У Даниила пророчество о камне – для язычников, а у Исаии – для иудеев. Господь Иисус Христос есть тот камень, который, во-первых, положен – в основание всего Божия творения, ибо Он есть Слово Божие и словесность Божия, а во-вторых, в основание Ветхого Завета как приготовительного и, в-третьих, – в основание Нового Завета как завершительного. Камень краеугольный – это камень самый крепкий и самый прочный, связывающий другие камни и поддерживающий стены разных направлений в единстве и целостности. Если рассматривать Господа Христа внутри нас, Он тоже является краеугольным камнем, связующим и объединяющим различные духовные способности в единство и целостность, чтобы все действовало в одном направлении – в направлении Бога и Царства Божия. И если рассматривать Господа Христа в истории человечества, Он тоже является краеугольным камнем, связующим и объединяющим иудейство и язычество в один Дом Божий, в Церковь Божию. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос ( 1Кор.3:11 ), – говорит апостол Нового Завета в согласии с пророком Ветхого Завета. И кто до сих пор веровал в этот Камень Спасения, тот не постыдился. Никогда не постыдится и тот, кто уверует в него. Ибо это Камень крепко утвержденный, воистину камень испытанный, краеугольный, драгоценный. О, Господи Иисусе, Камене спасения нашего, укрепи в нас святую и спасоносную веру в Тебя, Единственного Спасителя нашего. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 4 Сентября. Поучение о пророчестве чудес Христовых Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь ( Ис.35:5–6 ) Приидите, братья, удивимся силе Бога нашей жизни, открывшего глаза смертному человеку, чтобы он видел во пребольшой дали времен то, что совершится. Да еще как чтобы видел – до подробностей, будто пророк тот сам был апостолом, ходил со Христом Господом и видел чудо за чудом: как Он слепым возвращает зрение, и глухим слух, и хромым здоровые ноги, и немым голос и речь! Когда Иоанн Креститель из темницы послал своих учеников спросить у Христа: Ты ли Тот, Который должен придти, Господь Христос ответил им словами Своего пророка Исаии: Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают ...( Мф.11:4–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

А из всех перемен его самая славная из славных – это когда неверные обращаются и становятся верными. Первая перемена произошла с израильтянами, которые убили Христа; вторая произошла с египтянами, которые уверовали во Христа. Некогда в Египте были наибольшие гонения на верующих в Единого Живого Бога, ибо прежде египтяне имели множество мертвых богов – идолов и предметов, которым поклонялись, сказок и гаданий, которыми себя обманывали. Но вот что пророк прорицает! Какое дивное видение! Египтяне узнают Господа Единого и Живого тогда, когда Бог Господь во плоти явится среди людей. Идолы будут свергнуты, храмы демонам и животным разрушены, а Богу Живому и Единому алтарь возведен. Будет приноситься Жертва бескровная вместо кровной, словесная вместо бессловесной. Сотни тысяч иноков примут на себя обет бессребренничества, послушания и поста из любви к Господу. Наибольшие подвижники явятся в том некогда мрачном Египте, самые храбрые мученики за Христа Господа, самые просвещенные умы, самые прозорливые чудотворцы. О, какое дивное видение! И какое дивное осуществление этого видения! Святой Златоуст пишет: «Даже солнце со множеством своих звезд не столь сиятельно, сколь пустыня египетская со своими иноками». Истинно осуществилось все то, что увидел и прорек Исаия, сын Амосов, пророк прозорливый и истинный. О, Господи Благосердный, смиловавшийся над Египтом, некогда чинившим гонения над верными Твоими, и просветивший его Светом Истины, просвети и нас, и укрепи нас благодатью Духа Твоего Святого и примером великих египтян-христиан. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 3 Сентября. Поучение о чудесном камне в Сионе ...Вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится ( Ис.28,16 ) Этот чудесный камень, братья, – Сам Господь наш Иисус Христос. Потому что если бы пророк имел в виду обычный камень, то не упоминал бы веры в него, иначе бы он пророчил идолопоклонство. И у пророка Даниила речь идет о камне, который оторвался от горы, разбил большого истукана и сделался великою горою и наполнил всю землю ( Дан.2:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Как говорилось выше, повеление людям после потопа населять землю было сугубым напоминанием заповеди, которую дал Бог первым людям в раю: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю…» (Быт. 1, 28). Однако, как замечает святитель Николай, наперекор воле Божией бесы хотели, чтобы все потомки Ноя жили в одном месте [xiii] . Характеризуя внутреннее состояние послепотопного человечества, сербский святой говорит: «Если люди до потопа были безнравственными, то после потопа они были и безбожными» [xiv] . Саму же Вавилонскую башню святой владыка называет нарывом на земле [xv] , чистой воды богоборчеством [xvi] , первым примером богоборческого коммунизма [xvii] . Следует отметить, что преподобный Максим Исповедник также смотрит на Вавилонскую башню как на символ богоборчества. По мысли преподобного, уже то, что люди прежде двинулись с востока – области света (то есть единственного и истинного ведения о Боге), а затем пришли в землю Сеннаар (Быт. 11, 2–4), которая толкутся как «богохульные уста», свидетельствует, что строившие башню впали в многоразличность мнений о Божестве и, складывая, словно башню, кирпичики речи каждого мнения, стали возводить, словно башню, многобожное безбожие [xviii] . Святитель Феофан Затворник прямо говорит, что Вавилон – это образ греховности всесторонней, и призывает всех христиан «оставить грех и обраться ко Господу всем сердцем» [xix] и тем самым выйти из Вавилона и спасти душу. В библейском повествовании о строительстве Вавилонской башни сербский Златоуст видит следующие греховные ступени: 1. «Построим себе город» (Быт. 11, 4) – означает, что люди хотели всю свою жизнь устроить без Бога и без Божиего благословения [xx] . Во все времена разница между людьми состоит в том, имеют ли они благословение Божие или нет. «Нерасторжимая общность с Богом, – читаем мы в «Миссионерских письмах», – приносит благословение, а отпадение от Бога – значит лишение благословения. От одного благословенного чада весь дом может получить благословение и преуспевать во всем, а от одного неблагословенного весь род может терпеть скорби» [xxi] . Святитель подтверждает свои слова Священным Писанием: «Пророк Иона бегал Бога и противился заповедям Его: так отпал он от благословения Божия. Из-за этого едва не погиб корабль, на котором он плыл. Когда Иону высадили с корабля, буря прекратилась. Благословенный Павел на пути в Рим спас от бури другой корабль и двести семьдесят шесть душ, находящихся на нем, по слову Ангела, который явился ему во сне и сказал: не бойся, Павел! тебе должно предстать пред кесаря, и вот, Бог даровал тебе всех плывущих с тобою (Деян. 27, 24)» [xxii] .

http://bogoslov.ru/article/5514684

Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня ( Ин.14:6 ) Эти святые слова, братья, не только сказаны, но и кровью политы, Воскресением подтверждены, Духом Святым в сердца верных введены и Церковью на протяжении веков и веков доказаны – и доказаны. Из всех благ мира люди более всего любят жизнь. И люди жизнь любят больше, чем истину, хотя нет жизни без истины. Значит, верховное благо – жизнь, а истина – основание жизни. Кто любит жизнь, тот должен любить и истину. Но где путь к истине? Я есмь путь, – говорит Господь. Он не говорит: «И Я есмь путь», чтобы кто-то не подумал, будто есть и некий иной путь к истине, вне Господа Иисуса. Однако Он – не только путь, но также и истина и жизнь, чтобы никто не думал, будто бы есть и некая иная истина, и некая иная жизнь вне Господа Иисуса. Он для того родился как человек, чтобы людям путь показать; потому и распятию подвергся, чтобы Кровью Своей обозначить путь. ...Никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Это должны понимать те, кто обманываются в помышлениях, будто бы могут познать Бога и обрести Царство Божие и вне Господа Иисуса Христа. Эту ложную надежду, этот отчаянный самообман их пресек вышеприведенными словами Господь. И апостол, который эти слова слышал и записал в Евангелии, а еще и в послании своем передал их так: Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца ( 1Ин.2:23 ). О, Господи Иисусе Благословенный и Источниче благословения, Ты для нас воистину единственный Путь, единственный Свет, единственная Истина, единственная Жизнь и единственный жизни Податель. Тебя признаем пред людьми и пред Ангелами как Единого Бога и Спаса нашего. Помилуй нас и спаси нас. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 4 Октября. Поучение о Божестве и сущностном равенстве с Отцом Видевший Меня видел Отца ( Ин.14:9 ) Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас, – сказал Филипп. На эти слова Господь Иисус ему ответил: Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца. Так ответил Господь Своему ученику.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Обо всех этих делах и мы, братья, услышали из Священного Писания . Да и о скольких и каких еще, которые Давиду неизвестны, поскольку были после него! Разве в дополнение к тому, что Давид слышал, мы не слышали о несравнимо больших и более чудесных делах Божия Промысла и Божия человеколюбия? Сын Божий воплотился от Пречистой Девы и жил как человек среди людей, мудрость излил, чудеса совершил, смерть умертвил, дьявола посрамил, силу дал последователям Своим. Об этом не слышал Давид, а мы слышали, ибо нам это сообщили наши духовные Отцы – апостолы и евангелисты, мученики и праведники и все по порядку святые от времен тех, дней давних, до дня нынешнего. И это не только они нам сообщили, но и Дух Божий ежедневно являет через Церковь Святую, через благодатные Таинства, через чудеса многочисленные и бесчисленные. Вот нам повод для великой радости, но и для великого страха. Ибо нам дано много, а потому и с нас много спросится. Нам дано духовных благ больше, нежели всем тем, кто жил до Христа – больше мудрости и знаний, больше славы Божией и силы, и больше, намного больше, примеров Божией любви к человеку и человеческой любви к Богу. Так вот, богачи из богачей, спросите себя, что вы за все это дали и даете Богу. Постарайтесь, следовательно, чтобы не устыдиться на Суде Божием. Как сон, пролетают наши дни на земле, и скоро пролетят все. И скоро глас трубы Ангельской созовет все народы и всех людей на Суд Божий Страшный. Постарайтесь, чтобы не устыдиться. Ибо вы не сможете оправдаться: дескать, мы не знали, мы не имели... Вы знаете, имеете больше откровений, чем Давид и Соломон. И спросится с вас больше, чем с них. О, Сыне Божий, Великий и Чудный Господи Боже и Спасе наш, напоминай нам каждый день и каждый час о Крови Твоей Святой, пролитой за нас. Чтобы не забывали мы, Господи, и чтобы навечно осуждены не были. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 3 Ноября. Поучение о боговдохновенном сердце и языке Излилось из сердца моего слово благое... язык мой – трость скорописца ( Пс.44:2 ) Вот оно, вдохновение Духом Святым! Пророк желает говорить о Христе Господе – и сердце его наполняется силой и мудростью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Еще скажите Вашим дочерям, что эти архиторговцы модой под именем культуры и просвещенности, красоты и эстетики рекламируют свои изобретения, думая только о прибыли и посмеиваясь в кулак. Эти слова, которые когда-то произносились с уважением, служат им теперь просто красочным торговым ярлыком для продажи товара. Некогда европейские царские дворы служили образцом красивой одежды, при этом они прежде всего заботились о том, что в устах Ваших дочерей звучит как пустословие, — о культуре, красоте и вкусе. Но сегодня, к сожалению, и королевские, и княжеские дворы подчинились модной тирании, которую навязывают лавочники. Эти красивые господские одежды еще можно иногда увидеть на некоторых благочестивых людях, особенно в Македонии и Черногории. Одна американка, преподаватель, недавно посетила Цетинье, и она мне рассказывала, что некое женское общество пригласило ее на чай. Черногорки пришли в своих прекрасных народных костюмах, а американка — в своем модном платье. «Мне было очень стыдно самой себя: я выглядела как цыганка среди цариц!» — говорила она. Еще вы можете прочитать Вашим дочерям предостережение пророка Исаии еврейским модницам: И сказал Гос­подь: за то, что дочери Сиона надменны и ходят, подняв шею и обольщая взорами, и выступают величавою поступью и гремят цепочками на ногах, — оголит Господь темя дочерей Сиона и обнажит Господь срамоту их; в тот день отнимет Господь красивые цепочки на ногах и звездочки, и луночки, серьги, и ожерелья, и опахала, увясла, и запястья, и пояса, и сосудцы с духами, и привески волшебные, перстни и кольца в носу, верхнюю одежду и нижнюю, и платки, и кошельки, светлые тонкие епанчи, и повязки, и покрывала. И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос — плешь, и вместо широкой епанчи — узкое вретище, вместо красоты — клеймо. Мужи твои падут от меча, и храбрые твои — на войне. И будут воздыхать и плакать… (Ис 3, 16–25), которое со временем вполне подтвердилось. От Господа мир Вам и здравия. Из собрания творений святителя Николая Сербского (Велимировича) в трех книгах , выпущенного издательством Сретенского монастыря.

http://pravoslavie.ru/36038.html

Покаянием Иоанн приготовлял путь, а крещением в воде делал прямыми стези. Путь и стези – это души человеческие. Покаянием души человеческие приготовлялись, чтобы принять семена Христа, а крещением в воде – чтобы те семена заложить глубоко в почву сердца своего. И надменные, и убогие, когда нагими погружаются в воду, все одинаковы и уравнены в ничтожестве своем пред величием Преславного Христа Спасителя. Всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся... Здесь речь идет не о долинах и холмах на земле, но о нищих людях и надменных людях. Как мертвецы на кладбище в глазах живого человека все одинаковы, так и все грешники, нищие и надменные, рабы и господа, одинаковы пред Богом Живым. Такое чудесное видение видел Исаия, сын Амосов, пророк Бога Живого, Бога Единого и Истинного. О, Господи, Царю Небесный, Коему воинства Небесные поклоняются денно и нощно, призри еще раз на ничтожество наше и ради унижения Твоего и страдания Твоего за нас спаси нас. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 6 Сентября. Поучение о характере Христа, как его прорицает Исайя ...Не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине ( Ис.42:2–3 ) Кто имеет больше права, как не Господь Сын Божий, вопиять в земных пределах, в винограднике Своем, на беззаконных? Кто имеет больше права порицать грешников, которые опорочили Бога и Закон Божий? О, кротость умильная, невиданная среди людей! О, чистая вода горная, с высот ниспадающая и тихо очищающая нечистоту селений людских! Многие безбожники считают, что уверовали бы в Христа, если бы услышали от Него слова не благие, а громовые. Но пусть скажут безбожники, что лучше – слова громовые, с шумом и грохотом, которые проходят без действия, как дым, гонимый ветром, или же слова благие, которые имеют действие грома? Может ли легион громов изгнать легион бесов из одного одержимого человека? Ведь легион громов прогремел над Гадаром, но легион бесов в одержимом человеке этого и не почувствовал.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Он создает это Тело и по отдельности каждый член этого Тела; Он Созидатель, и Он единственный, Кто знает план созидаемого строения. Он не позволяет, чтобы какая-то составная часть этого строения была несоразмерно большой или несоразмерно малой. Он дает меру всему и каждому. Так он наделяет кого-то пятью талантами, кого-то двумя, кого-то одним. Чтобы никто не обижался, и никто не завидовал. Чтобы не обижался – ибо если меньше получил, то меньше и отвечать будет; чтобы не завидовал – ибо если кто-то имеет больше, то это не его, а Божие. Если кто-то имеет много, от него и требоваться будет много – все, как сказано в евангельской притче о талантах. О, братья мои, пусть каждый из нас осознает меру дара своего и ответственности своей. Будем чтить и свой дар, и дар соседа нашего, ибо все дары от Бога и Божии. Господи Иисусе, Дародавче Великий даров различных, Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 7 Декабря. Поучение о Нисшедшем и Восшедшем Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все ( Еф.4:10 ) Господь Иисус по человеколюбию Своему сошел низко, так низко, что ниже не могло быть, а затем взошел высоко, так высоко, что воистину выше невозможно. Он сошел в самые низкие места земли, то есть в самый ад, откуда освободил и в Царство Небесное ввел праотцев, пророков и праведников. Совершив Свое дело и на земле, и в аду, Он вознесся превыше всех Небес. Взошел Тот же, что и сошел, без никаких изменений, за исключением только того, что сошел без тела, а взошел с телом. Значит, нельзя считать, что Сын Божий – это одно, а Сын Человеческий – другое, как утверждали еретики; Сын Божий и Сын Человеческий – это Одна Личность, Один и Тот же Богочеловек и Спаситель наш Иисус Христос. Он Один и Тот же вчера, сегодня и завтра; Он Один и Тот же в низине, в выси, на земле, в аду и на Небесах. Он унизился ниже всех людей – и возвысился выше всех Ангельских сил. Чтобы показать Своим примером истинность Своих слов: кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится ( Мф.23:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Несомненно, что красота духовная придает какую-то удивительную притягательность даже самому нескладному телу, тогда как уродливая душа делает отвратительным даже самое складное тело. Пророк Давид, изливая слово благое, говорит Царю своему, Христу Господу: Ты прекраснее сынов человеческих... Господь Сам Себе создал телесное облачение таким, какое Он хотел. Если бы Он хотел явиться в мир как телесно самый прекрасный человек среди всех сынов человеческих, Он это мог бы сделать. Но в Евангелии нет и упоминания о том, что Он телом Своим привлекал людей к Себе и телесным строением воздействовал на людей. Сам Он сказал: Плоть не пользует нимало ( Ин.6:63 ). Значит, ясно, что Давид говорит не о телесной красоте Царя Христа, а красоте Его духовной, Божественной. Это, кстати, вполне понятно из последующих слов Псалмопевца: благодать излилась из уст Твоих. Значит, непревзойденная красота Сына Божия заключается не в форме, очертаниях уст Его, а в потоке благодати, которая из уст Его изливается. ...И мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему ( Ис.53:2 ), – говорит опять же о Христе пророк Исаия. И как согласуется сказанное Исаией с тем, что говорит Давид? Полностью согласуется. Давид говорит о внутренней красоте Христа, а Исаия – о Его внешне униженном виде. Исаия хочет сказать: мы видели Его не как царя или богача, а как Слугу и Страдальца. О, Господи Иисусе Христе, Ты для нас прекраснее всех людей и Ангелов – слава бессмертной и непреходящей красоте Твой. Молимся Тебе: исправи, Господи Благий, исправи безобразие душ наших, изуродованных грехом. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 5 Ноября. Поучение о красоте дочери Царя Вся слава дщери Царя внутри...( Пс.44:14 ) Церковь Божия – дочь Царя. Какой бы ни была она внешне бедной, и невзрачной для телесного глаза, и гонимой, и униженной, однако внутри она исполнена царского сияния и красоты. Царь предопределяет красоту царской дочери, Тот, Кто прекраснее сынов человеческих. Церковь Божия – как облачение Христово: Христос живет в ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Однако, с сожалением отмечает святитель, тысячи людей, переживших длительные войны, ничему не научились, кроме дерзости и эгоизма [xxxviii] . «Многие христиане Европы и Америки, во время войны поспешавшие в церковь до начала богослужений, только бы найти место в храме, после войны стали прохладнее относиться к вере и отпадать от веры в Бога. Если же им напоминаешь об этом, они с иронией отвечают, что вера уже несовременна» [xxxix] , — пишет святой владыка в книге «Война и Библия». Поэтому отсутствие военных действий не всегда является благом для человека. Священное Писание свидетельствует, что ненавистен Богу такой мир, когда «от малого до большого, каждый предан корысти, и от пророка до священника – все действуют лживо; врачуют раны народа Моего легкомысленно, говоря: «мир! мир!», а мира нет. Стыдятся ли они, делая мерзости? Нет, нисколько не стыдятся и не краснеют. За то падут между падшими, и во время посещения Моего будут повержены, говорит Господь» (Иер.6,13-15). Святой пророк Исайа возвещал, что прочный мир может быть только при благочестии народа: «Так говорит Господь, Искупитель твой, Святый Израилев: Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти. О, если бы ты внимал заповедям Моим! тогда мир твой был бы как река, и правда твоя – как волны морские (Ис.48,17-18)». В Новом Завете также не заповедуется мир во что бы то ни стало, но внушается: «Если возможно, мир имейте со всеми людьми» (Рим.12,18). Святитель Николай, сравнивая войну с болезнью, говорит вместе с тем и о том, откуда берутся «бациллы войны» [xl] . «Если бы наша жизнь была богоугодной, конечно же, до войны бы не доходило» [xli] , — пишет святой. «Безбожный мир — колыбель войны» [xlii] , — заключает владыка. В своем труде «Мысли о добре и зле» святитель сравнивает войну с политической хирургией, которая намного больше превосходит политическую медицину в целом. Святой владыка с горечью пишет, что очень часто политики возлагают надежду на ампутацию, но в оперированном теле человечества вновь и вновь возникают кровотечения, которые невозможно остановить без жизни по заповедям Божиим [xliii] . По словам святителя Василия Великого, если бы воздержание и пост сделались законом мира, «тогда не ковали бы оружия» [xliv] .

http://bogoslov.ru/article/4498619

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010