«Я, нижеподписавшейся, соблюдая свято и нерушимо данную мною присягу на верность подданства Его Императорскому Величеству и клятвенное обещание, данное мною пред рукоположением во священство, будучи ныне призван благоусмотрением начальства к новой степени звания и особенному служению, обязуюсь по чистой совести и долгу священства проходить оное в духе данных мною прежде обетов со всяким тщанием, верностью и правдолюбием, стараясь по крайнему своему разумению споспешествовать духовному благу и временному благоустройству и спокойствию людей, до которых служение моё касаться может и в поручаемых мне делах всемерно открывать, охранять и начальству представлять то,. что справедливо и что к охранению общего и частного блага Начальству знать нужно». Однако высшая духовная власть должна была скоро сделать новую уступку, хотя тоже паллиативного характера, и выборное начало, по распоряжению Св. Синода 26 сентября 1791 года, дозволено применить к депутатам с духовной стороны в гражданские присутственные места, куда раньше назначались они от консистории каждый раз по требованию гражданского судебного места. Помянутым указом Синода велено выбирать из священников «беспорочного поведения и, сколько можно, таких, кои бы соответствовали сей должности способностью и образованием; ежели к тому признается способным кто-либо из диаконов, то и их определять, но первый депутат (было два) должен быть из священников». Эти выбранные депутаты были бессменны. 22 Есть свидетельства, что позднее, а именно в 1825 г. церковное правительство желало возвратиться к древнему порядку и восстановить благочинных ко выборам. Об этом говорит один из архипастырей, поместивший свою статью «о выборном начале в приложении к благочинным» в «Чтениях общества люб. дух. просвещения за 1868 г. (кн. 5 стр. 76–90), к сожалению, скрыв свое авторское имя. «По поводу некоторого, производившегося в том (т. е. 1825) году дела об улучшении нравственности духовенства, пишет сей преосвященный, предполагалось между прочим постановить следующие правила относительно благочинных...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Romans...

Но у Мережковского нельзя уже найти этого необыкновенного правдолюбия русской литературы, у него все двоится, он играет сочетаниями слов, принимая их за реальности. То же нужно сказать про Вячеслава Иванова и про всех почти. Но произошел один знаменательный факт – изменение сознания интеллигенции. Традиционное миросозерцание левой интеллигенции пошатнулось. Вл. Соловьев победил Чернышевского. Уже во вторую половину 80-х годов и в 90-е годы это подготовлялось. Было влияние философии Шопенгауэра и Л. Толстого. Начался интерес к философии, и образовалась культурная философская среда. В этом сыграл свою роль журнал «Вопросы философии и психологии», под редакцией Н. Грота. Появились интересные философы метафизического направления – кн. С. Трубецкой и Л. Лопатин, Изменилось эстетическое сознание, и начали придавать большее значение искусству. Журнал «Северный вестник» с его редактором А. Волынским был одним из симптомов этого изменения. Тогда же начали печататься Д. Мережковский, Н. Минский, К. Бальмонт. Позже появились журналы культурно-ренессансного направления – «Мир искусства», «Весы», «Новый путь», «Вопросы жизни». В петровской императорской России не было целостного стиля культуры, образовалась многопланность, разноэтажность, и русские жили как бы в разных веках. В начале века велась трудная, часто мучительная борьба людей ренессанса против суженности сознания традиционной интеллигенции, – борьба во имя свободы творчества и во имя духа. Русский духовно-культурный ренессанс был встречен очень враждебно левой интеллигенцией, как измена традициям освободительного движения, как измена народу, как реакция. Это было несправедливо уже потому, что многие представители культурного ренессанса были сторонниками освободительного движения и участвовали в нем. Речь шла об освобождении духовной культуры от гнета социального утилитаризма. Но изменение основ миросозерцания и новое направление нелегко даются. Борьба шла в разных направлениях, по нескольким линиям. Наш ренессанс имел несколько истоков и относился к разным сторонам культуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Berdya...

Здесь я хочу рассказать о вещем сне моем, когда я видел во сне старую учительницу-пенсионерку, очень любившую меня, видел в день ее смерти, находясь в Соловках же, и то же подтверждено было письмом из дому, что именно в тот день она умерла, когда я ее видел во сне. Это была Александра Петровна Слепцова (урожденная Шонина), интеллигентная старушка в пенсне, всегда появлявшаяся в церкви в черных кружевах и изящной тюлевой головной накидке, тоже черной. Прическа всегда самая тщательная и очень красивая, на ногах – со вкусом подобранная обувь. Александра Петровна умерла в тот самый день, когда я ее таким особенным образом видел во сне Когда я служил псаломщиком в Успенской церкви города Касимова, она на левом клиросе пела и читала Шестопсалмие и Часы; стояла всегда в одном месте, в левом заднем уголке клироса (правого, на котором помещался я с любителями, а певчие – на хорах). И вот я вижу ее во сне: стоит она на своем месте, но весь ее убор, кружева и тюль – белого цвета, лицо радостное-радостное, так и сияет, в руке – зажженная свеча, и стоит Александра Петровна – босиком. Немного погодя пришло письмо. Александра Петровна умерла в тот самый день, когда я ее таким особенным образом видел во сне. Вечная ей память! «Господи, пошли мне человека!..» Так взмолился я однажды среди многолюдного арестантского лагеря. Кому придется эти строки прочесть, вряд ли сразу смогут объяснить, каков смысл в этой молитве. Но она имела смысл, и, будучи произнесена около полудня, Господом была тотчас услышана и к вечеру исполнена. Для того, чтобы смысл молитвы сей стал ясен, расскажу все по порядку, хоть мне и стыдно это рассказывать. Из «братьев Правдолюбовых», как нас на Соловках называли, остался в данном месте (в одной из лагерных «командировок» ББК (Беломорско-Балтийский Комбинат – Ред .)) один я. И папа, и дядя Коля (отец Николай) по отдельности жили на каких-то других «командировках». Это продолжалось довольно долго, и я сделался жертвой какого-то дикого гипноза. Каким-то образом (видно, в молитве ослабел) потянулся я душой к одному заключенному, парню по фамилии Линник. И не заметил, как это случилось, но вижу: он и на работу со мной ходит, и со мной вместе обедает, словом, «друзья до гроба...».

http://pravoslavie.ru/148815.html

Но только хочу сказать, что истинные торговые таланты нэпманов, сидящие у них в крови и плоти и развиваемые в них чуть ли не с раннего младенчества, помогли во время оно и Советской Власти. Многие из наиталантливейших купцов впоследствии не разорились и не погибли и служат теперь где-нибудь ловко завхозами или агентами по снабжению. Замечательно, что как бы ни был сам по себе добр и добродетелен купец, как бы ни был по-своему добросовестен и полезен обществу, все равно никуда не денешь обязательного для него культа скверной лжебогини Коммерции, для которой он все готов сделать, ибо законы ея для него – святая святых! Если про краснобая есть справедливое слово, что «ради красного словца не пожалеет родного отца», то к купцу, в отношении его Коммерции, это еще более справедливо. Он не зверь, не кровопийца, не злой и полезный, если не страдает Коммерция. Если же страдает, то все остальное кажется ему пустяком. Так купец наш, он же ктитор, в годы НЭПа творил великие дела. Купец купца нередко спрашивал в те годы: «Нет ли у тебя, друг, взаймы две тысячи до вечера. У меня сейчас ни копейки нет, но ссуди меня до вечера, и я тебе верну твои две тысячи еще до захода солнца». А как вернет? Очень просто. Сделает какой-то торговый оборот, и вечером у него будет не две, а может быть шесть тысяч. Такое могущество опьяняло и надмевало. И если купецкая душа бомбардируется постоянно проповедями вдохновенного и талантливого проповедника, если она от природы еще довольно добрая и не погибла еще до полного бесчувствия, то получается мучительная ломка, нередко отражающаяся на лице. Папа уверял, что Николай Михайлович очень большие показывает духовные успехи, и с радостью говорил о его очень духовном устроении, открывшемся пред ним вполне во время его предсмертного напутствия. Но я знаю, чувствую, чего это стоило – как самому этому кондовому купцу, так и его духовному руководителю ко Христу. Лицо этого купца запечатлелось очень прочно в моем духовном взоре. Кряжистый, по-своему красивый старик, если можно так выразиться – купец-аскет, купец-философ, купец – обладатель железной воли, великой строгости.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Теперь они Святые!!!Могут за нас грешных молится и мы за них обязательно.А предатели и палачи сами себя наказали.Я очень рад за нас что мы чтим память и веру за Царя и Отечество!!! Братья и сестры храни нас всех Господь! Васили Правдолюбов 18 июля 2012, 01:27 Во первых: Россия стояла на пороге победы над Германией, и, возможно, в мае 1917 года русские войска вошли бы в Берлин и не допусти ли бы 2 мировой войны. Во вторых: Государь император Николай 2 не отрекался, документ был подделан родзянками, гучковыми и керенскими. В третьих: временное правительство сознательно бездействовало, что бы передать власть большевиками даже препятствовало, когда Корнилов хотел спасти Россию. В четвертых: все это привело ко 2 мировой войне, холодной войне и теперешнему бедственному положению в России и во всем мире (кризис) В пятых:Все это приведет и к 3 мировой войне, а там уж и конец. Вывод: 1917 год был роковым не только для России, но и для всего мира. Александр Бутов 18 июля 2012, 00:59 окончание предшествующего письма: Форум сайт РНЛ уже давно (возможно, даже с самого начала его создания, когда до разделения он назывался просто " Русской линией " ) оседлали талантливые ребята из наших охранительных органов. Талант их заключается в том, что, выступая под разными никами-амплуа, они создают своими репликами видимость нужности работы сайта и его форума. Коротко и упрощенно говоря, форум РНЛ в настоящее время - театр одного актера, НАСТОЯЩМЙ ИНТЕРНЕТ-ТЕАТР. Но есть и реальные люди из числа форумчан. Но их совсем не так много... Аналогичную " игровую " ситуацию, хотя еще и не в столь явном виде я увидел/почувствовал отчасти, к своему немалому удивлению, и на Вашем форуме. Это трудно доказать. Это вполне можно счесть за бред, несмотря на один явный мой контакт с " неприятелем " , факт которого останется достоянием только меня и его. Однако же пишу Вам, исходя из мотива: предупрежден - вооружен. Храни Вас Господь. И Прошу Ваших святых молитв обо мне грешном. С уважением, р.Б. Александр Бутов

http://pravoslavie.ru/54874.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 САМСОНОВА ВЕРА НИКОЛАЕВНА Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Мученица Вера (Самсонова) – Могилу царевича Иакова я почитаю с дореволюционного времени. Я до последнего времени посещаю эту могилу, где молюсь и иногда участвую в панихидах, совершаемых на могиле царевича Иакова священником Николаем Правдолюбовым. – Назовите всех почитателей могилы бывшего царевича Иакова. – На могиле царевича Иакова я... встречала неизвестных для меня лиц... По их просьбе священник Николай Правдолюбов иногда совершал панихиды. – Давно ли вы стали почитательницей блаженной Матреши Беляковой и что вам известно о ее жизни и деятельности? – спросил Веру Николаевну следователь. – О высокой праведной жизни Матреши Беляковой я много слышала и, почитая ее как блаженную и праведную, послала ей посылку, но сама лично в ее квартире никогда не бывала, и лично ее я не знаю. – Назовите всех известных вам почитателей Матреши Беляковой, посещающих ее квартиру. – Матрешу, как праведницу, почитают все верующие города Касимова и окрестных селений. – Объясните подробно ваше отношение к советской власти. – Я не согласна с советской властью по вопросу отношения ее к религии, где я, как верующий человек, усматриваю открытое насилие над религией и верующими, проявляемое в форме насильственного – против желания верующих – закрытия храмов и разрушения их, кощунственного отношения к христианским святыням и арестов и высылки невинных духовенства и верующих. Также я не согласна с советской властью по вопросу отделения школы от Церкви, в результате чего дети не имеют возможности изучать Закон Божий и не получают надлежащего религиозно-нравственного воспитания. – Мы располагаем данными, что вы до последнего времени занимались тайным преподаванием Закона Божьего детям на квартирах родителей... – Действительно, в первые годы после революции я после ухода из школьных работниц занималась тайным преподаванием Закона Божьего на квартирах родителей.

http://drevo-info.ru/articles/17828.html

XVII. Белинский, как религиозный мыслитель (Белинский, его жизнь и переписка. Сочинение А. Н. Пыпина. Два тома. С.-Петербург. 1876 г.) Мы поинтересовались прочесть биографию знаменитого критика, составленную с той тщательностью и отчетливостью, каких заслуживает столь интересная личность и какими характеризуется вообще научно-литературная деятельность г. Пыпина, в надежде, наряду с биографическими подробностями о Белинском, ознакомиться с историей его духовного развития и внутренней нравственной жизни, столь обильной всякого рода потрясениями и переворотами, в частности ознакомиться более подробно с характером его отношений к религиозному мировоззрению и к учению православной церкви. Наша надежда оправдалась, хотя и не вполне. Составитель биографии собрал громадную массу новых материалов, преимущественно писем Белинского к друзьям, едва уместившуюся в двух весьма объемистых томах. Автор в предисловии объясняет, что это далеко не весь материал, бывший в его распоряжении, многое не могло войти в его издание по обстоятельствам, от него не зависевшим. Но и в том, что напечатано, личность Белинского обрисовывается с полной рельефностью. Что особенно для нас интересно, оказывается, что знаменитый критик вовсе не был таким крайним отрицателем, как привыкли думать, что ему присуща была, впрочем по-видимому лишь по временам, религиозная потребность и религиозное стремление... В письмах к друзьям Белинский чаще всего говорит о мучительном состоянии своего духа – следствии разных жизненных невзгод, его постигавших, и тяжелого в материальном отношении положения журнального чернорабочего, о тяжелой внутренней борьбе, им переживаемой, о недовольстве самим собой и окружающими его людьми, о происходившей в нем ломке убеждений, об утрате идеальных верований в добро, человечество, наконец о тех чистых восторгах и радостях, какие он переживал при чтении лучших произведений художественного слова, при появлении новых талантов в отечественной литературе и т. п. Эта часть писем, по нашему мнению, должна производить на читателя то довольно тяжелое впечатление, какое вообще свойственно испытывать при виде нравственно-больного человека, который никак не может совладать с собой и упорядочить свой внутренний мир. В этом отношении личность Белинского, нам кажется, нисколько не пригляднее, чем личность его сначала друга, а потом противника, поэта-Гоголя, насколько она отражается в письмах этого последнего вообще и в частности в тех, какие в прошлом году были напечатаны в «Русской Старине» с комментариями г. О. Ф. Миллера. Впечатление это лишь отчасти сглаживается видом неподдельной искренности убеждения и чувства и несомненной честности и правдолюбия, которые чувствуются в каждой строке этой переписки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

— Наверно, не Николай II, а Алексий II? Вы, по-видимому, про Патриарха спрашиваете? — уточнил я. — Да все равно, как их там называть! Они вместе страну продают, вот тебе и вера. Верь хоть какому богу теперь, как хошь. Да после этого и к черту на рога полезешь, не только к сектантам. Спилась вся страна, воровать простому мужику и то нечего стало, хоть веревку бери и вешайся! И ты им поверил?! — показал пальцем куда-то в потолок Федор Александрович. Сила его речи подпитывалась ярким любопытством художников, явно бывших на стороне фронтовика-правдолюбца. — Федор Александрович! А что, православные верят в Патриарха как в Иисуса Христа? Наша вера не в человека, а в Богочеловека, каким был Иисус Христос. Ты что-то явно перепутал! — парировал я. — Ты мне вот скажи — Бог есть? — спросил, резко придвинувшись, учитель. — Есть. — А чем докажешь, что есть? Если нет, то зачем веришь? — сыпал вопросами фронтовик. — Да не верю, а знаю, что есть. Убедился. Обращался к Нему, просил, и Он всегда помогал. Так что я не верующий, а знающий. — Это ты там что хошь думай про себя. Твое дело! Ты вот мне докажи! Чем докажешь, что Бог есть?! — рвал жадно и отчаянно вопросы Федор Алексан-дрович. — Ну, хорошо. Вот ты в лесу, к примеру, часы нашел… — начал я. — Что? Кто потерял, что ли? — Почему потерял, может, сама природа выдумала, она же умнее человека, человек же, по — вашему, от природы, а не от Бога произошел. — Ты эту философию брось. На меня не действует. Чем м-н-е ты докажешь, что Бог есть? — допытывался учитель. — Ты Марию Филипповну любишь? — спросил я. — Люблю, — неожиданно ответил Федор Александрович. — А что бы ответил тому человеку, который сказал бы, что это все чепуха?! Вы оба сгниете, и ничего от вас не останется. Стало быть, и смысла любить друг друга никакого не было, если все в ничто превратится. Ты как? Согласился бы отречься от Марии Филипповны и от любви к ней? А если нет, то говори, зачем пришел? — Поминки у нас. Придешь помянуть? — тихим голосом спросил он. — Приду. И будет все как надо, и ей там станет хорошо. Я от нее никогда не отрекался, вот и ты не отрекайся и будешь верующим человеком.

http://azbyka.ru/fiction/shyol-k-bogu-ch...

С. М. Василейский (1888–1961): учеба – Самарская духовная семинария, С.-Петербургский университет, Психоневрологический институт; работа – профессор Самарского государственного университета, Нижегородского государственного университета, Нижегородского педагогического института 4 . Ф. А. Зеленогорский (1839–1908): учеба – Нижегородская духовная семинария, Казанская духовная академия; работа – профессор Харьковского университета 5 . Н. Д. Левитов (1890–1972): учеба – Рязанская духовная семинария, С.-Петербургская духовная академия, Психоневрологический институт; работа – Институт народного образования. Н. В. Петровский (1890–?): учеба – Рязанская духовная семинария, Московский университет; работа – профессор Нижегородского государственного университета 6 . В. А. Правдолюбов (1888–1937): учеба – Рязанская духовная семинария, Киевская духовная академия; работа – Житомирская учительская семинария, 2-й Московский государственный университет 7 . В. С. Серебренников (1862–?): учеба – Вятская семинария, С.-Петербургская духовная академия; работа – профессор С.-Петербургской духовной академии, профессор Петроградского университета. В. А. Снегирев (1841–1889): учеба – Нижегородская духовная семинария, Казанская духовная академия; работа – профессор Казанского университета и Казанской духовной академии 8 . П. П. Соколов (1863–1923): учеба – Московская духовная академия; работа – профессор Московской духовной академии. И. П. Четвериков (1880–1969): учеба – Тульская духовная семинария, Киевская духовная академия; работа – доцент Киевской духовной академии; профессор Юрьевского университета, профессор университета Св. Владимира в Киеве, профессор Медико-педологического института, профессор Ярославского университета 9 . Даже в этом, весьма скромном, списке видна общность образовательного пути этих ученых: из семей священнослужителей, после духовных училищ (семинарии), путь одних вел в духовные академии, других – в университеты. Те, кто заканчивал академию, необязательно оставались в лоне богословских дисциплин, они уходили в науку, чаще в философию или психологию. Как пишет историк Л. Манчестер, пожелавшая развеять миф о том, что «православное духовенство было непричастно к высокой культуре, оставаясь по большей части неграмотным, и целиком зависело от государства» 10 , многие поповичи стремились к светскому образованию, желая дополнить им уже пройденный в семинарии путь богословских наук, сознавая необходимость самопожертвования, служения другим 11 . Профессора из поповичей сочетали просветительскую миссию с научной деятельностью, с поиском истины. Если в 1875 году на долю выходцев из духовенства приходилось 17% профессоров, то в 1904–21%. Таким образом, они стали основателями преподавательской корпорации во всевозможных учебных заведениях 12 по всей России.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Bogoly...

Радонежского); ничего из народной лирики, за исключением звукоподражательной детской песенки, заимствованной, кажется, из «Родного слова»; ничего из народных пословиц и загадок, которые, знакомя ребенка с правилами народной мудрости, в тоже время так будят мысль ребенка и шевелят ею пытливость; – в этом отношении даже устаревшая значительно книга г. Поульсона имеет бесспорное преимущество. Из народных сказок помещены: «Проворная лягушка» «Лисица и волк», да «Лисица и журавль», в которых мировоззрение русского народа представлено в нравственной стороны и в крайне непривлекательном виде, в одной – лягушка, добравшаяся до города на хвосте лисицы, незаметно для последней, хвалится пред нею своим плутовством; в другой – из двух воров-плутов, лисицы и волка, один перехитрил другого в неправильном способе приобретения и т. д. Ужели такова мораль нашей народной мудрости, выразившейся в народной словесности? А сказка «О правде и кривде» (помещенная между прочим в грамматике – сборнике Перевлевского) – эта народная апофеоза правдолюбия и честности русского человека с прекрасною идеею божественного Промысла, рано или поздно вознаграждающего обиженных неправдою людскою? А «Царевич-козленочек» (помещена во многих книгах для чтения) с прекрасною характеристикой русской семейственности и родственного чувства? Наконец, даже столь любимая и популярная «Жар-птица», с ее идеей высшей правды превосходства нравственных качеств пред одностороннею смышленностию и эгоистическою сметливостью, более соответствовала бы идее педагогической книги и, главное, вернее характеризовала бы народное мировоззрение, чем «Проворная лягушка» да «Волк и лисица». Чем лучше сделанный г. Радонежским выбор сказок для его сборника – рассказа, помещенного в сборнике Полевого («Учебная хрестоматия»), над которым так справедливо посмеялись рецензенты, безусловно похвалившие «Родину» г. Радонежского: «У богатого мужика борода расчесана лопатой, у бедного мужика борода расчесана клином. Богатый говорит: «Иван мне должен», и расправит бороду в одну сторону; «и Петр мне должен» – и расправит бороду в другую сторону.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010