. 5  Таковы утренние и вечерние молитвы (L. VIII, с. 35–37), утренний и вечерний гимн (L. VIII, с. 47–48). 7  Vita S. Theodor per Michael, scripta Patr. gr. t. 99, col. 245); ibid. col. 1820 Ер. ad Basil. monach. ibid. p. 1564.). То же уважение к аскетическим сочинениям Василия Великого разделял дядя и руководитель его в монашеской жизни. – Платон (ibid. р. 825.) 8  Подробнее Notit. histor. litter. in S. Cassian ad opp. Caspian. Patr. Ser. lat. t. 49, et praefat. Allardi. 9  Видно, что Кассиану были хорошо известны произведения Кесарийского архипастыря. Он прямо ссылается на одно место из Василия Великого в 19 главе VI книги De coenob. instit. (Patr. С. compl. Ser. lat. t. 49, col. 289. Fertur S. Basilii Caesariensis episcopi districta sentetia... и затем приводятся самые слова). Другая ссылка сделана в 19 главе VII книги того же сочинения (Ibid. col. 312). Вероятно, из правил Василия Великого взято и содержание 5-й главы V книги о цели поста и о том, что степень воздержания определяется силами и выносливостью каждого. (Ibid. р. 209 sqq. Cf. Ορος κατ πλτος стр. 19, русский перевод 142–143). 11  В греческих списках иерусалимского устава нередко упоминается о том, что монахи стоят в своих стасидиях по порядку „ν ψιθιοις”. Обычай этот, как видим, идёт издалека и берёт начало из практики египетских монахов, которые сидели на земле, подостлав под себя рогожки или циновки. Synaxin vespertinam psiathiis pariter ex more consedimus. Coll. XV, с. 1. 12  Соответствующее этому место находится в 18 главе IV книги De coenob., где запрещается монахам иметь что-либо съестное, кроме общего стола. (Patr. col. 177). 14  Статья о служителях и о прочих пребываниях братских. «Достоит ведати яже от св. Отец прияхом: от великого же Василия, и от жития св. Отца нашего Пахомия и от св. Кассиана римлянина... како имети устав служащим во святей обители общего жития». Имеется в виду De coenob. Inst. L IV, с. 19, где Кассиан передаёт об обычае палестинских и египетских монахов отправлять по очереди монастырские работы в столовой и кухне, каждую неделю. Но Никон Черногорец, а за ним и наш устав, назначают более продолжительный срок для этого послушания – именно целый месяц. По уставу Пахомия, братия чередуются через три недели, но из not. ad Cassian. Patr. col. 178–179 видно, что по Пахомиеву правилу служба продолжалась только неделю.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Вместе с кафизмами в утреню вошли и постоянные спутники псалтири – чтения и седальны. Связь между псалтирью и чтениями имела место еще в IV веке у египетских монахов. По преп.Кассиану, египтяне свое правило псалмопения соединяли с двумя чтениями, из коих одно полагалось из Ветхого Завета, а другое из Нового (Древне-иноческие уставы, стр.528) . Кроме того между отдельными псалмами авва поднимал сидящих в своих стасидиях иноков на “умную” молитву (Там же, стр.537) . На связь псалмов с чтениями и на молитву между ними указывает авва Силуан: “Такожде и в нощи дванадесять псалмов и по псалмех седают на рукоделие, и иже хощет изучает, а иже хощет помысли своя испытует и жития святых, иногда же и прочитает пять или осм листов и паки вземлет рукоделие” (Никон Черногорец. Пандекты, сл.29) . Эту традицию древних иноков соблюдал в VII веке авва Нил Синайский , который на своей утрене, разделив псалтирь на три части по 50 псалмов, к каждой из них добавлял “Отче наш”, “Господи, помилуй” и чтение одного из соборных посланий. Что “умные молитвы легли в основу седальнов при кафизмах, доказательством тому служит наличие о октоихе целого ряда седальнов, заимствованных из “устава святых отец Богом преданного, всем хотящим пети псалтирь” (См. Псалтирь седованная, глава 3) , который в свою очередь обязан своим происхождением древне-иноческому правилу псалмопения (Дьяковский. Последование часов и изобразительных, стр.77) . “Изучая состав чина 12 псалмов, – говорит по данному вопросу Е.П.Дьяковский, нельзя не обратить внимания на совпадение входящих в этот состав тропарей и молитв с известными нам тропарями и молитвами после кафизм. Достаточно сказать, что в нашей печатной псалтири среди тропарей и молитв после кафизм оказывается не менее 25 тропарей, вполне совпадающих с тропарями чина 12 псалмов в широком смысле. Рукописные славянские и греческие псалтири могут значительно увеличить это число. И нужно заметить, что здесь мы имеем дело не с какими-либо случайными совпадениями, Тропари и молитвы келейного правила псалмопения, с одной стороны, и тропари и молитвы после кафизм, с другой, – не только допускают простые совпадения, но нередко сохраняют и одинаковую последовательность, располагаясь в одинаковом порядке” (Там же, стр.190–191) .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Самое раннее “расписание” чтения кафизм дает преп.Никон Черногорец: “Достоит ведати, яко в суботу новыя недели не подобает гранесловити ниже в светоносную неделю, по образу студийскому, но в ту же неделю вечер начинается блажен муж, в понедельник же антипасхи на утрени исповемся Тебе, Господи. На глас 1-ый, в понедельник же вечер на вечерни начинается ко Господу внегда скорбех, во вторник же на утрени кафизму едину. Сице поется гранесловие всея пятидесятницы. Чтутся же чтения две. От святых же всех до 26 сентемариа месяца на вечерни подобает петися ко Господу внегда скорбех. На утрени же кафизмы две и чтения два по образу иерусалимскому. Прочее же до великия четыредесятницы кафизмы две, и чтения три на утрени и на вечерни, ко Господу внегда скорбех. По образу студийскому и святогорскому. В великую же четыредесятницу, в понедельник первыя недели на утрени, поются кафизме две и чтения три: не каждо час прочитати кафизму едину по образу святых. От третия же недели поются три кафизмы на утрени и чтения такожде три. И на вечерни ко Господу внегда скорбех, даже и до великия среды. В субботы же и недели, по две кафизме, рекше, в субботу убо рече Господь Господеви моему и непорочны. В неделю же Исповемся Тебе Господи и возлюблю Тя Господи. И всегда сице поется в субботу же и неделю. Во всякую же субботу на вечерни и на господской же праздник блажен муж поется по уставу святых отец. От великия же среды оставляется псалтирь и в сей праздней недели не поется. Прочее же  во всяко время всего лета никогда же празднуем” (Тактикон, сл.1) . Суть этого расписания сводится к тому, что псалтирь начинали стихословить вечером не с субботы пасхальной недели, а в Фомино воскресенье (вечером). Здесь полагалась первая кафизма “Блажен муж”, а в понедельник недели антипасхи, на утрене – вторая. Далее в течение всей пятидесятницы на утрене полагалась одна кафизма (рядовая) и два уставных чтения, а на вечерне ежедневно 18-ая кафизма. От недели всех святых до 26 сентября на утрене полагалось по две рядовых кафизмы и по два уставных чтения, на вечерне – та же 18-ая кафизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Возможно, первоначально словосочетание «З. ц.» было применено к списку Пандектов, не имевшему (как, напр., в списке 1294 г.- ГИМ. Син. 217) собственного заглавия («Толкования заповедей Господних», «Толкования»), либо писец почему-либо не был удовлетворен имевшимся заглавием (ср.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 3. С. 819). В известной мере присвоению Пандектам заглавия «З. ц.» могло способствовать то обстоятельство, что имя составителя (Никон Черногорец) не вынесено в заглавие сборника ни в греч., ни в слав. традиции. В XV-XVII вв. (более ранние примеры отсутствуют) заглавие «З. ц.» встречается в русских списках Пандектов Никона как сокращенного (45 глав), так и полного (63 главы) вида древнейшей редакции перевода. В южнослав. традиции наименование Пандектов Никона Черногорца «З. ц.» не встречается. Отдельные списки памятника (прежде всего серб. пергаменный список из мон-ря Дечаны 2-й пол. XIV в.- РНБ. F.n.I. 121 «Дечански Златни ланац» («Дечанская «Златая цепь»»)) именуются так только в научной литературе ( Гранстрем Е. Э. Описание рус. и слав. пергаменных рукописей [ГПБ]. Л., 1953. С. 105; Мошин В. Палеографски албум на jyжhocлobehckomo кирилско писмо. Ckonje, 1966. С. 102. Репр. 100; Предварительный список славяно-рус. рукописей XI-XIV вв., хранящихся в СССР: Для «Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР, до кон. XIV в. включительно»//АЕ за 1965 г. М., 1966. С. 195. 707; Л. Нека о српским рукописима у збиркама Лehjuhrpaдa//АрхПр. 1980. Бр. 2. С. 361. 7; и др.) по аналогии с древнерус. традицией (ср.: Крутова. 1990. Ч. 1. С. 11-12). Установление факта, что «З. ц.» является в ряде случаев заглавием списков древнейшей редакции перевода Пандектов Никона Черногорца (списки младших редакций перевода с таким названием неизв.), имело большое значение для изучения истории сборников с этим названием, однако включение этого вполне определенного переводного памятника в классификацию «З. ц.» в качестве ее 2-го типа (как это сделано в работах М. С. Крутовой) представляется неоправданным. С большим основанием можно говорить о том, что Пандекты связаны с предысторией возникновения сборников, именуемых «З. ц.». Для последних книга Никона Черногорца послужила композиционно-типологическим образцом и отчасти, вероятно, источником.

http://pravenc.ru/text/199901.html

Довольно назвать имена патриархов: Исидора, Каллиста, Филофея, Никифора Ксанфопула и друг., чтобы получить понятие о том влиянии, какое имела тогдашняя патриархия на организацию устава и на обработку служебника и требника. Нет никакого сомнения, что указанные выше особенности, выработанные местной константинопольской практикой, были записаны и сведены в один состав под именем синаксаря Великой церкви, патриаршего молитвенника и друг. На синаксарь ссылаются уставы Студийский и Иерусалимский как на определенный кодекс, но он не сохранился до нас в цельном виде и конечно потому, что имел ближайшее отношение к обрядам патриаршей церкви и местной константинопольской практике. Заурядные же монастыри и церкви обходились без него. Они принимали местные пункты устава Великой церкви к сведению, где нужно соображались с ними, но иногда и расходились. В общие уставы константинопольская практика вошла или в виде отдельных статей под именем извлечений из обрядника патриаршего, а иногда без всякого указания на ее происхождение. Отдельных указаний на порядки Великой церкви так много, что мы считаем удобнее привести более крупные из них особо под строкой, как материал для дальнейших занятий по этому вопросу. Здесь же ограничимся замечанием, что эти ссылки идут очень издалека и находятся в самых ранних списках устава. Никон Черногорец в своих замечаниях о древних типиках также имеет в виду синаксарь Великой церкви. Но так как наш автор руководился древнейшими списками уставов и редакциями первоначальными, то значит и практика им отмечаемая принадлежит древнейшей литургической эпохе и предшествует самым ранним из дошедших до нас списков греческого типика. В позднейших памятниках ссылки и указания этого рода продолжаются и представляют целый ряд данных, знакомящих нас с различными сторонами этой исчезнувшей отрасли устава. По словам Симеона Солунского , устав Великой церкви держался во всей силе на Востоке до XIII в. и служил образцом, которому следовали все церкви, но затем, с ослаблением политического значения Византии, особенно же после погрома от латинян, древние обычаи и старые церковные порядки стали приходить в упадок и держались кое-где спорадически.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Отличительной чертой следующей редакции Иерусалимского типикона является наличие Иерусалимских богослужебных глав. Эти главы, занимающие свое традиционное место перед Иерусалимским синаксарем, были составлены па основании текстов, которые находились в конце и в начале Иерусалимского типикона предшествующей редакции. В Иерусалимские богослужебные главы входило описание всенощного бдения (агрипнии), указание о количестве всенощных бдений, совершаемых в течение года, описание распорядка чтения Псалтири в течение года, описание совершения служб суточного круга в седмичные дни, а также другие богослужебные указания. Греческий текст Иерусалимского типикона этой редакции, происходящий из Лавры Саввы Освященного, известен только в сравнительно поздней южно-итальянской переработке однако полные тексты редакции сохранились в грузинском переводе (Типикон Шио-Мгвимского монастыря) и в арабском переводе Анализ текста рассматриваемой редакции показывает, что, судя по всему, именно из нее делал свои выписки Никон Черногорец. В описание всенощного бдения, которое входило в состав Иерусалимских богослужебных глав, а также и в Иерусалимский синаксарь, часто вносились изменения и дополнения, обусловленные традициями того монастыря, литургическую практику которого данный типикон регламентировал. Например, в рукописях Иерусалимского типикона Sin. gr. 1096 и Sin. gr. 1094 отражена богослужебная практика лавры Саввы Освященного а рукопись Sin. gr. 1097 содержит типикон монастыря святой Екатерины на Синае, составленный в 1214 году и восходящий к более раннему типикону этого монастыря. Позднее в состав Иерусалимских богослужебных глав было включено описание малой вечерни и эта редакция Иерусалимского типикона, содержащая описание малой вечерни, получила дальнейшее распространение. Малая вечерня появилась в богослужении палестинских киновий в результате удвоения вечерни, и ее появление было обусловлено палестинской практикой совершения всенощных бдений. Но в субботние и предпраздничные дни общая трапеза должна была совершаться перед великой вечерней, и поэтому в эти дни в притворе совершалась малая вечерня, после которой следовала вечерняя трапеза, и затем начиналось всенощное бдение, первой частью которого была великая вечерня. В константинопольской студийской традиции в канун праздничных дней после единственной вечерни обычно следовала вечерняя трапеза (греч. deipnon), а после трапезы совершалось повечерие (греч. apodeipnon). Иерусалимский типикон в Малой Азии

http://sedmitza.ru/lib/text/443676/

«Самым обыкновенным наказанием было телесное, которое присуждалось за самые ничтожные проступки, – Кто во время обеда забывал, перекрестить ложку, получать шесть ударов; кто ронял лампаду, – двенадцать; забывал зажечь ее, – двадцать пять» Вс. И. Шлос. V, 235. 14 Жизнь Даниила столбника в Четьи-минеи, 11 декабря; жизнь Симеона столбника 1 сентября, и в книге «Боголюбцев» – Феодорита, епископа кирского. 22 Ист. Рус. Слов. Порф. 153. На многих проповеднических сборниках древней России остались надписи, свидетельствующие об именах их владетелей, цене книг и перепродаже их в разные руки. Из этих надписей видно, что владетелями подобных книг была люди духовные и светские. Писатели, часто упоминаемые в Очерке: Никон черногорец, грек, инок, постригся на Черной горе, близ Антиохии. Составил Пандекты по примеру Пандект Антиоха, в руководство братии, при императоре Константине Дуке... Олеарий, посланник Фридриха герцога голштинского, собрал точные сведение о Московии, в 1634 г. Сочинские его, верно воображающее политическую жизнь московского и персидского государств, имело 4 издания, и переведено почти на все европейские языки… Котошихин, дьяк посольского приказа, написал «повествование России», около 1665 г.; в нем верно изобразил почти все стороны русской жизни, со всеми ее недостатками… Крижанич – серб, католический священник, написал: «Русское государство в половине XVII в.». В 1660 году сослан в Тобольск. В сочинении своем он подробно рассмотрел политическую и частную жизнь России, причины ее недостатков, и указал средства к исправлению их. Прав. Обозр. 1870 г., январь, февраль. 64 Князь долгорукий жаловался, что князь Ромодановский бил его и скверно лаял. Кулачные схватки вельмож часто случались в нетрезвом виде… 1743 г. подана жалоба на Ломоносова, что он пьяный бесчестил профессоров академии и показывал поносный знак – кукиш… И.Р. Сол. XVIII, 185. XXII, 296. 86 Основание мнению о 7000-летии мира находится в послании Варнавы, апокрифическом. В этом послании время существования мира сравнивается, символически, с днями творения.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

К 30-м годам Х в. могущественный некогда халифат пришел в полный упадок и распался на ряд фактически независимых государств — эмиратов. Этим воспользовалась Византия, которая стала активно отвоевывать свои бывшие владения. Император Никифор II Фока (963–969) одержал ряд блестящих побед над мусульманами, вернув в состав империи Крит, Кипр, Киликию и ряд областей Северной Сирии. В 969 г. отряды императора освободили Антиохию. Однако военные неудачи мусульман усилили межконфессиональную напряженность: каждый триумф Ники-фора провоцировал погромы христиан в Палестине и Сирии. Одной из жертв этих гонений стал Антиохийский Патриарх Христофор, убитый в 967 г. Византийский период продолжался до 1084 г. Для Православного Антиохийского Патриархата наступила пора расцвета. Хотя большинство Патриархов избирались при участии императора и получали поставление в Константинополе, они вели себя достаточно независимо по отношению к Вселенскому Патриарху. В конце Х — XI в.в. Антиохия была крупным центром христианской культуры, как грекоязычной, так и арабской. В окрестностях города развивались монастыри, разворачивалась активная литературная и богословская деятельность. Самым заметным из византийских писателей этой среды был Никон Черногорец, крупнейший специалист в области церковного права второй половины XI в. Установившаяся в Сирии в первой половине XI b. относительная политическая стабильность была разрушена появлением турок-сельджуков с их опустошительными набегами. В декабре 1084 г., в ходе внезапного удара, сельджуки овладели Антиохией. Само по себе установление сельджукского владычества на Ближнем Востоке в конце XI b. не повлекло за собой заметного ухудшения социального статуса местных христиан. В большей степени они страдали, как и остальное население, от политической нестабильности в Сирии, бесконечных войн небольших эмиратов, насильственных разделов и переделов территорий. В 1097 г. расстановка сил в Восточном Средиземноморье кардинально изменилась с появлением там крестоносцев, шедших освобождать Святую землю от ига мусульман.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010