Я хотел бы выразить особую благодарность настоятелю сего святого храма протоиерею Богдану Сойко и огласить Патриаршую грамоту: «Во внимание к многолетнему служению в священном сане и в связи с 250-летием со дня освящения Николо-Богоявленского Морского собора г. Санкт-Петербурга настоятель и председатель приходского совета Николо-Богоявленского Морского собора протоиерей Богдан Сойко награждается орденом Русской Православной Церкви прп. Сергия Радонежского I степени». Аксиос! С этим храмом связано очень многое у меня лично. С отрочества, с юных лет я регулярно посещал этот храм, молился, очень любил пение хора, который в то время был лучшим хором Ленинграда. Возглавлял его регент Шишкин, известный многими своими деяниями, но, наверное, более всего он вошел в историю нашей Церкви как замечательный церковный композитор и регент. Здесь служили прекрасные священники, замечательный проповедник отец Александр Медведский, замечательные диаконы, которые услаждали нас своими голосами. Храм был всегда переполнен, потому что в городе оставалось всего 14 храмов, а Никольский собор близок к вокзалам и многие жители области приезжали сюда. Продвинуться поближе к алтарю не было никакой возможности — люди стояли так плотно, что нередко перекреститься было невозможно; но в этой давке, в этой духоте особенно чувствовалась наша общая принадлежность к Церкви, наша общая способность сохранять веру Христову в тяжелейшие годы лихолетья. Я хотел бы в день, когда мы празднуем 250-летие сего святого храма, вручить в качестве подарка этому собору свой келейный образ Божией Матери «Оранта». Пусть Царица Небесная, воздевающая руки к Господу и Спасителю, в своих молитвах помнит град Петров и сей Свято-Николо-Богоявленский Морской собор. Также Вам, отец настоятель, вручаю пасхальное яйцо с благодарностью за Ваши труды. А всем участникам сегодняшнего торжества хотел бы передать небольшую иконочку святителя и чудотворца Николая с Патриаршим благословением. Храни вас Господь. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://patriarchia.ru/db/text/2237528.ht...

С осени 1958 года начались так называемые «хрущевские гонения». О жизни собора в этот период подробно говорит доклад настоятеля протоиерея Александра Медведцева Ленинградскому уполномоченному Совета по делам РПЦ Г. С. Жаринову от 19 ноября 1963 года. В докладе говорится, что богослужения совершаются без излишней помпезности, хотя и в соответствии с установленными традициями. Сокращено количество акафистов, а литургии по воскресным дням совершаются не соборно, а одним священником по недостатку духовенства. Проповедь также сокращена, и даже не всегда по воскресным дням имеет место быть, потому что проповеди должны представляться для проверки, что требует затрат времени. Подавляющее число прихожан составляли престарелые женщины в возрасте от 45 лет, мужчин же не более 10%, а молодежи нет и 1%. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время Собор полностью отреставрирован, в нем проходят регулярные богослужения. Храм сохранил до наших дней свой исторический облик и интерьеры такими, какими их видели цари, архиереи и миряне на протяжении более 200 лет. Описание [ править править код ] За образец храма был взят Астраханский собор, весьма понравившийся Петру I при посещении города. Он вознамерился построить такой же в Санкт-Петербурге, но преждевременная кончина Императора помешала исполнению задуманного. Однако, сходство этих соборов ограничивается, пожалуй, лишь пятиглавием. Это было редкостью для Петербурга того времени, поскольку уже полстолетия храмы строились по образцу Петропавловского собора — одноглавые, зального типа, со шпилем на колокольне. Появление во времена Елизаветы Петровны пятиглавых храмов рассматривалось как возвращение к русской православной традиции. Руководил строительством собора архитектор С. И. Чевакинский с помощью каменных дел мастера Михаила Алексеевича Башмакова. Чевакинский предусмотрел постройку православного храма «в два апартамента» (в два этажа) со сводами, имеющего форму равноконечного креста. Здание изящно декорировали колоннами, установленными по три на высоких постаментах. Церковь венчали пять великолепных башен с позолоченными куполами и ажурными крестами, из коих центральная восьмигранная — чуть выше боковых - четырехгранных.

http://azbyka.ru/palomnik/Николо-Богоявл...

- Расскажите, какими были ваши первые прихожане. Известно, что в 1990-е Россия пережила бум интереса к православию, люди потянулись в храмы. Чем-то они отличались от нынешних?  - В 1990-е людей в храмах было очень много. За свою первую исповедь я принял около 600 человек, потом ко мне на помощь подоспели ещё два священника, но начинал-то я один. В те времена вера для людей была чем-то сокровенным. Они относились к вере очень благоговейно. Сейчас люди приходят в храм чаще всего с неким предубеждением: переубедите меня, докажите мне… Но истина в том, что, когда они начинают молиться, то становятся такими же, как наши вечные русские бабушки в белых платочках, которые, как предсказывал преподобный Серафим Саровский, спасут Россию.  Прихожане, по словам отца Святослава, это те, кто что-то уже пережил. Остальных наш батюшка любя и в шутку называет " захожанами " , " прохожанами " , " мимохожанами " . При этом никого из церкви не выгонит, рад каждому...  За 16 лет в Кронштадте… - Как получилось, что вы оказались в Кронштадте? В каком состоянии встретил вас Владимирский собор?  - В 1998 году я был ключарём кафедрального Николо-Богоявленского морского собора. И приходит мне послание из епархии, чтобы я явился, взял указ и ехал в Кронштадт. До этого в Кронштадте ни разу не был. То, что увидел здесь, был страх и ужас! Владимирский собор стоял не то что без крестов - без главок, без окон, без дверей. Руины. Правда, восстановление уже началось благодаря бывшему до меня священнику - отцу Владиславу. Службы же шли в домовом храме. Помню, первую Литургию отслужил 4 декабря - на праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы.  Сегодня кронштадтский собор Владимирской иконы Божией Матери сияет красотой. И не один он. Восстановлены часовни старицы Феодоры, матери Иоанна Кронштадтского, и старицы Параскевы Ковригиной на городском кладбище, реконструирована часовенка " Спас-на-Водах " у Ленинградских ворот, возрождён храм Николая Чудотворца у Военно-Морского госпиталя, воссозданы Тихвинская часовня и Свято-Троицкая кладбищенская церковь, в красоте " большей, чем первозданная " засиял Николаевский Морской собор; а в скверике у дома на Посадской улице, где 53 года жил пастырь всея Руси, установлен прекрасный памятник святому праведному Иоанну Кронштадтскому. 

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

в мае-июне – праздник Святой Животворящей Троицы (на пятидесятый день после Св. Пасхи); 30 августа (12 сентября н. ст.) -день перенесения мощей св. блг. князя Александра Невского из Владимира в С.-Петербург (1724); 1 (14) октября – праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Отмечаются также дни: 23 ноября (6 декабря) – день преставления св. блг. князя Александра Невского; 21 мая (3 июня н. ст.) -день перенесения мощей св. князя Александра Невского из Казанского собора в Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры (1989). За собором, на кладбище, стоит выстроенная в XIX веке Никольская церковь , которая используется для ранних обеден. Николо-Богоявленский кафедральный собор Николо-Богоявленский кафедральный собор. С самых первых лет своего существования Санкт-Петербург становится городом, где строятся корабли для молодого русского флота, и со временем -крупнейшим портом России на Балтике, морской столицей страны. С 1730-х годов морские адмиралтейские служители стали селиться вдоль реки Мойки, начиная от Синего моста. Административным центром этих поселений был Корабельный или Морской полковой двор, на котором в 1730 году и была устроена часовня во имя св. Николая Чудотворца, покровителя моряков. В 1733 году вместо нее была построена полотняная, а спустя 10 лет деревянная церковь во имя св. Николая, рядом с новыми светлицами для морских служителей, возле Глухой речки, будущего Екатерининского канала. Сюда же было решено перенести и Морской полковой двор. Через 9 лет деревянная церковь заметно обветшала и на расположенном против нее огромном пустынном плацу, 16 апреля 1752 года, Императрица Елизавета Петровна повелевает строить каменную полковую церковь . Составить смету и план храма было поручено состоявшему при Адмиралтействе архитектору Савве Ивановичу Чевакинскому. Хотя смета была готова уже к маю, летом, из-за отсутствия материалов, к работе не приступили, а осенью случилось наводнение, затопившее место постройки храма. Чтобы избежать впредь подобной опасности, Адмиралтейская коллегия определила поднять уровень пола храма на 3 аршина (более двух метров). Архитектор согласился с доводами комиссии и для сохранения строгих пропорций здания несколько увеличил как высоту, так и ширину храма.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/hramy-...

Привлекает внимание и трехъярусное паникадило. Прямо под ним парит ангел с пальмовой ветвью и венцом в руках. В первом ярусе расположены литые скульптуры Спасителя, Иоанна Предтечи и четырех евангелистов. Высота фигур около 35 сантиметров. Во втором ярусе помещены 6 ангелов, а в третьем — шесть урн с пламенем. Венчает конструкцию стоящий на облаке ангел. Паникадило было привезено из Нюрнберга и было сделано из меди. Золотили паникадило уже в Петербурге. Деятельность прихода [ править править код ] В школе-интернате Санкт-Петербурга дважды в году, на Пасхальной седмице и после праздника Крещения, совершаются молебны. Священнослужители участвуют в праздничных днях школы. Дети старших классов посещают богослужения в соборе. В дни воспоминания трагической гибели дизельных и атомных подводных лодок «Курск» и К-19 и других в присутствии гражданских и военных властей, подводников, семей погибших моряков совершаются панихиды. Духовенство собора имеет попечение о городской больнице святителя Николая Максимилиановской больнице с геронтологическим отделением, Военно-Медицинской Академии, 1-ом Военно-морском клиническом госпитале, медицинском центре «Адмиралтейские верфи». На приходе действуют: Святыни [ править править код ] Мощевик В центральной части мощевика расположена частица древа Животворящего креста Господня, вокруг которой находятся частицы мощей: апостола и евангелиста Луки, пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, апостола Иакова (брата апостола Иоанна Богослова), апостола Иакова брата Господня, святителя Василия Великого и пророка Иеремии. Верхний ряд мощей: сщмч. Панкратия епископа Тавроменийского, свт. Иоанна Милостивого, свт. Амвросия Медиоланского , свт. Афанасия Александрийского , ап. Андрея Первозванного, свт. Софрония Иерусалимского, свт. Никифора патриарха Цареградского, свт. Павла исповедника патриарха Цареградского, свт. Тарасия патриарха Цареградского. Второй ряд мощей: свт. Аверкия еп. Иерапольского, сщмч. Елевферия, свт. Григория просветителя Армении, сщмч. Игнатия Богоносца , сщмч. Анфима Никомедийского, сщмч. Феофилакта Никомедийского, сщмч. Ермолая, вмч. Артемия.

http://azbyka.ru/palomnik/Николо-Богоявл...

Чевакинским был сделан эскиз иконостасов верхнего и нижнего храмов и составлен перечень необходимых икон. Написание необходимых икон для иконостаса верхнего храма было поручено Федоту Лукичу Колокольникову. Братья Колокольниковы — Федот, Мина и Иван – были хорошо известны в Петербурге как лучшие живописцы, они принимали участие в росписи многих храмов и дворцов, писали образа для дворцовой церкви в Царском селе. Написание образов для иконостаса нижнего храма было поручено Мине Колокольникову. Предполагалось написать 42 образа, но сюжеты их были не так сложны и не так велики, как в верхнем храме. Как только строительство было завершено и подготовлен сам иконостас иконы были доставлены в храм и помещены в него. Резные иконостасы, выполненные в едином стиле, для верхнего и нижнего храмов были изготовлены группой адмиралтейских резчиков во главе с Игнатием Филимоновичем Канаевым. Обилие колонн, украшенных гирляндами цветов, каннелюрами, заполненными убегающими вверх ростками, коринфскими капителями перекликаются с пышной наружной отделкой храма. Работа по установке иконостасов была полностью окончена в обоих храмах к середине 1760 года. Иконы написаны на досках в стиле, характерном для убранства Петербургских храмов XVIII века и являются типичным примером соединения приемов иконописи со светской западноевропейской живописью. Особенно великолепен верхний храм в честь Богоявления. Многочисленные пилоны делят храм на 7 нефов различной длины. Резные царские врата напоминают золотое кружево. В центре храма на ближайшем к иконостасу северном столпе установлена проповедническая кафедра, с которой в древние времена зачитывались царские указы и объявления о победах русского флота. У южного столпа устроено «царское место», украшенное золотой резьбой и обитое темно малиновым бархатом. Здесь часто бывали русские цари и царицы. В парусах центрального барабана, вместо традиционного изображения евангелистов помещены Российский императорский герб, поддерживаемый ангелами — в северо-восточном и юго-западном, и вензель Елизаветы Петровны «Е I» — в юго-восточном и северо-западном. В самом барабане под световыми окнами в 1830 году были написаны изображения четырех евангелистов и четыре живописных сюжета: Преображение Господне, восхождение на огненной колеснице пророка Илии, Воскрешение Лазаря и Исцеление расслабленного.

http://azbyka.ru/palomnik/Николо-Богоявл...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Однообразное, как бы сжатое с обеих сторон пространство набережной канала Грибоедова внезапно раскрывается, и в перспективе пересечения с Крюковым каналом возникает Николо-Богоявленский Морской собор. Его величественность привлекает людей самых разных, и они тянутся сюда, будто угадывая свет. Об этих людях, с их судьбами и надеждами, печалями и памятью, и о самом соборе мы беседуем с его настоятелем, протоиереем Богданом Сойко. Дмитрий Жаворонков корреспондент Единственный морской Никольский храм - единственный морской собор Петербурга. Заложенный в 1753 году в старинной городской слободе, где издавна селились «корабельные люди», он с самого начала стал памятником морской славы России. С 1770-х гг. в соборе служили благодарственные молебны в честь побед российского флота, а в числе прихожан постоянно были матросы, офицеры, их жены, матери - все те, кому небезразлично море и чьим покровителем является святой Николай Чудотворец, в честь которого храм и назван. Отец Богдан: В соборе сохранились памятные доски, установленные в честь русских моряков, отдавших жизни в Русскояпонскую войну, и есть доски последнего времени - посвященные экипажам погибших подводных лодок. Как и столетия назад, сегодня мы молимся за тех, кто сейчас в море, и тех, кто уже никогда не вернется из плавания, а в памятные дни - 7 апреля (гибель АПЛ «Комсомолец» в 1989 году) и 12 августа (трагедия на подлодке «Курск» летом 2001-го) совершаются литии по усопшим. Поэтому мы помним и СпаснаВодах - петербургский храм, построенный на пожертвования в память о погибших в Русскояпонской войне и разрушенный большевиками. Думаю, с Божией помощью и он будет восстановлен, тем более что фрагменты его убранства сохранились и находятся в Русском музее и Военно-Морской академии имени Кузнецова. Самое главное - чтоб войны не было

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/7/16...

Протодиакон Константин Маркович: выбор с детства мая 2016 Один из старейших храмов города - Николо-Богоявленский морской собор - можно назвать кузницей кадров санкт-петербургского духовенства. Многие священнослужители нашего города состояли в клире или проходили богослужебную практику после рукоположения в Никольском соборе. Но есть люди, которые навсегда связали свою жизнь с этим храмом, и среди них - протодиакон Константин Маркович . 2 мая исполнилось двадцать лет его диаконского служения, с чем мы сердечно поздравляем отца Константина. - Что произошло за эти двадцать лет, что изменилось? - Для меня эти двадцать лет пролетели как один день, поскольку я служу в Никольском соборе, сам дух которого, молитвенная атмосфера - вне времени. У меня такое ощущение, что я пришел сюда всего несколько лет тому назад. Можно сказать, что счет времени потерял (смеется). - Никольский собор и в советское время был оплотом православия... - Да, это уникальный храм. Здесь совершалась молитва, причем ежедневная - на протяжении всей его более чем 300-летней истории. Кроме того, этот храм никогда не был захвачен обновленцами, в отличие от многих храмов нашего города, которые тоже не закрывались, но такая страница в истории у них была. А Никольский собор оставался бастионом православия. Атмосфера непрерывной традиции здесь ощущается, можно сказать, витает в воздухе. Я это чувствовал даже когда приходил сюда ребенком, вместе с мамой. Учился я недалеко отсюда, в переулке Матвеева. Это была специальная музыкальная школа при Консерватории. Я не справлялся с тем высоким уровнем учебной нагрузки, который был в этой школе, и когда меня корили: " Костя, мы по большому блату устроили тебя в эту школу, а ты так плохо учишься. Чем ты будешь заниматься, когда вырастешь? " , я отвечал: " Поступлю в семинарию и буду служить в церкви " . - Но это не было, очевидно, серьезным, сознательным решением... - Нет, конечно. Мне было восемь-девять лет, это была некая защитная реакция против взрослых, которые на меня давили.

http://mitropolia.spb.ru/docs/protodiako...

Патриарший Местоблюститель посетил Николо-Морской Богоявленский собор Петербурга 3 января 2009 г. 00:31 2 января 2009 года в ходе своего визита в Санкт-Петербург Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл посетил Николо-Морской Богоявленский собор. Вместе с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром владыка Кирилл поклонился святыням храма, в том числе  — иконе святителя Николая и мощам преподобного Феодосия Черниговского, пребывающим в нижнем храме собора. Затем архипастыри проследовали в верхний храм. Обратившись к присутствовавшим в храме со словами приветствия, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл подчеркнул, что впервые побывал в этой прославленной церкви в 1954 году, когда присутствовал на хиротонии епископа Михаила (Чуба). «С тех пор я часто здесь бывал, еще будучи школьником, и после, обучаясь в семинарии, когда был иподиаконом приснопамятного митрополита Никодима (Ротова). С этими стенами связаны незабываемые воспоминания моего детства и юности», — сказал иерарх. Патриарший Местоблюститель отметил, что никогда еще храм не был так благоустроен, никогда не было такой красоты, как сейчас. Он сердечно поблагодарил настоятеля собора протоиерея Богдана Сойко за совершаемые труды, а также митрополита Владимира, под омофором которого эти труды осуществляются. «Желаю помощи Божией клиру, поющим и, конечно же, народу Божию, который наполняет этот храм и является его подлинным украшением», — подчеркнул владыка Кирилл. Со словами приветствия к Местоблюстителю Патриаршего престола обратился настоятель храма и преподнес архипастырю на молитвенную память икону святителя Николая Чудотворца. Справка. Никольский морской собор (официальное название — Морской собор Святителя Николая Чудотворца и Богоявления) в Санкт-Петербурге является памятником архитектуры барокко. Никольский морской собор был построен в период с 1753 по 1762 год (архитектор С. И. Чевакинский) на морском полковом дворе на месте деревянного храма и вмещает около пяти тысяч человек одновременно. Отдельно стоящая четырехъярусная, завершенная высоким шпилем колокольня возведена в 1755—1758 годах.

http://patriarchia.ru/db/text/519456.htm...

Протоиерей Богдан Сойко 22 марта 2023 г. 16:30 Протоиерей Богдан Сойко 25.08.1938 – 07.01.2023  7 января 2023 года, отслужив Божественную литургию в праздник Рождества Христова, после сердечного приступа отошел ко Господу настоятель Николо-Богоявленского морского собора г. Санкт-Петербурга протоиерей Богдан Сойко.  PDF-bepcuя.  Богдан Игоревич Сойко родился 25 августа 1938 года в селе Деражно Ровенской области (тогда Украинская ССР). Отец и дед его были священниками, отца репрессировали. В 1956–1960 годы Богдан Сойко учился в Ставропольской духовной семинарии. В 1964 году со степенью кандидата богословия окончил Ленинградскую духовную академию. Двадцать первого июня 1964 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым; † 1978) Богдан Сойко был рукоположен во диакона. После этого служил в храме великомученика Димитрия Солунского в Коломягах, в Никольском соборе, в храме преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище, в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры, в Спасо-Преображенском соборе. Диаконом отец Богдан прослужил 17 лет: как он сам вспоминал, «владыка Никодим очень ценил хорошие голоса».   С 1969 по 2012 год преподавал литургику в Санкт-Петербургской духовной академии, имел ученые звания доцента, а затем профессора. В 1981 году в Николо-Богоявленском соборе был рукоположен во пресвитера митрополитом Ленинградским и Новгородским Антонием (Мельниковым; † 1986). В 1982–1992 годы нес послушание благочинного приходов Московской Патриархии в Финляндии.   В 1987 году был назначен настоятелем Николо-Богоявленского собора.   В перестроечные годы отец Богдан стал одним из первых пастырей, кто озаботился катехизацией прихожан. По субботам, до начала всенощного бдения, он проводил беседы по Священному Писанию.   «Поначалу приходило от 50 до 100 человек, потом уже до 500, — вспоминал отец Богдан. — Беседы проходили в верхнем храме, люди стояли. Приходили и ученые, и обычные люди, и студенты, и дети». Памятуя, что Николо-Богоявленский собор изначально, еще при императрице Елизавете Петровне, строился как храм моряков, священник наладил тесное взаимодействие с командованием Военно-морского флота и с судостроителями: освящал все корабли, сходившие со стапелей на «Северной верфи», а также возобновил традицию освящения в соборе боевого оружия выпускников военно-морских училищ Санкт-Петербурга. В 1996–2005 годы был председателем Отдела по связям с армией и флотом Санкт-Петербургской епархии. В 1998 году указом Патриарха Алексия II был назначен внештатным сотрудником Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями для духовного окормления воинов — моряков Балтийского флота. В престольные праздники и другие значимые даты на Божественную литургию в Николо-Богоявленский морской собор собирался практически весь генералитет Петербурга.  

http://e-vestnik.ru/obituaries/protoiere...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010