И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях (Мф 9, 35). Город или селение — Ему все равно. Ему не нужны ни города, ни селения — Ему нужны люди. По всем городам и селениям , — говорит евангелист, дабы подчеркнуть ревность Христову о деле. Яко ревность дому Твоего снеде мя (Пс 68, 10). Для Него воистину один день был как тысяча лет. Дело Христово было тройственным, как показывают слова евангелиста. Он учил, Он проповедовал, благовествуя о Царствии, и Он исцелял всякую болезнь и всякую немощь в людях. Учил — означает: толковал дух творения и ветхозаветного закона. Проповедовал — означает: полагал основание новому творению — Царствию Божию, Церкви святых. Исцелял — означает: делами подтверждал Свое учение и Свою проповедь. И все это Господь творил из любви не только к тогдашним людям, Своим современникам, — Он Современник всего, что было, что есть и что будет, — но и к нам. Да зажжет светом Своим светильник в душе нашей, да выйдет Своею любовью в сретение вере нашей, чтобы от сего сретения Божией любви и нашей веры родилось чудо нашего спасения: исцеление нашей духовной слепоты, нашей немоты и одержимости, всякой нашей болезни и всякой немощи. О, Господи Иисусе Христе, Сыне Бога Живаго, помилуй нас! Дабы и мы сподобились прославить имя Твое по всей земле, по всей земле народа нашего и по всей земле человечества, живого и усопшего. Имя Твое и Преславного и Безначального Отца Твоего, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом — Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь. Из собрания творений святителя Николая Сербского (Велимировича) в трех книгах , выпущенного издательством Сретенского монастыря. Приобрести издание можно в магазине « Сретение ». скрыть способы оплаты Комментарии 24 июля 2017, 07:56 Спасибо за истину! Дмитрий Фатеев 29 июля 2014, 09:55 Господи помилуй! mila t 29 июля 2014, 00:51 Святой наш отче Николае святитель !

http://pravoslavie.ru/36032.html

Объясняя, почему среди принявших христианскую веру иногда бывает больше безнравственных и безбожных, чем среди нехристиан, которые не имели всего и не потеряли всего, святитель говорит: «Кто не удовлетворится и самым светлым ликом истины, тот не верит ни в какую истину и уже не ищет никакой истины» 100 . Более подробно эту мысль святой владыка развивает в «Беседах»: «Ибо когда в одной и той же темноте окажутся два человека, темнее бывает в глазах у того, кто зашел во тьму с большего света» 101 . А Европа не только погасила в себе Евангельский свет и ослепила себя, удалившись от истинного Света, Христа-Спасителя, но и своим безнравственным примером отталкивает от Христа нехристианские народы, по Которому они тоскуют. С сожалением сербский Златоуст заключает: «Христианские народы держат ключи от Царства Небесного, но сегодня они мало входят в это Царство и в то же время и хотящих войти не допускают» 102 . На вопрос, что делать, святитель советует подражать молитве и вере женщины-хананеянки и непрестанно взывать к Господу Иисусу Христу: «Господи, помилуй нас грешных 103 !» Причем святой говорит, что именно наша вера христианская заповедует нам молиться о врагах и о тех, кто скуден благонравием, о верующих в Магомета и Будду, а также о тех, кто кланяется Иегове и о боготворящих солнце и звезды 104 . «Одним словом, мы должны молиться за всех детей нашей матери Земли, за всех братьев и сестер наших» 105 . Следует отметить, что нашим ближним, по словам святителя, является прежде всего Господь Иисус Христос , ибо Он Сам сказал: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» ( Мф. 10, 37 ). «Совершенная любовь, – говорит далее святитель Николай, – не может быть разделённой и не может относиться к двум предметам. Иисус Христос есть воплощённая любовь и к Богу, и к человеку. Через эту-то любовь, единую и нераздельную, ты возлюбишь и Бога, и людей» 106 , – заключает владыка. Заметим, что хотя все люди произошли «от одной крови» ( Деян. 17, 26 ), и все они носят в себе образ Божий, тем не менее те из них, которые исповедуют одну с нами веру, должны быть особенно нам близки и дороги как наши братья по благодати возрождения. Цитируя слова апостола Павла: «Доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» ( Гал.6,10 ), сербский Златоуст призывает христиан, во-первых, делать людям только добро, чтобы ощутить сладость и радость от того, что делаем добро; во-вторых, делать добро прежде православным братьям нашим, кто с нами едины в вере, большинство из которых не ждут от нас никакого материального дара, а ждут лишь любви, соучастия и молитвы 107 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Создатель в наказание обрек Каина на пожизненный страх [xxv] и чувство бессилия [xxvi] . Поскольку же все люди – как один человек [xxvii] , и каждый человек – это не только сын одного мужчины и одной женщины, но и сын тысячи поколений [xxviii] , Каин, как один из первых людей на земле, своим грехом бросил тень на всю историю человечества [xxix] . Следует отметить, что в обличительных словах, обращенных к Каину: «И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли» (Быт.4,10), — слово «кровь» в еврейском тексте стоит во множественном числе. Протоиерей Олег Стеняев дает этому такой комментарий: «Убивая человека, преступник умерщвляет и всех его потомков (которые могли бы произойти от него). Есть и другое объяснение: Каин не знал, как можно убить своего брата, и наносил ему множественные раны, от которых Авель умер» [xxx] . Таким образом, всякий грех, соделанный человеком, увеличивает грех Каина, расширяет зло на земле.  Следует отметить, что в данном месте Библии впервые поднимается тема моральной ответственности за свои поступки, а также в первый раз, ещё до совершения Каином преступления, только после проявления им чувства зависти, произносится слово «грех» (евр. «хэт» — «промах» [xxxi] ) [xxxii] . «Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? – предупреждает Бог Каина, — а если не делаешь доброго, то у дверей грехлежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт.4,7). Отсюда видно, что, хотя заповеди «не убий» еще не было, Каин слышал голос Божий [xxxiii] и поэтому понимал, что совершает преступление. С одной стороны, будучи попущением Божиим и бичом человечества [xxxiv] , война имеет исцеляющее свойство. «Война — это, безусловно, яд; но яд способен как умерщвлять, так и лечить, омолаживать» [xxxv] ,— говорит святой владыка. Бог попускает ужасную войну, чтобы предотвратить гораздо большую беду, навстречу которой идут люди, — окончательное угашение духа и окончательную смерть души [xxxvi] . Поэтому главная цель войны научить людей ценить человека больше материального богатства [xxxvii] .

http://bogoslov.ru/article/4498619

Когда нечистые говорят о чистоте своей, тем самым проявляют нечистоту свою; когда бесчестные говорят о чести своей, тем самым раскрывают бесчестность свою; когда своевольные толкуют волю Божию, тем самым показывают своеволие свое. Кто внимательно следит за словами их, тот может почувствовать зловоние плотских похотей. Однако невнимательные и невежественные не могут почувствовать этого зловония, а верят и прельщаются. Те, кто недавно начал убегать от обманов плоти, мира и дьявола, попадает в сети надутого пустословия, как рыба попадает в незаметную сеть. Не знает рыба, что она в сети, пока сеть не вытащат на горячий песок. Тогда она узнает, но тогда уже поздно. О, да не будет уже поздно и для тех несчастных душ человеческих, которые попадают в сети надутого пустословия! Знайте, братья, что лжеучитель – тот, кто учением своим одобряет плотские похоти и потакает грешникам в плотских похотях. О, Господи Иисусе, Святый и Пречистый, пошли Ангелов Твоих святых, чтобы защитили всех начинающих, еще не утвердившихся в вере Твоей святой от уст, произносящих надутое пустословие. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 7 Августа. Поучение о рабах, которые проповедуют свободу Обещают им свободу, будучи сами рабы тления, ибо кто кем побежден, тот тому и раб ( 2Пет.2:19 ) Апостол и далее говорит о нечистых, бесчестных и своевольных, предупреждая верных, чтобы остерегались увлечения их надутым пустословием. Сначала он говорил о том, что они возводят хулу на славу Божию, затем – что они прельщаются нечистотой плотских похотей, а сейчас говорит, что они обещают свободу, то есть обещают нечто, чего сами не имеют, поскольку, находясь во власти скверных страстей, являются рабами своих страстей, покорными рабами самых ужасных тиранов этого мира. О, братья мои, как современны для нас эти слова апостола, написанные девятнадцать столетий назад! Посмотрите, как буропенно везде вокруг нас декламируют о свободе те, кто ни малейшей свободы не имеет! Послушайте вопли отчаянных рабов страстей и пороков, как они, сами обманутые, обманывают, сами будучи ослепленными, проповедуют свет! Страсти – материал сети, сплетенной дьяволом , чтобы ею людей ловить.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Почему же говорится, что это начало чудесам, когда Господь, видимо, и до того творил иные чудеса? Потому, братья, что превращение воды в вино является основным чудом Христовым и сущностью всех Его чудес. Разбавилась и оводенела природа человеческая – и нужно было ее превратить в вино. Угасла искра Божественная в человеке – и нужно было ее разжечь. Болезнь – как вода, здоровье – как вино; нечистота от злых духов – как вода, чистота – как вино; смерть – как вода, жизнь – как вино; невежество – как вода, познание истины – как вино. Поэтому, когда Господь больных делал здоровыми, нечистых чистыми, мертвых живыми, заблудших просвещенными, – Он, по сути, превращал воду в вино. О, Господи Боже наш, чудесный Превращатель воды в вино, принеси пламя Твое Божественное на угашенный наш очаг. Преврати воду существа нашего в вино Божественное. Чтобы мы были подобны Тебе, и как подобные могли пребывать в Царстве Твоем Бессмертном, с огненными Ангелами Твоими. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 18 Сентября. Поучение о необходимости второго, духовного, рождения ...Если кто не родится свыше, не может увидеть Царства Божия ( Ин.3:3 ) Так Господь Иисус сказал Никодиму, начальнику иудейскому, а Никодим удивленно спросил, как же это может быть. То есть, как это человек может снова родиться. Так и теперь многие спрашивают: как плотский человек может стать духовным; как грешник может стать праведником; как благодать Божия может войти в человека и заменить помышления плотские и волю плотскую; как Дух Святой может озарить сердце человеческое; как вода может превратиться в вино? Мы знаем, что когда Дух Божий сошел на апостолов, то апостолы стали другими людьми – новыми, заново рожденными. И знаем на тысяче примеров, как люди плотских помышлений и плотской жизни становились людьми духовными, перерожденными. Мы знаем, следовательно, что такое было и сейчас бывает под воздействием благодати Бога Духа Святого. И нам вовсе нет нужды спрашивать, как это бывает. Достаточно того, что мы знаем, что это бывает, и что нужно стараться, чтобы это сбылось и с нами самими.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

О, Господи Спасителю Благий, Слово Отца и Радость Духа Святого, помилуй нас и спаси. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 16 Сентября. Поучение о Слове Божием, явленном во плоти И Слово стало плотию... ( Ин.1:14 ) Вот, братья, новое начало, благословенное и спасоносное для нас. Это начало спасения нашего. Адам был во плоти, когда попал под власть греха и смерти. А это Создатель Адама является во плоти, чтобы избавить и Адама, и потомство Адамово от власти греха и смерти. Сын Божий, Слово, Мудрость, Свет и Жизнь, сошел к людям, в человеческой плоти и с человеческой душой; Он воплотился, не отделяясь от Своего Божества; Он сошел, не отделяясь от Своего Отца. Сохраняя все то, что от вечности и в вечности имел и чем был, Он лишь принял нечто новое, а именно – человеческую природу. При воплощении не уменьшились Его вечные свойства, не изменилось Его отношение к Отцу и Святому Духу. Вот, и на Иордане, и на Фаворе Отец свидетельствует: это Сын Мой возлюбленный! Не говорит: «Это был Сын Мой», а говорит: «Это Сын Мой». А Дух Святой был с Ним и при Его плотском зачатии, и во все дни до конца служения Его на земле. Божественная и человеческая природа в Нем были объединены, однако не смешаны. Как это? Об этом не спрашивай ты, не умеющий объяснить ни себя самого себе и не знающий, что сказать о том, как душа и тело в тебе объединены. Знай только, что Бог пришел посетить землю и принес людям несказанно богатые дары – дары царские, нетленные, непреходящие, неоценимые, незаменимые. Знай это, и пусть сердце твое играет от радости. И старайся отмыть руки, очистить все чувства, омыть душу, убелить сердце, управить разум, чтобы принять эти царские дары. Ибо нечистому они не даются. О, Господи Иисусе Христе, помоги нам очиститься и омыться Кровию Твоей и Духом Твоим, чтобы удостоиться Твоих царских даров. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 17 Сентября. Поучение о превращении воды в вино ...Начало чудесам в Кане Галилейской... ( Ин.2:11 ) Всемогущ Бог наш, и могуществу Его нет ни предела, ни описания. Через Слово Свое Он создал все, что создано. Словом Господним небеса утвердишася. Словом Своим Он создал плоть человеку. Словом Божиим превращается мертвая земля в плоть человеческую, в плоть животных, в плоть растений. Словом Божиим превращается жидкая вода в пар, а пар – в лед и снег. Тем же Словом в виноградной лозе вода превращается в вино, и вино веселит сердце человека. Какое же для Слова Божия воплощенного, для Христа Господа нашего, это чудо – превратить воду в вино? Для нас, людей, помраченных грехом, это великое чудо; для нашей природы, грехом расслабленной, это непостижимое чудо. Но творить чудеса – не обычное ли это дело Творца? Когда слуги наполнили шесть больших сосудов водой, Господь Христос им сказал: Теперь почерпните и несите к распорядителю пира. Он даже не сказал: пусть вода станет вином, а лишь подумал так. А помысел Божий имеет ту же силу, что и Слово Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Так Всевидящий Бог умеет связывать близкое с далеким и исполненным пророчеством в настоящее время подтверждать другое пророчество, в будущем. Еммануил – с нами Бог – спасал тогда Иерусалим как невидимый Бог . Еммануил – с нами Бог – спасет род человеческий позднее при подобной опасности как воплощенный Бог, как Богочеловек, рожденный от Пречистой Девы и Духа Святого. О, Господи, давший пророкам способность видеть издалека истину, которая придет, дай и нам способность принять эту истину, которая уже пришла. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 27 Августа. Поучение о прореченном свете во тьме Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет ( Ис.9:2 ) Пророк прорицает, что там, где темнее всего, появится светоносный Мессия. Пределы Завулоновы и пределы Неффалимовы считались темнее всех пределов. Там язычники были смешаны с иудеями; ярмо внешнего и вутреннего рабства тяжело вдвойне; тьма язычества и тьма фарисейская покрывали людей тенью смертной. Свет небесный воссиял, во-первых, в Вифлееме – там Господь Христос родился. Этот Свет увидели издалека восточные звездочеты, а изблизи пастыри Вифлеемские. Но этот Свет изгнал из Вифлеема Ирод кровавым мечом. И Свет удалился в Египет. Затем Свет воссиял полносиянно в стране тьмы и тени смертной, в пределах Завулоновых и пределах Неффалимовых. В этой стране у озера жили рыбаки, которых Господь избрал в ученики Себе. В этой стране находится и Гора Блаженства, с которой Господь изрек первую великую проповедь Свою о блаженных. Здесь и Кана Галилейская, где Господь совершил первое Свое чудо. Здесь начал Он дело спасения людей, могучим словом и могучими делами. Люди увидели Свет великий и удивились. Но многие и соблазнились о Господе, и многие насмехались над Ним. Но не там темные люди убили Его. Была еще более темная точка в стране иудейской, где подняли руку на Творца и убили Его. Это та же самая точка, где Ирод тридцатью тремя годами ранее поднял кровавый меч свой, чтобы в крови угасить великий Свет. Это Иерусалим. Иерусалимская тьма была темнее всего. Потому, пожалуй, темнее всего, что именовала себя светом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

47 Гомер (греч. μηρος) – легендарный древнегреческий слепой поэт. Ему приписывается создание «Илиады» и «Одиссеи», которые были созданы примерно в IX – VIII вв. до н.э. О жизни и личности Гомера достоверно ничего не известно. «Всеобщая история религий мира». Иллюстрированная энциклопедия. Москва, 2008. С. 164. 50 Софокл (около 496 – 406 гг. до н. э.) Поэт эпохи процветания Афин, поэт греческой культуры на высшей точке ее развития. «Всеобщая история религий мира». Иллюстрированная энциклопедия. Москва, 2008. С. 206. 54 Эсхил (525 – 456 гг. до н. э.) – первый афинский великий трагик. Его поэзия насквозь проникнута религиозным духом. Все общественные и нравственные установки носили у этого поэта религиозный характер. Справедливость считалась установленной богами, покушения на нее рассматривались как кощунство. По-видимому, ни один поэт не овладел так совершенно мифическим материалом и не вкладывал в него так естественно своих возвышенных мыслей, как Эсхил. При этом он не выступал против народной веры, и в своих трагедиях часто пользовался мантикой, сновидениями, знамениями и предчувствиями. «Всеобщая история религий мира». Иллюстрированная энциклопедия. Москва, 2008. С. 204. 65 Карма – возмездие за все благие и дурные поступки. Это понятие лежит в основе индийской религиозной философии. Появилось впервые в литературных памятниках древней Индии. «Всеобщая история религий мира». Иллюстрированная энциклопедия. Москва, 2008. С. 353. 68 Платон (427 – 348 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, один из учеников Сократа, который создал учение о связи разума с добродетелью и счастьем. Он отвергал возможность научить добродетели. «Всеобщая история религий мира». Иллюстрированная энциклопедия. Москва, 2008. С. 209. 74 Мединой Мухаммед назвал древний южноаравийский город Ясриб, откуда родом была его мать. Когда в Мекке новому учению Мухаммеда был дан отпор, он вместе со своими немногочисленными последователями обосновался в соседней Медине. Год этого переселения (ар.: хиджра), 622-й, принят в исламе за начало мусульманского летосчисления. Мухаммед объявил Мекке джихад, т.е. священную войну, которая частенько сводилась к ограблению мекканских караванов, но не ограничивалась этим: с легкой руки Мухаммеда во все века до сегодняшнего дня под знаменем джихада льется кровь. В 630 г. Мекка была покорена и объявлена столицей ислама , но Мухаммед остался в Медине. В 632 г., совершив хадж (паломничество) в Мекку, он умер; похоронен в Медине. Цит. По: Николай Сербский (Велемирович), свт. Феодул, или раб Божий. Саратов. 2005. С. 278.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

32 Патанджали – основатель классической йоги в Индии. «Всеобщая история религий мира». Иллюстрированная энциклопедия. Москва, 2008. С. 406. 33 Плотин (205 – 269) – античный философ-идеалист. Он был одним из самых замечательных мыслителей, оказавших влияние на духовное развитие человечества, в том числе и на христианство . «Всеобщая история религий мира». Иллюстрированная энциклопедия. Москва, 2008. С. 272. 36 Брахманизм – система религиозных взглядов и культовой практики, утверждающая, что над всеми существами находится абсолютная реальность – Брахман. Брахман является не Богом-личностью, а безличным духовным началом. «Всеобщая история религий мира». Иллюстрированная энциклопедия. Москва, 2008. С. 163. Индийские жрецы – брахманы – уделяли главное внимание ритуалу, центральным моментом которого становится жертвоприношение. «Всеобщая история религий мира». Иллюстрированная энциклопедия. Москва, 2008. С. 338. 38 Геродот – древнегреческий философ. «Всеобщая история религий мира». Иллюстрированная энциклопедия. Москва, 2008. С. 164. 40 Будда, Сиддхартха Гаутама, основатель буддизма, гораздо более известный под позднейшим именем «Будда», что значит «просветленный», родился около 560 г. до н. э. в деревне Лумбини, в северо-восточной Индии, неподалеку от ее современной границы с Непалом. Слово «будда» есть не имя собственное, а обозначение достоинства того совершенного, кто приходит в мир, чтобы возвестить истину и основанием нового учения помочь людям обрести нирвану, т. е. возможность в течение какого-то времени избавляться от переселения душ. «Всеобщая история религий мира». Иллюстрированная энциклопедия. Москва, 2008. С. 380. 41 Буддизм имел неоценимое преимущество в том, что во главе религии он поставил определенную личность в качестве жизненного образца и представителя благочестия. Эта личность – Будда, вначале как человек и учитель, позднее как святой и бог. «Всеобщая история религий мира». Иллюстрированная энциклопедия. Москва, 2008. С. 379. Будда никогда не отвергал богов, которым покланялись его современники, и не запрещал молиться им. Но он объяснял, что это дает только временное облегчение и не приводит к цели – просветлению, нирване. «Всеобщая история религий мира». Иллюстрированная энциклопедия. Москва, 2008. С. 169.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Этот умный норвежец мне всё хорошо объяснил: – Это совершенно ясно. Если бомба упадет на нас здесь, в этой дыре, никто не будет ранен, мы все умрем, и они нас быстро забросают этой землей, которая находится вокруг этой дыры. В казармах бы многие были ранены осколками стали, поэтому их нужно было бы тащить в больницу и лечить. Вы знаете, немцы – народ практичный и экономичный. Поэтому им не нравится сопротивление сербского Патриарха. Только из-за этого. Им дешевле закопать его мертвым, чем лечить раненого. Пока мы сидели на корточках в ожидании смерти, огромное пламя внезапно поднялось над нашим бараком и осветило нашу яму. – Барак горит! Все закричали. Я выпрыгнул, чтобы увидеть Патриарха. Но злой командир из Страсбурга оттолкнул меня назад и заорал: – Bleiben tranquille alle in wotr platz! 120 Напоследок завопила сирена. Атака окончена. Мы поспешили в барак. К счастью, горел не наш барак, а какое-то здание позади него, пламя взвивалось, и нам казалось, что барак горит. Я быстро добрался до Патриарха. – Ты жив, сокол? Он обратился ко мне первым. – Слава Богу, Вы живы, Ваше Святейшество. Патриарх вскоре после этого выздоровел к удивлению врачей и охранников. Только сила духа, веры и молитвы укрепляла и поддерживала его. На следующий день наш Македонец, расхаживал по коридору как павлин, и сквозь слезы говорил: – О, дай Бог , увижу свое Скопье! И рассказывал нам, как все бараки восхищаются Патриархом из-за его решительной и бесстрашной позиции по отношению к немцам. Но немцы это не простили. Меня отправили в темную келию без окна. И так 48 часов нас держали отдельно: больного Патриарха без ухода, а меня без света. Это нам было в наказание «за сопротивление власти». Вот как это было, мой дорогой Морачанин. В завершении могу тебе сказать, что до войны у меня были принципиальные разногласия с Патриархом Гавриилом, что вовсе не секрет. Но я могу засвидетельствовать: За четыре года немецкого плена Патриарх Гавриил показал себя настоящим человеком, великим сербом и достойной Первопрестольником Сербской Православной Церкви. Поэтому пусть все сербы вспоминают его с уважением и молитвой, да дарует ему Господь Царство Небесное среди сорока других славных Патриархов и миллионов славных мучеников сербских.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010