Наш барак был длиной более 100 метров. В нем были люди самых разных имен и званий, от знаменитого доктора др. Нимёллера 118 и двух мюнхенских монсеньоров до одного нашего македонского журналиста, который постоянным плачем получил редкую привилегию свободно ходить по коридорам и разговаривать с охранниками. Он также заказал и получил жареные каштаны и арахис из Мюнхена, что в лагере считалось наивысшим лакомством. Когда американские самолеты гудели над Дахау, из ночи в ночь нет-нет да слышишь из коридора крики охранников: «Алле, аус» (все наружу). Итак, однажды ночью, когда падал мокрый снег, они закричали: «Alle aus!» Моя келья была третьей от Патриаршей. А Патриарх тогда болел рожистым воспалением и лежал в постели. Заболевание заразно. Никто не смел приближаться к нему, кроме тех, кто хотел умереть. А были и такие. Кто бы ни проходил мимо его кельи закрывал рот и нос платком, чтобы не заразиться. Чем культурнее человек, тем он пугливее перед заражением и смертью . Лагерный врач, др. Обермейер, который осматривал Патриарха, был поистине гуманным человеком. Он сказал мне, что Патриарх будет мучительно переносить болезнь. «Рожистое воспаление в его возрасте несет верную смерть». – Алле аус! – повторились крики охранников. – Что на этот раз? – спросил меня болящий из постели. – Кричат, чтобы мы выходили. – Скажи им ты, а то если я им скажу, что не выйду, они убьют меня тотчас. (Патриарх хорошо говорил по-гречески, по-русски и по-французски, а на немецком я был его переводчиком). Я перевел это начальнику охраны. А тот был мизантропом из Страсбурга и мешал немецкие слова с французскими, так что его невозможно было понять, будто он говорил на китайском. Итак, он покраснел от ярости, что закричал: «Каждый должен выйти, здесь нет исключения». Патриарх не расслышал. – Нет и не-е-ет! Врач поручил мне согреться. В этом бараке и так холодно, а они еще и гонят ночью на снег и под дождь, в эту грязную яму. Не выйду! Он позвал капитана барака. С платком поверх рта он стал меня расспрашивать. Я сказал ему, что Патриарх не может выйти на холод без угрозы для своей жизни, и что я должен остаться, чтобы ухаживать за ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Ленивец говорит: «Лев на улице!..» ( Притч.22:13 ) Чтобы оправдать свою лень, ленивец выделяет в делах трудности и препятствия, сверх всякой меры их преувеличивая. Когда ему мешает какой- то человек, он скажет, что мешает все селение; когда зашумит листва, он начнет оправдываться, что не может идти работать из-за бури; когда увидит возле дома зайца, скажет: «Лев!..»–только бы не выходить из дома и не браться за работу. Лень полностью противна природе человеческой. Природа человеческая деятельна: она требует, чтобы человек действовал, работал, созидал. Лень – верный признак искаженности природы человека. Лень – страшный порок. Это ясно из того, что деятельный человек никогда не завидует ленивому, тогда как ленивый завидует деятельному; так же, как трезвый человек не завидует пьянице, тогда как пьяница завидует трезвеннику. О, Господи Создателю Вседеятельный, спаси нас от тупой и порочной лени, из-за которой мы удаляемся от природы своей первозданной, от образа и подобия Твоего. Владыко всей твари! Вдохнови нас Духом Твоим Святым вседвижным и радостетворным. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 6 Июля. Поучение о том, что не следует завидовать грешникам Не ревнуй злым людям ( Притч.24:1 ) Завидует ли кто прокаженным? Не завидует. Почему тогда кое-кто завидует злым людям, ежели зло является болезнью, страшнее проказы. Проказа – болезнь тела, а зло – болезнь души. Прокаженный может быть внутри здоровым, будучи внешне больным; злой же человек может быть внешне здоровым, однако он болен внутри, душа у него больна. А ведь более ценно дерево, больное снаружи, но имеющее здоровую древесину, нежели здоровое снаружи, но имеющее гнилую древесину. Так что проказа менее опасна, чем зло, то есть грех . А под злом Премудрый (Соломон) имел в виду грех. Завидует ли врач больному? Не завидует. И праведник не завидует грешнику. Если не знаешь, праведен ли ты, испытай сердце свое: завидуешь ли грешнику? Если завидуешь, то не праведен ты; если же не завидуешь, то радуйся, праведниче Божий. праведник, узнавая болезнь греха, ужасную и смертельную, не завидует грешнику, а сочувствует ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Эта же «свеча» где-то ясно, а где-то туманно позволяла хранить и веру в пришествие в мир Спасителя Иисуса Христа. Так, приверженцы брахманизма 36 всегда считали, что бог Шива, второе лицо триады богов в древней религии индусов, время от времени появляется среди людей в человеческом облике, чтобы направить людей на путь истинный 37 . Интересно, что, по свидетельству греческого историка Геродота 38 , на заре человечества среди вавилонских жрецов существовало предание о том, что невинная Дева дарует миру Спасителя 39 . За шестьсот лет до Христа пришествие Спасителя предсказывал и Будда 40 . Когда основатель буддизма был при смерти, то открыл 41 своим последователям о новом Предводителе людей по имени Метия, что означает: «Тот, чье имя Милость» 42 . Руководствуясь этим светильником, люди различных религий предчувствовали и жизнь после смерти. «Античные поэты и философы, – учит святитель в своей книге «Верую», – писали о печали человеческой души в аду, в полутьме, в полужизни. Египтяне умащали мертвые тела разными бальзамами и смолами, чтобы сохранить их для другой жизни. Продолжение жизни после смерти и Суд Правды, который постиг в земной жизни не каждого, всегда казались непомраченной человеческой совести чем-то естественным и необходимым» 43 . Это ожидание Страшного Суда располагало людей ценить добрые дела выше красивых слов. В связи с этим святитель приводит такой случай из истории древней Эллады. Как-то раз на собрании афинян один старик шел от скамьи к скамье в поисках места. Афиняне лишь насмехались над ним, но места ему не уступили. Когда же старик подошел к спартанцам, которые также присутствовали на этом собрании, все они вскочили на ноги, предлагая ему сесть. На похвалы афинян в свой адрес, спартанцы ответили: «Афиняне знают, что такое добро, но не делают его» 44 . То, что душа не прах и не состоит из праха, а представляет собой особое бессмертное существо, заключенное в прахе тела, святитель называет главной идеей всей индийской мудрости 45 . Совесть и ум помогали людям исповедовать, что стихии природы и судьбы человеческие находятся в зависимости от поведения людей, от их нравственности 46 . Сербский Златоуст в подтверждение этого опирается на примеры древнегреческой классической поэзии. Согласно Гомеру 47 , Плутарху, Эсхилу и Софоклу, эллины приписывали своим богам абсолютную власть как над природой, так и над всеми событиями в жизни отдельных людей и народов 48 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Им он будет люб, потому что он будет любить все кривые пути грешников. Он им будет милее Христа, потому что наряду с трудным путем Христовым предложит гладкую, как изо льда, стезю, по которой люди будут легко скользить, не задумываясь, что она ведет их в пропасть. Господь Христос пришел во имя вечного спасения людей, Вечной Жизни, вечной истины и справедливости, а он придет во имя свое, то есть во имя вечной погибели, смерти, лжи и несправедливости. И когда антихрист придет к своим, те его с радостью примут – все те, кому с Христом трудно, с радостью примут антихриста, поскольку сочтут, что с ним легко и путь его кажется легким. А когда уже будет поздно, увидят безумцы, что обманулись, но спасения не будет. Когда они будут скользить в вечную тьму, в объятия смрадного змея, тогда уже будет поздно – покаяние не примется и спасения больше не будет. Быстро завершится безумный пир антихриста с грешниками на земле, в одно мгновение ока завершится; и дом нечистого веселья превратится в темницу безысходной скорби и горечи. Но уже будет поздно. О, Господи Человеколюбче, единственный Друг людей, Тебя единственно мы признаем. Тебя, только Тебя, принимаем как Спасителя и спасение наше. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 24 Сентября. Поучение о Христе как Хлебе Жизни Я есмь хлеб жизни. ( Ин.6:35 ) Братья, кто может оживлять, как не Тот, Который и создал? Кто может воистину быть Хлебом Жизни, как не Создатель наш? Он создал, Он держит, Он питает, Он оживляет. Если пшеница питает тело, Христос питает душу. Если хлебом земным наше тело поддерживается, Христом наша душа питается и живится. Если же душа наша питается какой-то иной пищей, а не Христом, то она гниет и умирает, а не живет. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную... ( Ин.6:27 ). Так сказал Христос прежде. Сначала испытывается голод людей, а тогда уже предлагается хлеб; точнее, сначала предлагается голод, а потом хлеб. Ведь люди в растерянности по отношению к голоду: чувствуют голод, а сами не знают, что его утолит; насытившись и пресытившись пищей земной, все же чувствуют неутолимый голод; и хотя видят, что вся земля и весь хлеб на земле не могут утолить этот таинственный голод, все равно бегут за пищей земной, борются за землю и только за землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Поклоняемся Тебе, Господи и Спасе наш, и Тебя благодарим за премудрое устроение спасения нашего. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 14 Сентября. Поучение о Слове – Сыне Божием В начале было Слово. ( Ин.1:1 ) Слово – или сущность словесная, осмысленная – было в начале. Это относится к Божественной природе Господа нашего Иисуса Христа. В начале... Имеется ли здесь в виду, братья, некое начало Слова Божия? Или какое-то время, дата, рождения Сына Божия от Бога Отца? Нет. Ведь рождение Сына Божия не может иметь ни даты, ни начала, потому что время является условием лишь этого преходящего мира и потому что оно не касается Вечного Бога и не обусловливает собою ничего в Боге. Может ли сияние быть отделено от Солнца, а чтобы при этом Солнце оставалось Солнцем? Может ли разум быть отделен от человека, а чтобы при этом человек оставался человеком? Может ли сладость быть отделена от меда, а чтобы при этом мед оставался медом? Не может. Еще менее можно представить Бога, отделенного от Слова Своего, от сущности словесной, от Смысла Своего, от Мудрости Своей – Отца Вечного, отделенного от Сына Своего, совечного. Здесь, братья мои, речь идет не о начале Сына Божия от Бога Отца, а речь идет о начале начал сотворения мира и спасения рода человеческого. Это начало в Слове Божием, в Сыне Божием. Он начал и сотворение мира, и спасение мира. Кто бы ни брался вести речь как о сотворении видимого и невидимого мира, так и о спасении рода человеческого, тот должен начать с Начала. А это Начало есть Слово Божие, Мудрость Божия, Сын Божий. Вот если бы кто-то взялся рассказывать о некоем происшествии с лодкой на озере и начал так: «В начале было озеро, и на нем была привязана белая лодка...» Никто из разумных людей не поймет слова «в начале было озеро» так, что озеро возникло в тот же день, когда случилось происшествие с лодкой. И слова Евангелиста В начале было Слово никто из разумных людей не должен понимать так, что якобы в начале события сотворения мира произошло Слово Божие от Бога. Как озеро существовало тысячи лет до происшествия с лодкой, так и Слово Божие существовало целую вечность до начала сотворения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Это как если бы кто-то менял золото и все превращал в бумажные деньги – таковы первые, которые и то, что бессмертно, превращают в смертное; тогда как вторые подобны тем, которые меняют свои бумажные деньги и превращают их в золото, ибо они не только не утрачивают бессмертное в себе, но и смертное превращают в бессмертное. Иудеи толковали Закон телесно, поэтому не поняли Господа Христа и Его, Господа Славы, распяли. А вот те, что были озарены благодатью Духа Божия, поняли Господа Христа, истолковали и Закон, и пророков духовно. Причем не только Закон и пророков, но и всю сотворенную природу, и всю жизнь свою на земле. Если плоть наша, братья, по необходимости рождена от плоти, то неестественно, чтобы наш дух рождался от плоти. Пусть дух наш рождается от Духа Божия, и тогда мы будем естественными и по плоти, и по духу. А это есть та высшая и безгрешная природа, которую имел Адам в Раю до грехопадения. Невозможно и не нужно, чтобы наша плоть заново рождалась от плоти, но возможно и необходимо, причем никогда не поздно, чтобы наш дух заново родился от Духа Божия. О, Господи Иисусе Христе, Единородный Сыне Божий, помоги нам, чтобы мы до скончания переродились Духом Божиим, чтобы дух наш воистину был рожден от Духа. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 20 Сентября. Поучение о пище духовной Моя пища есть творить волю Пославшего Меня... ( Ин.4:34 ) Вот любовь! Вот поучение! Вот смирение! Вот пример! Как в хорошем хлебе содержится все, что нужно нашему телу, так в каждом слове Господа Христа находится все, что нужно нашей душе. Божественное единство природы Отца и Сына выражено в любви Отца к Сыну и Сына к Отцу. Кто любит, тот и слушается. Если хочешь узнать, какова любовь Твоя к Богу, измерь свою послушность по отношению к воле Божией, и сразу все узнаешь. Отсутствие послушности – надежное свидетельство отсутствия любви. Тот, кто любит, с удовольствием выполняет волю любимого. Сын Божий так любит Отца Своего, что считает наисладчайшей пищей исполнение воли Отчей. Что есть воля Отца? Спасение людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010