Не помог конь фараону в Красном море. И не помогло богатство Вавилону в день расплаты с Богом. Все может кто-то приготовить, но в решающий час все потерять. Ибо спасение не в приготовлении, а в Господе. Поэтому святые, хотя они более всего приготовлены для Царствия Божия, и на смертном одре воздыхали, не зная, приготовлены ли они для Царства. А они хорошо помнили слова Господа: ...Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие... ( Лк.17:10 ). Давайте, братья, будем готовы ко дню испытания, хорошо подтянуты, опоясаны и вооружены, но будем надеяться не на свою готовность, а на Господа. О, Господи, Спасителю наш, помилуй нас и спаси. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 4 Июля. Поучение о посевах и жатве Сеющий неправду пожнет беду, и трости гнева его не станет ( Притч.22:8 ) Если творишь неправду, беззаконие, то беда может и обойти тебя в тот день, когда ты творишь неправду, но она слышала глас неправды и придет непременно в свой час. То, что сеется, бывает сладким; то, что сжинается, бывает горьким. Посев напоминает о жизни, а урожай и жатва – о смерти. Будь внимателен, учись на Священном Писании : Ева посеяла беззаконие вследствие непослушания – и ее уделом стали родовые муки. Каин посеял беззаконие вследствие братоубийства – и его уделом стало бессонное блуждание по земле. Содом и Гоморра посеяли беззаконие – и пожали мучения ужасной смерти. Сыновья Илия первосвященника посеяли беззаконие, чиня скверное возле Ковчега Завета – и пожали мучения, потеряв жизни в страшном бою. Вспомните Саула с его беззаконием и его мучениями. А вспомните Ахава и Иезавель. А вспомните Ирода и Иуду. А вспомните и день нынешний, и день вчерашний, и день позавчерашний, и всякий прошедший день, и вслушайтесь в слова каждого дня: Сеющий неправду пожнет беду! Есть ли кров дома, под которым не хранится такая наука? Есть ли хоть один живой человек, который не убедился в правильности этой науки на живых примерах вокруг себя? О, Господи Премудрый, не зная воли Твоей, мы бы менее отвечали. Но поскольку Ты, Премилостивый, дал нам ее знать, дай также и сил, чтобы ее выполнять во все дни жизни нашей. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 5 Июля. Поучение о том, как ленивец оправдывается

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Генерала Михаиловича, скорее всего, расстреляют. Но вы знаете, что смерть – это не конец для человека. Мертвые, мертвые праведники, сильнее живых, и я убежден, что Генерал, который на этом свете был самым верным слугой Господа, своего народа и Союзников, будет оправдан перед справедливым Богом. А его кровь падёт на тех, кто виновен в его смерти. Потому что мы, Христиане, видим в крови не только «красную воду», как это делают тоталитарные неверные, но считаем её страшной тайной. Святое Писание, которое часто цитируется в Британском парламенте, учит нас, что кровь праведника вопиет к Богу, ища у Бога правды 13 . И я бы всячески не хотел, чтобы и одна капля крови Генерала пала на Вас и Ваше потомство. Поэтому прошу Вас как можно скорее возвысить свой голос и объявить всю правду о Генерале Михаиловиче до того, как он будет мертв. Отчасти Вы это уже сделали, когда, как пишет пресса, признали, что это была Ваша вина в том, что Вы оказали поддержку силам зла в Югославии. Это большое дело. Величие действительно великого человека заключается не только в великих достижениях, но и в смелости открыто и искренне признавать свои ошибки. Но прошу Вас, сделайте и остальное. Защитите этого неправедно и ошибочно оставленного предводителя и его народ, которые находятся очень близко от врат смерти и вечности. Могу ли я помочь вам, поведав о некоторых чертах характера генерала Михаиловича? По своей сути он Христианин, верующий. Во время немецкой оккупации он тайно посещал наши святыни и просил священников молиться за него и за людей, которые были с ним. Он верил в Бога. Ночами он подходил ко Святому Причастию, всякий раз, как только мог. И советовал другим, тем, кто был с ним, делать то же самое. Он отдавал приказы своим солдатам вести чистую христианскую жизнь, повторяя им снова и снова: «Мы крестоносцы и сражаемся “за Крест Честной и свободу златую” 14 , как веками делали наши предки». Он настоящий человек из народа и человек для народа. Массы нашего народа считали его воплощением того, что является лучшим в нашем характере, нашей душе и совести, нашей истории и истории нашей церкви. Есть зафиксированные случаи, когда люди сознательно шли на смерть, чтобы спасти его жизнь. Так было и будет всегда – идеализация страдающим, но честным народом своего честного предводителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

А что касается свободы и демократии, за которые Британский народ боролся и страдал в течение этих великих лет, Генерал Михаилович с самого начала этой второй войны был самым выдающимся сторонником демократии на Балканах и, осмелюсь сказать, в мире, во всей Юго-Восточной Европе. Невозможно найти никого подобного ему во всей этой области. Только лживая пропаганда атеистов, которые верят в обезьяну как в своего создателя, а не в Бога, приложила все усилия, чтобы очернить имя этого героя, которого в последнее время враги и друзья заставили замолчать. Сейчас он пребывает на своей Голгофе, но его воскресение сотрет всю грязь с его лица и заставит засиять своей чистотой и славой. Он воспитан в традиции и в духе нашей христианской церкви в патриархальной семье в моей епархии. И это еще одна причина, по которой я прошу за него. Не как адвокат за своего клиента, но как пастырь за человека из своего духовного стада. Правда мне дороже человеческих связей и отношений. А правда в том, что тот дух остается неизменно христианским и демократичным во все времена, и до сих пор. И тот дух, согласно Священному Писанию , есть самая важная вещь от века и до века. Факты можно интерпретировать и искажать так или иначе, в зависимости от доброй или злой воли людей. Но даже факты нисколько не порочат Михаиловича и не противоречат его духу. Пожалуйста, помните, что у нас в стране была война и революция одновременно, в отличие от Британии, в которой была только война. Наш Генерал должен был сражаться как против внешнего, так и против внутреннего врага. И он храбро сражался против них всех, когда Англия была на его стороне и помогала ему, и он продолжал бороться против них, когда Англия отвергла его и поддержала коммунистов. И даже во второй период, когда Союзники атаковали его войска с воздуха, как мне рассказали, и убивали его солдат, он издал приказ не стрелять по Англичанам, Американцам и Русским. Строго консеквентный, он не восстал против союзников, даже когда Союзники резко обернулись против него. На словах и на деле он остался верным демократическому характеру человеческого достоинства и свободе всех народов Божьих, на что Вы неоднократно указывали как на основные принципы английского народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Но вот, среди роскоши и веселия, мысль о смерти встряхнет его и пробудит. Ах, придется умереть! Придется оставить этот мир! Придется стать пред Богом и пред Ангелами! А где же моя душа? Где мои дела? С чем я пойду из этого мира и с чем приду в мир иной? Тысячи и тысячи тех, кто пробужден такими вопросами ото сна греховного, кто удалился в пустыню, чтобы день и ночь очищать душу свою и очищать сердце свое покаянием, молитвой, постом, бдением, трудом и остальными опробованными средствами, с помощью которых человек убивает страх перед смертью и усыновляется Богу. О, Господи Иисусе Христе, Наставниче наш Премудрый и Преблагий, некогда и Сам удалявшийся от людей в уединении, помоги нам привести в порядок душу свою и приготовиться для Царства Твоего пресветлого. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 8 Ноября. Поучение о сердце, приготовленном для Бога Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое... ( Пс.56:8 ) Блажен тот, братья, кто может сказать так Господу своему! Блажен тот, чье сердце полностью готово, чтобы исполнять волю Божию. В этом и есть приготовленность сердца человеческого – чтобы радостно исполнять волю Божию и не смущаться никакими своими помыслами и желаниями. Кающийся Давид сначала исполнял свои грешные помыслы и желания – и был как лодка в бушующем море. Но когда он увидел, что буря потопит его, то обратился к Богу с великим покаянием и плачем и предал лодку жизни своей целиком в руки Божии. Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое!.. – восклицает он с большим миром душевным, ибо знает, что отдал лодку свою в руки самого опытного Кормчего. Бушует ли буря, налетают ли ветры и волны, он не боится, поскольку уверен, что его лодку ничто не может разбить и что он мирно приплывет к тихому пристанищу своему. Готово сердце – это значит, что сердце очищено от гордыни и смиренно пред величием силы и мудрости Божией. Готово сердце – это значит, что сердце освобождено от всех желаний и мечтаний мирских, а наполнено только стремлением к Богу и любовью к Богу. Готово сердце – это значит, что сердце излечено от всех беспокойств, забот и страхов, что оно успокоено и ободрено присутствием благодати Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Между тем, истинный голод – это голод по отношению к Небу, к Жизни Вечной, к Богу. Этот голод Господь Иисус выделяет прежде всего и потому предлагает трапезу для его утоления. Трапеза эта – Он Сам. Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать... (Приходящие к Господу Иисусу) насытятся, возрадуются, оживут, познают Бога и познают себя. О, братья мои, они – воскреснут из мертвых! Ибо при неизменном питании пищей тленной, без пищи бессмертной, духовной, постепенно умерщвляется душа и оказывается в конце концов мертвой. Из-за чего? Из-за голода. Тело от земли, и оно удовлетворяется пищей земной. Душа же – от дыхания Самого Источника Жизни, и она нуждается в пище и питии от этого своего единственного Источника. О, Господи Иисусе, Хлебе Жизни Вечной, жизни истинной и непреходящей, наисладчайший Хлебе, напитай нас Собою. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 25 Сентября. Поучение о том, как дух должен питаться Христом, чтобы жить ...Ядущий Меня жить будет Мною ( Ин.6:57 ) Так говорит Иисус Христос, Жизнь и Источник Жизни. Дерево питается от земли, воздуха и света. Если дерево не питается от земли, воздуха и света, будет ли оно расти и жить? Грудной младенец питается не от чего иного, как от груди матери своей. Если он не будет питаться от груди матери своей, будет ли расти и жить? Так же и дух наш не будет ни расти, ни жить, если не будет питаться от Христа Живого и Бессмертного. Здесь речь не о жизни вообще, которою природа живет, не о жизни увядающей, которою язычники живут, а о жизни особой, Божественной, Вечной, о жизни полной и радостной. Эту жизнь дает людям только Христос, и она приходит только к тем, кто питается Христом. Состояние каждого человека зависит от пищи, которой он питается; и жизнеспособность каждого человека зависит от пищи, которой он питается. Здесь речь не о телесной пище, ибо телесной пищей питается не душа человека, а только тело его. Люди различаются и по телесному росту и состоянию, но эти различия совсем незначительны. А вот различия по духовному росту и жизни между людьми огромны: если одни люди в росте духа своего едва поднимаются над землей, то другие возвышаются до Небес. Разве отличия между Иродом и Иоанном Крестителем меньше, чем отличия между царем и Ангелом? Если первый из них телом и духом ползает по земле и преступлением защищает престол свой на земле, то второй телом стоит на камне в пустыне, а духом возносится на Небеса к Ангелам. О, братья мои, будем возносить дух наш на Небеса, где Христос Господь сидит на престоле Славы Вечной, будем питать и поить дух свой и сердце свое Им, чистой и всемогущей Жизнью. Только так можем удостоиться быть Его сонаследниками в Царстве Небесном. Господи Иисусе, Истинный Боже наш, Пище наша сладкая и Кормильче наш человеколюбивый, не отними нас от груди Твоей Божественной, ибо мы слабы и немощны. Питай нас Собою, о милостивый Кормильче наш. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 26 Сентября. Поучение о том, как мир ненавидит свидетелей греха своего

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

И обрел Ной благодать пред очами Господа Бога. Наивысший Судия, видящий все дела человеческие и оценивающий без пристрастия и без ошибки, оценил труд Ноя, чтобы среди рода испорченного и строптивого сохраниться в правде Божией, и наградил его благодатью Своей. Ной, несомненно, претерпел много страданий и горестей от злобных соседей своих. Несомненно, что он не мог иметь друзей среди них. Наибольшее удовольствие грешника – чтобы затянуть праведника в свою грязную лужу и с ним разделить свой грех. Однако Ной не позволил себя увлечь и затянуть. Он предпочел иметь другом Бога, а не людей неправедных. Для него лучше было остаться с Богом без людей, чем с людьми без Бога. Страх пред Богом, Творцом и Судией, уберег его от общей испорченности. И он был не только праведным, но и совершенным в роде своем. То есть он нисколько не поддался заражению общим злом, а держался правды Божией. Соблазнение на грех и насмешки со стороны грешников все более удаляли Ноя от них. И когда пришел общий потоп на весь род людской, Бог не оставил верного Ноя погибать с остальными, а спас его и прославил, сделав его родоначальником нового рода людского. Прекрасный пример Ноя, братья, учит нас, что и каждый из нас может, если только захочет, угодить Богу даже среди самых закоренелых грешников. О, Боже Праведный и Долготерпеливый, поддержи нас на пути правды Твоей. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 23 Декабря. Поучение об Аврааме ...Я, прах и пепел ( Быт.18:27 ) Вот слова, которые праведный Авраам сказал о себе. Смешны те люди, братья, которые, возгордясь из-за своей дружбы с земными князьями и вельможами, начинают о себе создавать высокое мнение. Авраам удостоился разговаривать с Царем Вечным и Всемогущим, а тем не менее остался непоколебимым в смиренности своей, называя себя прахом и пеплом. Кто он этот Авраам, удостоившийся такого благоволения при жизни, а также похвалы после смерти и от апостола ( Гал.3 ; Евр.11 ), и даже от Самого Господа Христа ( Лк.16:22 ; Ин.8:39 )? Земледелец, который имел все добродетели и жил по Закону Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Но братские слова его вызывали у них еще большую ярость. И Лот удостоился, чтобы Ангелы Божии посетили его и вывели из того беззаконного города, грехи которого вопияли к Богу. А негодники напали на дом Лота, чтобы осквернить святыню гостеприимства. Братья мои, не делайте зла, – умолял их Лот. Но разве послушаются человека нелюди, которые не боятся Бога? Поэтому Ангелы Божии наказали всех слепотой, ослепив от малого до большого. После этого Ангелы вывели Лота из города неправедных, а на город послали дождь из серы и огня. Так истреблен был нечестивый город, и так спасся единственный праведник из этого города. Лучше один праведник, нежели тысяча грешников ( Сир.16:3 ). О, праведный Боже, никогда не оставляющий праведника, исправи неправды наши и спаси нас. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 25 Декабря. Поучение о Мелхиседеке Ты священник вовек по чину Мелхиседека ( Пс.109:4 ) О, сколько у Господа есть скрытых и верных слуг Его, служащих Ему денно и нощно! О, сколько ярких комет на небе звездном, для людей известном, вдруг появляется, просияет и потеряется во вселенском пространстве, оставив повествование о себе! Праведный Аврам со своим потомством – это как знакомое нам звездное небо над головами нашими, а Мелхиседек – как яркая комета, неожиданно появившаяся, перед которой известное нам звездное небо поклонилось и которая в неизвестности скрылась. Кто он, Мелхиседек? Царь Салимский... священник Бога Всевышнего! ( Быт.14:18 ). Он вынес Аврааму хлеб и вино; он благословил Авраама; и ему Авраам дал десятину от всего своего. Но если Авраам столь благословен от Бога, то сколь благословен тот, кто благословил Авраама? О, неисследимые глубины Божия Промысла! Человеческая мысль простирается от нынешнего дня до завтрашнего, а Божия мысль проникает вплоть до последних времен. Мелхиседек, по словам апостола Павла, предображает Самого Господа Иисуса Христа ( Евр.7 ). Ибо когда праотец Авраам был дивным и богоугодным земледельцем, этот Мелхиседек был царем и священником. И Господь наш есть Царь и Священник. Мелхиседек предложил Аврааму хлеб и вино. Господь наш предложил всему роду человеческому Тело и Кровь Свои. Авраам поклонился Мелхиседеку и принес ему добровольно дань. Настоящее потомство Авраамово, т.е. христиане, поклоняются Господу Иисусу и приносят Ему добровольную жертву, дар за дар, за дар Тела и Крови на Кресте. Кто выразит род его? И Христов и Мелхиседеков? Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался ( Ин.8:56 ). Так Господь сказал евреям. Как тот увидел? Прозрел духом. Открыл ему Бог. А увидел и в прообразе Христовом, в том славном и дивном Мелхиседеке, царе и священнике, слуге Бога Всевышнего. О, Господи Иисусе, благослови и нас, как благословил Ты верных слуг Твоих Мелхиседека и Авраама. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 26 декабря. Поучение об Исааке

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

О, Господи Иисусе Христе, помоги нам быть послушными гласу Твоему. Помоги нам устыдиться перед мертвыми стихиями, которые Тебе послушны более, чем мы. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 25 Октября. Поучение о вечернем плаче и утренней радости Вечером водворяется плач, а на утро радость ( Пс.29:6 ) Бог наказывает, и Бог радует. Уже один покаянный помысел смягчает гнев Божий. Ведь Бог гневается на людей не так, как гневается враг, а так, как отец на детей своих. Его гнев кратковременен, его милость бесконечна. Если вечером накажет, то уже утром обрадует. Чтобы люди узнали Его как в наказании, так и в миловании. О, братья мои, если бы люди постоянно узнавали и признавали Бога как Благодетеля, то не знали бы Его как наказывающего и судящего. Ведь и Бог радостнее, когда мы Его узнаем по милости, а не по гневу. Но есть люди очень неблагодарные и безрассудные, которые Бога вообще не вспоминают, когда Он одаривает и милует, а вспоминают лишь тогда, когда Он начинает их наказывать, карать – или болезнью, или смертью в семье, или неудачей и позором среди людей, или огнем, мечом, или землетрясением, наводнением или многими другими розгами и розгочками, которыми Он высекает непробудившихся, предупреждает неблагодарных, приводит в сознание отупевших и напоминает всем и каждому, что Он – Творец и Хозяин, Дародавец и Судия. Вечером водворяется плач, а на утро радость. Эти слова означают еще, что ночь дается для плача и молитвы, покаяния и богоразмышления. Особенно для покаяния, а настоящего покаяния не бывает без плача. Ночью человек без помех рассуждает о делах своих, о словах и мыслях своих, и кается в том, что сделал против Закона Божия. Если ночью человек покаянно плачет, днем он будет радоваться, будет радоваться как новорожденный, как выкупанный, как избавленный от бремени греха. Если же он ночь проводит в грехах и безумном веселии, то день грядущий будет для него печальным и плачевным. О, Господи Иисусе, Спасителю и Учителю наш, наказывай нас, но прости нас; высекай нас, но спаси нас. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 26 Октября. Поучение о бремени греха и избавлении

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Поэтому Господь чудесно открыл уста детям, простым рыбакам и земледельцам, а не Своим противникам, то есть горделивым и пустым князьям и книжникам иудейским. О, Господи Всесильный, Боже Всемогущий, открой и наши уста, чтобы и мы с верой крепкой и радостью детской объявляли славу Твою бесконечную. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 21 Октября. Поучение о том, как в конце у врага не станет оружия У врага совсем не стало оружия, и город Ты разрушил; погибла память их с ними ( Пс.9:7 ) Враг рода человеческого, кровный враг и человекоубийца с самого начала, использовал все оружие и все интриги против человека. И вот он день и ночь придумывает новое оружие и новые интриги, чтобы кого-то погубить; ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить ( 1Пет.5:8 ), как ядовитая змея, затаившись, ждет своей добычи; как паук всюду расставляет свои сети – только бы поймать какую душу человеческую и затянуть ее в свое смрадное царство. Языческие народы составляли его города. До пришествия Христа он там властвовал, спокойно и неограниченно. Идолослужение было служением ему; колдовство и волшебство было служением ему; разнузданность и развратность жизни среди людей он защищал и развивал; приношение людей в жертву, огонь страстей, распри, войны, злодеяния – все это было наслаждением для него. Но в конце концов не стало оружия, города его разрушены, память о нем с шумом исчезла. Этим концом, который упоминает пророк, является пришествие Христа Господа в мир. Господь явил силу Свою над дьяволом , преодолев его искушение на горе; Он явил власть Свою, изгоняя бесов из людей и повелевая им идти туда или сюда; Он явил Свое непобедимое господство над грехом и смертью Своим страданием и Воскресением. И – что, пожалуй, важнее всего – разрушил ад и рассеял силу бесовскую. Он хотел не уничтожить бесов, а рассеял их и оружие их уничтожил – разбил и рассеял их так, как евреев, и еще страшнее, чем евреев. Он освободил народы от их власти: и, что главное, дал людям власть над демонами, чтобы именем Его могли их от себя отгонять. Видите, как Господь со Своей победой над бесами сопрягал Свою милость к людям? Он так обессилил и разбил демонов, рассеял их, что отдал их под власть людей. И так бывшие рабы стали хозяевами, а бывшие хозяева рабами. Но Господь дал власть над демонами не всем людям, а только тем, кто в Него верует и Его заповедям следует. Им дал власть, им дал и оружие. Оружие – Крест.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты ( Пс.31:1 ) От греха возникает страх и смятение, и немощь, и расслабленность, и помраченность ума. Грехом человек настраивает против себя людей, будоражит свою собственную совесть, собирает вокруг себя бесов и дает им оружие против себя. Грехом человек отделяется от Бога, удаляется от своего Ангела Хранителя, отгораживается от источника всякого добра. Совершенный грех означает объявление войны Богу и всем благим силам. Но это еще смешнее того, что осенний лист объявляет войну ветру. Однако происходит и такое, самое смешное, а именно: человек объявляет войну Богу! Само это объявление войны изначально означает поражение и гибель, если человек быстро не придет в себя, не покается и не обратится к Богу за помилованием. Ужасное положение грешника хорошо прочувствовал и сам на себе испытал великий царь Давид. Он чувствовал невыразимый страх и смятение, и расслабленность, и оставленность, чувствовал стрелы людские и стрелы бесовские. Но, осознав свое ужасное положение, Давид признал свой грех , пал в пепел пред Богом, слезами покаяния полил землю и воплями с болью, которая жгла, как огонь, умолил Бога Милостивого, чтобы простил его. И когда ему все было прощено, он почувствовал блаженство несказанное. Это блаженство души прощенной он не может словами высказать; он на основании своих переживаний в двух состояниях, то есть состояния греховного и состояния прощенности от Бога, лишь сообщает, утверждает и уверяет: Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты. Что составляет это блаженство? Свобода , мужество, радость несказанная, сила, мощь, ясность мысли, спокойствие совести, надежда на Бога, песня Богу, любовь к ближним и смысл Жизни! Одним словом, свет, радость, сила – вот те блаженства, которые избавленный от грехов чувствует здесь, на земле. А какие блаженства еще ожидают его на небе, не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку ( 1Кор.2:9 ). О, Господи Боже наш, по милости Твоей безграничной прости нам беззакония и покрый наши грехи! Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 27 Октября. Поучение о том, как Ангелы сражаются за праведников

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010