После серии опытов и нескольких вариантов капсулы в 1999 году было принято окончательное решение, и 15 декабря директор Третьяковской галереи издал приказ 958, предписывающий поместить святыню в киот. С января 2000 года главная святыня России хранится в Никольском храме. А сделано это было во многом благодаря трудам директора галереи Валентина Алексеевича Родионова. Он смог наладить с Церковью самые добрые взаимоотношения, позволяющие сегодня тысячам посетителей галереи видеть и воздавать должное великим святыням, а верующим людям молиться перед ними. — Имея более чем 300-летную историю, уникальные православные святыни, прихожане также возносят молитвы обо всех, кто служил в стенах храма, кто его поддерживал. — Прихожанином нашего храма был Павел Михайлович Третьяков. Он купил рядом дом, в котором и основал знаменитую Третьяковскую галерею. Каждое утро начиналось у Павла Михайловича с молитвы, и, приходя в храм, он приводил туда своих сотрудников. Чайковский, Зелотти, братья Рубинштейны — все они являлись прихожанами нашего храма. Не говоря уже о художниках, которые окружали Третьякова и молились с ним. Поэтому храм наш был средоточием не только светской, но и духовной культуры. Здесь 28 лет в сане дьякона служил старец Алексий Зосимовский. Он был рукоположен в пресвитеры Успенского собора в Кремле, потом принял монашество в Зосимовой пустыни, схиму и ушел в затвор. На Соборе 1918 года старец Алексий вытянул жребий с именем будущего Патриарха Тихона. У Николаевского храма в Толмачах четыре святых покровителя: святитель митрополит Филарет (Дроздов), он освящал наш храм, восстановленный после войны 1812 года, священномученик отец Илья Четверухин — последний настоятель, наш прихожанин мученик Николай Рейн, пострадавший за Христа и расстрелянный в 1935 году, и преподобный Алексий Зосимовский. — А еще одна отличительная черта Никольского храма — его уникальный хор. — Имея музыкальное образование, я особенно внимательно относился к этой составляющей богослужения. Хор собирался на протяжении десяти лет, сначала им управляла моя матушка Светлана. Постепенно появлялись новые люди, и в 1994 году Министерством культуры было принято решение поставить хор на госбюджет и сделать его государственным хором при Третьяковской галерее. Руководит им Алексей Пузаков.

http://e-vestnik.ru/church/tretyakovka_p...

Is the immediate jewel of their souls. Who steals my purse, steals trash; «tis something, nothing; »Twas mine, " tis his, and has been slave to thousands; But he, that filches from me my good name, Robs me of that, which not enriches him, And makes me poor indeed 56 . Златые Пифагоровы стихи кажутся модными после сих строк, которые всякому человеку, христианину и турку индейцу и африканцу, надлежало бы вписать незагладимыми буквами в свое сердце. Я видел в Дармштате так называемый дом экзерциции, в котором может учиться целый полк и в котором хранится множество всякого оружия; гулял в большом придворном саду; ходил по городу, в котором считается не более 300 домов; потом сел на своего коня и отправился назад во Франкфурт. Два раза был я в здешнем театре, но в оба раза, к неудовольствию моему, играли очень неважные французо-немецкие комедии. Внимание мое занимали более зрители, нежели актеры; а заметил я единственно то, что молодые люди здесь хорошо одеваются и приходят в театр не шуметь, а слушать пиесы или – зевать. Маинц, 2 августа Ныне в шесть часов вечера приехал я в Маинц в дилижансе, или в почтовой карете, в которой поеду до самого Стразбурга. Какая гладкая дорога от Франкфурта до Маинца! Какие приятные виды! Какие прекрасные места! Приближаясь к Маинцу, увидел я на левой стороне величественный Рейн и тихий Майн, текущие почти рядом; а на правой – виноградные сады, которых нельзя обнять глазами. Любезные друзья! Как радостно билось мое сердце! «Рейн, Рейн! Наконец вижу тебя, – думал я, – вижу и благословляю царя вод германских в гордом его течении!» Маинц лежит на западном берегу Рейна, где впадает в него Майн. В городе улицы узки, хороших домов мало, церквей, монастырей и монахов великое множество. – «Угодно ли вам видеть кишки святого Бонифация, которые хранятся в церкви святого Иоанна?» – спросил у меня с важным видом наемный слуга. – «Нет, друг мой! – отвечал я. – Хотя святой Бонифаций был добрый человек и обратил в христианство баварцев, однако ж кишки его не имеют для меня никакой прелести. Поведи меня лучше за город». – Мы вышли с ним за городские ворота. Я сел на берегу Рейна и видел в его водах вечерний луч солнца и картину зеленых берегов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Его приютил у себя дома будущий мученик Николай Александрович Рейн, где отец Иларион совершал богослужения 326 . В 1932 году отца Илариона все-таки арестовали, и он по обвинению в «антисоветской агитации» был осужден на три года высылки в Северный край (в Архангельск). «В 1934 году он вернулся в Москву, но в выдаче паспорта ему опять было отказано, и он переехал в поселок Новые Петушки (ныне г. Петушки) Владимирской области. Отец Иларион часто приезжал в Москву для окормления своих духовных детей, тайно совершал богослужения у них на квартирах, в частности на квартире дьякона священномученика Иоанна Хренова. Материально помогал ему его духовный сын Николай Рейн» 327 . Вторично арестовали отца Илариона 27 августа 1937 года. На этот раз его приговорили к смертной казни, и он был расстрелян 11 октября 1937 года в Бутово 328 . Имя отца Илариона определением Священного Синода от 7 мая 2003 года включено в Собор новомучеников и исповедников Российских. Преподобномученик Иона (Санков) Преподобномученик Иона 329 (в миру Иван Андреевич Санков) родился в благочестивой купеческой семье 20 июля 1879 года 330 в селе Солчино Алпатьевской волости Зарайского уезда Рязанской губернии. Отец его Андрей Никитич Санков занимался хлебной торговлей в Москве, и вся семья в это время жила вместе с ним. В 1890 году, когда Ивану исполнилось одиннадцать лет, тяжело заболела его мать, и по совету врачей она уехала на родину в село Солчино, где у семьи был дом и небольшой земельный участок. Ивана она взяла с собой. Живя в Солчино, Иван окончил два класса, но тут скончалась мать, и он возвратился в Москву к отцу. Здесь он закончил свое образование и стал заниматься вместе с ним торговлей. Но сердце благочестивого юноши не было расположено ни к занятию торговлей, ни к семейной жизни. В их семье существовала чтобы кто-то из детей посвящал свою жизнь служению Богу, становясь за всех родных сугубым молитвенником. Поэтому Иван пожелал уйти на Афон и принять монашество. Отец с радостью дал на это свое согласие и родительское благословение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобномученик Варлаам (в миру Василий Севастьянович Ефимов) родился 12 апреля 1903 года в семье благочестивых московских жителей Севастьяна и Мавры Ефимовых. Работал курьером в 33-м отделении милиции. В 1935 году он тайно принял монашеский постриг с именем Варлаам. Он был арестован 29 сентября 1937 года. Его обвинили в том, что он, «будучи враждебно настроенным по отношению к советской власти, среди окружающих проводил систематическую антисоветскую агитацию. Свою квартиру он предоставил для совершения тайных богослужений и ночлега возвратившемуся из ссылки духовенству. В 1935 году он принял пострижение в тайное монашество, к чему склонял и других своих единомышленников». Следователь спросил его, как в его квартиру попало священническое облачение. Василий Севастьянович ответил, что оно оставлено иеросхимонахом Аристоклием, которого глубоко почитала вся его семья и который несколько раз совершал молебны в их квартире. Но «в данное время его нет в живых, так как он умер лет пять тому назад», – пояснил Василий Севастьянович. Виновным он себя ни в чем не признал. 17 октября 1937 года тройка НКВД приговорила монаха Варлаама (Ефимова) к десяти годам заключения, и он был отправлен в Локчимлаг в Коми область, где вскоре скончался. Преподобномученица Татиана (Татьяна Николаевна Бесфамильная) родилась 10 января 1866 года в Москве. В возрасте пяти лет она была отдана матерью в приют Рождественского монастыря, где прожила до самого его закрытия в 1923 году, не выходя все это время за пределы обители. Подвизаясь на различных послушаниях, она окончила в монастыре церковноприходскую школу. В 1920 году Татьяна приняла иноческий постриг. После закрытия обители и до самого своего ареста она жила в квартире неподалеку от монастыря, продолжая совершать свой иноческий подвиг, зарабатывая на жизнь рукоделием и шитьем. Будучи арестованной, виновной себя не признала. Мученик Николай родился 21 января 1892 года в селе Сосновка Моршанского уезда Тамбовской губернии в семье потомственного почетного гражданина Александра Рейна. По рождению Александр Рейн был прусским подданным, приехавшим в Россию в качестве управляющего имением, но в 1903 году он принял русское подданство. В 1911 году Николай Александрович окончил гимназию Креймана, а в 1918 году – сельскохозяйственный институт. С 1920 по 1930 год он работал научным сотрудником Тимирязевской академии в Москве, а затем, по день своего ареста, – в институте овощного хозяйства. Во время гонений на Церковь от безбожной власти он приютил в своем доме афонского иеромонаха Илариона (Громова) и оказывал ему материальную помощь.

http://fond.ru/foto/993/Aleksiy/

Ахен, один из самых старинных городов, лежит в долине и виден весь, как на ладоне, если взойти на одну из окружающих его гор. Вид его издали очень хорош, но вблизи ничто не поразит сильно, выключая разве только вони. Все ванны находятся внутри самого города в гостиницах, так что вы, живя в городе, не будете знать, где они. Во многих домах минеральные воды проведены подземными трубами. Только за городом можно встретить источники в натуральном виде, в виде маленького ручейка, от которого клубится горячий пар. На водах здешних ведут жизнь самую скучную, потому что все воды находятся в городе, а не за городом, как в других местах. Оттого все почти отделены друг от друга. Притом сюда приезжают только старики и уже слишком больные. Воды здешние очень сильны. Так как я чувствую себя совершенно здоровым, то и не намерен брать. В Ахене находится прекрасный старинный катедраль в готическом вкусе. Окна идут от земли до самого верха. Вся церковь светла, как оранжерея. Здесь хранится стул Карла Великого, на котором он погребен сидящим. Из Ахена отправляюсь в Кельн, старинный и очень примечательный город, в котором катедраль считается первым в Европе по своей архитектуре. Из Кельна предстоит мне самое приятно путешествие на пароходе по реке Рейну. Это совершенная картинная галлерея: с обеих сторон города, горы, утесы, деревни, словом — виды, которых даже на эстампах вы редко встречали. Очень жаль, что вы не можете видеть всего этого. Когда-нибудь, под старость лет, когда поправятся и ваши и мои обстоятельства, отправимся мы поглядеть на это. Письмо адресуйте ко мне во Франкфурт на Майне, потому что к тому времени буду там. Напишите что-нибудь о ваших новостях. Прощайте, почтеннейшая маминька. Будьте здоровы и да бережет вас бог от всяких неприятностей и огорчений. Ваш вечно признательный и послушный сын Николай. Всем нашим родным и знакомым передайте мой поклон. Гоголь М. И., 26/14 июля 1836 23. М. И. ГОГОЛЬ. Франкфурт на Майне. Июля 26/14 Получили ли вы письмо мое из Ахена? С того времени множество городов, больших и малых, мелькнуло мимо меня, и едва припомнить имена их. Только путешествие по Рейну осталось несколько в моей памяти. Река Рейн — очень замечательная вещь в Германии. Она уставлена с обеих сторон горами и усыпана городами. Два дня шел пароход наш, и беспрестанные виды наконец надоели мне. Глаза устают совершенно, как в панораме или в картине. Перед окнами вашей каюты один за другим проходят города, утесы, горы и старые рыцарские развалившиеся замки. Очень многие из них картинны и до сих пор еще прекрасны. Все горы, которые состоят почти из голого камня, покрыты виноградными грядками. Это родина рейнвейна, кроме которого здесь почти не употребляют других вин и которого здесь множество сортов, из коих многие никогда не заходили к нам. В Майнце, большом и старинном городе, вышел я на берег, не остановился ни минуты, хотя город очень стоил того, чтобы посмотреть его, и сел в дилижанс до Франкфурта.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Беседы на воскресные и праздничные дни церковного года. П., 1938. Архив: Послужный список о. И. Ктитарева (19221953). АЕУА. Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни Ломако Гр., протопр. Памяти протопр. И. Ктитарева. ЦВ. 1954. 2 (27) Ковалевский П.Е. Протопр. Иаков Ктитарев (некролог). РМ. 11.11.1953. 605 Ковалевский П.Е. Памяти протопр. И. Ктитарева. РМ. 29.10.1954. 706. Кузьмин Александр (188631.8.1961, Мюнхен, Германия), протоиерей. Эмигрировал в Германию, псаломщик церкви в Меммингене, состоял в юрисдикции РЗЦ, диакон (16.3.1952), священник (23.3.1952), 3-й помощник настоятеля Св.-Николаевской каф. церкви в Мюнхене (19521961), по совместительству настоятель церкви в Аугсбурге. Архив: АГЗ. Кузьмин-Полянский Николай (1907, Ровно 20.3.1993, Джэксон, Нью-Джерси, США), протодиакон. Клирик Польской Православной Церкви, диакон (1935), принят в клир РЗЦ в связи с изменением государственных границ (1939), эмигрировал в Германию (1944), протодиакон в Берлинском Воскресенском соборе, уехал в США и принят в клир Северо-Американской Русской Митрополии (1950), протодиакон Покровского каф. собора в Нью-Йорке (195070-е гг.), протодиакон Св.-Владимировского храма-памятника в Джэксоне, вышел за штат (1981). Архив: АГЗ. Лит.: Com. List. Кулешев Тимофей (21.2.1888, Донск. обл. 1971, Ганновер, Германия), протопресвитер. Из донского казачества. Окончил Ставропольское городское училище (1906), псаломщик на приходах Екатеринодарской епархии (1.10.1908), сдал экстерном экзамены в Ставропольской Духовной семинарии (1915), диакон (28.3.1917), священник (23.7.1917), клирик Польской Православной Церкви (19241944), протоиерей, эмигрировал в Австрию и принят в клир РЗЦ (1944), настоятель церкви при старческом доме в Вюрглыуте (6.1.19501.6.1950), настоятель церкви в Куфштейне (19501955), переселился в Германию (1955), настоятель церкви при лагере Функтурм, настоятель церкви в Аугустдорфе (нач. 19558.4.1955), настоятель церквей в Мангейме и Гейдельберге (8.4.19551957), настоятель церкви при лагере Фишбека под Гамбургом (19571958), овдовел (1956), благочинный приходов в земле Северная Рейн-Вестфалия (3.8.1957), перешел в юрисдикцию Русского Экзархата КП (5.10.1958), разъездной священник в Западной Германии, настоятель Покровской церкви в Ганновере, протопресвитер (30.4.1967).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Москве владыка поселился в сторожке при Ильинской церкви на Большой Черкизовской улице, где и жил до ареста. Архиепископ Димитрий был арестован 29 сентября 1937 года и заключен в Бутырскую тюрьму. Сразу же после ареста начались допросы, которые 9 октября были оформлены в виде протокола и подписаны архиепископом. Архиепископ Димитрий не признал себя виновным и не согласился кого–либо оговорить. — Следствие располагает данными, что вы среди окружающих заявляли том, что в СССР существуют гонения на религию и духовенство. Вы это подтверждаете? — спросил следователь. — Я это не подтверждаю, и об этом я никому не заявлял, — ответил архиепископ. — Следствию известно о том, что вы распространяли контрреволюционные провокационные слухи, что якобы митрополит Петр расстрелян советской властью. Откуда вам это известно? — Мне известно от митрополита Сергия (Страгородского) о том, что митрополит Петр в декабре 1936 года умер в ссылке, а о расстреле его я ни кого не слышал и таких слухов не распространял. Вместе с архиепископом Димитрием были арестованы архимандрит Амвросий (Астахов), игумен Пахомий (Туркевич), диакон Иоанн Хренов, инокиня Татьяна (Бесфамильная), миряне Николай Рейн, Василий Ефимов, Мария Волнухина и Надежда Ажгеревич. Преподобномученик Амвросий (в миру Алексей Аникеевич Астахов) родился в 1860 году в селе Борисовка Лебедянского уезда Тамбовской губернии в крестьянской семье. До 1925 года он жил в монастыре, а после его закрытия — в разных селах Московской области, в частности в селе Аксиньино Красногорского района, и духовно окормлял монахинь и послушниц Головинского монастыря. — Кто и в каких целях вас посещал на квартире? — спросил следователь. — Меня посещали мои почитатели, которые обращались ко мне за различными советами, — ответил архимандрит Амвросий. — Какие советы вы давали своим почитателям? — Я давал советы только по вопросам семейной жизни. — Следствие располагает данными, что вы своих почитателей обрабатывали в антисоветском духе. Вы это подтверждаете?

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

— Да, я говорила, что советская власть арестовывает безвинных людей, бесчинствует и расстреливает безвинный народ. — Назовите своих почитателей, которые вам предоставляли ночлег. — Ночлег я получала от своих почитателей, но их фамилии и адреса мне неизвестны. 17 октября 1937 года Тройка НКВД приговорила арестованных к расстрелу. 21 октября архиепископ Димитрий (Добросердов), архимандрит Амвросий (Астахов), игумен Пахомий (Туркевич), диакон Иоанн Хренов, инокиня Татьяна (Бесфамильная) и миряне Николай Рейн, Мария Волнухина и Надежда Ажгеревич были расстреляны на полигоне Бутово под Москвой и погребены в общей безвестной могиле. Причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Священномученик Димитрий (Троицкий) (память 21 октября по старому стилю) С вященномученик Димитрий родился в семье чиновника акцизного управления Ивана Троицкого. Благочестивые родители воспитали детей в вере и любви к Богу и ближним, и все четверо их сыновей стали священниками. Самым младшим из них был Дмитрий; он родился 20 июля 1905 года. Три года он учился в начальной школе в городе Кашине, затем поступил в духовное училище, которое, несмотря на революцию, продолжало свое существование и только в 1921 году было переименовано в советскую школу 2–й ступени, которую Дмитрий Иванович и окончил в 1923 году. Отец к тому времени умер, и получить образование Дмитрию помогли его братья–священники. Юноша возрастом, душевной твердостью муж, Дмитрий, когда ему исполнилось всего двадцать лет, был рукоположен в сан священника ко храму села Перетерье Сонковского района. Молодой священник вполне отдавал себе отчет в том, что начал служить во времена непрекращающихся гонений на Церковь, но это не устрашало его. На каждой службе он говорил проповеди, тщательно к ним готовясь, жил горестями и переживаниями своих прихожан, старался, чтобы огонь веры неугасимо горел в их душах среди окружающего мрака государственного безбожия, поддерживал тех, кто унывал или готов был отчаяться от трудностей жизни и материальной нужды; он стремился научить прихожан заботиться прежде всего о духовном, а уже потом о материальном, бояться более греха, нежели гонений и притеснений от современных властей.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Доски, на которых мы стояли, тряслись беспрестанно. Я весь облит был водяными частицами, молчал, смотрел и слушал разные звуки ниспадающих волн: ревущий концерт, оглушающий душу! Феномен действительно величественный! Воображение мое одушевляло хладную стихию, давало ей чувство и голос: она вещала мне о чем-то неизглаголанном! Я наслаждался – и готов был на коленях извиняться перед Рейном в том, что вчера говорил я о падении его с таким неуважением. Долее часа стояли мы в сей галерее, но это время показалось мне минутою. Переезжая опять через Реин, увидели мы бесчисленные радуги, производимые солнечными лучами в водяной пыли, что составляет прекрасное, великолепное зрелище. После сильных движений, бывших в душе моей, мне нужно было отдохнуть. Я сел на цирихском берегу и спокойно рассматривал картину водопада с его окрестностями. Каменная стена, с которой низвергается Рейн, вышиною будет около семидесяти пяти футов. В средине сего падения возвышаются две скалы, или два огромные камня, из которых один, несмотря на усилие волн, стремящихся сокрушить его, стоит непоколебим (подобно великому мужу, скажет стихотворец, непреклонному среди бедствий и щитом душевной твердости отражающему все удары злого рока), – а другой камень едва держится на своем основании, будучи разрушаем водою. На противоположном крутом берегу представлялись мне старый замок Лауфен, церковь , хижины, виноградные сады и дерева: все сие вместе составляло весьма приятный ландшафт. Наконец, отпустив коляску назад в Шафгаузен, наняли мы лодку и поплыли вниз по Рейну. Несколько раз обращались глаза мои на водопад; он скрылся – но шум его долго еще отзывался в моем слухе. – Лодочник почел за нужное сказать нам, что в Америке есть подобный водопад. Он не умел назвать его, но мы поняли, что он говорит о Ниагаре. Эглизау Шумящие волны быстро несли нашу лодку между плодоносных берегов Рейна. День склонялся к вечеру. Я был так доволен, так весел; качание лодки приводило кровь мою в такое приятное волнение; солнце так великолепно сияло на нас сквозь зеленые решетки ветвистых дерев, которые в разных местах увенчивают высокий берег; жаркое золото лучей его так прекрасно мешалось с чистым серебром рейнской пены; уединенные хижины так гордо возвышались среди виноградных садиков, которые составляют богатство мирных семейств, живущих в простоте натуры, – ах, друзья мои! Для чего не было вас со мною? В Эглизау, маленьком городке, на половине дороги от Шафгаузена к Цириху, вышли мы на берег, заплатив лодочнику новый французский талер, или два рубли.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Наполеон искусно руководил сражением, но проиграл его. Раньше времени был взорван французами мост через Эльстер. Часть войска попыталась достигнуть противоположного берега вплавь. Потонул начальник польских частей, князь Иосиф Понятовский. Монархи победители торжественно въехали в Лейпциг, приветствуемые населением. Среди пленных был саксонский король Фридрих-Август, отправленный под конвоем в Берлин. Сражение под Лейпцигом названо «битвой народов». Барклай-де-Толли – награжден титулом графа Российской империи. Государь писал кн. Н. И. Салтыкову: «Благодарение Всевышнему. С душевным удовольствием извещаю ваше сиятельство, что победа совершенная. Битва продолжалась 4-го, 6-го и 7-го числа. До 300 пушек, 22 генерала и до 37.000 пленных достались победителям. Всемогущий Един всем руководствовал. Пребываю навек искренно Вас любящим. Александр. Лейпциг. Окт. 9, 1813 г.». Победа эта освободила Германию до Рейна. В начале ноября – в составе 75.000 – французы, отступая, перешли Рейн при Майнце. Главная квартира союзников обосновалась во Франкфурте-на-Майне. Австрийскому императору хотелось, чтобы его войска первыми заняли этот древний имперский город. Но Александр разрушил его план. Русско-прусский кавалерии приказано было быстро продвигаться к городу, который и был занят ими. 24 окт./5 ноября государь прибыл туда и на следующий день встретил Франца у заставы города. Большинство войск там составляли русские кирасиры. Франкфурт в это время сделался средоточием политических дел. Все более выявлялось значение императора Александра: «Я видел», пишет очевидец, «в приемных комнатах государя, и королей, и владетелей, лишенных французами престолов своих, и членов Рейнского союза, которые незадолго еще отправляли войска свои против России. Австрийцы и пруссаки могли к ним иметь более или менее притязаний, но за безпристрастие Александра ручалось могущество его; они видели в России державу, которой не нужно было расширять свои пределы на их счет, а потому все обращались к государю, как к новому солнцу, возсиявшему на горизонте их» (Шильдер).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010