сщисп. протоиерей Сергий Правдолюбов Написали они эту книжечку, и добросердечный, доверчивый отец Николай дал почитать ее одному касимовскому интеллигенту. И эта книжечка оказалась в НКВД, а Владимира и Николая – «под замок». Кстати и Сергия со старшим сыном Анатолием замели туда же за компанию. А чуть позже, в 1936 году, Матрону арестовали, а в 37-м – отца Анатолия и отца Александра Туберовского. Отец Александр прежде был профессором Московской духовной академии, светским человеком. Диссертация его вызвала полемику между Флоренским и Тареевым. После революции его приглашали в университет, а его старший брат, местный священник отец Сергий Туберовский, в то же время отказался служить: «При большевиках служить не буду». Профессор решил, что это неправильно. От места в университете отказался и поехал на место отца Сергия. Рукоположился. А в 1937 году его взяли и расстреляли. Все они проходили по общему делу. Глава заговора против советской власти – Анатолий Правдолюбов. Его соучастники – Александр Туберовский, Николай Карасев, Константин Бажанов, Евгений Харьков – священники. С ними пострадали и некоторые миряне. Их в один день расстреляли. И прославили всех вместе. В святцах их имена вместе собраны . Матрону же отдельно и осудили, и канонизовали. Есть еще одна мученица – Вера . Она помогала отцу Николаю и Владимиру писать эту брошюру. Вера Николаевна Самсонова – учительница. Она учительствовала только до революции. Когда иконы вынесли из классов, Вера Самсонова отказалась быть учительницей и стала старостой церкви, в которой служил отец Николай, и во всем ему помогала. В 1935 году ее арестовали, а в 40-м, не доживши то ли нескольких дней, то ли нескольких часов до освобождения, она скончалась в тюрьме. Святая блаженная Матрона Анемнясевская (Икона написана Лукиными) Люди часто задаются вопросом: как возможно было перенести такие страдания человеку или целой семье? Ведь не всем с детства прививали такую «устойчивость». А если вдруг нам придется? Когда в 1935 году арестовали моего брата Анатолия, дедушка (протоиерей Анатолий Авдеевич – будущий священномученик) сказал ему вдогонку: «Помни, Анатолий: возрадуйтеся в той день и взыграйте». Конечно, вы помните этот текст: «Блажени будете, егда возненавидят вас человецы и егда разлучат вы и поносят и пронесут имя ваше яко зло Сына Человеческого ради; возрадуйтеся в той день и взыграйте, се бо мзда ваша многа на небеси» (Лк. 6: 22–23).

http://pravoslavie.ru/4729.html

Что-то в облике этого человека было такое, что русские люди поверили ему сразу и безоглядно. Но отчего-то мне кажется, что сердца наших предков покорило не столько житие святого, сколько его иконный лик. Мудрый старец с открытым лицом – правдолюбец, защитник правды, ревностный её свидетель. Широко открытые добрые глаза – отражение сердца, в котором никому не тесно, отеческая доброта – весёлая, надёжная, крепкая. И с добротой – спокойная сила и бесстрашная решительность, готовность бороться за правду, стоять за правду «даже до крови». За таким святым не страшно. Такой заступится. Его проси смело и без лишних слов. И просили. И были услышаны. Далёкий и необъяснимый греческий епископ слышит и понимает русскую речь, не хуже английской, сербской, грузинской. Отзывчивая доброта и правдолюбие не дают ему «уйти на покой», в заслуженное забвение, в занебесную область. Святой Николай спасает трех невинно осужденных. Капелла свт. Николая; Балканы. Сербия. Фото: sahallin.livejournal.com Как было бы просто, если бы он оказался только добряком, милым дедушкой, или карающим правдолюбцем, мечом в руках Божьих. Но в образе Николая-угодника – доброта и правдолюбие неразличимы, слитны, едины, как и должно быть в жизни каждого ученика Христа. И потому так стыдно думать о нём, так обезоруживает этот святой лик воистину цельного и невероятно живого человека. Даже находиться перед взглядом такого старца – испытание и укор. Когда я стал священником, на икону святителя я стал смотреть уже другими глазами. В старинных росписях и среди житийных клейм на иконах святителя вы обязательно найдёте изображение, где Николай-чудотворец спасает от казни невинно осуждённых. Гениальный Репин даже написал на этот сюжет одну из своих знаменитых картин. Он долго работал над этим полотном, искал нужные жесты, но, в конце концов, повторил тот священный жест, который сохранили древние иконы: спасая узников, святитель хватается за меч. Но не так, как берётся за меч воин. Великий правдолюбец хватается за само лезвие меча, останавливая уже замахнувшегося истязателя. Голыми руками святитель ухватывается за отточенное лезвие меча.

http://pravmir.ru/kogda-svyatitel-nikola...

Кон. XIX в. Касимов — небольшой, но очень красивый древний город, известный с 1152 года. В нем было два монастыря и двенадцать церквей, в каждой из которых был прекрасный набор колоколов. Главный соборный колокол весил 16 тонн и отличался низким бархатным тембром, раздававшимся на многие километры в округе. Как вспоминают современники, звук этого колокола как будто плыл по улицам города, новых ударов было почти не слышно — только мягко возобновляющееся звучание, слышное километров до пятнадцати за городом. Ближайшие к Касимову сельские приходы начинали свой звон по соборному колоколу, а сам город просто звучал множеством колоколов, особенно в пасхальную седмицу, когда каждый прихожанин считал своим долгом подняться на колокольню своего приходского храма и хотя бы несколько раз ударить в колокола. Такое количество колоколов в небольшом городе и такое разнообразие различных звонов поражало всех, кто впервые приезжал в город. Один fpxuepeй, посетивший Касимов, с удивлением вспоминал потом эти звоны и говорил: «Потрясеся весь град!» Но не только своими колоколами славился город Касимов. В каждом из храмов было множество старинных облачений, икон, хоругвей, в каждом храме был свой хор певчих, которыми управляли опытные регенты, проходившие свое обучение в Москве и Петербурге. Касимов Протоиерей Сергий любил свой родной город, и приехал он сюда для служения по просьбе своего отца, который писал ему в Вятскую епархию: «Возвратись в землю отцов; мы стары и горько нам умирать, не видя тебя и внуков, не насладившись общением с тобой и семьей твоей лицом к лицу». И действительно, Касимов был городом предков отца Сергия: в Успенской церкви служил протоиерей Анатолий — его отец, в Казанском монастыре — брат, иерей Николай, в кладбищенской церкви всех Святых — отец его жены, протоиерей Димитрий Федотьев; в окрестных селах служили дяди отца Сергия — протоиерей Михаил, протоиерей Феодор и иерей Александр Дмитревы. Каждую неделю в базарный день, по четвергам, эти многочисленные родственники собирались в город по хозяйственным нуждам, а потом считали своим долгом появиться в доме отца Анатолия Авдеевича Правдолюбова, где вместе пили чай, разговаривали, делились приходскими заботами.

http://pravoslavie.ru/62398.html

На «Слава и ныне» другая стихира: Хор Оптиной пустыни. «Господи, во многие грехи впавшая жена» «Господи, во многие грехи впавшая жена,/Твое ощутившая Божество,/мироносицы служение взяв на себя,/с рыданием мvpo Тебе прежде погребения приносит, –/«Увы мне», возглашая, –/«ибо ночью для меня является страсть невоздержания,/мрачной и безлунной – любовь к греху!/Прими мои источники слез,/из облаков изводящий воду моря./Приклонись к моим стенаниям сердечным,/приклонивший небеса неизреченным Твоим самоумалением./Буду лобызать пречистые Твои ноги,/и еще отру их головы моей кудрями,/– те, шум от которых Ева в раю после полудня,/услышав ушами своими, в страхе скрылась./Грехов моих множество и судов Твоих бездну кто исследует?/Спасающий души, Спаситель мой,/меня, рабу Твою, не презри,/Имеющий безмерную милость!» Я рекомендую заранее прочитывать, просматривать тексты богослужений. Конечно, когда стоишь в церкви, совсем всё по-другому воспринимается, но ум наш требует немножечко побольше внимания к этим песнопениям. Простите мя, отцы и братие! И вот в Великую Среду кончается Литургия Преждеосвященных Даров, читается молитва: «Владыка многомилостивый, Господи Иисусе Христе, Боже наш…» Молитва обычная, литийная: «Помилуй нас и спаси души наша, яко Благ и Человеколюбец». А потом батюшка кланяется в сторону народа и говорит замечательные слова: «Простите мя, отцы и братие! Помолитесь о мне грешном. Простите мне всё, что я согрешил за эту Четыредесятницу». А в конце литургии последний раз читается торжественно вслух молитва Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего…» И здесь уже все великопостные молитвы заканчиваются. Всё. Наступает время и действо Великого Четверга. По материалам аудиодиска «Богослужения Великого поста. Беседы протоиерея Сергия Правдолюбова». (Редактор и звукорежиссер – Николай Бульчук. Диск рекомендован к публикации Издательским Советом РПЦ МП; протокол 20 от 31 октября 2013 г. (ИС 13-320-2512)). В основу аудиодиска легли беседы отца Сергия Правдолюбова с прихожанами храма Святой Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве в январе-марте 2011 года.

http://pravmir.ru/vozlyubi-lyubyashhuyu-...

Воспоминания протоиерея Владимира Правдолюбова. Часть 1: Семья Протоиерей Владимир Правдолюбов Эта беседа с протоиереем Владимиром Правдолюбовым, сыном священноисповедника Сергия и внуком священномученика Анатолия Правдолюбовых, почетным настоятелем храма святителя Николая в г. Касимове Рязанской области, записывалась на сороковой день по кончине митрополита Симона (Новикова), в доме отца Владимира и в самом Никольском храме, где в 1950-е годы служил приходским священником почивший около года назад архимандрит Иоанн (Крестьянкин) . Уходят предстатели пред престолом Божиим, чье служение пришлось на ХХ век – самое скорбное и противоречивое время в истории Русской Церкви, по духовным плодам и последствиям своим сравнимое с целой эпохой. О подвижниках минувшего века, которые своей жизнью учат нас мужеству, терпению и любви, о современной жизни древнего города Рязанской Мещеры, давшего нашей многострадальной земле многих святых молитвенников пред Господом, повествуют воспоминания отца Владимира Правдолюбова. Священнический род наш, Правдолюбовых, – древний: мы по линии отцовской не знаем мужчин-предков не-священников, за исключением одного псаломщика – это наш родоначальник чтец Симеон. Его сын Авдий – священник, закончил жизнь иеромонахом Антонием. Его сын, внук чтеца Симеона, Анатолий Авдеевич, – священномученик . Его старшие дети: Владимир Анатольевич – мученик , Сергей Анатольевич – исповедник , Николай Анатольевич – священномученик . Брат жены отца Анатолия – протоиерей Михаил Дмитрев – тоже расстрелян в 37-м, прославлен как священномученик. Эпоха репрессий и последующая канонизация дала нашему семейству много прославленных святых. Сщмч. Анатолий Правдолюбов А как много священников из других родов – тоже священномученики, тоже исповедники, – но не прославлены! Ведь канонизацией Церковь не возводит во святые, а свидетельствует о святости. И свидетельствует именно о тех, о ком есть воля Божия, чтобы они помогали живущим здесь, на земле. А остальные – они в той же радости, даже большей, может быть, но мы о них ничего не знаем.

http://pravoslavie.ru/4729.html

«И тут раздались шумные аплодисменты. И тогда, и теперь я не знаю, кому аплодировало студенчество – Тарееву или Флоренскому? Сколько я ни расспрашивал об этом других аплодировавших, никто мне толком не мог ничего сказать»,– вспоминает С. Волков. Потом в профессорской комнате Тарееву было предложено извиниться перед Флоренским. Там, в профессорской, коекак закончился коллоквиум, присудивший уже расстроенному Туберовскому звание магистра… Сельский просветитель Вскоре Александр Михайлович был назначен на должность доцента, а через месяц ему присвоили звание экстраординарного профессора и наградили премией митрополита Макария. Однако уже в 1919 году академической карьере Александра Туберовского пришел конец: Московская академия была закрыта большевиками, а профессура разогнана. Тогда Туберовский принял решение вернуться на родную Рязанщину. Он приезжает в родное Маккавеево и берет в жены купеческую дочь, Татьяну Дмитриевну Третьякову, выпускницу университета. В начале 20х годов, в самый разгар антицерковных гонений, он принимает священный сан и вместе со своим отцом служит в храме Покрова Богородицы в родном селе. Известно, что отец Александр Туберовский снискал любовь и уважение односельчан не только как пастырь, но и как всесторонне образованный человек. В Маккавеево у него было образцовое хозяйство. На своем огороде отец Александр применял новейшие достижения агрономии. Он даже переписывался с И. В. Мичуриным, получал от него новые сорта фруктов, а потом делился своими знаниями с крестьянами. Лицом ко рву 26 сентября 1937 года отец Александр был арестован и отправлен в Рязань, где и находился вплоть до декабря. Вместе с отцом Александром были арестованы и другие священники: Анатолий Правдолюбов, Николай Карасев, Константин Бажанов и Евгений Харьков, а также миряне. Всем им было выдвинуто заведомо ложное обвинение в «участии в повстанческо-террористической организации и контрреволюционной деятельности». Протоиерей Анатолий Правдолюбов, 75-летний настоятель Благовещенской церкви г. Касимова был объявлен «главой заговора»…

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Tube...

В Московской епархии прошло пастырское совещание Москва, 17 апреля 2008 г. 16 апреля в Новоспасском мужском ставропигиальном монастыре в Москве под председательством викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председателя Богослужебной комиссии Русской Православной Церкви архиепископа Орехово-Зуевского Алексия прошло пастырское совещание Московской епархии, посвященное проблеме нарастания модернистских, неообновленческих тенденций в Русской Православной Церкви. С докладами и сообщениями выступили: наместник Сретенского мужского ставропигиального монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), настоятель храма святителя Николая в Пыжах протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма св. Иоанна Воина на Якиманке протоиерей Николай Смирнов, член Епархиального совета Москвы протоиерей Леонид Ролдугин, настоятель храма Троицы Живоначальной в Троице-Голенищево протоиерей Сергий Правдолюбов, протоиерей Владимир Переслегин, клирик подворья Валаамского монастыря в Москве священник Игорь Белов, протоиерей Андрей Правдолюбов (Рязанская епархия), председатель Богослужебной комиссии при епархиальном совете Москвы игумен Феофилакт (Безукладников), настоятель патриаршего подворья при Николо-Перервинском монастыре протоиерей Владимир Чувикин, настоятель храма Воскресения Христова в Сокольниках, член Богослужебной комиссии при епархиальном совете Москвы протоиерей Александр Дасаев, клирик храма Сорока мучеников Севастийских, главный редактор журнала «Наследник», духовник православного молодежного объединения «Молодая Русь» священник Максим Первозванский, главный редактор журнала «Благодатный огонь» Сергей Носенко, преподаватель Николо-Угрешской семинарии, кандидат богословия Валерий Духанин, ученый секретарь Научного совета по религиозно-социальным исследованиям Отделения общественных наук РАН, ответственный редактор журнала «Проблемы развития» Владимир Семенко  и др. Участники совещания выразили серьезную обеспокоенность тем, что в ситуации, когда Святейший Патриарх совершенно четко и недвусмысленно высказывается против каких-либо принципиальных реформ в Русской Православной Церкви, в том числе и богослужебных (каковая позиция разделяется подавляющим большинством членов Церкви), находятся отдельные миряне, клирики и даже епископы, которые говорят о планомерной подготовке ими таких реформ, под предлогом «миссионерской» доступности навязывают всевозможные искажения нашей святыни – апостольского и святоотеческого Предания, пытаются сокращать богослужение, переводить его на современный русский язык, осуществляют либерализацию пастырской и духовнической практики, призывают к сокращению и ослаблению постов, сокращению и ослаблению молитвенного правила, особенно перед причастием, что является путем к профанации таинств, прежде всего центрального таинства - Евхаристии.

http://pravoslavie.ru/26437.html

Новости 14 декабря, 2011 Несколько солдат российской военной базы в Таджикистане решили стать звонарями Мастерству колокольного звона военнослужащие обучаются в новой звоннице при войсковом храме-часовне в честь Иверской и Нарвской Божьей Матери. 14 декабря, 2011 Православное богослужение будет переведено на современный бурятский язык Вырабатываются методологические основы будущего перевода, рассмотрены источники дореволюционных переводов православных богослужебных книг на различные диалекты бурятского и монгольского языков. 14 декабря, 2011 На Кипре продолжают изучение остатков древнего грузинского монастыря Жалия Археологические и реставрационные работы ведутся в монастыре с 2006 г. Общими усилиями кипрских и грузинских специалистов была расчищена вся площадь монастыря. 14 декабря, 2011 Экстремисты осквернили монастырь св. Иоанна Предтечи на Иордане Были уничтожены иконы и кресты, сожжены национальные флаги Греции, традиционно вывешиваемые в греческих монастырях. 14 декабря, 2011 Вручена премия Андрея Первозванного " За веру и верность " Награда учреждена в 1992 году Фондом Андрея Первозванного и традиционно вручается в день памяти святого апостола. 13 декабря, 2011 Протоиерей Сергий Правдолюбов: " Власть должна относиться к народу как к личностям " Всю неделю после выборов в городах России проходили митинги протеста против фальсификации. На вопрос об итогах выборов и многотысячного митинга оппозиции в Москве ПРАВМИРу ответил профессор протоиерей Сергий Правдолюбов. Не могу прокомментировать итоги выборов, потому что никак не участвовал в подсчете голосов, не следил за выступлениями в прессе. Утром я служил, днем проголосовал, вечером снова […] 13 декабря, 2011 Книгу Святейшего Патриарха Кирилла " Свобода и ответственность " презентовали в Афинах На презентации книги выступили митрополит Волоколамский Иларион, митрополит Месогейский Николай, митрополит Мессинийский Хризостом и проф. В. Фидас. 13 декабря, 2011 РПУ открывает программы дистанционного образования по церковному служению для мирян

http://pravmir.ru/category/news/page/523...

С. 55-56). В новой каменной Казанской ц., освященной в 1864 г., икона также находилась в иконостасе слева от царских врат «в серебряно-вызолоченном окладе и украшена аметистами и топазами» (Там же. С. 72), по др. описанию, «как храмовая, украшенная серебро-позлащенною ризою, жемчугом и др. камнями» (Описание церковных вещей. 1887. С. 310), в раме со сценами из Жития Богоматери. В касимовском Казанском монастыре почитались 2 др. Казанские иконы XVII в.: пожертвованные бабушкой царевича Иакова царицей Фатимой Султан-Сеитовной и его матерью Марией Никифоровной (урожд. Плещеевой), известные по фотографиям, вклеенным в рукопись 1933 г. о касимовских подвижниках ( Николай Правдолюбов, Владимир Правдолюбов. 2005. Ил. на с. 20, 21). Сохранился шитый покровец (2-я пол. XVII в., кайма XVIII в., Касимовский краеведческий музей) с изображением Казанского образа, возможно находившийся в касимовском Казанском мон-ре. После закрытия мон-ря К. К. и. была перенесена в близлежащую, находившуюся на его территории Пятницкую ц. По свидетельству настоятеля Никольского храма Касимова прот. Владимира Сергеевича Правдолюбова (род. в 1931) и его сестры Веры Сергеевны Правдолюбовой (род. в 1922), изгнанные насельницы мон-ря перешли в Пятницкую ц., хранительницей К. К. и. советом сестер была назначена мон. Ирина (Разорёнова; † 1971). В 1930-1935 гг. икона находилась в Пятницкой ц. В 1935 г. прот. сщмч. Николая Анатольевича Правдолюбова арестовали, храм был закрыт, в 1936 г. разрушен. Монахини перешли в соседний не закрытый Никольский храм (1705; перестраивался в 50-60-х гг. XIX в.). К. К. и. была принесена сюда и положена на аналой у левого придела. При угрозе конфискации ее прятали. С осени 1940 по март 1943 г. в Никольском храме службы не совершались, все священники города были арестованы, но община не распалась. Староста А. А. Вереина не отдала ключи от храма в исполком даже под угрозой расстрела, что сохранило от уничтожения иконы храма, в т. ч. и К. К. и. В марте 1943 г. вернувшийся из очередной ссылки прот.

http://pravenc.ru/text/1681217.html

Большой поддержкой на Соловках для Правдолюбовых было знакомство с епископом Аркадием Остальским (канонизирован 20 августа 2000 года как священномученик), с которым у них завязалась глубокая духовная дружба. Несмотря на условия тюрьмы, у заключенных в те годы были возможности для общения, молитвы и даже богослужения. Сохранился Соловецкий антиминс, а у внука отца Сергия, протоиерея Сергия Правдолюбова, как драгоценная реликвия хранится соловецкая епитрахиль в виде простого полотенца, которую отцу Сергию прислали «с воли». В соловецком лагере. Прот. Сергий, Анатолий Серг., иер. Николай Правдолюбовы Сын протоиерея Сергия, протоиерей Анатолий, оставил свои воспоминания о годах заключения на Соловках, среди которых есть рассказы о несомненно чудесных событиях. Так однажды, по молитвам протоиерея Сергия, его сын был спасен от неминуемой гибели. Соловки, это — архипелаг: несколько островов расположены недалеко друг от друга. Заключенные жили на главном острове, а работали порой на отдаленных островах, добираясь туда на небольших лодках. На работах узников задерживали до глубокой ночи, и тогда им приходилось добираться до главного острова в полной темноте. И вот, в один из таких дней, произошло следующее. Когда арестанты вышли в пролив, разделяющий острова, поднялся сильный морской ветер, очертания островов совершенно исчезли во мраке, и все люди, находившиеся в лодке, поняли, что погибают: куда грести — непонятно, а ветер быстро сносил лодку в открытое море. Неожиданно все увидели яркий свет, похожий на большой костер, разложенный на главном острове. Налегли на весла, и стоило всем немалых усилий преодолеть ветер, течение пролива и все-таки вывести лодку на этот огонь. Когда подошли к главному острову и вышли на берег, с удивлением обнаружили, что никакого огня на берегу не было. Только стоял у воды один отец Сергий и молился за людей, находившихся в море. В другой раз протоиерей Сергий предупредил своего брата и сына об искушении от нечистого духа, охватившего всех, находящихся с ними рядом.

http://pravoslavie.ru/62398.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010