Он был вызван в Трир на епископский суд, на котором произошли чудеса, доказавшие невинность св. Гоара и виновность местного епископа Рустика. Король Сигиберт предложил св. Гоару стать епископом Трира, но вскоре после этого подвижник скончался. Еще при жизни св. Гоар творил чудеса. Город, стоящий на месте отшельнической жизни св. Гоара, называется Санкт-Гоар в его честь.  Св. Эммерам († ок. 690; память 22 сентября/5 октября) родился в Пуатье в Галлии. Он переехал в Баварию и стал там вести миссионерскую деятельность, приводя язычников ко Христу. Св. Эммерам искоренял языческие обычаи в тех местах, где проповедовал, и строил многочисленные храмы. Он стал игуменом монастыря в Регенсбурге, а позднее – епископом этого города. Во время паломничества в Рим на него напали наемные убийцы, и от полученных ран подвижник скончался. Св. Эммерам впоследствии стал почитаться как небесный покровитель Регенсбурга. Мощи его были положены в соборе Регенсбургского монастыря, который был назван в его честь. Они хранятся в Регенсбурге по сей день. Св. Эрхард († ок. 686; память 8/21 января) родился в Ирландии, проповедовал Евангелие в Германии: в Баварии в сане епископа, а также в районе Регенсбурга (Ратисбоны) в том же сане. Развил обширную миссионерскую деятельность в Вогезах и основал там семь монастырей. В 660-е годы трудился вместе со св. Хидульфом Трирским († 707), который, вероятно, был его родственником. Мощи св. Эрхарда покоятся в основанном им в конце жизни монастыре Нидермюнстер (у подножия горы Одилиенберг, Эльзас). От его мощей происходило много чудес. Однажды св. Эрхард, по Божественному повелению отправился на Рейн и крестил там слепую девушку, которая сразу прозрела и приняла монашество, – это была св. Одиль († 720), будущая великая игуменья и наставница. После кончины св. Эрхарда образовалась община монахинь, постоянно молившихся у его гробницы, существовавшая до Реформации. Св. Корбиниан (ок. 670 – 730; память 8/21 сентября) родился в Шартре в Галлии. Он вел отшельническую жизнь у себя на родине в течение 14 лет, позднее посетил Рим, а в 718 году папа Григорий II посвятил его в епископа.

http://pravoslavie.ru/65185.html

Впрочем, Малая Азия, щедрая земля, населенная легковерными и экзальтированными людьми, склонными к восприятию мистических безумств, вскоре стала для Церкви причиной забот, омрачивших И столетие. В безвестном ранее селении Ардава, на границе Фригии и Мизии, некий Монтан, из местных новообращенных, склонный к экзальтации, однажды привлек к себе внимание сначала ближайшего окружения, а потом и целых толп народа, впадая в экстаз; кончилось тем, что он объявил себя Святым Духом 28 . Движение монтанистов распространилось из Азии вплоть до Рима и Карфагена, где мы еще встрегим его 29 . Церковь при Марке Аврелии Спустя пятьдесят лет, в правление Марка Аврелия (161–180), императора-философа, наследовавшего Антонину, Церковь вступила в новый этап. На протяжении жизни одного поколения географическая карта Церкви развернулась, охватив веером территорию от Германии до Месопотамии (современного Ирака), от Рейна до Евфрата и Тигра. Были достигнуты границы Римской империи, а на востоке, в направлении Эдессы и Парфянского царства, даже и преодолены. Христианские общины появились даже в Трире и Нисибисе. Распространение христианства происходило и по африканскому берегу Средиземного моря с его двумя «маяками» – Александрией и Карфагеном. Навигация облегчала проповедь Евангелия. Энтузиазм новообращенных довершал дело, неся Благую Весть в глубинные области континента. С конца II века церкви в Карфагене и Александрии уже порождали своих епископов и собственных гениев. В Галлии лучшими гаванями, куда причаливали корабли левантийцев, были Нарбон, Арль, Марсель и Фрежюс 30 . От побережья по рекам или сухопутно можно было добраться до Лиона и Вьенна. В этом регионе римляне основали свою провинцию, Нарбонскую Галлию, на севере доходившую до Вьенна. Во времена Августа остальная часть страны, «Косматая Галлия», была разделена на три провинции: Аквитанию, Лугудунскую Галлию и Бельгику. Лион был столицей всей Галлии, а Рейн служил границей, защищавшей Империю с севера. Внутри этих границ, благодаря развитию торговли, происходила постепенная ассимиляция нравов, распространение цивилизации завоевателей. Господствующие слои галлов быстро усвоили латинский язык, переселенцы с Востока продолжали говорить по-гречески, а деревенские жители – на своих кельтских диалектах. Ириней принимался за их изучение, но, будучи человеком утонченной культуры, отказывался говорить «на этом варварском диалекте» 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/povs...

толпы варваров время от времени переходят Рейн и врываются в Галлию. Британия подвергается непрерывным нашествиям ютов, англов, саксов и датчан; в X века целое племя норманнов захватывает северный угол Галлии и в XI-м веке переплывает в Англию и прочно водворяется здесь; наконец, в том же веке весь запад поднимается вместе, чтобы идти в поход на неверных, в далекую Палестину, для освобождения гроба Господня. Это постоянное движение племен, непрерывно обновляющийся наплыв германцев останавливали правильное развитие и всякий раз уничтожали начинавшие с течением времени возникать более или менее прочные формы жизни, приводя всё в прежнее состояние хаоса, колебания и шаткости. Но и среди этого брожения, среди постоянно вновь начинаемого развития, рано обозначаются некоторые главные направления в образовании государственных и общественных форм, вырабатываются некоторые общие начала, приведшие к повсеместным одинаковым результатам. В начале варварской эпохи мы напрасно стали бы искать каких-либо прочных государственных или национальных образований; в то время в Европе не было ни римской империи, ни новых существующих теперь народов; были только различные германские племена, занявшие земли римской империи и составившие из себя и покоренного населения ряд варварских государств, не имевших ни прочных основ, ни стройных форм быта. К концу же этой эпохи, т. е. к IX-мy в. после продолжительной борьбы, разнородные элементы, нагроможденные на европейской почве, вступают в постоянные комбинации, часто независимо от воли организаторов или даже прямо вопреки их стремлениям, мало-помалу создаются более или менее твердые формы жизни и в разнообразии противоположных явлений становится заметным единство начал и гармонии. Пятивековая борьба не проходит даром; плодом её являются, с одной стороны, новые национальности западной Европы, выделившиеся из монархии Карла Великого, с другой та своеобразная система, составившая основу дальнейшего развития запада, т. е. феодализм, из которой и образовался современный политический, юридический и экономический строй западных народов, и католи-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Монолог: Виталий Каплан , Москва. Неверие как предмет веры . Фото Владимира Ештокина//Фома. - – май 2009. – С.32-33. – (раздел « Вера », рубрика « Монолог »). Юрий Максимов . Ответить Богу «да». Зачем соблюдать заповеди. Ил.: Моисей, разбивающий скрижали. Рембрандт Харменс ван Рейн. 1659 г.; Нагорная проповедь. К. Блох. 1890 г.//Фома. - – май 2009. – С.34-37. – (раздел « Вера »). На врезках к статье: « 10 заповедей » (С.34) и Заповеди из Нового Завета: « Возлюби Господа Бога твоего …» и « Заповедь новую даю вам …» (С.37). Простые вопросы: Фотофакт. Танковая колонна «Димитрий Донской ». О необычной военной технике белого цвета, стоящей в наши дни при входе в Донской монастырь. Эти боевые машины построены на средства, собранные верующими в годы Великой Отечественной войны. Фото Владимира Ештокина и фото из архива М. Коломийца (Передача личному составу 38-го танкового полка танковой колонны «Димитрий Донской». 7 марта 1944 года)//Фома. - – май 2009. – С.38. – (раздел « Вера », рубрика « Простые вопросы. Фотофакт »). Простые вопросы. Зачем нужна исповедь у священника? Разве в отношениях с Богом нужен посредник? Отвечает Сергей Худиев //Фома. - – май 2009. – С.38. – (раздел « Вера », рубрика « Простые вопросы »). Простил ли Бог Иуду? ; Если верить в Бога, но не быть крещеным, можно ли обрести спасение?; Существуют ли правила, не позволяющие после принятия Святых Христовых Тайн прикладываться к иконам? Отвечает Сергей Худиев //Фома. - – май 2009. – С.39. - (раздел « Вера », рубрика « Простые вопросы »). Ответ священника. Молиться за пьяниц. Можно ли в храме упоминать в записках и ставить свечи о упокоении человека, причиной смерти которого послужило винопитие? Слышала, это приравнивается к самоубийству. Спрашивает Ольга . Отвечает священник Евгений Гомзяк , настоятель храма Святой Троицы станицы Новотроицкой Ставропольского края, преподаватель Ставропольской Духовной семинарии//Фома. - – май 2009. – С.39. – (раздел « Вера », рубрика « Простые вопросы. Ответ священника »). Публикация предваряется цветной репродукцией Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» ( http://visotskymonastir.ru ) с пояснительным текстом к ней (С.39).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-5-73-m...

     - Кто есть квартир, выходи! - закричал фельдфебель.      Мы вышли и стали около двери. Солдат вошел в келью и смотрел ее, другой слазил на чердак.      - Кто есть ви? - спросил фельдфебель.      Батюшка поднял и поднес к лицу свой медный крест.      - Понимайт, ви есть анахорет. А другой, молодой?      - Он мой келейник.      - Was ist das - келленник?      - Это слуга, помощник.      - А, помочник, понимайт.      Kom, kom - иди сюда. Покажи свои руки, помочник!      Я показал свои темные от земли, покрытые мозолями, огрубевшие от копания могил руки.      - Gut! - сказал немец, посмотрев.      Они повернулись и так же гуськом ушли по тропе вниз.      Батюшка перекрестился и сказал:      - Если бы не руки, тебя бы увели. Мертвые спасают живых. Вот тебе первая Господня защита и благодарность. Охти, собачку-то нашу убили, нехристи. Поди, Алешенька, закопай ее.      Я рассмотрел немцев вблизи. Это были бравые ребята из полевой жандармерии дивизии " Эдельвейс " . На груди у них на цепочках висели овальные знаки полевой жандармерии. На зеленых суконных, с козырьком, шапках, сбоку, алюминиевая альпийская астра, такая же, только вышитая, была на рукаве мундира, на другом красовался металлический полуостров с надписью " Krim " . Видно, что они только что прибыли сюда из-под Севастополя. На ногах здоровенные, на металлических шипах, горные ботинки. Вооружены, в основном, карабинами, так как автомат системы " Шмайсер " или " Рейн-металл " для горных боев - пустая игрушка.      Я слышал про эту знаменитую дивизию горных егерей, укомплектованную парнями из Баварских Альп. Они с боями захватили Норвегию, штурмовали остров Крит, сражались под Севастополем. А теперь их бросили завоевывать Кавказ, чтобы добраться до Кубанской пшеницы и Бакинской нефти. Они стремились через Кавказ, Иран, Афганистан пройти в Индию, сбросить в океан этих презренных торгашей-британцев и положить эту прекрасную и таинственную страну к ногам своего обожаемого фюрера Адольфа Гитлера, который тяготел к арийской культуре и мистическим индийским культам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2081...

Он присоединился к св. Эгберту и св. Вигберту, которые еще раньше отправились в Ирландию. Св. Эгберт очень хотел проповедовать в северной Германии и во Фризии, но ему было видение, и он вместо этого отправился в Иону, чтобы убедить тамошних монахов отказаться от кельтского церковного календаря, который они использовали, и заменить его универсальным церковным календарем, установленным на Никейском Соборе. Св. Вигберт же отправился во Фризию, где «он неустанно на протяжении двух лет проповедовал слово жизни народу и его королю Радбоду; но его огромные старания не нашли никакого отклика в сердцах его слушателей-варваров», во многом из-за противодействия Радбода, решительного покровителя язычества. Так что св. Вигберт сдался и вернулся в Ирландию. Эта миссия, должно быть, закончилась еще до 690 г. Тогда св. Эгберт подготовил и отправил вторую группу миссионеров, во главе которой был либо св. Виллиброрд, либо св. Свитберт. Св. Виллиброрд покинул Ирландию в составе группы из двенадцати миссионеров, отправившихся в 690 г. во Фризию. К этому моменту в южной части Фризии обстоятельства резко изменились к лучшему. За восемнадцать недель до этого Пипин нанес поражение Радбоду, принудил его уступить южную часть этой территории, целую область между Мойзе и Рейном, и заплатить дань. Миссионеры сошли на берег в устье Рейна и последовали в Утрехт, проповедуя и уча по пути. Радбод временно прекратил противодействие христианскому учению. В Утрехте они встретились с Пипином, который высказал поощрение их намерениям проповедовать в только что завоеванных областях. После этого св. Виллиброд отправился в Рим за благословением своей миссии. Папа св. Сергий Первый предоставил ему соответствующие санкции, а также дал мощи для освящения церквей. Св. Вильфрид, в то время изгнанный из Йорка и проживавший в Мерсии, назначил св. Свитберта (после избрания его собратьями-миссионерами) епископом округа. Однако, по всей видимости, Пипин не одобрил этого выбора, поскольку св. Свитберт вскоре пересек Рейн и отправился проповедовать, а Пипин послал в Рим св. Виллиброрда с письмом, в котором настаивал, чтобы тот был посвящен в епископы вместо св. Свитберта. Св. Виллиброрд сначала противился предложению стать епископом, чувствуя себя недостойным этого сана. Однако давление короля и единодушное согласие братии убедили его принят сан. Папа Сергий посвятил св. Виллиброрда в епископы фризов в базилике св. Сесилии в ее день, 22 ноября 695 г., и дал ему имя Клемент. Св. Виллиброрд оставался в Риме только четырнадцать дней. Он вернулся в Утрехт и восстановил там церковь св. Мартина, которая была построена св. Амандусом, но позже была разрушена язычниками. Он выбрал Утрехт центром своей епархии и базой для организации миссионерских предприятий. В 698 г. он основал «аббатство Эхтернаха на Суре, в епархии Трира» (сегодня Люксембург), еще одну большую миссионерскую базу, кроме того стал действовать и в областях Верхней Фрисландии, которые находились под властью Радбода.

http://pravoslavie.ru/2000.html

Для примера – строчка из Кинчева образца 80-х: «Товарищи в кабинетах заливают щеками стол, им опять за обедом стал костью в горле очередной рок-н-ролл».   [I] О том, что германцы прибегают для установления истины к «испытанию водою», римляне, впрочем, знали и раньше. Императору Юлиану (в середине IV века), по крайней мере, это было известно: «Рейн отнюдь не поступает с кельтами несправедливо, увлекая в свои стремнины незаконных детей и мстя таким образом за оскорбление супружеского ложа; а тех, кого он признаёт рожденными от чистого семени, он выносит на поверхность своих вод и возвращает в объятия трепещущей матери, давая этим спасением ребенка непреложное свидетельство чистоты и непорочности ее брачного союза» (Письмо 15, философу Максиму//Памятники позднего античного ораторского и эпистолярного искусства II-V века. М., 1964. С. 159).   [II] По правилу митрополита Иоанна II (1077-1089) занимающихся чародейством надлежит сначала отвращать от злых дел словами и наставлениями; если же пребудут неизменными, то в отвращение зла наказать их с большей строгостью, но не убивать и не уродовать их тел, так как этого не допускает церковное учение… А в приговорной грамоте Троице-Сергиева монастыря (в 1555 году) предписывалось изгонять из сел «волхвей и баб ворожей»; причем их можно было побить и ограбить. «Здесь рекомендуется домашняя мера против волхвов: выгнать вон, и делу конец» ( Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси: В 2 т. Т. 1. Харьков, 1916. С. 229 и 232). «Весьма замечательно, что наши памятники епитимийного содержания совершенно не содержат указаний на колдовство в западноевропейском смысле: нет указаний на формальную связь человека с диаволом, на контракты с ним» (Там же. С. 234).   [III] «Не раз уже говорилось о том, что белая магия мало чем отличается от колдовской практики и что различие состоит, главным образом, в результатах, определяемых лежащими в основе всех наших действий дурными или добрыми мотивами» ( Блаватская Е. П. Размышления об элементалах// Блаватская Е. П. Космический разум. М., 2001. С. 119). «Все ответвления магии – черной и белой, божественной и диавольской,- имеют единый корень» ( Блаватская Е. П. Черная магия в науке//Там же. С. 140). Здесь важно не только признание реальности магии и колдовства, но и признание того, что источники и даже методы «белой» и «черной» магии едины.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Воспользовавшись замедлением дела о формальном одобрении и утверждении деяний Тирско-Иерусалимского собора, делегаты опять начали перетряхивать затасканные материалы о чаше Исхры и прочее. Но, видя невнимание, начали выдумывать новые обвинения против Афанасия, будто он злостный виновник происходящих иногда перебоев в доставке нильского зерна и муки, без чего не могла жить новая босфорская столица. Был бы неумен Константин, если бы поверил этой пошлой выдумке. Но императора-мистика, верившего в свое провиденциальное назначение умиротворителя тогдашней вселенной (orbis terrarum, οικουμνη), действительно раздражила противоположная ему по характеру психика Афанасия: абсолютно бескомпромиссная, математически точная верность никейскому термину «единосущный», каких бы противных бурь это не вызывало. Константину самому в Никее импонировал этот термин по закулисному замыслу тех же — Афанасия, Осия и Александра. Но он понимал и переживал значение этого термина по-иному, не теоретически, а «прагматически», в духе американского «прагматизма». Раз теперь «омоусиос» не соединяет богословов, а разделяет, то, стало быть, оно отслужило свою службу — «в отставку» его! Константин и решил поступить тем же методом, как и после Никеи: упорствующих в отставку, в ссылку, впредь до усмотрения. Афанасий сослан далеко с Востока на Запад, на средний Рейн, в город Augusta Trevirorum (Трир). Делегаты Тирско-Иерусалимского собора убедили Константина, что подрывать авторитет этого собора недопустимо. Афанасий просто «неспокойный человек». Это была первая большая победа скрытых ариан, а за ними — надо это признать — и большинства епископов всего Востока. Они были совсем не арианами, а только старомодно, консервативно рассуждавшими людьми. Небиблейский, чисто философский термин «омоусиос» казался им лишним, обременительным. Александру, епископу Константинопольскому, дан был приказ — формально принять Ария в общение с церковью. Но случилось так, что Арий не удостоился этой чести. Он умер скоропостижно, как говорится в просторечии, от разрыва сердца.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Здесь Антоний переживал длительную борьбу с демонами, всячески соблазнявшими его. Это одна из тем для фантазии живописцев. Конечно, Антониево пустынножительство постепенно стало все шире и шире известным и привлекательным для натур местных и ему сродных. Около Антония неудержимо разлилось поселение подражающих ему в пустынножительстве последователей. Тем более что наступило гонение Максимина Дайи с его соблазнами массовых «падений» (lapsi). Антоний вышел из пустыни, пришел в Александрию и подкреплял твердость исповедников. Новая волна популярности побудила преподобного Антония уйти с попутным караваном еще дальше к востоку, к Красному морю. Нашлось новое место с водой, растительностью и обработанной землей. Здесь Антоний снова обосновался. Это и есть то место, где доныне стоит монастырь св. Антония. A по соседству — монастырь преподобного Павла Фивейского. Здесь-то Антоний и нашел еще более старого, чем он, пустынножителя в лице Павла. Тут Антоний увидел предел своего пустынного уединения. И отсюда по временам даже приходил обратно в Писпир. Преподобный Антоний прожил 105 лет и скончался в 356 г. Преподобный Антоний, приобретя нужную меру победы над плотью и суетой мира сего, не замыкался формалистически в строгом одиночестве. Арианские споры, отрава арианскими симпатиями императоров, гонение на Афанасия Александрийского, его ссылка на Рейн, возвращение с триумфом из ссылки, — все это Антоний близко принимал к сердцу и в 338 г. ходил в Александрию специально приветствовать возвращенного из ссылки Афанасия. Равно и Афанасий, вскоре бежавший в пустыню и долго там скрывавшийся y монахов, дружил с Антонием как со своим учителем аскезы. Афанасий подарил Антонию шерстяной плащ, служивший и одеялом. Антоний, умирая, завещал вернуть плащ Афанасию и еще к этому прибавил свой иматий из овчины. Так великий анахорет дал примеры союза анахоретства с христианами, погруженными в жизнь общества и государства. И вообще, анахореты, начавшие с полного ухода от мира и даже от церковной иерархической системы жизни, охотно, быстро и без сопротивления вернулись в общий строй церковной жизни. Они сложились в церковные монашеские общины с каноническим возглавлением священством, подчиненным власти местных епископов.

http://sedmitza.ru/lib/text/435113/

Однажды мать Г. Геронтия, намереваясь идти в церковь, приказала дочери оставаться дома. Но та, ссылаясь на обещание, данное свт. Герману, настаивала, что должна как можно чаще посещать церковь, чтобы удостоиться стать невестой Христовой. Мать, разгневавшись, дала дочери пощечину и в тот же миг ослепла. Почти 3 месяца Геронтия оставалась слепой. Вспомнив слова свт. Германа, она раскаялась в своем поступке и исцелилась, омыв глаза принесенной дочерью водой, над к-рой та оплакивала судьбу матери (Vita A. 7; Vita B. 5). Повзрослевшая Г. была представлена епископу, для того чтобы он дал ей головное покрывало (vellamen), отличавшее посвященную Богу девственницу. Вместе с ней были 2 др. девицы, старше ее возрастом, однако епископ поставил Г. первой и предрек, что она превзойдет тех в добродетели (Vita A. 8; Vita B. 6). После смерти родителей Г. переселилась в Паризии. Сразу же по приезде святая заболела и в течение 3 дней лежала недвижимой, так что ее уже считали умершей. После выздоровления Г. засвидетельствовала, что во время болезни ей явился ангел и показал награды, уготованные любящим Бога (Vita A. 9; Vita B. 7). Через нек-рое время в Паризии опять прибыл свт. Герман, направлявшийся в Британию (ок. 447). У встретивших его за городской чертой жителей он стал расспрашивать о жизни Г., однако не все из них отзывались о святой благосклонно. Посетив ее, Герман убедился в неосновательности упреков (Vita A. 11; Vita B. 9). Уже после смерти свт. Герман (448) еще раз защитил жизнь и репутацию Г. В 451 г. войска гуннов во главе с Аттилой перешли Рейн и, опустошив Вост. Галлию, двинулись в глубь страны. Жители Паризиев в страхе хотели покинуть город, считая его недостаточно укрепленным. Г. убеждала их остаться, уверяя, что город избежит разграбления, и призывала женщин вместе с ней молиться в баптистерии (Vita A. 12; Vita B. 10). Однако горожане не поверили Г., называя ее лжепророчицей, желающей отдать их на верную погибель, и решили убить ее, побив камнями или сбросив в реку. О планах горожан узнал находившийся в городе архидиакон из Автиссиодура, к-рый стал убеждать их не совершать злодеяния над девой, снискавшей особое благоволение свт. Германа. Архидиакон показал «благословения» (лат. eulogias), к-рые Герман перед смертью велел передать Г. (Vita A. 13; Vita B. 11). Возможно, это были частицы св. мощей или части облачений епископа, к-рые почитались как реликвии. Испытывая благоговение перед памятью святителя, жители отказались от замысла убить деву. Гунны прошли южнее Паризиев и осадили Аврелиан (совр. Орлеан). С этого времени сограждане стали относиться к Г. с большим почтением, видя в ней спасительницу своего города.

http://pravenc.ru/text/162115.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010