– Так едва неделю пробыл он на великокняжеском престоле. Мечты власти исчезли. Лишённый всего, оставленный всеми, томимый оковами, Игорь обратился к себе самому, к своей вечности. В прошедшем мало было у него весёлых дней, но были и дела нелёгкие для совести. Брат Всеволод, восходя на Киевский престол (1139 г.), обещал Игорю Чернигов, а отдал двоюродному брату его Владимиру; Игорь не раз брался за оружие, чтобы отнять Чернигов у Владимира, но успеха не было. В 1141 г. он и брат Святослав настойчиво требовали у великого князя Черниговских волостей отказываясь от Киевской; хотели отнять у Вячеслава Переславль, обещанный им, – но были отражены; только блаженный Николай Святоша уговорил двоюродных братьев прекратить вражду; Игорю даны были три города на Днепре, в том числе Рогачев. В 1143 г. Игорь принимал участие в войне брата Всеволода с Галицким князем, – мир заключили на том условии, что Галицкий князь будет помогать Игорю в добывании Киева, по смерти Всеволода; через год – опять война с Галицким князем, по расчётам Ольговича Всеволода, не слишком дорожившего совестью 31 . – Так проходила жизнь в тревогах суеты, в ссорах и шуме военном, – грехи плодились. Из-за чего? В душе пусто и холодно. – Отец Игоря, известный Олег, не был наставником благочестия; но в числе ближайших родичей Игоря дяди Ярослав и Давид святой жизни, двоюродный брат Николай Святоша – высокий подвижник. Было у кого учиться и благочестью. Потому-то Игорь, даже в счастливое время, среди блеска и суеты, иногда желал расстаться с тревожным светом. Теперь, под тяжестью бед и скорбей, в душе его совершилась решительная перемена. Он горько каялся в грехах прошлых; скорби души кающейся в соединении с скорбями заключения темничного истощили силы его, и он поспешил просить себе милости – отречения от мира. – «Брат! я очень болен и прошу у тебя пострижения; хотел я того, когда ещё был князем; а теперь в нужде я сильно разболелся и не думаю, что останусь в живых»; так послал он сказать от себя великому князю. Изяслав сжалился и велел передать ему: «если была у тебя мысль о пострижении, то ты волен; а я тебя и без того выпускаю для твоей болезни».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Наконец юноше удалось достигнуть Киева, но в благоустроенных монастырях не хотели принимать парня в бедной одежде без рубля за душой. Такие нравы царили в обителях, привыкших жить на богатые пожертвования, — без обильных приношений и в монастырь было не попасть. Тогда Феодосий пришел к пещере Антония и здесь принял постриг. Через несколько лет мать сумела найти сына и под землей. Но здесь уже не было ее власти. Многократно приходила она к монахам, требовала, просила, но под конец смирилась, осталась в Киеве и сама приняла постриг в одном из женских монастырей. Когда число насельников в пещерах увеличилось, преподобный Антоний предпочел поручить управление монастырем Варлааму, одному из своих учеников, а сам поселился отдельно, выкопав новую пещеру на небольшом расстоянии от старой. Так появились Ближние (Антониевы) пещеры. Названия «ближние» и «дальние» появились позднее: когда построили каменную церковь и наземные кельи, одни пещеры оказались от них ближе, другие дальше. Дальние пещеры, где осталась большая часть братии, называются еще Феодосиевыми в честь Феодосия, который стал игуменом после Варлаама. Обосновавшись в пещере, монахи избрали беспримерный образ жизни. Разумеется, история и до Антония знала многих подвижников, селившихся под землей, но они оказывались совершенно в других условиях. Горная пещера в Египте или в Сирии — это защита от жары и от ветра. Келья же, выкопанная в склоне киевского оврага, обрекает насельника на круглогодичный холод и темноту, отсутствие притока свежего воздуха. А многие еще дополнительно усугубляли себе тяготы братской жизни. Преподобный Прохор питался только лебедой, Исакий Пещерник вкушал только по одной просфоре, да и то через день, преподобный Феодосий добровольно отдавал свое тело на съедение комарам, а ночами втайне от братии бодрствовал и молился. И дело тут вовсе не в грубости средневековых нравов. Один из печерских монахов, Николай Святоша, происходил из княжеского рода. Когда, удалившись в монастырь, он стал особенно ревностно поститься, его личный врач приходил к нему со словами: «Изнуришь тело свое и в болезнь впадешь из-за такой пищи. Дивлюсь я тебе, раньше чрево твое отягощалось сладкой пищей, а теперь, сырые овощи и сухой хлеб принимая, терпит. Берегись! Когда-нибудь недуг охватит тебя всего, и ты, не имея крепости, скоро жизни лишишься, и нельзя уже мне будет помочь тебе». Но несмотря на явные «медицинские противопоказания», Святоша не щадил плоть свою, трудился, постился и совершенствовался духом.

http://pravmir.ru/peshhernyj-svet/

С древнейших времен, с IX столетия Святитель Николай Чудотворец почитался на Руси как Небесный Покровитель Верховной Власти, Державного Могущества. Киевский Князь Аскольд, убитый дружинниками Новгородского Князя Олега в 6390 году от Сотворения мира, в Святом Крещении носил имя Николай. Вскоре после мученической кончины Князя Аскольда-Николая на его могиле был возведен один из самых ранних на Руси из известных храмов, посвященных Святителю Николаю. Живший во второй половине XI - начале XII веков Князь Святослав Давидович в 6614 году от Адама принял в Киево-Печерском Успенском монастыре иноческий постриг с именем Николай. Он ныне чтится в Православной Церкви как Преподобный Князь Николай Святоша Киево-Печерский. Правда, с той поры на протяжении почти семи веков имя «Николай» в Княжеских и Царских Родах не встречается до той поры, пока в конце XVIII столетия будущий Государь Император Павел Петрович не нарек именем Николай своего второго сына, который нам известен как Император Николай I Павлович. Благодаря этому в XIX столетии имя Святителя Николая Чудотворца становится одним из самых популярных в Русской Императорской Фамилии. Так Государь Николай Павлович нарекает одного из своих сыновей. Великий Князь Николай Николаевич Старший стал выдающимся русским полководцем, наиболее прославившимся во время последней Русско-Турецкой Войны. Николаем называет своего Первенца и будущий Государь Александр Николаевич Освободитель. Великий Князь Цесаревич Николай Александрович был Наследником Престола, но умер в молодости от инфекционного менингита. Великий Князь Николай Николаевич Старший также дал своему старшему сыну имя Николай. Великий Князь Николай Николаевич Младший был Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил России в 1914-1915 годах. Но более всех в Августейшей Династии Романовых духовно прославился Святой Благоверный Царь Николай II Александрович. Сын Императора Николая I Великий Князь Михаил Николаевич также одного из своих сыновей называет Николаем. Великий Князь Николай Михайлович, расстрелянный большевиками в начале 1919 года в Петропавловской крепости, был известным русским историком.

http://ruskline.ru/analitika/2011/08/09/...

О деятельности Святослава Давидовича вплоть до его пострижения больше ничего не известно, что косвенно может свидетельствовать в пользу его пребывания у отца на Черниговской земле. По крайней мере Новгородская первая летопись (НПЛ) указывает на Чернигов как на место пострижения князя: «В то же лето пострижеся Святоша князь, сын Давыдов, в Цьрнигове, тьсть Всеволожь» (НПЛ. Стб. 19, 203). Лаврентьевский список «Повести временных лет» , не уточняя места этого события, относит его к 17 февр. 6614(1107) г.: «В то же лето пострижеся Святославь, сын Давыдов, внук Святославль, месяца февраля в 17 день» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 281). Любопытно указание НПЛ на Святослава как на тестя новгородского блгв. кн. Всеволода (Гавриила) Мстиславича , старшего сына блгв. кн. Киевского Мстислава (Феодора) Владимировича (1125-1132). Это подтверждает указания КПП на то, что до пострижения Святослав Давидович был женат и имел детей, однако их число и имена остаются неизвестны. Среди исследователей встречается мнение о том, что его супругой была дочь Святополка Анна ( Котляр. 2014. С. 726). В лит-ре дискутируется вопрос о том, являлось ли христ. имя Николай крестильным именем святого или было принято после пострижения. Первая т. зр. представляется более вероятной. Об этом кроме уже отмеченного выше факта наследования Н. мирского и христианского имен деда говорит и существование в Др. Руси практики сохранения крестильного имени при пострижении ( Успенский Б. А., Успенский Ф. Б. 2017. С. 82-90; так, напр., согласно Житию прп. Феодосия Печерского нач. XII в. (по др. мнению - кон. XI в.), имя Феодосий было дано святому при крещении; под 6714(1206) г. в Лаврентьевской летописи говорится, что супруга Владимиро-Суздальского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича (1176-1212) при пострижении была наречена своим крестильным именем - Мария (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 424)). Рассказ о монашеском периоде жизни Н. читается в древнейшей части КПП, где помещено особое повествование - слово «О князи о Святоши» (так в Арсеньевской редакции; в Кассиановской редакции - «О преподобнем Святоши, князи черниговьском. Слово 20»), написанное в нач.- сер. 20-х XIII в. еп. Владимиро-Суздальским свт. Симоном ( 22 мая 1226) для печерского мон. Поликарпа ( после 1232). Согласно КПП, первые 3 года жизни в мон-ре Н. трудился в поварне, где в течение 2 лет колол дрова, к-рые часто приходилось носить с берега Днепра, с тяжелой ношей на плечах подниматься вверх по склону. С большим трудом князьям Изяславу и Владимиру удалось уговорить брата прекратить заниматься этим делом. Тогда Н. добился разрешения, чтобы еще один год ему позволили работать на монастырской кухне. Затем на протяжении 3 лет он выполнял обязанности монастырского вратаря. На 7-м году жизни в обители местом служения Н. стала трапезная, тогда же по воле игумена и братии он построил себе келью, рядом с которой впосл. развел огород (сад).

http://pravenc.ru/text/2692185.html

13. Священноисповедник Николай, Митрополит Алма-Атинский (Могилевский; +1955, память 12/25 октября и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). В 1919-1920 гг. был Епископом Стародубским, викарием Черниговской Епархии. Город Стародуб в настоящее время входит в состав Брянской Епархии. 14. Священномученик протоиерей Александр (Левицкий; +1937, память 24 ноября/7 декабря и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). 15. Священномученик протоиерей Митрофан (Корницкий; +1937, память 24 ноября/7 декабря и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). 16. Священномученик протоиерей Варлаам (Попов; +1937, память 25 ноября/8 декабря и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). 17. Священномученик иерей Стефан (Грачев; +1938, память 25 января/7 февраля и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). 18.Священномученик иерей Алексий (Тютюнов; +1937, память 24 ноября/7 декабря и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). 19. Священномученик иерей Иоанн (Никольский; +1937, память 24 ноября/7 декабря и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). 20. Священномученик иерей Корнилий (Удилович; +1937, память 24 ноября/7 декабря и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). 21. Священномученик протодиакон Серафим (Василенко; +1937, память 30 сентября/13 октября и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). Благоверные князья: 22. Благоверный князь Давид Черниговский (+1123, память в Соборе Всех Святых, в земли Российской просиявших). В XII веке город Брянск входил в состав Черниговского княжества. 23. Преподобный Никола Святоша, князь Черниговский, Печерский Чудотворец, в Ближних пещерах (+1143, память 14/27 октября и в Соборах Волынских, Печерских, Печерских в Ближних пещерах почивающих и Тульских Святых). В XII веке город Брянск входил в состав Черниговского княжества. 24. Благоверный великий князь Игорь Черниговский и Киевский, страстотерпец (+1147, память 19 сентября/2 октября, 5/18 июня ив Соборе Тульских Святых). В XII веке город Брянск входил в состав Черниговского княжества.

http://pravicon.com/info-1882

Маттафия, вождь Иудейский, также нарушил покой субботы, ибо умертвил в субботу военачальника Антиоха, царя Сирского. И Давид с своими товарищами нарушил субботу, как читаем у Матфея (12, 3). Так должна быть истинная и праведная суббота в седьмое тысящелетие. Господь назначил для тех седьми дней по тысяще лет на каждый». Выставив затем примеры важного значения седмеричного числа, продолжает: «Виновник всего творения Иисус праведный. Он называется Словом… Сие Слово, когда создало свет, называется Мудростью; когда – Небо, – Разумом; когда землю и море, – Советом; когда образовало человека, Благочестием… Кто, наученный закону Божию, полный Духа Святого, не изумляется душою, что Архангел Гавриил благовествовал Деве Марии в тот же день, в который змей прельстил Еву, – в тот же Святый Дух осенил Деву Марию, в который создан свет; жил Он во плоти в такие же дни, в какой созданы земля и вода?.. Пред иудеями доказал Он человечество Свое, когда алчет, жаждет, принимает пищу и питье, когда ходит и удаляется, когда спит, когда ходит ногами по бурной воде и повелевает ветрам, исцеляет больных, выправляет хромых, возвращает зрение слепым и слух глухим». День третий Преподобной княжны Анны Всеволодовны Ряд святых Русской Церкви начинается равноапостольною княгинею Ольгою. Княгини прежде князей принимают на себя иго иночества. Из княжеского рода прежде всех постриглась в иночество супруга великого князя Ярослава Ирина, в иночестве святая Анна. Второю инокинею, но первою девственницею из княжеского рода была блаженная Анна, дочь великого князя Всеволода. Она постриглась в 1086 году 815 , тогда как первым добровольным иноком из князей был святой Николай Святоша, поступивший в иноческую обитель в 1106 году. Магдалина прежде апостолов посетила гроб Спасителя и видела Его воскресшим. Таковы жены! Отец благоверной Анны великий князь Всеволод Ярославич, по словам летописи, «с детства любил Бога и правду, оделял бедных, чтил епископов и священников, особенно же черноризцев, воздерживался от пьянства и похоти; потому и был нежно любим отцем своим» 816 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Уповающий на Господа «достойнее изо всех скорбящих». Как гора Сион, он «не подвигнется вовеки» (инок Фома, 9:309). Пред ним Господь пошлет хранителя – «ангела Своего» (10:385). Христианину не подобает возлагать надежду на серебро и золото, а не «на все дающего Бога» (старец Филофей, 10:437, 439), или просить во что бы то ни стало исполнения его воли, а не Божией, устрояющей все на пользу нам, «ихже мы плотнии не вемы» («Стословец», 3:8). «Лучше уповать на Господа… ведает Господь, как пропитать Свою тварь, как оборонять и спасать бедных» (блаж. Николай Святоша, 22:163). Лучше предать себя в волю Божию, ибо «если Бог кому не благоволит, то не сможет человек исполнить своего замысла» (Хронограф 1512 г. 10:383). Не должно впадать в уныние, а тем более в отчаяние, даже тогда, когда совершен какой-либо грех , ибо милость Господня велика: Он помогает человеку очиститься, стать на путь добра, милует его (св. Кирилл Туровский , 1:119). «Согрешили мы, Господи, совершили перед небом и перед Тобою», – каялись, молились православные люди в день печали, но не теряли надежды: «Ты, Владыка, не хочешь погубить творение рук Твоих и не жаждешь погибели людской, но хочешь, чтобы все спаслись и обратились к истине. Поэтому-то и мы, недостойные, будучи созданием и творением Твоего Божества, не теряем надежды на твое спасение и, уповая на Твое беспредельное милосердие, припадаем к Тебе, и следуем за Тобой, всем сердцем молим и жаждем («ищем») милости Твоей. Пощади, Господи, пощади» (9:247). Преподобный Сергий Радонежский, наставляя братию надеяться на Бога, учил: «Зачем скорбите, братия? Зачем смущаетесь? Уповайте на Бога; ведь написано: «Посмотрите на древние роды и увидите: кто уповал на Бога – был постыжен когда-либо? Или кто верил в Господа – посрамлен был? Или кто пребывал в страхе Его – и оставлен был? Или кто призвал Его – и не был услышан и призрен был Им?» Ведь Господь говорит: «Не Я ли есть податель пищи…» Ни о чем бесполезном не нужно заботиться, но следует уповать и взирать на Бога» («Житие», 8:345, 351; см. также «Поучение Феодора Студита о том, еже не отчаятися своих ради грехов Божия милости», 2:79–80; «Повесть о Тимофее Владимирском» – священнике, впавшем в великий грех , 10:59–67).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Успенский собор Елецкого мон-ря. 10-20-е гг. XII в. 1670-1674 гг. Фотография. 2007 г. Вероятно, Е. м. был духовным центром княжества, и городская знать заботилась о благосостоянии обители. По свидетельству архим. Иоанникия, при ремонте Успенского собора Е. м. в 1670-1674 гг. были обнаружены неск. захоронений «без сомнения або яких князей або панов руских». По преданию, сын черниговского кн. блгв. Давида Святославича кн. черниговский прп. Николай Святоша в юности посещал обитель и любил молиться в юго-зап. углу Успенской ц., там, где впосл. устроили часовню-«келью» во имя прп. Николая Святоши. Разоренный войсками Батыя в кон. 30-х гг. XIII в. Е. м. находился в упадке, но иноческая жизнь продолжалась в пещерах. После включения Чернигова в состав Московского вел. княжества в нач. XVI в. началось восстановление Е. м., по словам архим. Иоанникия, в обители «мешкали иноки московские». Архим. Иоанникий называет несколько имен настоятелей Е. м.: архимандритов Нифонта, Адриана, Ионы, Герасима, Никифора, Серапиона (Высоцкого). Со слов современников - престарелых монахов и мещан Иоанникий сообщает: «Купола были мурованые на церкви Елецкой, накрытые досками дубовыми и смолою засмоленные. А монастыр был палями вокруг оставленый так, як теперь замок Черниговский, и келий около церкви были и монахи мешкали». В мон-ре находились колодец и огромный колокол на 2 столбах, малые же колокола были установлены на колокольне. Во время Ливонской войны 1558-1583 гг. загородный Е. м., расположенный за чертой основных оборонительных сооружений, разорялся. В 1610-1611 гг. при нападении на Чернигов польских войск под командованием киевского подкомория Самуила Горностая деревянные постройки Е. м. были сожжены, купола Успенской ц. обрушились, причем, по словам архим. Иоанникия, главный купол рухнул с таким грохотом, что «по всем Чернигове люди чули». Висевший на столбах великий монастырский колокол поляки хотели увезти в Любеч, «але взяти мнозтву людей не дался, з мисца не могли жадною мирою того звона порушити».

http://pravenc.ru/text/189789.html

Теперь Лавра — отдельный духовный город. В ней есть почта, гостиница, пекарня, издательство, больница. Кстати, самая первая на Руси больница появилась именно здесь — в начале XI века князь Николай Святоша (первый князь на Руси, ушедший в монастырь) заложил рядом с надвратным Троицким храмом больничный двор для недужных и немощных монахов. Впоследствии этот двор стал монастырем в монастыре. В Лавре почти все «первое на Руси»: первый «безмездный» врач (св. Агапит, на раке которого всегда цветы в знак благодарности за исцеления), первый историк (св. Нестор летописец), первый русский иконописец (св. Алипий). Сейчас Лавра разделена на Верхнюю и Нижнюю территории. Разделение это естественно, за счет расположения построек Лавры на террасах разного уровня. На территории Верхней лавры находятся самые большие храмы: Великая (престольная) церковь Успения Богородицы и трапезная церковь Преподобных Антония и Феодосия Печерских, где богослужения совершаются регулярно. Вход на территорию Верхней лавры по билетам, так как это музейный комплекс. Можно купить билет с экскурсией. В Успенском соборе продается очень хороший справочник-путеводитель, изданный издательством Киево-Печерской лавры к двадцатилетию возрождения монашеской жизни в Лавре. Телефон Киево-Печерской лавры: +38 044 280-46-27, www.lavra.ua, Адрес: ул. И. Мазепы, д. 25. И мертвые ответили: «Христос Воскресе!» На Нижней территории Лавры располагаются лабиринты Ближних и Дальних пещер, где почивают мощи 120 Киево-Печерских святых XI-XX веков. Мощи святого Ильи Муромского покоятся в Ближних пещерах. Как и многие святые мощи, они нетленны. Преподобного Илью из Мурома часто ассоциируют с былинным героем — богатырем, однако однозначных данных на этот счет нет. В Печерском патерике (главном письменном источнике лаврской истории) богатырь Илья не упомянается Экскурсия по пещерам потрясает. Представьте, что вы оказались внутри древнего ящика-мощевика. Сверху захлопнули крышку, и вот вы бродите между святынь в полумраке, освещая себе путь одной лишь свечкой. Свеча в руке тает, душно. Плывешь в свечном тумане мимо гробов с мерцающими покровами. «Выпустите!» — кричит разум, неожиданно почуяв первые признаки клаустрофобии. Но душа говорит: «Терпи! Вникни, помолись этим людям, лежащим в раках. Они живые имели такую веру в Бога, что сейчас могут, мертвые, наполнить тебя ею доверху». Да что говорить, они и сейчас кажутся живыми.

http://pravoslavie.ru/55346.html

III. Блаженный Иероним хотя и имел степень пресвитера, но на самом деле оставался простым монахом, считая себя недостойным служить у Престола Божия. IV. Император Феодосии Великий, по требованию Амвросия Медиоланского , совершает публично покаяние при вратах храма. Константин Великий , смиряя в себе чувство владыки всего мира, на Первом Вселенском Соборе не садился на трон, а стоял из уважения пред собравшимися отцами Церкви. V. Преподобный Святоша (уменьшительное от имени Святослав), князь Черниговский, в иночестве Николай (Никола), был сын Давида и внук Святослава. И помыслил он, как обманчиво все в суетной этой жизни и что все земное протекает, проходит мимо, а будущие блага непреходящи и вечны, и бесконечно Царство Небесное, приготовленное Богом любящим Его. И оставив княжение, и честь, и славу, и власть, и все то ни во что вменив, он пришел в Печерский монастырь и сделался иноком. Это было в лето 1106 года февраля 17-го дня. Все бывшие при нем черноризцы признают его добродетельное житие и послушание. Три года пробыл он на поварне, работая на братию; своими руками колол дрова для приготовления пищи, часто даже носил их с берега на своих плечах, и с трудом братья его, князья Изяслав и Всеволод, удерживали его от такого дела. Однако этот истинный послушник просил и молил, чтобы ему еще хотя с год поработать в поварне на братию; после же этого приставили его к монастырским вратам, так как во всем он был искусен и совершенен. И пробыл он тут три года, не отходя никуда, кроме церкви. Оттуда велено ему было перейти служить на трапезе. Наконец, волею игумена и всей братии принужден он был иметь свою келью, которую сам и построил. И доныне эту келью зовут Святошиной, также и огород, который он ископал своими руками. Говорят также об этом блаженном Святоше, что никто никогда не видал его праздным; всегда в руках у него было рукоделие, чем он и зарабатывал себе на одежду. На устах его постоянно была молитва Иисусова: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!» Никогда не вкушал он ничего иного, кроме монастырской пищи, хотя он и много имел, но все то отдавал на нужды странным и нищим и на церковное строение. Книг его и доныне много в монастыре Печерском.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010