В 2006 г. Святейшим Патриархом Алексием II награжден памятным знаком святителя Николая III степени. В марте 2006 г. принят в число послушников Николо-Угрешского ставропигиального монастыря и назначен руководителем издательского отдела обители. В апреле того же года стал главным редактором нового периодического издания монастыря — журнала «Угрешский вестник» и газеты «Николо-Угрешский вестник». 17 марта 2007 г. в Николо-Угрешском монастыре наместником обители епископом Люберецким Вениамином пострижен в монашество с именем Нестор в честь прп. Нестора Летописца. 5 апреля 2007 г. в Преображенском соборе Николо-Угрешского монастыря епископом Люберецким Вениамином рукоположен во иеродиакона. С сентября 2006 г. по сентябрь 2008 г. — преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии; в течение 2007/08 учебного года — преподаватель курсов для взрослых «Сокровенный мир Православия», организованных при Николо-Угрешской духовной семинарии. С сентября 2009 г. по май 2010 г. нес в Пензенской епархии послушание секретаря епископа Люберецкого Вениамина при его временном управлении Пензенской епархией. С января 2010 г. — член редакционной коллегии возобновленного журнала «Пензенские епархиальные ведомости». 8 июля 2010 г. принят в клир Пензенской епархии и зачислен в братию Преображенского подворья Нижнеломовского Казанско-Богородицкого мужского монастыря с. Норовка Нижнеломовского р-на Пензенской обл. Решением Священного Синода от 26 июля 2010 г. ( журнал 88 ) подворье преобразовано в Спасо-Преображенский монастырь г. Пензы. 12 июля 2010 г. в Петропавловской церкви микрорайона Арбеково г. Пензы епископом Пензенским и Кузнецким Вениамином рукоположен во иеромонаха. 18 августа 2010 г. назначен и.о. наместника Преображенского монастыря г. Пензы. С октября 2010 г. — постоянный участник программы «Мир Православия» в эфире «Радио России из Пензы». Также стоял у истоков создания видеоцентра и телепрограмм Пензенской епархии. 11 ноября 2010 г. назначен председателем редакционно-издательского отдела Пензенской епархии и главным редактором журнала «Пензенские епархиальные ведомости» и газеты «Пензенский православный собеседник», а с 2012 года — альманаха «Пензенский летописец».

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198995...

В ответном слове архиепископ Верейский Амвросий поздравил всех молящихся с попразднством Сретения Господня и с днем памяти равноапостольного Николая. Архиерей, в частности, отметил, что жизненный подвиг святого равноапостольного Николая Японского является источником вдохновения для каждого служителя Церкви и каждого студента духовной школы. Число православных верующих в Японии в годы его святительства достигло 30 тысяч человек, хотя в начале своей миссии молодой иеромонах Николай не знал ни языка, ни культуры, ни обычаев далекой Японии. Владыка Амвросий также обратился с архипастырским словом к новорукоположенному диакону Иоанну и студентам Николо-Угрешской семинарии, возведенным в ходе праздничного богослужения в степень чтецов. В тот же день в актовом зале Николо-Угрешской семинарии ректор Московской духовной академии возглавил годичный акт. Открывая торжественное собрание, ректор семинарии игумен Иоанн приветствовал представителей Учебного комитета Русской Православной Церкви, Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, руководителей городской администрации и светских учебных заведений, а также всех гостей, собравшихся для участия в торжествах духовной школы. Отец ректор также приветствовал присутствующих на торжествах представителей Японии — профессора Игоря Симидзу и учащуюся иконописной школы Московской духовной академии Зою Ватанабе. С архипастырским словом к участникам годичного акта обратился архиепископ Верейский Амвросий. Владыка, в частности, пожелал всем студентам, готовящимся к священническому служению, такой же неутомимости, терпения и самоотдачи, какими обладал равноапостольный Николай Японский, а также напомнил будущим пастырям, что в центре жизни каждого служителя Церкви должна быть Евхаристия. Заместитель председателя Учебного комитета протоиерей Валентин Васечко огласил приветственный адрес председателя Учебного комитета протоиерея Максима Козлова в связи с годичным актом Николо-Угрешской духовной семинарии. Заместитель главы г. Дзержинский по социальным вопросам Н.В. Минаев приветствовал участников торжеств от имени городской администрации, отметив, что для нового мэра города С.М. Грибинюченко и сотрудников администрации сотрудничество с Николо-Угрешской семинарией и Николо-Угрешским монастырем является приоритетным направлением деятельности, поэтому город рассчитывает на продолжение многолетнего плодотворного сотрудничества и новые совместные проекты.

http://patriarchia.ru/db/text/5374417.ht...

Кирпичные стены Пешношской обители сооружались отдельными участками с начала XVII и в первую половину XVIII столетия. Наиболее древние западная и северная части крепостных стен с боевыми ходами, амбразурами и зубцами уже в XVII веке оказались включенными в массив примыкающих к ним жилых и служебных корпусов. Стены, построенные позднее, в 1730-1734 годах, уже не имели оборонительного значения и были возведены как декоративные, они служили только для ограждения монастыря от внешнего мира. Николо-Пешношский монастырь был известен своим уникальным некрополем, который возник, очевидно, вскоре после основания обители. На этом кладбище вначале хоронили почивших настоятелей и братию, впоследствии здесь нашли упокоение представители почти всех знатных дворянских родов России. Монастырский некрополь делился на две части: братское кладбище, расположенное радом с колокольней и храмом преподобного Сергия Радонежского (за его алтарной частью), и мирское кладбище, которое находилось при соборном храме святителя Николая Чудотворца. Подробный план некрополя составил летописец Николо-Пешношской обители иеромонах Иероним (Суханов). В монастыре почивают мощи преподобного Мефодия Пешношского и блаженного монаха Ионы, покоится прах видных архиереев XVI века: епископа Коломенского Вассиана (Топоркова) и епископа Тверского Гурия (Заболотского), а также братии – восемнадцати насельников, погибших во время нападения поляков на обитель в 1611 году. В конце XIV века в Николо-Пешношский монастырь перенесли свои погребения «Дмитровские служилые дворские люди Топорковы, ранее имевшие склеп в Успенском Крутицком монастыре на берегу реки Яхромы в 12 верстах к югу от города Дмитрова». Так было положено начало дворянскому кладбищу на Пешноше. Интересно, что находившийся на покое в Николо-Пешношском монастыре и захороненный, очевидно, здесь же, епископ Коломенский Вассиан (Топорков), племянник преподобного Иосифа Волоцкого, бывший духовником великого князя Московского Василия III (отца Ивана Грозного), также принадлежал к древнему роду Топорковых. Впоследствии в монастыре знатных мирян стали хоронить все больше. В монастырских стенах были устроены усыпальницы многих дмитровских боярских родов. Известно, что в обители имелся семейный склеп служилых людей Елизаровых: «Дмитровский городовой дворянин Алексей Елизаров был погребен в 1582 году со сродники в фамильном склепе в Николо-Пешношском монастыре».

http://sobory.ru/article/?object=00506

Платоновская семинария просуществовала без малого 40 лет, — с 1775 по 1814 годы. Ее сменила Московская Перервинская семинария (1814-1823 гг.), — и мало кому известен тот факт, что Московская духовная семинария, находящаяся ныне в Троице-Сергиевой Лавре, свои истоки имеет именно в Николо-Перервинской обители. На место ее пришли Николо-Перервинские приходское и уездное училища (1823-1867) и, наконец, — Перервинское духовное училище (с 1867 по 1917 гг.). У этих различных духовных школ на Перерве имеется много общего и прежде всего то, что на протяжении всех лет своего существования они питались и духовно и материально от Николо-Перервинского монастыря, находились под покровительством обители и ее небесных заступников, — Матери Божией, — Иверской и Толгской Ея икон, — святителя Николая и Преподобного Сергия Радонежского, — в честь которых освящены главные престолы перервинских храмов. Те немногочисленные сведения, которые в настоящее время известны о Николо-Перервинском монастыре после 1917 года, свидетельствуют о том, что судьба обители слилась с трагической судьбой всей России. В 1924 году в монастыре была закрыта Трапезная (видимо, Толгская) церковь. Помещение ее было передано под клуб и столовую Детскому дому Управления Московской Курской железной дороги, который к этому времени уже использовал его под склад. В 1924 году в монастыре еще проживали монахи, но часть помещений была закреплена за тем же Детским домом. По сведениям на 16 июня 1928 года Николо-Перервинский монастырь имел лишь два здания и трех насельников, — ими были два архимандрита и регент-иеромонах, а братии уже не было, т.е. монастырь был фактически закрыт. Впрочем, по рассказам старых прихожан и окрестных жителей известно, что до конца 20-х годов в монастыре еще были иноки. 13 сентября 1940 года Исполнительным комитетом Московского областного совета депутатов было принято решение закрыть две перервинские церкви, а здания переоборудовать под клуб и дом пионеров. Вероятно, под двумя церквами разумелись Иверский и Никольский соборы или два храма Никольского собора. Решение было принято, но церкви были закрыты не сразу. Из рассказов старожилов известно, что в 1941 году перед Пасхой еще освящали куличи, но, когда верующие пришли на Пасхальную Заутреню, храм был уже опечатан, а настоятель храма протоиерей Александр арестован. Дальнейшая судьба его неизвестна, — скорее всего он мученически погиб в застенках НКВД, пополнив сонм святых Новомучеников и Исповедников Российских.

http://azbyka.ru/palomnik/Патриаршее_под...

Муром. Церковь Николая Чудотворца (Николо-Набережная). Николо-Набережная церковь Карта и ближайшие объекты Николо-Набережная церковь - образец переходного стиля между древнерусским (московским) барокко и барокко европейского склада, расположена на террасе окского берега, на одной из самых заселённых улиц Мережской слободы, идущей вдоль берега Оки, в которой проживали рыболовы, поставлявшие рыбу к царскому двору. Храм строился с 1700 по 1717 годы вопреки запрету Петра I на каменное строительство на средства московского священника Димитрия Христофорова в память об отце, служившем здесь в деревянной церкви. Несмотря на общие композиционные черты со зданиями Мурома второй половины XVII века, Николо-Набережная церковь имеет некоторые своеобразные детали нового времени - " петровского " барокко. Это пучки колонок под общей капителью по углам здания; наличники окон из таких же колонок на резных консолях и с " разорванными " фронтонами вверху; декоративные арки взамен закомар, почти шлемовидные по форме купола. Звонница вместо шатрового покрытия имеет купольное завершение, вместо узких слухов - круглые окна. Особенно " европеизировала " образ этого храма трапезная, пристроенная в 1803 году. В конце XVII столетия в церкви был установлен резной позолоченный иконостас, в котором наряду с традиционными иконами были вкомпонованы изображения двенадцати Сивилл, написанные местным художником А.И. Казанцевым. До революции в церкви находилась икона XIV века, почитаемая в городе чудотворной - образ Николая-чудотворца. Теперь он принадлежит Муромскому музею. Церковь находится в историческом центре города недалеко от краеведческого музея, видна из Окского парка, набережной и с воды. Николо-Набережная церковь (Николы Мокрого). Построена в 1700-1717 гг. на месте деревянной церкви Илии Пророка на холме над Окой, в Мережной слободе. В храме покоятся мощи почитаемой всей Россией праведной Иулиании Лазаревской. В 1999 г. в Муром приезжали потомки святой - семья православного священника из Франции, привезли образ праведной Иулиании. Внизу под храмом находится св. источник свт. Николая.

http://sobory.ru/article/?object=00628

Николо-Погост. Храмовый комплекс. Церкви Спаса Преображения и Владимирской иконы Божией Матери. Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Россия, Нижегородская область, Городецкий район, с. Николо-Погост Координаты: 56.530817, 43.626335 Проезд:По шоссе (Нижний Новгород) - Кантаурово - Городец, на 30 км от Кантаурово левый поворот на Аксентис, далее по главной дороге около 11 км. Изменить описание объекта Храмы комплекса: Карта и ближайшие объекты С набережной в Балахне хорошо заметен ансамбль храмов села Николо-Погост, расположенного на левом берегу Волги над пойменной террасой за полосой заливных лугов. Центр ансамбля - высокая колокольня, рядом Преображенская церковь (1760) и церковь Владимирской Богоматери (1788). Обе церкви архаичны для своего времени: ярусную Преображенскую по стилю скорее всего можно отнести к началу XVII века, а наличники церкви Владимирской Богоматери - к барокко середины XVII столетия. Церкви и колокольня обнесены узорной железной решёткой на каменных столбах с воротами, выводящими на старую базарную площадь села. Здесь среди деревянной застройки можно встретить яркие образцы народной архитектуры с затейливой резьбой. По материалам путеводителя Е.Стрелкова Николо-Погост явля­ется одним из древних поселений в Городецком Заволжье, вставший над местом слия­ния лесной тихоструйной речки Узолы с вели­кой Волгой, прямо напротив Балахны. Был он сельским административно-духовным центром обширного Заузолья (так этот край мог назы­ваться только относительно Городца в пору его расцвета в XII-XIV вв.). Само название села, единственно сохранившего в Заволжье звание «погоста», появившееся еще в IX веке в Киевской Руси, свидетельствует об этом же. Древнейшим документом о Николо-Погосте пока остается опись Алексея Дедринского «сотоварыщи» (1534 г.), зафиксировавшая принадлежащие клиру его церкви пустоши (некогда за­брошенной, поросшей лесом и вновь разрабо­танной пашни) «Дворище». Эта пустошь в XVII веке уже будет называться деревней Поповкой. В Писцовой книге Заузолья 1591 года сооб­щалось, что «на погосте церковь Николы чудо­творца древена, клетцки, а в ней образы, и кни­ги, и ризы, и колокола, строение мирское», то есть приобретенное самими заволжскими крес­тьянами.

http://sobory.ru/article/?object=17905

«Синод заслушал прошение митрополита Тульского и Ефремовского Алексия о назначении ему викарного епископа. По итогам обсуждения епископом Веневским, викарием Тульской епархии, Синод постановил быть епископу Звенигородскому Феодориту, с освобождением его от обязанностей ректора Московской духовной академии с благодарностью за понесенные труды. В свою очередь ректором Московской духовной академии члены Синода постановили быть игумену Кириллу (Зинковскому), с освобождением его от обязанностей ректора Николо-Угрешской духовной семинарии и наместника Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря с благодарностью за понесенные труды», — сообщил В.Р. Легойда. Представитель Церкви также проинформировал, что исполняющим обязанности наместника Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря Священный Синод назначил митрополита Каширского Феогноста и поручил ему представить кандидатуру на должность наместника Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря к следующему заседанию Священного Синода. «Исполняющим обязанности ректора Николо-Угрешской духовной семинарии, в дополнение к несомым послушаниям, Синод назначил протоиерея Максима Козлова, председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви. Синод также постановил протоиерею Максиму Козлову представить кандидатуру на должность ректора Николо-Угрешской семинарии к следующему заседанию Священного Синода», — добавил В.Р. Легойда. Члены Синода также заслушали рапорт председателя Синодальной богослужебной комиссии митрополита Петрозаводского и Карельского Константина о назначении на вакантную должность секретаря Комиссии доцента Московской духовной академии, председателя богослужебных комиссий Московской митрополии и Сергиево-Посадской епархии игумена Иоанна (Самойлова). Решением Синода игумен Иоанн (Самойлов) назначен секретарем Синодальной богослужебной комиссии. Глава Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ сообщил, что члены Священного Синода заслушали рапорт главы Казахстанского митрополичьего округамитрополита Астанайского и Казахстанского Александра о положении дел в Алма-Атинской духовной семинарии: «По итогам обсуждения Синод постановил освободить епископа Каскеленского Геннадия, викария Астанайской епархии от должности ректора Алма-Атинской духовной семинарии с благодарностью за понесенные труды. Временное исполнение обязанностей ректора Алма-Атинской духовной семинарии Синод возложил на митрополита Астанайского и Казахстанского Александра».

http://radonezh.ru/2022/08/26/svyashchen...

В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 4. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1897 г. Церковь Вознесения, Муром (исторический облик 1970 г.) Церковь Вознесения выстроена в 1729 году. Она поставлена на месте деревянной церкви, существование которой подтверждает Сотная книга 1574 года. При составлении генплана города в 1788 году церковь Вознесения явилась одним из важнейших композиционных узлов, на который были ориентированы главные магистрали города — улицы Московская и Касимовская, имеющие в отличие от других улиц ширину 12 сажен (около 25 м) вместо 10 сажен у всех остальных улиц. Изящная по своим пропорциям основного объема, церковь Вознесения во многом напоминает Николо-Набережную. Так же, как в Николо-Набережной церкви, по углам параллелепипеда поставлены пучки из трех колонок, причем расположенные на углах колонны — большего диаметра. Над резными белокаменными капителями находится широкая лента поставленного под утлом к плоскости стены карниза с фризом, состоящим из кирпичных зубчиков. Сомкнутый свод декорирован аттиком с тремя полуциркульными арками с каждой стороны, углы аттика закреплены пилястрами. На четырехскатной кровле находились пять луковичных глав на чрезвычайно тонких и изящных шейках. Круглые барабаны поставлены на небольшие кокошники полуциркульной формы. Главы Вознесенской церкви поставлены очень редко, на больших расстояниях друг от друга — в отличие от глав Николо-Набережной церкви, расположенных очень плотно. Угловые главки спущена на самые края крыши. Рисунок их очень напоминает главы суздальских церквей, таких как Никольская, Пятницкая и другие. На втором ярусе стены главного южного фасада расположены два окна с богатыми резными наличниками, по своему рисунку очень близкими к наличникам Николо-Набережной церкви: трехчетвертные колонки, опирающиеся на резные консоли, разорванный фронтон с вогнутыми карнизами криволинейного очертания. С западной стороны основного объема примыкает трапезная очень приземистых пропорций с тремя низко расположенными окнами, обрамления которых напоминают обрамления основного объема. Фронтоны над окнами более массивны и опираются на карниз, состоящий из кирпичных зубчиков. Возможно, что трапезная Николо-Набережной церкви до перестройки была подобной же формы, но в связи с расширением приобрела характерные формы XVIII века. К западной стороне трапезной примыкала шатровая колокольня, четверик и восьмерик которой очень близки по архитектуре к четверику и восьмерику колокольни Николо-Набережной церкви.

http://sobory.ru/article/?object=01325

Постепенно расширялись репрессии против свя­щеннослужителей. Так, 11 июня 1930 года был арес­тован в связи с делом «Всенародного союза борьбы за возрождение свободной России» (т. н. «делом академиков») по обвинению в антисоветской деятельности протоиерей Николай Чуков. За него ходатайствовала младшая дочь в Москве, добившись приема у Янукидзе и через девять месяцев отца Ни­колая освободили, когда у родных уже практически не было надежды, что они его увидят. После ареста протоиерея Н. К. Чукова настоятелем Николо-Богоявленского собора был назначен протоиерей В. М. Яблонский. Отца Василия в свою очередь арестовали 11 января 1933 г. по обвинению " в членстве в нелегальных контрре­волюционных кружках — «пятерках» сергиевского направления и ведении контрреволюционной пропа­ганды " . Постановлением Тройки Полномочного Представительства ОГПУ в Ленинградском воен­ном округе от 5 апреля 1933 года его приговорили к лишению права проживания в 12 крупнейших горо­дах СССР на 3 года и выслали из Ленинграда Настоятелем храма с января 1933 г. вновь стал про­тоиерей Николай Чуков. Тяжелый удар по духовенству епархии был на­несен весной 1933 г. при проведении в Ленинграде паспортизации населения. В паспортах отказали при­мерно 200 священнослужителям, и им пришлось по­кинуть город, в т. ч. и нескольким членам причта Николо-Богоявленского собора. Паспорт не получил даже митрополит Серафим (Чичагов). Поэтому 14 октября указом Патриаршего Священного Синода он был от­правлен на покой и на Ленинградскую кафедру назна­чен митрополит Новгородский Алексий (Симанский). 27 июня 1933 года Президиум Леноблисполкома и Ленсовета постановил запретить колокольный звон в церквах Ленинграда. Все председатели приходских советов, в т. ч. Николо-Богоявленского собора  были вынуждены подписать обязательства о прекращении его в своих храмах с 15 июля. Через несколько месяцев началась широкомасштабная компания по снятию и переплавке колоколов с дей­ствующих церквей. Проводилась она по всей облас­ти в соответствии с директивами Совнаркома, тща­тельный учет бронзы шел по линии ОГПУ. 9 июля 1934 г. были сняты с колокольни Николо-Богоявленского собора и сданы " Металлолому " 13 коло­колов общим весом 20408 кг. Продолжалось изъя­тие из храма церковных ценностей. Так, 9 февраля 1933 г. были переданы в Русский музей четыре мозаич­ных образа, 4 февраля 1934 г. — в Музейный фонд пять серебряных окладов. В архивных делах сохрани­лись акты об изъятии ценностей от 7 марта, 23 апреля 1934 г., 23 декабря 1937 г. и т. д.

http://bogoslov.ru/article/2518081

" Евлогиевцы " были осуждены Тройкой Полно­мочного Представительства ОГПУ в Ленинградс­ком военном округе 25 февраля 1934 г. Владыку Сергия приговорили к 10 годам лагерей, его сестёр, как и большинство осужденных прихожан Николо-Богоявленского собора, отправили в ссылку. Про­тоиерей Владимир Рыбаков, перенесший пытки, в на­чале марта 1934 г. был освобожден в предсмертном состоянии, помещен в городскую больницу, где че­рез несколько дней, 20 марта, умер. Отпевание про­ходило в Николо-Богоявленском соборе, и целая демонстрация — более 2000 человек — сопровожда­ли тело до места похорон на Смоленском кладбище. Сохранился бюллетень, составленный работника­ми Ленгорисполкома по итогам наблюдения за про­ведением Пасхальных служб в 1934 г. В нем гово­рится и о реакции верующих на дело " евлогиевцев " : " Наши наблюдения фиксируют заметный рост фак­тической преданности церкви, выражавшейся в уве­личении количества предпасхальных «исповедающихся и причащающихся», в увеличении доходов церкви и проявления пассивной озлобленности по поводу закрытия ряда храмов и ареста церковни­ков... Такие же факты отмечались и во Владимир­ском соборе на Петроградской стороне, в Николо-Морском соборе, в Знаменской церкви и в ряде других церквей. Вследствие значительного сокраще­ния количества духовенства, наличные кадры... «ра­ботали» по 18-20 часов в сутки; бывали случаи, когда священники после окончания «работы» теря­ли сознание от переутомления. В соответствии с абсолютным увеличением количества причастни­ков и т. п. выросли и доходы духовенства, которые не поддаются даже ориентировочному подсчету. Основным моментом в настроениях верующих, напол­нивших церкви перед Пасхой, было выражение пас­сивного недовольства мероприятиями советской вла­сти: «Церкви закрывают, а ничего не дают взамен. В красные клубы мы никогда не ходили и не пойдем». «Литвинов говорил Рузвельту о том, что в СССР нет преследования духовенства, а ГПУ арестовывает лучших священников только за то, что они добро­совестно выполняли свой пастырский долг и вели работу по духовному воспитанию верующих». Груп­па «верующих», по внешнему виду интеллигентов, в Николо-Морском соборе пыталась устроить демон­страцию во время похорон священника Рыбакова, осужденного в ссылку по делу «евлогиевцев» и умершего вскоре после освобождения из ДПЗ. Рас­пространились слухи, что Рыбаков подвергался пыт­кам, и во время похорон вышеуказанная группа на­стаивала на том, чтобы «открыть и показать народу лицо батюшки-мученика»... "

http://bogoslov.ru/article/2518081

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010