Очевидно, это представление продолжает почитание Б. и Г. внутри княжеского рода, к-рое прослеживается, как уже говорилось, еще до их общецерковной канонизации и тесно связано с характером подвига святых: хотя убийцы Б. и Г. не предлагали им отречься от веры во Христа, св. князья являются истинными мучениками - свидетелями Царства Божия. Их подвиг мученичества основывается на Христовой заповеди о любви. Они не пожелали силой настоять на своем земном княжеском праве, предпочтя земному царствованию «цесарьство нераздрушимое». (В этом отношении несомненна близость их подвига к подвигу св. Вячеслава , кн. чешского, осознававшаяся, напр., автором СС, к-рое и текстуально обнаруживает связь с памятниками святовацлавского круга X в.) Б. и Г. предпочли погибнуть, но не «противитися старейшему брату» ( Абрамович. Жития. С. 10, 33). Эта центральная идея борисоглебского культа наряду с проклятием братоубийцы Святополка как «второго Каина» служила мощным стабилизирующим фактором политической системы Др. Руси, к-рая во многом была построена на принципе сеньората - генеалогического старейшинства внутри княжеской династии. Подвиг Б. и Г. как бы освящал собою эту систему, требуя от младших князей послушания старшим, а от старших - справедливости к младшим. О необходимости хранить мир между князьями и подчиняться старшему в роду говорится в созданном, вероятно, во 2-й пол. XII в. произведении «Похвала и мучение святых мученик Бориса и Глеба» (больше известном, по заглавию др. редакции, как «Слово о князьях»). В «Похвале» прославляются черниговский князь-миротворец Давид Святославич и его сын Святослав (см. ст. Николай Святоша , прп.) как достойные продолжатели дела Б. и Г. Летописец сравнивает с Б. и Г. погибших в усобицах князей Ярополка Изяславича († 1086 ) и св. Андрея Боголюбского († 3.06.1174) (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 207, 368); князья, затевавшие смуты, в летописях уподобляются Святополку (Там же. Стб. 307, 440 и др.). Почитание Б. и Г. как миротворцев выражалось также в том, что у их гробницы князья клялись в соблюдении договоров.

http://pravenc.ru/text/БОРИС И ГЛЕБ.html

После него префекта не было до 1753-го года, когда префектом был назначен иеромонах Сергий или Сильвестр (Страгородский) 3637 , а когда в 1756-м году иеромонах Сергий назначен был ректором, префектом назначен иеромонах Иоанникий (Святковский, Зверев или Святоша), из учителей. В сане иеродиакона, он поступил в Александро-Невский Монастырь в 1749-м году и был в Семинарии учителем и надсмотрителем; 10-го ноября 1753-го года хиротонисан во иеромонаха 3638 . В 1758-м году он произведен во архимандрита Новгородского Вяжицкого Монастыря, отсюда в 1759-м году переведен в Юрьев, где и скончался 3-го июня 1768-го года 3639 . В 1760-м году префектом был назначен иеромонах Гавриил (Огинский). Он был вызван из Чернигова, где в Семинарии был 10 лет учителем и проповедником. По вызове определен был учителем в класс Философии. 16-го января 1762-го года он произведен во архимандрита Антониево-Сийского Монастыря, где и скончался 26-го января 1779-го года 3640 . Его место в Семинарии – класс Богословии, звание префекта и правление Семинарии – перешло к учителю Философии, иеромонаху Арсению (Бузановскому). В преподавание Богословии он вступил немедля, а префектом назначен с 1763-го года. В 1764-м году он назначен архимандритом Спасо-Ярославского Монастыря, в 1775-м году переведен в Хутын Монастырь, в 1782-м году уволен от управления Монастырем и в следующем году скончался 3641 . После иеромонаха Арсения префектом был иеромонах Исаия (Германовский), с 1766-го года ставили ректором, а новый префект назначен в 1768-м году – иеромонах Вениамин (Кастровский), тоже вскоре, с 1770-го года, ставиший ректором 3642 . У Чистовича в «Истории С.-Петербургской Академии» указывается далее префектом иеромонах Иоанникий (Орловский), но, судя по вышеприведенным биографическим сведениям, он не был префектом. С 1778-го года 14-го августа префектом был иеромонах Иннокентий (Полянский), 18-го августа 1782-го года назначенный в Москву, а впоследствии бывший ректором, за ним иеромонах Николай (Киждобрянский). Он был родом Серб, из военных, учился в Западных и Киевской Академиях, был священником при митрополичьем Доме в Карловцах; овдовев, принял монашество, перешел для обучения воспитанников к митрополиту в Молдавию и был возведен во архимандрита; в 1781-м году поступил в Новгородскую Семинарию, в 1782-м году вызван в Петербургскую на класс Философии и Геометрии и определен настоятелем Новгородского Кирилловского Монастыря; в 1783-м году возвращен в Новгород префектом, но в 1784-м году снова вызван в Петербург, в 1787-м году назначен настоятелем Вяжицкого Монастыря, в 1788-м году назначен ректором Новгородской Семинарии и настоятелем Антониева Монастыря, в декабре 1790-го вызван в Петербург на чреду священнослужения и, состоя ректором Новгородской Семинарии, преподавал в Александро-Невской Экспериментальную Физику. 22-го августа 1791-го года переведен в Иверский Монастырь, где он и скончался в 1795-м году 3643 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

После окончания строительства и освящения Успенского собора в 1089 г. его площадь в юж. части храма и прилегающая к нему местность в пределах обители стали одним из самых престижных некрополей Киева и его округи в кон. XI-XIX в. Первенствующую роль Киево-Печерского монастыря не смогли поколебать даже события, связанные с ордынским игом XIII-XV вв. К числу древнейших захоронений относятся мощи первых насельников, а также перенесенные в Успенский собор мощи прп. Феодосия Печерского. На территории Киево-Печерского мон-ря также были похоронены знатные и щедрые вкладчики. Первым из них стал киевский боярин Шимон (Симон) Африканович (кон. XI в.). Помимо него в обители были похоронены такие представители высшей киевской титулованной и нетитулованной знати, как тысяцкий и боярин Ян (Иоанн) Вышатич (в 1106) и его жена Мария (родители прп. Варлаама), сестра Киевского вел. кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха - Евпраксия Всеволодовна (в 1109), минский кн. Глеб Всеславич (в 1119), его жена кнг. Анастасия Ярополковна (в 1158), дочь владимиро-волынского кн. Ярополка (Петра) Изяславича, пожаловавшего Киево-Печерскому монастырю в 1080 г. права на свои доходы в Небльской, Деревской и Луцкой волостях, а также ряд сел «около Киева», в кон. сент. 1143 г.- князь-инок Николай Святоша и др. При изучении Успенского собора археологами было найдено 13 шиферных саркофагов, относящихся к древнерус. периоду. О существовании до 1941 г. еще 2 саркофагов известно по плану М. М. Захарченко. Кроме того, в 1961 г. один саркофаг был найден за Успенским собором. Всего в них были похоронены не менее 9 мужчин, 4 женщин и 4 детей. Число захоронений древнерус. элиты до сер. XIII в., несомненно, было больше ( Холостенко. 1967. С. 58-59; Ibakih Г. Ю., Бaлakih С. А. Apxeoлoriчhi дocлiджehhя Успенського собору у 1998 р.//Apxeoлoriчhi biдkpummя в Ykpaïhi 1997-1998 рр. К., 1998. С. 78-79; Ивакин В. 2008. С. 142). Захоронение вкладчиков практиковалось не только на территории Киево-Печерского мон-ря, Ближних и Дальних пещер, но и в некрополях сел, принадлежавших обители (Древнерус. патерики. 1999. С. 11).

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

Предслава, дочь полоцкого князя Георгия Всеславича, в молодости ушла в монастырь, где уже была монахинею тетка ее, жена Романа Всеславича, постриглась здесь под именем Евфросинии, сначала выпросила у епископа позволение жить при соборной Софийской церкви в голубце, где проводила время в списывании книг, продавала их и выручаемые деньги раздавала нищим, потом основала свой монастырь при церкви св. Спаса, где постригла родную и двоюродную сестру (дочь Бориса Всеславича) и двух племянниц; наконец захотела видеть Иерусалим, где и скончалась в русском Богородичном монастыре. Но не одни княжны и вдовые княгини постригались в полном здоровье; встречаем и князя, произвольно оставившего волость и постригшегося в Киево-Печерском монастыре: то был известный уже нам по летописи Святоша, или СвятославНиколай Давыдович черниговский. Три года пробыл он в поварне монастырской, работая на братию, рубя дрова и нося их на своих плечах с берега в монастырь; потом три года служил привратником, наконец перешел на службу при трапезе. По окончании искуса перешел жить в свою келию, при которой развел сад, и никогда во всю жизнь не видали его праздным, но всегда имел он в руках какое-нибудь дело, питался он постоянно одною монастырскою пищею. Для содержания своего монастыри уже в то время имели недвижимые имущества, так, например, князь Ярополк Изяславич дал Киево-Печерскому монастырю три волости; дочь его дала пять сел и с челядью; Ефрем епископ суздальский дал тому же монастырю двор в Суздале с церковию св. Димитрия и с селами. До нас дошла в подлиннике грамота великого князя Мстислава Владимировича (1128–1132 г.) новгородскому Юрьеву монастырю на волость с данями, вирами и продажами и на некоторую часть княжеских доходов. От конца XII века дошла до нас подлинная вкладная грамота преподобного Варлаама Хутынскому монастырю на земли, рыбные и птичьи ловли. Должно думать, что всякий постригавшийся, если имел состояние, приносил какой-нибудь вклад в монастырь движимым или недвижимым имуществом, кроме того и другие набожные люди давали в монастыри деньги и разные другие ценные вещи; раздавать милостыню по монастырям было в обычае у князей: Глеб Всеславич полоцкий дал Киево-Печерскому монастырю 600 гривен серебра и 50 золота, по его смерти жена его дала 100 гривен серебра и 50 золота.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Преп. Арсений трудолюбивый никогда не был праздным, а всегда – то молился, то выполнял монастырское послушание; пищи никогда не принимал прежде захождения солнца. Преп. Евфимий схимник жил чисто и безмолвно, подражая добродетелям великих святых. Кальнофойский пишет, что ременным крестом преп. Евфимия благословляются приходящие к нему, и некоторые больные получают исцеление. По древнему известию, он с тех пор, как облекся в схиму, ни с кем не говорил ни слова: пищи вареной никогда не вкушал, а только одно суровое зелье. Преп. Тит воин, будучи на войне, смертельно был ранен в голову, вследствие чего оставил военную службу. Немного оправившись от болезни, он пришел в печерский монастырь и был принят в число иноков; постригшись, он усердно подвизался в посте и молитве, воюя с невидимым врагом – диаволом; усердными молитвенными слезами он снискал у Бога такую благодать, что ему еще при жизни было возвещено об отпущении его грехов. Преп. Ахила диакон не только никогда не вкушал вкусной пищи, приправленной или вареной, но и суровой ел мало; пищею ему служила просфора, вкушаемая раз в неделю. При таком посте «он был тверд в молитвенных бдениях». Препп. Паисий и Меркурий живя между собою в неразлучной братской любви и единомыслии, непрестанно просили Бога о том, чтобы Он не разлучил их друг с другом ни в сей жизни, ни в будущей. И Господь дал им по молитве и вере их: на земле они жили всегда в одной кельи и по смерти были положены в одном гробе. Ныне, неизвестно с какого времени, они почивают в особых раках друг против друга, по обоим сторонам пещерного коридора. Преп. Макарий диакон, будучи больным ребенком, обещан был Богу, если выздоровеет, и, по выздоровлении, отдан был печерским отцам; обученный в монастыре всему доброму удостоился монашества и диаконства, в каковом сане еще усерднее служил Богу в посте и молитве, так что сподобился дара чудес. Преп. Пимен постник был игуменом печерского монастыря с 1132 года до 1141 года; при нем подвизались св. князь Николай Святоша, преп. Спиридон и Никодим.Он имел от Господа ту благодать, что вкушал еду только один раз в неделю и то весьма мало и никогда не ослабевал от поста и труда в монастырских послушаниях: днем он молол в жерновах, носил дрова для братии, а ночью подвизался в молитвах.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный Алимпий иконописец. Научившись иконному искусству от греческих мастеров, расписывавших Великую печерскую церковь, он принял пострижение при игумене Никоне и бесплатно писал иконы для игумена, для братии и для киевских церквей. Если же случалось, что брал от кого-либо плату за свой труд, то часть полученного отдавал нищим, другую употреблял на материалы для иконного писания, третью — на свои нужды. Ночи проводил большею частию в бдении и молитве, днем постоянно занимался рукоделием. За свои добродетели возведен был в сан пресвитера и прославлен от Бога даром врачеваний, который и употреблял на пользу ближних . Преподобный Иоанн многострадальный. Он представляет собою образец самой усиленной борьбы с похотью плоти. Томимый этой плотью, он сначала, по вступлении своем в монастырь, оставался по два и по три дня без пищи, а иногда и целую неделю ничего не вкушал, изнурял себя жаждою, лишал себя сна ночью и в таких страданиях провел три года. Но, не находя себе покоя, он удалился в пещеру Антониеву и еще тридцать лет боролся с мучительною страстию, усугубил свое бдение и пост, надел на себя тяжкие железные вериги, измождал себя стужею и голодом. Когда и это оказалось недостаточным, выкопал глубокую яму, влез в нее, засыпал себя перстью по плеча, так что только голова и руки оставались свободными, и в этом состоянии провел целый Великий пост. Наконец, Господь услышал многострадального и по молитвам другого великого девственника Моисея Угрина, которого мощи покоились в той же пещере, даровал Иоанну победу над страшным врагом и покой душевный . Преподобный Николай Святоша, сын черниговского князя Давида Святославича, в мире Святослав—Панкратий. Это был первый из русских князей, добровольно принявший в 1106 г. иночество в Печерской обители. Здесь сначала он проходил разные послушания: три года работал на братию в поварне, сам рубил дрова, носил с реки воду на плечах своих и приготовлял пищу, еще три года стоял у врат монастырских как страж, не отходя никуда, кроме церкви, отсюда взят был служить при трапезе и своим усердием приобрел общее благоволение. После таких подвигов послушания преподобный должен был по совету игумена и всей братии поселиться в келье и заботиться только о собственном спасении. Он повиновался, и никто никогда не видел его праздным; своими руками он насадил пред своею кельею небольшой сад и постоянно занимался каким-либо рукоделием, имея на устах молитву Иисусову. Не вкушал ничего, кроме общей монастырской пищи на трапезе, и не имел у себя никакой собственности. Если же иногда получал что от своих сродников, немедленно раздавал все нищим и на устроение церкви, в которую пожертвовал и многие свои книги. Блаженная кончина князя-инока последовала в 1142 г. (октября 14) и на погребение его собрался едва не весь Киев .

http://sedmitza.ru/lib/text/435810/

Примеры и заветы этих благотворителей вошли в обычай в большей части наших монастырей, где милостыня раздается и поныне, хотя и не с такою щедростию, как в прежние времена. При св. Феодосии обитель Киево-Печерская была еще бедна: случалось, что келарь не мог ничего дать братии на трапезе. Между тем, преп. Феодосий построил даже особый двор, на котором и кормил бедных. Для них отделял он десятую « часть монастырских доходов и каждую субботу посылал воз с хлебом в темницу. Николай Святоша получал от своих родственников князейи деньги и подарки, но все их раздавал нищим и странникам или на украшение церквей. Преп. Дионисий Глу шицкий во время голода велел раздавать бедным хлеб из монастыря. Запасы скоро истощились, и братия роптала на игумена, но он, сделав ей наставление, продолжал оказывать помощь. Преп. Корнилий Комельский также во время голода раздавал хлеб голодающим. Донесли ему, что некоторые приходили за помощью по нескольку раз; преподобный не обратил на это внимания и велел продолжать раздачу хлеба всем без различия. Совершенно так же поступали в трудные годы и другие подвижники, например, Кирилл Белозерский, Григорий Вологодский, Пафнутий Боровский (1 мая). Наряду с милостыней, иноки-благотворители прославились добродетелью странноприимства. Принять странника – одно из добрых дел, за которые, по преимуществу, обещал Спаситель праведникам Царство, уготованное им от создания мира ( Mф. XXV, 34 ), а в Русской земле в течение долгих веков ее неустройства и всяких напастей много было бедного люда, не имевшего куда приклонить голову; да и позднее и теперь из одного конца ее до другого тянутся тысячи странников, для которых теплый угол и кусок хлеба являются в пути истинным благодеянием. В 1512 году, во время сильного голода, к обители преп. Иосифа Волоколамского (9 сентября), по обычаю, со всех сторон стекались неимущие. Преп. Иосиф построил странноприимный дом; до пятидесяти человек приняты были в него на содержание, и множество бедных, странников, больных получало временное пристанище, пищу, одежду; ежедневно от шести и до семи сотен человек и получали здесь обед во все время голода.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Ряд святых Русской Церкви начинается равноапостольной княгиней Ольгой. Княгини прежде князей принимают на себя иго иночества. Из княжеского рода прежде всех постриглась в иночество супруга великого князя Ярослава Ирина, в иночестве св. Анна. Второй инокиней, но первой девственницей из княжеского рода была блаженная Анна, дочь великого князя Всеволода. Она постриглась в 1086 году, тогда как первым добровольным иноком из князей был святой Николай Святоша, поступивший в иноческую обитель в 1106 г. Магдалина прежде апостолов посетила гроб Спасителя и видела Его воскресшим. Таковы жены! Отец благоверной Анны, великий князь Всеволод Ярославич, по словам летописи, «с детства любил Бога и правду, оделял бедных, чтил епископов и священников, особенно же черноризцев». Он любил образованность, говорил на пяти языках иностранных. Мать Анны была греческая царевна, дочь императора Константина Мономаха; ее благочестие доставило России неоцененное сокровище — св. мощи вмц. Варвары. Брат Анны Владимир Мономах своими добродетелями приобрел такую любовь народа, что и поздние потомки его пользовались ее теплотой. Он любил монашество и ясно понимал значение его. В такой–то семье родилась и воспиталась благоверная Анна. Под благотворным влиянием ума и благочестия она образовала из себя образец девственной красоты — честь и славу княжеского дома. По нежнейшей любви родителей она называлась уменьшительным именем — Янкою, по нынешнему —Аннушкой. Благоверная княжна, с юных лет возлюбив Господа, предпочла девство всем наслаждениям светской молодой жизни, и не напрасно. «Девство, — говорит Антоний Великий, — подобие Ангелам, духовная и святая жертва, великий дар Божий, залог будущего наследия в Небесном Царстве». Князь Всеволод построил каменный храм апостола Андрея и при нем монастырь; княжна Анна посвятила здесь девство свое Господу. Это было в 1087 г. Вслед за тем приняла она обитель в свое ведение и употребила меры к ее внешнему и внутреннему благоустройству. Св. Анна ревностно занималась обучением закону Божию и грамоте девиц, для которых было устроено первое в России училище при ее монастыре.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Свт. Нифонт, еп. Новгородский, среди псковских святых в молении. Фрагмент иконы «Псково-Покровская Божия Матерь». Нач. XVII в. (Троицкий собор Пскова) Неск. миниатюр (Лаптевский том. F. IV. 233) в цикле подробно освещают последнее пребывание Н. в Киеве и чудесное видение ему в тонком сне, когда святителю было дано увидеть себя в храме Киево-Печерского монастыря. Текст, к к-рому относятся миниатюры, восходит к Ипатьевской летописи, он может включать сведения из Кассиановских редакций Киево-Печерского патерика (60-е гг. XV в.). Рассказ открывается миниатюрой (Л. 109), на к-рой Н. показан 5 раз: выезжающим из Новгорода, въезжающим в Киев, ожидающим там митр. Константина и тут же - стоящим рядом с ложем на молитве и спящим, причем начиная с эпизода молитвы и сна и далее до конца святитель изображается с нимбом. В тексте при миниатюре имеется важное упоминание, что видение было за 3 дня до кончины Н. Следующая миниатюра (Л. 109 об.) иллюстрирует само видение. Если в Ипатьевской летописи Н. рассказывает о себе в этом видении как о стоящем на «Святошине месте» в церкви Киево-Печерского монастыря, то в тексте Лицевого летописного свода это место названо подробно: «...на месте блаженного князя инока Николы Святоши». Оказавшийся в монастырском храме во время службы Н. молился Пресв. Богородице, «дабы видел преподобного игумена Феодосия». На миниатюре совмещено неск. эпизодов: на фоне 5-главого храма, с арками и со сводчатыми перекрытиями, перед крупным изображением иконы Божией Матери в изводе Дексиократусы (с Младенцем на правой руке; Младенец Христос благословляет Мать, а Она касается Своей правой рукой Его десницы) стоит слева молящийся Н. Справа от него - группа иноков, один из братьев, в черном клобуке и с нимбом (вероятно, прп. Николай Святоша), протягивает руку, собираясь вести Н. (согласно тексту, Н. явился некий брат («сбирающися много братее в церкве и приступив един рек ми…» - Ипатьевская летопись//ПСРЛ. Т. 2. 1908 (2-е изд.). Стб. 483)). В правой части миниатюры тот же инок, оборачиваясь к Новгородскому владыке, подводит его к прп.

http://pravenc.ru/text/2577705.html

Святители делали это по долгу пастырского служения своего, а простые иноки-подвижники – исполняя заповедь Христову, обещающую блаженство миротворцам. Князь инок Николай Святоша помирил князей черниговских, враждовавших с братьями великого князя киевского Всеволода. В XIII веке ростовские князья Димитрий и Константин отняли княжество Белозерское у князя Михаила, но затем поссорились между собою и уже готовы были начать войну; тогда вступился в дело свт. Игнатий, епископ Ростовский (28 мая), и кроткими увещаниями уговорил братьев не только примириться между собою, но и возвратить отнятый удел князю Михаилу. Свт. Арсений, епископ Тверской (2 марта), с большими усилиями утишил раздор между князьями братьями: кашинским – Василием Михайловичем и тверским – Иваном Михайловичем. Кротость и миролюбие – отличительная черта Церкви Православной; примирение враждующих – общая добродетель ее служителей. Этим святым делом подвижники наши не только приобрели себе славу «сынов Божиих» по заповеди Спасителя, как миротворцы, но и много послужили земле родной. От вражды и нестроения больше всего терпело государство Русское, и святые миротворцы сохраняли в нем те силы, которые впоследствии его так возвеличили и укрепили. Широкое поле для всякого рода трудов предоставляла жизнь мирская тем подвижникам, которые избирали себе подвигом миссионерство. Хотя большая часть земли русской крестилась одновременно с князем Владимиром, но многие племена на востоке и на севере долгое время не слыхали учения Христова и в течение целых столетий нуждались в проповедниках Евангелия. С первых веков и до настоящего времени к великому Русскому царству присоединяются новые племена: сначала языческие, позднее магометанские; и много подвижников, оставляя свои тихие обители и родные страны, забывая все опасности, шли к ним с проповедью слова Божия. На это святое дело в старое время уходили лучшие сыны Церкви Православной. Миссионерство в полудиких лесных странах соединяло в себе самые разнообразные подвижнические труды.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010