Господи Святый Пречистый, помоги женщинам, которые крестятся крестом Твоим, вспомнить о душах своих еще до Суда Твоего Праведного. Чтобы души их, вместе с телами их, не стали вечно зловонными. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 25 Августа. Поучение о страшном видении пророка Исаии ...Видел Я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном ( Ис.6:1 ) Вот видение из видений! Вот слава над славами и величие над величиями! Великую милость оказал Бог всем людям, дав им возможность видеть этот звездный мир, дело рук Его. Еще большую милость оказал Бог тем, кому дал возможность видеть мир Ангельский, непреходящий и чудесный. Но самую большую милость оказал Бог тем немногочисленным Своим избранникам, которым дал возможность видеть Его, Господа Саваофа, Единого Несотворенного и Создателя обоих миров. А как смертный человек может видеть Бога бессмертного? Разве не говорил Сам Бог Моисею: ...Человек не может увидеть Меня и остаться в живых ( Исх.33:20 )? И разве в Евангелии не говорится: Бога не видел никто никогда ( Ин.1:18 )? Воистину, никто из смертных не может видеть Лицо Божие, то есть сущность Божию. Но по Своей снисходительности, безграничной доброте и могуществу Бог может показаться некоторым людям в таком образе, который доступен для восприятия человеческого. В особых образах Он являлся Моисею, Илии, Даниилу, Иоанну Богослову – являлся не в сущности Своей, а в особом образе и виде. Исаия видел Его, сидящего на престоле высоком и превознесенном, то есть как Судию, возвышенного над всеми судьями и всеми судами земными. Шестикрылые Серафимы стояли вокруг Него и, обращаясь друг к другу, восклицали: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! То есть видел Господа не Самого по Себе, а как Царя в Царстве Его необозримом, окруженного самыми возвышенными существами, которых создало могущество Его. Вокруг Него первые чины иерархии небесной, главные предводители бесчисленного воинства Его бессмертного, первые светильники света Его и ослепительного сияния Его. Это чудесное видение Исаии, сына Амосова, пророка Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Великое благо есть встреча со своими сродниками и друзьями в небесном мире, с родителями своими, с детьми своими, с самыми дорогими своими, которые уходом своим оставили нас в печали и скорби. Кто нам покажет все эти блага? – спрашивали многие во время царя Давида, спрашивают и теперь. – Кто нам покажет, чтобы мы верили и надеялись? Нам, христианам, эти блага показаны, и мы не ожидаем больше, чтобы нам их показывал кто-то иной, кроме Господа Христа, истинного Свидетеля всех этих благ – истинного Свидетеля, братья, и Хозяина всех этих благ. Эти блага Милосердный Господь и до Своего пришествия на землю показывал пророкам Своим избранным. Поэтому пророк Давид и говорит Богу: ознаменовался на нас свет Лица Твоего, Господи. Это ответ спрашивающим: кто нам покажет все эти блага? Сам Бог показал эти блага. Свет Лица Господа ознаменовался на нас, то есть вписался, врезался в сердца наши, и в этом свете мы познаем все те блага, которые только Небо может дать. Есть ли, братья, нечто лучшее для исцеления тем, кто слышал о Пришествии Христа на землю? А тем не менее спрашивают: кто нам покажет все эти блага? Если эти блага не показал и объявил Христос Своим светлым Рождеством, Своими светлыми чудесами, Своим светлым Воскресением, Своей светлой Церковью , то воистину лишь черная земля может быть показана; иное невозможно; люди их не могут показать, ибо не знают. Есть средство для исцеления всем, даже и самым закоренелым неверующим, есть средство для исцеления вплоть до часа смертного. Это средство в покаянии за злобу свою, в очищении сердца своего, в исполнении заповедей Христовых. Свет Лица Господня могут видеть здоровые, а не больные душой, нечистые сердцем и ложные умом. О, Господи Боже наш, Свете Ангелам и людям, помоги нам, чтобы мы грехами не затмили свет, который Ты нам дал и в котором мы видим блага небесные. Не лиши нас, Многомилостивый, этих благ. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 19 Октября. Поучение о покаянии царском Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою ( Пс.6:7 ) День сменяется ночью, а ночь днем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его [Господа] и избавляет их ( Пс.33:8 ) Ангел Господень будет сражаться за тех, кто боится Бога. Это много раз становилось ясно, что и записано, а также без числа раз, что не записано. Архангел Михаил ополчился за Иисуса Навина. Ангел сражался за царя Езекию праведного и за одну ночь уничтожил все войско халдейское. Сколько раз Ангелы посетили апостолов и мучеников христианских в темницах, и укрепили их, и развеселили? Для праведника утешение – то, что он знает, что Бог Всевидящ, и видит его беду; и Бог Всемогущ, и может его спасти от беды; и что Бог Премилостив, и хочет его спасти от беды. Пошлет Бог Ангела Своего светлого на помощь праведнику – и не праведник будет сражаться против тирана своего, а будет сражаться Ангел Божий вместо него. А если Ангел Божий ополчится, какое войско посмеет ему противостоять? Какое царство сможет с ним воевать? В предшествующем псалме пророк Давид говорит: Не спасется царь множеством воинства; исполина не защитит великая сила. Ненадежен конь для спасения... Все это нисколько не помогает, если неправда союзничает всему этому. Как только один Ангел ополчится против всего этого, все это лопнет, словно пузырь на воде. Давид и сам был царем, и хорошо помнил, как когда-то из пращи убил Голиафа, исполина, до зубов вооруженного. Он многократно почувствовал помощь Ангела Божия. Поэтому он может с такой надежностью утешать притесненных праведников словами утешения и укрепления: Ангел Господень встанет за вас, о все боящиеся Бога и Ему служащие. И избавит вас Ангел Божий. О, братья мои, не будем сомневаться в правдивости этих слов, а будем испытывать каждый день внимательно, как нас Ангел Божий оставляет с печалью, когда мы грешим, и как приходит нам на помощь с радостью и силой несказанной, когда мы каемся и у Бога милости просим. О, Господи Боже, Создателю наш, Царю бесчисленных Ангелов, прости нас, спаси нас и защити нас Ангелами Твоими святыми. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 28 Октября. Поучение о том, как Господь хранит кости праведного

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

...Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе... – говорит Спаситель Отцу Своему об учениках Своих, имея в виду единство любви, а не единство естества. Из любви происходит взаимная послушность, взаимная помощь, взаимная милость, кротость, смиренность, доброта, благоволение, жертвенность. И когда Господь говорит: Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный ( Мф.5:48 ), – Он желает не уравнять людей с Богом, а указать им на верховный пример, образец совершенства во всяком добре. Дело в том, что многие учителя человеческие выделяли и выделяют примеры совершенства в чем-то и ком-то ином, а не в Боге; такие нередко даже учили людей злу и выделяли для них зло и примеры зла как совершенство. Поэтому Господь и учит людей, чтобы брали Отца Небесного как пример всякого совершенства и чтобы старались, стремились к совершенству такому, а не какому-то иному. По благодати Божией мы усыновляемся и становимся все одно во Христе Иисусе ( Гал.3:28 ). Однако не становимся богами, не становимся равными с Ипостасями Святой Троицы. Не забывайте, что в Священном Писании сказано: И небеса нечисты в очах Его ( Иов.15:15 ), то есть с Ним несравнимы и величественные Силы Небесные, а тем более человек. Но по благодати Божией и за страдания Господа Иисуса Христа верные возвышаются в единство с Богом по любви и по духу. Поэтому давайте стараться исполнять волю Божию, чтобы воистину возвыситься на такую величественную высоту. О, Господи Иисусе, Боже наш, Боже всякой милости и доброты, поддержи нас до конца в милости Твоей и не разгневайся на нас, но прости нас. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 11 Октября. Поучение о последней молитве Христа за верных Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною...( Ин.17:24 ) Вот воздаяния труженикам Божиим! Вот славная награда последователям Христовым! То, чего Сын Божий хочет, и Отец хочет, и Дух Святой хочет. А чего Святая Троица хочет, то осуществляется. Чего же хочет Сын Божий? Он хочет, чтобы и ученики Его были с Ним вместе в Царстве Небесном; причем не только двенадцать Его учеников, но и все те, говорит Господь, которые крестились, веру апостольскую приняли и сохранили; но при условии: если мы сами этого великого блага не оттолкнем своими недобрыми делами, отступничеством от веры, грязью грехов, богохульными словами и помыслами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

( Пс.8:3 ) При торжественном входе Господа Иисуса в Иерусалим, а затем и в самом храме дети восклицали: Осанна сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне!( Мф.21:9 ). Похоже, ничто не раздражало старейшин иудейских так, как эта хвала Господу из уст малых детей. Слышишь ли, что они говорят? – спросили они Его, вознегодовав. А Господь им кротко ответил: Да! Разве вы никогда не читали: Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу? Ясно же, как в ясный день, что эти пророческие слова Давида относятся к тому чуду, которое совершилось при Входе Господа Христа в Иерусалим, то есть к этой чудесной хвале Господу из уст малых детей. Эго ясно из самого события, ибо как предсказано, так буквально и произошло. И ясно также из того, что Сам Господь во время происходящего ссылается на это пророчество царя Давида. А что эго великое чудо, вдохновленное Духом Божиим и осуществленное силой и волей Божией, не может быть сомнения. В то время как князи, книжники, старейшины и священники не смогли узнать Христа Господа, малые дети Его узнали и объявили. Воистину, это чудо – во-первых, единственное во всем Ветхом и Новом Завете, а во-вторых, оно не меньшее, а то и большее, нежели чудо воскрешения мертвых. Собственно, в обоих чудесах действовали одна и та же сила Божия, тот же Дух, тот же Промысл Божий. А эту силу и величие славы Божией пророк хотел особо выделить происшествием с малыми детьми, и он это событие ставит наряду с восхищением звездной вселенной, которую та же самая сила Божия создала. Кроме того, к малым детям следует добавить и самих апостолов, и многих святых, пустынников, мучеников за Христа и дев – тысячи, тысячи и тысячи тех, кто невинно и простосердечно признал Христа как Сына Божия и Спасителя своего, приклонившись к Нему любовью сердечной и страдания тяжкие за Него приняв. Почему Господь устроил хвалу Себе именно из уст их, а не из уст вельмож, философов и риторов? Из-за кротости избрал этих, а из-за гордыни их отверг тех. Гордецы – наибольшие противники Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Это таинственное переживание кающегося Давида, а в то же время и ясное пророчество страданий Христа. Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы ( 2Тим.3:12 ), – говорит апостол Павел. Когда царь Давид грешил, бесы не являлись ему и не беспокоили его. Когда же он начал каяться и жизнь свою направлять на путь Божий, тогда бесы злые окружили его, стали нападать и мучить. Здесь речь идет не о людях, а о бесах, которые либо сами являются кающемуся, либо мучат его через людей. Давид не назвал бы псами людей, созданий Божиих, венец творения Божия; псами он назвал демонов, которые являются людям праведным как псы либо как змеи, как львы, как страшилища или в иных каких-то обличьях. А что он здесь под псами понимает злых духов, мы можем убедиться на примерах из жизни великих подвижников, которым демоны ради устрашения являлись в виде псов. И еще можем убедиться в этом со слов Господа Спасителя, Который с Креста промолвил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают ( Лк.23:34 ). Это значит, что они это делают не по своей воле, а во воле чужой – именно бесовской. Множество псов и скопище злых собралось, чтобы уничтожить Христа Господа. Когда не смог дьявол-искуситель победить Господа на Горе Искушения своими ложными обещаниями, тогда он всей силой своей навалился, чтобы уничтожить Его через людей смертью бесчестной на Кресте. Посмотрите, братья, какое ясное пророчество! ...Пронзили руки мои и ноги мои. Во всей истории мира эти слова не могут быть отнесены ни к кому, кроме распятого Спасителя. Но это пророчество имеет еще и частности: Разделили ризы Мои между собою и об одежде моей бросали жребий. Все сбылось так, как предречено – ну все! Однако дьявол обманулся в расчетах. Он надеялся смертью уничтожить Того, Кто сильнее смерти. Он надеялся обесчестить Того, Кто Единственный дает честь каждому созданию. Господь Христос Своим славным Воскресением победил и посрамил дьявола и все скопище его псов и дал нам, людям, власть над ними. Весь мир языческий не мог прогнать одного беса; а мы в состоянии Именем Христовым и Крестом Его прогнать, словно дым, легионы бесов, так как бесы после Христа стали как побитые и пугливые псы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Хозяин душ есть и Хозяин тел. Хозяин вечности есть и Хозяин времени. Хозяин наибольших благ есть и Хозяин малых благ. Ничто, братья, не может уйти из-под власти Всемогущего Иисуса Христа, Господа нашего, страдавшего за нас по Своей воле и воскресшего из гроба по Своему могуществу. О, Господи Иисусе Христе, Спасителю Всемогущий, помоги нам, чтобы мы искали Царства Твоего Небесного и вечно пребывали с Тобою там, где нет греха, ни смерти, а жизнь, радость и мир. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 14 Октября. Поучение о муже блаженном Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей...( Пс.1:1 ) Прежде всего, братья, блажен тот, кто не погряз в грехе настолько, что не слышит и не исполняет совета Божия, который приходит через пророков. Нечестивые – те, которые о чем ни подумают, думают наперекор Богу и воле Божией; грешные – те, которые ходят по пути своих желаний и своих помыслов, против желания Божия и Закона Божия; развратители – те, которые, себя развратив недобрыми делами, развращают и других. Итак, сначала приходит недобрый помысл (недобрый совет), затем недоброе дело, потом недобрый пример – соблазн. Блажен, значит, муж, который не ищет совета у нечестивых людей и не соглашается с нечестивыми мыслями своими, а находит нужные советы во всем, что нужно ему для спасения, в Законе Божием. Блажен муж, который ни единожды не стал на путь, которым грешники ходят, или, если стал, то покаялся и возвратился на путь жизни, что от Господа. Блажен муж, который не сидит в собрании развратителей душ невинных, чтобы своим соблазнительным примером соблазнять и развращать души невинные. Ибо сказано о соблазнителе: ...Тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской ( Мф.18:6 ). Братья мои, блаженны все вы, мужчины и женщины, осторожно уклоняющиеся трех зол: нечестивых мыслей и советов, дел грешных и соблазнения других. Все эти три зла – как одна и та же ядовитая змея, которая из маленькой вырастает в большую. О, Господи Благий, Создателю наш, помоги нам силой Твоей и добротою Твоей спастись от змеи этой лютой, которую Ты, Христе Господи, победил оружием непобедимым Креста Твоего Честного. Помоги нам слушаться Твоего совета, чтобы идти только Твоим путем и освещаться только Твоим примером. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 15 Октября. Поучение о воле праведника в воле Божией

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

...Да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, – говорит далее Господь. Из этих слов не следует делать вывод, что Сын меньше Отца. Ибо перед этим Сам Господь говорит Отцу Своему: Я прославил Тебя... ( Ин.17:4 ). Видите, какое равенство Отца и Сына и какова бесконечная любовь Их взаимная! Я прославил Тебя... а сейчас прославь Ты Меня, Отче. Но то, что слава Господня совершается не на земле и не во времени, показывают слова Господа Христа: ...Славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира. Это, значит, слава не земная и не временная, не мирская и не людская, а слава небесная, вечная, непреходящая, несказанная. Как же, собственно, Сын Божий хочет, чтобы Отец Его прославил? А так, чтобы эту славу небесную показал всем тем, которые Сына Его послушались, за Ним пошли и заповеди Его исполнили. Господь хочет, чтобы в этой славе приняли участие и мы – не только апостолы, но и все мы, кто Именем Его именуется. Вот милость! Вот человеколюбие! Догмат о нашем бессмертии, Жизни Вечной и Славе вечной – не от людей, братья, а от Самого Господа нашего и Спаса нашего. Только бы нас плотские заботы, леность при молитве и взаимная ненависть не отделили от славы Христовой, от жизни бесконечной! О, Господи Благий и Милостивый, прости нам грехи наши и даруй нам Царство Твое вечное. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 12 Октября. Поучение о познании Отца и Сына Отче праведный! и мир Тебя не познал; а я Тебя познал ( Ин.17:25 ) Равный равного наилучше знает. Низший не знает высшего, а смертный бессмертного. Ветхозаветные пророки и некоторые из мудрецов древнего времени знали Бога как Творца и Промыслителя, но никто не знал Его как Родителя. Знавшие Его в древности, знали Его через творение, а не через рождение. Через творение познали они что-то из справедливости, мудрости и силы Божией, но не познали Его любви, так как любовь познается через рождение. Родитель знает тайну рожденного, и рожденный знает любовь родительскую. Мир Тебя не познал, ибо мир видел Тебя как Хозяина, себя же как раба; а я познал Тебя, ибо смотрю на Тебя как Родителя и чувствую несказанную любовь Твою.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Тогда пришел Он, Христос Спаситель, и благовествовал мир вам, далеким и близким, и уже через это привел тех и других, то есть евреев и язычников, в едином духе к Отцу. В новой твари – или новом человеке, или в Церкви Божией – один дух; и каждый, кто вступает в Церковь Божию, принимает этот дух, так что сколь бы ни увеличивалось число членов Церкви, всегда остается тот же один дух Божий, и сколько бы народов, племен и рас ни вступило бы в Церковь Божию, дух не меняется, а остается всегда навсегда один и тот же дух. Вот почему вы, язычники, не чужие и не пришельцы в Церкви, а так же, как и все остальные члены Церкви, сожители святых и домочадцы Бога. Ибо Церковь на святости основана, и ее краеугольный камень – Святой над святыми, и по плану все члены ее должны стать святыми. Святыми называются и все те, кто жили до Христа, но ожидали Христа и надеялись на Него, равно как и все те, кто жили после Христа, призывая Христа как Господа Сына Божия, как Спасителя, Искупителя, Воскресителя и Судию. Грех отделяет и отчуждает от Бога. Но через Христа Господа отделенность и отчужденность исчезает, и все верные, иудеи они прежде или язычники, становятся домочадцами Бога – все из-за и через Господа Иисуса Христа. О, братья мои, Господь Христос даровал нам нечто более высокое и драгоценное, чем эта жизнь, – даровал нам мир и дружбу с Богом. А это более высокое и драгоценное, чем жизнь в отчужденности от Бога. О, Господи Иисусе Христе, Миротворче и Миродавче, удержи нас до конца в мире с Богом. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 26 Ноября. Поучение об основании и камне краеугольном ...Быв утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем ( Еф.2:20 ) Братья, основание апостолов и пророков – это жизнь и деяния апостолов и пророков. Это Ветхий и Новый Завет . Кто соединяет апостолов и пророков? Христос Господь. Без него ни пророк не понимал бы апостола, ни апостол пророка. Он же – исполнение пророков и свидетельство апостолов. Так что Он – краеугольный камень, который соединяет пророков и апостолов, держа их вместе, подобно тому, как краеугольный камень держит вместе стены.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

...В которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления...( Еф.2:2 ) Это всегда один и тот же путь – путь в пропасть. По обычаю мира сего – значит, по устремлению греховному; по воле князя, господствующего в воздухе – значит, по воле старейшины тех демонов, которые в воздухе обитают; духа, действующего ныне в сынах противления – значит, так, как теперь живут богопротивники и богоборцы, жили все люди до пришествия Христа, включая и тех, которым апостол адресует послание. Братья, что это за воля князя, господствующего в воздухе? Это действия злых духов, которые непрестанно находятся и движутся в воздухе. Они делают воздух тлетворным, и они останавливают души усопших, которые направляются к Небу. Они соблазняют дух человека на всякое зло; они его возбуждают ко всякому греху; не принуждают – ибо не имеют на то силы, а только соблазняют и возбуждают. На язычников они воздействовали более сильно и непосредственно, чем на народ израильский. На язычников они было напали так, как рой мух на падаль, а на Израиль воздействовали издалека, соблазняя и возбуждая. Дело в том, что они находились далее от Израиля из-за Имени Божия, которое там хранилось и произносилось. Христос Господь их всех победил и вырвал у них ядовитые жала, так что остались они лишь как пустые пугала, как жалкие неустойчивые тени, которые исчезают вмиг при упоминании Имени Христа или при знамении Креста Христова. О, Господи Иисусе, Предводителю наш и Освободителю наш, помоги нам жить в свободе Твоей! Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 21 Ноября. Поучение о том, как Христос оживил людей, грехом умерщвленных ...И нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом...( Еф.2:5 ) Бог сначала Христа оживил, сначала его как человека поднял из гроба. А Христос – Глава наш. Чтобы воскрес весь род верных, нужно было сначала, чтобы воскрес Глава. Когда воскресла глава, тогда обеспечено воскресение и всего тела вместе со всеми органами тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010