Создатель в наказание обрек Каина на пожизненный страх 25 и чувство бессилия 26 . Поскольку же все люди – как один человек 27 , и каждый человек – это не только сын одного мужчины и одной женщины, но и сын тысячи поколений 28 , Каин, как один из первых людей на земле, своим грехом бросил тень на всю историю человечества 29 . Следует отметить, что в обличительных словах, обращенных к Каину: «И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли» ( Быт.4,10 ), – слово «кровь» в еврейском тексте стоит во множественном числе. Протоиерей Олег Стеняев дает этому такой комментарий: «Убивая человека, преступник умерщвляет и всех его потомков (которые могли бы произойти от него). Есть и другое объяснение: Каин не знал, как можно убить своего брата, и наносил ему множественные раны, от которых Авель умер» 30 . Таким образом, всякий грех , соделанный человеком, увеличивает грех Каина, расширяет зло на земле.  Следует отметить, что в данном месте Библии впервые поднимается тема моральной ответственности за свои поступки, а также в первый раз, ещё до совершения Каином преступления, только после проявления им чувства зависти, произносится слово «грех» (евр. «хэт» – «промах» 31 ) 32 . «Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? – предупреждает Бог Каина, – а если не делаешь доброго, то у дверей грехлежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» ( Быт.4,7 ). Отсюда видно, что, хотя заповеди «не убий» еще не было, Каин слышал голос Божий 33 и поэтому понимал, что совершает преступление. С одной стороны, будучи попущением Божиим и бичом человечества 34 , война имеет исцеляющее свойство. «Война – это, безусловно, яд; но яд способен как умерщвлять, так и лечить, омолаживать» 35 ,– говорит святой владыка. Бог попускает ужасную войну, чтобы предотвратить гораздо большую беду, навстречу которой идут люди, – окончательное угашение духа и окончательную смерть души 36 . Поэтому главная цель войны научить людей ценить человека больше материального богатства 37 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

И как же диавол будет спасать? Где диавол, там и темница – грех, смерть и ад. Только Христос имел силу, божественную несравненную силу, чтобы из этой темницы выводить и спасать души людские. Сыне, прощаются тебе грехи твои! Юноша... встань! Лазарь, иди вон! Своим могущественным словом Он разрывал узы грешников и выводил мертвых на свет жизни. Своим сошествием во ад Он разорил престол сатаны и освободил души праведников. Своим Воскресением Он явил полно и совершенно власть Свою необоримую над всеми узами диавольскими, над всеми кознями адскими и над последним врагом – смертью. О, Господи, Победителю диавола, Освободителю от греха, Воскресителю мертвых, Тебе поклоняемся и Тебя молим: освободи нас, воскреси нас и благослови нас. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 8 Сентября. Поучение о страданиях Христа, каких Исайя предвидел Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания ( Ис.50:6 ) Это пророчество, братья; а теперь слушайте о точном исполнении этого пророчества: Тогда (Пилат)...бив, предал на распятие ( Мф.27:26 ) – разве это не пророком предсказанное: Я предал хребет Мой биющим? Слушайте дальше: ...один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке...( Ин.18:22 ); и еще: И, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя? ( Лк.22:64 ) – разве это не пророком предсказанное: предал... и ланиты Мои поражающим? Слушайте и далее: насмехались над Ним ( Мф.27:29 ); И били Его по голове тростью, и плевали на Него... ( Мк.15:19 ) – разве это не пророком предсказанное: лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания ? Посмотрите, братья, сколь точно пророчество, слово в слово точно. Посмотрите с ужасом, как ясновидящий человек Божий провидел сквозь стены в несколько сотен лет яснее, чем обычный глаз видит дно чистого мелкого ручья! Это Бог силой Своей неодолимой раскрыл дух человека смертного, чтобы он духом видел события в дали так ясно, как телесными глазами видят вещи вблизи. А как же Сам Бог Всевидящий провидит сквозь мозг костей наших, сквозь туман помыслов наших, сквозь все тайны сердец наших? Он присутствует при рождении мыслей наших еще до того, как они появляются, и желаний наших еще до того, как они зачнутся.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Но Бог их и не скрыл от нас совсем, и не открыл полностью. Сколько немощность наша может принять, столько нам открыто; сколько нам нужно для спасения, столько и открыто. О Духе Святом нам открыто, что Он от Отца исходит и Сыном посылается. И пусть никто не ищет больше, чтобы не впасть в заблуждение. Поскольку от Отца исходит, значит, Он одной сущности с Отцом; поскольку Сыном посылается, чтобы продолжил служение Сына, значит, Он равен Сыну. ...Свидетельствует о Мне Отец, – сказал Господь прежде; а теперь говорит о Духе истины: Он будет свидетельствовать о Мне. Оба Свидетеля равны, поэтому Господь ссылается то на Одного, то на Другого. И Тот, Кто свидетельствовал, и Тот, Кто будет свидетельствовать, равны в сущности. Ибо Господь на будущее не оставил бы свидетеля менее значимого, чем свидетель из прошлого. Так мы говорим по разумению человеческому и относительно времени, хотя в действительности Троица свидетельствует вечно на Небесах, по словам евангелиста: Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино ( 1Ин.5:7 ). Некоторые люди утверждают, что Дух исходит от Отца и Сына. Кто им такое открыл и когда? Мы знаем, что Дух Святой от Отца исходит, ибо это открыл нам Сын Божий, Господь наш Иисус Христос. Поэтому мы отвергаем такого рода дополнения к нашей вере православной, не согласующиеся со словами Самого Господа. Но чтобы воспринять слова Господа Пречистого, нужна большая чистота сердца. Поэтому нужно стараться очистить сердце от страстей, а не устремлять ум свой к бездонным глубинам существа Божия с любопытством и нечистым сердцем, ибо кто так делал, тот впадал в ересь и душу свою губил. О, Господи Боже, Великий и Могучий, хвала Тебе за то, что Ты явился нам через Спасителя нашего Иисуса Христа, и мы знаем, что мы не дети мрака, а дети Света. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 7 Октября. Поучение о Боге Духе Святом, Прославителе Он (Дух) прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам ( Ин.16:14 ) Дух Святой равен по могуществу Отцу и Сыну, и все, что может Отец, может и Сын, может и Дух Святой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

И все, что знает Отец, знает и Сын, знает и Дух Святой. Однако по бескрайней любви Одного к Другому и по бескрайней мудрости в отношении домостроительства ради спасения людей, они являются людям попеременно, с точки зрения времени. Как Отец прославил Сына, так и Сын Отца, так и Дух Святой Сына. Он прославит Меня. Разве Сын Себя не прославил? Да, прославил, но не в той мере, в какой мог, а лишь в той, какую люди того времени могли принять и понять. А со временем Дух Святой откроет еще большую славу Сына Божия, когда Он, Всеблагий, исполнит верных благодатными дарами Своими. Он прославит Меня. Эти слова, братья, Господь говорит и для поучения нам, чтобы и мы, если сделаем какое-то доброе дело, предоставили другим нас прославлять, а не прославляли себя сами. ...Потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Этими словами Господь возвещает единство Духа Божия с Ним, а не подчиненность Духа. Перед этим Он сказал: Он... наставит вас на всякую истину. И чтобы ученики не подумали, что Дух знает истин больше, нежели Сын, и что поэтому Дух больше Сына, Он заявляет, что Дух от Моего возьмет и возвестит вам. И Христос мог наставить учеников на всякую истину, но ученики в то время еще не были способны принять всякую истину. Поэтому их в свое время Дух наставит на всякую истину. Но, возвещая им всякую истину, Дух не будет возвещать то, что Сыну не известно или, тем паче, то, что противоречит знанию и воле Сына. Поэтому Господь и говорит: ...потому что от Моего возьмет и возвестит вам. О, Святой Троицы Единство чудесное, о Трипламенная Сила, Свет и Любовь от одного и того же Огня! О, Троице Святая и Пресвятая, зажги любовь Божественную в сердцах наших. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 8 Октября. Поучение о достоянии общем Отца и Сына Все, что имеет Отец, есть Мое ( Ин.16:15 ) Это одно из последних высказываний Господа Христа перед Его страданиями. И оно из самых значимых, поскольку возвещает миру Божество Христа Спасителя, а в связи с последующими словами – Поэтому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам – возвещает и равенство Духа Святого с Отцом и Сыном.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Объясняя слова пророка Исайи о Мессии как Миротворце: «И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис.2,4), — святитель Николай задает вопрос: «Исполнилось ли это пророчество о Христе как Миротворце?» Несмотря на то, что и до сего дня идут войны, Сербский Златоуст отвечает на этот вопрос утвердительно [liv] . По словам сербского святого, все люди, которых сотворил Бог, могут ужиться на земле. И пространства, и воздуха дал Бог вдоволь для всех. Но, чтобы жить в мире друг с другом, люди должны проявить добрую волю [lv] , чтобы стать достойными причастниками Божественной благодати. Возможность получить от Бога дар мира, который получили апостолы (ср.Ин.20,19) [lvi] , предотвратить войну, предотвратить новый Каинов грех [lvii] не достигается внешними средствами в сжатые сроки [lviii] . Сначала нужно внутренне преобразиться каждому человеку. Дело это нелегкое и непоспешное. Чтобы исчезли внешние войны между людьми и нациями, каждому человеку надлежит развязать войну против самого себя. Именно такую войну заповедует Евангелие [lix] . Из этих слов святителя видно, что Христос Спаситель Своей смертью сделал всё, чтобы примирить людей с Богом. Однако со стороны людей должно произойти преображение через войну самого человека со своими внутренними врагами – страстями [lx] . «Коль хочешь добиться свободы революцией, — читаем в книге «Мысли о добре и зле», — сначала подними революцию против самого себя и тогда увидишь, что все остальные революции излишни» [lxi] . Святой владыка с сожалением замечает, что главная причина войн — надменное превозношение человека над человеком и народа над народом. От кичащегося высокомерия омрачается ум, и люди не видят Бога. А как только они потеряют Бога из виду, тотчас утрачивают сознание того, что человек человеку брат [lxii] . «Внутреннее богоборчество свершается внешним человекоборчеством, — пишет святитель в своем труде «Символы и сигналы», — внутренняя брань – внешней войной» [lxiii] . По мысли святого, каждый воюет не столько из ненависти к другому, сколько из любви к самому себе. [lxiv] Поэтому в одной из своих молитв святитель просит Господа о том, чтобы Он «спас нас от нас самих» [lxv] , а правило «освободись от самого себя» называет главнейшим правилом нравственности [lxvi] .

http://bogoslov.ru/article/4498619

Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное и день мщения Бога... ( Ис.61:1–2 ) Это великое программное пророчество прочитал Господь Иисус в самом начале Своего спасительного служения в Назарете перед иудеями, а прочитав, сел и сказал: Ныне исполнилось писание сие ( Лк.4:16,21 ). Одно из самых темных пророчеств для книжников и священников иудейских Он прочитал, закрыл книгу и сказал: Ныне исполнилось писание сие. Это пророчество никто из иудеев не смел затрагивать, ибо никто не знал, к кому оно относится. Семь столетий минуло с тех пор, как пророчество это изречено и записано, и никто не знал, к кому оно относится. Когда же пришел Тот, к Кому это пророчество относится, Он его прочитал и указал на Себя. Так Великий Господь наш оправдал пророка Своего и представил Себя миру. Дух Господа Бога на Мне... Зачем Он это говорит, когда Сам равен Духу, как и Отцу? Ради свидетельства людям, как толкует святой Златоуст. Не говорит: «Благодать Духа», а говорит: Дух», так как благодать Духа на людях верных, а на Нем – Сам Дух, что и явлено было на Иордане. Дух – Свидетель Сына, и ни мгновения Сын не был без Духа. Господь Иисус часто упоминает Отца и Духа Святого, во-первых, из безграничной любви к Отцу и Духу, любовь же всегда приписывает свое другим, а во-вторых, ради поучения гордым людям, чтобы не выпячивали себя, а воздавали почитание другим, равным себе. Все остальное, что сказано в этом удивительном пророчестве, исполнил Господь чудесными деяниями Своими буквально. Он пришел, прежде всего, чтобы объявить милость Божию людям, а в то же время и Страшный Суд для тех, кто эту милость презрит и отвергнет. Это видение Исаии, сына Амосова, пророка Божия, пророка истинного. Поклонимся, братья, Исаии, чьи богодухновенные уста прорекли Спасителя и спасение наше, и не престанем поклоняться чудесному Спасителю нашему, Господу Иисусу Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

И Он им привел три значительнейших свидетельства: во-первых, свидетельство Своими собственными делами: ...Самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне... ( Ин.5:36 ); во-вторых, свидетельство Отца Своего Небесного, Который Его как Сына Своего засвидетельствовал на Иордане и на Фаворе: И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне ( Ин.5:37 ); и, в-третьих, свидетельство Священного Писания : Исследуйте Писания... а они свидетельствуют о Мне ( Ин.5:39 ). Какие бы еще свидетельства потребовались человеку хоть с каким-то умом? Но у старейшин иудейских ум помрачен был в такой степени, что они ничего не могли ни видеть, ни понимать. Когда человеколюбивый Господь сделал все, что нужно было сделать для спасения и старейшин иудейских, и когда они отвергли все свидетельства о Нем, а тем самым отвергли и спасение для себя, тогда Он им сказал: Если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно. О, братья мои, да не останемся с каменными сердцами, как те ослепленные стрейшины, и да не отвергнем единственное спасение свое. Не будем искать никаких иных свидетельств, а будем верить тому, что нам Сам Господь Иисус говорит о Себе. Он о Себе сказал, что Он есть Истина. И мы той Истиной питаемся и спасаемся. О, Господи Иисусе, Истино живая, Истино вечная, не удаляйся от нас, а просвети нас и спаси нас. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 23 Сентября. Поучение о том, как грешные люди охотнее принимают злодея, чем благодетеля Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете ( Ин.5:43 ) Кто тот второй, который придет во имя свое и которого грешные люди примут охотнее, чем Христа Господа? Это тот, который не носит креста и не ходит узким путем; тот, который любит нечистоту и распространяет нечистоту; тот, который является воином вечной смерти, а не Вечной Жизни; тот, который льстит безбожникам и поощряет всякую страсть и всякий порок – это антихрист. Он придет во имя свое, а не во Имя Божие. И все те, кто не принял Христа, примут его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее ( Ин.10:18 ) Божественная сила Господа нашего Иисуса Христа проявилась и в полной власти Его над Самим Собой. Если бы сила Божественная могла отделиться от любви Божественной, тогда бы можно было сказать о Христе: «Он мог воплотиться, а мог и не воплотиться»; а также: «Он мог умереть, а мог и не умереть». Но Он воплотился по любви Своей Божественной к людям; и по той же несказанной любви Он предал Себя на смерть, как пастырь добрый за стадо свое. Человек, сам себя убивающий, не имеет власти над душой своей, и убивает себя не по власти своей, а под властью греха или под властью диавола, или под властью каких-то тяжелых обстоятельств. Подобно и человек, которого другие убивают, не имеет власти над душой своей, и не может сказать о душе своей перед убийцами: «Имею власть отдать ее», ибо он вынужден положить ее, независимо от желания. Только Господь Иисус мог такое сказать перед иудеями, убийцами Своими: Имею власть отдать ее... Имея такую власть, Он мог посредством чуда, что несложно для Него, сделать так, чтобы иудеи все погибли прежде, чем Его бы на Кресте распяли. Но Он наперед видел спасоносные плоды от Своей Смерти, поэтому добровольно предался, чтобы убитым быть. ...И власть имею опять принять ее. Этими словами Он предвещает Свое Воскресение. Соответственно, по Своей Божественной власти Господь и умер, и воскрес. О, Господи Всемогущий и Человеколюбивый, как дивно Ты устроил спасение людей по силе и любви Своей Божественной. Помоги нам, о, только помоги нам, чтобы мы приняли это спасение. 30 Сентября. Поучение о единстве сущности Отца и Сына Я и Отец – одно ( Ин.10:30 ) Чем больше чудес творил Господь Иисус и чем больше приближался к смерти, тем все откровеннее говорил о Себе. Многочисленные чудеса и длительное время, достаточное для размышлений, действовали и на незлобивых, и на злобных: незлобивые стали восприимчивыми к откровениям высоких тайн Божиих, а злобные все более злобой себя помрачали и делали неспособными к восприятию этих тайн. Поэтому злобные взялись за камни, чтобы Его убить.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит... ( Ин.7:7 ) Почему мир ненавидит Христа Господа? Это Сам Господь сразу объяснил: ...Потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы. Никого люди не ненавидят так, как свидетелей греха своего. Оттого самые мерзкие дела творятся ночью, в темноте. Но разве Бог не видит ночью, и в темноте? Бог видит, воистину, да Бога не видят злодеи. Даже если некоторые из них и верят немного в Бога, то, по недостаточной своей просвещенности, думают, что темнота служит завесой между людьми и Богом. Господь Христос ясно показал Сам Собою, что Бог Всевидящ и что никакой мрак не мешает оку Его видеть. Он видел людей в дали, как, например, Нафанаила под смоковницей. Он видел ослицу и осленка в другом селении. Его взору не мешала отдаленность в пространстве. Он предвидел отречение Петрово, предательство Иудино, Свою смерть и Воскресение, разорение Иерусалима, вечность Церкви Своей, страдания последователей Своих и события в конце времен. Его взору не мешала и отдаленность во времени. Но зачем перечислять? Что скрыто более, чем сердце человеческое? Разве сердце не скрывает толстая завеса плоти? И разве помыслы в сердце скрыты не еще более, чем само сердце? А Он все-таки проникал Своим взором во мрак сердца человеческого и читал помыслы людские в сердце. Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ( Мф.9:4 ) Так разве удивительно, братья, что такого Свидетеля боялись все те, кто зло помышлял или зло творил? Разве удивительно, что Его ненавидели злодеи? Вас мир не может ненавидеть. Кого это? Всех вас, участвующих во зле мира и вследствие своего участия не смеющих свидетельствовать против мира даже в том, что знаете. Как те, кто боится людей, будут свидетельствовать против людей? Как те, кто ищет славы от людей, посмеют вызывать негодование людей против себя? О, братья мои, нам лучше, чтобы нас мир ненавидел, а Христос любил, чем весь бы мир любил и славил, а Христос отвращал Лицо Свое от нас, говоря нам: Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел ( Ин.15:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

О, Сыне Божий, совечный Отцу и Святому Духу, просвети нас и спаси нас. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 15 Сентября. Поучение о Слове Божием – Создателе мира Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть... ( Ин.1:2–4 ) О чудесном Слове Божием, братья, говорит Евангелист, о сущности словесной, осмысленной, о Мудрости Божией вечной, о Сыне Божием совечном. Это чудесное Слово было единосущным со Отцом и Духом Святым, а ипостасно отличным и от Отца, и от Духа, ибо рождалось от Отца нерожденного. Оно было, есть и будет. Когда Оно было у Бога? В начале, – говорит Евангелист. Что означают эти слова в начале? Они означают «первоначально» или «прежде всего». То есть, прежде всего Слово Божие было у Бога, всегда единосущное со Отцом, ипостасное как Сын, но еще не воплощенное. Потом это Слово Божие воплотилось, и во плоти явилось роду человеческому. Пока Оно было как невоплощенное Слово у Бога, все чрез Него стало быть. Небо и земля, весь мир Небесный и весь мир земной – все стало быть чрез Него, это Слово Божие, пока Оно было невоплощенным у Бога. ...Без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Прежде всего, смерть и грех представляют тьму. Эта тьма не объяла Сына Божия. Но и весь сотворенный мир есть тьма по отношению к Богу, однако в этой тьме светит Слово Божие, Мудрость Божия словесная, красноречивая, величественная. Каждое создание было бы тьмой, если бы из него не светился таинственный свет Сына Божия, чрез Которого все начало быть, что начало быть. Оно было в начале у Бога. А что потом было с Ним? И Слово стало плотию. Доселе – история сотворения мира, отселе – история спасения рода человеческого. Но, став плотию, Слово Божие не удалилось от Бога Отца и Духа Святого, ибо Троица Божественная нераздельна, а лишь облеклось плотью и душой человеческой, чтобы в тени плоти – Солнце из Солнц – могло приблизиться к людям и спасти людей. О, братья мои, сколь умилительна и несказанно удивительна тайна воплощения Божия! Если эту тайну примем сердцем, то легче приблизимся к ней и умом...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010