Несмотря на непрекращающиеся аресты, в со­став " двадцатки " храма в конце 1930-х годов по-прежнему входили представители ленинградской ин­теллигенции: профессор Транспортной академии Д. И. Юскевич, работники Института усовершен­ствования врачей Д. М. Степанов и Института им. Бехтерева Н. С. Веселков. Верующие так же про­должали переполнять храм. Ежемесячный расход свечей в 1937 году в среднем составлял 125 кило­граммов, а просфор — 7715 штук. Новым настоятелем 5 февраля 1937 г. был на­значен протоиерей Павел Тарасов. Он еще дважды  служил настоятелем Николо-Богоявленского собо­ра: с 19 мая 1939 по 30 июня 1942 и с 21 ноября 1945 по 1 декабря 1948 гг. Отец Павел родился в Санкт-Петербурге, кончил гимназию и два курса Петроградского университета. С 17 апреля 1928 г. он служил иподиаконом Ленинградского митропо­лита Серафима (Чичагова), затем был рукоположен во священника и 10 сентября 1928 г. назначен на­стоятелем Александро-Невской церкви в Стрельне. С 17 февраля 1936 г. прот. П. П. Тарасов являлся секретарем митрополита Алексия (СиманС 17 февраля 1936 г. протоиерей П.П. Тарасов являлся секретарем митрополита Алексия (Симанского). В первый раз о. Павел находился на посту настоятеля Николо-Богоявленского собора до 4 марта 1938 г. Его сменил один из самых выдающихся архиере­ев Русской Православной Церкви XX века Владыка Николай (в миру Борис Дорофеевич Ярушевич), в то время — архиепископ Петергофский, а позже — митрополит Крутицкий и Коломенский. Родился митрополит Николай 31 ян­варя 1892 г. в г. Ковно в семье протоиерея, настоятеля местного собора, окончил петербургскую гимназию с золотой медалью и в 1914 г. – Санкт-Петербургскую Духовную Академию со степенью кандидата бого­словия, прослушал 1 курс физико-математического факультета Петербургского университета. 23 октября 1914 г. Б. Ярушевич принял монашеский постриг с именем Николай, 24 октября был рукоположен во иеродиакона, а 25 октября 1914 г. – во иеромонаха. Вскоре он выехал на фронт сопровождающим санитарный поезд, затем 3 месяца служил священником лейб-гвардии Финляндского полка. В 1915-1918 гг. иеромонах преподавал литургику, гомилетику, практическое руководство для пастырей, церковную археологию и немецкий язык в Петроградской Духовной семинарии, а в начале 1917 г. был удостоен степени магистра богословия за диссертацию «Церковный суд в России до издания Соборного Уложения Алексея Михайловича 1649 г.»

http://bogoslov.ru/article/2518081

Новым настоятелем 5 декабря 1948 г. был назначен прото­иерей Евгений Лукин, выпускник Санкт-Петербургс­кой Духовной Академии, до своей высылки в марте 1935 года уже служивший в Никольском соборе. До 1948 г. он проживал в Воронежской области. В 1951—1962 гг. отец Евгений являлся членом Епархи­ального совета, до 1 августа 1952 г. был секретарем Ленинградского митрополита Григория (Чукова). 23 февраля 1953 г. протоиерея Е. П. Лукина назначи­ли настоятелем Князь-Владимирского собора, где он служил до 30 января 1962 г. Скончался отец Евге­ний в Ленинграде в 1967 г. На посту настоятеля собора его сменил знамени­тый проповедник, митрофорный протоиерей Алек­сандр Медведский. Он окончил Санкт-Петербургс­кую Духовную семинарию, в 1911—1920 гг. служил настоятелем Казанской церкви в поселке Сусанине, в 1921—1930 гг. — Спасо-Преображенской церкви у Московских ворот, а в 1930—1932 гг. — Князь-Вла­димирского собора. Отца Александра арестовали 17 февраля 1932 г. за «проведение антисоветских про­поведей». 22 марта 1932 г. Коллегия ОГПУ пригово­рила его к 3 годам лагерей, и протоиерея отправили в Свирский лагерь [xxiv] . В 1935—1946 гг. протоиерей А. В. Медвед­ский проживал в г. Боровичи Новгородской области, затем вернулся в Ленинград. Он служил настояте­лем Николо-Богоявленского собора более двадцати лет, до своей кончины в январе 1973 г. В этот период отец Александр являлся старейшим прото­иереем Ленинграда. В 1951 г. его наградили грамо­той Патриарха, кроме того, он был награжден разре­шением служения с открытыми Царскими вратами до «Отче наш». Протоиерей А. Медведский с 1954 года около 15 лет занимал пост председателя Епар­хиального Совета, являлся благочинным. Скончался он в Ленинграде. Собор был серьезно поврежден обстрелами и бомбардировками во время войны, но все эти повреждения устранили за очень короткий срок, окончательно — к 1953 г. В послевоенные годы на пожертвования прихожан в храме регулярно прово­дились комплексные реставрационные работы — только в 1952 г. на них было затрачено 1,5 млн.

http://bogoslov.ru/article/2520765

Величественно смотрится верхняя церковь Богоявления Господня, освящённая 20 июля 1762 года. Просторная и светлая, она разделяется пилонами на семь нефов. Её иконостас, словно подпирающий свод своей великолепной колоннадой, поражает искусством резьбы, пышностью орнамента, богатством растительного узора (резчик И. Ф. Канаев). Стволы колонн увиты гирдяндами цветов и листьев чрезвычайно тонкого рисунка. Особенно ценными в иконостасе являются образа, написанные живописцами середины XVIII века М. Л. и Ф. Л. Колокольниковыми и выполненные в византийской традиции. Они очень своеобразны и выразительны, включают множество фигур, показанных порой в сложных ракурсах. Не менее интересны десять образов, подаренных собору Екатериной II в память побед, которые были одержаны русскими моряками над турецким и шведским флотами в 1770, 1789 и 1790 годах. Главной святыней нижней церкви собора, освящённой 5 декабря 1760 года, является икона Святителя Николая Чудотворца греческого письма XVII века, перенесённая в новый храм из старой деревянной церкви. В 1835 году для образа был сооружён золотой венец с драгоценными камнями, а позднее - и золотая риза. К святыням храма принадлежат также частицы мощей Святителя Николая Чудотворца, Святого Феодосия Черниговского и священномученика Александра. На набережной Крюкова канала, в нескольких десятках метров от собора, высится четырёхъярусная колокольня, возведённая в 1756-1758 годах. Лёгкая и изящная, она стройной многоступенчатой пирамидой устремляется в небо, завершаясь острым шпилем. Три нижних яруса колокольни декорированы колоннами, верхний же ярус трактован как барабан, увенчанный куполом. Колокольня одинаково эффектно смотрится как со стороны Крюкова канала, так и со стороны канала Грибоедова. Вместе с Медным всадником, Адмиралтейством, Исаакиевским собором, Смольным собором, Петропавловской крепостью и Биржей, храмовый комплекс Николо-Богоявленского собора принадлежит к тем достопримечательностям Петербурга, которые давно стали его образными символами. В 1941 году Николо-Богоявленский Морской собор получил статус кафедрального храма. Он был одним из самых посещаемых в Петербурге.

http://sobory.ru/article/?object=00105

К этой же смете приложена ведомость на церковную утварь, сделанную по «зеленой земле серебряными травы». Первоначально, видимо, планировалось всего два придела. В придел Флора и Лавра «на престол и жертвенник одежды по зеленой земле, покровы по красной земле, воздухи по зеленой земле и царским дверем завеса платняная зеленая. В главный придел Архистратига Михаила «на престол и на жертвенник одежды по красной земле, покровы по зеленой земле, воздухи по зеленой земле». В ризницу пошиты ризы «по красной земле, а оплечье и подник по зеленой земле, епитрахилей по зеленой земле, поручи по красной земле, подризник штучно по белой земле зеленые травы, а оплечье и подник по зеленой земле с разными цветами, подник шелковый тканый, дьячку стихарь штучной полушелковой по белой земле желтые травы и оплечье и подник по белой земле малиновые травы…». Кто проектировал Хотиловский храм и наблюдал за его построением? Ответ на этот вопрос содержится на страницах дела в отношении из Кабинета Екатерины II в Адмиралтейскую коллегию: «Ея Императорское Величество указать соизволила поручить строение в Хотиловском яму каменной церкви оной коллегии архитектору Чевакинскому, по сочиненному им же плану, которой Ея Величеством и опробован и сем явить высочайший на то указ…». Речь идёт о главном архитекторе Адмиралтейств коллегии Савве Ивановиче Чевакинском, который был известен в Санкт-Петербурге своими постройками. Например, им спроектирован и выстроен один из символов Санкт-ПетербургаНиколо-Богоявленский Морской собор, перестроена после пожара Кунсткамера, спроектирована Новая Голландия и т.д. Почему именно ему – военно-морскому архитектору императрица поручает проектировать храм в Хотилове? Возможно, именно из-за того, что родом он был из этих мест – из сельца Вёшки под Выдропужском. Екатерина II позаботилась не только о строителе и архитекторе храма, но и пожертвовала на построение церкви 1500 рублей. 11 июля 1763 г. тайный советник Адам Васильевич Олсуфьев писал губернатору Степану Фёдоровичу Ушакову, чтобы тот принял высланные деньги и «определил по Вашему разсмотрению добраго и надежнаго человека для збору же сверх того на оное строение от доброхотных подателей вкладу». 19 июля 1763 г. присланное в Кабинет Императрицы из Адмиралтейств коллегии сообщение чётко расписывает участие Саввы Ивановича Чевакинского в строительстве Хотиловского храма: «Адмиралтейств коллегия определили: объявленнаго архитектора Чевакинскаго для оной в Хотиловском яму каменной церкви закладки отослать к помянутому статскому советнику Ушакову с тем требованием, что б оной Чевакинской по учинении той закладки прислан был х команде без задержания, ибо за много положенными на него делами, более ему тамо быть невозможно, ибо и гезель (помощник архитектора – Д.И.) при Адмиралтействе имеется толко один, о чем для ведома сообщаем».

http://sobory.ru/article/?object=01586

Именно ею и направился великий князь Дмитрий Иванович. Самым любопытным для нас является то, что ровно в 15 км от Кремля на этом пути до сих пор расположен Николо-Перервинский монастырь. Это совпадение фактического расстояния от Кремля до обители с тем, что указано в предании, позволяет говорить о том, что основа легенды содержит реальные сведения, но в ней были спутаны два соседних одноименных монастыря – Николо-Угрешский и Николо-Перервинский. В сохранившихся источниках последний упоминается крайне поздно – в выписи из писцовых книг 1623 г. Лаврентия Кологривова и подьячего Дружины Скирина. К этому времени монастырь был очень небольшим: в нем имелись лишь игумен и два старца, а также стояла деревянная церковь Николы Чудотворца. Судя по тому, что на момент описания за обителью числилась монастырская слободка, в которой значились 7 бобылей, Николо-Перервинский монастырь существовал еще до Смутного времени. Монастырское предание, зафиксированное в XIX в., сообщает, что обитель была основана около времен Мамаева побоища, а первоначально она именовалась «Николою Старым». Определение обители как «старой», по всей вероятности, было дано для отличия от ближайшей к Николо-Перервинскому монастырю одноименной Николо-Угрешской обители. С учетом этого можно предположить, что из двух соседних обителей более древней являлась Николо-Перервинская. Район ближайших юго-восточных окрестностей Москвы постоянно разорялся во время татарских набегов и исторически сложилось так, что предание о начале Николо-Перервинского монастыря было перенесено на соседнюю одноименную Николо-Угрешскую обитель. Учитывая, что эта легенда донесла до нас точное указание расстояния от Кремля до Перервы по пути следования Дмитрия Донского на Куликово поле, мы можем говорить о том, что Николо-Перервинский монастырь был действительно основан вскоре после Куликовской битвы 917 . Что же касается соседней Николо-Угрешской обители, то она возникла несколько позднее – судя по всему, лишь в первой половине XV в. (до 1438 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Н. Под сенью мон-рей московских. М., 1991. С. 237-243; Сорок сороков. Т. 1. С. 369-376; Афанасьев В. В. и др., сост. Николо-Перервинский мон-рь: Очерки истории. М., 2004; Юхименко Е. М. Люблино прекрасное, Люблино милое. М., 2005. С. 87-132; она же. Малоизв. факты из истории Николо-Перервинского мон-ря XVII-XVIII вв.//Тр. Перервинской правосл. ДС. 2011. 3. С. 14-24; Куковской О. Выдающиеся выпускники семинарии и училищ на Перерве: [XIX-XX вв.]//Платоновские чт. М., 2006. Вып. 2. С. 24-33; Павлова А. Л. Иверский собор Николо-Перервинского мон-ря в контексте истории отеч. архитектуры//Там же. С. 76-82; Харин А., иерей. Выдающиеся выпускники семинарии и училищ на Перерве: [XVIII-XIX вв.]//Там же. С. 9-23; Аверьянов К. А. О времени основания Николо-Угрешского мон-ря//Археология Подмосковья: Мат-лы науч. семинара. М., 2007. Вып. 3. С. 345-348; Николо-Перервинский мон-рь//Памятники архитектуры Москвы: Окрестности старой Москвы (юго-вост. и юж. части территории от Камер-Коллежского вала до нынешней границы города). М., 2007. С. 183-193; Николо-Перервинская обитель: Кр. ист. обзор. М., 20082, 20183; Мирошина Е. О. Неорус. стиль в монументальной живописи Иверского собора Николо-Перервинского мон-ря//Academia. М., 2010. 3. С. III-VIII; она же. Монументальная живопись Иверского собора Николо-Перервинского мон-ря в Москве: Иконографические и стилистические особенности. Процесс реставрации//Россия. Грузия. Христианский Восток: Духовные и культурные связи: Сб. ст. по мат-лам V науч. чт., посвящ. памяти Д. И. Арсенишвили. М., 2018. С. 137-146. (Тр. ЦМиАР; Т. 15); она же. Особенности живописной декорации и реставрация стенописей храма святителя Николая Чудотворца Николо-Перервинского мон-ря в Москве//XXVII Междунар. Рождественские образоват. чт.: Молодежь: свобода и ответственность. М., 2019. Ч. 2. С. 168-173; она же. Настенные росписи Успенской церкви Николо-Перервинского мон-ря: Исслед. храмовой программы в ходе реставрационных работ. Анализ отдельных сюжетов//Декоративное искусство и предметно-пространственная среда: Вестник МГХПА (в печати); она же.

http://pravenc.ru/text/2579990.html

И от этого участка в 1842 г. при передаче Николо-Ваганьковской ц. Дворянскому институту, отошло «от 5 четвертей до 2 аршин во всю длину линии». При этом Дворянский институт, по требованию Крестовоздвиженского причта, утвержденному подлежащим начальством, обязался на всем протяжении новой пограничной линии возвести каменную стену, не возводить на этой линии построек с окнами на церковный двор и вырыть на этом дворе новый колодец, взамен бывшего, который отошел за новую линию. Отошедшая земля вместе с тем небольшим участком, на котором стоит самое здание Николо-Ваганьковской церкви, продолжала оставаться церковной собственностью и находилась в причта Крестовоздвиженской церкви, к которой Николо-Ваганьковская церковь оставалась по прежнему приписанной. (Арх. М. Д. Конс. по 2 ст. 2 экспед 1842 г. 21 и по 1 экспед 2 ст. 1843 г. 458). Эту землю (только без прирезки 1842 г) и имел в виду Крестовоздвиженский причт, когда в 1838 г. на запрос Консистории о порожних церковных землях, на которых, по проекту попечителя московского учебного округа, предполагалось открыть народные училища, – отвечал, «при приписной Николаевской, на Стар. Ваг. ц., погостной незастроенной земли имеется всего 40 кв. саж., которая необходима для церкви». (Указ М. Д. К. 31 мар.). В 1850 г. Николо-Ваг. церковь была переписана к Николо-Стрелецкой церкви уже без земли, как домовая (указ от 20 апр. 1835). Николо-Ваганьковской церкви принадлежала еще земля после упраздненной Михаило-Малеинской церкви, но она продана еще в 1807 году кол. асс. А. Ив. Пашкову, который внес за землю в Моск. Дух. Консист. 1,000 руб «с прикупкою для жительства пономарей белой земли» (?). Деньги препровождены для приращения в Моск. Опек. Совет на бессрочное время, с тем, чтобы оные выдать, «когда соберется потребная сумма для построения вновь в ветхость приходящего иконостаса». Билет на вклад, хранившийся в ризнице Николаевской ц., в 1812 г. похищен, потом найден и поступил в Антиповскую церковь, к которой в 1813 г. была первоначально приписана Николо-Ваг. цер. Антиповский священник получил по билету 390 р. проц. денег и употребил их на церковные нужды. В 1814 г. Николо-Ваганьков. ц. переписана к Крестовоздвиженской; в эту последнюю поступил и билет (Арх. М. Д. Кон. по Преч. сор. д. 1819 г. 185) В 1823 г. билет этот вместе с % взят и употреблен на ремонт Николо-Ваг. ц., а также мостовой и тротуаров при ней (Прих. -расх. кн. Крест. ц. 1823 г).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

    Адрес-календарь Уфимской губернии и справочная книжка на 1911 год. Уфа., 1911. С. 5.              Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г . в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 23.     Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г . в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 24.     Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г . в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 23.     Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г . в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 34-35.     Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г . в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 26.     Уфимские епархиальные ведомости, 15 августа — 16, 1912 г . С. 708.     Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г . в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 24.     Тюнин И.П. К посещению Ея Императорским Высочеством Великой Княгиней Елизаветой Федоровной села Николо-Березовки Бирского уезда в 1908 и 1914 гг. С. 17.     Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г . в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 54.     Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г . в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 60.

http://pravmir.ru/ya-zhelayu-molitsya-s-...

История Русской Церкви, кн. 13, 6, 8, 9, М., 1997. История флотского духовенства. Вахтенный журнал, 1993. К 200-летию восшествия на престол Государя Петра Алексеевича. СПб., 1882. Кандидов Б.П. Империалистическая война и религия. М., 1929. Кандидов Б.П. Церковный фронт в годы мировой войны. М., 1929. Киевская старина, 1886, март, кн. 14. Козырев Ф.Н. Напутствие воину-христианину. СПб., 1996. Котин Б. Священник полковой. Журнал Московской Патриархии, 1993. Кузнецов А. Духовенство и традиции флота. Морской сборник, 2000, Ласкеев Ф. Историческая записка об управлении военным и морским духовенством за минувшее столетие (18001900) СПб., 1900. Летопись войны с Японией, 3748, СПб., 1904. Ломоносов М.В. Избранные философские произведения. М., 1950. Макаров С.О. Документы. Т. II, М., 1960. Материалы 1-й Всероссийской конференции «Православие и российская армия». Ориентир, 1995, 3. Митрополит Иоанн. Держава, 1994, 1. Морской сборник, октябрь 1854. Морской сборник. Т. 9. 1853. Морской сборник. Т. XII, 5, май 1854. Морской сборник. Т. XVII, 9, 1855. Морской сборник. Т. XVIII, 910, 1855. Морской сборник. Т. XXIII, 9, 1856. Очерки из истории управления военным и морским духовенством. Вестник военного духовенства, 1898, с. 278. Памятники литературы Древней Руси. XIhaчaлo XII века. М., 1978. Памятники литературы Древней Руси. XIII век. М., 1981. Плаксин Р.Ю. Тихоновщина и ее крах. П., 1987. Повести ратной славы Древней Руси. Воронеж, 1986. Полевой П. Иллюстрированные рассказы из отечественной истории. СПб., 1892. Полковник С.Ю. Чинарев. Во главе военно-духовного ведомства России. Военно-исторический журнал, 1998, 1. Полное собрание законов Российской империи, III, отд. I, СПб., 1902, т. XIX. Полное собрание законов Российской империи, III, СПб., 1889, т. VII, прил.: Штаты и табели. Полное собрание законов Российской империи. Т. II, отд. II, СПб., 1876, т. LXIX. Полное собрание русских летописей. T. IX, СПб., 1862. Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. 2, СПб, 1912.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

27 июня 2009 года в день, когда Церковь совершает второе годичное празднование памяти преподобного Мефодия Пешношского, в Николо-Пешношской обители состоялось освящение Сретенской церкви. 10 июля 2010 года состоялось событие, которое по праву можно считать ключевым в развитии духовной жизни Дмитровского района. В этот день митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий с пастырским визитом посетил монастырь и совершил великое освящение храма в честь основателя Николо-Пешношского монастыря - преподобного Мефодия. 19 декабря 2011 года, в день памяти святителя Николая в Николо-Пешношском мужском монастыре состоялось торжественное великое освящение Никольского собора - главного храма обители. В 2012 году праздник иконы Божией Матери " Нечаянная Радость " (22 декабря) для Пешношской обители стал особенно торжественным: состоялось великое освящение надвратного храма в честь Преображения Господня - уже пятого возрождённого храма. 8 декабря 2013 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил великое освящение Богоявленского храма - шестого возрождённого храма обители. 8 августа 2014 года было совершено великое освящение храма свт. Димитрия Ростовского. 24 августа 2014 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил свой Первосвятительский визит на Дмитровскую землю Подмосковья, где совершил Божественную литургию. С этого памятного события уже прошло пять лет. Древняя святыня Подмосковной земли - Николо-Пешношский монастырь - продолжает возрождаться в своём былом величии и духовной красоте. Из книги: " Православные святыни Подмосковья. Николо-Пешношский мужской монастырь " Комментарии и обсуждение Свершилось радостное событие. Николо-Пешношский монастырь обрёл столь долгожданное второе рождение. В конце августа 2014 года при большом стечении народа Патриархом Кириллом монастырь был освящён заново. Психоневрологический интернат покинул Святую обитель. Зоопарк тоже выехал за пределы монастыря. 24 августа 2014 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил древнюю обитель, " вторую Лавру " . Николо-Пешношском монастырю уже 654 года, в нём 7 храмов. Сейчас монастырь являет себя всей красотой и благолепием духовного и архитектурного зодчества. В обители создано обширное подсобное хозяйство. В монастыре несут послушание более двадцати насельников, ежедневно совершаются богослужения, ведётся миссионерская и социальная работа. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=00506

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010