Он весь был в борьбе противоположных начал. Он был человек гордый, склонный к гневу, это был пацифист с воинствующим инстинктом, любил охоту, был картежник, проигравший в карты миллион, проповедник непротивления – он естественно склонен был к противлению и ничему и никому не мог покориться, его соблазняли женщины, и он написал «Крейцерову сонату». Когда в его отсутствие у него в деревне однажды сделали обыск, явление не редкое в России, он пришел в такое бешенство, что потребовал от правительства извинения перед ним, просил, чтобы его тетя, близкая ко двору, говорила об этом с Александром III, и грозил навсегда покинуть Россию. И он же, когда арестовывали и ссылали толстовцев, требовал, чтобы и его арестовали и сослали. Ему приходилось преодолевать в себе тяжесть земли, свою теллурическую природу, и он проповедывал духовную религию, близкую к буддизму. В этом интерес Л. Толстого и его единственной судьбы. Он искал правды и смысла жизни в простом народе и в труде. Чтобы слиться с народом и его верой, он одно время принуждал себя считать православным, соблюдал все предписания Православной церкви, но не в силах был смириться, взбунтовался и начал проповедывать свою веру, свое христианство, свое Евангелие. Он требовал возврата от цивилизации к природе, которая для него была божественна. Наиболее радикально он отрицал земельную собственность и видел в ней источник всех зол. Этим он отрицал свою собственную помещичью природу. Из западной социальной мысли некоторое влияние на не го имели Прудон и Генри Джордж. Наиболее чужд ему был марксизм. Об отношении Л. Толстого к Руссо я еще буду говорить в связи с учением о непротивлении злу насилием и его анархизмом. Толстовство, которое ниже самого Толстого, интересно главным образом своей критикой, а не положительным учением. Толстой был великий правдолюбец. В необыкновенно правдивой русской литературе XIX в. он был самым правдивым писателем. В русскую идею Л. Толстой входит как очень важный элемент, без которого нельзя мыслить русского призвания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Berdya...

Он утверждал крайне суженное, обедненное сознание человека. Человек оказался обреченным исключительно на естественные науки, даже вместо романов предлагалось писать популярные статьи по естествознанию. Это означало обеднение личности и подавление ее свободы. Такова была обратная сторона русской борьбы за освобождение и за социальную правду. Результаты сказались на русской революции, на совершенных ею гонениях на дух. Но несправедливо было бы возлагать тут ответственность исключительно на нигилистов и на тех, которые за ними следовали. Также несправедливо возлагать ответственность за европейское безбожие и отпадение от христианства исключительно на французскую просветительную философию XVIII в. Тяжкая вина лежала и на историческом христианстве, в частности на православии. Воинствующее безбожие есть расплата за рабьи идеи о Боге, за приспособление исторического христианства к господствующим силам. Атеизм может быть экзистенциальным диалектическим моментом в очищении идеи Бога, отрицание духа может быть очищением духа от служебной роли для господствующих интересов мира. Не может быть классовой истины, но может быть классовая ложь, и она играет немалую роль в истории. Нигилисты были людьми, соблазнившимися историческим христианством и исторической духовностью. Их философское миросозерцание было ложным по своим основам, но они были правдолюбивые люди. Нигилизм есть характерно русское явление. В 70-е годы тема о культуре ставилась иначе, чем в нигилизме 60-х годов. Это была прежде всего тема о долге слоя, воспользовавшегося культурой, интеллигенции перед народом. Культура привилегированного слоя стала возможной благодаря поту и крови, пролитых трудовым народом. Этот долг должен быть уплачен. На такой постановке темы особенно настаивал в 70-е годы П. Лавров. Но вражды к культуре по существу у него не было. Гораздо более интересен и радикален Лев Толстой. Он – гениальный выразитель религиозно обоснованного нигилизма в отношении к культуре. В нем сознание вины относительно народа и покаяние достигли предельного выражения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Berdya...

Благо великим, когда близ их есть одушевленные благочестивою мыслию; и благо сим, когда они сию мысль искренно представляют великим. Помню, как прежде 1812 года благочестиво мыслящие жаловались, что в Царственных актах употреблялся только светский язык, и имени Божия не встречалось. Сей год указал, где искать верной опоры, и непобедимой силы. Император Александр начал говорить христианским языком. Император Николай Павлович говорил сим же языком, и особенно с силою и назиданием в последнее время. Так и Благочестивейший Государь ныне царствующий. Но тем ощутительнее разногласит вкравшееся нечаянно слово, слишком светское. Некоторые благочестиво мыслящие изъявляли скорбь, что встречалось от лица в Бозе почившего Государя, и встретилось от лица нынешнего в похвалу воинам изречение: горжусь вами. Зачем, говорят, в языке Благочестивейших Государей вкралось это слово, для него чуждое? Слово Божие не одобряет гордости, и говорит: Бог гордым противится 99 . Нет ли средства редактору Царских мыслей подать мысль, чтобы он, составляя выражения, испытывал их вопросом: будут ли они в гармонии с благочестивым Царским духом? Декабря 8-го 1855. 1074 Целование мира и радости вам, отец наместник, и братии от моего смирения во имя Господа Иисуса рождающегося во спасение наше. Да будет ваша о Нем радость исполнена и живоносна. Декабря 24-го 100 . На другой день праздника велите казначею раздать от меня по обычаю 150 р. служителям и богаделенным и 15 р. нищим. 1075 Благодарю, отец наместник, за слово сорадования о Господе вашем, родившемся на земли во спасение наше. Я приветствовал вас в навечерии праздника. Возвращаю список с приказа. Жаль, что ревность о благе общем не всегда охраняется осторожностью. Ниже высокой власти то, чтобы делать выписку из записки неизвестного, у которой дело, по собственному ее выражению, между строками, а в строках только укоризна. Можно было без укоризны, от себя, сделать напоминание, которое ободрило бы правдолюбивых, и вразумило неправдивых. Какое это наказательное время, в которое и благонамеренность, не только встречает затруднения, но н само себя затрудняет собственными претыканиями. Так генерал Лидерс дал приказ воинам, чтобы не насмехались над ратниками ополчения; и не приметил, что сим уже оскорбил их сам. Можно было бы сказать: обходитесь с ними, как братьями, такими же защитниками отечества; и нужная мысль была бы подана, и не было бы оскорбления.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Такое сознание можно встретить у отдельных лиц, но не у общественных слоев и групп. Полное отсутствие настоящего консерватизма – фатальная особенность России. «Правая» Россия начала уже разлагаться, когда «левая» Россия еще не вполне созрела. Все приходит у нас слишком поздно. И мы слишком долго находимся в переходном состоянии, в каком-то междуцарствии. России нужна, прежде всего, радикальная моральная реформа, религиозное возрождение самих истоков жизни. Но, увы, и религиозное возрождение может быть номинальным и формальным. Велика власть слов и в религиозной жизни. Ярлыки – «православный», «сектант», «христианин нового сознания» и пр. приобрели не соответствующее их реальному весу значение. «Православный» номинализм давно уже отравляет религиозную жизнь в России. Религиозная фразеология правых кругов давно уже выродилась в отвратительное лицемерие и ханжество. Но не поможет нам и утверждение какого-нибудь «левого» религиозного сознания, применяемого к общественности извне и формально. В глубине клеток народной жизни должно произойти перерождение, идущее изнутри, и я верю, что оно происходит, что русский народ духовно жив и что ему предстоит великое будущее. Смутная эпоха пройдет. Пора сбросить внешние покровы и обнаружить истинную сущность вещей, истинные реальности. Величайшая наша моральная задача – переход от фикций к реальностям, преодоление гипноза слов. Бесстрашие перед словами – великая добродетель. Положительной стороной этого бесстрашия всегда бывает любовь к правде. Пафос правдолюбия – великий пафос народа. А вокруг наших слов, формул и понятий, правых, левых и средних, накопилось слишком много условной лжи и гнили. Поистине, одну великую революцию предстоит нам совершить, революцию свержения ложных и лживых, пустых и выветрившихся слов, формул и понятий. Нужно перестать бояться ярлыков, которые так любят наклеивать, чтобы словесно ими возвеличивать или унижать людей. Нужно прозревать за словами реальности. А настоящее прозрение есть также презрение к многому, ничтожному и несущему.

http://predanie.ru/book/69716-sudba-ross...

Что касается личного состава тогдашнего медицинского сословия в России, оно почти исключительно ограничивалось иноземцами, между которыми, вероятно, по преданиям глубокой старины, насчитывалось несколько греков. Первенствующими лицами этого сословия были: шотландец Робертус Карлович Арескин, муж ученый и человек «благоразумный, обходительный, прямодушный, благовоспитанный» 161 , чрезвычайно уважаемый государем, при особе которого находился лейб-медиком; Георий Паликала – итальянский грек, лейб-медик государыни; Иоган-Деодат Блументрост, третий сын врача царя Алексея Михайловича, знаменитого Лаврентия, обруселый немец и москвич по рождению, лейб-медик наследника престола, и Николай Бидлоо, родом голландец, носивший звание лейб-медика и управлявший московским госпиталем. К ним же следует причислить голландца Шобера, прибывшего в Россию в один год с Лестоком и определенного лейб-медиком к царевне Наталье Алексеевне; лейб-хирурга Жана Гови, тоже голландца, пользовавшегося особым благоволением государя и неотлучно находившегося при особе его величества; наконец, грека Димахи, главного врача адмиралтейства – учреждения, особенно занимавшего тогда внимание государя. Лестоку приходилось становиться в прямые служебные отношения со всеми этими лицами и, стало быть, надлежало стараться о расположении к себе каждого из них, в чем, благодаря умению своему вкрадываться в сердца людей и обворожать каждого скромным, приятным обращением 162 , Лесток не преминул успеть очень скоро. Но сближения с одной медицинской иерархией не было достаточно Лестоку: он считал необходимым попасть в милость к лицам, игравшим тогда более или менее роль. Из них, в самый год прибытия своего в Петербург, Лесток нашел на лицо немногих, а именно: угрюмого и важного канцлера Головкина, председательствовавшего в комиссии об исследовании и искоренении злоупотреблений по казенным подрядам; графа Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина, первого сенатора и человека с большим весом; князя Якова Федоровича Долгорукого, тоже сенатора, известного правдолюбца, слывшего между сослуживцами умником и пользовавшегося тогда большой популярностью; наконец, Павла Ивановича Ягужинского, царского генерал-адъютанта и камергера – лица, уже в то время весьма влиятельного.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Если находят необходимым (но без мыслей сделать мне зло), чтобы подано было мною формальное прошение о переводе меня в другое место служения по болезненному положению, зависящему от здешней местности, благоволите в-ший владыко известить меня о том, и я пришлю просьбу. Поверьте искреннему слову с нетерпением ждал я возвращения вашего в-ва в Петербург. Отсутствие ваше имело много последствий вредных. Но прошлого возвратить нельзя. При помощи благодати Божьей старался я жить и действовать по совести. Но когда не вижу возможности вести дела по совести, то боясь суда Божия против совести действовать не могу. Может быть другой будет иначе смотреть на дела и найдет непротивным совести поступать по желаниям известных людей, желаю ему всякого успеха. Впрочем объяснить этот предмет можно было бы только на словах. Ваше в-во благоволили оказать мне участие в здешних делах. Потому желал бы говорить о многом... Но прошу об одном – примите на себя содействовать моему избавлению из Риги. Вы уже обещали мне эту милость. Около 28 нояб. кн. С-в едет к вам. Это не на пользу церкви, а разве лица. Боже мой! есть же люди, которые за славу готовы продать и веру и совесть и людей невинных и все святое? Столько тщеславия нелепого и столько нахальной глупости, как ни в ком. С простыми глупцами можно еще жить, но с нахальными – избави Бог . Ничего не слушают, все ломают, всем раздражаются, за все мстят. К тому ж считаются правдолюбивыми, тогда как слово правды – едва не чудо в их устах. И больно и тяжко продолжать беседу. Для вашего в-ва, которое так искренно любит св. дело православия, могу прибавить, что и в нынешнем году в приходах латышских и эстских прибавилось православных до первого ноября более 10,000 (с крещенными), и если теперь число православных в тех же приходах приближается к 113,000, то и по человеческим соображениям дело не может быть разрушено, какие усилия ни употребили бы. Правда под защитою С-ва дерзости пасторов и лютеранских фанатиков достигают крайнего предела: в кирках проповедуют, что кто хочет может обратиться из православия в лютеранство. Но Господь защитник. Сейчас услышал, что к. Сув-в донес, будто я сделал распоряжение о браках, хотя в виду указ синода. Правда я писал к нему: «имев в виду надобность сделать распоряжения», но это еще не давало ему права писать, что распоряжение сделано. Если доверять произволу С-ва и решаться сделать мне замечание: то и формальный ответ будет тот же, что этот частный: распоряжение не сделано, потому что против совести и действительности не могу писать. Удивительное дело, как открытый разрушитель православия вошел в такой почет, что каждое слово его – святыня. Но, да будет воля Божия!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

— Божественный мой господин, прояви милосердие к тому, кто низверг врага твоего и отомстил за тебя. — Ты хорошо поступил, отрезав нос у Леонтия. Но плохо поступил, когда искал мою голову в Хазарии. Потому будет справедливым взять теперь твою голову, Апсимар. Зуб за зуб, око за око. Не так ли сказано в Писании? При этих словах Юстиниан наступил левой ногой на шею Апсимара, вдавив его лицом в пол. Раздался ехидный смех Леонтия, так и не сломленного еще до конца, в отличие от Апсимара. — Как жаль, Юстиниан, что я тогда не повелел отрубить тебе голову. Но теперь я могу надеяться на снисхождение к моей персоне. Не так ли, Юстиниан? Ведь ты говоришь «око за око», значит, я отправлюсь в Херсонес? Юстиниан, ничего не ответив, с презрительной холодностью глянул на Леонтия и поставил на его шею правую ногу. Прижатый к полу лицом, Леонтий все же прохрипел: — Нет, ты не будешь поступать по библейской заповеди, ты жаждешь крови. Ты получишь, Юстиниан, кровь, но это уже будет твоя кровь, и вспомнишь тогда мои слова. Народ, увидев, как Юстиниан попирает ногами выи своих врагов, одобрительно загудел, прославляя императора. С трибун послышались льстивые выкрики: «На аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и змия». Эти стихи девяностого псалма показались охлосу до того удачными, что вскоре их речитативом стали повторять целые трибуны. На состязания колесниц император взирал безучастно. Он сидел в задумчивости. Ему вдруг припомнились те последние ристания, на которых он познакомился с юношей из Сирии. Он даже припомнил его имя. В какой-то момент ему показалось, что Мансур сидит на соседней трибуне и смотрит на него. Юстиниан невольно вздрогнул, но, присмотревшись, увидел совершенно другого человека. «Если бы Иоанн был здесь, то он непременно просил бы меня о помиловании этих гнусных шакалов», — подумал про себя Юстиниан. При этом он явственно представил себе облик благородного правдолюба. Неожиданно для себя самого ему вдруг захотелось совершить безумный поступок: взять и помиловать этих узурпаторов. Но это было лишь мимолетным желанием еще не окончательно зачерствевшей души. Юстиниан тут же вспомнил, как он с окровавленным лицом стоял здесь на коленях, перед этой кафизмой, а народ всячески поносил и унижал его. Сердце императора при этих воспоминаниях обожгла жгучая ненависть. Он брезгливо оттолкнул ногами головы ненавистных ему врагов и произнес, четко выговаривая каждое слово:

http://azbyka.ru/fiction/ioann-damaskin/

Мы же, будучи тогда в Белеграде и сие слышаще, искахом слезы Иеремиины плакати по достоину случившагося, и глаголахом с Ним во втором же плаче: како омрачил в гневе своем Господню дщерь Сион, и не воспомянул подножие ног Его в день ярости Его. Они же изобыкоша кровию, яко волки свирепия, потекоша к царствию и много нас обвиняху, и многообразно радяще, воеже под свое владение привести те Святыя Места. Но той же Бог, который побудил иногда Кира, царя персидского, одолети тех, которые были окрест святаго града и искусили его ко обновлению храма ветхого поклонения, возбудил Бог и умершаго везиря царскаго, который учинился оборонитель и отмститель нас, рабов своих, и Святых Мест. И хотяше тот французский волк, беззаконный посол западной гордости, посмотрити Египта и Синайской горы, абие послал оный правитель царства, который паче меры любил правду и ненавидел лукавства, и приведе его в Царь-град, чтобы он жил в берлоге своей, яко медведь губительный; приведе и папиных поклонников старцов, также и нас пред великим царским судилищем, и разсмотрил оправдания обоих – наше и латинское, и как скоряе оправдал нас царским указом, и латинов выгнал, и Святой Гроб и все Святыя Места подал нам, и еликие обновления делали папины поклонники, и все изнес, и как подобает указ над ними учинил преправдивым разсуждением, ибо и нам даде указ царской и человека, и идохом во Иерусалим и восприяхом ключи живоноснаго Гроба и прочих Святых Мест. Потом и патриаршеское жилище, будуще изстари ветхое, царским указом обновили предивно, и ел икая были потребная создахом, и по Святой Пасце приидохом от Иерусалима в Царьград. Тогда убо послы немецкие, французские, венецыйские, генувские и прочие, вдруг собравшеся, приидоша к оному предивному правителю царствия и клеветали нас многообразно и вымыслили ложь, но яко яйца о жестоком камень ударени быша и сокрушилися. По смерти того, при нынешнем везире, что ни сотворили, или ни писали, или ни говорили, или ни обещалися, или не вымышляли в Адрианополи и здесь, или что посол польский не вымыслил делати, но было бы мочно всякому видети великого разума и правдолюбия и великолепия предивного сего мужа, было бы видети изрядна мужа, который носит на главе своей законы правды, яко многоценный венец, и име-юще крепкого разума около правды и не токмо иное, но и слышати от них не хотел, о чем они говорили.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Протоиерей Сергий Правдолюбов: У России «стокгольмский синдром» Протоиерей Сергий Правдолюбов — о том, почему в России все происходит так, как происходит. 23 августа, 2012 Протоиерей Сергий Правдолюбов — о том, почему в России все происходит так, как происходит. Возвращение исторических названий улицам, бесконечная рефлексия вокруг празднования Дня Победы, переосмысление советского прошлого — тема исторической памяти в последнее время не теряет актуальности в российском обществе. Протоиерей Сергий Правдолюбов Шестеро предков московского священника протоиерея Сергия Правдолюбова прославлены в лике святых. Страшная история XX века сохранена в памяти всех членов этой семьи. Зачем помнить о репрессированных? Зачем Церкви прославлять новых святых? С чем связан кризис этики и культуры в сегодняшнем российском обществе? На эти вопросы отец Сергий ответил в беседе с корреспондентом Правмира. Историческая память в семье -Мне кажется важным говорить об исторической памяти именно с вами — у вас удивительная семья, шестеро прославленных новомучеников: прадед с тремя сыновьями по отцовской линии и дед с племянником по материнской. С какого момента вы начали осознавать, что ваша семья нестандартная по сравнению с окружающими? -Я до сих пор этого не осознаю. Моя сестра приводит такой замечательный аргумент для скептиков и критиков: «Удивительно не то, что у нас в семье прославлены святые, а то, что в ваших семьях они не прославлены». Первый слева в нижнем ряду — священноисповедник Сергий Правдолюбов, дед о. Сергия. В центре — священномученик Анатолий Правдолюбов, прадед. Первый справа в нижнем ряду — сын священномученика Анатолия Правдолюбова, брат священноисповедника Сергия священномученик Николай Правдолюбов Люди, в семьях которых есть святые (а я знаю многих таких людей), ничем не отличаются от других. Нет ни одной семьи, в которой бы не было людей, пострадавших за веру. Если кто-то пострадал не за веру, а за другие убеждения — о них потомки тоже должны помнить. Наша семья — не исключение, а наоборот, самая что ни на есть, стандартная семья русских священников. Священный сан вообще предполагает уровень готовности служения Богу даже до смерти. Если получилось, что священник расстрелян — то здесь нет никакой новости, это традиционно.

http://pravmir.ru/protoierej-sergij-prav...

Ответ: Есть ещё знакомые: Верёвкин Николай Иванович , врач, работает не знаю где, вместе с тем на пенсии, проживает на Селезнёвской улице, дом 13, в том же доме проживает знакомая мне старушка лет 72 – Анна Ивановна, кажется, в кв. 23. Почему я не указал на первом допросе всех своих знакомых в г. Москве, с которыми встречался? Потому, что условия жизни таковы, что очень трудно всё припомнить. Вопрос: Дайте показание следствию о Ваших знакомых в г. Калуге, и с кем Вы из них встречались? Ответ: Кроме моей квартирной хозяйки – Филатовой Елены Александровны, у которой я жил 14 дней, знаком ещё священник Александр Кедров Вопрос: Кто Ваши знакомые в г. Касимове, и с кем Вы там встречались? Ответ: В г. Касимове я проживал в семье священника Правдолюбова; в семье – жена Правдолюбова Пелагия Ивановна и четверо детей. Затем жена другого Правдолюбова – Лидия Ивановна [ошибка памяти, её отчество – Дмитриевна – прим. прот. Сергия Правдолюбова ], у неё пятеро детей, и их отец и мать. Сами братья Правдолюбовы Сергий и Николай в Соловках. Я хорошо с ними знаком по месту ссылки, они же мне рекомендовали поехать в Касимов в связи с тем, что в квартире Николая Правдолюбова освободилась комната, которую я мог занять. Вопрос: Следствие располагает данными о том, что Вы присутствовали на ряде небольших собраний священников по четвергам. Дайте показания по существу. Ответ: В Касимове четверги – базарные дни. Раза 2–3 в эти дни к Правдолюбовым заезжали их родственники, приходившие на базар – священник Михаил Дмитрев и Фёдор Дмитрев, которые являются родными братьями жены Правдолюбова – Клавдии. Они работают в с. Самойлове [Самылове – прим. прот. Сергия Правдолюбова ] и Селищах. Я с ними разговаривал. Они больше всего интересовались жизнью своих племянников в Соловках. Но это не было собранием. Я не являюсь участником собраний. Вопрос: Следствие снова возвращается к вопросу – кто занимался распространением молитвы Кирику и Улите, которую можно толковать в к.р. духе. Кроме того, укрывая распространителя, Вы попадёте в те же условия, что и в 28 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010